Gorod-kids.ru

Мама и я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учим ребенка правильно кушать ложкой самостоятельно в 1 год

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно?

Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша. С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.

Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно. И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью. Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?

Выбираем правильные столовые приборы

Очень важно правильно выбрать столовые приборы для ребенка, чтобы ему было удобно кушать из них. Для малышей больше подходят ложки:

  1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, — обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
  2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
  3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
  4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
  2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
  3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
  4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.

Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.

Типичные ошибки родителей

«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка. Всегда давайте ему возможность закончить трапезу самостоятельно, как бы долго это не длилось. В конце концов, усаживайте кроху за стол раньше положенного времени, и тогда вы точно успеете туда, куда торопитесь. Но помните, докармливание – это табу», — делится Евгений Олегович.

Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

  1. Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
  2. Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
  3. Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу — научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
  4. Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
  5. Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
  6. Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
  7. Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.

Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

Несколько советов, как научить кроху кушать ложкой

Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:

  1. Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
  2. Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
  3. Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
  4. Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
  5. Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
  6. Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
  7. Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
  8. Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
  9. Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
  10. Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.

Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.

Как научить ребенка есть ложкой? Каким еще первым навыкам самообслуживания учить малыша?

Как правило, родителям всегда хочется, чтобы их ребенок как можно раньше стал самостоятельным. Чтобы сам кушал, сам засыпал, сам играл и убирал за собой. Приучая ребенка к первичным навыкам самообслуживания, да и к самостоятельности в принципе, конечно, очень важно не упустить подходящее время, но одновременно с этим нельзя и торопиться, слишком настаивать, чтобы не вызвать обратного эффекта. Как найти эту тонкую грань? К каким навыкам самообслуживания стоит приучать малыша в самом раннем возрасте (уже начиная с 9-12 месяцев) и как это делать? Как научить ребенка есть ложкой? Обо всем этом вы прочитаете в этой статье.

Не буду долго рассуждать, сразу начну с самого главного. Прежде чем обучать малыша первичным навыкам самообслуживания, вот что обязательно нужно запомнить:

Если вы будете бояться испачканной или облитой одежды, раздражаться, видя, как долго и неуклюже малыш что-то делает сам, не будете давать ребенку возможности проявить собственные умения, делая все за него, вы не сможете научить его самостоятельно заботиться о себе. Либо сделаете это, но с большими трудовыми и эмоциональными затратами.

1. Учимся самостоятельно есть ложкой

Ближе к году, когда у крохи появится стремление к орудийным действиям (копать песок совочком, например) можно предлагать ему самостоятельно есть ложкой пюре (не суп!). Очень важно не упустить то время, когда ребенок проявляет интерес к этому процессу. Некоторые малыши сами начинают отбирать у мамы ложку. Кому-то нужно будет предложить. Но ни в коем случае нельзя заставлять ребенка или ругать его за отсутствие стремления к самостоятельности. Быть может он еще не готов к тому, чтобы кушать без помощи мамы. Действуя слишком настойчиво, вы можете отбить у крохи какое-либо желание.

Советы по обучению малыша самостоятельному приему пищи:

  • Подставляйте стул ребенка к общему столу и ешьте вместе с ним. Ребенок будет пытаться повторять за вами и есть самостоятельно.
  • Поначалу нужно будет немного подправлять ложку в руках малыша, чтобы он держал ее правильно. Если ребенок не против, можно держа его за руку, направлять ложку ко рту, регулируя момент переворота ложки (именно несвоевременный переворот ложки – одна из самых распространенных причин неудач малыша).
  • Можно использовать специальную изогнутую детскую ложку ( Ozon , My-shop ), которая сейчас имеется в продаже. Такой ложкой малышу легче попасть в рот.
Читать еще:  Как сшить слинг своими руками

  • Если малыш, съев несколько ложек каши, потерял интерес, не настаивайте на том, чтобы он закончил начатое, просто докормите его. Даже несколько ложек, съеденные самостоятельно, — уже хорошо. Постепенно их количество будет увеличиваться.
  • Можно использовать такой метод: одну ложку давать в руки ребенка для его собственных попыток, другой ложкой потихоньку кормить его.
  • И главное: не бойтесь, что своими неумелыми действиями малыш перепачкает все вокруг. Не так много времени займет протереть за малышом стол и сменить одежду. А вот пытаясь все сделать за кроху, вы рискуете подавить его интерес к самостоятельному приему пищи.

Конечно, ваш успех во многом будет зависеть от отношения ребенка к еде в принципе. Есть дети, которых с самого первого дня прикорма приходилось уговаривать на каждую ложечку. А есть такие, для которых прием пищи – настоящий праздник. С первыми, конечно, придется потяжелее. И тут вновь важно не слишком давить на малыша, если он до сих пор не проявил интерес к ложке.

2. Учимся пить из кружки

Этот навык должен быть одним из первых на пути приучения к самостоятельности. Почаще отказывайтесь от поильника/бутылочки в пользу кружки. Конечно, делать это нужно когда вы находитесь дома и имеете возможность при необходимости сменить мокрую одежду. Поначалу нужно будет придерживать чашку, слегка регулируя ее наклон, затем вы почувствуете, что малыш уже в состоянии справиться самостоятельно. И помните: нельзя ругать ребенка за то, что он пролил содержимое кружки!

3. Учимся мыть руки

Еще один навык, которому можно обучать ребенка еще до того, как ему исполнится год, – это мытье рук. Объясняйте ребенку, как нужно намыливать ручки, как споласкивать. Конечно, полноценно мыть руки без вашей помощи ребенок научится попозже. Но уже сейчас важно пробудить у ребенка интерес к этому процессу и дать понимание, что вы лишь только помогаете ему, основное он делает сам.

4. Учимся убирать за собой

Где-то с 1 года – с 1 года 3 месяцев уже можно начинать объяснять ребенку, как надо убирать за собой на место игрушки, с которыми он только что поиграл. О том, как это делать можно подробнее почитать в статье, посвященной методике Марии Монтессори. Система Монтессори, это не только рамки-вкладыши и переливание водички, как многие привыкли думать, в ней очень много внимания уделяется именно предоставлению ребенку максимальной самостоятельности во всем, в том числе и в уборке.

Итак, самое главное при обучении малыша первым навыкам самообслуживания :

1. предоставлять ребенку как можно больше свободы действий;

2. всячески подбадривать малыша, когда он делает что-то самостоятельно;

3. не настаивать на самостоятельности, если малыш против;

4. не ругать ребенка (и вообще никаким образом не показывать своего недовольства) за его неуспехи и неуклюжие действия при попытке сделать что-то самостоятельно.

Всегда помните это, и у вас все получится. Ну а напоследок хочу рассказать, о том, как мы с дочкой учились самостоятельно кушать ложкой.

В 11,5 месяцев я заметила у Таси существенный интерес к ложке, она стала смотреть на нее не как на игрушку, а именно как на орудие. Я тут же начала предлагать ей кушать самостоятельно, и она с удовольствием начала осваивать эту науку. Уже на второй день своих попыток Тая довольно достойно справлялась со своим обедом, во всяком случае, с его частью, потому что остатки, конечно, приходилось докармливать. Но стоило только мне несколько дней порадоваться, как дочь почему-то стала отвергать ложку. Стала нервничать при любом предложении помочь ей. В какой-то момент мне показалось, что лучшим решением будет сделать небольшой перерыв и не давить на ребенка. И мы вернулись к кормлению из ложечки с маминой помощью.

Чуть позже я стала прибегать к такой хитрости. Накладывала еду себе и дочке одновременно. Давала ей съесть несколько ложечек, а потом, оставив Тасину ложку в тарелке, принималась за свой обед, объясняя, что мама не успевает кушать и кормить ее одновременно. Поев немного сама, я вновь поворачивалась к дочери, чуть-чуть ее кормила и снова ела сама и т.д. Иногда Тая терпеливо ждала, иногда возмущалась, а иногда пыталась сама поковыряться ложкой в тарелке. Вскоре она, видимо, поняла, что никто ее ни к чему не принуждает, и стала даже иногда забирать у меня ложку, когда я ее кормила. В итоге в год и несколько дней дочь стала съедать сама часть еды, а в год и месяц уже съедала подчистую всю тарелку, собирая все до последней крохи. С тех пор ест сама.

Ну вот и все, до встречи! Рекомендую также почитать статью:

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно

Научить малыша кушать ложкой самостоятельно — важная и ответственная задача для мамы. Затягивать с этим не стоит, ведь чем раньше ребенок начнет кушать сам, тем проще будет родителям, да и в детском саду эти навыки пригодятся.

www.2mm.ru

В каком возрасте ребенок должен есть самостоятельно?

В каком возрасте ребенок научится есть ложкой самостоятельно, зависит от родителей.

Все дети разные: кто-то в полгода уже тянется к ложке и пытается удержать ее в еще не окрепшем кулачке, а кто-то и в 2 года ни в какую не хочет есть ложкой сам. Некоторые малыши лишь к 3-4 годам начинают кушать самостоятельно. Но! Не стоит пускать все на самотек и опускать руки при первых неудачах. Чем больше вы будете опекать малыша, тем позже он проявит свою самостоятельность и тем медленнее будет осваивать новое.

Примите как данность, что когда малыш только учится есть самостоятельно, испачканная одежда и разбросанная по всей кухне еда — это нормально. Выдохните — и постарайтесь не нервничать. Возможно, вам придется делать уборку и мыть «поросенка» после каждого обеда. Запаситесь терпением — и все получится!

razvitie-krohi.ru

Как правило, к 1, 5 годам ребенок уже может самостоятельно пользоваться ложкой. Но для этого уже с 7-8 месяцев нужно позволять ему рассматривать столовые приборы, играть с ними, пробовать что-то зачерпнуть и пр. Конечно, мама накормит быстрее, но вы же хотите радоваться успехам своего карапуза и проявлениям его самостоятельности как можно раньше, не так ли.

Как выбрать детскую ложку

Нужна ли малышу собственная посуда? Однозначно — нужна! Ни в коем случае взрослые не должны есть из детской ложки, облизывать ее и пр.

irecommend.ru

Ложка понадобится крохе с рождения, поэтому отнеситесь серьезно к ее выбору. Обратите внимание на проверенных производителей и качественный пищевой пластик.

Давать водичку или лекарство лучше из ложечки, чтобы не было «путаницы сосков». Дальше малыш захочет ложку погрызть, изучить. Все время следите за ее чистотой. При появлении дефектов, трещин, сколов — меняйте, т.к. малыш может пораниться.

agushkin.ru

  • Металлическая (бабушка обязательно найдет ту, «из которой еще тебя кормили») и даже серебряная ложка (подарок крестной, как же без нее) не лучший вариант для младенца. Оставьте такие ложки для детей постарше .
  • Силиконовые ложечки соразмерны детскому ротику и не травмируют слизистую и первые зубки.
  • Удобны детские столовые приборы с изогнутой ручкой.

  • Хороши ложки с прорезиненной ручкой, они не выскальзывают из неумелой ладошки.

Советы для мам: как научить ребенка самостоятельно кушать

Лучший способ научить — это не мешать!

  • Используйте специальный стульчик для кормления. Придвигайте его к столу: и ребенок чувствует себе на равне со всеми, и вам удобно.

tvoymalysh.com.ua

  • Застелите стол и пол под ним, наденьте малышу слюнявчик, приготовьте салфетки, если что-то понадобиться вытереть.

Можно смастерить из старой папиной рубашки «спецодежду»: удобно надевать задом-наперед и застегивать на спине. Еще один лайфхак — наволочка с прорезанные для головы и рук отверстиями.

Если в квартире тепло, можно оставить на ребенке минимум одежды — меньше придется стирать.

  • Проверяйте температуру пищи, чтобы ребенок не обжегся и не испугался.
  • Все должно быть красиво! Используйте яркую посуду с картинками, интересное оформление детских блюд.
  • Приготовьте две ложки (лучше одинаковые): одну для ребенка, вторую для себя.

Пусть ребенок начинает кушать сам, а когда устанет, помогите ему, не забирая ложку из его рук. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку.

Бывают ситуации, когда вы торопитесь или вам кажется, что самостоятельно ребенок поест плохо или мало. Не стоит отбирать у него ложку, чтобы как следует быстро накормить. Спешка в этом деле не приветствуется.

  • Старайтесь резать еду небольшими кусочками.

Ребенок сможет сам брать пищу. Не ругайте, если он начнет кушать руками.

  • Готовьте блюда, которые хорошо прилипают к ложке: кисели, пюре, каши, творог и др.
  • Используйте небьющуюся посуду.
  • Купите детскую тарелку с присосками или прорезиненным дном, тогда малыш не будет ее возить по столу и переворачивать.
  • Во время игр с ребенком используйте тему еды . Например , « Званый ужин у игрушек «, игры в песочнице с лопаткой и пр .

Что делать, если ребенок не хочет есть сам?

  • Не кормите ребенка насильно! Иначе он возненавидит еду как процесс, и вам будет сложно приучить его есть самостоятельно в дальнейшем.
  • На несколько дней отложите обучение, если малыш приболел или просто не в настроении, пусть отдохнет.
  • Не совмещайте кормление с играми, чтением, просмотром мультфильмов. Иначе малыш привыкнет, а это вредно для пищеварения, т.к. слюна выделяется в меньшем количестве, а значит, еда плохо переваривается.
  • Во время кормления ребенка попросите других членов семьи тоже присутствовать за столом и активно кушать ложками.

Когда малыш увидит, что братик сам ест ложкой, ему, возможно, тоже захочется попробовать.

  • Пригласите в гости других деток, которые уже умеют есть самостоятельно. Устройте совместный обед.
  • Не позволяйте малышу смотреть мультики, баловаться и отвлекаться за обедом, сосредоточьтесь на главном — обучении ребенка есть ложкой самостоятельно.
  • Не торопите ребенка.
  • Если начали учить ребенка кушать самостоятельно, не отступайте. И других членов семьи предупредите, что отныне малыш ест сам, помогать ему не нужно. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам!
  • Если в какой-то момент малыш отказывается брать ложку, не настаивайте, не принуждайте.
  • Не накладывайте большие порции. Лучше пусть малыш попросит добавки, когда съест все сам.
Читать еще:  С какого возраста можно летать на самолете без сопровождения

Видео: как научить ребенка есть ложкой

Уважаемые читатели! Поделитесь в комментариях рассказами о том, как ваш малыш научился кушать. Каким столовым приборам вы отдавали предпочтение?

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Ребенок после года: чем его накормить и как научить есть самостоятельно

Когда давать ребенку ложку и учить есть самостоятельно

Анн Бакюс доктор наук, детский психолог, одна из основоположниц современной французской системы воспитания

  • Как научить ребенка есть самостоятельно
  • Чем кормить ребенка после года: примерное меню

Многие 2-летние дети не умеют сидеть за столом, а все потому, что возраст, в котором они хотели этому научиться, миновал, а мы в свое время не предоставили им такой возможности. Точно так же меню ребенка после года не должно состоять лишь из пюре и молочной смеси, иначе навык пережевывания пищи не сформируется полностью, а ребенок не успеет привыкнуть к разнообразию продуктов.

Как научить ребенка есть самостоятельно

В возрасте после года дети настойчиво и громко требуют возможности делать самостоятельно то, что до этого мы делали за них. Прием пищи не исключение. До этого момента малыш безропотно позволял вам кормить его с ложечки, теперь он внезапно решил взять все в свои руки.

Пока он не умеет управляться с приборами, переворачивает тарелку, возит ей повсюду, окунает руки в тарелку с супом и размазывает содержимое по лицу. Настоящая катастрофа на кухне! Результат неудачных попыток зачастую столь плачевен, что у мамы появляется непреодолимое желание все вернуть в старое русло. Это было бы грубейшей ошибкой: как чему-то научиться без тренировки?

Единственный гарантированный способ избежать конфликтов на почве питания — позволить ребенку самому есть и решать, какой размер порции его устраивает. Отличная новость: чем больше ребенок тренируется, тем быстрее научится есть сам. Потерянное время сейчас будет многократно возмещено позже.

Итак, приняв меры предосторожности, дайте волю своему малышу, стараясь держать ситуацию под контролем. Весь следующий год у ребенка будет постоянно появляться желание поиграть с едой — точно так же, как с песком, грязью или пластилином. И ничего с этим не поделать. Так что сохраняйте спокойствие — к концу второго года он будет есть вполне прилично.

Однако вы не обязаны молча терпеть, если ребенок намеренно переворачивает тарелку или размазывает пищу по стене. У вас есть полное право сказать «хватит» и забрать тарелку.

Если немного еды оказалось на полу, а ребенок к концу обеда похож на поросенка, не страшно: хорошими манерами вы займетесь несколько позже. Ребенку должно быть в радость садиться за стол, и он должен учиться управляться со своей едой и столовыми приборами.

Чем кормить ребенка после года: примерное меню

Как правило, к году у ребенка прорезаются зубы, наделяя его способностью кусать и жевать. В этот же период ребенок, который раньше ел с превеликим удовольствием, начинает капризничать: один отказывается проглотить даже самый маленький кусочек, другой становится невыносимым, третий превращает семейный обед в хаос. Одно можно сказать наверняка: если вы будете пытаться его заставить вести себя нормально, то тем самым только усугубите ситуацию.

Точно так же, как необходимо перестать кормить ребенка старше полутора лет и дать ему в руки ложку, я рекомендую начать приучать его к пище из кусочков. Иначе он будет все настойчивее отвергать подобную еду и к двум годам напрочь откажется пользоваться зубами. С мясом лучше подождать, однако остальные продукты можно смело давать в виде кусочков или поначалу давить их вилкой.

Ниже вы найдете примеры блюд, которые можно приготовить для малыша возраста от года до двух. С двух лет он будет есть все и сможет питаться со всей семьей.

Предложенные ниже меню состоят из продуктов, которые подходят для ребенка этого возраста; однако это не значит, что они должны ему нравиться одинаково и что он будет охотно потреблять их в равных количествах. Все зависит от вкусовых предпочтений и аппетита вашего малыша.

Завтрак требует того, чтобы к нему подходили со всей серьезностью. Нередко у детей с утра плохой аппетит, особенно если их торопят, чтобы отвести в ясли. Вы можете понять, что нравится малышу, предлагая ему выбрать еду по вкусу. Вот несколько вариантов:

  • молоко, каша;
  • йогурт, творог, творожный сырок;
  • хлопья для завтрака с молоком, мюсли, овсянка;
  • фруктовый сок, овощной сок, свежие фрукты, например, банан, яблоко или киви;
  • бутерброд с медом, вареньем или плавленым сыром.

Обед обычно состоит из:

  • свежих овощей и фруктов;
  • мяса, рыбы или яиц с гарниром из разнообразных овощей;
  • сыра или йогурта с фруктами, компотом или чем-то сладким.

Полдник. Перекус во второй половине дня должен включать в себя:

  • хлопья для завтрака, пряник или бутерброд с медом, вареньем, плавленым сыром, тертым шоколадом и т. п.
  • молочные продукты — молоко или молочный десерт;
  • или фруктовый сок, если что-нибудь молочное было на обед.

Ужин. В идеале надо учитывать, что ребенок ел на обед. Необязательно включать в меню ужина мясо или рыбу, если ребенок успел поесть их в течение дня. Если ребенок поел овощи в обед, то основное блюдо на вечер может также состоять из риса или макарон.

Предложите ребенку яйцо — всмятку или вкрутую — или кусочек ветчины.

На десерт дети обожают рис на молоке или манный пудинг; фруктовое пюре также неплохо справятся с этой задачей.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Как помочь ребёнку научиться есть самостоятельно

У нас спросили:

– Дочке год и шесть месяцев, она на грудном вскармливании. Отказывается практически от всей пищи, воду не пьёт. Ложкой накормить невозможно, с года упрямится и может есть с ложки только сама, но съедает очень мало, суп весь выливается, бутылочку не сосёт. В год и шесть весим 9,2 кг, 77 см рост. Как ребёнку привить пищевой интерес и к воде тоже? Перед ней кушаем с аппетитом, кормим игрушки, она сама их кормит, но, когда я пытаюсь ей ложечку ко рту поднести, сразу отказ. Насильно не кормили.

На вопрос отвечает Анна Федосова, психолог и Монтессори-педагог.

Какие действия родителей помогают детям научиться есть самостоятельно

Первое, что нужно сделать — замедлиться. Выделите достаточно времени на приёмы пищи. Да, если подолгу есть, это сокращает время на другие пункты расписания, но это не навсегда. Вы вот взяли курс по воспитанию, тратите на него время. А малышу сейчас актуален курс по самообучению самостоятельной еде. Дайте ему столько времени, сколько нужно.

Если ребёнок не истощён и у него нет других медицинских проблем, то нужно дать ему возможность получить честную обратную связь, чтобы он действительно почувствовал голод.

Посадите ребёнка за стол. Причём так, чтобы он сам мог встать и уйти, и дайте ему что-то поесть. Скорей всего, первое время ребёнок будет то уходить из-за стола, то снова возвращаться. Первые пару раз можно позволить ему покружиться.

Потом убираем еду и говорим: «Если ты закончил, я убираю со стола, в следующий раз будем есть в обед». И если он говорит: «Я закончил», то вы ему верите, даже понимая, что он принял не совсем взвешенное решение. Он отказался, хорошо, к обеду ребёнок уже более заинтересован, чтобы что-то съесть.

Включайте в рацион в первую очередь те блюда, которые получается съедать лучше, и не предлагайте сразу большие порции. Дайте на обед то, что он может легко съесть, даже рукой — картошку, макароны, пирожок, а на десерт, например, банан. На ужин можно сделать калорийный напиток: кефир с фруктами, смузи или кисель. То, что можно выпить и получить калории, не прилагая много усилий. Пожевал, запил, пошёл сытый спать. На завтрак можно предложить шарики из полезных завтраков, которые ребёнок сможет заливать молоком, размешивать ложкой и вылавливать из тарелки.

Предлагайте калорийную пищу и напитки (только не из бутылки или поильника, а всё-таки взрослыми способами). Так как действительно, пока меткость и результативность в еде далеки от совершенства — съедается меньшая порция в единицу времени.

Придумайте, что поможет вам успокаиваться и держать себя в руках. Смотреть, как другой медленно делает то, что вы могли бы сделать быстро и хорошо — пытка. Возможно вам нужно что-то, что поможет вам отвлечься и не вмешиваться. Я не шучу. Это действительно трудно и заслуживает столько же уважения, сколько и упорство ребёнка на его пути к умелой самостоятельной еде.

Что поможет девочке научиться есть самостоятельно в описанной ситуации

Увы, проще создать хорошую привычку, чем менять плохую. Довольно часто родители упускают тот момент, когда дети охотно учатся есть самостоятельно «взрослую» еду и так, как это принято у взрослых. Момент этот наступает тогда, когда дети ещё такие неуклюжие и справляются с едой так медленно, что часто родители уступают соблазну покормить их с ложки, протереть, а то и вовсе налить в бутылку полужидкую еду, предлагая тем самым есть взрослую еду младенческим способом.

Заставить быть самостоятельным, в частности в пище, никого нельзя. Но можно создать условия, в которых будет всё, что необходимо для самостоятельности, и ждать, пока ребёнок реализует свою природную склонность быть самостоятельным. На что можно опереться в данном случае? На то, что девочка умеет есть сама и имеет желание это делать, и на то, что ещё присутствует грудное вскармливание. Это значит, что вы можете позволить девочке есть самой, не очень беспокоясь о том, что она сама съест слишком мало.

Читать еще:  АКЦИЯ – неинвазивное определение пола ребенка

Много ли, мало ли – грудное молоко у неё в запасе. Но важно, чтобы вы предлагали ей есть взрослую еду всякий раз, когда она голодна, а грудным молоком только докармливали после того, как она поест (не укоряя её в том, как мало она съела, даже взглядом или жестом, поскольку любое неодобрение будет восприниматься как порицание того, что она ела, а не того, что она ела недостаточно много).

Если ребёнку ещё утомительно съедать достаточно большую порцию, можно попробовать предлагать еду чуть чаще. Присмотритесь к посуде и столовым приборам: насколько удобно не очень ещё ловкому человеку есть из такого комплекта? Самая простая, удобная форма тарелки, например, – глубокая мисочка или пиала. С плоской тарелки нелегко зачерпнуть еду ложкой, а из пиалы или бульонницы черпается отлично. Ложки-вилки тоже могут крутиться в руке, выскальзывать или быть велики. Понаблюдайте за тем, как девочка ест, и предложите ей максимально удобные посуду и приборы.

Если рост и вес вызывает беспокойство, можно продумать диету так, чтобы она была более калорийна. Наверняка из того, что девочка любит, есть высококалорийные продукты – предлагайте ей их почаще. Важно держать в узде собственное беспокойство, потому что в противном случае вы транслируете его ребёнку. Если человек в любую секунду ждёт, что его начнут кормить насильно, едва он замешкается, аппетит его от этого тягостного ожидания вряд ли возрастёт (а кормление с ложки того, кто об этом не просил, и, в принципе, может худо-бедно есть сам, есть мягкая и деликатная форма кормления насильно).

Очень может быть, что девочка прекрасно чувствует, как преувеличенно вы радуетесь тому, что игрушка «поела». А может быть, и переживает, что она хуже игрушки, раз ей сейчас не хочется уплетать так помногу, как игрушка, но хочется, чтобы её хвалили. Если вы дразните аппетит ребёнка, важно, чтобы это ни к чему его не обязывало, иначе весь положительный эффект пропадёт. Готовьте больше вместе с ней, приглашайте её разделять с вами трапезу, но дайте ей возможность есть или не есть. Здоровый ребёнок рано или поздно предпочтёт есть. Но если он сделает это по своему выбору, то поступит психологически более здорово, чем когда уступит внешнему давлению.

Что касается питья, то тут я позволю себе маленькое отступление. Во всех классах, где я работала, стоял либо детский кулер, из которого дети сами наливали себе попить, когда сами этого хотели, либо специальный кувшин и стакан. Так вот, как только вновь пришедший ребёнок обнаруживал, что может сам себе налить и выпить стакан воды, он включался в этот процесс. И не переходил к другим материалам, не выпив своих пяти литров воды. У некоторых уходило несколько занятий, чтобы справиться с этой задачей. Так или иначе, у всех был какой-то период, когда они пили, даже не испытывая жажды, только потому, что это безумно здорово – самому налить себе стаканчик воды и выпить его. Но таких, которые бы совсем не воспользовались случаем напоить себя я не встречала.

Возьмите маленький нетяжёлый кувшин, стакан и губку для вытирания и поставьте в доступе ребёнка. Покажите, как с ними обращаться, но не торопите ребёнка пить. Можете себе налить и напиться, когда будете действительно испытывать жажду, не больше.

Общий план таков: создайте максимально благоприятные условия для самостоятельного питья и питания, покажите, что и как ребёнок может делать, и не мешайте ребёнку в его ритме, не спеша, воспользоваться этими условиями, потому что САМОстоятельность он сможет проявить только САМ.

Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно

Самостоятельно держать в руке ложку и пить со своей чашечки – это первые навыки, которые предстоит освоить крохе. Интересно, что подготовка к самообслуживанию у малышей, начинается еще в 6 или 7 месяцев. Именно в этот период ребенок уже уверенно держит в маленькой ручке сухарик или печенье.

  • Когда ребенок начинает самостоятельно есть ложкой
  • Как правильно выбрать ложку
  • Как научить ребенка есть ложкой самому
  • Правила для родителей

И если ваш малыш уже начал проявлять самостоятельность, то нужно ему это поощрять, научив его есть ложкой. Не стоит переживать относительно трудностей, которые могут встретиться на вашем пути. Ведь на самом деле научить ребенка правильно обращаться со столовыми приборами, особенно с ложкой, очень просто. Нужно только знать некоторые нюансы и не упускать их из внимания.

Когда ребенок начинает самостоятельно есть ложкой

На самом деле говорить о том, когда ребенок начинает есть сам, достаточно сложно, так как каких-либо определенных рамок и критериев не существует. Да, в некоторых источниках еще можно встретить информацию о том, что в год малыш должен уверенно пользоваться столовым ложкой, а к полутора годам и вовсе самостоятельно справляться со своей порцией каши. На самом деле график развития каждого крохи индивидуален, так что точно определить возраст проявления самостоятельности не сможет никто. Возможно, что именно ваш малыш уже в 7 месяцев будет ловко орудовать столовым прибором, расправляясь с приготовленными для него блюдами первого прикорма, а часто и в 2 года вы будете искать ответы на вопрос: как научить ребенка есть самостоятельно.

Взять инициативу в свои руки и начать обслуживать себя самостоятельно ребенок постарается уже к концу первого года жизни. Копируя поведение взрослых, и проявляя интерес к увлекательному занятию приемая пищи, малыш будет забирать у вас ложку. Ни в коем случае не отказывайте ему в этом! Вот только первые попытки отправить в рот порцию каши скорей всего окажутся неудачными. Так что ваша задача заключается в том, чтобы терпеливо объяснить и показать ребенку, как это сделать правильно. Но для начала, нужно правильно выбрать ложку.

Как правильно выбрать ложку

Выбирая ложку для ребенка, обратите внимание на следующие моменты:

  • Ложечка должна быть изготовлена из безопасных материалов. Чтобы быть точно уверенными в качестве продукции, покупайте ее в специализированных детских магазинах. Как правило, у таких магазинов вся продукция сертифицирована.
  • Ложечка для первого прикорма отличается от той, что нужно дать малышу для самостоятельного приема пищи. У последней должна быть широкая чашечка, чтобы еда с нее не падала.
  • Все малыши сначала держат ложку, сжимая её в кулачок. Поэтому ручка у ложки должна быть широкая и короткая, малышу должно быть удобно ее держать. Некоторые мамы выбирают ложки с изогнутой ручкой, такую легче подносить ко рту непослушными пальчиками.

Ирина, мама Миши, 1 год: «Мы перепробовали 3 ложечки. И остановились на Beaba с поворотной ручкой. Как бы сын не повернул ручку, стержень внутри поворачивается за ней и еда не опрокидывается. Есть фиксатор, чтобы заблокировать стержень, когда ребенок станет постарше. Очень удобно».

Как научить ребенка есть ложкой самому

  • Для начала озвучьте ребенку, что сегодня он попробует есть сам, ведь он уже такой взрослый. Малыш согласен? Тогда продолжаем!
  • Помойте руки перед едой, даже если вы не были на улице или в общественных местах. Обучаться правилам гигиены никогда не рано. Объясните крохе, что раньше мама его кормила и тоже мыла руки. Теперь малыш будет есть сам и его ручки должны быть чистые.
  • Дайте малышу ложку в руку. Покажите как правильно ее держать. Если с первого раза не получается, и малыш все равно зажимает ложку в кулачок, не отчаивайтесь. Научится со временем.
  • Положите еду в детскую тарелочку, возьмите ложку себе. Сначала покажите как надо зачерпывать еду и нести ложку в рот. Потом зачерпните ложечкой малыша еду и дайте ему в руку. В рот он должен попробовать положить сам. Третий шаг: он сам должен зачерпнуть еду и положить ложку в рот.
  • Не получилось? Не беда! Постоянно тренируйтесь. Вам в этом помогут увлекательные развивающие игры: кормление мамы или куклы, игры в песочнице.


Правила для родителей

Научить ребенка есть ложкой просто, если придерживаться определенных правил.

  • Если процесс приема пищи происходит с постоянными уговорами, танцами, песнями и мультиками, то из вашей затеи ничего не получится. Важно изначально вызвать у ребенка интерес к еде. Для этого старайтесь трапезничать всей семьей, собираясь за одним столом. Можно даже разрешить малышу попробовать, что в вашей тарелке (разумеется, если это разрешенные продукты). И, самое главное, не принуждайте малыша к еде криками и угрозами.
  • Не проявляйте спешку и наберитесь терпения. В понимании годовалого ребенка процесс приема пищи – это увлекательная игра и дополнительное общение с мамой. Ведь вам нужно не просто научить ребенка держать ложку, но и сделать это правильно. При необходимости, можете помочь ребенку справиться со своей порцией, взяв второй прибор. Но сделать это нужно с подбадриваниями и похвалами.
  • Помогайте ребенку освоить навыки самостоятельного употребления пищи, но при этом всегда находитесь рядом на случай, если малышу потребуется ваша помощь. Не оставляйте ребенка с едой одного, это опасно!
  • Заинтересуйте ребенка оригинально оформленным блюдом. Ваша фантазия окупится, когда ребенок с удовольствием будет пробовать красиво выложенную на тарелочке еду.
  • Если малыш, повторяя за вами, захочет воспользоваться другим прибором – предоставьте ему эту возможность. Ведь вилкой тоже необходимо научиться пользоваться.Но только обратите внимание, что это должна быть именно детская вилка с закругленными кончиками.
  • Самостоятельная еда – очень длительный процесс. И чтобы вашему крохе не пришлось есть холодное невкусное пюре, купите ему специальную посуду и кладите небольшие порции, пополняя содержимое тарелки по мере необходимости.
  • Помните, что вряд ли ребенок будет сильно задумываться об аккуратности своих действий. И для того чтобы избежать переживаний по поводу нового испорченного костюмчика, тщательно продумайте одежду для приема пищи.

Если ваш кроха уже ловко пользуется прибором, старайтесь самостоятельно его не кормить. Ведь для него прием пищи – важный и ответственный процесс, и ваша постоянная помощь в этом легко охладит его интерес к этому сложному занятию. И тогда уже будет крайне тяжело, научить ребенка есть ложкой даже в 2 года.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector