Артикуляционный аппарат устройство и строение речевого аппарата
Артикуляционный аппарат: устройство и строение речевого аппарата
Речевой аппарат представляет собой сложный механизм, слаженная работа всех частей которого позволяет человеку посредством речи реализовывать себя в социуме.
Как же он работает, из чего состоит, как поддерживать его в рабочем состоянии? Давайте об этом поговорим.
Строение речевого аппарата человека
Устройство аппарата речи на схеме выглядит так:
Речевой аппарат — это группа органов человеческого организма, обеспечивающая организацию процесса речи. В него входят два взаимосвязанных отдела: центральный и периферический, так называемый исполнительный.
Первый представлен головным мозгом и другими образованиями центральной нервной системы, которые выполняют регулирующую функцию.
В формировании устной речи главную роль играют лобные извилины центра Брока, образующие двигательную область. Чужая речь воспринимается речеслуховой областью, образованной височными извилинами центра Вернике. Теменная доля головного мозга отвечает за понимание.
Усвоение слов при письме и чтении происходит зрительной зоной в затылочной доле. Так, в детском возрасте, когда ребенок наблюдает за артикуляцией взрослых, развитие этой области оказывает влияние на его речь.
Исполнительный отдел состоит из костей, мышц, нервов и, в свою очередь, имеет три подразделения, посредством которых осуществляется речевой процесс.
Расскажем о каждом из них.
Дыхательный отдел речевого аппарата
Процесс дыхания регулируется центральной нервной системой и состоит из последовательных циклов вдоха, выдоха, а также пауз между ними. При этом работает диафрагма, при сокращении и расслаблении которой легкие меняют свой объем, обеспечивая вдох и выдох.
В этом процессе образуется воздушная струя, которая при выдохе участвует в появлении голоса и звуков речи. От ее силы и направления зависит отчетливость произношения.
Голосовой отдел речевого аппарата
Голосовой отдел “отвечает” за образование голоса, за его силу, высоту и тембр. А состоит он из гортани и голосовых складок, при вибрировании которых под струей воздуха звучит голос.
Сила звучания непосредственно связана с мощностью воздушной струи, а тембр и высота обусловлены размерами голосовых связок, степенью их натяжения и упругости.
На характеристики голоса оказывают влияние и резонаторы, которые представлены глоткой, ротовой и носовой полостями. Благодаря создаваемому в них при изменении объема явлению резонанса, речевые звуки приобретают силу и обертоновую окраску.
Артикуляционный отдел речевого аппарата
Артикулярный аппарат — это отдел, где произносятся звуки.
Его составляющие классифицируются на активные подвижные и пассивные неподвижные.
Активные органы
Строение артикулярного аппарата таково, что позволяет им менять свою конфигурацию, а вместе с нею и характер произносимых звуков.
Языку отводится главная роль. Его мускулатура обеспечивает ему возможность изменять форму и расположение в ротовой полости, иметь различную степень напряжения, а его корень оказывает влияние на работу гортани. При участии языка образуются почти все, кроме губных согласных, звуки.
Губы при произнесении гласных меняют свою форму, а также активно содействуют формированию согласных звуков.
Мягкое небо является своеобразной перегородкой, закрывающей при надобности вход в носовую полость. Так, при произнесении “м” и “н” небо опущено, и звуковые волны проходят через нос. Остальные согласные, чтобы не звучать гнусаво, требуют его поднятого положения.
Подвижная нижняя челюсть, так же меняя положение, вместе с другими “участниками общей команды” содействует образованию звуков и формированию речи.
Пассивные органы
Когда активные органы работают, они опираются на пассивные: неподвижные верхнюю челюсть, альвеолы, твердое небо, зубы, глотку.
Например, “р” звучит, когда кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует, его края прижаты к верхним боковым зубам, мягкое небо поднято, а воздушная струя идет через рот.
Состояние речевого аппарата
Когда все составляющие этого сложного механизма функционируют исправно, процесс формирования речи выглядит так:
- головной мозг подает команду для организации речевых движений;
- в дыхательном отделе образуется воздушная струя, которая направляется в гортань;
- в голосовом отделе вибрацией голосовых складок создается голос;
- в артикуляционном отделе формируются звуки, которые благодаря резонаторам получают силу и окраску, а уже из звуков складывается наша речь.
Это когда речевой аппарат исправен. Когда же происходят сбои, что тогда? Тогда возникают различного рода проблемы с речью.
Основными причинами нарушений в работе речевого аппарата могут быть:
- дефекты в структуре речевых органов;
- неправильная его эксплуатация;
- патологии центральной нервной системы.
Поскольку речь — это важная форма общения, то речевые нарушения негативным образом сказываются на всех сферах жизни современного человека.
Проблемы с речью требуют серьезного к ним отношения. Вовремя принять меры, приложить все усилия к устранению недостатков речи — так можно вернуть себе свободу и радость общения.
Как поддерживать работоспособное состояние своего речевого аппарата? Вот несколько советов:
- Правильная осанка улучшает его функционирование — держите голову прямо, а спину ровно.
- При перегрузках голосовых органов практикуйте их расслабление для восстановления работоспособности. Для этого можно выполнить специальные упражнения, например, принять позу покоя, или какое-то время просто помолчать.
- Избегайте переохлаждения, раздражения слизистой оболочки, предупреждайте простудные заболевания.
- Если вы хотите улучшить качество своей речи, тренируйте дикцию, учитесь правильно дышать, позаботьтесь о ее содержании.
Чтобы общение было в радость
Каждый день мы начинаем с общения. Желаем друг другу доброго утра, приветствуем друзей и просто знакомых. Являясь частицами общества, мы при этом испытываем чувство причастности к чему-то большему.
Речевой аппарат — это инструмент, подаренный нам при рождении. С должным терпением мы устраняем неполадки в его работе, настраиваем его. Потому что хотим, чтобы с его помощью звучала музыка нашей души.
Артикуляционный аппарат устройство и строение речевого аппарата
Дефектология Проф
- ВходРегистрация
Аннотация: Нарушения речи могут встречаться как у детей, так и у взрослых, приводя к нарушению процессов социальной адаптации и обучения.
Статья:
Речь − сложный двигательный навык, реализуемый большим количеством анатомических образований. Строение голосового аппарата человека включает в себя органы дыхательной системы, гортань, язык, зубы и др. При нарушении целостности любого из них, процесс звукообразования нарушается. Знание анатомического строения и принципа работы артикуляционных органов важно не только для певцов или других профессий, связанных с музыкой, но также для обычных людей. Нарушения речи могут встречаться как у детей, так и у взрослых, приводя к нарушению процессов социальной адаптации и обучения.
Образование звуков
Процесс звуко- и голосообразования хорошо изучен на протяжении последних десятилетий. Акустический компонент речи возникает в результате работы мускулатуры периферического аппарата. Это работает следующим образом. При начале разговора, человек бессознательно делает медленный выдох. Поток воздуха из легких попадает в гортань, связки которой находятся в определенном положении, соответствующем требуемому звуку. Кроме того, язык, губы и нижняя челюсть также принимают необходимое положение. Вибрация голосовых связок в гортани при прохождении потока воздуха и создает звук, который корректируется органами ротовой полости.
Речь − это комплексный процесс, в котором участвует несколько десятков анатомических образований. Органические или функциональные нарушения в любом из них приведут к изменению голоса или появлению речевых дефектов различной степени выраженности.
Анатомия речи
Голосовой аппарат − это совокупность анатомических структур, обеспечивающих образование голоса и речи. В его устройстве принято выделять два больших отдела: периферический и центральный. Центральный отдел представлен головным мозгом, в частности, корой больших полушарий, рядом подкорковых узлов и проводящими путями, связывающими их вместе. Помимо того, туда относят ядра черепно-мозговых нервов, которые участвуют при звукообразовании. Анатомия периферического голосового аппарата включает костные, хрящевые и мышечные образования, связочный аппарат и периферические нервы, которые воспринимают или передают какую-либо информацию к органам артикуляции.
Периферический отдел разделяют на три функциональных отдела, выполняющих различные задачи: дыхательный, голосовой и артикуляционный. При нарушении работы любого из них возникают нарушения речи.
Дыхательный отдел
Основной звукообразующий фактор − воздух, проходящий через дыхательные пути. В связи с этим, вокалисты всегда тренируют правильное дыхание, позволяющее улучшить акустику голоса. Дыхательные движения осуществляются рефлекторно, как правило, в обычной жизни человек не думает, когда ему делать вдох или выдох. Механизм регуляции связан с дыхательным центром в продолговатом мозге.
К дыхательному отделу относят оба легких, трахеобронхиальное дерево, диафрагму и межреберные мышцы. Движения последних приводят к расширению грудной клетки во время вдоха и ее сужению при выдохе. Диафрагма участвует в брюшном типе дыхания, осуществляемом преимущественно за счет ее растяжения.
Образование звуков и слов происходит во время выдоха. Проходящий через голосовой и артикуляционный отдел воздух заставляет колебаться их структуры. Если у человека имеются заболевания легких, то звучание речи искажается.
Голосовой отдел
В фониатрии выделяют три характеристики голоса любого человека: тембр, высоту и силу. Все они создаются в момент вибрации голосовых связок при прохождении через них воздуха. Амплитуда колебания определяет силу голоса. Чем сильнее колебание, тем выше звук. Тембр определяют голосовой окраской, специфичной для каждого конкретного человека. Натяжение складок и степень давления на них воздуха создают определенную высоту голоса.
Одна из самых частых жалоб пациентов − изменение характеристик голоса. Наиболее часто подобное состояние связано с функциональными расстройствами, возникающими на фоне инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Звукопроизносящий отдел
Устройство артикуляционной части голосового аппарата включает в себя анатомические образования, которые находятся в ротовой полости: нижнюю челюсть, язык, мягкое нёбо и губы. Движения указанными структурами осуществляются с помощью мышц. При нарушениях их работы у человека возможны различные речевые дефекты. Логопедические упражнения и массаж позволяют тренировать мышцы, улучшая речь.
Язык является основным артикуляционным органом. Его основой являются поперечно-полосатые мышцы, обеспечивающие движения и изменение формы. Во время разговора он может становиться длиннее, короче, а также изменять свою ширину. В строении языка выделяют три части: корень, фиксированный к дну ротовой полости, спинку и кончик.
Нижняя и верхняя губа − подвижные структуры. Участвуют в произношении практически всех звуков, так как определяют скорость выхода потока воздуха из ротовой полости. Благодаря мимическим мышцам могут менять свою форму, что также играет важную роль в физиологии речи у людей. Нижняя челюсть располагается в нижней части черепа и обладает ограниченной амплитудой движения. Участвует в произношении ударных гласных: «О», «У», «И» и ряда других.
Мягкое небо образует верхнюю границу ротовой полости и плотно связано с твердым небом. Благодаря развитым мышечным волокнам может приподниматься и опускаться вниз. Анатомически разделяет ротовую полость от носовой части глотки. На конце имеет небольшой язычок. При произношении согласных «Н» и «М» небная занавеска опущена. Все другие звуки произносятся с опущенным мягким небом. При нарушении движений голос приобретает гнусавость, что связано с направлением потока воздуха в носовую полость.
При появлении речевого дефекта не следует пытаться самостоятельно устранить его. Подобным лечением должен заниматься логопед или врач.
К артикуляционному аппарату относят и ряд пассивных структур: зубные ряды, носовую полость, твердое небо и глотку. Они участвуют в звукопроизношении, выступая точками опоры для языка и мягкого неба.
Речевой аппарат и дефекты
Степень сформированности аппарата речи определяет качество произношения звуков. Заболевания любого из отделов проявляются ухудшением звукопроизношения и меняют характеристики голоса человека. Задача логопедов и врачей при выявлении фониатрических симптомов − выявить причины их появления и подобрать методы, позволяющие устранить дефекты.
В связи со сложностью строения речевого аппарата, возможных причин нарушенного звукопроизношения много. Диагностические мероприятия всегда должны иметь комплексный характер и подбираться индивидуально для каждого человека. Выделяют несколько причин развития речевых дефектов, которые встречаются наиболее часто:
- органические нарушения строения отдельных структур;
- их функциональная незрелость, обуславливающая неправильные движения в процессе разговора;
- неврологические нарушения в тех отделах центральной и периферической нервной системы, которые участвуют в образовании и формировании звуков.
При указанных дефектах человек часто отмечает нарушения дыхания, глотания пищи и жидкости. Подобные симптомы постепенно приводят к снижению уровня качества жизни и могут стать причиной нарушенной адаптации в обществе, депрессии и других негативных последствий. При задержке речевого развития и других дефектах следует всегда обращаться за профессиональной помощью к врачам или логопеду. Специалисты проведут необходимые обследования и подберут коррекционные мероприятия для устранения органического или функционального дефекта.
Голосовой аппарат человека имеет сложное строение и состоит из трех основных частей: дыхательной, голосовой и артикуляционной, или звукопроизносящей. Все структурные отделы действуют согласовано, определяя не только голос человека, но также формирование и произношение всех звуков и слов. Регуляцией процесса речи занимается центральная нервная система, а именно, кора больших полушарий, подкорковые экстрапирамидные системы и ядра черепно-мозговых нервов. Знание анатомии позволяет своевременно выявить изменения в органах речи, в первую очередь, располагающихся в ротовой полости.
Артикуляционный аппарат устройство и строение речевого аппарата
УСТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО АППАРАТА.
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Звуки мы произносим при выдыхании. (Только в одном случае гласный может произноситься при вдыхании: в междометии «А-а. », выражающем страх.) Деление звуков на гласные и согласные обусловлено различием в артикуляции (лат. articulatio
Произносительный аппарат: 1- твердое нёбо; 2 — альвеолы; 3 — верхняя губа; 4 — верхние зубы; 5 — нижняя губа; 6 — нижние зубы; 7 — передняя часть языка; 8 — средняя часть языка; 9 — задняя часть языка; 10 — корень языка; 11 — надгортанник; 12 —голосовая щель; 13 — щитовидный хрящ; 14 — перстневидный хрящ; 15 — носоглотка; 16 — мягкое нёбо; 17 — язычок; 18 — гортань; 19 — черпаловидный хрящ; 20 — пищевод; 21 — трахея
Воздух из легких идет в дыхательное горло. Там он встречает первое препятствие — голосовые связки. Воздушная струя проходит сквозь их сдвиг, колебля голосовые связки. Эти колебания являются периодическими, гармоническими, они создают музыкальный звук, называемый тоном . Для обозначения музыкального звука, тона, используется также термин голос . Наличие тона, или голоса – особенность произнесения гласных. Если голосовые связки раздвинуты, они не колеблются и тон не образуется, в этом случае создается шум – главный компонент при образовании согласных. Таким образом, все звуки представляют собой тоны и шумы.
Следующий этап прохождения воздушной струи – это ротовая полость. Слабая струя воздуха, состоящая из чистого тона (что характерно для гласных), проходит ротовую полость свободно. Сильная струя воздуха, состоящая из тона и шума или одного шума, встречает на своем пути препятствия: сближение губ друг с другом, нижней губы с зубами, языка с зубами или нёбом.
Возможны следующие варианты:
1. Тон, созданный голосовыми связками, в ротовой полости не осложняется шумами, так как воздушная струя через рот проходит свободно. Так произносятся гласные.
2. Тон осложняется шумом, так как воздушная струя в ротовой полости встречает препятствия. Однако тон преобладает над шумом: несмотря на препятствия, проток для воздушной струи остается достаточно широким. Шум не настолько интенсивен, чтобы стать основным компонентом звука. Так произносятся сонорные согласные [м], [м’], [н], [н’ ], [л], [л’], [р], [р’], [ j ] (последний звук — йот, он присутствует, например, в начале и в конце слова юный ).
3. Тон осложняется шумом; шум преобладает над тоном:
препятствия на пути воздушной струи заставляют ее с интенсивным шумом преодолевать их. Так произносятся звонкие шумные согласные: [б], [б’], [в], [в’], [д], [д’], [з], [з’], [ж], [ж’], [г], [г’]. Заметим, что сонорные отличаются от звонких шумных меньшей интенсивностью шума, менее значительными препятствиями на пути воздушной струи.
4. Голосовые связки раздвинуты, тон не образуется; звук создают одни шумы, которыми сопровождается протекание воздушной струи через ротовую полость. Так произносятся глухие шумные согласные: [п], [п’], [ф], [ф ´], [ т], [т’], [с], [с’], [ц], [ш], , [ч’], [к], [к’], [х], [х’] .
При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда (ср., например, произнесение звуков [и] и [ j ]).
Гласные — ртораскрыватели: чем громче мы их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные — ртосмыкатели: чем громче мы хотим их произнести, тем теснее должны сблизить органы речи. Например, чтобы громче произнести [а], надо рот раскрыть шире; чтобы громче произнести [с], надо плотнее придвинуть язык к зубам.
Итак, гласные – это тоновые звуки, т.е. звуки, состоящие из чистого тона (голоса); ртораскрыватели.
Сонорные согласные (от лат. sonorous — звонкий, звучный) — звуки, состоящие из тона и шума, причем тон преобладает над шумом.
Шумные звонкие согласные — звуки, состоящие из тона и шума, но шум преобладает над тоном, ртосмыкатели.
Шумные глухие согласные – звуки, состоящие из одного шума, ртосмыкатели.
Строение голосового аппарата
Для лучшего овладения своим голосом необходимо понимание – что такое голосовой аппарат, как взаимодействует голос с голосовым аппаратом, знать строение и функции голосового аппарата. Рассмотрим, из чего же состоит голосовой аппарат.
Составляющие голосового аппарата:
— дыхательный аппарат (механизм дыхания)
— речевой аппарат (артикуляционный)
— гортань с голосовыми связками и резонаторы
В механизм дыхания входит полость носа и глотки (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое.
Легкие состоят из нежной пористой ткани. Эта нежная ткань представляет собой скопление пузырьков (альвеол). Трахея вместе с бронхами образует бронхиальное дерево. Внизу трахея переходит в бронхи, вверху – в гортань.
Легкие вмещают около пяти-шести литров воздуха. Обычный спокойный вдох — приблизительно пол-литра воздуха, а глубокий – полтора литра.
Речевой аппарат включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык, зубы.
Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.
Посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки.
Голосовые связки – это две мышечные складки. В отличие от других мышц, мышцы связок сокращаются в различных направлениях. Благодаря этому связки приобретают упругость и эластичность, и могут колебаться не только полностью, но и краями, серединой.
Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации.
В здоровом состоянии связки напоминают цвет перламутра, цвет слоновой кости, а когда голос не в порядке – связки краснеют.
Связки – нежная и хрупкая часть голосового аппарата. К ним нужно относиться бережно, чтобы голос не уставал.
У мужчин и женщин длина и толщина связок разная. У низких басов толщина связок – около пяти миллиметров, длина – двадцать четыре-двадцать пять миллиметров. Длина голосовых связок у высоких сопрано – четырнадцать-девятнадцать миллиметров, а толщина – около двух миллиметров.
Голосовые резонаторы
К голосовому аппарату относятся резонаторы.
Резонатор – часть голосового аппарата, которая усиливает звук. Если бы не было резонаторов, то мы бы не слышали друг друга. Резонаторы влияют на голос – придают тембр – определенную окраску.
Резонаторы, которые находятся выше гортани – верхние (головные). Сюда входит полость глотки, рта, носа.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – нижние (грудные). Это трахея и бронхи.
Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов, а нижняя часть диапазона — с использованием грудных резонаторов.
Если мы правильно пользуемся резонаторами, правильно посылаем звук, то при звучании более низких звуков вибрирует грудная клетка, а при звучании высоких звуков – вибрирует переносица.
Атака звука
Звук появляется в тот момент, когда воздух прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.
Самый первый момент после взятия дыхания и появления звука – это атака звука.
Бывает три вида атаки звука:
— твердая
— мягкая
— придыхательная
Твердая атака
Твердая атака – полное смыкание связок до возникновения звука, а затем – энергичный прорыв связок воздухом. Твердая атака дает возможность точно переходить от звука к звуку без всяких «подъездов». Для выработки точной интонации помогут произведения, исполняемые на твердой атаке – волевые, маршеобразные, энергичные.
Мягкая атака
Мягкая атака – это смыкание связок в момент возникновения звука. Поэтому появляется едва заметное, спокойное пение. На мягкой атаке поются лирические, напевные произведения, например, колыбельные. Такие произведения рекомендованы для исполнения, если у вокалиста звук не «льется», не «тянется».
Придыхательная атака
Придыхательной атакой пользуются иногда, как средством художественной выразительности, как окраской. Звук появляется при не полном смыкании связок, а потом, как бы запаздывая, происходит полное смыкание связок.
В пении пользуются твердой и мягкой атакой. И лишь редко, например, для передачи интонаций вздоха, плача используют придыхательную атаку.
Синонимы к словосочетанию «речевой аппарат»
(а также близкие по смыслу слова и выражения)
Связанные слова и выражения
- речевой аппарат, речевые навыки, речевой звук, речевое общение, речевое дыхание, речевая функция, речевой центр, речевые способности, речевая деятельность
- речевой аппарат, голосовой аппарат, артикуляционный аппарат
- фонематический слух
- вторая сигнальная система
- словарный запас
- мягкое нёбо
- полные предложения
- членораздельная речь
- логическая память
- зеркальные нейроны
- плохо слышащий
- способность говорить
- мимические мышцы
- язык жестов
- мозговые структуры
- координация движений
- правильное произношение
- анатомическое строение
- грамматический строй
- церебральный паралич
- построение фраз
- мелкая моторика
- головной мозг человека
- активный словарь
- каша во рту
- комплекс оживления
- тембр голоса
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: несчастие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Связанные слова (по тематикам)
- Люди: оператор, мимик, абонент, телефонистка, техник
- Места: переходник, электросеть, модуль, батискаф, реактор
- Предметы: анализатор, транслятор, аппарат, устройство, аппаратура
- Действия: устройство, генерация, функционирование, установка, приспособление
- Абстрактные понятия: автоматика, электропитание, система, телефония, лексика
Ассоциации к слову «речевой»
Ассоциации к слову «аппарат»
Предложения со словосочетанием «речевой аппарат»
- Необходимость создания у читателя хотя бы самого общего представления об устройстве речевого аппарата человека вызвана тем, что в большинстве случаев речевая патология так или иначе связана с повреждением органов речи.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «речевой аппарат»
- Интеллектуальный аппарат обыкновенно бывает лишь служебным орудием.
Сочетаемость слова «речевой»
- речевая деятельность
речевой аппарат
речевое общение - в речевом развитии ребёнка
теория речевых актов
речевой аппарат человека - становится речевым
- (полная таблица сочетаемости)
Сочетаемость слова «аппарат»
- летательный аппарат
телефонный аппарат
государственный аппарат - аппарат управления
аппарат связи
аппарат власти - работа аппарата
трубку телефонного аппарата
сотрудники аппарата - аппарат работал
аппарат молчал
аппарат загудел - подойти к аппарату
создать аппарат
посмотреть на аппарат - (полная таблица сочетаемости)
Значение слова «речевой»
РЕЧЕВО́Й , —а́я, —о́е. Прил. к речь (в 1, 2, 3 и 4 знач.). Речевые навыки. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «аппарат»
АППАРА́Т , -а, м. 1. Прибор, механическое устройство для выполнения какой-л. определенной работы. Телефонный аппарат. Фотографический аппарат. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
- Разбор по составу слова «речевой» (морфемный разбор)
- Разбор по составу слова «аппарат» (морфемный разбор)
- Перевод словосочетания «речевой аппарат» и примеры предложений (английский язык)
Значение слова «речевой»
РЕЧЕВО́Й , —а́я, —о́е. Прил. к речь (в 1, 2, 3 и 4 знач.). Речевые навыки.
Значение слова «аппарат»
АППАРА́Т , -а, м. 1. Прибор, механическое устройство для выполнения какой-л. определенной работы. Телефонный аппарат. Фотографический аппарат.
Предложения со словосочетанием «речевой аппарат»
Необходимость создания у читателя хотя бы самого общего представления об устройстве речевого аппарата человека вызвана тем, что в большинстве случаев речевая патология так или иначе связана с повреждением органов речи.
Традиционно с этой проблемой работают логопеды, так как заиканиесвязано с судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
По этой причине в каждом конкретном случае речевых расстройств очень важно понимать, какие именно отделы речевого аппарата пострадали и насколько глубоко они повреждены.
Речевой аппарат, его устройство и функции частей.
Строение речевого аппарата.
РА— совокупность органов человека, необходимых для производства речи.
Состоит из 3 отделов:
- дыхательный
- голосовой
- артикуляционный
Дыхат. отдел (ниж.этаж): грудная клетка, легкие, бронхи, трахеи
Произнесение речи связано с дыханием: речь образуется в фазе выдоха. Дыхание в момент речи вдвое реже обычного дыхания.
Расширенная часть трахеи – гортань, состоит их хрящей, между которыми натянуты 2 мускулистые пленки – голосовые связки.
При обычном дыхании связки расслаблены, голосовая щель открыта, воздух свободно проходит через гортань.
При говоре голосовые связки напряжены и сближены, дрожат от колебания воздуха ꞊˃голос, участвующий в образовании гласных и согласных.
Голосовой отдел (сред. этаж): гортань, голосовые складки
Артикуляционный отдел (верхний этаж): надгортанные полости и органы, находящиеся над гортанью.
Артикуляция — от лат. articulare – (членораздельно произносить) деятельность органов речи, связанная с произнесением звуков и различных их компонентов, которые составляют слоги и тд.
Каждый звук имеет 3 артикуляционные базы:
- приступ (экскурсия; переход органов речи из спокойного состояния в положение, требуемое произносительным звуком),
- выдержка (сохранение положения органов для произнесения звуков),
- отступ (рекурсия; выход органов речи и положения выдержки или приступа к артикуляции следующего звука)
Основные органы артикуляции: язык, губы, челюсть, тв и мг нёбо, альвеолы.
Артикуляционный уклад – положение, которое органы речи принимают при движении.
Особое значение для артикуляции имеют органы ротовой полости и сама ротовая полость, именно в ней голос многократно усиливается и дифференцируется на определенные звуки, т.е. обеспечивается возникновение фонем.
Т.о. происходит формирование фонем.
Надгортанные полости: рот, нос, глотка.
Надгортанные полости явл. резонаторами (воздуш. столбы), благодаря которым усиливаются составные тоны звука, пройдя ротовую и носовую полости звук окончательно оформляется и приобретает характерный тембр, который свойственен только этому звуку.
Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя часть глотки – носоглотка. Полость глотки переходит в 2 полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть – тв. нёбо, задняя, мускулистая – мг нёбо.
Мг нёюо+язычок(увула) = нёбная занавеска
Если небная занавеска приподнята, то воздух идет через рот =˃ротовые зв.
Если она опущена, то через нос=˃носовые звуки
- активные органы
- резонатор
Благодаря движениям языка, губ, ниж. челюсти образуется звук.
Все органы речи делятся на активные и пассивные.
Активные органы речи подвижны и выполняют основную работу при артикуляции: голосовые связки, задняя стенка зева (глотки), нёбная занавеска, язык и губы.
Пассивные органы речи неподвижны и исполняют вспомогательную работу при артикуляции: твердое нёбо, альвеолы и зубы, иногда пассивную роль выполняет задняя стенка зева (глотка).
Функции органов речи:
Основная функция гортани:
Функции полости рта:
— образование различных преград
— замыкает и образует определенный уклад совместно с мышцей рта для произнесения звуков, изменяет форму ротовой полости.