Gorod-kids.ru

Мама и я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Во сколько месяцев ребенок начинает уверенно держать головку

Двигательное развитие ребенка от 0 до 6 месяцев

Особенности двигательного развития ребенка от 0 до 6 месяцев, а также полезные советы родителям

  • Доступно на:
  • русский
  • Қазақша

В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.

В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер. Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку. В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).

К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот. В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).

С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину.

Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками. Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев. Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.

После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот. Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5–6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным.

В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой. Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.

Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:

  1. Ребенок не вздрагивает от громких звуков в первые 2-4 недели жизни;
  2. Ребенок не замирает, слыша голос, в возрасте 2-4 недель;
  3. Ребенок в 3-4 месяца не поворачивает голову в сторону источника звука;
  4. У ребенка 3-4 месяцев нет оживления на голос матери;
  5. В 2-4 месяца у малыша не появляется гуление.

Когда ребенок начинает держать голову

Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову?



Младенец рождается совершенно беспомощным, но сразу пытается владеть своим телом. Первым делом новорожденный тренирует мышцы шеи. Если вы будете регулярно делать с ним зарядку, малыш очень скоро удивит вас своими умениями.
Существует целый список рекомендаций, как заниматься с маленькими детьми в первые месяцы жизни:

  • в первую неделю после рождения при переодевании выкладывайте новорожденного ненадолго на животик. Ему это положение обычно не нравится, он стремится тут же перевернуться на спинку (задолго до осознанной способности управлять телом), на четвертом месяце такой переворот будет ему даваться сложней;
  • двухмесячному младенцу устраивайте прогулки по квартире, поддерживая в вертикальном положении (обязательно страхуйте еще неокрепшую шейку);
  • в три месяца чаще меняйте позу, предлагайте малышу играть, лежа на животике.

Заинтересуйте его ковриком с шуршащими, звучащими и яркими деталями Fisher-Price Пианино. Младенцу будет интересно его рассматривать, а заодно и тренироваться. Развивающий коврик Bright Starts Солнечное сафари с высокими защитными бортиками и специальной подушечкой для неокрепших мышц прослужит от нуля до 2-х лет.

Важно!

Оттого, в каком возрасте ребенок начинает держать голову, зависит его общее физическое и психическое развитие. Чтобы формирование маленького человечка происходило правильно, с ним нужно регулярно выполнять комплекс несложных упражнений.

Таблица 1. Особенности физического развития младенца

Возраст новорожденногоДержит головкуСтоит обратить особое внимание
Первая неделяЛежа на животике, несколько секунд.Не стремится поднять головку при переворачивании на животик.
2 месяцаНа животике. Вертикально – при поддержке, но еще не слишком уверенно.Не может несколько секунд удержать вертикальное положение на руках у мамы.
3 месяцаУверенно, достаточно долго – на животике и вертикально.Не может лежать на животе с поднятой головкой.

Выводы

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно? У одних детей это отлично получается в три месяца, у других – чуть позже, но в основном младенцы уверенно и самостоятельно могут держать голову в четыре месяца. Если это происходит раньше, то новорожденного нужно показать врачу. Причиной часто бывает не быстрое развитие малыша, а высокое внутричерепное давление.

Двигательное развитие ребенка

Конкретному возрасту соответствуют определенные двигательные навыки.

В нашем центре, многие особенности развития ребёнка можно скорректировать с помощью коррекционно-развивающих и формирующих занятий по «методу замещающего онтогенеза», пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.

С рождения до достижения ребёнком одного года происходит интенсивное двигательное развитие.

Рождение ребёнка. Ребёнок проходит родовые пути.
Ребёнок лежит на спине.
Поворачивается на один бок, на другой, на живот. Поднимает руки, упирается.
Ползает по-пластунски. Поднимает голову и охватывает пространство.
Садится. Ползает на четвереньках.
Встаёт, сначала с помощью рук, потом без.
Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

До периода ползания ребенок должен пройти важный этап подготовки всех групп мышц к этой сложной деятельности. Он должен научиться, не только держать голову, и удерживать её в равновесии во множестве разных положений тела, но и переворачиваться с живота на спину и обратно, опираться на руки.

В 2–3 месяца ребёнок в норме удерживает голову. Причем не только поднимает ее в положении лежа на животе, но и подтягивает ее к своей груди, когда находится на руках у матери. Это один из первых произвольных навыков, необходимых для начала формирования вертикальной оси тела (из лежащего в горизонтальной плоскости малыш к концу первого года жизни превратится в уверенно стоящего и ходящего). Одновременно начинает формироваться опора на руки. В положении на животе ребёнок до двух–трёх- месячного возраста должен опираться на локти, а к 3–4 месяцам – и на раскрытые ладони. Этот навык необходим для освобождения рук – они понадобятся для дальнейшего движения, удержания веса тела на одной руке в период формирования переворотов, сидения и ползания.

Далее ребёнок учится переворачиваться со спины на живот и с живота на спину и активно крутиться в положении лежа. Обычно это происходит в 4–5 месяцев. Теперь он может перемещаться в пространстве (на кровати или на полу) и наконец–то дотянуться до интересной игрушки.

Затем ребёнок начинает вертеться в положении на животе вокруг пупка. Навык нужен для формирования ползания сначала по-пластунски, а затем уже и на четвереньках. В положении на пупке малыш может одновременно поднимать руки и ноги «самолетиком». Эти навыки, приобретаемые в 5–6 месяцев, говорят о дальнейшем правильном формировании вертикальной оси тела и подготовке мышц к ползанию, сидению и прямохождению.

Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные. Ползание необходимо как для освоения нижнего поля зрения, так и для правильных скоординированных действий нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. В это же самое время малыш начинает произносить звуки, гулить, лепетать для того, чтобы общаться, пробуя свои способности управления языком. Благодаря ползанию совершенствуется зрительное восприятие, развивается тактильная чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении внешних объектов и тела, а значит, также формируется возможность обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме. У него будет грязь в тетрадях, плохой почерк. Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, пропустили стадию ползания. Если ребёнок не осваивает этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Если развитие ребёнка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено.

У многих нынешних детей двигательное развитие происходит примерно следующим образом: ребёнок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем он как-то очень быстро повернулся, сразу сел. Не ползал вообще или ползал мало на четвереньках, или ползал только назад. Потом через очень короткое время встал. Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит, он их игнорирует.

У ребёнка при этом имеется гипертонус (повышенный тонус) или гипотонус (пониженный тонус). Врачи часто ставят диагноз «мышечная дистония», а мамы могут жаловаться, что ребёнок ходит на пальцах ног, не опираясь на всю стопу.

Проблемы с тонусом могут сохраняться у ребёнка до 5, 8 и даже до 10 лет, а в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребёнок моторно неловок, неуклюж, очень травматичен.

При копировании эталона (специально разработанной геометрической фигуры), ребёнок также странным образом всё искажает, например, ребёнок может переворачивать рисунок на 90◦ при неизменном положении эталона (изменение направления восприятия с горизонтальной на вертикальную ось), что приводит к трудностям в овладении письмом, усвоении образа букв, формировании разрядности числа. Эта же фигура может быть перевёрнута и на 180 градусов. Некоторые рисунки даже невозможно узнать. Могут быть слепки из частей фигуры, фрагментарность, так называемая хаотичность, мозаичность восприятия. Ребенком может игнорироваться левая или правая сторона листа. И если ребёнок так воспринимает, так считывает окружающий мир, так его «видит», то он такой мир искажает. У такого ребёнка будут ошибки при письме.

Далее возникает целый ряд феноменов. Если искажается двигательная сфера – искажается и речевое развитие. Ребёнок может не говорить до 3–4 лет, или говорит односложные слова, у него нет фразовой речи, возникает проблема с произношением звуков («каша во рту»). Таким образом, можно видеть целый ряд проблем, когда из одного следует другое. Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарна, речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. Если ребёнок расторможен – у него могут быть неадекватные отношения с родителями, учителями и со сверстниками. А если ребёнок физически слабый, быстро устаёт, часто болеет, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и иногда ребёнок может стать капризным, не соблюдать социальные нормы поведения. Проблемы будут нарастать, и уже к 9–10 годам этот клубок бывает очень сложно распутать.

Когда ребенок держит голову самостоятельно?

Новорожденному ребенку очень важно постоянно присутствие родителей в его жизни и контроль за его психическим и физическим состояниями. Если мама замечает хотя бы небольшое отклонение от нормы, то ей лучше всего обратиться к врачу, не слушая советы окружающих и не опираясь на опыт знакомых мам.

Навык держать головку является одним из самых первых признаков грамотного развития крохи. Таким образом он делает первые движения на пути к навыку владением собственным телом.

Возраст, в котором малыш начинает держать голову

Со временем навык управлять собственным телом у малыша увеличивается. Впервые он пробудет держать свою головку уже на второй или третьей неделе. При переворачивании ребенка на живот он пытается сделать свои первые подъемы головы.

После этого в период одного – полутора месяцев малыш пытается уже самостоятельно приподнимать голову на одну – две секунды. Чаще всего это происходит при положении лёжа на животике. Ближе ко второму – третьему месяце ребенок начинает более уверенно приподнимать головку под острым углом все в том же положении, что и раньше. Причем держит голову он уже около минуты.

В три месяца малыш начинает приподнимать головку уже не только лежа на животике, но и лежа в вертикальном положении. Тем не менее, его организм остается очень хрупким и ему необходима подстраховка со стороны родителей. Стоит продолжать поддерживать голову крохи. Немногим позже к голове может добавиться и подъем плеч.

Ближе к четырем месяцам в момент удержания своего ребеночка в положении на спинке малыш уже будет довольно уверенно и ровненько поддерживать состояние с поднятой головой достаточно продолжительное время. Он перестанет ее закидывать назад, как это было раньше.

И несмотря на то, что кроха уже почти приобретет навык держать головку, родителям все же необходимо помогать ему поддерживать его шейные мышцы ладошкой, так как они остаются довольно слабыми и малоразвитыми.

С возрастом малыш становится все более любознательным. Так ближе к пяти месяцам он начинает не просто приподнимать головку, но и удерживать ее и поворачивать в стороны. Это вполне объяснимо желанием изучать окружающий мир. Со временем вместе с шеей и головкой он начинает приподнимать и верхнюю часть туловища, приближая момент, когда он сядет.

Конечно же, стоит понимать, что каждый ребенок индивидуален и можно лишь обобщить общие данные. Так что не стоит печалиться, если окружающие вас детки уже держать уверенно головки, а ваш кроха – нет. Он обязательно этому научится! Просто дайте ему время.

Как помочь ребенку научиться держать голову

Чтобы своевременно помочь малышу научиться держать головку или приблизить этот момент родители должны начать помогать малышу. Для этого подойдут методы, которые применяли еще наши бабушки. Просто следует придерживаться ряда правил и регулярно делать некоторые упражнения со своим крохой.

Для начала нужно взять за правило, что после кормления ни в коем случае нельзя класть своего ребенка на животик. Мама должна делать это за несколько минут до начала кормления. В таком положении ребеночку рекомендуется пробыть в течении нескольких минут. С возрастом можно начать все чаще класть малыша на животик в периодах между кормлениями.

Существует еще одно упражнение, которое ускоряет процесс укрепления шейных мышц крохи. Его можно класть головой вниз на животике, придерживая при этом головку. Он будет смотреть в основном в пол. Так как все малыши очень любознательны, то он начнет искать способы оглядеть окружающие его предметы и начнет поднимать головку.

После того, как мама и малыш успешно усвоят это упражнение, то они могут попробовать удерживать ребенку на ручках, приподнимая, в вертикальном положении в течении десяти – двадцати секунд. При этом малыша необходимо в обязательном порядке аккуратно придерживать за затылок во время проведения с ним такой процедуры.

Если ребенок не научился поднимать головку к трем месяцам

Случается такое, что малыш так и не приобретает навык держать головку к четырем – пяти месяцам жизни. Если подобное случается, то это говорит о том, что неврологических проблем, скорее всего, избежать не удалось. Не исключено, что вынашивание малыша было довольно тяжелым и нанесло некоторый урок нервной системе крохи. Так же вероятны какие-либо патологии или травмы во время родов, результаты которых проявляются со временем. В этом случае просто необходимо обратиться к врачу за советом и назначением правильного лечения.

Может случиться так, что у малыша просто слабый тонус мышц. Для этого нужен специальный массаж, который, так же, прописать сможет только соответствующий врач.

И, как бы не складывалось развитие вашего малыша, постарайтесь как можно меньше переживать. Не забывайте, что ребенок чувствует материнский негатив. Это может отражаться не только на его развитии, но и на сне, поведении, настроении. В первые годы жизни мама – это самый большой маяк и лучший ориентир для крохи. Об этом стоит помнить!

Не исключены случаи, когда ребеночек держит голову не ровно, а с небольшим отклонением вправо или влево. В таких случаях врач посоветует использования специализированной подушки. Но в любом случае нужно быть спокойным и всеми силами помогать ребенку развивать его навыки!

Когда ребенок начинает самостоятельно держать головку

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Оглавление

Трогательная беспомощность новорожденных всегда вызывает чувство нежности. Многие мамы и большинство пап поначалу опасаются взять не так, положить неловко, что-то повредить или испортить в этом маленьком тельце. На самом деле организм младенца не такой уж и хрупкий. Но вот головку нужно придерживать до тех пор, пока малыш не начнет держать ее сам. В этой статье мы поговорим о том, когда малыш начинает держать головку самостоятельно.

В каком возрасте ребенок начинает держать голову

Ребенок начнет уверенно держать головку, когда к этому будут готовы мышцы шеи. А до тех пор, пока они не окрепли, мама придерживает голову ребенка, когда берет его на руки, кормит, купает, одевает и т. д.

Внимание! Нужно следить, чтобы головка новорожденного не запрокидывалась назад! Это может повредить мышцы шеи и шейные позвонки ребенка!

Согласно нормам ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), в 3 месяца малыш, лежа на животе, поднимает головку и около минуты удерживает ее, а также держит голову, когда его носят столбиком. К 4 месяцам ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животике, и поворачивает ее в разные стороны, наблюдая за людьми и игрушками. В целом этот процесс очень индивидуален – кто-то раньше, кто-то позже усваивает этот навык, и это может быть никак не связано с состоянием здоровья малыша.

В какой последовательности ребенок начинает держать голову

Навык держать голову у младенцев формируется с первых дней жизни:

в роддоме новорожденных выкладывают на животик, и уже тогда он поворачивает голову на бок и приподнимает ее – это срабатывает инстинкт самосохранения;

в 2-3 недели малыш пытается, лежа на животе, поднять и удержать голову;

в 1 месяц ребенок уже приподнимает голову, лежа на животе;

к 2 месяцам он уже может приподнять голову, находясь на спине (при условии, что мышцы шеи хорошо окрепли);

в 3 месяца малыш уже приподнимает головку на 45 градусов, лежа на животике, и удерживает ее достаточно долго;

в 3,5 месяца малыш держит головку, опираясь на ручки, когда лежит на животе, и удерживает головку в положении столбиком.

До 4 месяцев обязательно нужно придерживать головку, даже когда ребенок начинает держать ее самостоятельно.

Как научить ребенка самостоятельно держать головку

Конечно, умение держать голову заложено природой, но все же лучше помочь малышу специальными упражнениями. Нужно согласовать свои действия с педиатром, чтобы быть уверенными, что у вашего малыша нет противопоказаний к тем или иным процедурам.

Выкладывание на животик. Педиатры советуют выкладывать новорожденных на животик ежедневно, хотя бы по разу, но после того, как отпал пупок. Начните с 1-2 минут и постепенно доводите до 20 минут (к 4 месяцам). Это лучшая тренировка мышц шеи. Некоторым малышам не нравится лежание на животике, но отказываться от него ни в коем случае нельзя – выкладывание на живот не только укрепляет все группы мышц, но и служит отличной профилактикой газообразования, от которого страдают многие младенцы.

Массаж. Главное в таком массаже – это мягкие поглаживающие движения, они стимулируют кровообращение и способствуют укреплению всех мышц детского организма.

Гимнастика. Любые двигательные упражнения идут на пользу мышцам крохи.

Плавание. Плавать можно начать в ванной сразу после того, как отпал пупок. Родители поддерживают головку руками, а можно надеть на шею малыша специальный надувной круг. Если нет противопоказаний, хорошо посещать бассейн под руководством инструктора.

Правильная организация сна ребенка. Обязательно меняйте каждые несколько часов положение ребенка в кроватке, так мышцы не привыкнут к одному и тому же положению.

Выкладывание животом на руку мамы. Можно выполнять с 7-8 недель. Нужно положить малыша на руку мамы животом вниз. Голова и спинка должны быть на одной линии. Головку ребенка следует придерживать. Такое упражнение будет полезно и для укрепления мышц спины и шеи, и служит для профилактики газообразования.

Горизонтальное положение. С 2 месяцев держите малыша горизонтально, придерживая головку, в течение 3-4 минут. Такое упражнение нужно повторять несколько раз в день.

Упражнения на фитболе. Гимнастика на мяче помогает укрепить все группы мышц и служит отличным развлечением для малыша.

Привлечение внимания. Стимулируйте вашего малыша поворачивать головку, привлекая его внимание интересными звуками (не громкими и не резкими!) и яркими игрушками. Повороты головы отлично укрепляют шейные мышцы.

Что бы вы с малышом ни делали, помните – у малыша должно быть хорошее настроение, он не должен быть голодным (но и сразу после еды не следует заниматься), комната должна быть проветрена, поверхность, на которой проходят занятия, должна быть удобной и безопасной.

Когда стоит начать беспокоиться

Если малыш к 3 месяцам не держит головку – это повод для беспокойства и обращения к врачу. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением! Обязательно проконсультируйтесь со специалистами.

Когда следует обратиться к врачу:

ребенок держит голову раньше положенного срока – такое случается при гипертонусе мышц, обязательно проконсультируйтесь с неврологом;

ребенок начал держать голову позже положенного срока;

ребенок не держит голову в положении лежа на спине;

ребенок держит голову на боку (кривошея).

Основные причины:

гипоксия и другие проблемы во время вынашивания;

ребенок родился недоношенным;

маленький вес при рождении;

гипертонус и недостаточный тонус мышц;

синдром Киппеля – Фейля, это заболевание нарушает форму позвонков шейного отдела;

неправильное питание ребенка (ребенок недоедает или не получает нужных для роста и развития веществ);

неправильная организация сна и кормления ребенка (постоянно в одной и той же позе).

Возможное лечение

Лечение должно назначаться только специалистом, поскольку для каждой проблемы оно индивидуально. Как правило, назначается:

лечебный массаж (проводится только специалистом);

лечебная гимнастика (проводится только специалистом);

физиопроцедуры при проблемах с мышечным тонусом (электрофорез, парафинотерапия и т. д.);

использование ортопедической подушки или специального валика, чтобы обеспечить определенное положение головки малыша во время сна;

плавание – отлично укрепляет мышцы шеи и регулирует мышечный тонус.

Как правило, проблемы можно устранить, если вовремя обратиться за помощью. Иногда на это потребуется достаточно много времени. Но опускать руки не следует – чаще всего лечение дает положительный результат. Главное – следовать указаниям врачей, регулярно выполнять все процедуры и настроиться на положительный результат.

Новорожденный начинает держать головку самостоятельно, и это первый шаг на пути к следующим свершениям – скоро он начнет переворачиваться, ползать, сидеть, ходить. Родителям важно быть внимательными и оказывать помощь ребенку на пути к этим достижениям.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Когда ребенок начинает сидеть

Первый год жизни малыша наполнен событиями – первый осознанный взгляд и улыбка, первое «Агу!», и вот ребенок уже переворачивается, встает на четвереньки, учится ползти, садиться, вставать. Все эти этапы развития волнуют родителей. Мамы сверяются со справочниками, сайтами и книгами – во сколько месяцев ребенок начинает сидеть?

Дети учатся садиться в разное время, наиболее подходящее для каждого отдельно взятого ребенка. Но их объединяет одно – для того, чтобы переходить к вертикальному положению тела, позвоночник и мышцы должны достаточно окрепнуть. Обычно ребенок начинает сидеть в шесть месяцев и позже.

Если ребенку уже около полугода и у него нет особых противопоказаний, можно проверить, насколько развит его позвоночник. Для этого кладем малыша на ровную и достаточно жесткую поверхность, например, пеленальный столик или одеяло, расстеленное на полу. Встаем лицом к младенцу и обхватываем его запястья так, чтобы его руки были вытянуты. Не хватайте его за ладони – грудничок еще не способен удержать свой вес, и можно случайно уронить его или вывихнуть руку. Медленно тяните руки на себя, не усаживая малыша. Если ребенок старается подтянуться вслед за вашими руками и сгибает свои руки, значит, он готов сесть самостоятельно. Если же малыш не подтягивается, стремится лечь обратно, не сгибает руки – значит, он еще недостаточно окреп, и садиться рано.

Так же ребенка может проверить педиатр: врач берет малыша на руки и в вертикальном положении обхватывает одной рукой его ножки, а другой поддерживает его грудную клетку. Если младенец поднимается и стремится выпрямиться, то он будет пытаться сесть или встать в ближайшее время.

Как научить ребенка сидеть

Ребенок научится сидеть самостоятельно, специально его обучать не нужно. Но можно помочь малышу, если потихоньку давать ему развивать мышцы, например, плаванием, и следить за питанием. Если развитие младенца вызывает у вас тревогу, обратитесь к детскому неврологу и массажисту.

Малышу нужен тактильный и зрительный опыт для развития, многие дети начинают ползать, сидеть и вставать, когда рядом есть стимулы – например, яркие игрушки, которые хочется рассмотреть поближе или потрогать. Расстелите на полу одеяло и положите малыша на живот. Недалеко от него разместите привлекающие внимание любимые игрушки. Кроха постарается добраться до заинтересовавших его предметов. Можно использовать для этих целей развивающие коврики.

Также можно помочь развить детские мышцы с помощью легкой домашней гимнастики, которую младенцу можно делать уже через неделю после рождения, если нет противопоказаний.

Упражнения, которые помогут ребенку сесть

Самое простое, что можно делать – регулярно выкладывать ребенка на живот на несколько минут.

С первой недели и до трех месяцев жизни: легко поглаживаем спину, живот, руки и ноги ребенка. Живот и спину при этом можно аккуратно гладить вверх-вниз и круговыми движениями, ручки – от ладоней к плечам, а ножки – от стоп к бедрам. Можно также осторожно разминать пальчики на ногах и руках, это также стимулирует развитие речевых навыков. Часто малыши любят этот процесс и с нетерпением ждут его.

После трех месяцев добавляем движения: скрещиваем руки ребенка, раскрываем их, сгибаем и разгибаем ножки. Сгибание ног к животу также помогает перистальтике кишечника. Приподнимаем младенца из положения лежа в положение полусидя за запястья.

Примерно с четырех месяцев ребенок может пытаться сесть, и упражнения можно выполнять дольше.

Упражнение на мяче. Плавные движения успокаивают и тренируют детский вестибулярный аппарат. Располагаем малыша на животе, его колени аккуратно разгибаем в стороны. Покачиваем ребенка вперед-назад и по кругу, придерживая за поясницу. Это упражнение также укрепляет мышцы шеи, спины и живота.

Упражнение «Лягушонок». Малыш лежит на спине. Обхватите его ножки за голени, прикрывая колени пальцами, и сделайте пару движений, как будто ребенок приседает. Разведите согнутые ноги в стороны. Переверните малыша на живот и аккуратно ладонями надавите на стопы, чтобы малыш согнул и развел ножки самостоятельно. Это упражнение снимает повышенный тонус ножек.

«Выгибаем спинку». Положите малыша набок. Одной рукой придерживайте ножки, второй – погладьте спину от поясницы до шеи. Ребенок рефлекторно выгнет спину дугой. Потом переверните на другой бок и повторите.

Упражнение «Пальчики». Положите малыша на спину, возьмите его стопы в ладони так, чтобы большой палец находился у основания пальцев. Слегка нажмите – пальчики согнутся. Затем проведите подушечкой большого пальца от пятки к мизинцу, и ребенок раскроет пальчики.

«Поднимаемся-опускаемся». Положите малыша на спину так, чтобы ножками он упирался в ваш живот и осторожно просуньте ладони под спину и затылок ребенка. Затем медленно поднимайте младенца и так же неторопливо опускайте. Это упражнение укрепляет мышцы живота.

Упражнение «Ползаем на животике». Выкладываем малыша на живот, ручки размещаем под грудной клеткой, ножки согнуты и разведены в стороны (М-позиция). Обхватываем детские голени ладонями и большими пальцами своих рук прикасаемся к подошвам младенца. Ребенок разгибает ножки и отталкивается от ваших рук.

«Ходьба». Держим ребенка за грудную клетку под мышки так, чтобы ноги касались поверхности пола, дивана или стола. Аккуратно наклоняйте то в одну, то в другую сторону. Это тренировка, основанная на рефлексе опоры, благодаря которому мы все учимся ходить.

Упражнение для вестибулярного аппарата. Малыш лежит на спине, вы складываете его руки на груди, ножки подтяните к животу в М-позиции, другой рукой поддерживаете затылок и шею. Покачиваем ребенка по кругу и вперед-назад.

Такие упражнения можно делать практически с первых дней и продолжать, даже когда ребенок начинает самостоятельно сидеть. Это ежедневная общеукрепляющая гимнастика, которую легко выполнять дома. Проводить ее нужно не раньше, чем через час или полтора после того, как ребенок поел. Продолжительность занятий выбирайте в зависимости от наличия времени и настроения младенца. Занятия могут занимать от пяти минут для новорожденного до получаса для годовалого ребенка. Обращайте внимание, чтобы малышу занятия не доставляли дискомфорта.

Упражнения в воде

Знакомить с водой ребенка можно и нужно с первых дней, ведь купание не только помогает поддерживать гигиену, но и хорошо закаляет, а также может быть успокаивающим ритуалом подготовки ко сну. Некоторые малыши пугаются воды – в таком случае можно не наливать большую ванную, а воспользоваться маленькой детской ванночкой или горкой для купания. Горки предназначены для того, чтобы разместить ребенка в положении «полулежа» и ополаскивать его водой. Если он кричит и беспокоится – не настаивайте и завершайте процедуру.

«Качели». Аккуратно постепенно погрузите малыша в воду, придерживая его под грудь двумя руками. Покачивайте из стороны в сторону, чтобы ребенок почувствовал мягкое сопротивление воды.

«Отталкивание». Придерживая младенца на руках, поднесите его к краю ванны так, чтобы он мог коснуться бортика стопами и оттолкнуться.

«Плавание». Положите на воду яркую и интересную игрушку. Придерживая малыша под живот, помогите ему подплыть к ней.

«Зигзаги и восьмерки». Разместите ребенка на животе или на спине и, придерживая его, очерчивайте им зигзаги или восьмерки.

Массаж

Когда вы выполняете самостоятельно простейшие приемы массажа с малышом, следите за тем, чтобы ему было комфортно. Не трогайте позвоночник – это может делать только профессиональный массажист.

Первый прием массажа – мягкое поглаживание. Спину гладим вниз-вверх ладонями и вправо-влево пальцами. Затем «пилим» спину поперек ребром ладони, поглаживаем спиралевидными движениями. Можно легонько постучать подушечками пальцев и завершить массаж легким поглаживанием. Советуем использовать специальное масло для массажа.

Меры предосторожности

Присаживать детей вредно для дальнейшего развития. Если позвоночник ребенка недостаточно окреп, помогайте упражнениями. В остальном – проявите терпение, и не торопите события.

Если держите ребенка на своих коленях, нужно или самому принять положение «полусидя», или поддерживать малыша руками, чтобы он располагался в полулежачем положении.

Держать ребенка, у которого недостаточно окреп позвоночник, тоже нужно правильно. Обхватывайте ребенка под мышками одной рукой и придерживайте второй под попу, не давая ему присесть на вашу руку.

Пока малыш не садится сам, для переноски на себе можно использовать только слинги и специальные рюкзаки, где детские ножки примут положение М-позиции. Прыгунки и ходунки для детей можно использовать, когда ребенок встает и садится самостоятельно.

Когда ребенок начинает садиться, следите, чтобы он не складывал ноги под себя в форме буквы W, это провоцирует вывих бедра.

Если младенец постоянно заваливается на бок, на спину или округляет спину, это может быть признаком неравномерного развития мышечного корсета.

Почему ребенок не сидит и что с этим делать

Темпы развития у всех детей разные. Кто-то осваивает новые навыки быстрее сверстников, кто-то – медленнее. От этого зависит, во сколько начинают садиться дети. Некоторые из них сначала учатся ходить, и только затем – ползать и садиться. Если ребенок не стремится сесть, но состояние здоровья не доставляет беспокойств родителям и врачам, это стоит воспринимать как вариант нормального развития. Он научится сидеть, но позже.

Есть несколько объективных причин, по которым ребенок не может или не хочет сидеть:

• Неразвитая мускулатура. Занимайтесь физическими упражнениями, чтобы помочь малышу окрепнуть.

• Неготовность нервной системы. Чтобы прийти к вертикальному положению тела, мозг должен учиться воспринимать это как норму.

• Избыточный вес. Младенцу приходится прикладывать больше усилий, и его мышцы испытывают больше напряжения. Помогайте упражнениями, следите, чтобы ребенок был активным.

• Неудовлетворительное состояние здоровья. При заболевании силы организма направлены не на развитие, а на поддержание жизненных ресурсов.

• Особенности беременности и родов. Гипоксия, анемия, недоношенность и другие факторы могут повлиять на то, что развитие малыша будет чуть медленнее, чем у ровесников. Вероятно, вам придется подождать немного дольше.

• Осложнения и врожденные пороки. Обычно эти осложнения проявляются в первые месяцы жизни или даже до рождения, и малыши могут отставать в физическом развитии. Поэтому важно своевременно наблюдаться у врачей.

Если же ребенок в 6-7 месяцев активен, ползает или переворачивается, может удерживать игрушку в руках, уверенно держит голову, способен наблюдать глазами и реагировать на родителей, но не сидит, вероятнее всего это нормально в его случае. Малыш научится садиться, когда его мозг, позвоночник и мышцы будут к этому готовы.

Читать еще:  С какого возраста можно летать на самолете без сопровождения
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector