Что такое детский слух - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда новорожденный начинает слышать — проверка слуха

Что такое детский слух

Последние статьи

Слышать и понимать сказанное – значит иметь постоянную «живую» связь с окружающими людьми и миром. В развитии ребенка слух играет особенную роль: именно слушая, ребенок учится различать звуки, имитировать их, понимать разные голоса и, соответственно, благодаря слуху он учится говорить сам. Часто слух воспринимается как нечто само собой разумеющееся, и редко кто-либо задается вопросом: «Зачем человеку нужен слух?». Но его снижение может стать реальной проблемой, ведь ухо – это не просто один из органов чувств человека. Воспринимаемая ухом информация играет важнейшую роль в формировании навыков общения, поведения и характера в детском возрасте.

Диагностика нарушений слуха у детей

Проблема ранней детской тугоухости в России стоит достаточно остро. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 12 млн. человек с нарушениями слуха, в том числе детей и подростков около 1,3 млн. человек. Считается, что на каждые 1 000 физиологических родов приходится рождение одного глухого ребенка. У 20–40 детей из 1 000 новорожденных, нуждающихся в интенсивной терапии, имеются глухота или выраженные нарушения слуха* (*http://www.rsmu.ru/fileadmin/rsmu/img/fuv/c_lor/met_rekomendacii.pdf УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АУДИОЛОГИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, Н.А. Дайхес, С.В. Яблонский, А.В. Пашков, И.В. Наумова).

С 2008 года в России реализуется Президентская программа «Дети России» (целевая программа «Дети-инвалиды»), в рамках которой сформирована единая система раннего выявления нарушений слуха у новорожденных в родильных домах и детских поликлиниках. Согласно Приказу Минздравмедпрома РФ от 29.03.96 №108 «О введении аудиологического скрининга новорождённых и детей 1-го года жизни» проверка слуха (аудиологический скрининг) стала частью обязательного обследования новорожденного, наравне с общими осмотрами, анализами крови и взвешиванием при выписке из роддома.

В настоящий момент до 100% родильных домов России имеют соответствующее оборудование для проведения аудиологического скрининга новорожденных методом регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ). При неудовлетворительном результате (ОАЭ не регистрируется) проводится второй этап исследования –регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) – в детской поликлинике по месту жительства ребенка.

Поскольку основное развитие слуховых и мозговых центров ребенка проходит в первые 18 месяцев жизни ребенка, раннее выявление факторов риска по тугоухости и глухоте имеет критическое значение для развития речи и обучения ребенка.

Успешность реабилитации слабослышащих детей, во многом зависит от того, насколько рано выявили проблему снижения слуха.

Что такое слух человека и каковы его «нормативные показатели»?

Человеческое ухо способно слышать звуки в диапазоне от 16 Гц до 22 кГц при передаче колебаний по воздуху и до 220 кГц при передаче звука по костям черепа. Эти волны имеют важное значение в жизни – так, например, зву­ковые волны в диапазоне 300—4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Если человек не слышит или перестает различать некоторые частоты или не может различать звуки с низкой амплитудой, значит у него нарушение слуха. Ключевым фактором здесь как раз-таки является речь: термин «слабослышащий» обычно употребляется к тем, кто частично потерял способность различать звуки на частотах человеческой речи. Таким образом, в отличие от глухих детей (с наиболее выраженной степенью потери слуха), слабослышащие дети не воспринимают лишь небольшой диапазон частот. Это затрудняет речевое развитие слабослышащих детей, но успешно корректируется при вовремя начатой реабилитации.

Когда ребенок начинает слышать, то есть реагировать на звуки?

Возраст ребёнка

Реакция ребёнка

2-3 недели после рождения

Редко реагирует на фоновый шум, человеческий голос, но вздрагивает или замирает при слишком громком, резком звуке.

1-2 месяца после рождения

Поворачивается в сторону слышимого звука, даже если не может понять, кто или что его издаёт. Выделяет мамин голос среди прочих.

Сам издаёт звуки, пытается найти источники слышимых звуков.

Причины потери слуха в детском возрасте:

Приблизительная мировая статистика скрининга новорождённых свидетельствует о том, что из 1000 детей 1-2 рождаются с уже существующим снижением слуха (которое может быть следствием унаследования от матери определённого гена, осложнённых родов, инфекционными заболеваниями, перенесённых матерью во время беременности). В первые два года жизни ещё двое могут потерять слух в результате воспаления среднего уха (отита) и других заболеваний (ОРЗ, грипп, менингит), сопровождающихся подобным осложнением; воздействия резкого шума и т.д.

Глухой ребёнок в семье – что делать?

Осознание того, что ребенок плохо слышит, может стать для родителей сильным потрясением. Но вы не одиноки – многие уже сталкивались с подобной проблемой до вас. Для того, чтобы помочь ребенку, сначала необходимо признать, что снижение слуха – это реальность, и узнать, какие меры необходимо принять, чтобы позволить ребенку жить полноценной жизнью, невзирая на потерю слуха.

Диагностика слуха

Диагностика Слуха у детей раннего возраста имеет свои особенности, что связано с невозможностью получения от ребенка субъективного отчета о звуковом раздражителе. Важно учитывать возрастные особенности развития Слуховой функции у детей.

Развитие органа слуха начинается около 3-й недели зародышевой жизни плода и, пройдя все этапы эмбриогенеза, завершается в последние недели беременности, когда плод, как доказано, воспринимает звуки достаточно большой силы.

Период новорожденности (неонатальный — от рождения до 3-4 недель)

Для исследования Слуха у новорожденных еще в начале 20-го века, применяли трещотку. Отсутствие ответной реакции у ребенка рассматривалось как патология Слуха.

Считается, что главными реакциями на звук в течение первых 2-х месяцев жизни являются рефлексы внимания (движение глаз и конечностей), реакция плача, реакция замирания на резкие, громкие, но непродолжительные звуки.

Определение состояния Слуховой функции у детей раннего возраста более целесообразно проводить за 1-1,5 часа до кормления и приближать источник звука к уху ребенка на расстоянии около 10 см.

Уровень взросления Слуховой системы значительно влияет на результаты всех форм исследования Слуха новорожденного. Один и тот же тест, повторенный через 2 недели, может дать различные результаты.

Период грудного возраста (постнатальный — с 3-4 недель до 12 месяцев)

К концу неонатального периода у новорожденного начинают меняться поведенческие реакции.

К 16 неделям громкие звуки начинают вызывать поворот головы в сторону источника звука или от него.

Реакция на более слабые звуки появляется примерно к 24 неделям в форме поиска источника звука. Локализованная реакция на звук становится важным диагностическим ключом в определении нарушений Слуха у младенцев.

Большое значение в исследовании Слуха у детей 6-7 месяцев придается использованию музыкальных звуков т.к. чувствительность к их восприятию в первый год жизни значительно выше, чем в последующие годы.

Особенности Слуха у детей в возрасте 1- 4- 6 месяцев.

Возраст ребенка1 месяц4 месяца6 месяцев
Ориентировочная слуховая реакцияВздрагивание, моргание, открытие глаз при резком звукеПоворот головы на звук, прислушиваниеРазличение тона речи, с которым к ребенку обращаются
Слуховая функцияРеакция на громкий голос, звучащие игрушки, на расстоянии – 10-30 смРеакция на громкую речь, на расстоянии 0,5-1 мРеакция на речь, на расстоянии – 1,5-2 м

Преддошкольный период (от 1 до 3 лет и старше)

В норме, с 11-12 месячного возраста, ребенок четко реагирует на тихую речь с расстояния 1,5-3 метров. С 16 месячного возраста, он способен выполнять словесные указания с расстояния в 4-7 метров и хорошо локализуют источник речи. Ребенок в возрасте 2 -3 лет воспринимает шепотную речь с расстояния 5-6 метров.

На сегодняшний день, в нашей стране применяется Единая система раннего выявления нарушений Слуха у новорожденный детей. Исследование должно проводиться у всех новорожденных на первом месяце их жизни в родильном стационаре или детской поликлинике. К сожалению, данное исследование носит достаточно поверхностный характер и не может давать полностью достоверной информации.

В связи с этим, вся ответственность за обнаружение нарушений Слуха у ребенка, ложиться на близких ему людей (папу, маму, бабушек, дедушек).

Если ребенок имеет один или более из перечисленных ниже симптомов, у него может быть нарушение Слуха и нужно незамедлительно показать малыша специалисту.

— у ребенка нет реакции на громкий звук

— речевое развитие не соответствует возрасту

— ребенок не может локализовать звуки (грудной ребенок не поворачивает голову на ваш голос)

— у ребенка отсутствует реакция на звуки из другой комнаты

— у ребенка повышенная сонливость и он уходит от активного общения

— ребенок часто болеет простудными заболеваниями и воспалениями среднего уха

Важно знать, что у детей со сниженным Слухом произнесение первых слов сильно задерживается и они произносятся неправильно т.е. без произнесения согласных звуков.

Читать еще:  Формы причины и лечение пиелонефрита у новорожденных

Чем больше потеря Слуха, тем меньше интонации в звуках, издаваемых ребенком.

В случае глухоты звуки напоминают однообразное мычание без всякой интонации и в любой ситуации.

Для оценки Слуха у новорожденных и детей раннего возраста используют объективные методы исследования.

Ответ на внешний звук(раздражитель) в организме ребенка возникает независимо от его желания (рефлекторно) и выражается в сокращение мышцы натягивающей его барабанную перепонку. Методика определяющая такое натяжение называется импедансометрия — определение Слуха по акустическому рефлексу.

Другим способом оценки Слуха является регистрации ответа, возникающего во внутреннем ухе ребенка — отоакустическая эмиссия. Ценность этого исследование заключается в том, что его можно проводить сразу после рождения ребенка.

Наконец, самым сложным и дорогостоящим можно считать метод регистрации вызванных потенциалов головного мозга — компьютерная аудиометрия. Это нейрофизиологическое исследование требует условий, которые можно создать только в специализированных диагностических центрах или лабораториях.

При малейшем подозрении на снижение Слуха у вашего ребенка, необходимо, прежде всего, обратиться к опытному Детскому Сурдологу и решить вопрос о проведении специальных обследований.

В подавляющем большинстве случаев недавно возникшая потеря Слуха у ребенка, может быть полностью восстановлена и не окажет большого влияния на его дальнейшее развитие.

Важно понимать, что Диагностика Слуха — это первый и очень важный шаг в процессе его Восстановления.

Если Диагностика Слуха проведена неверно или вообще не проведена, то дальнейшие шаги в Реабилитации теряют всякий смысл.

Как Вы Слышите? Это легко узнать.

Попросите своего друга отойти от Вас на 5-6 метров и сказать несколько слов шепотом. Услышали? Значит у Вас со Слухом пока все в порядке. Если же нет, то ранняя Диагностика Слуха будет для Вас очень полезна. По статистике, к 40 годам, человек не может разобрать шепот уже с 3-х метров. В норме, здоровый человек должен слышать Шепотную Речь на расстоянии 6 метров.

Процесс Диагностики Слуха, является Медицинской процедурой и должен осуществляться в Специализированном Лицензированном Медицинском Центре, Квалифицированным Медицинским Персоналом в Специально оборудованном Помещении и на Специальной Аппаратуре.

Нарушение одного из этих условий влечет за собой Диагностические ошибки и как результат — сохранение и усугубление проблем со Слухом.

На сегодняшний день, в Медицине применяется несколько Объективных Методов Исследования Слуха.

Важнейшим элементом Диагностики Слуха является Правильный Анализ и интерпретация полученных в результате исследования данных. Он должен проводиться Врачом- Сурдологом, который дает окончательное заключение о виде нарушения Слуха и о способах его Восстановления.

На сегодняшний день, самым простым и быстрым способом возвращения Слуха, является Слухопротезирование — Подбор и Настройка Слухового Аппарата).

Современные Технологии, позволяют подбирать и настраивать Цифровой Слуховой Аппарат под Индивидуальную потерю Слуха Пациента, тем самым позволяя компенсировать исключительно его потерю Слуха.

Успешное завершение этого процесса возможно только при условии Правильной первичной Диагностики.

Поэтому, очень важно внимательно отнестись к выбору Центра Слухопротезирования (наличие у него Медицинской Лицензии, квалифицированного персонала и необходимой Диагностической Аппаратуры).

Все методы исследования Слуха подразделяются на 3 группы.

  1. Безусловнорефлекторные методы.
  2. Условнорефлекторные методы.
  3. Объективные методы исследования.

Любое исследование выявляет тот минимальный уровень звука, который слышит человек и сравнивает его с нормой.

Все методики информативны при их правильном применении.

1. Безусловнорефлекторные методики

Данные методики применяются для определения Слуха у детей до года и основаны на оценке безусловных рефлексов, возникающих у ребенка в ответ на внешний звуковой раздражитель. (мигание, активность век, расширение зрачков, вздрагивание, испуг, замирание и т.д.)

При использовании безусловнорефлекторных методик учитываются возрастные особенности слуховой функции ребенка. Данные методики позволяют составить общее представление о наличии слуха у детей грудного возраста (до года). Благодаря своей легкой доступности, они могут быть широко использованы для системы скринингого выявления нарушений Слуха у детей раннего возраста.

К недостаткам безусловнорефлекторных методик относят значительный индивидуальный разброс поведенческих реакций на звуковой раздражитель, что может привести к получению ошибочных результатов.

В настоящее время при проведении аудиологического скрининга у детей раннего возраста в России применяют ОАЭ (отоакустическая эмиссия).

2. Условнорефлекторные методики

Данные методики также, в основном, используются при диагностике Слуха у детей и основаны на выработке условного рефлекса -одинакового ответа ребенка на многократно повторенный внешний звуковой раздражитель. (реакция зрачков, мигание, изменение цвета кожи и т.д.).

К недостаткам данных методик относят невозможность точного определения порогов слышимости ребенка, а также затруднения в оценке слуха у детей, имеющих психические отклонения.

3. Объективные методы иследования слуха

Данные методы исследования являются основными при определении нарушений Слуха у взрослых пациентов. К ним относятся методики, основанные на регистрации электрических сигналов, возникающих в различных отделах слуховой системы в ответ на действие звуковых стимулов, а именно:

Проверка слуха у новорожденных и детей раннего возраста

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Нарушения слуха различной степени тяжести диагностируют у 0,1-0,3% новорожденных. Негативные факторы могут повреждать структуры уха, головной мозг малыша во время беременности, в родах или уже после рождения. Вероятность глухоты или тугоухости выше у детей, что родились раньше срока, длительно находились в отделении интенсивной терапии. Проверка слуха у новорожденных проводится в первые несколько дней жизни и позволяет оценить, нуждается ли ребенок в помощи или наблюдении у отоларинголога.

Как проверяют слух у новорожденных

Нарушения слуха, которые выявляются в периоде новорожденности, чаще связаны:

  • с наследственными причинам (например, синдром Стиклера, Варденбурга) ;
  • с аномалиями развития органа (например, аплазия Шайбе, Майкла);
  • с гибелью структур мозга при воздействии неблагоприятных факторов (инфекция, интоксикация, гипоксия).

Для диагностики нарушений слуха применяют субъективные и объективные методики. Субъективные связаны с получением от ребенка ответа, как он слышит, понимает звуки и до определенного возраста технически недоступны. Объективное исследование основано на регистрации рефлекторных, физиологических реакций на стимуляцию звуком.

Первая проверка проводится в условиях роддома. Она включает в себя визуальный осмотр, инструментальные методы диагностики. Результат заносится в медицинскую документацию, которую выдают родителям при выписке. Если в медицинском учреждении не было возможности провести обследование, его не стоит откладывать на более поздний срок. При первом посещении педиатра на дому можно уточнить, как проверить слух у новорожденного, если процедура по каким-то причинам не была проведена в условиях роддома.

Для чего врачи так «спешат»? Слух обеспечивает связь ребенка с внешним миром, воспитание в «звучащей» среде формирует нейронные связи. Особенно это важно для детей с поражениями головного мозга вследствие осложнений беременности, родов. В первые годы жизни компенсаторные способности нервных клеток наиболее высоки, раннее обращение за помощью — шанс на своевременную реабилитацию.

К сожалению, нарушения слуха невозможно «перерасти», отсутствие своевременной реабилитации приводит к нарушениям в психическом развитии — страдает речь, интеллект, эмоциональная сфера.

Что такое аудиологический скрининг

Объединенная комиссия по слуху у детей в США более 10 лет назад создала стандартны диагностики (так называемый Принцип 1-3-6), которых придерживаются во всем мире:

  1. Первую проверку слуха у новорожденных проводят всем малышам в возрасте до 1 месяца. Оптимально — до выписки из роддома.
  2. При выявлении нарушений слуха всем младенцам до 3 месяцев проводят аудиологическую диагностику.
  3. При выявлении необратимых нарушений слуха протезирование назначают в возрасте до 6 месяцев.

К методикам оценки слуха у новорожденных предъявляют особые требования: они должны быть безболезненными, неинвазивными, недорогими, обладать высокой чувствительностью.

Обследование включает в себя:

  • опрос родителей, уточнение факторов риска развития тугоухости;
  • осмотр малыша;
  • инструментальная диагностика методом отоакустической эмиссии (ОАЭ).

Метод ОАЭ, или как его называют, проверка слуха у новорожденных в роддоме аппаратом, рекомендуют проводить не ранее 4 дня от момента рождения: в более раннем возрасте у ряда малышей эмиссия не регистрируется. Во время исследования в ухо ребенка поступает звуковой сигнал. В норме он проводится в среднее ухо, внутреннее ухо, затем возвращается обратно и регистрируется в наружном слуховом проходе с определенной задержкой от времени подачи. Возвращенный сигнал очень слаб, чтобы уловить его, используют высокочувствительный микрофон.

Отоакустическая эмиссия не регистрируется при сенсоневральной тугоухости со снижением более, чем на 30 дБ, при проводниковых нарушениях. В таком случае говорят об отрицательном результате теста и проводят ОАЭ повторно через 1 -1,5 месяца. Если изменений нет, рекомендовано более полное обследование до трехмесячного возраста ребенка.

Проверка слуха у детей раннего возраста

После выписки из роддома родители наблюдают за малышом и оценивают, как он начинает реагировать на звуки, речь, пытается «говорить» сам. Состояние слуха до 1 года оценивают с помощью безусловно-рефлекторных методик, которые описывают изменение поведения малыша в ответ на звук: реакция вздрагивания, испуга, широкое раскрытие глаз, расширение зрачков, поворот головы в направлении источника звука, движения конечностей, изменение частоты дыхания, сердцебиения. Родители должны обратиться к врачу, если замечают хотя бы один пункт из списка:

  • малыш в возрасте до 3-4 мес. не реагирует на голос матери, резкие и громкие звуки;
  • ребенок в возрасте 3-6 мес. не «гулит», не вздрагивает или замирает от резких звуков, не ищет источник шума;
  • грудничок до 12 мес. перестает произносить отдельные слоги, переходит на жестовое общение;
  • ребенок в возрасте 1-3 лет не реагирует на фразы, которые были произнесены тихим голосом, если не видит говорящего. Может переспрашивать, пристально смотрит в лицо собеседника; сам говорит громко, слова произносит неправильно.
Читать еще:  Желтушка у новорожденного причины Когда проходит желтушка у новорожденных

Такие особенности в развитии могут сопровождать ребенка с рождения — самостоятельно, в сочетании с другой патологией или же возникают внезапно после травмы, инфекционного заболевания, приема препаратов.

При подозрении на ухудшение слуха родители могут провести тесты с крупой, помещенной в герметичные емкости (например, от шоколадного яйца). Одну из них оставляют пустой, в другие насыпают манку, гречку, горох и последовательно потряхивают ими на расстоянии до 20 см от уха, оценивая реакцию малыша. От размера крупинок зависит громкость звука. Пустая емкость используется для контроля. При отсутствии реакции на звук следует немедленно обратиться к отоларингологу.

Проверка слуха у детей до 3 лет врачом включает в себя сбор анамнестических сведений (наследственность, перенесенные заболевания, прием препаратов), осмотр наружного уха, тимпанометрию с использованием высокочастотного зонда. Поведенческие методы недостоверны, так как ребенок еще не в состоянии усваивать инструкции и сохранять произвольное внимание продолжительное время.

Даже незначительное снижение слуха нарушает развитие ребенка и может привести к его социальной изоляции. Своевременно обследование поможет вовремя обнаружить заболевание и оказать квалифицированную помощь.

Кречетов Владимир Васильевич

Специалист по слуху «Аудионика». Сертификат об обучении в Москве у ведущих сурдоакустиков компании WIDEX

Развитие слуха у ребенка от рождения до года

Педиатры-психологи советуют: с самого раннего возраста как можно больше разговаривайте со своим малышом. По мнению экспертов, это помогает наладить эмоциональный контакт с новорожденным и благотворно сказывается на интеллектуальном развитии. Но иногда мамы задаются вопросом: а что слышит ребенок в возрасте до года? И что понимает из услышанного? За разъяснениями мы обратились к врачу-отоларингологу, к. м. н. Галине Клюенковой.

4 апреля 2020 · Текст: Кристина Сандалова

Галина Клюенкова

врач-отоларинголог, к. м. н.

До рождения

Уже в утробе матери младенец способен различать звуки, окружающие беременную женщину. Малыш слышит голоса родителей, музыку, играющую в комнате, шум мотора автомобиля, рассказы, которые мама читает вслух, и т. д. Интересно, что сразу после рождения ребенок выделяет голос матери среди остальных голосов. Более того, младенец предпочитает слушать те песни и стихи, которые он слышал еще до рождения, в животе у мамы. Все это говорит о том, что слуховые умения складываются еще до рождения.

После родов

Когда малыш появляется на свет, первые недели он слышит только громкие звуки. Высокие звонкие тона привлекают внимание ребенка быстрее. Именно поэтому новорожденные так живо реагируют на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся высоким голосом.

К 2−3 месяцам ребенок начинает слышать и низкие, тихие звуки, учится сопоставлять услышанное с увиденным, связывая зрительные и слуховые впечатления воедино. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки, и кроха заплачет, выказывая свое недовольство. В этот же период можно увидеть и яркую положительную реакцию на лице малыша – улыбку. Причем первое время ребенок улыбается не в ответ на улыбку взрослого, а в ответ на звук его голоса.

В 4−5 месяцев реакция становится более бурной: малыш начинает лепетать, ворковать, махать ручками и ножками. Теперь ребенок уже способен понимать, где находится источник звука, и поворачивает голову на голос взрослого. Примечательно, что движения малыша во время «разговора» с родителем синхронизируются и буквально копируют движения говорящего, – по мнению ученых, таким образом ребенок готовится к будущему овладению речевыми навыками.

К 6−7 месяцам кроха уже реагирует на свое имя, а также понимает и чувствует настроение окружающих. Так, если у мамы радостное лицо, ребенок смеется, ожидая ответного смеха, улыбок, похвалы. Если же лицо взрослого сердитое, малыш может испугаться и даже заплакать, ассоциируя сердитое выражения лица с криком и бранью.

С 9 месяцев у младенцев развивается способность подражать услышанным звукам, повторять некоторые из них, к 10−12 месяцам в речи малыша появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «киса» и т. д. Теперь ребенок начинает понимать, что говорят взрослые, осмысливает услышанное. Его речь развивается параллельно со слухом.

Что слышу, то и говорю

Очевидно, что речь ребенка тесно связана с его слухом. Однако не все родители придают большое значение тому, что и в каких количествах слышит их ребенок. Мамы порой не знают, о чем говорить с малышом, тем более что кроха не понимает и половины из монологов родных. Поэтому обходятся скупыми и редкими фразами и тем самым тормозят развитие ребенка. Ведь именно постоянное «слышание» и «видение» чужой речи и стимулирует развитие речи самого малыша. Словарный запас ребенка дошкольного возраста на 90% состоит из слов и фраз, услышанных от родителей.

Старайтесь беседовать с крохой, комментировать увиденное на прогулке, читать малышу стихи, сказки. Ошибочно полагать, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую».

Сегодня многие мамы и папы с раннего возраста начинают обучать ребенка иностранным языкам. Здесь ключевую роль играет развитие слуха. Детям с хорошим слухом намного проще изучать иностранные языки, поскольку они улавливают тонкие нюансы и различия в произношении тех или иных звуков. Так, например, китайский язык — особая система тонов, и выучить его способны только люди с хорошим музыкальным слухом. Впрочем, даже в стремлении к лучшему старайтесь соблюдать меру — иногда ребенку нужно послушать и тишину.

Профессор Линн Вернер из университета Вашингтона, специалист по вопросам речи и слуха, доказал, что младенцы слышат все частоты одновременно. Именно поэтому, читая ребенку книжку или беседуя с крохой, родителям стоит выключить телевизор, радио или иные источники звука, чтобы малыш не отвлекался на посторонние шумы и сосредотачивался только на голосе взрослого.

Что-то не так…

К сожалению, некоторые дети страдают нарушениями слуха различной степени. Таких малышей не так уж мало – 15 новорожденных из 1000. Правда, тяжелые поражения, такие, как глухота или сильная тугоухость, встречаются лишь в 0,5% случаев. Причины нарушений самые разные. Их принято делить на врожденные и приобретенные. К врожденным относят генетические отклонения и наследственность.

Поражения слуха могут появиться также вследствие недоношенности (вес при рождении менее 1 500 г), гипоксии, остановки дыхания у младенца во время родов, из-за родовых травм, злоупотребления во время беременности алкоголем, наркотиками. Иногда такие негативные последствия могут наступить по причине заражения мамы во время беременности краснухой, герпесом, гриппом, токсоплазмозом – заболеваниями, которые особенно опасны в первые четыре месяца беременности.

Впрочем, ребенок может родиться с хорошим слухом, но потерять его (или частично потерять) из-за осложнений после бактериального менингита, энцефалита, тяжелых форм кори, свинки, хронического воспаления уха, несчастных случаев (различных травм), химиотерапии, применения ототоксических средств (особенно некоторых антибиотиков).

Беда в том, что неспециалисту в первые месяцы жизни распознать нарушения слуха у малыша довольно затруднительно. Даже полностью лишенный слуха младенец плачет в моменты дискомфорта и может ворковать, «гулить», когда ему хорошо. Поэтому родные и не подозревают, что у ребенка могут быть проблемы со слухом. Только когда другие дети начинают лопотать более-менее осмысленно, отзываться на свое имя, выполнять просьбы, у взрослых могу возникнуть подозрения, что у их малыша не все в порядке со слухом: ребенок все время молчит, не реагирует на просьбы, громкие звуки, музыку. Но даже в этом случае родители далеко не всегда идут к врачу, а обращаются к медикам, когда время уже упущено.

Читать еще:  Отеки ног после кесарева сечения: почему возникают и что делать

Определяем, есть ли у ребенка проблемы со слухом

Уже давно известно, что малыши способны слышать звуки, находясь еще в утробе матери. Но, к сожалению, в среднем для 15 из 1000 деток окружающий мир оказывается безмолвным: они не способны наслаждаться «музыкой жизни», так как имеют тяжелые поражения слуха. А они в свою очередь возникают по разным причинам.

Существуют две формы нарушений слуха: кондуктивные и сенсоневральные. При кондуктивных нарушениях внутреннее ухо ребенка функционирует нормально, а проблема возникает во внешнем или в среднем ухе и чаще всего носит временный характер, т.е. излечима. Причиной таких нарушений может быть, например, серная пробка. Дело в том, что у детей наружный слуховой проход очень узкий, и серная пробка может запросто блокировать путь звуку к барабанной перепонке. Другие причины — инородные тела в ухе, воспаление после купания, воспаление среднего уха и дефекты барабанной перепонки.

Сенсоневральные же нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха. И, к сожалению, данный тип нарушений носит необратимый характер, при которых современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Причинами таких нарушений слуха могут быть наследственные заболевания, сопровождающиеся поражением слухового анализатора, вирусно-инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, применение во время вынашивания ребенка антибиотиков с ототоксическим действием, родовая травма, асфиксия новорожденного, недоношенность, детские вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, осложнения гриппа).

Как проверить слух
К сожалению, не все роддома обладают необходимой аппаратурой для своевременной диагностики слуха новорожденных. И если твоему малышу подобное исследование не проводили, а он входит в «группу риска» или у тебя появилось малейшее подозрение, — немедленно обратись к врачу — оториноларингологу, отологу или сурдологу, не дожидаясь положенного четырехмесячного возраста для визита к участковому ЛОРу.

Так как новорожденные дети не могут объективно ответить на вопрос «слышишь или нет?», им проводят специальный скрининговый анализ слуха. При этом в ухо ребенка вставляется датчик, который передает специальные звуковые сигналы. Микрофон датчика регистрирует ответ улитки на эти сигналы. Анализ записанных сигналов позволяет установить факт нарушения слуха. Если такой факт установлен, проводится исследование слуха при помощи анализа слуховых вызванных потенциалов.

При этой диагностике в ухо ребенка подается звуковой сигнал определенной интенсивности. Данный метод позволяет оценить степень нарушения слуха у ребенка. Для последующего уточнения диагноза используются такие методы, как метод акустической импедансометрии (применяется для выявления разрыва цепи слуховых косточек, наличия жидкости в барабанной полости, нарушения функции слуховой трубы) и тимпанометрия — этот метод позволяет, например, установить наличие воспалительных процессов в среднем ухе.

Экспресс-тест для родителей
Ты всегда должна следить за тем, как твой ребенок реагирует на звуки. Конечно, отсутствие реакции может указывать всего лишь на отсутствие внимания. Но если такое поведение повторяется регулярно — это может свидетельствовать об определенных нарушениях слуха. Ответ «Да» на ниже перечисленные вопросы свидетельствует о нормальном развитии слуха у малыша.

1. Вздрагивает ли твой ребенок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?
2. Замирает ли ребенок, когда слышит громкий голос в возрасте 2-3-х недель?
3. Поворачивает ли ребенок голову на звук голоса позади него в возрасте 1 месяца?
4. Реагирует ли ребенок на голос матери в возрасте 3-х месяцев?
5. Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4-х месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?
6. Гулит ли ребенок в возрасте 2-4-х месяцев?
7. Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-5-ти месяцев?
8. Замечаешь ли ты у ребенка появление новых звуков в возрасте 8-10 месяцев?
9. Понимает ли ребенок некоторые слова (например, мама, папа, дай, привет, пока) и совершенно определенно реагирует на них в возрасте 9-10 месяцев?
10. Начинает самостоятельно произносить слова из предыдущего вопроса в год?

После первого года жизни тебя должно насторожить, если:
1. Твой ребенок не замечает, что кто-то говорит, если говорящий находится за пределами его поля зрения.
2. Ребенок часто переспрашивает при обращении к нему.
3. Ребенок очень внимательно следит за мимикой говорящего.
4. Включает телевизор или радио на чрезмерно высокую громкость.
5. Ребенок не слышит голос по телефону или постоянно перекладывает трубку от одного уха к другому.

Что делать дальше
Прежде всего, нужно подобрать качественный слуховой аппарат. И чем раньше он будет подобран, тем эффективней пройдет социальная адаптация ребенка, и тем полноценнее он будет чувствовать себя в будущем. Начинать подбор нужно прежде всего с поиска специализированного центра по слуховой реабилитации, в котором есть и диагностическая база, и врачи, и сами аппараты. Каждый прибор подбирается индивидуально, учитывая возраст ребенка, размер слухового канала, частотные характеристики, состояние уха и ЛОР-органов. Для детей до 15 лет используют заушные приборы. В процессе реабилитации каждые 3 месяца малыша должен осматривать врач и проверять динамику лечения и настройку прибора. Даже банальный насморк (при нем ребенок начинает хуже слышать) требует перенастройки. И только врач может настроить аппарат на правильную частоту. Делать это самостоятельно ни в коем случае нельзя: большая громкость может повредить остатки слухового нерва. Кроме того, с таким малышом должны проводить систематические занятия врачи-сурдологи, чтобы научить слушать и правильно говорить.

Детский слух

От развития слуха зависит нормальное функционирование и развитие вашего ребенка. Если ребенок не слышит, или слышит плохо, то он не сможет научится нормально говорить, ему будет сложно адаптироваться в обществе, для обучения потребуются специальные методы и отдельные учителя. Выявление проблем со слухом вовремя помогает подобрать качественный слуховой аппарат, и таким образом обеспечить ребенку полноценную жизнь и развитие. Родителям важно знать этапы развития слуха у детей, чтобы не пропустить симптомов нарушений.

Этапы развития слуха

Научно доказано, что дети могут слышать еще на натальном периоде развития. На 20-22 неделе беременности фиксируется изменение сердцебиения плода при громких звуках. С 4-й недели происходит развитие ушного аппарата. Важно соблюдать здоровый образ жизни, чтобы ребенок развивался правильно. После родов слуховые навыки ребенка развиваются таким образом:

          • Развитие слуха у новорожденных детей наблюдается в том, что ребенок чаще будет отдавать предпочтение женским голосам перед мужскими, будет реагировать (например, просыпаться или плакать) на громкие и резкие звуки, с 3-х месяцев ребенок должен определять голос матери среди других.
          • Развитие слуха уребенка в младенческом возрасте происходит с увеличением способности уха к избирательности. Уже в 5 месяцев нормально слышащий ребенок будет переводить взгляд с одного говорящего на другого и четко идентифицировать, откуда идет звук.
          • В год ребенок уже может отчетливо повторять слова за взрослыми.
          • Развитие речевого слуха начинается у ребенка с его рождения, когда он начинает вычленять отдельные слова и звуки из общих, окружающих его звуков. Уже к полугоду вы заметите реакцию на какие-либо повторяющиеся слова. Именно речевой слух отвечает впоследствии за развитие речи.

Внимательно наблюдая за своим ребенком, общаясь с ним с первых дней жизни, вы обязательно заметите, если реакции на голос, на новые звуки не будет, либо она будет неадекватной. Слух у младенцев обладает возможностью воспринимать все звуки вокруг, тогда как у детей постарше уже появляется избирательность. Стоит принимать во внимание этот факт при слежении за развитием ребенка. Важным моментом является развитие абсолютного слуха, в этом вам помогут музыкальные произведения.

Если вы заметили ,что ребенок не реагирует на звуки определенной интенсивности, либо не может повторить слова в уже более зрелом возрасте, то лучше не мешкая обратится к специалистам.

Внимательно наблюдая за своим ребенком, общаясь с ним с первых дней жизни, вы обязательно заметите, если реакции на голос, на новые звуки не будет, либо она будет неадекватной. Слух у младенцев обладает возможностью воспринимать все звуки вокруг, тогда как у детей постарше уже появляется избирательность. Стоит принимать во внимание этот факт при слежении за развитием ребенка.

Важным моментом является развитие абсолютного слуха, в этом вам помогут музыкальные произведения.

Если вы заметили ,что ребенок не реагирует на звуки определенной интенсивности, либо не может повторить слова в уже более зрелом возрасте, то лучше не мешкая обратится к специалистам.

Оцените пожалуйста информацию, предоставленную на странице

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru