Как делать логопедический массаж детям в домашних условиях?
Как делать логопедический массаж детям в домашних условиях?
Как делать логопедический массаж в домашних условиях
Логопедический массаж проводят малышам с нарушениями речи старше 2-х лет, а также детишкам от 3-х месяцев в профилактических целях. Конечно же, лучше, если массаж вашему ребёнку будет проводить квалифицированный специалист, но при желании любая мамочка сможет овладеть основами массажа и самостоятельно в домашних условиях заниматься со своим чадом.
Тело ребенка перед началом сеанса массажа необходимо привести в правильное положение. Это поспособствует расслаблению и нормализации мышечного тонуса, сделает дыхание более свободным. Наиболее оптимальными при логопедическом массаже являются следующие положения:
— ребенок находится в кресле с высоким подголовником в положении полусидя;
— ребенок в положении лежа на спине. Под шею ему следует подложить небольшой валик, что позволит немного откинуть голову назад и приподнять плечи. Ноги должны лежать свободно и при этом быть чуть-чуть согнутыми в коленях, для этого также можно подложить под колени валик; руки вытянуты вдоль тела;
— ребенок находится в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске в положении полусидя.
Начинать логопедический массаж следует с общего массажа лица. Это способствует развитию оральной сферы и мимических средств общения.
Процедура массажа лица длится около 3-х – 5-ти минут. Это время должно быть приятным ребёнку, не вызывать никакого дискомфорта, поэтому совмещая приятное с полезным, во время массажа можете, например, рассказывать сказки, петь песни, словом, увлекать и развивать ребёнка.
Основными приёмами должны быть лёгкое поглаживание, при котором кожа не будет собираться в складки, и вибрация (движение выполняется фалангами пальцев и напоминает процесс просеивание муки через сито).
Массаж лица проводите в следующих направлениях:
• От бровей к волосистой части головы.
• От середины лба к вискам.
• От внешнего угла глаза к внутреннему на нижнем веке, и в обратном направлении – на верхнем.
• От уголков рта к ушным раковинам.
• От корня носа к вискам.
• От середины подбородка к мочке уха.
• Снизу – вверх по передней поверхности шее, и сверху – вниз – по боковым.
Для того, чтобы расслабить мышцы шеи, что в свою очередь, вызовет расслабление корня языка, нужно слегка покачать головой ребёнка. Поместите правую руку под голову малыша и плавно поверните его голову сначала в одну, затем, в другую сторону, при этом слегка покачивая ею вперёд.
После такой разминки, можно перейти к логопедическому массажу.
1. Поставьте указательные пальцы у крыльев носа и проводите поглаживающие движения с лёгким нажатием по носогубным складкам к уголкам рта. Повторите 8-10раз.
2. Поставьте указательные пальцы на середине верхней губы и растирайте её к уголкам рта. Повторите 8-10 раз. То же самое повторите и с нижней губой.
3. Указательным и большим пальцами пощипывайте сначала верхнюю губу от одного уголка рта к другому, затем, нижнюю. Повторите 8-10 раз для каждой губы.
4. Указательным пальцем выполните постукивания над верхней и нижней губой по часовой стрелке. Начните с совсем лёгких движений, и постепенно набирайте силу воздействия.
5. Расположите указательные пальцы в уголках губ и собирайте верхнюю губу к середине, затем, наоборот, слегка растяните её. То же самое повторите 8-10 раз и для нижней губы.
Массаж языка.
При выполнении этого массажа обратите внимание на следующие моменты:
— Движения в основном направлены от корня языка к кончику. По характеру воздействия они должны быть довольно активными и интенсивными.
— Основными приёмами являются перетирание и разминание.
— При сниженном тонусе мышц языка, как правило, снижен и рвотный рефлекс, поэтому область корня языка можно так же активно массировать.
— Повышенное слюноотделение неизменно сопровождает пониженный тонус мышц, поэтому в процессе массажа и перед его выполнением предлагайте ребёнку проглатывать слюну.
Активизирующий массаж языка может включать в себя следующие движения:
1. Положите большой палец сверху языка, а средний и указательный – снизу. Начните перетирания в горизонтальном направлении от корня к кончику сначала с одной стороны языка, затем, с другой.
2. Не меняя положения пальцев, выполните перетирание мышц языка спиралевидными движениями, постепенно увеличивая силу давления. Направление движения то же, что и в предыдущем упражнении.
3. Сохраняя исходное положение пальцев, выполните перетирания в поперечном направлении сначала с одной стороны языка, затем, с другой.
4. Расположите большой и указательный пальцы на боковых поверхностях языка, сожмите язык с боковых поверхностей. Удерживайте язык в сжатом положении 2 секунды, затем немного переместите пальцы и повторите движение.
5. Положение пальцев не меняйте. Правой рукой сожмите язык с боковых поверхностей. Указательным и большими пальцами выполните перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня языка к кончику.
6. Выполните пощипывающие движения по краю языка большим и указательным пальцами.
7. При помощи рифлёной поверхности ручки или зубной щётки выполните похлопывания мышц языка.
8. На нижние зубы ребёнка положите валик из марли. Возьмите деревянный шпатель (карандаш) и выполните им вибрацию языка.
Логопедический массаж — Блог — Детский сад Ромашка
Логопедический массаж
При тяжелых речевых нарушениях используется логопедический массаж. Он позволяет скорректировать звукопроизношение, улучшает состояние голоса, нормализует тонус мышц речевого аппарата, сокращает время по формированию произносительной речи. Даже при выраженной неврологической симптоматике использование логопедического массажа дает хорошие результаты.
Акцентируют внимание на мышцах щек, губ, языка и мягкого неба. Для выбора тактики лечения, массажист перед проведением сеанса должен провести пальпацию мышц и обратить внимание на состояние мышц плечевого пояса, шеи, языка, щек и губ.
Логопедический массаж преследует следующие цели:
Стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка
Снижение усиленного слюноотделения
Снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции.
Активизация мышц с недостаточной сократительной способностью.
Стимуляция кинестетических ощущений.
Снижение степени двигательных нарушений мышц при содружественных движениях, гиперкинезах, нарушении координации движений.
Создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата.
Повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции.
Логопедический массаж для детей
Положение ребенка при проведении сеанса.
Перед тем как проводить логопедический массаж, для нормализации мышечного тонуса, следует выбрать правильное положение для ребенка. Наиболее оптимальные:
Ребенка укладывают на спину, под шею подкладывают небольшой валик или плоскую подушку. Голова должна быть несколько откинута назад.
Можно проводить массаж в кресле с высоким подголовником.
Маленьким деткам проводят массаж в коляске в положении полусидя.
Детей, которые боятся, целесообразно усадить к маме на колени.
Противопоказания к проведению массажа
Массаж не назначают при следующих заболеваниях:
• ОРВИ, ОРЗ.
• Герпес на губе, лице
• Воспалительные заболевания глаз
• Воспаления ротовой полости
Осторожно выполняют массаж детям с судорожным синдромом. В случае если ребенок плачет, вырывается и кричит, массаж стоит прекратить и успокоить ребенка.
Массаж при пониженном мышечном тонусе
Логопедический массаж начинается с области верхнего плечевого пояса и шеи. В этой области все движения мягкие, легкие, обхватывающие. В то же время целью массажа, является активизация мускулатуры, которая связана с мышцами языка и дна полости рта. Движения должны обязательно захватывать дно полости рта, поскольку эти мышцы непосредственно связаны с корневой частью языка.
Переходя на артикуляционные мышцы, следует учитывать ту область, которая в меньшей степени у детей активна. Акценты в проработке касаются тех мышц, которые не позволяют ребенку совершить артикуляционные определенные движения. Например, нарушение движений могут локализоваться в области жевательной мышцы, скуловых мышц, щечной мышцы. В этих областях необходимо достаточно активно проводить движения.
Направление массажных движений от центра к периферии. Применяются приемы классического массажа. Сила давления должна нарастать постепенно. Давление не должно вызывать болезненных ощущений у детей.
Методика массажа
Область лба: продольное и поперечное поглаживание.
Поглаживание верхней границы глазниц.
Поглаживания от крыльев носа к ушам.
Поглаживания нижней челюсти от подбородка к ушам.
Спиралевидные разминания скуловой мышцы.
Разминание щечной мышцы (пощипывания, спиралевидные движения).
Обработка щечной мышцы с двух сторон. Массажист одним пальцем разминает мышцу изнутри, остальными пальцами снаружи.
Обработка губной мускулатуры. Направления движений: от середины губы к уголкам. Отдельно обрабатывается верхняя и нижняя губа. Применяются поглаживания, пощипывания губ.
Обработка носогубной складки.
Применение приемов вибрации (ручным или аппаратным методом).
У детей с судорожным синдромом вибрации противопоказаны!
Массаж при повышенном мышечном тонусе
Расслабляющий логопедический массаж назначают детям с повышенным тонусом артикуляционной мускулатуры. При выполнении ребенку выбирают позу, в которой тонические рефлексы проявлялись бы в меньшей степени.
Расслабление мышц достигается легкими массажными движениями от периферии к центру с небольшой силой давления. Все движения скользящие. Слегка прижимающие. Повторяют каждое по 8 раз. Медленные движения снижают возбудимость тканей.
Методика массажа
Начинают с расслабления мышц шеи и плечевого пояса. Проводят массаж и пассивные движения головой. Придерживая голову ребенка, проводят повороты головы по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Медленные повороты головой в одну и другую стороны. Расслабление мышц шеи способствует понижению тонуса корня языка.
Расслабляющий массаж лицевых мышц:
Продольное и поперечное поглаживание лба
Поглаживание области глазниц.
Поглаживания от переносицы по верхнему краю глазниц к вискам.
Поглаживания от лба по щекам, подбородку, шее к ключицам.
Поглаживания от мочек ушей к крыльям носа.
Щипцеобразное поглаживание нижней челюсти.
Надавливания от начала роста волос вниз по всей поверхности лица.
Расслабление мышц губ:
Поглаживания верхней и нижней губы от уголка к центру.
Каждая губа обрабатывается отдельно.
Поглаживания верхней губы сверху вниз.
Поглаживание снизу вверх нижней губы.
Обработка носогубных складок по направлению от крыльев носа к уголкам рта.
Надавливание на губы легкими вращательными движениями.
Поколачивание кончиками пальцев губ.
Дифференциальный массаж
У детей часто наблюдается смешанный характер нарушения мышечного тонуса. В одних группах мышц тонус повышен, в других понижен. В связи с этим проводят дифференциальный логопедический массаж мышц.
Логопедический массаж языка для детей
При повышенном тонусе языка проводится логопедический массаж для детей по расслабляющей методике, при снижении тонуса выполняют укрепляющий массаж. При гипотонии приемы более интенсивные и активные. При повышенном тонусе перед проведением процедуры желательно подержать во рту некоторое время теплый настой из трав.
Массаж языка для детей можно проводить пальцем через марлевую салфетку или специальными зондами. Палец обязательно должен быть в напальчнике. Можно проводить массаж с помощью деревянного или металлического шпателя.
Перед тем как начинать массаж языка, следует определить границу рвотного и глоточного рефлекса. Первые сеансы должны обрабатывать мышцы языка, не доходя до этой границы. С каждым последующим сеансом обрабатывается все большая поверхность языка.
Нельзя проводить процедуру сразу после кормления. Рот ребенка должен быть открытым с высунутым языком. Язык массажист фиксирует с помощью марлевой салфетки.
Техника логопедического массажа
Проводятся щадящие поглаживания в различных направлениях.
Воздействие на продольные мышцы от корня к кончику языка.
Воздействие на поперечные мышцы языка от центра к краям.
Движения круговые и спиралевидные по всей поверхности языка.
Похлопывания всей поверхности языка.
Надавливания на продольные мышцы.
Массаж уздечки языка. Направление движений сверху вниз.
Массаж через марлевую салфетку. Выполняют перетирающие движения.
Логопедический массаж в домашних условиях
Прежде чем делать ребенку логопедический массаж дома, вы должны проконсультироваться с логопедом. Профессиональный логопедический массаж включает обработку языка, которая выполняется с помощью специальных зондов. Этими приспособлениями легко поранить нежные слизистые полости рта. Лучше всего в домашних условиях пользоваться шпателем или зубной щеткой.
Рекомендуется дома выполнять массаж шеи, плечевого пояса, артикулярных мышц в комплексе с рекомендованными логопедом упражнениями. Вы должны четко знать, какой именно массаж надо выполнять – расслабляющий мышцы или тонизирующий. Обо всех изменениях следует сообщать логопеду.
Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить
№8 (185) сентябрь, 2018
Продолжение. Начало в № 6(183).
Четвертый урок ведет клинический логопед-дефектолог высшей категории, реабилитолог Центра детской неврологии и медицинской реабилитации Татьяна Калабухова.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Дизартрия – это речевое расстройство, при котором нарушаются движения артикуляционного аппарата, то есть подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, а вследствие этого нарушается звукопроизношение, речь становится мало разборчивая, смазанная и не четкая. Детям с дизартрией сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать. Голос у детей — дизартриков тихий, слабый, а иногда резкий, с хрипотцой. Ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность.
В зависимости от зоны поражения головного мозга, возможны различные проявления дизартрии: от тяжелых форм с проблемами глотания. слюнотечением, парезом мышц гортани, до легких «стертых» форм, при которых отмечается смазанная речь с гнусавым оттенком. Существует даже «холодовая» форма дизартрии, которая возникает только в холодном помещении или зимой.
Есть логопедическая классификация, основанная на понятности речи ребенка для окружающих. Выделяют 4 степени тяжести нарушения речи. От легкой (I), которую можно выявить только при специальном обследовании, для окружающих это нарушение может выглядеть как нечеткость дикции.
До тяжелой (IV) степени, когда речь ребенка непонятна даже родителям или полностью отсутствует.
Так как дизартрия – это неврологический диагноз, логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, а медикаментозное лечение назначается неврологом. Логопедическую работу с детьми – дизартриками надо начинать в раннем возрасте, так как своевременная логопедическая помощь в 75% случаев помогает избежать многих проблем в дальнейшем развитии малыша. Дизартрия в грудном возрасте может проявляться в виде:
- — трудностей при сосании груди, бутылочки, соски;
- — нарушении глотания в процессе питья, приема пищи, сглатывания слюны, ребенок поперхивается, часто срыгивает;
- — нарушений жевания и кусания в более старшем возрасте.
В Центре детской неврологии и медицинской реабилитации я, как клинический логопед, провожу курсами логопедический массаж для стимуляции сосания, глотания, а в дальнейшем, и жевания у детей от 1 месяца, в том числе и детям на зондовом кормлении. Под контролем специалиста ведется обучение мамы элементам специального массажа для стимуляции сосания и отработки глотания (проводить массаж надо перед каждым кормлением). Объясняется необходимость ведения мамой «Дневника кормления» малыша (с учетом срыгивания и докорма через зонд). Основная наша задача — снятие ребенка с зондового кормления и нормализация его питания.
Восстановление сосательного рефлекса идет медленно, его можно стимулировать специальным логопедическим массажем и точечной стимуляцией в домашних условиях:
*Массаж лицевой мускулатуры
На детском лице поглаживание и разминание проводятся обеими руками равномерно с двух сторон.
1.От середины лба к вискам.
2.От середины лба до ушных раковин.
3.От середины лба до ушных раковин и далее через щёки к подбородку.
4.От бровей к волосистой части головы.
5.От спинки носа к ушным раковинам.
6.От мочек ушей по щекам к крыльям носа.
*Массаж языка
Массаж языка удобно проводить соской, надетой на шпатель, или пальцем в напальчнике.
1.Поглаживание языка от его середины к кончику. Постепенно продвигаться ближе к корню языка.
2. Поглаживание от серединной линии языка в стороны.
3.Похлопывание по всей поверхности языка и по краю языка сверху вниз.
*Массаж губ и круговой мышцы рта
Массаж губ ребенка выполняется указательными или средними пальцами обеих рук.
1.Поглаживание над верхней губой и под нижней губой от середины к краям.
2.Разминание губы между большим и указательным пальцами, «перетирая» губу. Массаж проводится с верхней и нижней губами.
3.Пальцы помещаются в углы рта, губы растягиваются в улыбку, а затем собираются в «трубочку».
Примерно в 5 месяцев малыши начинают тянуть все в рот, благодаря этому они изучают движения челюстей, языка и губ. Если по каким-либо причинам этого не происходит, вы можете сами научить своего ребенка кусать и жевать, либо обратиться за помощью к специалисту.
Так как кусание и жевание – важные этапы обучения ребенка самостоятельному питанию, я рекомендую начинать обучение со специальных приспособлений, созданных для обеспечения стимуляции и тренировки губ, щек, языка и десен. Это могут быть прорезыватели, вибрирующие палочки, спринцовки и другие инструменты. Их можно найти на логопедических сайтах, в аптеках.
Процесс обучения кусанию и жеванию длительный, поэтому необходимо соблюдать последовательность в работе:
1 этап – Покажите ребенку, как кусать, чтобы малыш понял, что значит это слово. Этот этап можно превратить в увлекательную игру, если по очереди кормить куклу. Пускай ребенок накормит и вас. Используйте при этом какой-либо звук или слово («кусай», «ам-ам»).
2 этап – Направлен на формирование правильного открывания рта при жевании. Положите прорезыватель между жевательными поверхностями зубов и помогите деснам сомкнуться и разомкнуться. При этом используйте слово «кусай». Делайте это перед зеркалом, чтобы малыш видел, как кусает (если это не слишком отвлекает его).
3 этап – После того как ребенок поймет слово «кусай» и научится его выполнять, приступайте к жеванию. Делайте до 20-25 жевательных движений на каждой стороне (в сложных случаях помогайте рукой, удерживая подбородок и повторяя в такт жеванию опускание и подъем нижней челюсти).
4 этап – Используйте длинные прорезыватели, чтобы развивать двустороннее жевание и увеличивать силу челюстей. Меняйте сторону, чтобы стимулировать перемещение жевательной активности: 3-5 на одной стороне, потом на другой. Начинайте с боковых зубов, постепенно переходя к задним зубам.
5 этап – Когда ребенок научился кусать и жевать, во время работы окунайте прорезыватель в пюре – это позволит перенести новый навык на реальную еду.
И хвалите, хвалите, хвалите малыша!
Для преодоления гиперсаливации (обильного слюнотечения) у детей с дизартрией необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в обычном положении. Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения логопед напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.
Основные этапы логопедической коррекции при гиперсаливации:
1.Криотерапия активных точек в области губ.
2.Полоскание полости рта с использованием лекарственных трав, минеральной воды, киселя и кефира.
3.Логопедический массаж и массаж по точкам.
4.Жевание твердой пищи.
5.Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения.
6. Дыхательные упражнения и произнесение гласных на твердой атаке.
Рекомендации логопеда для родителей при гиперсаливации у детей:
- — Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребенка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
- — Важно, чтобы у ребенка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
- — На занятиях необходимо через определенные промежутки времени делать паузы и предлагать ребенку сглатывать слюну.
Основываясь на своем практическом опыте, при систематической работе уменьшается слюнотечение и ребенок лучше контролирует глотание.
В большинстве случаев детям-дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это связано с плохо развитой мелкой моторикой. Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. Поэтому у большинства дизартриков плохой почерк. Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушен музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.
Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода, сочетающего медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и реабилитацию.
Медикаментозное лечение дизартрии у детей
В основе лечения лежит терапия основного неврологического заболевания, а также использование ноотропных препаратов. Они способствуют улучшению умственной деятельности, памяти, стимулируют познавательные функции.
Логопедическая работа и реабилитация
Логопедическая коррекция состоит из специальных занятий для детей. Логопедом составляется индивидуальная речевая карта, которая содержит результаты диагностики и подробный план коррекции дефекта с описанием упражнений:
- — для развития мелкой моторики – пальчиковые игры, гимнастика;
- — для развития артикуляционной моторики – артикуляционная гимнастика, логопедический массаж;
- — для речевого и физиологического дыхания – дыхательная гимнастика;
- — для коррекции нарушенного и закрепления правильного произношения ;
- — для формирования выразительности речи и речевой коммуникации .
Логопедический массаж для детей в домашних условиях: виды и рекомендации по проведению массажа
Детям со значительными речевыми расстройствами необходим логопедический массаж. Он обладает стимулирующим воздействием, повышает эффективность коррекционной работы, нормализует мышечный тонус и позволяет быстрее добиться результатов. Проводить его должен квалифицированный специалист, однако и родители после консультации логопеда и внимательного изучения рекомендаций могут самостоятельно делать со своим ребенком логопедический массаж.
В каких случаях нужен логопедический массаж
Массаж назначается при следующих логопедических проблемах:
- Задержке речевого развития.
- Разных формах дизартрии, в том числе стертой органической — нарушениях произношения, связанных с ограниченной подвижностью органов речи из-за поражения ЦНС.
- Усиленном слюноотделении (гиперсаливации).
- Спастичности артикуляционных мышц (повышенном тонусе).
- Гипотонии артикуляционной мускулатуры (пониженном тонусе).
- Разных формах заикания.
- Функциональных нарушениях голоса.
- Гиперкинезах (дрожаниях) языка и голосовых связок, нарушениях согласованности движений органов артикуляции.
В зависимости от состояния тонуса мышц логопедический массаж может быть расслабляющим, активизирующим или дифференцированным. Чтобы определить тактику его проведения, сначала необходимо провести диагностику состояния мышц артикуляционной мускулатуры и выяснить логопедический диагноз. Поэтому маме, решившей самой делать логопедический массаж своему ребенку, необходима предварительная консультация специалиста.
Расслабляющий логопедический массаж в домашних условиях
Спастичность артикуляционной мускулатуры выражается постоянным повышением тонуса в мышцах языка и губ, лица и шеи. Она характерна для спастической формы псевдобульбарной дизартрии. Язык ребенка изогнут горкой, напряжен, оттянут назад; губы плотно смыкаются, напряжены; наблюдается ограниченность активных движений языка и губ. Повышение тонуса может быть неявно выраженным (при стертых формах дизартрии), распространяться только на мышцы языка. Во всех этих случаях родителям следует проводить расслабляющий массаж, который выполняется поглаживающими и легкими вибрирующими движениями, не вызывающими болезненных ощущений. Ребенок может лежать на прямой поверхности с валиком под шеей или сидеть на стуле. Для усиления расслабляющего эффекта можно сначала на 5 минут положить на лицо ребенка махровое полотенце, смоченное теплой водой и хорошо отжатое.
Последовательность выполнения
Расслабляем мышцы шеи и плечевого пояса
- Поглаживаем шею обеими руками движениями сверху вниз.
- Вращаем голову ребенка по часовой и против часовой стрелки, одной рукой придерживая шею сзади, другую руку положив на лобно-теменную часть.
- Наклоняем голову ребенка вперед-назад, вправо-влево.
Расслабляем мимическую мускулатуру
- Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие движения по 7-10 раз:
- к вискам от центра лба;
- к волосам от бровей;
- вокруг глаз в разном направлении;
- к вискам от переносицы, проводя пальцами под нижними веками;
- к ушам от уголков губ;
- по лбу, щекам, подбородку и шее;
- к мочкам ушей от крыльев носа.
- Легко пощипываем края нижней челюсти;
- Надавливаем подушечками всех пальцев на лицо от корней волос до подбородка.
Расслабляем мышцы губ
- При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине, обводим губы пальцами.
- Проводим по носогубным складкам сверху вниз.
- Постукиваем область вокруг губ по часовой стрелке.
Расслабляем мышцы языка
- Чтобы расслабить корень языка, сначала выполняем следующие упражнения:
- массируем крайние точки нижней челюсти;
- массируем подчелюстную ямку;
- двигаем язык вправо и влево, затем вперед и назад, захватив его кончик рукой.
- Левой рукой придерживаем язык вне полости рта через марлевую салфетку или чистый носовой платок, правой выполняем массажные движения пальцами рук в аптечных резиновых перчатках, мягкой зубной щеткой или специальными массажными логопедическими зондами:
- расслабляющие поглаживающие движения выполняем от кончика к корню языка вдоль, поперек, по бокам, кругами;
- похлопываем по языку и надавливаем на него;
- поворачиваем и легко потягиваем язык вправо, затем влево.
Активизирующий логопедический массаж в домашних условиях
Пониженный тонус артикуляционных мышц часто сопровождается слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Он характерен для мозжечковой формы дизартрии. При гипотонусе речевой мускулатуры губы вялые, плотно не смыкаются, язык тонкий, распластанный, может наблюдаться слюнотечение. В этом случае родителям следует проводить активизирующий логопедический массаж с приемами поглаживания в сочетании с растираниями в виде полукружных и спиралевидных движений, разминаниями, сильной вибрацией, постукиваниями.
Последовательность выполнения
Активизируем мимическую мускулатуру
- Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие и растирающие движения по 7-10 раз:
- к вискам от центра лба;
- к волосам от бровей;
- по бровям;
- вокруг глаз;
- по щекам от крыльев носа к ушам и от подбородка к ушам.
- Ритмично сжимаем подбородок.
- Разминаем скулы и щеки спиралевидными движениями.
- Перетираем щеки, поместив указательный палец во рту, а большой палец на щеке.
- Пощипываем щеки.
Активизируем мышцы губ
- При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине.
- Пощипываем кожу вокруг губ.
- Интенсивно постукиваем вокруг губ.
Активизируем мышцы языка
- При активизирующем массаже языка движения интенсивные, направленные от корня к кончику, в основном используются приемы перетирания и разминания:
- перетираем язык пальцами вдоль, поперек, по спирали сверху вниз.
- сжимаем боковые части.
- пощипываем края.
- похлопываем сверху шпателем или зубной щеткой.
- осуществляем вибрацию кончика языка с помощью деревянного шпателя.
Активизируем мышцы шеи и плечевого пояса
- Растираем боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти.
- Растираем заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка.
- Просим ребенка поворачивать голову вперед-назад вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.
Дифференцированный логопедический массаж в домашних условиях
При смешанном характере нарушений может наблюдаться понижение тонуса в одних группах мышц и повышение в других группах. В этом случае нужно проводить дифференцированный логопедический массаж, сочетающий расслабляющие движения в спастичных мышцах с тонизирующими движениями в области вялых мышц. Врач во время проведения дифференцированного массажа должен внимательно следить за ответной реакцией других групп артикуляционных мышц ребенка и при возникновении в них напряженности снижать активность движений.
Логопедический массаж в домашних условиях при правильном и регулярном проведении позволяет быстро добиться значительных улучшений, хороших результатов при исправлении звукопроизношения. Однако родителям детей со сложными речевыми нарушениями следует помнить, что коррекционная работа отнюдь не ограничивается логопедическим массажем, даже самым качественным, ведется в разных направлениях, поэтому детям обязательно требуется помощь квалифицированных специалистов.
Данная статья не может быть руководством к действию, только лечащий врач может назначить лечение и обучить приемам выполнения упражнений.
Об авторе: Лавицкая Ольга Викторовна, учитель-дефектолог в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Бресте, Беларусь. Опыт работы логопедом в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи тоже в Бресте и учителем-логопедом в детском доме под Выборгом,. Образование: дефектологический факультет РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Логопедический массаж в домашних условиях. Советы логопеда
статья по логопедии на тему
Логопедический массаж -активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический массаж в домашних условиях. Советы логопеда .
Логопедический массаж -активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.
Показания к логопедическому массажу (в комплексе с другими методиками): дизартрия, в том числе стертая дизартрия; недоразвитие речи у детей (ОНР, ЗРР, моторная алалия, сенсомоторная алалия), функциональная и органическая дислалия, у взрослых это нарушение речи после инсульта (афазия). Дети с ДЦП (детским церебральным параличом) – это отдельная тема, требующая специфической подготовки от логопеда, поэтому данную
категорию нарушений я не буду здесь затрагивать.
Курс логопедического массажа включает 8-10 сеансов. После речевого обследования для каждого ребенка составляется своя индивидуальная схема-план. Индивидуально определяются точки воздействия, в зависимости от вида речевого нарушения, тонуса мышц и других особенностей. После курса необходимо сделать перерыв около трех недель, и затем курс нужно повторить. После второго курса перерыв около 3 месяцев, и после этого можно сделать третий курс, если есть такие показания.
Противопоказания : Существует ряд противопоказаний для проведения логопедического массажа и его осуществление будет возможно только после того, как следующие заболевания будут полностью излечены:
∙ Гематомы на участке тела, которые нужно массировать;
∙ Грибковые и гнойничковые заболевания кожи у ребенка или логопеда;
∙ Заболевания капилляров и крови; ∙ Активная форма туберкулеза; ∙ Тромбоз сосудов;
∙ Отек Квинке или острая крапивница в анамнезе;
После перенесенной ребенком ангины, логопедический массаж можно проводить спустя 2 недели после выздоровления.
Я не буду рассказывать о профессиональном логопедическом массаже. Остановлюсь подробнее об элементах логопедического массажа, которые можно выполнять в домашних условиях.
Развитие речи — одно из важнейших физиологических достижений ребенка первого года жизни. В течение нескольких месяцев малыш постоянно совершенствует свои речевые навыки: гулит, агукает, лепечет. Ребенок 3 месяца уже должен гулить. Когда речевой аппарат карапуза в норме, он постоянно пробует на вкус все новые звуки и сочетания. Если же ребенку исполняется 9 месяцев, а мама все еще не слышит даже простого лепета, то самое время насторожиться и обратиться к врачу.
Опытный педиатр, разумеется, объяснит маме, что волноваться не стоит, потому что все детки разные, и темпы их развития тоже разные. Одни развиваются постепенно так, как положено, а другие долго молчат, для того чтобы потом вдруг хорошо и чисто заговорить. Такие случаи бывают, однако сидеть сложа руки, уповая на то, что это именно ваш вариант не стоит. С ребенком, который имеет небольшую задержку в речевом развитии, нужно обязательно заниматься.
Польза логопедического массажа для детей первого года жизни состоит, во-первых, в оказании положительного эффекта на весь организм, во-вторых, в активизации деятельности нервной системы, что дает мощный толчок к интенсивному развитию речевых навыков. Проводить массаж целесообразно не ранее 9-10 месяца, ребенок 5 месяцев еще не готов к внешнему воздействию на его артикуляционные органы.
Любая мама может попытаться делать некоторые простые упражнения самостоятельно. Например, массаж щечек ребенка мама вполне сможет сделать сама. Его можно осуществлять при помощи шерстяной или махровой варежки или игрушки, главное, массируя круговыми движениями детскую кожу, не повредить ее.
Отличный массажный эффект оказывает пощипывание щечек ребенка и упражнение «поцелуйчик», когда мама пальцами рук сводит губки малыша в «поцелуй». При этом она издает и звук поцелуя «м-м-м» в надежде, что ее чадо скоро его повторит.
Одним из основных массажных приемов является похлопывание . И им не стоит пренебрегать. Если малыш не против, мама может легко похлопывать его пальцами по губкам, щечкам и подбородку. Это упражнение отлично активизирует лицевые мышцы малыша.
Массаж рта , который логопеды проводят специальными приспособлениями, не каждая мама отважится делать своему ребенку. Для этого нужна смелость, некоторый навык и терпеливый, спокойный ребенок 10 месяцев. В домашних условиях такой массаж можно заменить употреблением твердой пищи или прорезывателем. Они тоже решают задачу разработки органов артикуляционного аппарата.
Своевременно сделанный курс логопедического массажа поможет родителям избавить малыша от такого неприятного диагноза, как «задержка речевого развития». Активизация артикуляционного аппарата в возрасте 9-10 месяцев поможет ребенку легче и органичнее подойти к процессу говорения.
А теперь рассмотрим о приемах логопедического массажа в домашних условиях, который применяется для правильной постановки звуков речи и развития артикуляционного аппарата у детей 5-6 лет, когда подходит время идти в школу, а речь малыша оставляет желать лучшего.
В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками или зубной щеткой. Сначала разберем как быть, если под рукой есть зубная щетка. Для сеанса следует заранее подготовить детскую зубную щетку с мягким ворсом. Под язык укладываются марлевые салфетки, которые придется менять каждые 2 минуты, поскольку у детей во время этой процедуры будет обильно выделяется слюна. Все движения зубной щеткой должны быть кругообразными поперечными без сильного надавливания. Круговые спиралевидные движения также допускаются, но после предварительных упражнений языком. Допускается прерывистая вибрация зубной щеткой по поверхности всего языка. Степень эффективности процедуры можно определить по реакции самого ребенка. Если ему нравится процедура, то он будет испытывать самые положительные эмоции, выражая их на своем лице. Часто практикуется процедура логопедического массажа языка у детей в виде игры, которая станет прекрасным развлечением и полезным времяпровождением.
Еще одним эффективным инструментом для массажа является методика Ольги Ивановны Крупенчук «Логопедический массаж ложками», который является результативным в процессе формирования речи ребёнка. Ребёнок тоже заинтересован в проведении такого массажа, так как ложка – это привычный для них бытовой предмет.
Преимущества этого массажа:
- ложки есть в каждом доме;
- с ложками могут обращаться все — они просты и безопасны;
- ложки не требуют стерилизации — достаточно их помыть;
- массаж служит хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому или зондовому);
- ребенок, делая массаж, легко усваивает названия частей лица;
- разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта;
- применение такого массажа дает еще и развитие мелкой моторики у ребенка;
- делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.
Эффективно использовать такой массаж с использованием сказки.
Сказка для массажа «Веселый поезд»
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, (поглаживание выпуклой стороной ложки вперед-назад)
Ехал поезд запоздалый («Приклеивание ложки по центру языка внутренней стороной ложки)
Ехал с горы да на гору — (Перевернуть ложку скатываемся с языка как с горки сверху вниз)
Вверх да вниз 2 р.
Качало вагончики из стороны в сторону – 2 р. (Толкаем язычок влево вправо выпуклой стороной ложки)
Из последнего вагона вдруг посыпался горох (легкое точечное постукивание по языку выпуклой стороной ложки)
Пришли куры поклевали – 3 р. («Приклеивание» ложки по центру языка внутренней стороной )
Пришли гуси пощипали- 3 р . («Приклеивание» ложки по центру языка внутренней стороной взять ложку меньше )
Прибежала кошка слизнула немножко, (поглаживание ложкой одной стороны по диагонали, затем другой к кончику языка)
А потом еще немножко (поглаживание ложкой по диагонали к корню языка)
Прибежала свинка. Нос пятачком, хвостик крючком, повалялась бочком.
Повалялась, повалялась… (поглаживание ложкой из стороны в сторону от корня к кончику языка)
Вдруг бежит щенок — звонкий голосок,
Хвостиком смахнул горох. Все разлетелось! (растирание силиконовой ложечкой боковых краев языка)
Тут пришел слон все потоптал – 3р. (спиралевидное надавливание по всей поверхности языка)
Проведение массажа в домашних условиях не исключает обычной коррекционной работы, он лишь является хорошим дополнением к ней. Соответственно, необходимо выполнять все рекомендации логопеда. Только совместная работа логопеда с родителями и регулярные занятия по исправлению дефектов речи будет эффективна. Желаю успехов!
Расслабляющий логопедический массаж в домашних условиях
Расслабляющий логопедический массаж в домашних условиях
Детям со значительными речевыми расстройствами необходим логопедический массаж. Он обладает стимулирующим воздействием, повышает эффективность коррекционной работы, нормализует мышечный тонус и позволяет быстрее добиться результатов. Проводить его должен квалифицированный специалист, однако и родители после консультации логопеда и внимательного изучения рекомендаций могут самостоятельно делать логопедический массаж своему ребенку.
В каких случаях нужен логопедический массаж
Массаж назначается при следующих логопедических проблемах:
- Задержке речевого развития.
- Разных формах дизартрии.
- Усиленном слюноотделении (гиперсаливации).
- Спастичности артикуляционных мышц (повышенном тонусе).
- Гипотонии артикуляционной мускулатуры (пониженном тонусе).
- Разных формах заикания.
- Функциональных нарушениях голоса.
- Гиперкинезах (дрожаниях) языка и голосовых связок, нарушениях согласованности движений органов артикуляции.
В зависимости от состояния тонуса мышц логопедический массаж может быть расслабляющим, активизирующим или дифференцированным. Чтобы определить тактику его проведения, сначала необходимо провести диагностику состояния мышц артикуляционной мускулатуры и выяснить логопедический диагноз. Поэтому маме, решившей самой делать логопедический массаж своему ребенку, необходима предварительная консультация специалиста.
Расслабляющий логопедический массаж в домашних условиях
Спастичность артикуляционной мускулатуры выражается постоянным повышением тонуса в мышцах языка и губ, лица и шеи. Язык ребенка изогнут горкой, напряжен, оттянут назад; губы плотно смыкаются, напряжены; наблюдается ограниченность активных движений языка и губ. Повышение тонуса может быть неявно выраженным (при стертых формах дизартрии), распространяться только на мышцы языка. Во всех этих случаях родителям следует проводить расслабляющий массаж, который выполняется поглаживающими и легкими вибрирующими движениями, не вызывающими болезненных ощущений. Ребенок может лежать на прямой поверхности с валиком под шеей или сидеть на стуле. Для усиления расслабляющего эффекта можно сначала на 5 минут положить на лицо ребенка махровое полотенце, смоченное теплой водой и хорошо отжатое.
Расслабляем мышцы шеи и плечевого пояса
Поглаживаем шею обеими руками движениями сверху вниз.
Вращаем голову ребенка по часовой и против часовой стрелки, одной рукой придерживая шею сзади, другую руку положив на лобно-теменную часть.
Наклоняем голову ребенка вперед-назад, вправо-влево.
Расслабляем мимическую мускулатуру
Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие движения по 7-10 раз:
к вискам от центра лба;
к волосам от бровей;
вокруг глаз в разном направлении;
к вискам от переносицы, проводя пальцами под нижними веками;
к ушам от уголков губ;
по лбу, щекам, подбородку и шее;
к мочкам ушей от крыльев носа.
Легко пощипываем края нижней челюсти;
Надавливаем подушечками всех пальцев на лицо от корней волос до подбородка.
Расслабляем мышцы губ
При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине, обводим губы пальцами.
Проводим по носогубным складкам сверху вниз.
Постукиваем область вокруг губ по часовой стрелке.
Расслабляем мышцы языка
Чтобы расслабить корень языка, сначала выполняем следующие упражнения:
массируем крайние точки нижней челюсти;
массируем подчелюстную ямку;
двигаем язык вправо и влево, затем вперед и назад, захватив его кончик рукой.
Левой рукой придерживаем язык вне полости рта через марлевую салфетку или чистый носовой платок, правой выполняем массажные движения пальцами рук в аптечных резиновых перчатках, мягкой зубной щеткой .
Расслабляющие поглаживающие движения выполняем от кончика к корню языка вдоль, поперек, по бокам, кругами;
похлопываем по языку и надавливаем на него;
поворачиваем и легко потягиваем язык вправо, затем влево.