Gorod-kids.ru

Мама и я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребенка говорить букву р инструкция от логопеда

Как научить ребенка говорить Р: советы логопеда

Как научить ребенка говорить Р? Этот вопрос терзает каждую маму, которая слышит от своего малыша картавое «лыба» вместо четкого «рыба». Именно звук Р занимает лидирующие позиции среди нарушений устной речи.

gorod-druzey.ru

По негласной статистике слово «логопед» у большинства родителей ассоциируется с неправильным произношением звука Р, и это правомерно. Если, несмотря на усилия родственников, к пяти годам долгожданное «рычание» не появилось, пора браться за дело серьезно.

Но прежде чем бить тревогу, разберемся, как научить детей говорить букву Р самостоятельно.

Чтобы не смущать ребенка терминологией, которой ему хватит с лихвой в школе, можно пока остановиться на более привычном для малышей слове «буква Р». Хотя вы же точно знаете, что букву мы видим и пишем, а звук — слышим и говорим.

Почему дети неправильно выговаривают Р?

  • Обратите внимание на речь людей, с которыми контактирует ваш ребенок.

Возможно, малыш подражает неправильному произношению.

  • Укороченная уздечка или подъязычная связка.

Если вы не связаны с медициной, обратитесь за консультацией к специалистам, которые подскажут методы коррекции.


tonguetie.net

В несложных случаях уздечку можно растянуть при помощи артикуляционных упражнений. Процесс трудоемкий и длительный. Возможно, вам порекомендуют подрезать укороченную связку. Процедура неприятная, но безопасная.

  • Наличие аденоидов и другие физиологические проблемы.
  • Нарушения со стороны фонематического слуха.

Возможно, малыш просто не дифференцирует злосчастный звук среди других. Поиграйте в игру: «Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь Р».

Как научить ребенка говорить Р: усердно тренируемся

Ваша первостепенная задача — помочь малышу укрепить мышцы языка. Для этого существует комплекс упражнений.

В основу занятия можно положить сказку о Веселом Язычке. Рот – это домик, твердое небо – потолок.

Если вопрос «Как научить ребенка говорить Р?» стоит в вашей семье остро, приступайте к тренировкам, запомнив несколько простых правил.

  • Ваш девиз – терпение.

Если родительская настойчивость сопровождается нервно дергающимся глазом и пунцовыми щеками, отложите занятия. Не стоит винить малыша в том, что он не с первого раза демонстрирует чудеса артикуляционной акробатики.

vggu.ru

  • Не забывайте, что ведущая деятельность дошкольников – игра.

Занятия проводите перед большим зеркалом. Так малыш сможет контролировать свои движения.

  • Только систематические тренировки гарантируют результат.

Поэтому рекомендуем вам придерживаться домашнего расписания.

Как научить детей говорить букву Р: логопедические упражнения


simptomyinfo.ru

Упражнения для укрепления мышц языка

1. «Скачем на лошадке»
Попросите малыша «поскакать» как лошадка. Дети с удовольствием выполняют это веселое задание.
Важно: губы улыбаются, при этом двигается только язык, нижняя челюсть статична.

2. «Белим потолок»
Предложите ребенку «побелить потолок» кончиком языка (движения напоминают рисование кисточкой – «вперед – назад»). Губы при этом растянуты в улыбке.

3. «Грибок»
Чтобы выполнить это достаточно сложное упражнение, нужно прижать распластанный язык к твердому небу и открыть рот широко. Боковые края плотно прилегают к верхним зубам. При этом в зеркале можно увидеть, что вся мудреная конструкция напоминает грибок.

4. «Гармошка»
Если вы успешно справились с предыдущим заданием, это покажется вам сущим пустяком. Исходное положение – «Грибок». Ребенок открывает и закрывает рот, имитируя игру на гармошке.

5. «Фокус»
Рот приоткрыт в улыбке. Широкий распластанный язык положить на верхнюю губу, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. Посередине должен получиться желобок. Необходимо сдуть ватку, расположенную на носу. Следите, чтобы нижняя челюсть при этом не двигалась.

6. «Забиваем гвозди»
Рот приоткрыт в улыбке. Предложите малышу кончиком языка «постучать» по основанию передних зубов. Забили 10 гвоздей? Для начала достаточно.

7. «Автомат»
Упражнение предполагает многократное произношение звука Д. При этом язык должен упираться в альвеолы, расположенные за верхними резцами.

Упражнения на формирование силы выдоха

1. «Чемпион»
Необходимо с помощью воздушной струи загнать ватный шарик в импровизированные футбольные ворота. Важно: губы вытянуты трубочкой, щеки не надуваются.

2. «Задуй свечку», «Высуши белье»
Попросите малыша задуть свечку, подуть на «мокрое белье». Уверены, ваша фантазия подскажет вам еще парочку-другую подобных упражнений.

Как научить детей правильно говорить букву Р?

  • По подражанию.

Если ваше чадо, тщательно следуя вашим инструкциям в сочетании с показом, начнет активно «рычать», смело записывайте себя в разряд счастливчиков. Продемонстрируйте положение языка, обратите внимание на его вибрацию, поднесите руку ребенка к своему рту, чтобы он оценил силу воздушной струи. Удачно?

  • Выполняя упражнение «Автомат», малыш должен сделать активный выдох и при этом попытаться вызвать вибрацию «д-д-д-р-р».
  • Попробуйте научить ребенка правильно произносить Р лежа.

Почему в горизонтальном положении? Так язык естественным образом поднимается к небу.
Далее вам понадобится обычная соска, которую необходимо надеть на палец. Малыш протяжно произносит букву Д, а вы в это время водите пальцем под языком. Таким образом создается вибрация.
Не расстраивайтесь, если с первого раза вы не услышите долгожданное «рычание». Нужно приспособиться. Обратите внимание на правильно положение языка и силу воздушной струи.

  • Рот широко открыт, язык находится в необходимом положении. Взрослый прижимает боковые края языка большими пальцами, а ребенок в это время делает мощный выдох.

Закрепляем букву Р в речи

Идем от простого к сложному.

  • Для начала предлагайте малышу повторять слоги.
  • Постепенно переходите к словам с буквой Р.
  • Закрепляйте правильное произношение Р в предложениях и стихах.

ВАЖНО! Если в связной речи малыш забывает правильно выговаривать долгожданную букву, обязательно его исправляйте. Не забывайте хвалить и поощрять маленького труженика за успехи. Уверены, что систематические и упорные занятия принесут свои плоды.

Теперь вы знаете, как научить детей правильно говорить букву Р! Ждем ваших рассказов в комментариях, делитесь опытом.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Постановка звука “Р”. Упражнения и другие хитрости логопеда

Про звук «Р»

Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» – это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.

Однако, очень важный момент! Бывает так, что звук «Р» у ребенка есть, но он ненормативный, т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и пр.). В этом случае, обращаться к логопеду, возможно, нужно раньше. Т.е. если некорректный звук появился в 4 года, не следует ждать 5,5 лет, поскольку такое неверное произношение еще больше закрепится в речи и исправлять его со временем будет только сложнее. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр.), а именно о некорректном произнесении.

Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.

Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.

  • «Лошадка» – щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Качели» – открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
  • «Футбол» – рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
  • «Индюк» или по-другому – «болтушка» – широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.
Читать еще:  Особенности проведения ЭЭГ головного мозга ребенку

Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.

Постановка от звука «Д»

Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т.е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.

Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.

ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.

Постановка от звука «Ж»

Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.

Постановка от звука «С»

Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.

Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж – закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.

И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.

Еще хочу посоветовать книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова. Это отличное практическое руководство по звукопостановке, с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов.

Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.

Специально для Hipsta Mama.

Как научить ребёнка выговаривать звук «Р»

«Р» — самый сложный по артикуляции звук русского языка. В ряде языков мира этого звука нет совсем или имеются другие «варианты» его произнесения: в немецком и французском «р» гортанное, в английском произносится без вибрации, а в китайском такого звука нет вообще, и при заимствовании иностранных слов китайцы меняют его на «л». Кстати, в японском языке с точностью до наоборот – есть «р», но нет «л».

В связи с этим детские воспоминания многих из нас связаны с трудностью обучения этому звуку. Немало из нас не могли говорить букву «р» ещё в младших классах школы, а иные не могут до сих пор. Специалистами разрабатываются целые методики по обучению детей звуку «р».

В каком возрасте следует начинать учиться?

Не стоит торопиться: нормально развитый ребёнок может учиться выговаривать букву «р» до пяти лет. Если к этому возрасту у него ничего не получилось, то с шестилетнего возраста его следует вести к логопеду.

Пытаясь научить ребёнка выговаривать этот звук самостоятельно, нельзя ругать его, наказывать, бить по губам и так далее. Даже если у него не получается, нужно его утешать и ободрять. С первого раза, даже с десятого, редко кто из детей способен одолеть этот сложный звук.

С какими трудностями сталкивается ребёнок при произнесении буквы «Р»?

  1. Часто он произносит букву «л» вместо «р». Эта буква в особом изучении не нуждается. В очень раннем возрасте (2 – 3 года) это характерно практически для всех детей и поэтому считается нормальным.
  2. Малыш уже умеет выговаривать букву «р», но произносит её не во всех словах, где есть эта буква. Это значит, что ребёнку всё ещё требуются усилия для произнесения нужного звука.
  3. В словах с этой буквой ребёнок ставит ударение не на тех слогах.
  4. Буква «р» у него получается гортанной. Такой звук произнести куда проще, чем необходимый. Во французской семье этого было бы достаточно, но вот в русской — вряд ли, так что приходится продолжать тренировку.

Как обучить ребёнка произносить нужный звук

Что могут сделать родители, не прибегая к помощи специалиста? Прежде всего нужно рассказать ребёнку, что он должен чувствовать, когда произносит звук «р»: главное – ощутить вибрацию. Объясните, как нужно располагать язык во рту, куда он должен упираться при произнесении. После этого можно переходить к практике. Подберите слова, содержащие эту букву, и проговаривайте их вместе с ребёнком, выделяя её особо. Можно произносить и разнообразные звуки: как рычит тигр («р-р-р!»), как стреляет пистолет («тррра-та-та!») и так далее. После отдельных слов и звуков можно перейти к стихам и скороговоркам. Важно, чтобы ребёнок как можно больше разговаривал; выучиться нужному звуку можно только с помощью постоянной речевой практики.

При этом необходимо проверять, всё ли правильно делает ребёнок. Обратите внимание на то, как он располагает губы. Если вибрация языком упорно не выходит, можно слегка подёргать уздечку его языка.

Упражнения для развития артикуляции

Существуют простые упражнения, которые помогут ребёнку выучить букву «р», а также развить двигательные способности языка в целом.

  1. В первом упражнении необходимо коснуться языком бугорков над верхними зубами (альвеол). Данное упражнение направлено на растяжку подъязычных связок. Язык должен лежать на бугорках не менее двадцати секунд.
  2. Второе упражнение заключается в покусывании кончика языка. В это время ребёнок должен широко улыбаться. Упражнение возбуждает мышцы языка.
  3. Третье упражнение подводит ребёнка к правильному произнесению нужного звука. Он должен широко открыть рот и произнести букву «д», касаясь языком не передних зубов, а альвеол. Этот звук он должен произнести несколько раз подряд. Можно постепенно увеличивать скорость его произнесения.
Читать еще:  Что делать, если ребенок упал с кровати

Для ещё одного необычного упражнения следует нарезать очень маленькие кусочки бумаги. Один кусочек кладётся на кончик языка сверху, а затем ребёнку предлагается сдуть или выплюнуть его, для чего кончик языка надо прижать к альвеолам и с силой выдохнуть через рот. Язык при этом произведёт вибрацию, другими словами, ребёнок непроизвольно произнесёт звук «р». Повторив это упражнение несколько раз, можно добиться того, что малыш поймёт, что от него требуется, и станет произносить этот звук постоянно – уже без бумажки на языке.

Многие дети с помощью этих упражнений успешно осваивают букву «р», так что визит к логопеду не требуется вовсе.

Постановка и автоматизация звука Р

Звуки [Р] и [Л] в речевых нормативах стоят особняком, их закрепление в детской речи допускается к 5–6 годам, в то время как все остальные звуки ребенок должен четко проговаривать уже в 4,5 года. Послабление обусловлено сложностью звука, для его освоения требуются определенные физические данные и достаточно развитый речевой аппарат. Автоматизация звука [Р] в слогах и словах вызывает трудности у детей из-за проблем с фонематическим слухом и неправильного речевого дыхания, однако в большинстве случаев причина кроется в неподготовленности речевого аппарата и слабости лицевых мышц.

Дифференциация звуков Р и РЬ, распространенные дефекты произношения

  • Звук [Р] – язычно-альвеолярный дрожащий твердый согласный звук.
  • Звук [РЬ] – дрожащий мягкий согласный звук, отличается от [Р] приподнятым положением спинки языка и смещением кончика языка от альвеол вперед к верхним резцам.

Чтобы научиться правильно произносить звук [Р], рот должен быть приоткрыт, зубы не сомкнуты. Кончик языка широкий и напряженный, поднят к альвеолам (бугорки за передними зубами). Края языка прижаты к верхним коренным зубам, спинка приподнята. Сильная струя воздуха проходит через рот и вызывает колебания кончика языка.

Нарушение правильного произношения звуков [Р] и [РЬ] обозначается словом «ротацизм» (от греческой буквы «ро»). Различают 12 основных видов ротацизма:

Пропуск звука. Это просто отсутствие звука в нужном месте: «ека» вместо «река», «кот» вместо «крот» и т. п.

Увулярный или горловое произношение. Не считается искажением для некоторых языков со специфическим [Р], например, для французского. Звук образуется глубоко в горле при вибрации мягкого язычка, напоминает рокот.

Велярный, ранее известный как картавость. Поток воздуха вызывает вибрацию неба из-за неправильного положения корня языка.

Боковой. Из-за вибрации боковой части языка образуется некий средний звук между [Р] и [ЛЬ]. Часто встречается при врожденных дефектах полости рта.

Интердентальный. При образовании звука язык находится между зубами.

Назальный. Звук образуется в глотке при помощи задней части неба.

Щечный. В звукообразовании участвуют щеки и боковые части языка.

Билабиальный (он же кучерный или губной). Звук образуется вибрацией губ при прохождении через них потока воздуха. Напоминает окрик наездника, чтобы остановить лошадь (тпррру).

Проторный (одноударный). Отсутствие вибрации кончика языка при правильной артикуляции, или же язык вибрирует всего один раз. Звук получается коротким, похожим на [д], не получается «рычать».

Гортанный. Звук образуется в горле голосовыми связками.

Носовой. Воздух идет через нос, получается хриплый гнусавый звук.

Фарингальный. В звукообразовании участвует задняя стенка глотки и корень языка. Получается хриплый звук.

Параротацизмом называется подмена звука [Р] другим звуком. Например, [Л] – «лыба» вместо «рыба»; [Г] – «здгавствуй» вместо «здравствуй» и т. п.

Как научить ребенка выговаривать букву Р своими силами

Если вы твердо решили отказаться от занятий с логопедом и самостоятельно научиться выговаривать букву Р в домашних условиях, вам все равно необходима минимум одна консультация. Только квалифицированный врач сможет точно определить причину возникающих трудностей и дать соответствующие рекомендации. Если проблема заключается в анатомических особенностях полости рта, для ее решения будет мало обычного набора упражнений. В некоторых случаях может понадобиться даже хирургическое вмешательство. О подобных вещах лучше узнать сразу, это поможет сэкономить время и не навредить здоровью.

ВАЖНО! Обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем начинать занятия!

Приступая к постановке звука [Р], избегайте распространенной ошибки родителей: не заставляйте ребенка правильно произносить звук сразу в словах и предложениях. Автоматизацией звука [Р] в речи следует заниматься отдельно, после того, как ребенок освоил его автономное воспроизведение. Даже научившись правильно «рычать», ребенок не сможет использовать только что освоенный звук в беглой речи первое время. Для этого необходимо выработать мышечную память, которая позволит правильно артикулировать звук без сознательных усилий, автоматически. Мышечная память вырабатывается, когда выполняется постановка звука [Р] поэтапно, многократным повторением правильной артикуляции, которую сначала нужно поставить и только потом закреплять.

ВАЖНО! Начните занятия с автономной постановки звука. Автоматизация звука [Р] в стихах и скороговорках, в речи станет возможной только тогда, когда ребенок научится правильно его произносить отдельно от слов и предложений.

Лучше и легче всего научить ребенка выговаривать [Р] от другого звука, который уже ему дается. Рассмотрим логопедические упражнения на звук [Р] со звуками [Д], [Ж] и [С].

От звука [Д]

Попросите ребенка звонко и без остановки произносить звук [Д]. Кончик языка при этом должен быть сильно прижат к альвеолам: [ДДДД]. От силы нажатия на кончике языка возникнет вибрация, и вы услышите что-то вроде [ДДДРР]. Этот звук закрепляем и начинаем отрабатывать слоги с гласными: дро, дру, дра, дры. После чего переходим на слова: дрова, друг, дракон, дрына и т. д. Меняем [Д] на [Т]: тро, тру, тра, тры, тротуар, трусишка, трава и т. д. Если все получается хорошо, пробуем отключать вспомогательный звук.

От звука [Ж]

Если с [Ж] у ребенка нет никаких проблем, можно попробовать перевести этот звук в [Р] при помощи незамысловатого упражнения. Попросите ребенка тщательно и долго произносить [Ж], при этом отодвигая язык глубже в рот. Как только язык будет отодвинут достаточно глубоко, вы услышите короткий звук [Р]. Повторяйте это упражнение для закрепления звука. Когда звук будет закреплен, переходите к произношению слогов, а затем – слов.

От звука [С]

Это очень необычный способ извлечения звука [Р], который производится на вдохе, а не на выдохе, как другие упражнения и вся наша речь в целом. Очень важно, чтобы ребенок умел свободно и правильно проговаривать [С], иначе в упражнении не будет смысла. Попросите ребенка произносить долгий звук [ССС], затем сделать вдох ртом, прижав язык к альвеолам. В результате получится короткий [Р], который можно повторить на выдохе. Это и есть искомый звук, с которым можно работать по уже знакомой схеме (слоги, слова и т. д.).

Артикуляционная гимнастика в простых упражнениях

Самая распространенная причина трудностей при постановке звука [Р] – малоподвижный артикуляционный аппарат, то есть слабость лицевых мышц и органов речи. Артикуляционная гимнастика – прекрасный способ преодолеть эти трудности. Рекомендуется заниматься ею с ребенком каждый день и использовать в качестве разминки перед занятиями по постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика для звука [Р] – это по сути простое гримасничанье и кривлянье. Ребенку предстоит высовывать язык, корчить рожицы, издавать смешные звуки и прочее подобное. Превратить такую гимнастику в веселую, увлекательную игру не составит труда, любой ребенок очень быстро полюбит эти занятия.

ВАЖНО! Не пренебрегайте игровой составляющей занятия! Увлеченный и заинтересованный ребенок будет выполнять все упражнения активнее и старательнее, чем скучающий и недовольный.

Кисточка. Ребенок широко улыбается и приоткрывает рот. Затем, словно малярной кистью, начинает гладить небо от верхних зубов как можно глубже в горло. Повторить 10–15 раз.

Маятник. Улыбаясь, ребенок высовывает язык и водит им из стороны в сторону, от одного угла губ к другому. Повторить 10–15 раз.

Гармошка. Ребенок улыбается, приоткрывает рот и прижимает язык к верхнему небу. После чего открывает рот как можно шире, не отрывая язык от неба. Закрывает рот и открывает снова. Повторить 15–20 раз.

Зубная щетка. Ребенок улыбается, приоткрывает рот и проводит языком по верхним зубам с внутренней стороны слева направо, 10–15 раз. После чего ребенок упирается языком в каждый передний зуб поочередно, не меняя исходного положения.

Читать еще:  Купить гознаковский диплом в Москве

Речевой материал в стихах и скороговорках

Данный речевой материал для автоматизации звука [Р] и [РЬ] также предназначен для их дифференциации и закрепления в речи ребенка. Использовать его следует на последнем этапе занятий, когда звук поставлен сначала автономно, потом в слогах, словах и простых предложениях. Стихи рекомендуется громко и с выражением декламировать вслух и учить наизусть.

Как научить ребенка выговаривать звук «Р»

Автор статьи: Наталья Соколова (учитель-логопед).

Ситуации «Мой ребенок не выговаривает звук «Р» является весьма распространенной. Как практикующий логопед попробую ответить на все вопросы, которые неизбежно возникают у родителей.

С какого возраста ребенок должен выговаривать звук «Р»?

Почему ребенок не выговаривает звук «Р»?

Как научить ребенка говорить звук «Р»?

Попросите ребенка улыбнуться, упереть язычок в верхние зубы и сильно постучать язычком по твердому небу (бугорки за передними зубами), четко и быстро выговаривая Д-Д-Д-Д. Затем поставьте палец, зубную щетку или зонд под язык. В то время как ребенок произносит Д-Д-Д-Д, Вы с помощью инструмента совершаете быстрые движения влево — вправо. Создаете искусственную вибрацию языка. Звук «Д», преобразуется в «Р». СОВЕТ: многим детям легче выполнять данное упражнение, лежа и полулежа, чтобы голова была немного откинута назад. При таком положении легче удерживать язык в нужном положении.

Подробную пошаговую инструкцию вызывания звука «Р» можно посмотреть на видео:

Звук появился, ура! Обратите внимание ребенка на полученный звук, похвалите его и стимулируйте повторять теперь только так. Теперь Вы можете сказать ребенку, что он научился произносить звук «Р». Помните, что при устной речи «Р» не буква, а звук. Так как буквы пишут, а выговаривают звуки.

Следующая важная задача после постановки – введение звука в речь ребенка. Вводить звук следует регулярно на постепенно усложняющемся речевом материале. Начните со слогов, затем переходите к словам, словосочетаниям, предложениям и, наконец, к текстам.

Речевой материал легче не придумывать самим, а брать из пособий.

ВАЖНО: Занимаясь, заставляйте произносить ребенка звук «Р» утрировано: «РРРакета» Это следует делать до тех пор, пока звук «Р» крепко не войдет в речь ребенка.

Что делать, если ребенок не выговаривает звук «Рь»?

Если в речи ребенка отсутствует и твердый и мягкий звук, то начинать постановку следует с твердого звука «Р». Когда твердый звук будет поставлен и закреплен в речи, переходите к мягкому «Рь». Этот звук поставить намного легче. Скажите ребенку, у звука «Р» есть младший братик «Рь». Это звук очень мягкий и нежный звук. Произнесите звук и попросите ребенка повторить. Если ребенок умеет произносить «Р», то мягкий «Рь» трудностей не вызовет. Для закрепления звука «Рь» можно использовать логопедическое лото «Говори правильно», звук Р’.

ВАЖНО: Если раньше ребенок заменял звук «Р» на «Л», то после того, как ребенок хорошо научиться произносить звук «Р», поупражняйтесь в произнесение слов и предложений, где эти два звука стоят рядом. Безошибочное произнесение «Карл у Клары украл кораллы» — показатель того, то вы все сделали правильно!

Ребенок не выговаривает звук Р — советы логопеда «Диал-Дент»

Логопед «Диал-Дент» Т. Б. Цукор делится своим опытом по постановке и автоматизации звука Р.

Постановка звука Р у ребенка — одно из самых частых пожеланий родителей дошкольников на консультации у логопеда. Хотя, если объективно, помимо фонемы Р, у ребёнка может быть нарушен ещё ряд звуков, но родители часто этого не замечают. В этом нет ничего удивительного. Дело в том, что Р — очень яркий энергичный звук, и его отсутствие в речи или замена на звуки Л, Ль, В, Г, Д, Й, горловые Р и Рь и даже Н очень заметны. Первое, что интересует логопеда — это возраст ребёнка. Важно понимать, что звук Р в речи ребенка появляется не сразу и формируется к 5 годам. Учить ребенка выговаривать звук Р, например, в 3 года, нет никакой необходимости! Зачастую попытка родителей «вызвать» у ребёнка данный звук заканчивается формированием у малыша горлового звука Р, от которого потом очень сложно избавиться. Дело в том, что мышцы языка ещё не готовы к произношению Р или Рь, а родители, желая добиться у ребёнка чистой речи, просят его то и дело: «Скажи рыба, скажи рот, скажи руки», и ребёнок пытается фонетически подстроится под звучание взрослого. Наиболее похожим и простым оказывается горловой звук Р. Поэтому, не торопите события, но и не теряйте бдительности, поскольку не только возраст ребёнка может стать причиной отсутствия или нарушения звука Р.

Постановка звука Р

Причин неправильного произношения звука Р достаточно много. И желательно их исключить до наступления возрастной готовности к произношению звука Р, то есть до 5 лет. Правильнее всего обратиться к логопеду на консультацию, когда ребенку исполнится 5 лет. Иногда к логопеду может направить детский стоматолог, если заметит какие-то отклонения во время осмотра. Самое лучшее время для начала посещения стоматолога 3-4 года, до появления явных стоматологических проблем. Но вернемся к консультации логопеда.

На консультации логопед обследует общую подвижность языка, особенности строения артикуляционного аппарата (губы, щеки, небо, уздечка языка), отмечает тип глотания, поскольку он влияет на формирование прикуса, изучает особенности звукопроизношения и состояния речи, фиксирует тип дыхания (носовой, ротовой, ротоносовой), отмечает положение языка. Занятия, которые логопед разрабатывает индивидуально для каждого ребенка учитывая причину нарушения произношения, направлены на постановку и автоматизацию звука Р.

В клинике «Диал-Дент» применяется комплексный подход. Если логопед (или детский стоматолог, или ортодонт) выявят какую-то из ниженазванных причин, то вы можете пройти необходимое лечение у нас в клинике.

Возможные причины того, что ребёнок в 5 лет не выговаривает букву Р и пути решения, которые предлагают специалисты «Диал-Дент»:

  • укорочённая уздечка языка (подрезание уздечки языка выполняется в «Диал-Дент» и хирургическими методами, и щадящими бескровными методиками с помощью лазера);
  • гипотонус (сниженный тонус, вялость) или гипертонус (перенапряжение) мышц языка (логопед «Диал-Дент» выполняет курс массажа языка, назначает индивидуально подобранные упражнения для нормализации тонуса мышц языка);
  • малоподвижный массивный неповоротливый язык (логопед «Диал-Дент» выполняет массаж языка, назначает артикуляционную гимнастику для развития гибкости и подвижности языка);
  • парезы (снижение силы мышц) языка (консультация у невролога «Диал-Дент» для определения причин нарушения);
  • увеличенные миндалины (лечение лор-заболеваний у детского ЛОРа, дыхательная гимнастика у логопеда);
  • высокое нёбо, расщелины нёба (содействие в лечении, наблюдение, направление при необходимости в стационар для устранения проблемы хирургическим путем, упражнения для восстановления после операции);
  • нарушение фонематического слуха, т.е. различение звуков по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, различению гласных и близких по месту и способу образования согласных (курс занятий с логопедом).

Гимнастика для постановки звука Р

Одним из способов развить подвижность языка, придать ему силу, гибкость, улучшить переключаемость, является артикуляционная гимнастика. Стоит заметить, что улучшение подвижностям языка благотворного влияет не только на звукопроизношение, но и на ортодонтическую ситуацию, а также является профилактической мерой для предотвращения частого возникновения кариеса, т.к. «застойные» явления во рту способствуют развитию микробной флоры, вызывающей кариес.

В видеоролике, представленном ниже, логопед Т.Б. Цукор подробно показывает все упражнения, необходимые для постановки звука Р в медленном темпе и дает комментарии по длительности их выполнения.

  1. Упражнения «Моржики», «Лопаточка», необходимы для расслабления языка.
  2. Упражнения «Вкусное варенье», «Барабан», «Лошадка» и «Парус» тренируют мышцы языка, готовят их к правильному произношению звука Р.
  3. Упражнения «Чистим зубки», «Футбол» выполняются для улучшения гибкости и подвижности языка.
  4. Упражнение «Фокус» выполняется для выработки сильной направленной воздушной струи, необходимой для звука Р.
  5. Упражнение «Моторчик» является финальным шагом к постановке звука Р.

Для автоматизации звука Р необходимо выполнять задания и упражнения достаточно длительное время. Особенно, если ребенку необходима пластика уздечки или лечение ЛОР-органов и восстановление носового дыхания.

Если после просмотра видео остались вопросы — записывайтесь на консультацию к логопеду по телефону: +7 (499) 110 18 04 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook .

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector