Игровая зависимость, её причины, стадии, симптомы и лечение - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные дети и компьютер влияние причины игромании

Игровая зависимость, её причины, стадии, симптомы и лечение

Игровая зависимость на сегодняшний день приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и подростков, но и у взрослых. Среднестатистический подросток проводит за компьютером до шести часов в день. Примерно 70% детей увлекаются играми типа «GameofWare» – с сюжетами насилия и жестокости. Убийство в них является главным элементом и целью игры. Зависимые начинают путать настоящую реальность с виртуальной.

Подобная мания считается следствием весомых психологических патологий. При помощи компьютерных игр люди пытаются уйти от волнующих их жизненных ситуаций или заменить определенный недостающий элемент: внимание близких, отсутствие любимого человека, социальный статус.

Причины

Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:

  • Разнообразные психические нарушения (психопатия).
  • Особенности человеческого характера, закомплексованность, застенчивость, часто приводят к возникновению зависимостей подобного рода.
  • Многие люди при помощи игр реализуют свои детские фантазии и страхи.
  • Дефицит общения. Подобная проблема весьма актуальна среди детей и подростков, чьи родители постоянно заняты на работе.
  • Внутрисемейные конфликты. Часто чтобы избежать семейных скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию.
  • Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя значимым и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.

Стадии игровой зависимости

Игровая зависимость возникает не одномоментно, в ее развитии есть несколько стадий, каждая из которых характеризуется определенными признаками и изменениями в поведении зависимого. Каждой из стадий характерно приобретение новых патологических пристрастий.

Подготовительная стадия,
при которой развивается повышение восприимчивости к играм. Такие качества личности, как низкая самооценка, неспособность контролировать свои эмоции, отсутствие желания принимать критику, агрессия, импульсивность и гиперактивность, повышенный уровень тревожности, депрессия и стресс, склонность погружаться в мир фантазий, способствуют развитию игровой зависимости у взрослых и детей. Причем это касается не только компьютерных игр. При этом у человека возникает непреодолимое желание рисковать и поддерживать свое самолюбие. Постепенно развивается бессознательная тяга к определенному виду игр. Если подобное психологическое состояние не заметить и не скорректировать, то заболевание переходит на следующий этап.

Стадия выигрыша,
при которой в человеческом сознании формируется восприятие игры, как способа реализовать себя, а иногда и получить материальную выгоду. Разум начинает затуманиваться, и даже мелкий выигрыш сильно подстегивает интерес. Создается иллюзия, что человек сам творит свою судьбу, имея возможность при этом доказать окружающим свое превосходство. На этой стадии человек не в состоянии понимать последствия своих действий. Недовольство и критика со стороны близких могут восприниматься весьма негативно, как желание поставить под сомнение самореализацию и успешность игрока.

Стадия проигрыша,
когда игроманы оказываются в замкнутом цикле определенных событий. Желание играть у них не каждый раз подкрепляется наличием материальной возможности. Они тратят все имеющиеся денежные средства и даже склонны брать деньги в долг. После цепочки проигрышей на некоторое время желание играть у них исчезает и наступает мнимое понимание своих ошибок. Однако при наличии некоторых провоцирующих факторов (например, реклама или появившиеся материальные возможности) человек снова идет на поводу у своего желания, и история повторяется. Промежуток между циклами тем меньше, чем более развито заболевание. Тяжелое материальное положение и постоянные проигрыши повышают уровень тревожности, игрок становится озлобленным и раздражительным.

Стадия отчаяния.
Из-за систематического желания играть человек лишается интереса ко всему остальному. Возникают проблемы в школе или на работе, изменяется круг общения, психологическое состояние не позволяет ему нормально существовать в семье. Близкие устают от постоянных обманов, долгов и негативного отношения и начинают постепенно отстраняться. Игрок часто понимает, что причина всему – зависимость, тем не менее, все попытки проконтролировать себя положительного результата не приносят. Подавленное психологическое состояние часто приводит к злоупотреблению алкогольными напитками или наркотиками, что еще сильнее усугубляет заболевание. В подобном состоянии люди могут нарушать закон, продавать имеющуюся недвижимость, ценные вещи, брать кредиты. Единственным решением человек видит возможность играть дальше, чтобы выигрышем разом решить свои материальные и социальные проблемы.

Стадия безнадежности,
при которой больной осознает свою зависимость и понимает, что вероятности сорвать куш практически нет, тем не менее он продолжает играть. При этом им правит желание испытать привычные эмоции в процессе игры, что является проявлением психологической зависимости.

Сколько времени развивается патология?

Развитие игровой зависимости происходит постепенно и ингода может длиться 3 года. На каждом этапе развиваются определенные психические нарушения. Вначале игрок ничем не отличается от здоровых людей, потом становится чересчур импульсивным, у него развивается склонность к навязчивым идеям. Это приводит к стойкому расстройству психики. Отсутствие самоконтроля и изменение критичности к себе провоцирует распад личности. Потеря моральных ценностей приводит к состоянию озлобленности, угнетению положительных эмоциональных состояний, игрок становится безразличным к страданиям людей и всевозможным социальным проблемам.

Механизм формирования игровой зависимости

Патофизиологический механизм формирования игровой зависимости от компьютерных игр основан на стимуляции определенных центров удовольствия в мозге. Данное патологическое состояние может проявляться в виде ощущения эйфории во время посещения виртуального мира. Больные компьютерной зависимостью не могут планировать время своего нахождения за компьютером. Для стимуляции интеллектуальной деятельности они начинают употреблять большое количество кофеиносодержащих напитков и других психостимуляторов.

Изменяется режим и качество питания – для геймеров основными продуктами становятся пиво и фаст-фуд. Человек начинает плохо соблюдать правила личной гигиены: перестает причесываться, чистить зубы, принимать душ – ему становится безразлично, как он выглядит и питается. Он, как правило, ведет малоподвижный образ жизни и плохо спит. Если вдруг сломался компьютер или смартфон, или если у игрока закончились деньги на игру, он находится в подавленном настроении, может быть агрессивным с окружающими людьми, начинает искать решение проблемы и, как правило, не задумывается о личной жизни, работе или учебе. По мере прогрессирования игровой зависимости, больной не может отказаться от компьютерных игр, хотя начинает понимать их бесполезность. Он регулярно уходит от реальности и погружается в иллюзорный мир, принимает роль персонажа и живет его жизнью.

Игровая зависимость приводит к перегрузке нервной системы, в мозг человека поступают возбуждающие импульсы и через определенное время у него наблюдается снижение настроения, самочувствия, повышается тревожность, нарушается адаптация в обществе. Часто формируется недовольство собой, теряется смысл жизни, появляются симптомы глубокой депрессии. Такие люди, как правило, замкнуты, неразговорчивы.

Игровая зависимость у подростков и детей

Данная возрастная категория имеет в большинстве случаев зависимость от компьютерных игр, которая носит тяжелый характер. Дети становятся агрессивными и злыми, если их хоть на минуту просят отойти от компьютера. Признаками данной зависимости у детей является то, что они начинают пропускать уроки в школе, врать учителям и родителям. Игры вызывают у подростков жестокость, поскольку основным их сюжетом является убийство, за которое следует поощрение в виде очков и бонусов.

Незрелая детская психика перегружена эффектами игры, а в сознании ребенка виртуальная реальность ничем не отличается от естественной жизни. Зависимость отрицательно сказывается на здоровье и учебе, все мысли ребенка направлены на предвкушение игры. Подростки часто отказываются от друзей, забрасывают учебу, становятся агрессивными. Психологи утверждают, что эта мания может привести ребенка к ограниченности умственных способностей и распаду личности.

Лечение игровой зависимости

Нельзя рассматривать зависимость как самостоятельное заболевание, поскольку она является следствием серьезных психических проблем. Важно определить первопричину данного явления и бороться конкретно с ней. Для лечения игровой зависимости используется психотерапия, медикаментозные препараты, а также гипноз. Очень важно применить комплексные меры. При игровой зависимости применяется также аутогенная тренировка, психосинтез, семейная и поведенческая психотерапия.

Психотерапия должна быть направлена на коррекцию семейных отношений, устранение психологических установок (замкнутость), проблем, лечение страхов. Успешно применяется метод гештальт-терапии, который помогает «закрыть гештальт», т. е. разрешить проблему.

Симптоматическая лекарственная терапия компьютерной игровой зависимости направлена на лечение депрессии, бессонницы, повышенной тревожности и раздражительности. При этом часто назначают растительные препараты успокоительного действия, но чаще всего специалисты назначают антипсихотики и транквилизаторы. Для стабилизации сна применяют снотворные препараты и антидепрессанты, которые снимают психоэмоциональное перевозбуждение и нормализуют настроение.

Лечение игровой зависимости должно быть комплексным

Профилактические методы

Профилактика данного заболевания также крайне важна, особенно в тех случаях, когда речь идет о возникновении игровой зависимости в подростковом и детском возрасте. Родителям при этом рекомендуется чаще проводить беседы с ребенком, озаботиться его занятостью, заинтересовать каким-либо видом спорта или творчеством. Необходимо постоянно поощрять ребенка за успехи, хвалить его, поддерживать его самооценку. Профилактика игровой зависимости должна осуществляться на регулярной основе.

Компьютерная зависимость и современные компьютерные игры, последствия и особенности влияния на психику детей

Компьютеризация нашей жизни с каждым годом набирает все большие обороты. Нельзя не признать тот факт, что компьютер облегчает нашу жизнь и его достоинства — несомненны.

Однако, как всякое новшество, это достижение породило массу проблем, главная из которых — воздействие на здоровье, особенно на детский организм. Процесс роста и развития у ребенка не завершен, особенно таких систем, как зрительная, нервная, костно-мышечная системы, организм очень чувствителен к факторам среды.

При современной возрастающей компьютеризации общества стала актуальной проблема игровой компьютерной зависимости от игр среди детей и подростков.

Родители приобретают компьютеры домой для игрового досуга детей, начиная с самого раннего возраста. Ребенок взаимодействует с компьютером, видит в нем партнера, этот партнер является его «двойником», играя на компьютере, ребенок активно взаимодействует с искусственным миром, при этом он строит в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха. Такие игры обладают развивающим потенциалом, особенно для развития интеллекта. И в этом их положительное влияние на развитие детей.

Но когда они сильно увлекаются компьютерными играми и часами (по 2-3 часа подряд), а в выходные целыми днями сидят за играми..

Наиболее утомительны компьютерные игры, рассчитаны на быстроту реагирования, из серии «догонялки», «стрелялки», «убивалки», которыми наводнен рынок компьютерных программ. Это так называемые аркадные игры весьма привлекательны для детей. Многие из них, одержимые желанием «победить компьютер», готовы часами погружаться в эти «кнопочные» соревнования. Психологи предупреждают о наркотическом, затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием, а выбора развивающих программ в наших школах невелик.

Нашим детям предстоит жить в компьютеризованном обществе, поэтому наших школьников надо обучать не только азам дисплейной работы, но и правилам безопасного обращения с ним. Компьютер может стать причиной мании, зависимости, особенно среди детей младшего школьного возраста.

Сегодня актуальна проблема возникновения компьютерной зависимости и зависимости от мобильных телефонов у детей и подростков.

Пропаганда насилия, доминирование в игровых программах, стремление участников к легкой наживе, искажение и деформация игровых и культурных норм — все это отрицательно сказывается на соц.культуре, опыте современных школьников. Детская игра подвержена социальному отчуждению, виртуализации сознания, эгоизму, «варваризации» содержания детской игры.

Другой вопрос — о влиянии компьютерных игр на физическое здоровье, на развитие личности и моральных качеств. Но если ребенок длительно сидит у компьютера, то получает большую дозу и это приводит к накоплению хронического стресса со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Дети становятся агрессивными, и это волнует родителей, педагогов и все что делается, в компьютерах; дети переносят в реальную жизнь.

Читать еще:  Вакцинация против ветряной оспы

Психологические исследования показали, что доминирующие на рынке коммерческие игры западного производства культивируют агрессивно-индивидуалистическую мораль, что быстро отражается на самосознании детей и подростков («Я против всех»).

Незрелая, неразвитая личность может реализовать агрессивные интересы не в игре, а в жизни. Когда дети проигрывают фантастические сюжеты, у них стирается грань между истиной и ложью, реальной жизнью и игрой. А если они играют в игры «Doom», «Silent НШ», начинают бояться темноты, жалуются на кошмарные сны, боятся остаться одни в комнате.

Исследования показывают, что 80% виртуальных образов, распространяемых, в компьютерных играх носят мортальный характер -желание убить или стремиться умереть. Отсюда — другие стороны суицидального поведения, такие дети, по мнению японских ученых, имеют совершенно особое представление о жизни и спорте, об одушевленности людей, животных и компьютерах. Игра способна дать ребенку широчайший спектр эмоций — от положительных до отрицательных, которые он не всегда испытывает в реальной жизни.

По мнению российских психологов ребенок в игре получает власть над миром (компьютерные мышки — аналог волшебной палочки) и детей это радует, т.к. в силу тех или иных причин не удается ему идти в жизни по пути (взросления), и если дети не получают достаточного внимания, заботы, любви со стороны родителей, ощущают себя неуверенными, неуспешными, забытыми и наиболее подвержены зависимости от компьютерных игр. Семьи, в которых воспитываются такие дети, часто состоят на учете, как социально опасные.

Однажды, посещая такую семью, психолог спросил у ребенка: «Чего бы ты хотел больше всего на свете и какое твое самое заветное желание?» «Играть в компьютерные игры все дни напролет». Вот видите, как глубоко он погружается в реальность виртуальную и нам понятно, где упущено внимание к ребенку, в семье, школе! Ему еще недоступно восстановить, мобилизовать свои силы, чтобы уйти от этой страшной зависимости.

Нужно бережно отнестись к такому ребенку, нельзя его наказывать, т.к. он будет искать в компьютере более сильного, старшего субъекта, чтобы поддержал его, а если он не найдет поддержки со стороны своих родителей, то он столкнется с новыми трудностями. Один игровой аддикт так описывает отчуждение от реальности и бегство в виртуальную реальность. «Когда я выхожу на улицу, я встаю из-за компьютера, мне не хватает оружия, которое есть у меня, в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, и я стараюсь быстро прийти домой и снова сесть играть».

Младшие школьники так вживаются в роль компьютерного персонажа, что ему в игре становится намного интереснее, чем в реальной жизни. Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не по-творчески, а технологически. Мышление развивается, происходит его роботизация — уходит все! Каждая зависимость наносит психологический и физический ущерб, способствует его душевному ослеплению, психологической глухоте и извращенной чувствительности.

Когда зависимость переходит в стадию болезни, необходимо обратиться срочно за квалифицированной помощью к специалистам. Нужно, прежде всего, осознать — что игривая зависимость — это болезнь, а лечение любой болезни сложный многоступенчатый процесс. Угрозы, крики, упреки не помогут! А еще — что психика младших школьников еще не сформировалась, неустойчивая и очень чувствительная. Ребенку надо внушать, что есть множество интересных занятий: в частности спорт, туризм, которые тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Следовательно, к решению этой проблемы нужно подходить комплексно, привлечение к работе все общественные институты: учреждения образования, семью в первую очередь, чтобы организовать досуг детей в свободное от учебы время, мед. учреждения, психологические центры, которые специализируются на лечении различных видов зависимости. Чаще всего развитие зависимостей у детей провоцируют родители. Изначально они поощряют увлечения своего чада, а беспокоится, начинают, когда видят, что увлекшись компьютером или мобильным телефоном, ребенок не реагирует на окружающих, у него ослабевает зрение, снижается успеваемость, нарушается осанка и т.д. и говорите ему, что избавиться от игры при сильном желании можно, но это потребуется время. Следует проявить любовь к подростку, милосердие, терпение, ободрять и поддерживать мужество в признании проблемы, так это может привести к глубокому отчаянию, и он может покончить жизнь самоубийством.

Ознакомившись с вышеизложенным материалом необходимо сделать вывод так ли необходимо приобретать компьютер для развлечения ребенка. Самым необходимым для ребенка является общение в семье, соблюдение правил здорового образа жизни.

И так, виноваты сами родители, дети чаще всего представлены сами себе — что хотят, то и делают. Читать — не читают, спортом не занимаются и одно только на уме. компьютеры, телефоны. А старшие дети — подростки в ночные клубы, а завтра в школу. ну и так, дорогие мои родители, он будет соображать на уроках, когда он ночью видел «картинку», как один из посетителей учащенно бился в судорогах, и как им было «страшно».

А еще телефоны, телевизоры. Я к вам обращаюсь, уважаемые родители — зачем покупать компьютер ребенку, поставить его на стол, здесь он и спит и кушает? А ему не это надо! Ваше общение, ваша забота ему надо советы и ЗОЖ в семье.

Врач педиатр 1 педиатрического отделения

УЗ « 15 ГДП» Мигун Е.А.

Задайте вопрос
on-line
консультанту

Регистратура: (017) 376-83-04, 277-01-36

Телефон экстренной психологической помощи детей и подростков:
(017) 263-03-03

Вред компьютерных игр и интернета для детей

Причины и виды зависимости

Компьютерная зависимость у детей – это, прежде всего, уход от реальности, поэтому главной причиной желания с головой уйти в виртуальный мир – недостаток чего-то в реальности. Детям может не хватать внимания и участия со стороны родителей, уверенности в себе, признания в компании сверстников. В итоге ребёнок пытается удовлетворить свои реальные потребности не в реальном, а в виртуальном мире.

Зависимость может быть двух видов:

  1. Игровая зависимость (кибераддикция) – зависимость от компьютерных игр. Некоторые игры персонализированы, то есть человек играет от лица конкретного героя, наращивая могущество, завоёвывая города, приобретая сверхспособности. В этом случае можно говорить о ролевой зависимости. В других играх как такового персонажа нет, но суть игры – в наборе очков, получении выигрыша. В этом случае зависимость неролевая.
  2. Сетевая зависимость (сетеголизм) . Это зависимость ребенка от Интернета, которая может проявляться в разных формах, но в глобальном смысле суть одна – человек не мыслит своей жизни без выхода в Сеть. Просиживание времени в соцсетях, чатах, за прослушиванием музыки – это варианты сетевой зависимости. Даже безобидный интернет-сёрфинг – это вид сетевой зависимости, ведь человек тратит уйму времени на просмотр и чтение совершенно не нужной информации, переходя со ссылки на ссылку.

Когда нужно бить тревогу: 10 признаков компьютерной зависимости

Компьютерной зависимости подвержены и дети, и взрослые, однако у детей зависимость формируется значительно быстрее. Чем раньше ребёнок познакомился с компьютером, тем более вероятно, что компьютер будет вытеснять реальную жизнь. Распознать зависимость у ребёнка можно по следующим признакам.

  1. Ребёнок не может использовать компьютер в рамках установленных границ. Даже если есть предварительная договорённость, он не может вовремя оторваться от компьютера, а попытки навести порядок и отстранить его от компьютера заканчиваются истерикой.
  2. Ребёнок не выполняет порученные ему домашние дела. Обычно у детей всегда есть обязанности по дому: помыть посуду, прибрать свои вещи, погулять с собакой. Зависимый ребёнок не может планировать своё время и пропускает домашнюю работу, засиживаясь за компьютером.
  3. Побыть за компьютером становится более предпочтительным занятием, нежели пообщаться с близкими или друзьями. Даже семейные праздники и походы в гости не становятся исключением.
  4. Даже естественные нужды не могут заставить ребёнка отвлечься от сети , поэтому он не расстаётся с телефоном/планшетом ни за едой, ни в ванне.
  5. Ребёнок постоянно находится в поиске устройств, с которых можно выйти в сеть или поиграть. Если забрать у него планшет или компьютер – он тут же возьмёт в руки телефон.
  6. Ребёнок общается преимущественно в сети, постоянно заводит там новые знакомства, которые так и остаются в виртуальном мире. Даже с реальными знакомыми (одноклассниками, друзьями) ребёнок предпочитает общаться в интернете.
  7. Ребёнок пренебрегает учёбой: не выполняет домашние задания, становится рассеянным, неряшливым, снижается успеваемость.
  8. Лишение компьютера вызывает «ломку»: ребёнок становится агрессивным, раздражительным.
  9. В отсутствие компьютера ребёнок не знает, чем себя занять , его ничем невозможно заинтересовать.
  10. Ребёнок не посвящает вас в то, чем он занимается в сети. Любые расспросы вызывают негативную реакцию.

Вред от компьютера

Ухудшение зрения. Даже современный и хорошо настроенный монитор негативно влияет на зрение. Зрение начинает снижаться уже через полгода постоянного сидения за компьютером. Кроме снижения остроты зрения, возникает синдром «сухого глаза», проявляющийся болью в глазах, ощущением попавшего в глаза песка, постоянным зудом в глазах;

  • Перенапряжение шейного отдела позвоночника и его последствия. От долгого нахождения в сидячем положении, особенно если высота стола и стула отрегулированы не правильно, страдают сосуды головного мозга. Они пережимаются, и это ведёт к плохому кровоснабжению, а оно в свою очередь – к мигреням, кислородному голоданию, рассеянности. Иногда возникает церебральная форма вегето-сосудистой дистонии, проявляющаяся в постоянных головных болях, полуобморочных состояниях;
  • Моральный вред. Даже несмотря на существование программ для родительского контроля над поведением ребёнка за компьютером, полностью отфильтровать информацию невозможно. С экрана компьютера на детей обрушиваются сцены жестокости, насилия, агрессивного поведения, нецензурные выражения, порнография. Этот поток нежелательной информации подрывает нормальные моральные устои и ценности, дети просто перестают различать, что хорошо, а что плохо в этом мире;
  • Сужение кругозора и низкая эрудированность. Дети, зависимые от компьютера, имеют очень узкий круг интересов: игры, чаты, соцсети, форумы. Чтение книг и хобби выпадают из жизни ребёнка, что очень сказывается на его развитии. Кроме того, снижается грамотность и ухудшается умение формулировать и выражать свои мысли, ведь общение в сети происходит в виде коротких сообщений, зачастую на сленге и без соблюдения норм орфографии и пунктуации;
  • Снижение потребности в общении и коммуникативных способностей. Виртуальный мир вытесняет естественную потребность в общении с людьми, ребёнок становится более замкнутым, он не находит тем для разговоров в реальной жизни, не может поддержать диалог, не умеет договариваться и с помощью слов решать самые рядовые вопросы повседневной жизни.
  • ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

    Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

    По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, и досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

    Родителям следует также уделять внимание тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора. Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

    Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

    • Увлечённость на стадии освоения.
      Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно. В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.
    • Состояние возможной зависимости.
      Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.
    • Выраженная зависимость.
      Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак. В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.

    Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

    • Клиническая зависимость.
      Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

    Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни.
    Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция и лечение, как при шизофрении. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.

    В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, лености, безответственности, социальной дезадаптации. Наличие таких результатов в воспитании детей должна насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.
    Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.
    Компьютерная игра должна:

    1. Развивать.
    2. Не содержать бранных слов и выражений.
    3. Не формировать циничного отношения к действительности.
    4. Не содержать агрессивной информации.
    5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.
    6. Не учить противозаконным поступкам.
    7. Не уродовать внешний облик человека.
    8. Не содержать сексуальной тематики.

    Цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

    Некоторые правила техники безопасности для родителей:

    • Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.
    • Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
    • От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
    • Взрослым нежелательно работать за компьютером более 3 часов в день.
    • Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ

    Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.
    Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.

    Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
    Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

    Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
    Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.

    Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

    1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.
    2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).
    3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.
    4. Прививать ребёнку семейное чтение.
    5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.
    6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.
    7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время.
    8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
    9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
    10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
    11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.
    12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение в компьютер.
    13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
    14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).
    15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

    Современные дети и компьютер влияние причины игромании

    Игровая зависимость у подростков: как найти выход?

    К сожалению, современный мир высокоразвитых технологий оказывает не всегда положительное влияние на наших детей. Игровая зависимость у подростков – прямое тому подтверждение.

    Игровая зависимость – это достаточно тяжелое заболевание, которое представляет собой психологическую тягу к азартным играм разного характера и происхождения. Лечение игровой зависимости – длительный процесс, но справиться с ним под руководством опытного врача вполне возможно.

    Психологическая игровая зависимость и ее лечение начинается с определения диагноза, выяснения причины возникновения и определения тяжести заболевания.

    Виды игровой зависимости

    Игровая зависимость – это заболевание, которым страдают все больше людей в наше время: и подростки, и люди более зрелого возраста. Игровую зависимость можно разбить на 2 основные группы.

    1. Гэмблинг, или лудомания – это страсть к азартным играм , постоянная вовлеченность и желание вернуться к игровому процессу. Данный вид заболевания характерен тем, что под его влияние легко попасть, но бороться с ним достаточно сложно. Тысячи людей во всем мире проигрывают деньги в казино и в автоматах, из-за своей страсти теряя друзей, семьи, лишаются работы.
    2. Игромания – второй вид зависимости, которая более характерна для молодого поколения. Несформировавшаяся до конца психика подростка, свойственный ему максимализм дают платформу для развития болезни. Самое страшное последствие – это то, что человек начинает воспринимать виртуальность более реальной, чем настоящую жизнь.

    Лечить игровую зависимость необходимо под наблюдением врача. Главное при этом желание самого пациента.

    Лечение игровой зависимости и причины ее возникновения

    Лечение игровой зависимости невозможно без выяснения причины ее возникновения. Так, игроманию порождают следующие факторы:

    • неустроенность жизни;
    • проблемы семейных отношений;
    • отсутствие взаимопонимания со сверстниками;
    • неуверенность в себе;
    • сексуальная неудовлетворенность.

    Гэмблинг имеет немного другие истоки, это:

    • переоценка материальных ценностей в жизни;
    • зависть к более богатым людям;
    • заостренное внимания на финансовом положении;
    • склонность к позерству.

    Для того чтобы вылечить игровую зависимость, необходимо устранить из жизни все эти факторы, избавиться от причин, которые ее породили, или просто научиться справляться с различными тяготами с помощью собственных сил.

    Приобретая для подростка компьютер, родители полностью уверены, что их чадо должно расти и развиваться в ногу со временем, и что его никогда не коснется эта ужасная игровая зависимость. Процесс привыкания длительный и, на первый взгляд, незаметный. И только когда все симптомы зависимости налицо, родители начинают бить тревогу.

    Игровая зависимость у подростков: признаки

    Когда ребенок сидит за компьютером, для большинства родителей это удобно, поскольку подросток находится всегда в их поле зрения, а не гуляет без дела на улице. Момент привыкания ребенка к компьютеру уловить довольно трудно, поэтому родители замечают неладное только тогда, когда компьютерная зависимость полностью поглотила помыслы их ребенка.

    И гровая зависимость у подростков: как вылечить

    Не стоит забывать о том, что не каждый человек, который играет, зависим. Но есть и те люди, для которых игра – это лишь способ отвлечься. На необходимость того, что нужно срочно начинать лечение игровой зависимости, указывают такие признаки:

    постоянные размышления об игре, желание вернуться к игровому процессу;

    раздражительность, агрессивность при отсутствии возможности играть;

    постоянное желание отыграться после проигрыша.

    Игры приносят разнообразие в нашу жизнь, но, становясь привычкой, они делают человека другим, непохожим на самого себя.

    Лечение любой зависимости, в том числе и игровой, должно проводиться квалифицированным врачом под постоянным контролем. Главное здесь – самому захотеть избавиться от пагубной привычки.

    Как формируется зависимость?

    Основные типы компьютерной зависимости

    Как при большинстве психических заболеваний, именно окружающие первыми замечают изменение характера и поведения больного. Убедить же самого игромана в том, что он болен очень сложно. Первый шаг в лечении пациента – это осознание своей патологической зависимости от компьютера. Очень важно позитивно настроить больного на визит к психотерапевту, иногда для этого может быть использован какой-либо предлог в виде психологического тестирования, профессионального ориентирования. Всю остальную работу Вы можете смело доверить профессионалу. Как правило, компьютерной зависимости подвержены люди, которые неуверенны в себе, испытывают трудности в общении, неудовлетворенность своей жизнью, имеющие низкую самооценку и комплексы. Уже после первого сеанса у психотерапевта игроман начинает более критично воспринимать свое пагубное пристрастие. Окончательно изменить себя и избавиться от компьютерной зависимости можно после курса психотерапии.

    Важным этапом успешного лечения компьютерной зависимости является выявление причин, побудивших человека уйти от реальности. Основой лечения являются сеансы психотерапии. В случае обнаружения скрытой депрессии поводится лекарственное лечение. Психокоррекция проводится как индивидуально, так и в группах. В результате лечения улучшаются взаимоотношения с близкими и сверстниками, воспитываются волевые качества, повышается самооценка, формируются новые жизненные увлечения. Очень важно провести работу не только с игроманом, но и с членами его семьи. Только при их содействии результаты лечения будут прочными, а внутрисемейные отношения – гармоничными. На индивидуальных лечебных сеансах психотерапевт освобождает пациента «игрового гипноза», формирует у него безразличие к азартной игре.

    Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости

    у детей и подростков

    При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на вашу жизнь.
    При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

    Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

    При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.

    При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

    Затягивают именно ролевые игры!

    Как известно, компьютерные игры делятся на ролевые и неролевые. К неролевым играм относятся: головоломки, аркады, игры на быстроту реакции (но, как правило, без сюжета), азартные игры (компьютерные варианты карточных игр, рулетки и игровых автоматов). Они не опасны.

    Из ролевых игр больше всего засасывают те, в которых геймер видит мир глазами компьютерного героя. Через какое-то время игрок начинает терять связь с реальной жизнью, он практически переносит себя в виртуальный мир. Пройти игру для него становится чуть ли не смыслом жизни.

    Но только таблетками и внушением такое не лечится. Есть еще китайский метод. Зависимого помещают в клинику, где нет компьютеров. И мощно нагружают физически. Тогда человек получает те же гормоны удовольствия (эндорфины), что и в случае игр. И только потом психолог подбирает зависимому адекватную замену играм. Спорт, хобби, например. Нужно помочь решить проблему общения со сверстниками.

    В Китае же придумали «автоматический» способ борьбы с зависимостью от игр. Через два часа «стрелялок» или «стратегий» сервер сам вырубает компьютер. Причем сразу его не включишь.

    Женская половина населения имеет меньший риск подхватить компьютерную зависимость, ведь именно мужчины получают истинное удовольствие от азарта, победы и рекордов.

    Эта зависимость опаснее казино!

    Пора бить тревогу, если.

    На каждый вопрос отвечать нужно «да» или «нет»

    Уважаемые родители. Советуем прочесть данную статью

    Игровая зависимость подростков: сущность проблемы и пути ее преодоления.

    Профилактика игромании

    Игромания среди детей — как предотвратить проблему

    Что такое игромания, насколько она опасна?

    Игромания (игровая зависимость, лудомания, гэмблинг-зависимость) – разновидность психологической зависимости, заключается она в потребности в азартных играх, при этом утрачивается интерес к материальным, семейным, социальным ценностям. Наиболее распространенный вариант игромании – зависимость от компьютерных игр.

    Среди основных причин развития игровой зависимости выделяют:
    отсутствие ярких моментов в реальной жизни;
    несформированную психику (фиксация в детском или подростковом возрасте)

    Про наличие игровой зависимости свидетельствуют следующие симптомы:

    • нежелание зависимого человека отвлечься от компьютерной игры, появление ярко выраженного раздражения при вынужденном отстранении от игры, при возобновлении компьютерной игры наблюдается эмоциональный подъем;
    • неспособность спрогнозировать время завершения компьютерного сеанса, откладывание этого момента на длительное время;
    • постоянные разговоры зависимого человека о его любимой компьютерной игре;
    • отсутствие интереса к еде (прием любой пищи, не отходя от компьютера);
    • нерациональный режим дня, сокращение времени на сон с целью удлинения компьютерного сеанса;
    • забывание о служебных, домашних делах, отсутствие интереса к ним;
    • пренебрежение личной гигиеной.

    Многие люди увлекаются компьютерными играми, но далеко не все становятся игроманами. Условно всех игроков можно разделить на 4 категории:

    • играющие ситуационно – чтобы начать играть, таким людям необходимы внешние факторы, например, конкуренция, наличие свободного времени. Если внешнее воздействие отсутствует, тогда и интереса к игре не будет;
    • играющие эпизодически – время от времени такие люди начинают играть в компьютерные игры, однако они способны контролировать себя, ставить временные рамки;
    • играющие систематически – такие люди могут увлечься компьютерными играми, посвятить им много времени, однако потраченное впустую время, не выполненные из-за игры обязанности вызывают у таких людей угрызение совести, благодаря чему они могут прекратить играть;
    • азартные игроки (игроманы) – для людей этой категории игра – смысл жизни. Компьютерные игры занимают практически все время. Если такой человек не имеет возможности играть в данный момент, он все равно мысленно планирует ход игры, ждет, когда же наступит тот момент, когда он сможет вернуться к игре. Проигрыши и невыполненные дела не только не отстраняют такого человека от игры, а наоборот подстегивают его к продолжению игры.

    Развитие игромании происходит в несколько стадий:

    1. На первой стадии появляется усиленное желание играть, удлиняются игровые сеансы. Увеличиваются ставки в игре (если требуются финансовые вложения). Правда, борьбы между желанием играть и не играть на данной стадии еще нет. Даже при желании сесть за компьютер и погрузиться в мир игры человек может отказаться играть.
    2. На второй стадии игровой зависимости появляется борьба мотивов «играть – не играть», при этом «не играть» все сложнее и сложнее. Возрастает азарт, возникают определенные суеверия, ритуалы, связанные с игрой. Время пребывания за компьютером увеличивается, отказаться от игры очень сложно. При наличии денежных выигрышей все полученные средства снова возвращаются в игру.
    3. На третьей стадии зависимости компьютерная игра становится центром всей жизни. Деньги воспринимаются лишь как символ игры. Преодолеть желание играть такой человек самостоятельно не может. Цель игры на этой стадии – сам процесс игры, а не выигрыш или ликвидация долга. Период воздержания от игры очень мал и возникает лишь принудительно (например, отсутствие электроэнергии). Даже в свободное от компьютерной игры время зависимый человек погружен в игровые фантазии.

    Последствия игровой зависимости:
    постоянные конфликты в семье, возможен даже распад семьи;
    потеря друзей;
    утрачивается социальный статус;
    большой денежный долг (если игра велась «на деньги»);
    деградация личности.

    Лечение игромании
    На начальной стадии игровой зависимости можно попробовать справиться с данным недугом, не прибегая к помощи врачей. Необходимо стабилизировать обстановку в семье, избегать конфликтов, скандалов, которые только усугубляют игроманию. Постарайтесь «переключить» зависимого человека – активный отдых, встречи с друзьями, другие хобби, путешествия способны отвлечь игромана. Покажите ему, что жизнь вне компьютерной игры тоже может быть интересной, пусть он ощутит, что может быть значимым и нужным не только во время компьютерной игры, но и в реальной жизни. И тогда проблема зависимости от компьютерных игр может исчезнуть.
    Если игровая зависимость достигла второй, а тем более третьей стадии, необходима специализированная помощь психотерапевта. Учитывая психологический причины развития зависимости, особенности конкретной личности, психотерапевт разработает индивидуальную эффективную методику лечения зависимости от компьютерных игр.

    Первые сигналы опасности

    Рекомендации для родителей:
    1. Чтобы виртуальный мир – не стал заменой реальной жизни, старайтесь проводить больше времени с ребенком, тогда вы обязательно заметите первые признаки зависимости.
    2. Обратите внимание на то:

    — сколько времени ваш ребенок проводит за компьютером и предпочитает ли ему реальное общение со сверстниками;

    — дублирует ли он в обычной жизни свое поведение в игре, проявляет ли агрессивное настроение;

    — проследите, как ребенок реагирует на компьютерный запрет – у игроманов может начаться депрессия, приближенная к суицидальной склонности;

    — оцените его состояние здоровья — дети, которые проводят много времени за компьютером, испытывают частые головные боли, у них снижается зрение, портится осанка;

    — зависимость от компьютера влияет на концентрацию внимания, собранность.

    «Погружение в себя», молчаливость и замкнутость – сигнализируют о том, что простое детское увлечение принимает серьезные обороты.

    Как предотвратить беду

    Компьютерная игра – это дань сегодняшней моде, поэтому ваш окончательный запрет не является верным решением проблемы. Поговорка о запретном плоде была придумана не зря и только увеличивает интерес школьников.

    Принимайте профилактические меры:

    Подавайте личный пример – дети очень часто копируют поведение взрослых. И ваша привязанность к монитору – не сыграет в пользу хорошего подражания. Здорово, если у родителей и детей есть общее хобби, возможность проводить время на природе или в спортивном зале. Компьютер не должен стать источником жизни вашей дружной семьи.
    Время у компьютера – награда за хорошее поведение и успеваемость. Ребенок должен привыкнуть к тому, что разрешения на компьютерные игры нужно заслужить. Гармоничное распределение времени между образованием, домашними делами и интересами, не сможет превратить мир подростка в виртуальную зависимость. На это просто не останется лишней минуты.
    Использование защитных технологий. Если ребенок проводит много времени самостоятельно, и вы не уверены в его интересах – установите специальные сетевые фильтры и современные программы, которые не позволят превысить дозволенный лимит общение ребенка с компьютером.
    Следите за коллекцией тех игр, в которые играет ваш ребенок. Обсуждайте с детьми все, даже стратегию и тактику виртуальной игры. Хорошие родители знают, в какие игры играют их дети, могут дать совет, подсказать нужный ресурс. Пропагандируйте развивающие игры и сайты, следите за эмоциональным состояние ребенка после игры, старайтесь чередовать пристрастия, избегая прямого «подсаживания» на одно направление.
    Даже если вы заметили прямую зависимость ребенка от компьютера – не паникуйте. Резкие запреты и скандалы не смогут моментально изменить его интересы, а только усугубят проблему. Сегодня, решением таких задач занимаются компетентные психологи, которые профессионально подскажут родителям, плавную тактику избавления от вредной привычки.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru