Проблема взрослой женщины кризис пустого гнезда
Когда дети выросли. Синдром опустевшего гнезда
Рано или поздно в каждой семье, где есть дети, наступает время, когда их пора отпускать во взрослую жизнь. Некоторые родители так сильно грустят об этом, что психологи и учёные выделили такое явление в отдельный синдром — опустевшего родительского гнезда. Несмотря на поэтичное название, трогательного в нём мало, ведь он приносит своим «обладателям» настоящие мучения, порой переходящие в длительную депрессию. Что же такое «синдром пустого родительского гнезда» и как с ним можно справиться?
Понятие синдрома
Синдром опустевшего гнезда назван по аналогии с гнездом семейным, которым принято обозначать родительский дом. Поначалу родители с детьми живут вместе, но затем шум, гам и пресловутое «топанье маленьких ножек» сменяются тишиной: дети вырастают и съезжают, чтобы обрести самостоятельность или построить свою, новую семью.
Именно в этот момент и проявляется синдром: родители сталкиваются с душевным опустошением, депрессией, одиночеством. Им бывает нечем себя занять, но даже если они и находят себе хобби, то часто не могут сосредоточиться, поскольку все их мысли только о детях, «улетевших» в свободную жизнь. Скука, ощущение забытости и заброшенности, обида, чувство вины, эмоциональное напряжение — это отнюдь не полный список «сопровождающих» синдрома пустого родительского гнезда.
Причины появления
Считается, что синдром опустевшего родительского гнезда в среднем затрагивает людей в возрасте от 38 до 45 лет, как раз в самые пиковые моменты кризиса среднего возраста. Однако предпосылок для его появления может быть множество.
Чаще всего синдром настигает родителей, которые не работали и всё свое время посвящали детям: школа, уроки, дополнительные занятия, секции, совместные путешествия и досуг. А тут ребёнок вырастает, покидает родительский дом, а вместе с ним и уходит и привычная жизнь по расписанию.
Родителю больше не нужно подстраиваться под учебный график и планировать отдых вместе с ребёнком. Казалось бы, человек должен испытать облегчение, но на его место нередко приходят депрессия, уныние и скука. Иногда это становится благодатной почвой для возникновения мыслей о бессмысленности жизни.
Нередко синдром опустевшего гнезда появляется на фоне других жизненных перемен, усугубляя их. Например, переезд, смена работы, развод, менопауза (и иные различные проблемы со здоровьем). У человека могут появиться мысли о непреодолимости чёрной полосы, от чего буквально опускаются руки.
К группе риска можно отнести родителей-одиночек. Они бросают все силы на то, чтобы вырастить ребёнка самостоятельно, порой отказываются от отношений и увлечений ради сыа или дочери и их благополучия. Поэтому когда ребёнок вырастает и покидает родительский дом, мама или папа испытывают опустошение и начинают жалеть об упущенных возможностях.
Как быть и что делать
Взросление детей действительно может быть болезненной темой для многих родителей: больше никаких «маленьких пяточек», первого выпавшего зуба, бардака в комнате или истрий о безответной любви. Однако пережить синдром пустого родительского гнезда можно, если задаться целью сделать свою жизнь счастливее без постоянного нахождения детей на расстоянии вытянутой руки.
Специалисты рекомендуют выполнять полезные рекомендации всем родителям, которые считают, что без детей в доме их жизнь теперь пуста и не имеет смысла.
Освойте интернет. Сегодня в сети можно найти прекрасную поддержку! Не только в лице профессиональных психологов, но и среди ровесников, тоже столкнувшихся с синдромом пустого родительского гнезда. В социальных сетях можно найти группы для поддержки и даже обзавестись настоящими друзьями.
Примите ситуацию. Постарайтесь принять тот факт, что ребёнок вырос и уже не нуждается в постоянном контроле. В конце концов, он не собственность мамы или папы, он отдельная личность со своими интересами, желаниями. А вот в чём дети по-прежнему нуждаются — так это в родительском понимании и поддержке. Это ведь просто смена место жительства, но быть нашими детьми от этого они не перестают!
Поддерживайте связь. Помните, что дети покидают отчий дом, а не переселяются на другую планету. У вас есть множество возможностей поддерживать с ними связь! Телефон, смс, мессенджеры, социальные сети и приложения с функцией видеозвонка. Главное, не перегибать палку, уважать право выросших детей на их свободу и соблюдать личные границы. Подробнее о том, как можно общаться с взрослыми детьми мы писали в отдельной статье.
Найдите новое хобби. Если раньше ваш досуг приравнивался к досугу ребёнка, то теперь придется искать новое увлечение. Подумайте, чем вы всегда хотели заняться, но не находили возможности. Иностранными языками? Разведением орхидей? Сборкой кораблей в бутылках? Теперь у вас достаточно времени, чтобы с пользой для души проводить свободное время!
Говорите о своих эмоциях. Или записывайте их дневник. Это прекрасный метод самоконтроля, который позволяет распознавать деструктивные мысли ещё «на подлёте». Ведение дневника помогает справиться со своими чувствами, научиться лучше понимать себя и анализировать своё состояние.
Обращайтесь за помощью. Понимаете, что ваши переживания куда сильнее, чем вы думали? Полагаете, что депрессия давно началась и перешла на какой-то новый уровень? Истерики и слёзы стали чаще, а обиды обострились? Не стыдитесь и не бойтесь обратиться за профессиональной помощью к психологу или психотерапевту. Испытывать состояние тоски по детям — это нормально, а вот если это состояние начинает обостряться и причинять видимый дискомфорт вплоть до бессонницы или панических атак — здесь нужно уже действовать.
Хвалите себя. Подумайте о том, что вы не единственный родитель, который переживал этот этап. Хвалите себя! Вам посчастливилось вырастить прекрасных детей, которые достойно «вышли» во взрослую жизнь. Они самостоятельны, серьёзны, независимы, во многом благодаря вашему воспитанию.
Заведите питомца. Животное — это новые заботы и хлопоты, но обычно очень приятные. Многим домашний питомец помогает обрести друзей, новые интересы и стремления. Главное, тщательно подумать перед таким ответственным шагом и хорошенько взвесить собственные силы.
Уделяйте внимание близким. Возможно, пока дети жили с вами, не было времени чаще звонить родственникам или вести долгие вечерние разговоры с партнёром. Теперь у вас есть достаточно времени, чтобы заново узнавать друг друга, чаще писать друзьям или ходить в кино когда вздумается.
Синдром пустого родительского гнезда ещё принято называть сепарационным кризисом, который проявляется у всех родителей по-разному: у кого-то легче, а у кого-то тяжелее. Обращаем ваше внимание: если вы не справляетесь с внутренним кризисом, если появились проблемы со сном и аппетитом, постоянно снижено настроение, а своими силами себе помочь не получается — обязательно обращайтесь за профессиональной психологическоой помощью!
«Синдром опустевшего гнезда»: Когда дети покидают родительский дом
Как внутренне отпустить ребенка
Тот момент, когда дети покидают родной дом (учеба в университете в другом городе или стране, брак), для родителей может оказаться очень непростым. Нет ничего необычного в том, чтобы чувствовать в этот период грусть, тосковать и раздражаться по поводу и без. Психологи такому состоянию даже дали свое название — «синдром опустевшего гнезда».
В психологии этот синдром описывается как «чувство депрессии, грусти/горечи, которое испытывают родители или опекуны, когда дети вырастают и уезжают из родного дома». В добавок ко всему, родители «детей-бумерангов» — взрослых детей в возрате от 25 до 34 лет, которые попробовали пожить самостоятельно и вернулись в родительский дом из-за финансовых сложностей — часто испытывают похожие симптомы.
При этом, как правило, родители испытывают двойные чувства. С одной стороны, они рады, что дети двигаются вперед, приобретают новый опыт, с другой, — их преследует ощущение одиночества, опустошенности и покинутости.
Культура и другие факторы
Ученые из канадского Simon Fraser University провели исследование, опросив более 300 родителей, и в результате выяснили, что большую роль в возникновении «синдрома опустевшего гнезда» играют культурные нормы и обычаи. Так, жители Индии и выходцы из этой страны имеют гораздо большую склонность испытывать синдром (50 и 64% для отцов и матерей), по сравнению с людьми из Китая, Южной Европы и Великобритании. Согласно исследованию к возникновению синдрома располагают и социальные факторы:
- Идентификация себя только как родителя (особенно у женщин);
- Чувство устраты контроля над детьми (особенно у мужчин);
- Если в семье есть только один ребенок;
- Недостаток общественной поддержки;
- Чувство, что дети покидают дом слишком рано или поздно, по сравнению с культурными нормами общества;
- Если родители еще в довольно молодом возрасте, когда ребенок уезжает, либо молодые родители ребенка-бумеранга;
- Переживания за безопасность ребенка вне стен родительского дома.
Симптомы «синдрома»
Плакать, когда ваш ребенок покидает дом, это нормально. Вы можете также чувствовать ностальгию, когда заходите в комнату ребенка или проходите по местам, напоминающим вам о нем. Вам может быть нелегко смотреть любимые шоу, фильмы, которые вы привыкли смотреть вместе, вы можете потерять интерес к некоторым вещам, перестать готовить, ведь «теперь не для кого». Если вы воспитывали ребенка самостоятельно, эти чувства могут быть еще более обострены.
Свежие новости
- Книга года BBC-2020 объявила победителей
- В Киеве после реставрации открылась Андреевская церковь
- 31-летняя чемпионка мира по биатлону снялась для Playboy
- Муж Бейонсе запустил свой бренд марихуаны
- Кто стал человеком года по версии TimeНовости на главной
Симптомы «синдрома опустевшего гнезда» следующие:
1. Состояние грусти.
2. Истерики.
3. Бессонница или беспокойные сны.
4. Чувство, будто вы потеряли цель в жизни.
5. Трудности с концентрацией.
6. Невозможность подняться с постели по утрам.
7. Раздраженность.
8. Депрессия.
Замечая за собой эти симптомы, особенно депрессию, не стесняйтесь и не бойтесь обратиться за помощью к психологу или другому специалисту, который сможет вытащить вас из этого круга негативных эмоций.
На личном опыте
Однако в синдроме опустевшего гнезда есть вещи, о которых исследования не скажут. Их может сформулировать только человек, на собственном опыте переживший отъезд ребенка. Своими грустными открытиями делится писательница, эссеист Шелли Эмлинг, которая проводила старшего сына учиться в колледж.
1. Смена ролей очень смущает. Первые три месяца учебы моего сына были для меня самыми длинными. Конечно, мне было очень приятно, что он пустился в «свободное плавание», но я чувствовала горечь оттого, что моя роль в его жизни стала мизерной. Мне пришлось сильно одергивать себя и не писать ему смски каждые пять минут, позволить ребенку самому сделать первый шаг в нашем общении. Я совру, если скажу, что это легко. Мы проводили немного времени вместе, когда он был старшеклассником, но есть большая разница между ежедневными личными встречами и несколькими смсками в неделю.
2. Братья и сестры тоже тяжело переживают отъезд. Если у вас ребенок — студент, это целиком меняет семейную динамику. Это влияет не только на меня, но и на мужа и других наших детей, которые остро ощущают пустой стул за обеденным столом. Чтобы компенсировать это, я воодушевляю их регулярно общаться со старшим братом и поехать с нами на «выходные с родителями», чтобы увидеть его в новых условиях.
3. Последний школьный год невероятно важен для семейного общения. Накануне отъезда сына у нас был прощальный ужин, где были только мы пятеро. Понимаю, что такие ужины в нашей семье стали редкостью, и мы должны были проводить их гораздо чаще. Это не отнимет много времени и средств, просто чаще проводите время всей семьей, и это создаст фундамент для будущего ваших детей.
4. Вы не станете таким родителем, как мечтаете. Я давно придумала, какой матерью буду. Но когда у меня появилось трое детей, этот волшебный образ, живший в моем воображении годами, куда-то исчез. К примеру, я смотрела косо на родителей, которые позволяли детям смотреть телевизор, а потом и сама усаживала своих перед экраном, чтобы закончить рабочее интервью по телефону. Незадолго до отъезда моего сына я думала, что стала мудрой «идеальной матерью», однако ничто в родительстве не происходит по плану, и его отъезд в колледж — не исключение.
Что делать
Хотя многие родители воспринимают «потерю» ребенка и опустевший дом как нечто негативное, в этом можно найти и свои преимущества. Например, более качественно проводить время со своей второй половинкой, путешествовать, пробовать новые занятия и хобби. Конечно, для многих родителей материнство или отцовство является важной частью их самоидентификации, поэтому внутренне отпустить ребенка очень нелегко.
Постарайтесь сфокусироваться на каких-то интересных занятиях, которые бы приносили вам удовольствие. Регулярно общайтесь со своими детьми, навещайте их, звоните, особенно действенными могут оказаться видеозвонки. И уже осознание того, что «синдром опустевшего гнезда» — это не выдумка, поможет вам принять ситуацию и справиться с ней.
Семейные кризисы: как пережить синдром опустевшего гнезда
Любая семья – это динамичная живая система, изменения в которой неизбежно вызывают кризисы. Как сказал И. Ялом: «Идеальные отношения в браке возможны только тогда, когда они не являются необходимым условием выживания человека». Поэтому кризис в отношениях нужно принять как данность, как очередную ступеньку развития. В России и у многих других славянских народов особенно остро переживается критичная стадия, получившая в психологии название синдром опустевшего гнезда, период, когда дети взрослеют и покидают родительский дом. Чтобы конструктивно выйти из этого замешательства, необходимо запастись знаниями и опытом разрешения предыдущих кризисов.
Семейные кризисы
Сейчас двух людей уже невозможно обязать жить вместе, семья как социальный институт утратила свою силу и перестала рассматриваться как «ячейка общества». Внутри семьи появляются личностные мотивы и особенности адаптации супругов к сложившейся обстановке. Для семейной системы характерна как взаимозависимость, так и отношение части к целому, способность к развитию отдельных ее элементов и существование внутрисемейных сил для балансировки и разрешения конфликтов.
В психологии выделяются четыре уровня сплоченности семьи:
Всякая семья имеет свой жизненный цикл, который она обязана пройти и найти необходимое решение на каждом этапе от заключения брака до смерти одного из ее членов. Переход от одного уровня к другому сопровождается семейными кризисами – состоянием, когда при нарушении внутренних процессов члены семьи не могут справиться с новыми ситуациями привычными способами, используя имеющийся опыт. Приходится прибегать к новым моделям поведения. Кризис это не всегда плохо, он может закончиться на любом этапе при обнаружении правильного решения и устранения опасности. В Китае кризис видится как полный опасностей шанс и возможность личностного роста.
Кризис в семье имеет два пути развития: деструктивный, приводящий к нарушению устоев семьи, и конструктивный – непосредственно переход на новый уровень эволюции. Смена места жительства, работы, материального благосостояния семьи, развитие или уход одного из ее членов ведут к изменению структуры взаимоотношений внутри семьи, и способствует появлению новых форм поведения, иногда абсолютно противоположных старым.
10 кризисных периодов в развитии семьи
В связи с изучением закономерностей жизненного цикла семьи американский психотерапевт В. Сатир выделила десять нормативных кризисных периодов в развитии семьи:
Существуют и ненормативные кризисы, которые вызваны определенными событиями, угрожающими стабильности семьи. Они существую независимо от стадий жизненного цикла. Отечественный психолог Н. Самоукина, опираясь на анализ кризисных ситуаций, выделила два критических периода в развитии семьи. Первый наступает между 3 и 7 годом супружеской жизни в связи с исчезновением романтических отношений и изменением психологического образа партнера. При благоприятном течении ситуации он может длиться около года. Второй кризисный момент возникает между 13 и 18 годом совместной жизни и связан с эмоциональной усталостью друг от друга, желанием новизны в отношениях. Особенно остро переживается мужчинами. Менее болезненно проходит в семьях с низким уровнем сплоченности.
Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может функционировать по-прежнему. Остро встает вопрос об изменении отношений в какой-либо из подсистем: супруг-супруга, мать (отец)-ребенок, братья-сестры, родители-взрослые дети, бабушка (дедушка)-внуки, супруги-невестки (зятья), сваты.
Когда дети стали взрослыми
В нашей культуре нет четких правил и определенных традиций расставания родителей со взрослыми детьми. Молодые люди получают паспорт, поступают в вузы, уезжают жить в другой город, женятся, но эмоционально и финансово остаются зависимыми от родителей. Славянские семьи отличают запутанные детско-родительские отношения, многие матери видят в детях смысл жизни. Поэтому в таких семьях кризис «опустевшего гнезда» особенно остро переживают женщины. Когда дети уходят из семьи, матери чувствуют некую опустошенность, отпадает необходимость ежедневных забот, высвобождается свободное время. Меняются и отношения с супругом. Если раньше внимание концентрировалось на ребенке, то теперь могут исчезнуть общие темы для разговоров.
Иногда этот кризис может переживаться несколько раз, смотря сколько детей в семье. С каждым последующим отделением обстановка может ухудшаться и достигнуть своего пика с уходом последнего ребенка. Случается, что родители безболезненно отпускают своих детей, а позже обнаруживают острое напряжение, нехватку общения. Чаще всего это связано с определенным ребенком, который выполнял в семье важную посредническую функцию в общении родителей или являлся объектом совместной заботы. Этот особенный ребенок служил объединяющим звеном супружеской подсистемы, а его уход является угрозой ее привычного функционирования. В неполных семьях отделение ребенка может стать катастрофой, знаменующей начало одинокой старости.
Если семья не допускает отделения взрослеющего ребенка, это может сказаться на его поведении: протест, побег из дома, злоупотребление алкоголем или наркотиками, суицид. В основном такое происходит в семьях с высоким уровнем сплоченности и эмоциональной зависимости. Возможны два исхода ситуации: молодой человек продолжает поддерживать тесную эмоциональную связь с одним из родителей и остается зависимым или, отдаляясь географически, создает иллюзию эмоционального разрыва и полной независимости. Но если тяга к эмоциональной близости очень сильна, иллюзия автономного существования вызывает у взрослеющего ребенка тревогу и напряжение. Не сумев дифференцироваться от родителей, он будет выстраивать аналогичные модели отношений в своей новой семье. Вследствие нерешенных детско-родительских конфликтов мнимый эмоциональный разрыв с родителями оборачивается сверхблизостью и хаотичностью отношений с супругом и собственными детьми.
Эмоциональное отделение происходит тогда, когда родители принимают факт самостоятельности ребенка, но продолжают поддерживать теплые отношения с ним. В этом случает, он может в любое время по желанию вернуться назад, не пошатнув новой формы существования родительской семьи. В случае вынужденного возвращения домой юноша или девушка наперекор своим желаниям являются стабилизаторами пошатнувшихся отношений между родителями. Ребенок может выполнять поддерживающую равновесие функцию и вне стен родительского дома, но в этом случае он может не состояться в профессии, иметь проблемы со здоровьем, с законом или материальные. Заботливые родители, спешащие на помощь взрослому отпрыску, снова обретают смысл жизни и целостность семьи. Но до тех пор, пока ребенок будет беспомощен в решении своих проблем, мать и отец, оказывая медвежью услугу, оттягивают момент выстраивания отношений друг с другом. Лишь глубокое понимание обратной стороны гиперопеки, приводящей к психологическому краху ребенку, поможет родителям «отпустить» свое неразумное чадо. Особенности процесса отделения от родителей могут передаваться от поколения к поколению. Чем легче родители отстранились от ребенка, тем легче ему самому потом будет отпускать своих детей. Вероятно, не слезы горькие надо лить по своей одинокой судьбинушке, а пожелать детям добра и с любовью выпустить из родового гнезда.
Как пережить кризис «опустевшего гнезда»
С уходом последнего ребенка меняется структура семьи, из квартета или трио она трансформируется в дуэт или даже соло. Поэтому очень важно, как пара выходила из предшествующих кризисов, смогла ли обнаружить и внедрить новую модель отношений в жизнь. Если на предыдущих этапах остались неразрешенные проблемы, они могут обостриться в этот пятый кризисный период. Преодоление синдрома опустевшего гнезда во многом зависит от способов разрешения конфликтов, от степени сплоченности или разобщенности семьи. Оно может пройти спокойно, если супружеской паре удалось сохранить гармоничные отношения. Существует два пути выхода из этого кризиса:
Конструктивный. Предполагает личностный рост каждого из супругов, появление новых интересов и областей для их реализации. Выстраивание жизненных планов, осуществление которых было невозможно в связи с воспитанием детей.
Неконструктивный. Застревание на проблеме, потеря смысла жизни, страх одиночества, ощущение ненужности, разочарование в браке, снижение жизненного тонуса, творческого потенциала и как следствие проблемы со здоровьем.
Существует и третий путь решения проблемы: не расставаться детьми, проживать совместно, обрастая все новыми и новыми членами (внуками, невестками, зятьями, сватами). Но в этом случае ни родители, ни дети не решают собственных проблем развития, поскольку полноценное функционирование семьи возможно при четкой автономии друг от друга.
В нашей стране кризис «опустевшего гнезда» переживается особенно остро из-за слабости супружеской подсистемы и центрированности на детях. По мере нарастания депрессии муж и жена теряют смысл в отношениях и совместном проживании. Поэтому синдром «опустевшего гнезда» часто сопровождается изменами, уходом в работу, алкоголизмом (нередко женским), разводами. Возникает необходимость перехода на новый жизненный цикл, противоречащая потребности сохранять старые паттерны. Нарастает сопротивление привычной семейной системы необходимым для нее изменениям. В случае острого переживания кризиса паре необходимо обратится за помощь к психологу, который выявить причины сопротивления. Будь то неготовность отпустить ребенка, связанная с семейными традициями и сценариями, или обострение супружеских проблем в связи с тем, что ребенок был связующим звеном этой подсистемы, или незрелость и неготовность ребенка отделиться от родителей вследствие симбиотической связи в подсистеме «родители-ребенок», или нарушение воспитания по типу гиперопеки. В любом случае для разрешения конфликта необходимо устранить его первопричину.
Каждая семья обладает большим или меньшим потенциалом и ресурсами для трансформации проблемы и превращения ее в возможность. В основе семейной системы лежит благая цель – создание счастливого существования каждого из ее членов. Руководствуясь этим положением, мамы и папы не должны перекрывать кислород детям из-за собственной беспомощности. С уходом детей жизнь не кончается. Она продолжается в новом формате. А чтобы не застрять в ощущении ненужности, надо направить энергию в новую деятельность: больше ходить пешком, развести сад, сменить работу, записаться в кружок, изучить иностранный язык, заняться йогой, да мало ли занятий для пенсионеров? Жизнь течет своим чередом, и момент расставания с детьми неизбежен. Эту аксиому придется принять, преобразовав свою боль в родительское благословение.
Жизнь18, 30, 40: Возрастные кризисы и как с ними справиться
Частые психологические трудности, с которыми мы сталкиваемся в разном возрасте
- Даша Татаркова , 2 ноября 2015
- 239574
- 8
возрастные Кризисы — обыденное и в то же время загадочное явление, о котором каждый слышал не раз. Так, пресловутый «кризис среднего возраста» неизбежно всплывает в разговорах людей постарше, а «кризис четверти жизни» стал настоящей чумой современных 20-летних. Важно понимать, что психологические проблемы, связанные с определенным возрастом, вовсе не надуманы: мы все так или иначе с ними сталкиваемся. Оказавшись в ситуации жизненного кризиса, главное — помнить, что вы не первый, кто его переживает. С большинством возрастных кризисов вполне можно справиться, в итоге превратив их в продуктивный период жизни. С помощью психотерапевта Ольги Милорадовой разбираемся, через какие экзистенциальные кризисы нам суждено пройти, почему они возникают и как их пережить.
Подростковый кризис
Любой возраст, ассоциируемый с тем или иным кризисом, конечно, очень условен. Так, один из самых ярких и сложных этапов нашего взросления приходится на 14–19 лет. Это время связано с различными психологическими, физиологическими и социальными перестройками, которые сильно меняют человека. Половое созревание становится сильнейшей встряской, превращающей каждый день подростка в американские горки эмоций. Что немаловажно, именно в этот момент людям впервые приходится задумываться о том, что их ждет в ближайшем будущем, когда они формально уже будут считаться «взрослыми». Любой не понаслышке знает, как это трудно — решить в 16, 17, 18 лет, чем вы будете заниматься всю оставшуюся жизнь и ради чего трудиться не покладая рук в университетские годы.
Современные подростки большую часть времени проводят в школьной системе. Регламентированность жизни делает необходимость принятия якобы судьбоносного решения особенно трудным. Не помогает и невероятное общественное давление: в школе учителя стращают выпускными экзаменами, дома родители пугают вступительными. И лишь немногие взрослые догадываются поинтересоваться, что думает и чего хочет сам подросток, чье будущее стоит на кону. Подобное психологическое давление может привести к печальному итогу: к примеру, в Южной Корее считается, что перспективы есть лишь у выпускников трех самых престижных университетов страны. Поэтому местные подростки в стремлении поступить в нужный университет доводят себя до полного изнеможения и в школе, и на дополнительных курсах. Такая нагрузка в свою очередь приводит к беспрецедентному количеству суицидов среди молодежи.
Трезво взглянуть на свои желания и способности подросткам не позволяют зашкаливающие эмоции и обостренное восприятие мира. В противном случае любой 17-летний быстро бы осознал, что в его возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Именно подростки чаще всего бросают увлечения, которые были придуманы и навязаны им родителями еще в детстве. Отказываться от старого и искать новое — естественный процесс. Американские тинейджеры давно придумали способ пережить этот момент с умом: многие решают взять так называемый gap year после окончания школы, то есть перерыв между учебой, чтобы попутешествовать, поработать и вообще приглядеться к жизни вне привычной системы и лучше понять себя. Такой метод не обещает божественных откровений, зато помогает посмотреть на мир под новым углом.
Здоровье семьи – советы психолога
Понятие «гармоничная семья» включает в себя множество составляющих, и успех создания семьи напрямую зависит от линий развития внутрисемейных отношений: мужчина и женщина, родители и дети, ваша семья и родственники старшего возраста.
Взаимоотношения в семье, достижение гармонии
На наш взгляд проблемы семейной психологии стоят достаточно остро в современном обществе. Для создания счастливой семьи необходимо:
- понимать психологию мужчины и женщины в брачных отношениях;
- правильно оценивать мотивы создания семьи;
- знать, как предупредить ссору;
- научиться понимать и принимать границы личного пространства другого человека;
- иметь представления о мужской и женской сексуальности, степени удовлетворенности сексуальными отношениями, сексуальных предрассудках и мифах;
- уметь строить отношения на бытовом уровне и правильно расставлять приоритеты;
- учитывать влияние семей родителей супругов на отношения в новой семье;
- знать пути преодоления кризисов семьи (свадьба, общий дом, рождение первенца или общение с детьми от прошлых браков, особенности преодоления кризиса семьи 1,3, 7, 11, 17 лет, эффект «опустевшего гнезда»).
Мужчина и женщина
Ваш общий дом – это пространство любви, всё здесь должно быть направлено на развитие Ваших супружеских отношений, создавать удобство, комфорт и безопасность для появления и развития детей и для каждого члена Вашей семьи в отдельности. В основе всего лежит взаимопонимание и поддержка. Уютный дом, где можно отдохнуть и насладиться полноценными семейными взаимоотношениями даст Вам достаточно сил для завтрашнего дня, особенно если Вы живете в напряженном ритме!
Работа нужна и, конечно же, важна! Материальные блага по законам жизни необходимы для поддержания семьи, детей, счастливой старости их родителей. Работать нужно, можно, и даже много, однако важно не упустить из вида расстановку приоритетов. На сегодняшний день, очень много семей разрушается в погоне за большими деньгами, родители забывают о детях, о внуках, тем самым упуская важные моменты взросления и закладки всех ценностей и мотивов, которые будут руководить их детьми, внуками в будущей жизни.
Буфером, который воспринимает и амортизирует силу воздействия на человека и его семью различных жизненных потрясений является личное увлечение (хобби): домашние питомцы, спорт, друзья и множество других интереснейших составляющих нашей с Вами жизни. Однако, при упущении приоритетов семьи, или при неблагополучном развитии внутрисемейных отношений хобби способно заместить их, что в корне неверно! Вот самые распространенные ситуации при таком развитии событий:
- домашние животные, часто бывает, становятся важнее или наравне с детьми, что не приемлемо. В результате животным позволено соперничать с детьми;
- многие женщины поглощены дизайном собственного жилища или уходом за своим телом настолько, что это способно нанести ущерб их семье;
- друзья часто становятся свидетелями и участниками нашей семейной жизни, особенно в случаях конфликтов внутри семьи (обращение за советом, помощью). Однако у каждого из них есть своя жизнь, наполненная личными переживаниями, и забывать об этом неверно. Нужно уважать свое и чужое личное пространство;
- спорт, рыбалка, баня и другие виды отдыха – всё это приятно и необходимо, если налажен быт, в семье всё хорошо, и не происходит замещения одного другим.
Ребенок
Когда пара разобралась с собственными чувствами, устроила жизнь и захотела детей, как правило, дети рождаются во время, психологически и физически здоровы, так как у них крепкий тыл. Если же родился малыш до срока, то его реабилитация успешна. Важно любить и учитывать интересы всех детей в семье.
Развитие и воспитание здорового ребенка таит в себе немало трудностей, особенно когда молодая семья вынуждена жить вдали от своих близких родственников. Такая ситуация возникает из-за того, что преемственности и навыков формирования материнства у девочек, как у будущих мам не достаточно. Зачастую мамы занимаются самообразованием. Молодые родители оказываются безоружными в кризисные периоды для ребенка (3, 7, 11, 15 год жизни). Кроме того, многие из взрослых членов семьи не уделяют необходимого внимания детям и поглощены проблемами на работе настолько, что не остается ни сил, ни времени на собственного ребенка.
А иногда бывает так, что рождение ребенка – испытание на прочность для семьи, (например, рождение маловесного недоношенного или больного ребенка). Если приоритеты внутри семьи нарушены, то становится очень тяжело наладить грамотную реабилитацию малыша. В этой ситуации необходимо работать с семьей и если возможно, привлекать на конструктивную помощь бабушек и дедушек с обеих сторон. Проблема психологической неготовности родителей сразу конструктивно и с пониманием особенностей малыша включаться в реабилитацию очевидна. Очень много деструктивных эмоций: самообвинения, выяснений отношений, поиск виноватого, неверное представление об особенностях таких детей. Благоприятное время упущено, и в результате только к году жизни малыша семья начинает серьёзно понимать проблемы ребёнка, хотя ещё до года возможно разрешить многие ситуации со здоровьем. Часто семья видит выход из сложившегося положения – это рождение ещё одного уже здорового ребенка, когда все силы и эмоции членов семьи уходят к нему, а ребенок со сложностями в развитии попадает в условия, недостаточные для его полной реабилитации. Или наоборот старший, здоровый ребенок, воспринимается семьёй как взрослый, благополучный и полностью привлекается к заботе о малыше, и его интересы отходят на второй план. Поэтому необходимы различные аспекты психологической поддержки семьи, где родился такой малыш.
Чуткое отношение клинического психолога и педиатра к трудностям конкретной семьи позволяет вовремя поддержать и правильно сориентировать молодых родителей в самый благоприятный момент и создать развивающую среду для Вашего ребенка.
Ваша семья и родственники старшего возраста
Родители (бабушки и дедушки) одинаково любимы и нужны. Задача пары принимать решения самостоятельно и стараться договариваться с родителями и не позволять влиять негативным образом на свою семью и детей. При гармоничном развитии семьи, родители – первые помощники. Ведь имея знания и опыт, они могут помочь в любой сложный период для молодой семьи.
Институт семьи на сегодняшний день находится на стадии трансформации и связь со старшим поколением постепенно утрачивается, молодая семья часто вынуждена жить и зарабатывать вдали от своих близких родственников. Отмечается стойкая тенденция к снижению числа детей в семье. Рождается один или два ребёнка, преемственности и навыков формирования материнства у девочек, как у будущих мам не достаточно. Опыт помощи родителям в воспитании младших братьев и сестер зачастую у молодых женщин отсутствует.
К тому же, средняя продолжительность жизни увеличивается, но вместе с тем, возрастает количество стрессов и факторов риска развития заболеваний (например, сосудистые проблемы встречаются у каждого 10 человека пенсионного возраста). С возрастом состояние пожилых людей характеризуется снижением умственной деятельности, инертностью психических процессов, зачастую эмоциональной лабильностью, плаксивостью, дисфорией. Важно, что социальная адаптация пожилых людей представляет собой одну из проблем современного российского общества с его неустойчивым политическим и социально-экономическим положением, реформированием системы здравоохранения, социального обслуживания, пенсионного обеспечения. Все эти факторы оказывают существенное влияние на психологический статус пожилых людей, их мировоззрение, социальную адаптацию в современных условиях. Внимательное отношение к своим пожилым родителям – один из секретов семейного благополучия. А с возникающими проблемами вашим родственникам старшего возраста поможет справиться психолог.
Наши специалисты в области семейной психологии помогут преодолеть любые трудности вашей семье и подскажут правильные пути к развитию гармоничных семейных отношений!
Указанная информация носит ознакомительный характер. Если у вас возникли проблемы со здоровьем, прежде всего, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ КРИЗИСА «ОПУСТЕВШЕГО ГНЕЗДА»
Полный текст:
- Аннотация
- Об авторе
- Список литературы
- Cited By
Аннотация
Представлены результаты исследования переживания кризиса «опустевшего гнезда» у мужчин и женщин. Выявлены взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и характеристик семейных отношений и смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин, переживающих кризис «опустевшего гнезда». Изучены уровни субъективного ощущения одиночества отдельно в группе мужей и жен. Выделены значимые различия в переживании кризиса «опустевшего гнезда» в зависимости от образования и совместного проживания отдельно от детей. Даны психологические рекомендации по профилактике дезадаптации родителей в ситуации «опустевшего гнезда».
Ключевые слова
Об авторе
Козырева Валентина Валерьевна — канд. психол. наук
Список литературы
1. Варга, А. Я. Системная психотерапия супружеских пар / А. Я. Варга. – М.: Когито-Центр, 2017. – 340 с.
2. Гаврилина, Л. К. Кризисы взрослой жизни: моменты роста / Л. К. Гаврилина, В. М. Бызова. – СПб.: Речь, 2010. – 220 с.
3. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
4. Малер, М. С. И др. Психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуация / М. С. Малер, Ф. Пайн, А. Бергман. – М.: Когито-Центр, 2011. – 411 с.
5. Овсяник, О. А. Социально-психологическое сопровождение адаптации женщин в период ухода взрослых детей из семьи («эффект пустого гнезда») / О. А. Овсяник // Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / Отв. ред. В. А. Кольцова. – М.: ИП РАН, 2013. – С. 945-947.
6. Олифирович, Н. И. и др. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. – СПб: Речь, 2008. – 357 с.
7. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. — СПб.: Ювента, 1999. – 283 с.
8. Холлис, Дж. Обретение смысла во второй половине жизни: как наконец стать по-настоящему взрослым / Дж. Холлис. – М.: Когито-Центр, 2012. – 330 с.
9. Цуканов, Б. И. Качество «внутренних часов» и проблема интеллекта // Психологический журнал. – 1991. – Т. 12. – № 3. – С. 38-44.
Для цитирования:
Козырева В.В. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ КРИЗИСА «ОПУСТЕВШЕГО ГНЕЗДА». Вестник университета. 2019;(4):173-180. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-4-173-180
For citation:
Kozyreva V.V. SOCIO-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF EXPERIENCE BY MEN AND WOMEN OF CRISIS OF THE «EMPTY NEST». Vestnik Universiteta. 2019;(4):173-180. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-4-173-180
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.