Почему ухудшается слух у ребенка и как его восстановить - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я

0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда начинает слышать новорожденный мешают ли ему звуки

Почему ухудшается слух у ребенка и как его восстановить

Если вы стали замечать, что ваш ребенок не всегда откликается на имя, у него задержка речевого развития, он невнимателен, в разговоре часто переспрашивает — это должно насторожить, поскольку может указывать на снижение слуха.

Почему случается ухудшение слуха и поможет ли лечение? Об этом рассказал исполняющий обязанности заведующего сурдологопедичним кабинетом консультативной поликлиники Житомирской областной клинической детской больницы Роман Мудрак.

Как дети разного возраста реагируют на звуки?

Родители должны обращать внимание на поведение и развитие ребенка с самого рождения, чтобы вовремя обнаружить особенности, которые указывают на определенные проблемы со здоровьем, в том числе связанные со слухом. Уже на второй-третьей неделе у малыша проявляются реакции на звук. Например, на резкий стук ребенок может вздрагивать или, наоборот, замирать и словно прислушивается: что это было?

Читайте также:

В два-три месяца ребенок начинает реагировать на разные звуковые раздражители, которые находятся поблизости: лает собака, кто-то зашел в комнату, позвонил в дверь и тому подобное. Ребенок ищет источник звука, поворачивает туда голову. Когда спит, может вздрагивать от громкого звука. В этот период малыши и сами издают первые звуки, то есть лепечут и гулят, а еще улыбаются. В 3-6 месяцев ребенок более четко и активно реагирует на звуки. Когда к нему обращаются, он крутит головкой в сторону звучащей речи. А еще может отличать интонацию: если мама говорит строгим тоном, ребенок настораживается и замолкает, а если весело и добро – ребенок улыбается.

И если родители видят, что ребенок не реагирует или плохо реагирует на звуки, если ему не мешает спать ни включенный пылесос, ни громкая музыка рядом, нужно немедленно обратиться к врачу. Семейный врач или педиатр направят к ЛОР-врачу, а если нужно – к врачу-сурдологу, который целенаправленно занимается проблемами слуха.

Каковы причины проблем со слухом у новорожденных детей?

Ребенок может появиться на свет уже с проблемами слуха или потерять его в ближайшее время после родов. Можно назвать несколько основных факторов риска:

если в семье есть родственники с пониженным слухом или глухонемые;

если в период беременности мать переболела вирусной простудой, гриппом или другими инфекционными заболеваниями, принимала серьезные медикаменты, особенно в первом триместре, когда идет закладка всех органов и систем;

если были проблемные роды для ребенка, сопровождающиеся асфиксией, гипоксией, травмой головы, пребыванием в реанимации, в дальнейшем — высокой желтухой;

множественные врожденные пороки и генетические синдромы.

При каких болезнях может наступить снижение слуха?

В дошкольном возрасте дети часто болеют вирусной простудой или ангиной, а потом родители замечают, что ребенок может плохо слышать, например, когда звонят в дверь, плохо реагирует на сигналы машин, часто переспрашивает при разговоре. Дело в том, что во время болезни может наступить поражение слухового нерва, что ведет к нейросенсорной тугоухости. В одних случаях работа слухового нерва после лечения со временем восстанавливается, но бывают и необратимые изменения в слуховой системе: отмирают нервные волокна и погибают рецепторы слуха, которые находятся во внутреннем ухе и не восстанавливаются.

Кроме того, надо помнить о менингите – заболевании, которое сопровождается воспалением мозговых оболочек. Оно особенно опасно для детей до года. Болезнь может даже через полгода-год дать осложнения на слух. Поэтому, если ребенок перенес менингит даже в прошлом, нужно проверить слух, чтобы не пропустить серьезную проблему.

Читайте также:

Еще одна из проблем детского возраста, при которой может снижаться слух – это секреторный отит. Это заболевание в большинстве случаев возникает при наличии увеличенных аденоидов. Аденоиды находятся в носоглотке и, когда они вырастают до больших размеров, нарушают носовое дыхание, а в дальнейшем могут приводить к нарушениям работы слуховой трубы, что ведет к накоплению секрета в среднем ухе, и, как следствие, ребенок незаметно для родителей постепенно теряет слух. Начинает хуже учиться в школе, потому что плохо слышит, и некоторые родители думают, что ребенок просто ленится или невнимательная, но причина в другом. Когда родители приводят такого ребенка к врачу, специалист после осмотра и обследований слуха может предложить оперативное вмешательство по удалению аденоидов, а возможно, и шунтирование, как первоочередную причину проблемы. В дальнейшем при необходимости проводится лечение слуха. В таком случае снижение слуха может иметь обратимый характер и восстанавливается при своевременном лечении после проведенной операции.

Как проверить слух?

Для проверки слуха у новорожденных и детей первых лет жизни может проводиться аудиоскрининг – это обследование с помощью специального прибора, который определяет состояние рецепторов слуха. Обследование занимает всего несколько минут, причем ребенок может даже спать. Если ребенок этот тест не проходит, то можно заподозрить снижение слуха, что в дальнейшем требует дообследования более точными методами.

Когда нужен слуховой аппарат?

Если ребенок родился с наследственным или врожденным снижением слуха и диагноз установлен как можно раньше, в таком случае уже с 3-6 месяцев можно проводить слухопротезирование, то есть подбор, а в дальнейшем и использование слухового аппарата. Слуховой аппарат компенсирует ту потерю слуха, что имеет ребенок (в ухо подается звук, усиленный настолько, чтобы ребенок мог его слышать).

А если у ребенка снижение слуха наступает остро, например, на фоне острого отита или простуды, когда обнаруживается нейросенсорная тугоухость как следствие поражения слухового нерва, то это требует обязательного безотлагательного медикаментозного лечения. Но гарантии того, что слух полностью восстановится, нет. В одних случаях слух может вернуться к норме, но бывает, что лечение не приносит эффекта и слух снижается безвозвратно.

Если двусторонняя потеря слуха достигает 90 децибел и больше, то есть ребенку установлен диагноз «глухота», при которой компенсация потери слуха слуховыми аппаратами неэффективна, можно провести кохлеарную имплантацию. Отбор детей на кохлеарную имплантацию проводит специальная комиссия при институте отоларингологии имени профессора А.С. Коломийченко НАМН Украины в Киеве. Суть кохлеарной имплантации заключается в том, что пациенту вживляется имплант под кожу головы в заушной области (внутренняя часть), который при помощи электрода раздражает окончания слухового нерва электрическими импульсами в завитке внутреннего уха. А речевой процессор (внешняя часть, что носится за ухом) воспринимает звук из окружающей среды, переформатирует его и передает на внутреннюю (вживленный имплант). Ребенок начинает слышать и со временем различать звуки и язык. Но это не происходит быстро — ребенка надо учить и слушать, и говорить.

Чтобы избежать серьезных проблем со слухом, родителям нужно быть внимательными к своему ребенку, и, если появились сомнения относительно состояния здоровья, в частности к слуху ребенка, надо посетить специалиста. А самолечение может гораздо ухудшить состояние ребенка и привести к необратимым последствиям.

Белый шум для новорожденных

Проблемы с детским сном знакомы почти всем родителям. То ребенка трудно уложить спать, то он просыпается каждые 20 минут, или отказывается спать в кроватке. На самом деле налаживание сна новорожденного — это большая работа и малыша, действительно, можно приучить укладываться в восемь часов вчера, засыпать без груди и спасть всю ночь 10-12 часов подряд. Но в этой статье мы поговорим о важном помощнике для родителей, которые пытаются наладить сон ребенка, — белом шуме. Консультанты по сну очень часто советуют использовать этот инструмент при укладывании новорожденного, а большинство мам, кто белым шумом пользуется, отмечают, что он действительно работает.

Давайте разбираться как белый шум может помочь ребенку и родителям, и насколько безопасно его использовать.

Что такое белый шум для новорожденных

Польза белого шума для новорожденных

— Были проведены исследования по безопасности использования белого шума у новорожденных и детей первого года жизни. Доказана эффективность и безопасность белого шума не только в отношении сна ребенка, но и младенческих колик, как основного нефармакологического метода, — говорит Татьяна Стецкая, невролог, член общества сомнологов России, кандидат медицинских наук. — Белый шум может работать во время дневных снов ребенка и ночного сна, если требуется «замаскировать» посторонние звуки. Наиболее эффективно его использование в первые 12 недель новорожденного, но при этом исследования не выявили каких-либо возрастных ограничений по его введению. Проще говоря, если до полугода вы не знакомили ребенка с белым шумом, никогда не поздно попробовать.

Читать еще:  Физиологические рефлексы новорожденных — таблица по месяцам

Итак, давайте разберем по пунктам, в чем польза белого шума для новорожденного.

Помогает ребенку успокоиться. Если ребенок долго плачет, а мама не может успокоить его ни укачиваниями, ни грудью, не может никак отвлечь, то включение белого шума может помочь. Многие мамы рассказывают истории, как дети неожиданно успокаивались, когда они входили в ванную, где из крана бежала вода.

Ускоряет засыпание. Это подтвердили проведенные исследования, когда большинство новорожденных смогли заснуть под белый шум в течение пяти минут, в то время как в контрольной группе без использования шума за то же время уснули только 25 процентов младенцев.

Улучшает качество и глубину сна. При использовании белого шума новорожденный не просыпается каждые 20 минут, на что часто жалуются мамы. Решается проблема фрагментарности сна, он становится продолжительнее, малыш лучше высыпается.

Помогает замаскировать посторонние звуки. Это особенно знакомо мамам, у которых уже есть подросшие детки, мешающие своими играми уснуть младшему. Ремонт у соседей, громкие звуки с улицы или гости в соседней комнате – все это также не дает спокойно заснуть новорожденному. Включенный белый шум замаскирует эти звуки и поможет решить проблему.

Помогает отдохнуть и расслабиться маме. При более качественном сне с белым шумом, у мамы появляется больше времени для себя, чтобы сделать домашние дела или просто отдохнуть. Кроме того, и сама женщина, скорее всего, легче уснет под такой шум после трудного дня.

Когда новорождённый начинает видеть и слышать: всё о зрении и слухе ребенка в первый год жизни

Про зрительные и слуховые способности новорожденных чего только не рассказывают. Например, что они видят мир перевернутым, черно-белым и размытым, а слышат идеально уже в животе у мамы. Предлагаем выяснить, что из этого миф, а что — правда. А заодно узнаем, как помочь малышу развить зрение и слух с учетом имеющихся возможностей.

Зрение младенца

Новорожденный начинает видеть сразу после появления на свет, но совсем не так, как взрослые. Новый мир предстает перед ним в виде размытых черно-белых пятен. Все потому, что мозг, который участвует в построении визуальных образов, и сам зрительный аппарат пока еще недостаточно развиты. Однако в первый год жизни система зрения будет так стремительно совершенствоваться, что вместо мутных очертаний малыш в итоге увидит четкую разноцветную картинку. Поэтапно, месяц за месяцем у малыша будут появляться новые визуальные возможности.

Первые дни жизни

Новорожденный видит нечетко, без объема и только то, что находится от него не дальше 30 сантиметров. И это не удивительно, ведь глазное яблоко еще такое маленькое, что изображение формируется не на сетчатке, как должно быть, а за ее пределами. К тому же на сетчатке пока еще нет желтого пятна — участка, отвечающего за остроту зрения.

Глазные мышцы пока не окрепли, поэтому у малыша проблемы с фокусировкой взгляда. По этой же причине глазки могут быть сведены к носу или смотреть в разных направлениях — обычное младенческое косоглазие.

Новорожденный не различает цветов, кроме черного и белого. Зато отлично разделяет свет и тьму. На яркий свет реагирует сразу — зажмуривается, пытается спрятаться, может заплакать — так проявляется безусловный зрительный рефлекс. Его наличие врач проверяет во время первого осмотра ребенка, когда направляет в каждый глаз свет от фонарика — в норме зрачки в ответ должны сузиться.

Новорожденные видят мир перевернутым — есть такое мнение, но оно из разряда мифов. С самого рождения человек, если у него нет патологий головного мозга, видит изображение «правильно».

Сейчас уже можно начать тренировать зрение ребенка. Для этого пока достаточно просто чаще с ним общаться: наклоняться к малышу ближе, разговаривать с ним, чтобы он обратил на вас внимание и попытался сфокусировать взгляд на вашем лице. Можно продолжить общение, взяв ребенка на ручки — есть мнение, что младенцам легче задерживать взгляд на предметах, находясь в вертикальном положении.

1 месяц

Новорожденный уже лучше видит крупные предметы, продолжает учиться фокусировать взгляд и совершать координированные движения глаз из стороны в сторону.

К концу первого месяца можно показывать малышу контрастные черно-белые рисунки — специальные подборки для самых маленьких есть в интернете, остается только распечатать их на принтере. И конечно полезно гулять, потому что естественный свет способствует развитию зрительной системы. К тому же выходы в большой мир дают ребенку много визуальной информации.

2 месяца

Младенец способен ненадолго удерживать взгляд на статичном предмете. Пытается следить глазами за движущимися вблизи объектами, но пока только по горизонтали. Окружающая картинка становится более четкой, наступает радостный момент, когда малыш наконец-то может разглядеть лицо мамы и отличить его от других лиц.

Жизнь потихоньку наполняется красками: ребенок начинает распознавать цвет, имеющий самую длинную световую волну — красный.

Самое время разместить над детской кроваткой мобиль. В качестве подвесок идеально подойдут крупные игрушки с черно-бело-красными геометрическими орнаментами. Находиться они должны на расстоянии 40-50 сантиметров от глаз малыша. Ребенок будет пытаться рассмотреть контрастные рисунки, отрабатывая фокусировку взгляда, а также следить за движущимися подвесками, тренируя тем самым глазные мышцы.

3 месяца

Малыш с интересом рассматривает окружающие его предметы, следит за движущимися объектами. Теперь он может различать еще один цвет — желтый, и распознает лица людей, которых часто видит.

4–5 месяцев

Ребенок хорошо видит даже на расстоянии метра от себя, способен разглядеть детали и уже четко различает черты лиц и мимику. Картина мира окрашивается в еще один цвет — зеленый.

Пространство получает глубину: малыш может следить не только за предметами, которые двигаются из стороны в сторону, но и теми, которые перемещаются от него и к нему. Развивается хватательный рефлекс, и ребенок активно учится оценивать расстояние до предметов, пытаясь их схватить. Он берет игрушки ручками, приближает и отдаляет их от лица, ощупывает, облизывает, грызет — все это помогает ему постигать объемность предметов.

6 месяцев

Малыш легко фокусирует взгляд, зрение становится четким и объемным. Теперь он различает все цвета, поэтому самое время знакомить его с их названиями.

В полгода, как правило, проходит младенческое косоглазие. Если этого не произошло, ребенка необходимо показать офтальмологу.

7–8 месяцев

Ребенок уже неплохо анализирует всю визуальную информацию. Люди для него делятся на своих и чужих: своим он обычно улыбается, незнакомца может напугаться. Понимает разницу в форме предметов, распознает геометрические фигуры. Различает не только цвета, но и многие их оттенки.

Младенец уже хорошо видит объекты, находящиеся вдали и спокойно переключает внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.

9–12 месяцев

Ребенок уже видит как взрослый. Теперь ему легче изучать пространство и находящиеся в нем предметы, ведь он уже ходит или активно пытается это сделать. Сейчас родителям важно поддерживать страсть малыша к познанию: знакомить с разными по цвету, размеру, структуре и форме объектами.

Читать еще:  Препарат; Элькар: инструкция по применению капель для грудничков и детей от 1 года

Слух младенца

Ребенок начинает слышать задолго до своего рождения. На 17 неделе внутриутробного развития малыш уже прислушивается к стуку маминого сердца, шуму бегущей по ее сосудам крови и работающих органов. Чуть позже он начинает улавливать звуки из «большого мира» — прежде всего голос мамы. Поэтому нет ничего странного в том, чтобы разговаривать с собственным животом, петь ему песенки и рассказывать стишки.

Малыш не может воспринимать музыку, которую беременная слушает через наушники. Но если надеть наушники на живот — концерт по заявкам юных меломанов состоится.

Слуховой аппарат малыша уже готов принимать информацию. Но это не значит, что при рождении ребенок сразу будет слышать как взрослый — для настройки слуха понадобится несколько этапов.

Первые дни жизни

Сразу после рождения слух ребенка немного притупляется. Здесь не обошлось без разумного замысла природы, которая защищает младенца от звуковой лавины нашего мира, готовой обрушиться на него одномоментно. Разнообразные негромкие звуки и шумы пока не досаждают его ушам и не мешают беспечно спать. В первые дни жизни малыш лучше всего реагирует на громкие и резкие звуки. Причем реагирует бурно — может вздрогнуть и даже заплакать.

1 месяц

Малыш начинает четко слышать окружающие его звуки, привыкает к ним и уже не пугается случайного грохота так сильно, как в первые дни после рождения. Ребенок прислушивается к голосам и отлично улавливает интонации. Сейчас важно чаще беседовать с ним, стимулируя развитие речевых навыков.

2–3 месяца

Ребенок внимательно слушает звуки, двигает головой, глазами, стараясь определить, откуда они исходят, и совершенно точно распознает голос мамы. Происходит синхронизация слухового центра с речевым: ребенок пытается произносить гласные звуки и «агукает» в ответ на мамино «агу».

4–5 месяцев

Малыш уже точно определяет, откуда исходит звук и поворачивает в ответ на него голову. Реакции в ответ на звуки становятся более эмоциональными — ребенок может махать ручками и ножками, улыбаться и ворковать.

6 месяцев

В полгода ребенок уже слышит как взрослый. Дальше он активно продолжит познавать мир звуков, будет учиться их различать и воспроизводить.

Почему новорожденные дети вздрагивают во сне и что должно насторожить

Когда ребенок появляется на свет, вся жизнь матери сосредотачивается на любимом крохотном существе, и нет ничего важнее, чем каждое его движение, каждый вздох, его аппетит и сон. И если малыш вдруг начинает вздрагивать во сне, мамы беспокоятся и на всякий случай переходят на шепот, чтобы не тревожить ребенка.

Насколько же обоснованно родительское беспокойство и почему новорожденные дети вздрагивают во сне? Об этом рассказала заведующая отделением постинтенсивного выхаживания недоношенных новорожденных Житомирского областного перинатального центра Майя Смоляр.

Читайте также:

Слух у ребенка формируется еще у мамы в животе

Само по себе вздрагивание во сне новорожденного – не патология. Ребенок вздрагивает от резких звуков, к которым пока не привык. Дело в том, что его орган слуха еще окончательно не сформирован.

Будущие мамы должны знать, что слух начинает формироваться у плода примерно с 20-й недели беременности. Поэтому с этого момента врачи рекомендуют родителям разговаривать с будущим малышом, который находится в животе у мамы. Ребенок должен привыкать к голосу родного человека, различать голоса членов семьи и понимать, кто и как с ним говорит.

К моменту рождения ребенок в принципе слышит, но в течение первой недели жизни из его внутреннего уха выходит вода, которая первые пару дней мешает ему слышать. Когда вода уходит, он потихоньку начинает различать звуки. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному, однако все новорожденные реагируют на резкие звуки. Во время сна ребенок может вздрогнуть, если громко хлопнула дверь, если в комнате кто-то вдруг начинает разговаривать, если вблизи проехала машина и т.д.

Читайте также:

Не переходите на шепот!

Чтобы вздрагивание быстрее прошло и ребенок смог адаптироваться в окружающей среде, родителям не нужно переходить на шепот. Конечно, нельзя повышать голос, кричать, высказывать претензии друг к другу. Разговор должен быть ровным и спокойным, чтобы ребенок привыкал к обычному тембру голоса мамы и других членов семьи.

Что снится новорожденным?

Еще одна возможная причина вздрагивания – это сон, который снится ребенку. Ведь даже новорожденным детям снятся сны! Однако их сны особенные. Незрелая нервная система новорожденного по-своему реагирует на звуки, свет, запахи и прикосновения. Невозможно точно сказать, какие именно эти сны, но они могут быть как позитивными, так и негативными, пугающими малыша.

Кроме того, во время сна у ребенка могут отходить газы и беспокоить его, потому малыш вздрагивает. А еще нельзя забывать о его физиологических процессах, то есть отхождении мочи и кала, которые тоже его тревожат.

Читайте также:

Что должно насторожить

Вздрагивание во сне ничего плохого не означает. И даже если до конца первого месяца у ребенка может дрожать подбородок во время плача, а еще ручки и ножки – это нормально. Но если ребенку уже исполнился месяц, а он продолжает вздрагивать, у него дрожит подбородок, то нужно обратиться к участковому педиатру, который наверняка направит к неврологу.

Родителей должно насторожить, если ребенок вздрагивает во время сна больше 10 раз, если он часто просыпается с сильным плачем без всякой причины, если постоянно вздрагивает при полной тишине, и не только во сне, но и во время бодрствования. Такие моменты нельзя оставлять без внимания, следует сразу же консультироваться со специалистом.

Чтобы ребенок меньше вздрагивал, нужно следить за тем, чтобы его комната часто проветривалась, одежда была удобной, из мягких натуральных тканей, перед сном ребенка желательно искупать в теплой комфортной воде с добавлением успокаивающих трав, ребенок должен быт сытым, а в семье – царить покой и согласие.

Когда малыш начинает хорошо слышать и осознанно реагировать на звуки

Приехав домой из роддома, родители внимательно изучают реакции малыша на внешние раздражители. Им кажется странным, что младенец не просыпается от громких шумов. И во время бодрствования его не отвлекает посторонний шум. Давайте разберемся, когда новорожденный начинает слышать – после рождения или до него.

Когда ребенок начинает хорошо слышать и различать звуки

В 16-17 недель беременности малыш уже слышит громкие шумы. К 20 неделе заканчивается формирование слуховой системы. И с ребенком уже можно разговаривать.

Новорожденный ребенок все слышит. Но он не нуждается в полной тишине при засыпании. И спит при умеренном шуме. Находясь в материнской утробе, он все время слышал шум работающих органов. Поэтому он не обращает внимания на монотонный шум. А вот громкий неожиданный звук заставит младенца вздрогнуть.

Малышу уже полезно слушать колыбельные песни и сказки в исполнении матери. Спокойный материнский голос успокаивает и убаюкивает младенца. При этом его слух развивается, и кроха знакомится с окружающим миром.

Когда малыш начинает осознанно реагировать на маму и ее голос

В конце 3 месяца малыш сознательно поворачивает голову в сторону шума. Он отличает мать от других людей. Слыша мамин голос, он успокаивается, понимая, что он в безопасности. Он не только может отличить мамин голос от любого другого, но и понимает интонацию. Слыша ласковую речь близкого человека, малыш улыбается или смеется. Когда мама поет мелодичную колыбельную, малыш затихает, прислушиваясь к знакомому тембру голоса.

Ребенок слышит материнский голос еще в утробе, но сознательно отзываться на него учится только в 3 месяца.

Для развития слуха, ребенку полезно слушать детские песни, стихи, сказки. Даже если мама будет просто комментировать свои действия, объясняя их ребенку, это поможет ему в познании мира. Ребенок быстрее будет запоминать слова и их значения.

Читать еще:  Подушка для новорожденного

Слуховое восприятие малыша отличается от восприятия взрослого человека. Большинство младенцев прекрасно слышит, но их реакции на услышанное не такие как у взрослых. И это сбивает родителей с толку. Если малыш не реагирует на посторонние шумы, и родные беспокоятся из-за слуха ребенка, то лучше показать малыша специалисту. Врач либо развеет сомнения родителей, либо назначит лечение. Если у ребенка нарушен слух, то чем раньше начать терапию – тем больше шансов на благоприятный исход лечения.

  • хорошо
  • звуки

Комментарии

  • О проекте
  • Контакты
  • Реклама
  • Медиакит
  • Пользовательское соглашение
  • Условия проведения конкурсов

«Сетевое издание «Woman’sDay.ru (ВумансДей.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-67790, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 декабря 2016 г. 16+.

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Дудина Виктория Жоржевна

Copyright (с) ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2020.

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Новорожденный: какие звуки полезны? Развиваем слух

Мамин разговор и колыбельные – лучшая развивающая среда

Продолжаем серию статей психолога Екатерины Бурмистровой об эмоциональном, сенсорном и физическом развитии младенца в первые сорок дней. Периодом новорожденности наши врачи называют обычно первый месяц, но мы говорим о сорока днях — так принято у западных специалистов и это лучше соответствует физиологии ребенка. Сегодня — о том, что слышит малыш первых месяцев жизни и что ему полезно слышать.

Что слышит новорожденный?

Новорожденный малыш слышит очень хорошо: как раз слух у него работал еще внутриутробно и прекрасно работает после рождения. Например, чуткие дети могут пугаться резких звуков. Дети спокойные могут не реагировать на резкие звуки, вплоть до того, что у них подозревают глухоту. Но в целом у новорожденного работает так называемая речевая доминанта, т.е. всем остальным звукам он предпочитает голос собственной мамы.

Мы можем наблюдать так называемое слуховое сосредоточение: ребенок, слыша голос мамы, разговаривающей с ним или поющей колыбельную, поворачивает голову (если уже может, к концу первого месяца), ищет источник звука. При этом он как бы замирает, прислушивается. Маленькие детки реагируют на события окружающего мира всем телом — это так называемая генерализованная реакция, когда по ребенку можно видеть, что он удивился, сосредоточился: все тело удивилось, изменился тонус мышц.

Так что слышит ребенок хорошо. Ему очень нравятся ритмичные напевные звуки, в частности, звуки колыбельной — это самое предпочтительное из того, что вообще ребенок может слышать.

Это должно быть мамино исполнение. Именно материнская колыбельная, исполненная живым голосом. Очень известны эксперименты (которые, правда, проводились с детьми чуть постарше — второго-третьего месяца жизни) — в их результате выяснилось, что дети каким-то образом отличают запись от живого звука. Может быть, больше обертонов, может быть, больше интонирования, может быть, по-другому распределяется звук, но они всегда реагируют на запись хуже, чем на живой голос.

При этом есть одно из предубеждений материнских, которое мешает петь: мамы часто считают, что, если у них нет ни слуха, ни голоса, и они станут петь своим малышам колыбельные, то они испортят детям слух и голос. Это чистый миф. Нужно обязательно петь. Для ребенка это самое развивающее и самое приятное. Никакие аудиопрограммы для раннего развития не имеют смысла применительно к малышам первого года жизни. Приведу такую дагестанскую поговорку: про плохого человека в Дагестане говорят, что мама или не пела над его колыбелью совсем, или пела плохие песни. Настолько это считается в народном сознании важно для формирования человека в целом.

Колыбельная, соединенная с теплом тела матери, соединенная с запахом, — это как раз тот самый момент возвращения к сенсорному миру матери, к источнику тепла, любви, в котором ребенку максимально комфортно находиться.

Изменения в слуховом развитии ребенка к 2 месяцам

К концу первого месяца ребенок может довольно четко поворачивать голову к источнику звука, также будет заметно вздрагивание всем телом при резком и неприятном звуке. Если издать какой-то необычный для ребенка резкий пугающий звук, то он вздрогнет. При этом если над вашей квартирой делают капремонт, и звук дрели является постоянным, — вот тут ребенок привыкает.

К концу периода сорока дней можно видеть, что ребенок на привычные звуки реагирует меньше. Скажем, при первом включении дрели или пылесоса малыш может прореагировать негативно, но если это повторяется и повторяется, и никакой опасности для ребенка не следует, эта реакция смягчается и вообще потом пропадает. Феномен слухового привыкания.

Еще один очень интересный феномен, который можно наблюдать к концу второго месяца, иногда чуть раньше. Если мама-таки колыбельные поет, ребенок, не умеющий говорить, начинает подвывать, пытается имитировать каким-то образом звуки.

К концу первого месяца, к концу сорока дней появляется первое гуление — малыш «поет» гласные звуки. Появление гуления напрямую связано со слуховыми стимулами. Если слуховых стимулов — колыбельных, разговоров с малышом — было мало, гуление появится позже.

Слуховые стимулы, необходимые для развития ребенка

К стимулам, оказывающим влияние на развитие слухового восприятия малыша, относятся и песни, и просто разговор. Причем, это может быть не разговор с малышом, а разговор около малыша. Если ребенок живет в насыщенной слуховыми стимулами среде, он нормально разовьется. Но если он родился в семье глухонемых, или у мамы настолько сильная послеродовая депрессия, что она вообще не может с ним никак разговаривать, и никого нет рядом, то ребенок может в своем развитии немножко замедлиться.

Поэтому даже если вы с ребенком дома один на один, старайтесь с ним разговаривать. Молодые мамы это инстинктивно чувствуют, но находятся в плену предубеждений: боятся говорить неправильно, боятся, что для слуха малыша разговор «сюсюкающий», на детском языке, будет вреден.

Я хочу развеять этот миф: самое полезное для слуха малыша — это разговор на языке нянь и кормилиц, так называемом беби-токе (baby-talk). Сюсюканье — это то, что нужно малышу слышать, это его слуховое предпочтение, потому что в этом типе разговора как раз преувеличенное интонирование, большое количество гласных. Это очень мелодическая речь, нечто среднее между речью и пением.

И это именно то, на что лучше всего реагирует ребенок. То, что ему потом будет легче воспроизвести. Современные исследования психофизиологов как бы открывают заново то, что было всегда известно в народной педагогике: всегда над ребенком пели, говорили ему пестушки и величания. Любое действие сопровождали какими-то припевочками, подпевочками, прибаутками, напевной речью.

Слух ребенка: когда стоит насторожиться

Если к концу второго месяца (мы говорим о сорока днях, но всегда прибавляем две недели на индивидуальные темпы развития — получается два месяца) ребенок не реагирует на звуки никак из вышеперечисленных способов: не реагирует ни на резкие звуки, ни на напевные колыбельные, у него не появляется гуление — вот тогда стоит проконсультироваться, проверить слух. Сначала домашними способами. На неожиданный звук у ребенка есть ведь реакция с самого начала. Поэтому если вы позвоните валдайским колокольчиком, или прошуршите пакетиком, или пошумите каруселью — ребенок должен выдать реакцию. Если к концу второго месяца ее нет, это основание для тревоги.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru