Конспект урока по русскому языку Буква Ж Звук ж
Открытый урок Обучение грамоте «Буквы Жж, звук [ж]. Составление текста по опорным словам.»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок — путешествие в город Буквоград. На уроке идет объяснение нового материала по теме «Буквы Ж,ж, звук [ж].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок обучения грамоты.
Тема урока: Буквы Жж, звук [ж]. Составление текста по опорным словам.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Вид урока: Урок – путешествие.
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Жж, развития речи, памяти, логического мышления.
- познакомить с буквой Ж и звуком [ж] ;
- учить давать характеристику звукам;
- учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой .
- развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
- развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
- развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
- воспитывать интерес к чтению;
- привитие навыков культурного общения;
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
- Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
- фронтальная работа;
- парная;
- индивидуальная
Оборудование: презентация к уроку, цветовые схемы гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков; плакат с изображением букв «Ж, ж»; учебник «Букварь», пропись № 2, смайлики, шаблоны звездочек.
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок.
Всё ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей.
К новым знаниям скорей!
-Сегодня мы снова совершим путешествие в страну Знаний и посетим город Буквоград. Но чтобы попасть в этот город, надо быть очень внимательным, активным на протяжении всего урока.
Те дети, которые в течение урока будут хорошо работать, получат похвалушки.
Чтобы снова посетить город Буквоград нужно вспомнить , какие известные нам буквы «проживают» в этом городе.
-Сколько букв в русском языке?
-А сколько звуков? Чем отличается звук от буквы?
— Посмотрите на ленту букв, и скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита?
— Как отличить гласные звуки от согласных?
(Гласные поются, а согласные не поются).
— А почему гласные живут и на 1ом и на 2ом этаже?
(На первом этаже живут гласные, которые придают твердость согласным, на 2ом гласные которые придают мягкость предшествующим согласным).
— На какие группы можно разделить все согласные звуки?
(Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие).
— А почему согласные живут и на 1ом этаже и на 2ом? Чем они отличаются?
На 1ом живут согласные буквы, обозначающие звонкие звуки. А на 2ом буквы обозначающие глухие звуки.
-Молодцы ребята. Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград».
III. Выделение звука [ж].
Сообщение темы, целей урока.
По дороге в Буквоград нас встречает мудрая сова. Она давно живёт в этом городе, много читает и поэтому много знает. Мудрая сова хочет познакомить вас с новым звуком, а вот с каким, вы узнаете, отгадав загадки.
Вяжет мама длинный шарф,
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …
Назовите первые звуки слов – отгадок. (звук Ж)
Произнесите, как жужжит жук.
— А теперь догадайтесь и попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
— С каким звуком познакомимся сегодня на уроке? Какой буквой обозначается этот звук?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой жительницей страны букв и звуков, с буквой «жэ» и звуком, который она обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
IV. Работа над новым материалом
1. Создание проблемной ситуации.
Ребята, у нас появилась проблема. Жители города Буквоградприслали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся — особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.
2.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
Еще раз произнесите звук [ж].
–Ребята как мы произносим звук Ж? Выдыхаемый воздух встречает преграду.
– Что нам мешает? (Звук Ж встречает преграду в виде языка, который располагается за верхними зубами.)
-Какой это звук гласный или согласный? Если это согласный звук, что вы ещё должны о нём рассказать?
-Как узнать какой он звонкий или глухой?
(Надеть «волшебные наушники».)
-Как узнать бывает он твёрдым или мягким? (Послушать, как он звучит в словах).
-Давайте подберем слова с новым звуком, и послушаем, как он звучит.
— Удалось ли кому-то подобрать слова, где звук [ж] звучит мягко?
-Какой вывод можем сделать? Звук [ж] всегда твердый.
-Дайте полную характеристику звука [ж].
К мудрой сове часто приходят гости с подарками.
Давайте поиграем в игру «Гости». Выделение звука [ж] в словах.
Давайте попробуем выделить звук [ж] в словах.
Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем.
Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.
-Молодцы! Вы все были очень внимательны и помогли сове встретить гостей.
— Так какой же звук [ж]? Вывод
— Ребята, сова просит вас выполнить звуковой анализ слов « жаба» и «жук ». Работаем в парах, посовещайтесь с соседом по парте и составьте звуковую схему, разделите слова на слоги.
V. Физминутка «Две половинки».
-Сова очень довольна вашей работой, самое время отдохнуть.
VI. Первичное закрепление.
1.Знакомство с новой буквой.
— Ребята! Твёрдый согласный звук [ж] обозначается на письме одной буквой.
-Кто знает, как зовут эту букву?
А зовут эту букву «жэ». (Показ буквы).
— Посмотрите на экран. Из каких элементов состоит строчная буква Жж?
— На что похожа буква Ж?
-Для открытого урока ребята готовили мини — проект про букву Ж. (выходят 3 ученика для чтения стихотворений).
Посмотри-ка: буква Ж
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Не растопит уже!
— В букву можно превратиться, буквой можно притвориться! Вокруг себя повернись и в букву Ж превратись!
Дети двигаются, изображая букву Ж.
Небольшое творческое задание.
Выложите модель буквыЖиз цветных карандашей.
-Молодцы ребята¸ спасибо за Ваш маленький проект.
-Обратите внимание на экран и скажите, какие буквы вы видите? 4 буквы Ж
Мы видим 2 большие буквы и две маленькие, 2 печатные и две письменные.
— Зачем нужны большие буквы?
(Большие буквы нужны для того, чтобы писать имена, фамилии, названия рек, городов, сел, улиц).
— Где мы встречаемся с печатными буквами?
Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах. Ими мы пишем в тетрадях.
— А вы хотели бы научиться писать букву «Ж»?
Показ буквы учителем на доске с объяснением последовательности написания:
– Начинаем писать букву с левого полуовала, как и букву Х , затем вверх ведём соединительный штрих и сверху вниз пишем наклонную черту, снизу вверх соединительный штрих и, наконец, правый полуовал, как букву С .
-Понаблюдайте глазками на написание буквы ж карандашом. Письмо в воздухе.
«Написание» буквы на левой ладони (леворукие дети – на правой).
Откройте прописи и найдите, на какой страничке живет буква «ж» — кто тише и быстрее найдет букву?
– Напишите букву Жж, сохранив параллельность трёх элементов.
-Письмо элементов на строке.
— Обведите на следующей строке все элементы строчной буквы н.
— Итак, что же узнали про эту букву?
2. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».
Букву новую узнали
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.
-Сова просит вас открыть Буквари на с.54
а) в Букваре прочитать слоги с буквой «ж».
— Какие слоги записаны на желудях? (чтение слогов)
На какой слог надо обратить внимание? Почему? (Жи пиши с гласной и)
б) Чтение слов «по цепочке» в учебнике.
— Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
— Какова тема урока?
— С каким звуком познакомились на уроке? Какой буквой обозначается этот звук?
— Охарактеризуйте этот звук.
— Что вы узнали нового?
— Какие задания вы сегодня выполнили?
— Возникали у вас затруднения?
-Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.
— Буква Ж в вашу честь, в честь своего дня рождения устраивает праздничный салют. У вас на партах лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они пока не имеют цвета. Каждый из вас должен оценить свою работу на уроке, придав звездочке цвет. Если вам легко было выполнять все задания, раскрасьте звездочку зеленым цветом, если возникали затруднения желтым цветом, Если было совсем трудно – синимцветом.
-Поднимите руки и покажите звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.
Похвалушки. Словесное оценивание учащихся.
Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,
Спасибо вам за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока.
Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик.
Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе «Школа 2100». Тема «Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф».
Урок в 1 классе по системе Л.В. Занкова разработан с требованиями ФГОС НОО. Указаны УУД, метапредметные задачи урока.
Цель: формировать навыки плавного чтения слов по слогам, предложений и коротких текстов.Задачи:повторение и закрепление изученных букв; формирование умений различать звуки на слух и в прои.
ОГКОУ «Фурмановская школа VIII вида» Открытый урок обучения грамотеТема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений». Подготовила и провела.
Урок обучения грамоте в 1 классе по программе «Начальная школа 21 век".
Конспект урока обучение грамоте «Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте «Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж» разработан в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по обучению грамоте | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по обучению грамоте 1 класс ФГОС.
Тема: Согласный звук [ ж]. Буквы Ж,ж
Цель: Знакомство с звуком [ж], буквами Ж,ж.
- дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
- способствовать развитию внимания, фонематического слуха;
- способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.
Оборудование: карточки, листы для работы в группе, 8 кругов синего цвета, 5 кругов красного цвета.
Умение ставить цели к уроку;
осмысление значения слов «буква», «звук»; формируется умение читать, осмысливать прочитанное ;строить речевые высказывания и использовать изученные правила безопасности в конкретных жизненных ситуациях.
работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать себя, границы своего знания и незнания;
вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителя..
Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.
Встаньте, подравняйтесь. Проверьте всё ли готово к уроку. Тихо садимся. – Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:
– работать дружно и активно;
– уметь слушать друг друга;
– уважать друг друга;
– внимательно относиться друг к другу;
– выслушивать ответы ребят
Проверка готовности к уроку.
-Какая буква стала нашим другом на прошлом уроке?
-Что о ней вы можете рассказать?
-Чем отличается от других согласных звуков?
На каком этаже в ленте букв поселилась? Почему?
Где вы отрабатывали знакомство с новой буквой?
-Почему проснулась Тишина?
— О чём спросила Тишина у Машины?
— Что ответила машина?
[ш] – согласный, глухой, твёрдый
Не имеет парного мягкого 1 этаж, глухой
Дома читая текст
Введение в тему урока
А ещё Машина привезла нам на урок цветок. Этот цветок непростой, он поможет попасть из холодного декабря в самое тёплое время года.
А кто это на цветке?
— Ребята вы любите разгадывать загадки? А жук очень любит их загадывать.
Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку
Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это
(Ёжик).
— Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко (жираф)
Длинноклювый, телом серый,
По болотам ходит-бродит,
Там лягушек ищет, ловит (журавль)
-Назовите изображенные на картинках предметы. Что заметили?
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
(На картинках изображены: жираф, жук, желудь. В каждом слове есть звук [ж])
Познавательные – умение находить ответ в заданном задании
Постановка учебной задачи
Какую учебную задачу надо решить сегодня на уроке?
По какому плану даем характеристику звуку:
-дать характеристику звуку
-познакомиться с буквой
согласный: звонкий – глухой
согласный: твердый — мягкий
Коммуникативные (умение работать в паре)
Регулятивные (выстроить план действий)
Характеристика звука [ж]. Работа в парах
Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] (артикуляция)
— Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук?
— Какой это звук? (согласный)
— Что ещё нужно знать про звук?
— Как произносится звук? (звонко)
Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.
1. Составление схемы.
-наш сегодняшний гость – жук очень любит веселиться, особенно играть.
— О какой игре идёт речь?
У кошки, у Мурки:
Поиграем в жмурки!
— откройте тетради для печатанья. Жук просит составить схему слова «жмурки»
Один на доске (проверяют все)
Регулятивные (формируем умение высказывать своё предположение, строить план действий)
Что мы обычно делаем, проводя такую физминутку?
Какие слова запомнили с буквой Ж?
Глазами следим за буквами и запоминаем слова с буквой Ж
Коммуникативные (стиль поведения в обсуждении, умение принимать критику)
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:
А теперь хотите ли сами своими руками изготовить букву ж?
Эта буква родится у вас прямо в руках.
(на партах у детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква к)
Вырезаем букву к, разворачиваем и она превращается в букву Ж
Познавательные (знание состава числа 10)
регулятивные (умение проговаривать последовательность действий)
1.Слоговое чтение со звуком [ж].
— Что заметили при чтении?
Каких гласных вы не увидели после Ж? (звук [ж] всегда твёрдый, не имеет парного мягкого)
-А зачем нам с вами эти знания нужны? Где мы их с вами будем применять?
Звук [ж] произносится всегда твёрдо.
2. Поиграем в игру «Большая -маленькая».
ПРАВИЛА : если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.
— Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.
Какой вывод можно сделать?
Имена людей пишутся с большой буквы.
Работа по сюжетной картинке
-откройте Азбуку стр 25
-Во что играют дети?
А как узнать имя мальчика, который жмурит?
Какие умения приобрели на уроке?
А над чем ещё надо поработать?
Дети высказывают своё мнение о том, чему они научились.
познавательные (умение делать выводы)
За что себя оценим? Как? (цветом шаров)
Покажите с каким настроением вы заканчиваете урок.
За понимание и применение нового способа.
Приложение к уроку
Физминутка «Мы ладонь к глазам приставим»
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще. Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.
(Гимнастика для глаз выполняется сидя в соответствии со словами педагога)
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо —
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте «Звук и буква Жж». УМК «Перспектива». Урок составлен с учётом ФГОС нового поколения, на уроке используются персональные компьютеры Mac, программа Перволого.
Данный конспект разработан в соответствии с требованием программы по обучению грамоте 1 класс УМК «Перспектива» с использованием интерактивной доски.
Урок составлен по учебнику «Азбука» Соловейчик М.С.Цель:сформировать понятие о звуке как о твёрдом согласном звуке; познакомить детей с буквами Ц, ц.
В конспекте урока представлены материалы для закрепления пройденной темы.
Конспект урока обучение грамоте «Звук и буква Й».
Цели деятельности учителя: формирование понятия о согласном звуке [ж], буква Ж; умения читать слова с новыми словами, составлять звуковые схемы, делить слова на слоги и ставить ударение.
Цель деятельности учителя: формирование знаний о звуке [у] и о букве Ю, ю.Планируемые результаты: Предметные:уметь: характеризовать звук [у], выделять его в словах; использовать условное об.
1 класс. Урок обучения грамоте «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш]».
Название: Урок обучения грамоте «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш]»
Номинация: Начальная школа, Школьные предметы ,Обучение грамоте, 1 класс
Автор: Тимакова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов высшей категории
Место работы: МБОУ «СОШ № 3 г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»
Месторасположение: Россия, Белгородская область, город Строитель, улица Победы, дом 7
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема: Дифференциация звуков [Ж] — [Ш].
Цели: — создать условия для сравнения звуков [Ж] — [Ш];
— способствовать развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения;
— способствовать формированию УУД: личностных – самоопределение; познавательных – работа с текстом, анализ объектов, формирование понятия «парный согласный» через сопоставления; регулятивных – осуществление контроля и самоконтроля результатов своей деятельности; коммуникативных – инициативное сотрудничество (работа в группах, парах);
— воспитывать культуру учебного труда.
Сценарий урока:
- Организационный момент
— Ребята, когда люди встречаются друг с другом, они дарят друг другу одно прекрасное слово. Именно не говорят, а дарят. Давайте это слово сейчас подарим друг другу. Здравствуйте.
II. Подготовка к работе на основном этапе
1. Игра «На прогулке»
— Ребята, приглашаю совершить «тихую прогулку», во время которой мы будем только слушать.
(Ребята слушают звуки)
— Что вы услышали?
(Как работает компьютер, ветер за окном, разговор за дверью…)
— Вы слышите что – либо? Что?
(Звуки окружающего мира)
2. Стихотворение о звуках
— На какие группы делим звуки?
3. Игра «Живые звуки»
(У учащихся карточки с буквами)
— Выйдите к доске те ребята, у которых на карточках написаны буквы, обозначающие гласные звуки – ртораскрыватели. Причём эти звуки указывают на твёрдость предшествующего согласного.
— Выйдите те, у кого буква, которая даёт согласный, звонкий непарный, всегда мягкий звук.
— Выйдите те, у кого «хитрые буквы».
— Выйдите, у кого записана буква, которая не даёт никакого звука.
— Выйдите те, у кого буквы, обозначающие глухие согласные.
— К ним присоединитесь буквы, которые обозначают звонкие звуки и образуйте пары.
— Как мы называем эти звуки по звонкости / глухости?
— Какой звук даёт буква Ш?
— Предположите, с каким звуком он может дружить?
— Обоснуйте свой ответ?
(Учащиеся сравнивают звуки)
— Предположите, о чём на уроке пойдёт речь?
(О парных согласных [Ж] — [Ш])
— А зачем нам это нужно?
III. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Чтение слогов парами
— Прочитайте слоги парами.
ЖА – ША ЖУ – ШУ ША – ЖА ШУ — ШУ
ЖО – ШО ЖИ – ШИ ШО – ЖО ШИ – ЖИ
— Скажите, какими буквами отличаются эти пары слогов?
— Какие звуки они дают?
— Дайте им характеристику.
2. Прогулка по классу «В поисках букв…»
— А теперь давайте с вами проведём прогулку по классу «В поисках букв Ж и Ш. Причём, девочки ищут и называют предметы, в названии которых есть буква Ш, а мальчики – буква Ж.
(Учащиеся ходят по классу, называют предметы с указанными буквами)
IV. Первичное закрепление новых знаний и способов действий
1. Анализ и чтение одноуровневых моделей
— Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что изображено в верхнем ряду? Прочитайте слова лужи и уши.
— Определите количество слогов в каждом слове.
— Произнесите последние слоги в словах.
— Какая орфограмма есть в написании – ЖИ, ШИ?
— Какой звук обозначает гласная «И» в слогах ЖИ – ШИ?
— Охарактеризуйте звуки [Ж] — [Ш].
2. Чтение пар слов– работа в парах
— А сейчас прочитайте пары слов на розовом фоне. Определите, чем похожи и чем различаются эти слова. К чему это приводит? (Работа по учебнику, в парах)
(Отличаются одной буквой – Ж или Ш, это приводит к изменению значения слова)
— Ребята, кому комфортно, легко было работать в паре?
— А попробуйте придумать свои слова, которые бы отличались только одной буквой?
3. Физминутка для глаз
4. Работа с текстом «Мишка и лужи»
(Учитель читает провокационное «новое правило»: как только наступит весна, побегут ручейки – я вам разрешу кататься по лужам на велосипедах.)
— Ребята, обсудите это правило.
— А сейчас будем работать с текстом «Мишка и лужи».
(Учитель читает, потом учащиеся)
— Что означают слова: угодил, башмаки, ватрушка?
(Работа со словарём)
— Прочитаем ещё раз этот рассказ – способ «зритель – артист – критик».
(Один учащийся читает, он — артист, все остальные – зрители, они аплодируют артисту после чтения, критик критикует чтение артиста, указывает на положительное и недостатки при чтении)
— Когда будете читать, вам нужно вести подсчёт слов: девочки считают слова, в которых есть буква Ж, а мальчики — буква Ш.
— Сколько насчитали слов?
— Какие слова встречались чаще всего?
— Какие парные согласные в этих словах услышали?
— Дайте им характеристику.
— В какое время года стал кататься на велосипеде Мишка?
-Опишите чувства, которые испытывал Мишка?
— Что случилось, когда он затормозил? Зачитайте.
— Чем занималась семья Мишки, когда он пришёл домой?
— Как вы думаете, какой характер у Мишки?
— Я ещё раз прочитаю этот текст. Слушайте меня внимательно.
(Учитель читает текст, пропуская некоторые слова, предложения)
— Что изменилось при чтении?
V. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
1.Упражнения на дифференциацию звуков [Ж] — [Ш] – работа в группах
1 ГРУППА
Подчеркните слово в скобках, которое по смыслу подходит к данным предложениям.
У Маши жёлтый (жар, шар).
У Миши сильный (жар, шар).
(Жили, шили) – были старик со старухой у самого синего моря.
К празднику взрослые и дети (жили, шили) себе костюмы.
2 ГРУППА
Каранда…, …рафы, гру…, …вот, поло…, эта….
3 ГРУППА
Вставьте в слова нужные буквы
_уба, но_и, ё_ик, _апка, _уки, _ары.
4 ГРУППА
пиро | шек |
хоро | жий |
прохо | жал |
горо | жок |
побе | шо |
5 ГРУППА
Доскажи слово:
- В школе мы пьём чай из …. .
- На лужайке шалил непослушный … .
- В зоопарке мы видели … .
VI. Подведение итога урока
— Какие открытия сделали сегодня на уроке?
— Чем эти звуки отличаются и чем похожи?
— Дайте им характеристику.
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
Основные разделы:
- Начальная школа
- Русский язык
- 1 класс
Конспект урока «Звук и буква Ж, ж».
Содержимое публикации
КГБОУ «Маралихинская общеобразовательная
школа-интернат»
Урок чтения в 1 классе
Тема: «Звук и буква Ж, ж.»
Тема. Звук и буква Ж, ж.
Цели. Познакомить со звуком и буквой Ж, ж. Учить выделять звук — ж- в начале слова. Закрепить ранее изученные звуки и буквы.
Развивать фонетический слух, память, мышление, речь. Расширять и обогащать словарный запас. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к чтению, умение слушать друг друга.
Организационный момент.
Настрой.
С добрым утром, глазки! (Поглаживание век.)
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! (Поглаживание ушей.)
Вы проснулись? (Прикладывание ладоней к ушам.)
С добрым утром, ручки! (Поглаживание кистей рук.)
Вы проснулись? (Похлопать в ладоши.)
С добрым утром, ножки! (Поглаживание бедер.)
Вы проснулись? (Потопать ногами.)
С добрым утром, солнце! (Вытянуть руки к солнцу.)
Я проснулся! (Широко улыбнуться.)
Какой сейчас будет урок? Чему мы учимся на уроках чтения?
На уроках чтения мы знакомимся с буквами, учимся читать и правильно говорить.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Покажите послушных детей, которые хотят научиться читать и правильно говорить.
Основная часть.
1.Артикуляционная гимнастика.
Улыбка – заборчик – окошко – трубочка.
2.Повторение ранее изученных звуков и букв.
Скажите, какие буквы живут в красном домике? Как они называются? А в синем? Как они называются? Давайте вспомним, какие буквы мы выучили.
3.Проверка домашнего задания.
-Что было задано?
Чтение слов (хором, по цепочке).
Составление слов: ива, сова, корова, повара.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай дружок,
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись!
Работа по теме урока.
Сегодня у нас праздник: именины буквы. Мы познакомимся со звуком и буквой Ж, ж. Сегодня мы будем читать слоги, слова с буквой ж, будем дальше учиться правильно говорить, слушать.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (показ буквы)
-На кого похожа эта буква?
-Как жужжит жук?(Ж-ж-ж-ж-ж)
1. Показ буквы
2. Нахождение буквы в алфавите.
3.Нахождение буквы в кассе букв.
4.Работа с предметными картинками.(Жираф, жук, жилетка, жаворонок, журавль, жаба, желудь, жеребенок.)
-Назовите что изображено на картинке?
-Какой первый звук в этих словах?
-Выделение звука- ж- в словах.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках —
Пусть лежит в кармашке (дети показывают).
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются),
Нос испачкал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях (дети машут руками).
5.Знакомство с буквой ж:
-показ буквы в кассе, алфавите;
— найди букву среди других букв;
-выкладывание буквы из палочек;
-ремонтирование сломанной буквы;
-прописывание буквы на ладошке;
-прорисовывание буквы в воздухе;
-раскрашивание буквы;
-составление и чтение слогов, слов.
6.Чтение букваря.
7.Итог урока.
-С каким звуком и буквой познакомились сегодня на уроке?
-Назовите слова которые начинаются со звука ж.
-Положите головы на парты, закройте глаза, подумайте о чем ни будь хорошем, а я притронусь к тем ученикам, которые мне очень понравились на уроке.
Конспект урока «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш])».
Тема: Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.
Сопоставление звуков [ж] и [ш])
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1)
Урок литературного чтения
Словно приключение.
С книгою в космосе ты побываешь,
И в сказку поверишь,
И много узнаешь.
О жизни животных, о пользе растений,
Книга снами всегда.
А вы любите урок литературного чтения?
Да..
Напомнить про посадку.
2. Актуализация знаний.
2.1. Я очень люблю загадывать загадки. Попробуйте их отгадать.
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный
Только кран этот живой
С настоящей головой.
(Жираф).
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь).
Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет,
Все живое поднимает,
Как ту птичку называют?
(Жаворонок).
На доску прикрепляю картинки — отгадки.
— Что общего в этих словах?
— Чем буква отличается от звука?
— Что вы знаете о звуке [ж]?
— Дайте его характеристику.
Слайд 2
2.2. — Назовите буквы, всегда обозначающие твердые звуки?
— Дайте характеристику звуку [ш]? .
Слайд 3
3. Целеполагание.
— Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш])
— Какие цели вы поставите перед собой на сегодняшний урок? Чему вы хотите научиться?
Слайд 5
— Как бы вы назвали наш урок: урок открытия нового знания или урок закрепления? Почему?
4. Работа по теме урока.
4.1. Слайд 6
— Посмотрите на экран.
— Девочки, прочитайте слоги с глухим согласным звуком.
— Мальчики, прочитайте слоги со звонким согласным звуком.
Ж жа жу жо же Жи
ш ша шу шо ше ши
— Оцените свою работу с помощью светофора.
Слайд 7
4.2. Посмотрите на иллюстрацию на доске. Эта иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Чиж».
— Рассмотрите эту иллюстрацию и скажите, о чем будет этот рассказ по вашему мнению?
— Давайте прочитаем его и проверим, верны ли ваши предположения.
— Откройте Азбуку на странице 27.
— Вверху страницы вы видите рассказ «Чиж».
— Виолетта, прочитай этот рассказ.
— Прочитайте рассказ «Чиж» про себя еще раз. Найдите и подчеркните простым карандашом в тексте слова с буквой ж.
— Какие слова с буквой Ж встретились вам в тексте? Прочитайте их.
— Кто жил у Вари?
— Почему чиж не пел в клетке?
— Почему чиж не хотел жить в неволе?
— Как вы думаете, это сказка или история, которая произошла на самом деле?
4.3. Работа в парах.
Слайд 8
— Давайте поиграем. Игра «Кто где живет?
— Откройте конверты. Составьте предложения из слов, напечатанных на карточках.
— Когда пара заканчивает работу, соединяйте руки в замочек.
— Первая пара соединяет карточки на доске.
— Проверка с работой на доске.
— Оцените своих одноклассников , оцените себя.
— Давайте мы с вами отдохнем.
— Вышла уточка на луг….
Посадка
4.4. Возьмите в руки карточки для звукобуквенного анализа. Проведите звукобуквенный анализ слов «мыши» и «ужи» у составьте схемы слов у себя на партах.
— Два ученика составляют схе
Тема: Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж .
Сопоставление звуков [ж] и [ш])
Организационный момент. ( Слайд 1 )
Урок литературного чтения
С книгою в космосе ты побываешь,
И в сказку поверишь,
И много узнаешь.
О жизни животных, о пользе растений,
Книга снами всегда.
А вы любите урок литературного чтения?
Напомнить про посадку.
Актуализация знаний.
Я очень люблю загадывать загадки. Попробуйте их отгадать.
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный
Только кран этот живой
С настоящей головой.
В этот гладкий коробок
Спрятан маленький дубок
Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет,
Все живое поднимает,
Как ту птичку называют?
На доску прикрепляю картинки — отгадки.
— Что общего в этих словах?
— Чем буква отличается от звука?
— Что вы знаете о звуке [ж]?
— Дайте его характеристику.
2.2. — Назовите буквы, всегда обозначающие твердые звуки?
— Дайте характеристику звуку [ш]? .
3. Целеполагание.
— Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж . Сопоставление звуков [ж] и [ш])
— Какие цели вы поставите перед собой на сегодняшний урок? Чему вы хотите научиться?
— Как бы вы назвали наш урок: урок открытия нового знания или урок закрепления? Почему?
4. Работа по теме урока.
— Посмотрите на экран.
— Девочки, прочитайте слоги с глухим согласным звуком.
— Мальчики, прочитайте слоги со звонким согласным звуком.
Конспект урока по русскому языку «Обозначение гласных звуков буквами после букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ, ШИ» 1 класс
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Управление образования Таттинского улуса
МБОУ Чымнайская СОШ им. Г.Д.Бястинова – Бэс Дьараьына
Тема: Обозначение гласных звуков буквами после
букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ, ШИ.
(План – конспект урока по системе Эльконина – Давыдова, 1 класс)
Учитель: Кондакова Марина Ивановна
Обучающая: — Учить обозначать гласные звуки буквами после букв Ж и Ш
Развивающая: — Формировать умение выявлять проблему, контролировать свои действия;
Воспитательная: — воспитывать внимательное отношение друг к другу.
Мотивация к учебной деятельности.
— Что узнали на прошлом уроке? (Узнали какими буквами обозначаются на письме звуки Ж и Ш. Познакомились с работой букв гласных звуков).
— Что вы знаете о звуках Ж, Ш?
(Ш – согласный, твёрдый, глухой, Ж – согласный, твёрдый, звонкий. Эти звуки парные Ж — Ш).
— Кто из вас желает узнать больше об этих звуках и буквах?
2. Актуализация знаний.
Что это? (Пружина)
— Составьте звуковую модель к слову «Пружина»
Что это? (Машина)
— Составьте звуковую модель к слову «Машина»
Что это? (Шест)
— Составьте звуковую модель к слову «Шест»
— Составьте буквенную модель в этих словах.
Этап разрыва между знанием и незнанием.
-Давайте прочитаем, что получилось.
Этап выявления проблемы.
Для того, чтобы найти проблему, надо узнать какой гласный звук обозначается после букв Ж и Ш.
Этап целеполагания.
Цель: Найти способ обозначения буквой звук после букв Ж, Ш.
Этап поиска способа обозначения.
— Наблюдение за произношением звука
— В слове «Пружина» какой звук слышится после буквы Ж. (Ы или И);
— В слове «Машина» какой звук слышится после буквы Ш. (Ы или И);
— В слове «Шест» какой звук слышится после буквы Ш. (Э или Е).
— Обсудите в парах, какая буква подходит и почему?
Вывод: В словах «пружина» и «машина» из всех гласных букв подходит буква И.
Есть такое правило: ЖИ, ШИ пиши букву И.
В слове «шест» из всех гласных букв больше подходит буква Е.
Этап первичного закрепления.
Чтение слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ШЕ
Жизнь живой жевал
Жил вышла вышел
Шерсть широкий шерстяной
Физкультминутка
На болоте жабы жили.
И друг с другом так дружили.
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе тёмной кочкой.
А проснувшись поутру,
Начинаем вновь игру.
Вместе весело всегда.
-Кто самый внимательный?
Какие слова встретились с сочетанием ЖИ, ШИ?
— Работа в группах
Запиши данные слова во множественном числе, подчеркни сочетания:
ГРУША, КРЫША, МАЛЫШ, НОЖ
Угадай и запиши слово. Подчеркни орфограмму.
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут ____________ .
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ______________ .
Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Составьте словосочетания
КОЛЮЧИЙ Ж . РАВЛЬ
Этап подведения итога урока.
-Что нового узнали на уроке?
(Узнали о сочетаниях ЖИ, ШИ, ШЕ)
(Учились писать правильно слова с сочетаниями ЖИ, ШИ)