Gorod-kids.ru

Мама и я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дисграфия у младших школьников коррекция упражнения профилактика причины

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция

Материалы, собранные в этом разделе, будут полезными для работы с детьми, имеющими частичные нарушения в навыках чтения и письма. Здесь приведены конспекты занятий и НОД, полезные советы по профилактике дисграфии и дислексии.

Педагоги анализируют причины возникновения данных нарушений, приводят конкретные планы и программы вывода ребёнка из затруднительного положения, связанного с освоением чтения и письма. Приводится большое количество специальных дидактических игр, пособий, упражнений, помогающих в решении данных проблем.

Конкретные пути улучшения навыков чтения и письма.

Показаны публикации 1-10 из 236 .
Все разделы | Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция

Профилактика дисграфии у старших дошкольников с ФФНР и ОНР Тезисы выступления на МО учителей – логопедов города. Подготовил: учитель – логопед МБДОУ детский сад №5«Теремок» Ефремова Ольга Викторовна «Профилактика дисграфии у старших дошкольников с ФФНР и ОНР». Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение.

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе фонемного распознавания у учащихся 2 класса Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах, предложениях Цели: — учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения. — развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия — развитие лексико-грамматического строя.

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция — Игра «Профилактика дисграфии»

Публикация «Игра «Профилактика. » В настоящее время наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. В последние годы значительно возросло.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Игры и упражнения по профилактике дисграфии и дислексии ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Цель: Учить слушать и слышать, различать и узнавать неречевые звуки. Игра «Назови звуки, которые слышишь» Логопед предлагает закрыть глаза и назвать звуки, которые слышаться в группе и за ней (голоса детей, пение птиц, гудок машин) Игра «Путешествие». Занятие.

Памятка для родителей «Дисграфия. Что это и как с ней «бороться»?» Памятка для родителей: «Дисграфия. Что это и как с ней «бороться»?» Дисграфия — это частичное специфическое нарушение письма, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленные несформированностью высших психическихфункций, участвующих в процессе.

Консультация для логопедов «Профилактика дислексии и дисграфии» Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма. Для.

Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция — Речевые игры на преодоление дисграфии младших школьников

Статья «Речевые игры на преодоление дисграфии младших. » Речевые игры Выполните математические действия и назовите получившееся слово: КОТ – Т + РОТ – Т + ВА= ПИ + СТОГ – Г + ЛЕВ – В + Т = УРОК – РОК + ВЕКО – ВЕ + ЛУГ – УГ = ВЕТЕР – ТЕР + САЛО – СА + СИП + ЛЕД – Л = Игра «Слово потерялось» Найдите слова в последовательности букв.

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста «Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста в условиях МУ «Центр Доверие» Аннотация: В данной работе представлен опыт учителя – дефектолога по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста в условиях центра. Работа является актуальной, так.

Профилактика оптической формы дисграфии на основе формирования зрительно-моторной координации и пространственной ориентировки Проблема профилактики оптической дисграфии у детей с системным недоразвитием речи, рассматривается в трудах многих логопедов-практиков, среди которых Садовникова И.Н, Никашина Н.А, Левина Р.Е, Токарева О.А, М.Е Хватцев, Лурия А.Р. Все учёные рассматривают процесс письма как.

Дислексия и дисграфия. Виды нарушений и профилактика Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной. В последние годы отечественные и зарубежные исследователи и практики, такие как А.Н.Корнев.

Коррекция дисграфии у младших школьников

Аннотация: Статья посвящена вопросам коррекции дисграфии у младших школьников. Проанализировано понятие дисграфия. Большое внимание уделяется видам дисграфии и причинам возникновения дисграфии.

Ключевые слова: дисграфия, ребенок, младший, школьник, возраст, коррекция.

Коррекция дисграфии у младших школьников

Дисграфией вызывают полное или частичное нарушение письменной деятельности, вызванной дефицитом формирования порядка функций психики.

Патология проявляется постоянными специфическими ошибками при написании. Без целенаправленной коррекции устранить их не удастся.

Дисграфия очень похожа на банальную безграмотность и незнание правил языка. Однако проблема кроется значительно глубже. Чтобы понять, в чём разница, достаточно взглянуть на следующий пример. Необходимо попросить ребёнка написать слово «предложение». Человек, который не знает правил русского языка, скорее всего сделает ошибку в начале слова и напишет «придложение». У ребенка с дисграфией это слово может выглядеть, как «бретлошение» [2].

Учёные до сих пор не выявили точные причины, из-за чего возникает это заболевание. Данный вопрос ещё до конца не изучен, однако большинство экспертов сходится во мнении, что основанием для развития недуга является наследственность.

Причины дисграфии у младших школьников:

1. Наследственность.

Как уже было отмечено, это основной повод для появления заболевания. Дети принимают от родителей незрелость головного мозга в определённых отделах. Из-за этого происходит задержка в развитии некоторых функций.

2. Функциональные источники.

Здесь имеются в виду различные телесные заболевания. По этой причине возникает нарушение психоречевого развития, а также ребёнок теряет способность к чтению и письму. Коррекция дисграфии, дислексии у младших школьников должна быть направлена прежде всего на устранение причин появления заболевания.

3. Недоразвитие головного мозга.

Любые травмы или повреждения могут вызвать дисграфию. Причём поражение мозга могло случиться в результате патологий при беременности, асфиксии или воздействия инфекции.

4. Социально-психологическое влияние.

Безусловно, нельзя забывать об этом факторе. Данное заболевание у детей может развиться из-за неправильной речи окружающих людей, дефицита общения, а также невнимания к письму и чтению ребёнка со стороны родителей [3].

Формы и виды дисграфии

Выделение форм заболевания поможет родителям корректно применять упражнения, рекомендованные логопедам. Необходимо знать, что существуют три основных вида этого недуга:

1. Акустический.

Эта форма дисграфии появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребёнок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает письмо, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. Похожие звуки смешиваются и часто путаются, например б-п, з-ж, с-ш и другие.

Акустическая дисграфия оказывает влияние на мягкость согласных в письме (любит — лубит). Также ребёнок часто пропускает буквы.

Коррекция акустической дисграфии у младших школьников осуществляется с помощью упражнений, направленных на улучшение слухового пространства [1].

2. Моторный.

Эта проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. При этом ребёнок может выполнять другие действия. Нарушение сочетания зрительного и звукового образов обычно является причиной возникновения моторной формы заболевания. Коррекция дисграфии у младших школьников этого типа направлена на полное избавление от этого недуга. В результате ребёнок сможет правильно писать и сопоставлять образы.

3. Оптический.

Дисграфия данного вида проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно выводить буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании различных элементов.

В большинстве случаев происходит перестановка похожих букв (т-п).

Проявлением этого заболевания является зеркальное письмо слева направо у левшей с определёнными нарушениями головного мозга.

Оптическая дисграфия у младших школьников (коррекция, упражнения освещены в статье) является важной проблемой в современном мире. Нарушение зрения – нередкий случай. Поэтому необходимо уделить этому вопросу особое внимание.

Виды дисграфии у младших школьников позволяют конкретизировать лечение в определённой ситуации.

Обследование детей на наличие дисграфии

Обследование детей на наличие дисграфии включает в себя:

Проверку устной речи. Особое внимание нужно уделить этому аспекту, особенно произношению звуков, словарному запасу, правильности построения предложений.

Оценку письменной речи. После первого этапа необходимо проверить письмо. Для этого ребёнку предлагают выполнить определённые задания. Чаще всего это переписывание текста, проведение диктанта и чтение по буквам и слогам. По результатам этих упражнений определяется степень развития письменной речи.

Исследование слуха и зрения ребёнка. А также наблюдение за состоянием ручной и речевой моторики.

Самые действенные способы коррекции дисграфии

Здесь будут более подробно рассмотрены самые действенные способы коррекции заболевания:

1. Модель слова. Это упражнение выглядит следующим образом: ребёнку дают картинку, на которой нарисован предмет и схема слова. Задача школьника заключается в том, что нужно назвать предмет, а затем произнести все звуки слова по порядку. Затем каждый звук соотнести с буквой и написать всё слово.

2. Способ Эббигауза. Школьник получает лист со словами, в которых пропущены буквы. Ему необходимо вставить недостающие буквы и переписать все слово полностью.

3. Анализ звуков и букв. Ребёнку дают картинку с изображением определённого предмета. Ему необходимо назвать эту вещь и написать слово. Затем поставить ударение, разделить по слогам и произнести их вслух. Каждый звук необходимо отделить и подчеркнуть соответствующим цветом. Затем нужно сравнить их количество с числом букв.

Читать еще:  Обзор тонометра на запястье Nissei WS-820

4. Исправление погрешностей. Здесь каждый получает несколько слов с намеренно допущенными ошибками. Задача школьника – исправить это и переписать слова в правильном варианте.

Список использованной литературы:

1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников/ З. Е. Агронович. — СПб. 2017.-180с.

2. Воронкова, В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1 — 4 классах вспомогательной школы: методическое пособие / В. В. Воронкова — М.: Просвещение,2008.- 187с

3. Фотекова, Т. А., Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов /Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. — М.: АРКТИ, 2012. — 136 с.

Дисграфия у младших школьников: причины и коррекция заболевания

С момента, когда ребёнок идёт в первый класс, у его родителей прибавляется забот и хлопот. Но, кроме этого, они всё больше узнают своего карапуза, теперь уже со стороны его способности воспринимать и анализировать полученную новую информацию. Вот тут-то иногда мам и пап ждёт неприятное открытие: выясняется, что их малыш путает буквы, дописывает ненужные элементы и обладает некрасивым почерком. Это первые признаки дисграфии. Что она собой пердставляет и каковы упражнения для коррекции у младших школьников, рассмотрим ниже.

Содержание Свернуть

Что такое дисграфия и каковы её причины

Дисграфия – это особенность мозга ребёнка, определяющая расстройство письма при нормальном развитии интеллекта. К сожалению, до настоящего момента учёными достоверно не установлены причины этого заболевания. Большинство из них склоняются к мнению, что это результат наследственных заболеваний, которые определяют недоразвитость некоторых групп клеток головного мозга малыша. Кроме этого, возможными предпосылками дисграфии могут быть:

  • соматические болезни матери;
  • резус-конфликт;
  • гормональный сбой в организме матери в первом и третьем триместрах;
  • ядерная желтуха;
  • задержка психического развития;
  • недоношенность;
  • недостаточное общение с ребёнком;
  • многоязычие в семье (особенно если мама и папа говорят на разных языках);
  • патологии во время беременности;
  • запущенные проблемы с речью ребёнка, например, при алалии, когда малыш слышит, но не разговаривает, или дизартрии — расстройстве произношения.

Признаки

К счастью, определить дисграфию, а, значит, подобрать программу коррекции, совсем несложно. Как правило, малыши с таким диагнозом:

  • не дописывают элементы букв;
  • пишут в зеркальном отображении;
  • заменяют буквы, сходные по звучанию;
  • пишут с большим количеством ошибок;
  • игнорируют заглавные буквы;
  • обладают корявым почерком;
  • непонятно говорят;
  • не любят уроки письма.

В зависимости от признаков заболевания выделяются следующие виды дисграфии:

  • артикуляционно-акустическая (малыш пишет не буквы, а звуки, которые произносит совершенно неправильно, поэтому для коррекции следует вначале избавиться от дефекта речи);
  • акустическая (ребёнок заменяет похожие по произнесению звуки и, соответственно, на письме меняет глухие на звонкие, шипящие на свистящие);
  • связанная с нарушением аналитической функции (малыш пропускает или меняет местами слоги, приписывает дополнительные буквы к словам);
  • аграмматическая (сложности с изменением слов по родам и падежам, например, «настольнЫЙ лампа»).

Диагностика у младших школьников

Довольно часто родители первоклассников слышат упрёк от учителя или логопеда в том, что они своевременно не начали обращать внимание на дефекты письма у их чада. Между тем, диагностировать дисграфию можно только после того, как малыш освоил навыки письма. А это, как правило, происходит в 1-2 классах. В любом случае подобный диагноз может быть поставлен только тогда, когда невролог, офтальмолог и отоларинголог исключили патологии каждый в своей области. Диагностику дисграфии и определение её вида может сделать только квалифицированный логопед, который:

  • предлагает ребёнку списать текст (затем специалист анализирует ошибки и оценивает ряд внешних факторов);
  • оценивает способность дисграфика воспринимать устную речь с помощью диктанта;
  • проводит оценку словарного запаса;
  • анализирует, насколько ребёнок внимателен.

Упражнения и советы для устранения проблем с письмом

Чтобы помочь малышу справится с проблемой дисграфии, а также предотвратить трудности общения со сверстниками (так как дисграфики очень часто становятся объектами насмешек одноклассников), следует уделить внимание коррекционным упражнениям:

  • Магнитная азбука. Малыш складывает слоги, слова, произносит их и запоминает графические образы.
  • Диктанты, позволяющие отработать речевое восприятие.
  • Разделение текстов на смысловые блоки. Это упражнение особенно актуально, если нужно много писать в тетради.
  • Работа над почерком. Для выработки у малыша понятного почерка необходимо писать в тетради в клеточку. Предложите ребёнку выписывать буквы слов так, чтобы они по размеру вписывались в клеточки. Только не берите большие тексты, иначе и малыш заскучает, и ваше терпение подвергнется серьёзному испытанию.
  • Правильные ручки. Дисграфикам рекомендуется писать ручками с ребристой поверхностью – подушечки пальцев, таким образом, получают массаж, а это, в свою очередь, улучшает работу мозга. Также лучше пользоваться гелевыми ручками, чтобы в процессе написания ребёнок чувствовал нажим.
  • Игра в писателя. Предложите ребёнку написать что-то пером и чернилами – так вы сформируете правильное положение ручки к бумаге.
  • «Корректурная правка». Берём толстую книжку с крупным шрифтом, желательно нудного содержания, чтобы малыша ничего не отвлекало. И формулируем задание: «В выделенном абзаце подчеркни букву, например, О, обведи в кружочек букву Р, зачеркни букву К» и т.д. Начинать нужно с работы над одной буквой, с которой больше всего проблем. Постепенно добавляйте по букве. Но только не стоит сильно увлекаться: в одном упражнении не должно быть больше 3-4 букв.
  • «Комментированное письмо». Проговариваем звуки записанных букв. Важно, чтобы малыш проговаривал именно фонемы, а не звуки, так как в русском языке у одной буквы в разном положении в слове звуки могут быть разными. Например, мО-лО-кО, хотя произносим мы «малако».
  • «Пропущенные буквы». Дайте ребёнку текст, в котором пропущены буквы. Вместе с заданием предложите этот же отрывок, но со всеми буквами. Задача карапуза переписать нужные буквы в пропуски. Этим упражнением вы также будете тренировать внимание.
  • Игры в лабиринты. Эта забава не только учит малыша сосредотачиваться на задании, но и развивает крупную моторику (движения руки и предплечья). Необходимо подготовить листы с нарисованными лабиринтами или запутанными схемами и предложить ребёнку из них выпутаться с помощью начертания неразрывной линии. Следите за тем, чтобы дисграфик изменял положение руки, а не листа с заданием.
  • Заучивать словарные слова. Старайтесь ежедневно повторять и учить по 3-4 новых словарных слова.
  • Учить стихотворения наизусть. Так ребёнок тренирует свою память и развивает речь, а это, в свою очередь, положительно сказывается на письме.

При работе с дисграфиком важно не заставлять его исправлять ошибки, а учить эти ошибки не делать. Поэтому проверку упражнений всегда оставляйте за собой.

Видео о коррекции отклонений

Профилактика

Достоверно диагностировать дисграфию можно только в школьном возрасте, но внимательно относиться к речевому развитию своего малыша нужно ещё в дошкольном. В частности:

  • больше общаться с ребёнком, чтобы он слышал правильную речь;
  • исправлять речевые ошибки, которые допускает малыш;
  • обзавестись плакатом с буквами алфавита и регулярно обращаться к нему, например, произнося звук и показав букву, просить карапуза повторить ваши действия.

И самое важное – если ваш ребёнок после 4 лет не поизносит все звуки чётко, обратитесь к логопеду.

Чтобы преодолеть проблему дисграфии у ребёнка, нужно обратиться к специалисту для выбора подходящей коррекционной программы, а также методично выполнять все рекомендованные упражнения. Максимум терпения, предельная усидчивость со стороны родителей довольно быстро дадут свои результаты. И вскоре малыш начнёт радовать вас правильной речью, грамотным письмом и красивым почерком.

Кинетическая (моторная) дисграфия. Пути преодоления.

Кинетическая (моторная) дисграфия. Пути коррекции.

Письмо – достаточно сложная форма речевой деятельности и многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком.

Многими исследователями (О. А. Токаревой, М. Е. Хватцевым, Р.И. Лалаевой и др.) разработаны классификации дисграфий (дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в наличии стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения) описаны причины нарушения письма, предложены направления и методы работы по коррекции дисграфий.

В письме школьников в последние годы обнаруживаются новые виды ошибок, которые не подходят под описание ранее выделенных видов дисграфий и эффективной коррекционно-логопедической методики по коррекции этих новых ошибок ещё до конца не разработано.

Эти нарушения письма заключаются в неспособности овладеть графическим образом букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы (л-м, и-у, п-т, б-д, х-ж, и-ш). В других случаях не дописываются или добавляются лишние элементы букв от слова к слову. Чаще всего это происходит, если соседние буквы имеют одинаковый элемент. В ряде случаев смешивается сходство печатных и письменных букв. Некоторые исследователи эти ошибки называют кинетическими . По их мнению, в таких ошибках смешиваются кинестетические образы и двигательные «формулы» (кинемы), а не оптические образы (графемы). Связывают причины возникновения подобных ошибок с недостаточно сформированным графо-моторным навыком письма. А.Н. Корнев называет это нарушение письма диспраксической дисграфией. У детей с подобным видом дисграфии крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы (кинема).

Читать еще:  Влияние кофе на повышенный холестерин

У младших школьников с несформированным графо-моторным навыком обнаруживается ряд особенностей формирования графо-моторной функции, которые выражаются в задержке ее развития:

  • крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы (кинема).
  • изображение каждой буквы происходит неавтоматизированно, требует отдельного сознательного контроля.
  • при безотрывном письме качество букв резко ухудшается, теряются или «размываются» их дифференцированные признаки. Поэтому дети, чтобы писать по возможности разборчиво, каждую букву изображают отдельно.
  • Во многих случаях отмечается крайне неровный, «корявый», нестабильный почерк. Буквы разного размера и разного наклона.
  • В ряде случаев усваивается неверный ход движения руки при изображении букв, что делает невозможным безотрывное письмо. В такой ситуации учащиеся не могут самостоятельно сформировать графо-моторный навык письма.

Графо-моторные движения при письме совершаются с большим напряжением, скованно. В результате рука у ребенка быстро устает. Письмо становится медленным по темпу. Характерно, что в первом классе почерк у таких детей сравнительно лучше и буквы разборчивее, чем в более старших классах. Это связано с тем, что в 1-м классе ребенок имеет достаточно времени, чтобы вырисовывать каждую букву отдельно. Уже в 3-м классе требуемая скорость письма такова, что делает это невозможным. Так как автоматизированный навык не вырабатывается, то ускорение письма резко ухудшает его качество.

Примеры смешения букв в письме по кинетическому сходству:

— о-а: (в ударной позиции) — «бонт», «куполся,», «ураки,»;

— «глозки», «страйка», «лондыш», «сенокас», «тетродь», «журовль», «на гарку»;

— б-д: «людит», «рыдоловы», «убача», «дольшой»;

— и-у: «прурода», «села миха»,»на береги, «кукишка»;

— т-п: «стасли(спасли)», спанция(станция)», «стисывать(списывать)»;

— х-ж: «поймал еха», «можнатые», «дорохки», «нажотка;

— л-я: «февраяь», «кяюч «, «весеяо;

Г-Р: «Гечка», «Габота, «Ролова,», «Ролод», «Гаки», «Гастаял», «Гыбаки».

Смешения букв по кинетическому сходству не следует воспринимать как безобидные «описки» лишь на том основании, что они не связаны ни с произносительной стороной речи, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения, хотя конфигурация букв рукописного и печатного шрифта различна. Этот феномен объясняется тем, что у школьников при указанных смешениях «размываются» неокрепшие еще связи между звуком и буквой: между фонемой(звуком) и артикулемой (позицией артикуляции-язык,губы,зубы), с одной стороны, и графемой(буквой) и кинемой(движением руки) — с другой. Смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, имеют выраженную тенденцию к росту и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников.

Коррекционная работа по преодолению кинетических ошибок у младших школьников первоначально предполагает решение следующих задач:

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

  • Развитие зрительного гнозиса: а) развитие восприятия цвета; б) развитие восприятия формы; в) развитие восприятия размера и величины.
  • Развитие буквенного гнозиса: а) развитие восприятия цвета букв; б) развитие восприятия формы, величины букв; в) дифференциация расположения элементов букв.
  • Развитие зрительного анализа и синтеза.

2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти: а) развитие запоминания формы предметов; б) развитие запоминания цвета; в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом – геометрические фигуры, затем – буквы).

3. Формирование пространственного восприятия и представлений: а) ориентировка в схеме собственного тела; б)дифференциация правых и левых частей предмета; в) ориентировка в окружающем пространстве.

4. Формирование речевых средств, отражающих зрительно- пространственные отношения (справа –налево, слева-направо, сверху –вниз, снизу-вверх, выше-ниже, тоньше-толще, ближе-дальше, уже –шире, длиннее-короче; употребление предлогов – от , у, в, над, под, через и т.п — до свободного употребления в собственной речи.

5. Развитие зрительно – моторных координаций.

Основные виды работ на данном этапе:

  • прописывание фигур в воздухе
  • усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей руки, до мелких движений пальцами (пальчиковая гимнастика – комплексы статических и динамических упражнений);
  • штриховки, рисования прямых, наклонных, горизонтальных, кривых линий с различной степенью нажима на карандаш;
  • рисование по клеточкам геометрических фигур, бордюров;
  • узнавание и нахождение фигур, букв в условиях зашумлённого контура;
  • конструирование, восстановление букв;
  • упражнения на тактильное узнавание фигур, букв;
  • игры- лабиринты;
  • задания на развитие зрительного восприятия ( опираясь на ряд рисунков с предметами, ребёнок по заданию логопеда находит самый тонкий – толстый ствол, высокий – низкий дом и т.д.);
  • работа с геометрическими фигурами , буквами по типу корректурных проб (раскрась все заданные фигуры);
  • упражнения направленные на формирование пространственных представлений ( лево –право, верх – низ);
  • работа с цветовыми линейками; (логопед предлагает назвать цвет первой, последней ячейки, справа от жёлтой, слева от оранжевой, между белой и жёлтой и т.д.
  • тренировка зрительного анализатора. Работа по таблицам с буквами печатного и письменного шрифтов. ( логопед предлагает ученикам “найти” другую букву) Используются карточки с предметами, после с буквами. ( логопед предлагает назвать все предметы, буквы первой строки, второй и т.д. ,все изображения первого, второго и т.д. столбиков, сказать каких букв больше, каких меньше)
  • упражнения на развитие и уточнение пространственно-временных представлений. Усвоение «схемы» собственного тела. Основные задачи:
  • учить выделять правые, левые части тела;
  • учить ориентироваться в малом пространстве. Что от меня находится справа, слева, спереди, сзади, сверху, снизу;
  • учить ориентироваться в большом пространстве по отношению к другому;
  • учить ориентироваться на листе бумаги, лепка, аппликация по заданию.

Виды упражнений на теле человека:

• поднять правую руку, левую руку;

• показать где у педагога правая, левая рука;

• назвать предметы, которые расположены справа, слева;

  • предлагается воспроизвести движения, выполняемые педагогом, сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д.

Упражнения с предметами (пространственное расположение между ними) • положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради — слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трёх предметов: положить книгу перед собой, слева от неё поместить карандаш, справа – ручку;

Определение своего тела в пространстве и относительно других (предметов, людей):• стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева; • на демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки с лева и справа от заданного предмета; • сидя за столом, определить его правый и левый края; • определить место соседа по отношению к себе, соотнося это соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на его руку; • стоя попарно, лицом друг к другу, по команде определить сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., • назвать последовательность расположения цветов радуги; • назвать первое число справа, слева. Какое из них больше? Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду; • прочитать ряд в обратном порядке (справа — налево). Определить, как изменяется величина чисел в этом направлении (уменьшается); • показать число . Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от ….? Больше оно или меньше, чем ….? Назвать соседей числа …. справа, сравнить их по величине. • работы с изографами как с предметными изображениями, так и с сюжетными картинами (на основе печатных и письменных букв).

Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребенка именно в этом периоде, учитывая его индивидуальные и возрастные возможности в процессе обучения.

Материал подготовила: учитель –логопед высшей категории Ойцева Л.Г.

Дислексия у младших школьников: виды, признаки, коррекционные упражнения

Начальные классы – очередной ответственный этап жизни маленького человечка. Первая линейка и цветы для учительницы, новые соседи по парте и, конечно, учебные дисциплины. Увы, вести от педагогов не всегда бывают радостными. Не надо моментально хвататься за ремень и обвинять вчерашнего детсадовца во всех смертных грехах. Возможно, неутешительные результаты – свидетельство дислексии. Давайте разберемся, что это такое.

Что такое

Под дислексией подразумевают нарушение головного мозга, мешающее освоить чтение.

Зарубежные специалисты полагают, что классификация дислексии включает в себя:

  • Дисграфию – затрудненное обучение письму
  • Дискалькулию – необучаемость счету
  • Дизорфографию – безграмотность
  • Диспраксию, или низкую координацию движений.

Российские доктора разграничивают данный перечень заболеваний, рассматривая каждое обособленно.

Читать еще:  Игры по методике Монтессори своими руками

Разнообразная симптоматика дислексии позволяет выделить следующие виды дислексии:

  • Аграмматическая дислексия – путаница в родах, падежах и числах («вкусный конфета»).
  • Фонематическая – меняются местами слоги и парные согласные (в-ф, б-п).
  • Семантическая дислексия – непонимание прочитанного. Простая аналогия – текст, проговариваемый компьютерной программой, неспособной уловить смысловую нагрузку.
  • Оптическая дислексия – путаются буквы с похожим написанием (р – ь, ш-щ).
    Мнестическая дислексия – в голове не укладывается взаимосвязь между буковкой и соответствующим звуком.
  • Подобные формы дислексии встречаются куда чаще, чем тактильная дислексия – непонимание незрячими детишками букв-точек шрифта Брайля.

Причины

Предпосылки появления заболевания всегда связаны с нейробиологическими факторами – неверной работой нейронов между мозговыми полушариями. Возможна различная этиология дислексии.

  • Мутация
  • Генетическая предрасположенность – наличие аналогичных затруднений у ближайших родственников повышает шанс развития патологии у плода.
  • Интоксикация (алкоголь, курение, наркотики, химические вещества)
  • Гипоксия
  • Вирусы (желтуха, герпес, грипп)
  • Отслойка плаценты

В момент рождения:

  • Слабые схватки или их отсутствие
  • Застой в родовых путях
  • Медикаментозная стимуляция родов
  • Прием Кристеллера, или выдавливание новорожденного посредством давления на материнский живот
  • Обвитие пуповиной

Причины дислексии после него:

  • Скрытое левшество, или правополушарная мозговая активность
  • ДЦП
  • Отставание в развитии
  • Вирусные инфекции (корь, ветрянка, полиомиелит, коревая краснуха)
  • ЧМТ

Признаки

Поскольку механизмы дислексии чрезвычайно разнообразны, необходимо проводить полноценное тестирование для однозначной постановки диагноза. Существуют «звоночки» – признаки, наличие которых требует логопедической консультации.

Симптоматика дислексии, обратить на которую внимание можно в домашних условиях:

  • Неорганизованность
  • Малыш при чтении будто пытается угадать, а не разобрать текст
  • Плохой почерк
  • Эмоциональность, импульсивность, раздражительность
  • Нескоординированность движений.

Тест на дислексию

Ранняя диагностика дислексии проводится логопедом.

Проводящий тест на дислексию использует следующий набор заданий:

  1. Ребенка просят повторить простейший ритм, который он должен повторить без ошибок. По мере выполнения ритмические последовательности усложняются.
  2. Перечислить времена года, дни недели по порядку.
  3. По очереди показывают три разных жеста ( хлопнуть рукой по столу, повернуть ребром или сжать в кулак), карапуз копирует проведенные манипуляции.
  4. Повторить цифровые, буквенные и понятийные цепочки.
  5. Воспроизвести артикуляционные движения (вращение языком, сворачивание в трубочку, улыбка).
  6. Продублировать произнесенные взрослым сложные термины (пример: термометр, аккредитация, травмпункт).
  7. Повторить предложения максимально близко к семантике исходного текста.
  8. Образовать формы множественного числа по заданному слову в единственном, прилагательных от существительных.

Дислексия у младших школьников заметна по успеваемости.

При отсутствии лечения ярко проявятся такие особенности характера, как:

  • Рассеянность
  • Излишняя мечтательность
  • Комплексы из-за ощущения себя «глупым», «отличным от сверстников»
  • Тревожность, замкнутость
  • Частые скачки настроения
  • Замедленное усваивание знаний.
  • Плохие отметки
  • Нелюбовь к учебе
  • Порой формируются вредные привычки, подавляющие стресс (грызть ногти, ковырять кожу, крутить предметы в руках)
  • Отсутствие усидчивости
  • Сложности в общении.

Лечение и коррекция

Лечение дислексии у детей оптимально у дошкольников или младших школьников. Коррекция направлена на формирование:

  • Навыков семантического анализа информации
  • Пространственного мышления
  • Зрительной и слуховой памяти
  • Лексико-грамматических языковых норм
  • Коррекцию произношения

Упражнения

  • Составление рассказов по группе картинок.

  • Запоминание стихов (расширяет словарный запас и активизирует память).

  • Пересказ любимых книжных отрывков.

  • Игры с магнитным алфавитом.

  • Составление букв и слогов из палочек, карандашей, кубиков, нитей цветной пряжи.

  • Скороговорки и упражнения на артикуляцию.

  • Буквенные трафареты.

  • Рисование слов пальцами на теле ребенка с последующей просьбой расшифровать нарисованное.

И.Н. Садовникова предлагает детишкам следующую технологию преодоления дисграфии и дислексии:

  1. Исправлять предложения с ошибками в отдельных частях.
  2. Вставлять пропущенные буквы.
  3. Считать слоги, гласные и согласные.
  4. Называть объекты, начинающиеся на заданную букву.
  5. Проводить звуко-буквенный разбор.
  6. Ощупывать алфавит из картона, ассоциировать буковки со знакомыми предметами.
  7. Использовать прописи и буквари с яркими картинками.

Профилактика

Этиология дислексии весьма обширна. Дабы минимизировать риски, беременной женщине следует трепетно относиться к своему здоровью, четко выполнять указания медицинского персонала роддома и избегать контакта с больными до и после появления маленького чуда на свет. Подобные меры – лучшая профилактика дислексии.

Стопроцентная профилактика дислексии невозможна. Однако существуют способы минимизации рисков.

Перспективы в будущем

Большинство родителей уже при выявлении первых симптомов дислексии впадают в панику: о какой же работе и серьезном карьерном росте может идти речь при таком диагнозе! Поверьте, все не так ужасно.

Дислексию нередко называют «болезнью гениев». Известные личности зарабатывают огромные суммы, несмотря на данное нарушение.

Вин Дизель, брутальная звезда «Форсажа», смог построить успешную актерскую карьеру, будучи дислексиком.

Киану Ривз, не имея среднего образования, заставивил миллиарды людей задуматься об искусственности нашего мира, сыграв в «Матрице».

В список входит и Дэниел Редклиф, зарабатывавший миллионы еще до совершеннолетия.

«Болезнь гениев» подчас становится тяжелым испытанием и для самого обладателя, и для его родных. Не отчаивайтесь и не тревожьтесь о судьбе своего сокровища: отличаться от окружающих не смертельно. Дислексия, при должном внимании с родительской стороны, не мешает деткам прекрасно устроить свою жизнь.

Рекомендуем также посмотреть индийский фильм про мальчика с дислексией “Звездочки на земле”.

Дисграфия

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в стойких ошибках. Развивается по причине несформированности высших отделов ЦНС. Заболевание не позволяет детям овладеть грамматическими особенностями языка.

Согласно статистике, дисграфия имеется более чем у 50% младших школьников и более чем у 30% учащихся среднего звена. Это характеризует форму речевого нарушения как неустойчивую. Распространенность диагноза объясняется тем, что около половины выпускников детского сада идет в школу с фонетико-фонематическим недоразвитием или общим недоразвитием речи. Данные проблемы делают процесс полноценного овладения грамотой невозможным.

В зависимости от степени выраженности расстройств процесса письма логопеды выделяют:

  • дисграфию (письмо искажается, но функционирует как главное средство общения);
  • аграфию (первичная неспособность овладеть письмом, полная утрата необходимых для этого навыков).

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны друг с другом, очень часто выявляются одновременно дисграфия и дислексия (нарушение чтения).

Виды дисграфии у младших школьников

С учетом несформированности тех или иных операций письма выделяют следующие виды дисграфии:

  • Артикуляционно-акустическая дисграфия (имеются нарушения звукопроизношения, артикуляции, фонематического восприятия).
  • Акустическая дисграфия (проблемы связаны с фонемным распознаванием).
  • Аграмматическая дисграфия (недоразвитие лексико-грамматической стороны речи).
  • Оптическая дисграфия (несформированность зрительно-пространственного воображения).
  • Дисграфия, обусловленная несформированность языкового синтеза и анализа.

Дисграфия у взрослых и детей не всегда представлена «чистыми» формами. Очень часто встречаются проблемы смешенного типа.

Современная классификация дисграфии

Современная логопедия выделяет специфические и неспецифические нарушения письма. К первой группе относятся:

  • дисграфии (дисфонологические, метаязыковые);
  • дизорфографии (синтаксические, морфологические).

Неспецифические нарушения письма связывают с педагогической запущенностью, задержками психического развития и пр.

Причины

Овладение письмом находится в тесной связи с такими процессами, как фонематическое восприятие, звукопроизношение, лексико-грамматическое развитие и др. Поэтому считается, что дисграфию вызывают причины, которые лежат в основе алалии, дислалии, дизартрии, афазии, ЗПР. Имеются в виду недоразвития или поражения головного мозга в пренатальном, постнатальном и натальном периодах, ставшие следствием:

  • патологии беременности;
  • асфиксии;
  • родовых травм;
  • неравномерного развития мозговых полушарий;
  • энцефалита;
  • менингита;
  • соматических заболеваний, негативно влияющих на нервную систему.

Среди социальных факторов, способствующих возникновению дисграфии у детей:

  • билингвизм в семье;
  • неправильная или нечеткая речь окружающих людей;
  • невнимание к детской речи со стороны родителей;
  • нехватка речевых контактов;
  • слишком раннее обучение ребенка основам грамоты.

В группу риска по дисграфии входят дети:

  • с наследственной предрасположенностью;
  • дети левши (в том числе переученные левши);
  • с разными речевыми нарушениями;
  • с конституционной предрасположенностью;
  • перенесшие нейрохирургические вмешательства.

Причины дисграфии у взрослых другие:

  • инсульт;
  • опухоль головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • нейрохирургическое лечение.

Симптомы дисграфии

Признаки дисграфии – это повторяющиеся типичные ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием норм родного языка. Дети могут изменять структуру слова, подменять звонкие звуки парными глухими, нарушать раздельность и слитность написания терминов. При этом они пишут слишком медленно и неаккуратно.

  • При артикуляторно-акустической дисграфии ошибки в письменной речи напрямую связаны с ошибками, который ребенок допускает во время устной речи. То есть он пишет слова так, как произносит.
  • При акустической дисграфии школьник правильно произносит звуки, но его фонематическое восприятие плохо развито. На письме он заменяет буквы, которые соответствуют фонематически сходным звукам (звонкие – глухими, шипящие – свистящими и т.п.).
  • При дисграфии, развывшейся на почве нарушения языкового синтеза и анализа, наблюдается нарушение деления слов на слоги, предложений – на слова. Ученик переставляет местами слоги, буквы, не дописывает окончания, соединяет слова с предлогами, но разделяет их с приставками.
  • При аграмматической дисграфии выявляются множественные аграмматизмы в письменной речи. Дети неправильно изменяют слова по падежам, числам и родам, не могут их согласовывать друг с другом. Также нарушают предложные конструкции.
  • При оптической дисграфии смешивают/заменяют на письме графически сходные буквы (вместо «л» — «м», вместо «ж» — «х»).

Часто дисграфия сопровождается:

  • неврологическими нарушениями;
  • пониженной работоспособностью;
  • гиперактивностью;
  • повышенной отвлекаемостью;
  • уменьшением объема памяти.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector