Педагогический прикорм модная идея или разумная альтернатива?
«Не бойтесь, что ребенок останется голодным». Педиатр о прикорме, идеальной еде и перекусах
Когда начинать давать малышу взрослую еду и какую именно? Как сделать так, чтобы ребенок не стал сладкоежкой? Страшно ли то, что дети не доедают и вечно оставляют в тарелке пару ложек? Как сделать, чтобы школьник полюбил брокколи? Детское питание — пожалуй, самая излюбленная тема всех родителей. Да к тому же и самая противоречивая: мнений по каждому вопросу — десятки. И все разные. О еде полезной и вредной, а также о новых подходах в детском питании TUT.BY поговорил с врачом-педиатром высшей категории, заведующей Детским медицинским центром «Лодэ» Натальей Егоровой.
«В 4 месяца ребенок уже готов есть другую пищу»
— Во все времена кормили детей по-разному. Наши бабушки, например, уже в два-три месяца давали соки. Лет 10−15 назад совсем маленьким деткам давали скобленое яблочко, а в полгода и взрослый супчик могли перетереть. Сейчас молодые мамы, особенно если ребенок первый, наоборот, не торопятся с прикормом. Почему все так меняется и как правильно?
— Действительно, еще в 1980-е годы прикорм у нас вводили с месяца и начинали с соков. Недоношенным детям их давали и вовсе с трех недель. Объясняли это тем, что детям не хватает железа, кальция и магния. Еще лет 15 назад на всех импортных баночках с детским питанием было написано «с 9 недель». Постепенно сроки прикорма сдвинулись, и этому есть научное обоснование. В исследованиях, проведенных в 90-х годах, было показано, что детям, находящимся на грудном вскармливании, фруктовые соки не следует вводить ранее 4-го месяца жизни. Более раннее введение соков не влияет на удовлетворение потребности детей в витаминах и минеральных веществах, но нередко может привести к аллергическим реакциям и нарушениям со стороны ЖКТ.
Кстати, сейчас подходы к введению прикорма снова изменились. Например, в феврале на конгрессе педиатров России, где было много и европейских специалистов, заявили, что первый прикорм рекомендуется вводить в 4 месяца. Причем независимо от того, на грудном вскармливании ребенок или на искусственном.
— Так рано?! Многие мамы считают, что до полугода этой темы вообще не существует, малышу достаточно молока или смеси…
— В 4 месяца ребенок уже физиологически готов есть другую пищу. Более того, ему может не хватать цинка и меди, так как на 4-м месяце лактации в женском молоке существенно снижается содержание этих микроэлементов. Чем позже вводится прикорм, тем сложнее приучить ребенка ко взрослой еде. Так что затягивать не стоит. А вот уже что именно давать — зависит от конкретного ребенка. Какой он по физическому развитию, как он набирает массу тела, как он справляется с перевариванием пищи.
— Так значит, бабушки, которые пытаются накормить младенца яблочком, правы?
— Не совсем. Сейчас фрукты начинают вводить позже. Первый прикорм — это или овощи, или каша. Здесь все традиционно: если есть дефицит массы тела, то начинают с каш, если нет — с овощей. В каждом конкретном случае лучше всего, конечно, проконсультироваться с педиатром.
«Не стоит давать рыбу ребенку до года»
— Недавно читала историю белоруски, которая попала на прием к итальянскому педиатру. По его мнению, она малыша просто голодом морила. Там детям рано начинают давать рыбу, макароны — словом, взрослую еду, а не безвкусные пюре.
— Подходы к рыбе тоже меняются. У нас принято вводить ее с года. Но зарубежные специалисты сейчас советуют начинать давать рыбу с 8 месяцев. Но я бы не торопилась. Сложно проверить, где эта рыба плавала и не накопила ли она вредные вещества. В той же Италии, думаю, возможностей купить качественную свежую рыбу больше. К тому же нельзя забывать про особенности национального питания. Дети еще в утробе матери привыкают к тому, как питаются взрослые, у них формируется определенный обмен веществ.
Именно поэтому, кстати, тема питания беременной женщины так же важна, как и тема детского питания. А то у нас часто думают: раз еще не родила, так на последних месяцах поем мандаринок или шоколада, а потом дети рождаются уже с аллергической сыпью.
— Еще одна модная тема последних лет — педагогический прикорм, когда ребенку не готовят отдельно, а дают попробовать взрослую еду во время семейных трапез. Считается, что так ребенок узнает новые вкусы и учится жевать. В остальное время малыш ест грудное молоко или смесь.
— Я считаю, что ребенка до года все-таки нужно кормить отдельно. Любая новая взрослая еда, даже в небольшом количестве, может вызвать срыв в пищеварительной системе. Определить в таком случае, что стало причиной аллергии или плохого стула, очень сложно. К тому же не вся наша еда полезна маленькому ребенку в принципе. Например, как мы готовим щи для ребенка, когда он подрос? Бросаем овощи в кастрюлю и варим. А для себя? Чтобы было вкуснее, овощи немного пассеруем. А это уже жир, который ребенку совсем не нужен. То же самое касается соли и перца. Так что не надо торопиться: правильное вскармливание — это залог будущего здоровья.
«Идеальная еда для ребенка — сезонные овощи с грядки»
— Со временем менялось не только отношение к детскому рациону, но к процессу готовки. Недавно мне попалась в руки книга о детском питании еще 50-х годов. Там рецепты, которые сложно себе вообразить современной маме. Один только пудинг из телячьих мозгов, которые нужно полдня вымачивать, чего стоит! Обязательно ли готовить ребенку самому или лучше купить готовые баночки с овощами-фруктами, где все уже качественное и проверенное?
— Баночки — это современный подход к введению прикорма. Приготовленные промышленным производством овощи по степени измельчения делятся на 3 вида: гомогенизированные, специально разработаны для детей с 4 месяцев для введения первого прикорма, протертые — с 6 месяцев и крупноизмельченные для малышей с 9 месяцев. Ошибочно думать, что такие продукты содержат большое количество витаминов. К сожалению, большая часть этих полезных веществ разрушается в процессе стерилизации консервов, поэтому в процессе производства их обогащают ими дополнительно. Но когда прикорм уже введен и ребенок привык к более густой пище, то овощи лучше варить свежие. Идеальная еда для ребенка — бабушкины сезонные овощи с грядки. Конечно, готовая еда, которую нужно только подогреть, экономит время, мама может больше времени уделить ребенку, заняться его развитием, но выбирать вам.
— Хорошо, а мясо можно из баночки?
— Для начала прикорма — можно и нужно! Но чтобы ребенок приучался есть правильно и привыкал к более густой пище, ему месяцев с 8 можно покупать кролика, индейку, варить небольшими кусочками. Потом на этом бульоне сварите овощи, измельчите все блендером, добавьте желток или немного сливочного масла, ближе к году можно чуточку подсолить — вот это будет идеальная еда!
Страшно ли то, что ребенок не доедает?
— Еще одна родительская проблема — ребенок не доедает. Маленьких заставляют силой. Тех, кто постарше, — уговаривают в стиле «ложечка за маму, ложечка за папу», совсем большим можно и пригрозить: «Пока суп не доешь, гулять не пойдешь». Так ли страшно, что ребенок не доедает?
— Организм ребенка возьмет ровно столько, сколько ему необходимо для роста и развития. Ребенок не машина, он так же, как и взрослый, в разное время суток хочет есть по-разному. Когда-то больше, когда-то — меньше. Не бойтесь, что ребенок останется голодным. Если он захочет есть, он у вас эту еду выпросит в любом возрасте.
Я бы сказала так. Если ребенок не доедает, но укладывается в физиологические нормы, то оставьте его в покое! Но если есть дефицит массы тела, то нужно разбираться, что происходит, сходить к педиатру или гастроэнтерологу, а не пихать еду силой. А у нас культ еды приводит к тому, что мамы начинают с младенчества кормить ребенка каждые 2 часа, а потом это выливается в то, что появляется много детей с избыточной массой тела.
— У нас сейчас в моде ЗОЖ, родители занимаются спортом, правильно питаются. Дети стали здоровее в последние годы?
— Дети всегда разные. Но могу сказать, что в последние годы есть проблема детского вегетарианства. При этом родители даже врачам не говорят о том, что не дают детям мяса, боятся органов опеки. Но я считаю, что это ущемление прав ребенка.
«Приучите ребенка к полезным сладостям — зефиру и мармеладу»
— Вроде как пока дети маленькие, то питаются они правильно — брокколи едят, цветную капусту, кролика… А как подрастут — требуют картошку с сосиской. Как сделать так, чтобы ребенок любил овощи и рыбу, а не ел их через силу?
— Готовить и есть это самим. Другого пути нет. Пищевая культура закладывается в семье. Если родители едят на бегу, всухомятку, то и ребенок так будет есть. Ту же брокколи можно вкусно приготовить, но давайте честно признаемся, едим ли мы ее сами и как часто?
— Но ведь есть не только семья. Детский сад, школа, друзья… Да вот пришли к бабушке, а там на столе сырокопченая колбаска, которая вкуснее диетического кролика. Как быть?
— Никак. Не портите отношения с бабушкой! Пусть ребенок съест у нее сырокопченой колбасы, но домой ее покупать не стоит.
— Важный вопрос — перекусы. Сейчас уже даже для самых маленьких продают печенье, которое можно давать между основными кормлениями. Для школьников есть батончики мюсли и прочее. Нужен перекус или лучше, чтобы ребенок проголодался и потом поел уже нормально? И чем вообще перекусывать?
— Если режим и рацион питания ребенка организован правильно, то перекусы не нужны. Исключение составляют больные, спортсмены и дети с особыми потребностями.
— А как быть со сладким?
— Представить, что ребенок не будет есть конфеты, сложно. Да и зачем его этого лишать? Ведь питание — это не только процесс поставки в организм белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ, это еще и источник положительных эмоций. Сладости доставляют удовольствие детям всех возрастов. Это быстрые углеводы и источник энергии, и они тоже нужны. Но пусть ест не полкило конфет, а, например, две в день. Почитайте состав конфет, которые покупаете. Кстати, есть и полезные сладости, которые можно есть в разумных количествах без особого вреда. Это зефир и мармелад. Но чтобы ребенок это полюбил, нужно, чтобы и родители это ели. Помните, сахар и кондитерские изделия — это одна из важных причин развития кариеса и избыточной массы тела. Все хорошо в меру. Поэтому они должны присутствовать в рационе детей в ограниченных количествах — не более 30−50 г добавленного сахара и 15−20 г кондитерских изделий в сутки.
Мои пять доводов за педагогический прикорм
Мама замечательного малыша, автор блога, в котором делится своим опытом и мыслями на различные темы, связанные с материнством
Фото: Madhourses /ru.depositphotos.com
Когда мой сын подрос, я оказалась перед выбором: какую систему введения прикорма предпочесть? Педагогический прикорм стал для нас идеальным вариантом: простым, нехлопотным и полезным для всей семьи.
К материнству я готовилась серьёзно: посещала курсы для будущих родителей, читала книги и журналы о беременности, родах, уходе за малышом. Почти во всех источниках прикорм рекомендовали вводить в 6 месяцев с овощей, начиная с половины чайной ложки в первой половине дня до кормления, постепенно увеличивая дозу, пока одно кормление грудью или смесью не будет заменено полностью. «Еда как лекарство», — думала я. И мне эта идея не нравилась.
А позже я узнала, что кроме этой схемы есть и другой вариант — педагогический прикорм. При нём малышу предлагают обычную еду в микродозах — это самое маленькое количество пищи, которое может поместиться у мамы между подушечками пальцев. И цель такого вида прикорма — познакомить малыша с новыми вкусовыми ощущениями, вызвать интерес к еде, привить культуру питания и сформировать правильное пищевое поведение, когда малыш ест с удовольствием и по аппетиту. Эта идея мне нравилась гораздо больше! Так я решила, что у нас будет педагогический прикорм.
Пять причин, почему я выбрала педагогический прикорм
1. Стимул перейти всей семьёй на правильное питание. Введение педагогического прикорма — отличная возможность обзавестись новой полезной привычкой. Все вредные продукты мы убрали со стола, а если очень хочется, едим их втайне от малыша. Пищу я стараюсь готовить несолёной, а свою порцию досаливаю уже в тарелке.
2. Для ребёнка не нужно готовить отдельно. Это экономит кучу времени, к тому же у меня нет соблазна перекормить его из-за того, что жалко выбрасывать приготовленное.
Источник: YouTube-канал Романа Клыкова
3. Малыш ест с нами за одним столом. Так я прививаю ему культуру питания. В нашей семье никто не танцует вокруг малыша, уговаривая его съесть «ложечку за маму, ложечку за папу». Взрослые своим примером показывают, как правильно и вкусно есть.
4. Ребёнок не будет давиться кусочками. Я очень боялась этого, поскольку читала, что так часто происходит при переводе на взрослую еду у деток, которым дают только пюрированную пищу. Я предлагала сыну микродозы новой для него еды со своей тарелки, а позже давала кусочки еды, в том числе в качестве перекусов.
Я отрезала кусочки фруктов и овощей, такие, чтобы малыш не мог целиком засунуть их в рот: четвертинку мягкой груши, банана, яблока, спелые персики, абрикосы, отварные морковку, картошку, цветную капусту, кабачок. Сын с интересом мял и возил по столу эти кусочки, но я набралась терпения и показала, что их можно подносить ко рту и есть. С самого начала прикорма мой малыш с удовольствием стачивал такие кусочки дёснами, отсутствие зубов — вовсе не помеха для знакомства со взрослой пищей. Если вдруг ребёнок откусывает достаточно большой кусочек, я вкладываю мизинец в уголок рта, раздвинув немножко челюсть, затем завожу палец за щёку и убираю кусочек. Знакомство с едой у нас всегда происходит под моим контролем.
5. Грудное вскармливание не заменяется прикормом. Я читала, что в период приучения ребёнка к «взрослой» пище в грудном молоке начинают вырабатываться ферменты, которые будут помогать организму малыша перерабатывать пищу. Со временем количество прикорма увеличилось и некоторые кормления у нас ушли, но это вовсе не цель педагогического прикорма, и происходит такое не у всех.
Как мы вводили педагогический прикорм
Начался наш путь к новым вкусам в 5,5 месяцев. У сына проснулся сильный пищевой интерес: во время завтраков и обедов мы сажали его к себе на колени или рядом в детское кресло, и он провожал глазами каждую ложку, тянулся к еде и с любопытством заглядывал нам в рот. К этому периоду у малыша уже угас выталкивающий рефлекс языка, и было решено вводить прикорм.
Я не раз задумывалась, с чего начать прикорм. По идее, начать нужно с того, к чему малыш потянется сам. Но единственное, что меня смущало в педагогическом прикорме и казалось логичным в педиатрическом, — что начинать лучше с овощей. У них менее выраженный вкус, чем, например, у фруктов или каш. И попробовав овощи после фруктов и каши, малыш может вовсе от них отказаться. Поэтому первое, что попробовал сын в моей тарелке, — это брокколи. Ему не понравилось. К слову, и мне тоже. Брокколи мы больше не ели.
Я решила, что наш прикорм будет более интуитивным и кормить сына, как и всю семью, я буду сезонными фруктами и овощами, а если нет сезонных — сыну буду давать овощи из баночки. Поэтому кроме «взрослой» еды я стала предлагать ребёнку пюре из кабачка и тыквы. В первый же день малыш съел четыре ложки пюре! Мы сразу начали прикорм по аппетиту, как я и хотела.
Меры безопасности при педагогическом прикорме
В статьях по педагогическому прикорму говорится, что нужно внимательно следить за возможными проявлениями аллергии или проблемами с пищеварением. Я очень волновалась из-за этого, но, к счастью, у нас всё прошло гладко.
Я также внимательно слежу, чтобы человек, с тарелки которого будет брать еду малыш, был здоров. Ведь ребёнок может заразиться любой инфекцией, которая передаётся через слюну. Если я заболею, то не стану есть с малышом из одной тарелки. Ещё я обращала внимание и на температуру еды: она должна быть тёплой, но ни в коем случае не горячей.
Сейчас мы едим уже практически всё: на завтрак — разные виды каш, яичный желток, на обед и ужин — мясо в виде паровых тефтелей с гарниром из овощей, а в качестве перекусов — фрукты, ягоды, творог, бутерброды с сыром, оладьи. И у нас всё хорошо: ни разу не было аллергии, не болел животик. Малыш ест с большим удовольствием и аппетитом. Ему интересно пробовать и изучать новую еду.
Я рада, что выбрала этот вид прикорма. Мы никогда не уговаривали малыша открыть ротик, чтобы съесть ещё ложечку, не развлекали во время еды. Он, как и мы, ест столько, сколько хочет. Я знаю, что он чувствует свои потребности гораздо лучше, чем мы, а потому прикорм по аппетиту и по интересу — идеальный вариант.
Педагогический прикорм: модная идея или разумная альтернатива?
Чем отличается педагогический прикорм от педиатрического? С какого возраста можно начинать педприкорм? Какие особенности и преимущества этой методики?
Педагогический прикорм, который многие современные родители считают чем-то вроде модного веяния, на самом деле, является хорошо забытой методикой естественного приобщения малыша ко взрослой пище. Издавна именно таким простым способом мамы и бабушки приучали ребенка к питанию со взрослого стола, когда грудного молока ему становилось явно недостаточно.
Педагогический прикорм – что это?
Многие молодые мамы приходят в растерянность от обилия всевозможных рекомендаций и советов, касающихся прикармливания малыша. Взять хотя бы педагогический прикорм при грудном вскармливании. Услышав такое почти научное название, одни мамочки лишь недоуменно пожмут плечами, другие ринуться изучать авторитетные мнения специалистов и их рекомендации. И лишь немногие знают, что эта методика использовалась человечеством чуть ли не с древнейших времен.
Сегодня так называется альтернатива традиционному педиатрическому прикорму. При таком способе прикармливания малыша отпадает необходимость готовить для него специальную, чаще всего, перетертую еду или покупать детское питание в баночках. За счет этого экономится и время, и финансы, а малыш сразу же включается в традиционный семейный уклад, питаясь за одним столом со взрослыми. При этом еще раз подчеркнем, данная методика подходит только тем малышам, которые находятся на грудном вскармливании.
Когда и с чего начинать педприкорм
Малыш по мере взросления начинает проявлять интерес ко всему, что его окружает, в том числе и к тому, что едят взрослые члены семьи. Специалисты и внимательные мамы отмечают, что пищевой интерес у крохи может проявляться уже в 3-4 месяца. Очень важно не пропустить этот момент, а наоборот, всячески поддерживать такие желания малыша. В дальнейшем у него будет хороший аппетит, а у мамы не возникнут проблемы, чем накормить малыша.
С чего начать педагогический прикорм? Начинайте регулярно брать малыша на кухню, пусть он присутствует на семейных завтраках и обедах, сидя у мамы на коленях, удерживает в ручке ложку.
Определить готовность малыша к знакомству с новой для него пищей можно по следующим признакам:
- ребенок уверенно удерживает предметы в руках, подносит ладошку ко рту, активно проявляет интерес к тому, что едят взрослые, тянется к маминой тарелке, пытаясь взять находящуюся в ней пищу, ему нравится находиться за столом вместе со взрослыми;
- предлагаемые мамой кусочки пищи малыш не выталкивает изо рта, а пытается жевать деснами, хотя получается это далеко не сразу;
- у ребенка не возникает аллергических реакций на новые продукты, а его пищеварительная система функционирует нормально.
Обычно все эти признаки наблюдаются у младенцев с 6-7 месяцев, именно с такого возраста Всемирная Организация Здравоохранения и рекомендует начинать прикармливание детей. Поэтому торопиться с педприкормом не стоит. До 6 месяцев все необходимое для полноценного развития малыш получает из материнского молока, при условии, что его вырабатывается достаточно.
Вот как примерно выглядит техника первого знакомства крохи с новой пищей:
- Мама собирается завтракать. Перед ней на столе стоит тарелка со вкусными и полезными продуктами. Это может быть творог, хлеб, отварные овощи.
- Ребенок находится у мамы на руках, держа свою ложечку. Поначалу малыша полностью занимает столовый прибор, затем его интересует мамина тарелка и ее содержимое, он наблюдает, как мама завтракает.
- Кроха тянется за едой. В этот момент малышу предлагается микродоза заинтересовавшего его продукта. Это в буквальном смысле мизерная порция продукта, размером с рисовое зернышко или спичечную головку.
- Малыш пробует еду. Совсем не обязательно, что ребенок съест новый продукт, вполне достаточно, что он ощутил его вкус, а значит, первое знакомство состоялось.
- Ребенок просит добавки. Вполне возможно, распробовав новую еду, малыш попросит еще. В этом случае можно дать ему 1-2 микродозы продукта за один прием пищи.
Запомните, что цель педагогического прикорма – формирование у грудничка устойчивого интереса к еде, а не его насыщение. Не пытайтесь кормить малыша насильно! Формируйте интерес малыша к пище постепенно. С самого раннего возраста приучайте его к правилам поведения за столом, прививайте культуру здорового питания.
Положительные и отрицательные моменты
Как и любая методика, педагогический прикорм имеет свои положительные и отрицательные моменты.
В числе преимуществ методики можно отметить следующие:
- Жевательные и глотательные рефлексы осваиваются малышом достаточно быстро. К тому же малыш копирует поведение взрослых за столом и обучается уверенному обращению со столовыми приборами (пока что это – ложка) и культурному поведению.
- В дальнейшем у таких детей не возникают проблемы с аппетитом и, если мама все делала правильно, то отказов от пищи не будет. Малыш будет кушать с удовольствием, без уговоров и развлечений во время кормления.
- Грудное вскармливание при этой методике остается главным в детском рационе, по крайней мере, до года.
- Адаптация ко взрослому рациону питания проходит быстро и безболезненно.
- Примерно в 9-10 месяцев мама спокойно может оставить ребенка на попечение бабушки или няни, проблем с питанием малыша у них не возникнет.
А что касается минусов, то их не так и много и, к счастью, все они временные. Итак, какие могут возникнуть трудности:
- Поначалу малыш будет выталкивать кусочки пищи языком. У него может появиться кашель. Как исправить ситуацию? Не паниковать! Возможно, кусочки пищи велики для малыша, а также он попросту еще не научился ее разжевывать и глотать.
- Аллергические реакции на новые продукты – вполне вероятны, важно выяснить, на что малютка негативно реагирует и исключить этот продукт из его рациона.
- Все малыши пачкаются за столом, пытаются играть с пищей. Это естественные явления, главное – не нервничать.
Итак, вы решили практиковать педприкорм. Малютка будет питаться за одним столом вместе с папой и мамой, а значит, питание семьи должно быть качественным и полезным: никаких полуфабрикатов, копченостей, острых и жареных блюд. Питайтесь правильно, переходите на здоровое питание!
Мнение доктора Е. Комаровского
Мнение известного педиатра Е. О. Комаровского не противоречит концепции введения прикорма, которой придерживается Всемирная Организация Здравоохранения. Комаровский считает, что до шестимесячного возраста нет необходимости вводить в рацион крохи «взрослую» еду. А рекомендации доктора, касающиеся введения новых продуктов, соответствуют традиционной схеме педиатрического прикорма.
Вместе с тем, авторитетный педиатр допускает использование педагогического прикармливания, если это удобно для конкретного младенца и его семьи. Однако после года грудное молоко должно перейти в разряд полезной пищевой добавки в рационе малыша, а его основу должны составлять полезные и качественные продукты.
Правила и принципы
Рассмотрим правила педагогического прикорма:
- Готовность малютки к получению новой пищи. Обязательно учитывайте физиологические и психологические особенности малыша. В любом случае начинайте прикорм не ранее 6 месяцев.
- Еда одинаковая для всех. Пища малыша не готовится отдельно и не пюрируется. Главное требование – здоровый рацион, полезные и качественные блюда из натуральных продуктов – рыбы, мяса, злаков, молока и кисломолочной продукции, овощей и фруктов.
- Из маминой тарелки, но своей ложкой! Предлагайте малютке микродозы продуктов только его ложечкой. Самостоятельно кушать на собственном стульчике и с отдельной тарелки малыш сможет к 9-10 месяцам или немного позже.
- Только грудное вскармливание. На весь период педприкорма грудное вскармливание сохраняется.
Педагогический или педиатрический. Что выбрать?
Деткам на искусственном вскармливании педпиркорм не подходит, поскольку задача методики – поддержание грудного вскармливания до 1-1,5 лет. Таким образом малютка получает из материнского молока ценные вещества и витамины, а также необходимые ферменты для полноценного усваивания новых продуктов питания. В адаптированных смесях таких ферментов нет. Поэтому малышам-искусственникам рекомендуется исключительно педиатрический прикорм, при котором новые продукты вводятся в детский рацион согласно возрастных норм.
Кроме того, такая методика не должно применяться у ослабленных детей, детей-аллергиков и имеющих проблемы с пищеварением. Такие детки прикармливаются согласно рекомендациям врачей.
Таблица прикорма поможет вам при введении новых продуктов в рацион крохи
На что следует обратить внимание?
Особое внимание в рамках концепции педагогического прикорма обращается на детей, склонных к аллергии. Ввиду того, что пищеварительная система ребенка еще не полностью созрела, чувствительность к пище у детей повышена, а потому аллергические реакции возникают довольно часто и без видимых причин.
Так, незначительное покраснение щечек малыша – еще не повод паниковать при введении новых продуктов в его меню. Если же ситуация ухудшается, рекомендуется полностью исключить из рациона потенциальные аллергены. Отказ от практикуемой методики прикорма рекомендован в том случае, если тревожные симптомы нарастают даже при гипоаллергенной диете.
Заключение
Что выбрать – традиционную методику прикармливания ребенка или педагогический прикорм, решать только вам. При этом не помешает проконсультироваться с детским врачом и лишний раз не экспериментировать, чтобы не навредить здоровью малыша.
Педагогический прикорм и Baby-Led Weaning
Для родителей, у которых выражение «вводить кабачок» вызывает нервное хихиканье 🙂
Альтернативные подходы к прикармливанию твердой пищей
Педприкорм и BLW (baby-led weaning) – методики ввода в рацион детей твердой пищи на базе основного вскармливания грудным молоком или смесью. Обе эти методики являются альтернативой традиционному педиатрическому прикорму. И в России, и на Западе педагогический прикорм имеет цель не насытить ребенка и соблюсти нормы в граммах, но познакомить его с пищей и культурой ее принятия.
Педагогический прикорм – отнюдь не модное веяние, скорее – возрождение старых традиций. В традиционных обществах не принято было готовить для детей отдельную пищу и тем более – особенным образом ее обрабатывать. Как и тогда, современный ребенок «на педприкорме» просто усаживается на колени к матери и свободно пробует любую еду из ее тарелки.
В семье, следующей принципам педприкорма, ребенок перестает быть объектом кормления, но становится субъектом поедания ☺. Он может выбрать красную или зеленую еду, кружочек или палочку, учится пробовать и смаковать, хватать и размазывать, знакомится со сладким, кислым, солоноватым вкусами.
В нашей стране педагогический прикорм предлагает детям микродозы практически любого продукта из родительской тарелки – кусочки размером с рисовое зернышко. При этом процессом руководит все же мама, а детский обед заканчивается вместе с родительским. Через какое-то время, если не замечено негативных реакций на продукт, ребенку разрешается съесть его в любом разумном количестве.
В Великобритании разновидность педагогического прикорма носит название Baby Led Weaning (BLW), что буквально означает «самостоятельный прикорм»*. Подход BLW также позволяет детям самостоятельно выбирать продукты, отказываться от них и регулировать количество съеденного. В изначальной концепции BLW нет места кормлению с ложки(3), хотя на практике большинство родителей успешно совмещают finger foods («еду для хватания пальцами») и самостоятельную работу ложкой с докормом со стороны мамы.
В отличие от российского педприкорма, британский BLW не требует «рисовой» дозировки: с самого начала ребенку позволено есть столько, сколько ему захочется и брать руками даже крупные куски безопасной пищи. Кроме того, авторы методики предлагают детям свободный доступ к еде вне основных приемов пищи. Таким образом, вся система западного педприкорма основана на доверии к ребенку и его инстинктам. Считается, что в результате ребенок разовьет большую чуткость к своим пищевым потребностям и сформирует здоровые пищевые привычки.
Когда можно начинать педагогический прикорм?
BLW, как и прикорм по традиционной схеме, рекомендуется начинать не ранее 6 месяцев ребенка, а также при соблюдении следующих условий:
- Ребенок сидит самостоятельно или с поддержкой, не заваливаясь на бок.
- Отсутствует выталкивающий рефлекс (когда ребенок языком выталкивает твердые предметы изо рта.
- Ребенок может ухватить двумя пальцами небольшой кусочек пищи и донести до рта (демонстрирует пинцетный захват).
- Ребенок проявляет интерес во время семейных трапез, чмокает губками и «жует» при виде еды.
Важно помнить, что «пищевой интерес», а точнее, интерес к жеванию предметов, может появиться и в гораздо более раннем возрасте, когда организм ребенка еще не готов к знакомству с твердой пищей.
Какая пища не подходит для педагогического прикорма (BLW)?
Несмотря на то, что педприкорм предполагает полный доступ к маминой тарелке, некоторых продуктов следует избегать. Сюда относятся:
- Жареная, острая, очень пряная пища.
- Соль и сахар. Избыток соли вредит еще незрелым почкам малыша и, как и сахар, искажает представление ребенка о реальном вкусе пищи, поэтому знакомиться с этими приправами следует не ранее чем с 12 месяцев жизни. Неочевидные источники соли – готовые колбасы, сосиски, сыры.
- Выпечка, содержащая маргарин.
- Сырой мед (может содержать ботулинотоксин), не давать детям до 12 месяцев.
- Готовая еда из сетей быстрого питания – по понятным причинам.
- Морская рыба с высоким содержанием ртути – рыба-меч, акула, тунец и некоторые другие сорта.
- Твердая сырая морковь, другие твердые овощи и фрукты, орехи (!) – есть риск подавиться.
Идеи продуктов, удобных для самостоятельного поедания ребенком:
- Вареная морковь (брусочки), стручковая фасоль, соцветия брокколи и цветной капусты.
- Отварной картофель, яичный желток.
- Спелые персики и сливы без кожуры, бананы, запеченные яблоки.
- Ягоды без косточек и жесткой шкурки.
- Хорошо разваренное мясо, которое можно разобрать на волокна.
- Отварные макароны разных форм и размеров.
- Отварной рис и гречка.
Один из авторов подхода BLW, врач и мать троих детей, британка Джилл Рэпли, формулирует следующие принципы самостоятельного прикорма BLW: (Gill Rapley, Guidelines for implementing a baby-led approach to the introduction of solid foods, update June 2008)
- Дождитесь, пока ребенок сможет самостоятельно сидеть, чтобы его ручки были свободны для манипуляций с едой.
- Позвольте ребенку участвовать в каждом приеме пищи, сажайте его за стол вместе с собой.
- Нарежьте продукты на удобные продолговатые ломтики-«чипсы». Оптимальный размер кусочка – так, чтобы его можно было зажать в кулачке и жевать торчащий «хвостик». Предлагайте много разных продуктов.
- Не торопите малыша, позвольте ему заниматься с едой так долго, как ему захочется. Не поддавайтесь соблазну «помочь» ему быстрее доесть.
- Не рассчитывайте на большие объемы съеденного. Скорее всего, сначала это будет примерно тот сантиметр еды, который торчит из кулачка.
- Если ребенок отказывается от какого-то продукта, предложите его в следующий прием пищи, но не настаивайте на нем.
- Лучший напиток для первого прикорма – обычная вода из чашки.
- Не расстраивайтесь при виде упавшей на пол еды.
- Не ограничивайте ребенка в грудном молоке или смеси.
- Если в семье есть случаи тяжелой аллергии на конкретные продукты – оставьте их на потом, а также проконсультируйтесь с педиатром или аллергологом.
- НИКОГДА не оставляйте ребенка одного наедине с едой!
Педагогический прикорм: схема, как вводить, с чего начать
Первый год жизни — один из самых сложных периодов в жизни человека. С момента рождения и все последующие месяцы малыш адаптируется к новым условиям. Любовь и забота родителей, а также материнское молоко играют важную роль в этом процессе. Спустя 4-5 месяцев начинается другой, не менее значимый этап — введение прикорма и адаптация к незнакомой пище, своеобразный этап взросления ребенка. Это переходное питание становится мостиком, через который малыш двигается к самостоятельной жизни отдельно от мамы.
Содержание: Скрыть
Сложности переходного этапа
Конечно, это очень непросто для младенца. Но еще сложнее маме и папе, ведь ежедневно они ищут ответ на вопрос, как и чем накормить их любимое чадо и что делать в ситуации, если малыш отказывается пробовать новую для него пищу. Врач-педиатр способен помочь родителям организовать переходное питание максимально естественным образом. Индивидуальный подход должен учитывать особенности ребенка, состояние здоровья мамы и образ жизни семьи. Единого решения не существует, различные аспекты введения прикорма до сих пор активно обсуждаются специалистами во всем мире. Однако некоторые общие подходы, а также таблицы сроков введения прикорма являются универсальными. Давайте рассмотрим современные представления о возможных формах переходного питания.
Варианты расширения рациона
Все продукты, которые используются в качестве прикорма, можно разделить на две группы:
- пища переходного этапа. Это продукты и блюда, которые обладают высоким энергетическим потенциалом и/или содержат питательные и биологически активные вещества, необходимые для нормального роста и развития малыша. То есть продукты, которые дополняют грудное или искусственное вскармливание, а затем постепенно полностью замещают его;
- пища с общего стола, или домашняя еда. Это блюда, которые традиционно присутствуют в рационе семьи, и благодаря которым малыш уже на первом году жизни начинает знакомиться со вкусом блюд за общим столом, разделяя трапезу с другими родственниками.
Педиатрический прикорм
На сегодняшний день существуют две основные схемы введения прикорма — педиатрическая и педагогическая. Первая является традиционной. Ее название связано с активной поддержкой медицинского сообщества. Эта схема является логичной и основана на постепенном введении в рацион малыша продуктов, удовлетворяющих растущие потребности ребенка. Кроме того, рекомендуется плавное изменение степени измельчения продуктов от полужидкой к пюреобразной, а затем к полутвердой консистенции. В первую очередь вводится прикорм, который компенсирует уже недостаточное поступление питательных веществ, витаминов и минералов с грудным молоком. Затем блюда прикорма постепенно вытесняют материнское молоко. К концу первого года жизни рацион включает практически все группы продуктов, которые входят в меню детей старшего возраста и взрослых.
Преимущества педиатрического прикорма
Так как дополнительное поступление питательных веществ необходимо для нормального темпа физического и умственного развития, а сама пища способствует функциональному созреванию органов пищеварения, педиатрическая схема является доминирующей. Если начать вводить прикорм в правильные сроки и определить порядок пошагового введения продуктов исходя из особенностей малыша, это благоприятно отражается на состоянии здоровья ребенка. Своевременное поступление необходимых питательных веществ повышает устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе и невосприимчивость к бактериям и вирусам. В качестве продуктов прикорма в педиатрической схеме рекомендуется использовать специализированное питание промышленного производства. Такая продукция проходит трехступенчатый контроль качества и отличается экологичностью. В отличие от блюд домашнего приготовления, в специализированных продуктах степень измельчения соответствует возрастным особенностям пищеварения, а состав такого питания обогащен витаминно-минеральным премиксом, а также другими биологически активными веществами.
Альтернативный подход
Несмотря на многочисленные преимущества педиатрической схемы, существует альтернативный вариант переходного питания — педагогический прикорм. Маленькие дети часто консервативны в своих предпочтениях к еде, поэтому нередко родители сталкиваются с негативной реакцией ребенка на введение новой пищи. Каждая мама понимает важность поступления необходимых питательных веществ, и кормление малыша часто превращается в поле битвы. Однако насильственное кормление неблагоприятно влияет на пищевое поведение в дальнейшем и может даже стать причиной нарушений со стороны нервной и пищеварительной систем. Именно это послужило предпосылками для возникновения новой схемы введения пищи (педприкорма), согласно которой малыш сам определяет, когда и что ему кушать.
Основные постулаты
Идея педагогического прикорма основана на развитии самостоятельного пищевого поведения. Существенным отличием данной схемы является не обеспечение дополнительного поступления питательных веществ, а добровольное знакомство ребенка с традиционными продуктами питания внутри семьи. Его начинают, когда ребенок уже может самостоятельно сидеть или сидеть с поддержкой, но самое главное — начинает проявлять интерес к еде, отличной от материнского молока. Как правило, это наблюдается в возрасте около 6 месяцев. Малышу не готовят отдельно, он кушает за общим столом с другими членами семьи. При этом ребенку не предлагают еду, но разрешают брать и пробовать пищу по своему усмотрению из тарелки взрослого, обычно материнской. Таким образом малыш привыкает к продуктам, которые традиционно готовятся в этой семье. Наблюдая за тем, как кушают его родные, ребенок хочет быть похожим на них, в результате чего происходит пищевое воспитание.
Методика педагогического прикорма
В питании ребенка не используются продукты промышленного производства, а домашняя еда специально не измельчается. На тарелке мамы пища представлена небольшими кусочками, размером с зернышко, а для мягких фруктов и хлеба могут быть кусочки побольше, которые малыш способен удержать в руке. Если ребенок не проявляет интереса к еде, никто не заставляет его есть. Грудное молоко является основным источником питательных веществ на протяжении всего первого года жизни, после совместной трапезы вне зависимости от количества съеденного ребенка всегда докармливают грудью. При такой схеме прикорма малыш быстро учится кушать сам, происходит стимуляция жевательного аппарата, и после года обычно наступает быстрый переход и введение в рацион крохи блюд домашнего приготовления.
Критика экспертов
Большинство специалистов в педиатрии и детской нутрициологии не видят преимуществ схемы педагогического прикорма. У этого направления отсутствуют уверенные доказательства целесообразности данного подхода. Все продукты педагогического прикорма вводятся только ознакомительно, не увеличивая питательную ценность рациона. Кроме того, в своем составе блюда общего стола содержат больше соли, сахара и специй, проходят неподходящую для ребенка кулинарную обработку. А грудное молоко не может удовлетворить все потребности растущего организма во втором полугодии жизни, даже если мама полноценно питается, и молоко вырабатывается в достаточном количестве. Это может увеличить риск появления нарушений в состоянии здоровья ребенка и снижения показателей роста и развития.
Сложный выбор
Несмотря на веские аргументы против педагогического прикорма, эта схема является популярной у многих родителей. На различных форумах мамы активно делятся своим положительным опытом практического применения основных принципов этого направления. Какая же схема прикорма является правильной? Как поступать родителям, которые хотят выбрать самое лучшее для своего ребенка, и с чего начать? Наверное, правильным будет отказаться от противопоставления этих двух схем и не искать разницу, а принять достоинства. Нельзя пренебрегать рекомендациями педиатрического прикорма, ведь недостаточное поступление питательных веществ, витаминов, минералов и пищевых волокон к ребенку в раннем возрасте может повлиять на уровень его здоровья в течение всей последующей жизни. С другой стороны, питание не должно быть связано со стрессом. В большинстве ситуаций причиной отказа ребенка от предлагаемой пищи является неправильное поведение родителей.
Простые рекомендации
Не ругайте своего привереду и не заставляйте его есть, если он не съедает столько, сколько вы считаете нужным. Еда должна быть для него удовольствием и добровольной процедурой, а не наказанием. У всех детей имеются индивидуальные вкусовые пристрастия, присматривайтесь к ним. Не стоит предлагать еду, которая малышу категорически не нравится, стремясь насильственным образом решить проблему. Лучше найти полноценную замену нелюбимому продукту, пока у ребенка не изменятся вкусы. Используйте приемы педагогического прикорма, пусть, например, малыш сначала увидит, что кашу, которую вы планируете ему вводить, кушают сама мама или старший ребенок в семье. В этом случае кроха с большей вероятностью захочет попробовать это блюдо самостоятельно. Совместный прием пищи, действительно, естественным образом стимулирует аппетит малыша, поэтому, продумав меню и ориентируясь на пищевые предпочтения ребенка, мама сможет организовать семейный обед или ужин, включив в него продукты прикорма младшего члена семьи. Доброжелательная атмосфера во время еды будет способствовать комфортному пищеварению у ребенка и сформирует положительные ассоциации с приемом пищи. Разумный подход к внедрению педагогического и педиатрического прикорма в жизнь малыша позволит сделать переход от младенческого питания к взрослой пище более плавным и естественным.