Gorod-kids.ru

Мама и я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Словесные дидактические игры для малышей весело познавательно и полезно

Словесные дидактические игры для малышей: весело, познавательно и полезно

Дидактические игры по развитию речи — отличный инструмент, успешно используемый в педагогике для обучения и воспитания детей.

Определение дидактики

Слово “дидактика” переводится с древнегреческого как “обучающий”. Так вот, когда обучение детей проводится в неформальной игровой атмосфере, когда ребенок “учится играючи”, испытывая удовольствие от процесса, — это и урок, и игра, дидактическая игра.

Образное мышление ребенка непосредственно связано с тем, что маленький человек познает мир в игровой форме.

Если вы со своим чадом провели выходной в зоопарке, и на него произвел впечатление орангутанг Буба, то приготовьтесь к тому, что ближайшие несколько дней все члены семьи будут участвовать в игре под названием “Буба в зоопарке”.

Образное мышление помогает ребенку чувствовать красоту окружающего мира, верить в сказку, развивает воображение, творческие способности.

Игра для дошкольника — образ жизни. И если игре придать обучающую направленность, то стопроцентное усвоение материала гарантировано. Вот почему дидактическая игра по развитию речи так активно используется при работе с детьми.

Цель игры

Дидактические игры развивают у ребенка:

  • Познавательные навыки. Ребенок наблюдает, узнает много нового, расширяет уже имеющиеся знания об окружающем мире, живой и неживой природе.
  • Умственные способности. Человек учится думать, выражать свои мысли, строить предложения, рассуждать. А еще — запоминать, сравнивать, оценивать.
  • Речь. Существенно увеличивается словарный запас, улучшается произношение, формируется способность участвовать в диалогах, произносить монологи.
  • Нравственные качества. Ребенок учится помогать, сочувствовать, сдерживать себя, уважать других.
  • Социальную адаптацию. Приобретаются такие навыки, как умение конфликтовать, участвовать в соревновании, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, уступать другим, а также не давать в обиду себя.

Поэтому, если ваш кроха уже полчаса просит вас поиграть с ним, а у вас на это совершенно нет времени, дайте ему баночку с манной крупой, в которой спрятана фасоль, и попросите его приготовить ужин для питомцев зоопарка. Пока вы варите борщ для папы)).

Виды и примеры дидактических игр для дошкольников

Дидактические игры различаются по содержанию, действиям, правилам и бывают трех видов:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные дидактические игры.

Степень их сложности можно регулировать в зависимости от возраста участников. Одна и та же игра может иметь несколько вариантов. Например, малыши раскладывают карточки по цвету; дети постарше — называют цифры; а кто-то уже может сложить слово.

Игры с предметами

1. Волшебный мешочек

Нужно вытащить из мешочка различающиеся по форме предметы на ощупь: шарик, кубик, пирамидку. Или предметы с разной текстурой: шишку, желудь, каштан.

Предлагается малышу разложить по цветам кубики, мозаику, пирамидки.

Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика.

Настольно-печатные игры

Здесь есть огромный простор для выбора того, что будет наиболее интересно вашему малышу в данный момент времени. Это могут быть:

  1. Картинки для узнавания в виде изображений, теней, контуров.
  2. Пазлы.
  3. Лото.
  4. Картинки: найди различия.
  5. Картинки: подбери пару.
  6. Лабиринты.
  7. Конструкторы.

Такие дидактические игры для дошкольников по развитию речи интересны и познавательны. Они успешно развивают речевые навыки, логику и воображение, формируют усидчивость и терпение.

Словесные игры

Такой вариант познавательного общения очень актуален, когда под рукой не находится никаких специальных предметов, поэтому можно использовать самые привычные вещи. Вот несколько примеров подобных дидактических игр для развития речи дошкольников.

Описание внешнего вида: цвета волос, глаз, предметов одежды модницы-куклы.

Поместить рядом несколько мягких игрушек. Попросить закрыть глаза и убрать одну. Кто догадается: кого нет? Надо назвать, рассказать, как выглядит, придумать, куда убежала.

Кидают кубик с картинками на каждой грани. Надо назвать, что изображено на верхней грани и сымитировать звук предмета. Например, паровоз. Как гудит паровоз?

4. Слови мяч — назови слово, противоположное по смыслу. Горячий-холодный, большой-маленький, близко-далеко.

Словесные игры для дошкольников развивают речь, быстроту реакции, правильное произношение звуков, расширяют словарный запас, учат правильно строить предложения, связно выражать свои мысли.

Картотека словесных игр

Вот примеры словесных игр, взятых с сайта Социальная сеть работников образования:

Интересные и занимательные дидактические игры помогут развитию связной речи вашего малыша. А еще добавят уверенности в себе, хорошего настроения и чувства коллективизма.

Дидактические игры по развитию речи своими руками

Дидактические игры по речевому развитию можно организовывать и дома, начиная с самого юного возраста вашего малыша. Мелкая моторика пальчиков в таких играх самым наилучшим образом отразится на способности разговаривать, ясно выговаривать слова и звуки, строить предложения.

Развивать речь дошкольников помогут дидактические игры с материалом, сделанным своими руками.

Мишка и шишки

Очень интересно, даже взрослым, задействовать тактильные ощущения в игре с обычными воздушными разноцветными шариками, предварительно наполнив их разной крупой, мукой, крахмалом, макаронами. Только надувать их не надо).

Включив фантазию, можно разыграть сценку с мишкой, который собирает на полянке шишки-шарики.

После того, как малыш нарезвится, можно разобрать корзину с “шишками”: разложить по цветам, помять и поугадывать содержимое.

Кукольный театр

Разыграть по-настоящему, театрально, любимую сказку. Будучи ведущим или персонажем, ребенок перескажет, а то и увлеченно, на ходу, придумает новый сюжет. Вам ничего не останется, как с серьезным видом подыгрывать, внутренне улыбаясь и даря душевное тепло юному дарованию.

Магазин Ткани

Собрать как можно больше лоскутков различающихся по своей текстуре тканей. Дочка-портниха придет в магазин, чтобы купить материал на платье для своей куклы Даши. Она обязательно потрогает все, что вы ей предлагаете, и выберет струящийся шелк для бального платья. Не забудьте обратить ее внимание на пуговицы: их так много, они такие разные. Так что приготовьтесь к тому, что ей может понадобиться ваш совет.

Если под руками ничего нет, можно процитировать строчку из любимого стихотворения и попросить малыша продолжить, или вспомнить: о чем оно, как называется.

Самое главное, что игры — это общение с маленьким человеком, который с нашей помощью начинает путешествие под названием ”жизнь”. Давайте сделаем его незабываемым, радостным, наполненным живым душевным теплом.

Дидактическая игра «Поварята»

Наталья Щербинина
Дидактическая игра «Поварята»

Дидактическая игра по развитию речи «Поварята«

Цель:образование относительных прилагательных по темам: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды»

Средства реализации: Из плотного картона корзинка, банка под сок, кастрюля для приготовления первых блюд, кувшин для компота, бачонок для варенья.

Ход игры.

В игру могут играть как один ребенок, так и подгруппа детей.

Каждый выбирает себе необходимый предмет для приготовления сока,компота,варенья и т. д. Учитель-логопед раскладывает картинки и просит детей выбрать себе по картинке и обьяснить -«Что он приготовил».

— Скажи, как называется твое варенье (сок, джем и т. д.).(У меня варенье из клубники — клубничное варенье; клубничный сок; клубничный джем).

Учитель-логопед просит выбрать только фрукты, ягоды и т. д.

Учитель-логопед просит детей выбрать те картинки, названия которых начинается на определенный звук (в начале, середине,в конце слова).

Дидактическая игра по ОБЖ Дидактические игры по ОБЖ. 1.«Опасно — неопасно» (1-7 слайд). Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; закреплять.

Дидактическая игра «Что вредно, что полезно» и дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы» Дидактическая игра»Что вредно, что полезно» Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста. Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке» Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке» (Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию.

Дидактическая игра «Сложи картинку». Развивающая игра «Рисуем резиночками» Задачи: помочь малышам развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепить название цветов.

Дидактическая игра «Звуко — буквики» (авторская игра) Дидактическая игра «Звуко – буквики» Цель: Учить детей проводить звуковой анализ слов, вычленять словесное ударение. Закреплять умение определять.

Проект «Дошколята-поварята» МАДОУ ДС КВ «Солнышко» ПРОЕКТ «Дошколята — Поварята» Воспитатель: Ахрамеева Т. А. Актуальность: Ребёнку раннего возраста интересно.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду в средней группе «Веселые поварята» Составила: воспитатель Долгова Елена Ивановна МБДОУ «Детский сад №103» г. Чебоксары Задачи: Обучающая: Закрепить знания детей о профессиях.

Отчет о проведенном мероприятии «Юные поварята» «Юные поварята» Вот и подошла к концу очередная тематическая неделя. Сегодня в завершении темы «Овощи» в подготовительной группе «Медвежата».

Познавательная игра «Веселые поварята» Развлекательно- познавательная игра: «Веселые поварята». Цель: Формировать представления о труде взрослых и его социальной значимости.

Сюжетно-ролевая игра «Поварята» Программное содержание: Обучающие: обогащать словарный запас, развивать связную речь; продолжать учить заканчивать предложения, прослеживая.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 06.03.2014

Статья просмотрена: 2611 раз

Библиографическое описание:

Шинкарёва, Н. А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры / Н. А. Шинкарёва, О. А. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5223/ (дата обращения: 15.12.2020).

Основное условие, обеспечивающее развитие познавательного интереса — насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. В процессе игр это условие может обеспечиваться за счет наличия новой информации, неизвестной детям, возможности получения чувственного опыта (рассматривания, трогания, экспериментирования с объектами изучения).

Педагог осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что им нужно сделать, увидеть, услышать и наглядного показа способа действий. Именно определение содержания и направления деятельности детей вызывает заинтересованность, практическую и умственную активность детей, способствует повышению произвольности и осознанности восприятия, активного обследования предмета.

Именно поэтому дидактическая игра была выбрана нами в качестве основного средства формирующей работы.

Для развития познавательного интереса в игре нами были выделены педагогические условия, согласно которым игра наиболее эффективно способствует развитию познавательно интереса, если:

— в процессе игры создается насыщенная информационная среда и возможность практической деятельности детей;

— игра, для развития познавательного интереса имеет определенную структуру, включающую мотивационный, ориентировочный, исполнительный и контрольно-оценочный компоненты;

— в процессе игровой деятельности учитываются индивидуальные особенности детей.

Содержание формирующего этапа эксперимента.

Работу по развитию познавательного интереса у старших дошкольников мы строили на основе обучающей игры «Великое путешествие».

Данная игра включает в себя 7 игровых, занимательных занятий.

Читать еще:  Лечение спинальной мышечной атрофии в Германии

Тематическое планирование игровых занятий представлено в таблице 1.

Тематическое планирование обучающей игры «Великое путешествие» по развитию познавательного интереса у старших дошкольников

Активизировать игровую деятельность, развивать любознательность, наблюдательность, познавательный интерес к окружающему

— «Улица Веселых ритмов»

— «Улица музыкальных игр»

Город Веселого язычка

Развивать умение рассуждать, сравнивать, наблюдать

— «Составь слово по первым звукам»,

— «Подбери букве свое слово»,

— «Найди слог в слове»,

— «Каждой букве свое место»,

— «Найди загаданное слово»

Развивать умение рассуждать, сравнивать, развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости, развивать умение организовывать свою деятельность

— «Когда это полезно»

— Экспериментирование с копировальной бумагой: рисование под копирку

Развивать умение ставить перед собой цель, планировать работу

— Эстафета «Собери пять олимпийских колец»

— «Определи вид спорта и время года»

— «Когда это полезно, а когда бесполезно»

Актуализировать знания детей о цветах, насекомых, развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию

— «Паучки и комары»

— «Давай вместе подумаем»

— «Найдите возможную причину события»

— «Найди загаданное слово»

Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости, развивать умение организовывать свою деятельность

— «Давай вместе подумаем»

— Подбор различных материалов и проверка как они ведут себя в воде, подходят ли они для изготовления кораблика, выделение свойств и формулировка выводов

— «Поможем воде стать чистой»

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, формировать представления о магните и его свойствах

— «Давай вместе подумаем»

— Экспериментирование с разными предметами и выявление, какие из них магнит притягивает, заполнение таблицы

Поскольку познавательный интерес формируется в деятельности — познавательной и созидательно-продуктивной нам было важно при проведении игр создать такие условия, при которых дети чаще соприкасались с тем, что их интересует, что они могут отразить в деятельности. Поэтому из многообразия тем мы отобрали ряд игр-путешествий (путешествия по Музыкальному, Спортивному и Цветочному городам, по Городу Веселого язычка и Городу Чувств, Водному городу, городу магнитов), охватив все сферы обучения старших дошкольников. На протяжении игр у одних детей был хорошо заметен интерес к музыке, у других к физической культуре, большинство детей с удовольствием принимали участие в играх предложенных нами. Так, в городе Чувств дети узнали много нового и интересного благодаря различным предметам и явлениям. Например, в гостях у Обоняния они с завязанными глазами определяли запах ландыша и чеснока. В Цветочном городе дети закрепляли знания о насекомых и цветах. Их познавательный интерес формировался с помощью наблюдений и игр на основе произведений Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», М. Пришвина «Лягушонок».

Нами было отмечено, что проводимые нами игры вызывали у детей положительные эмоции — радость, удивление, сочувствие и т. д. На основе эмоционального восприятия игровых и познавательных ситуаций мы пробуждали познавательный интерес детей, желание больше узнать о том, что привлекло внимание. Не перегружая детей обилием впечатлений, мы закрепляли положительное отношение к отдельным явлениям и постепенно расширяли их круг, питая развивающуюся любознательность и вместе с тем внимательно изучая заинтересованность детей теми или иными явлениями.

Большое внимание в работе по развитию познавательного интереса мы уделили формированию у детей умения рассматривать анализировать объект до того, как начать с ним взаимодействовать в игре. Прием постановки проблемной ситуации также позволил успешно активизировать интерес детей. Так, например, мы ставили перед детьми проблемную ситуацию: как плыть по реке на маленьком бумажном кораблике. С помощью вопросов мы подвели детей к формулированию проблемы: «Кораблик легкий и он утонет» (Милена К.), «На бумажном корабле нельзя плыть, он нас не выдержит (Кирилл М.), «Люди могут плавать только на больших железных кораблях» (Алина Р.). На примерах этих ответов детей мы видели, что они анализировали ситуацию и формулировали вывод на основе существенных признаков. Другим приемом активизации познавательного интереса являлось использование игровой ситуации со сказочным героем. С помощью сказочного героя мы рассмотрели свойство дерева не тонуть в воде. Дети так активно включились в решение проблемы Буратино, что предлагали много вариантов решения проблемы о том, как ему переплыть реку. Например: «Построить самолет и перелететь» (Аня В.), «Переплыть на черепахе» (Миша Л.), «Поискать мост» (Света В.), «Надеть специальный водный костюм, чтобы не промокнуть» (Катя Ч.). Для того, чтобы дети лучше анализировали ситуацию мы спрашивали их насколько возможно такое решение ситуации.

Для знакомства с магнитом мы также использовали игровой сюжет со сказочными героями. С помощью сказочных героев у детей быстрее активизируется интерес к познанию, возникает побуждение разрешить проблемную ситуацию. С помощью вопросов мы направляли ход рассуждений детей, в результате чего они смогли сформулировать первичные представления о свойствах магнита: «Он прилепляет детали» (Оля П.), «Он нужен, чтобы притягивать гвозди» (Филипп Н.), «Магнит примагничивает детали» (Витя С.), «Он нужен, чтобы что-то найти металлическое» (Стас Д.).

Для развития умения выдвигать гипотезы, мы использовали упражнения типа «Давай вместе подумаем», упражнения на обстоятельства, упражнения, предполагающие обратное действие, «Найди возможную причину события». Так, например, мы просили детей придумать, когда предложенные предметы будут полезными, а когда нет, предлагали выдвигать гипотезы по поводу различных игровых ситуаций.

Большое внимание мы также уделяли работе над умением задавать вопросы, для чего использовали такие игровые задания как «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете лежащем на столе?», «Найди загаданное слово». Эти игровые задания помогали старшим дошкольникам с помощью наглядности формулировать вопросы. Дети задавали друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило — в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?». Данное задание мы использовали как задание с усложнением, которое позволяло расширять опыт детей и закреплять умение формулировать вопросы.

В процессе развития познавательного интереса посредством игр также для нас был очень важен индивидуальный подход к детям. В процессе игры «Великое путешествие» мы применяли индивидуальный подход. Так, мы старались активизировать познавательный интерес более робких или застенчивых детей, которые не проявляли интереса на занятиях потому, что у них не хватает уверенности. Для этого мы старались вовремя заметить их проявления любознательности или избирательного интереса, поддерживали их усилия в процессе игр, помогали в достижении успеха.

Пристальное внимание мы также уделяли детям, которые не проявляли познавательного интереса к окружающему, направляли их внимание на окружающую действительность, учили всматриваться в явления жизни, помогали видеть в предметах отдельные признаки, и постепенно формировали интерес.

Таким образом, использование дидактических игр как средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста способствовало укреплению интереса детей к новым знаниям, желания показать накопленный опыт в самостоятельном действии, а также во взаимодействии со сверстниками.

Обучающие игры

Обучающие игры, направленные на обучение детей математике, письму, чтению, развитию речи, общему развитию.

Дидактические игры для дошкольников

Веселые задачи в стихах на табличное умножение

Умножение двух и на два

1. Сколько насекомых в воздухе кружат?

Сколько насекомых в ухо мне жужжат?

2 жука и 2 пчелы,

Мухи 2, 2 стрекозы,

Называть ответ пора.

Дидактические игры по ОБЖ для старших дошкольников

Игра «Хорошо — плохо» («Вредно — полезно»)

• помогать запомнить правила личной гигиены;

• формировать бережное отношение к своему здоровью.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображено правильное и неправильное отношение к своим зубам, коже, питанию, зрению и т. д.

Конспект игры по ЗОЖ в старшей группе «Слабое звено»

• закреплять знания о том, что главное в жизни человека — это здоровье;

• уточнять знания об овощах, фруктах, органах зрения, слуха и т.д.;

• воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

Математическая игра – развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на острова»

Задачи на закрепление умений:

— загадывать и отгадывать загадки о времени;

— называть пропущенные месяцы и дни недели; последовательно времена года, части суток, обобщающие слова (месяцы, дни недели, части суток, времена года);

— устанавливать определенное время на часах в процессе путешествия по островам;

— развивать внимательность при выполнении заданий;

— воспитывать желание проявлять активность, самостоятельность.

Сценарии дидактических игр для детей дошкольников 4-5 лет

Игры по физическому воспитанию для детей средней группы

Игра «Помоги зверушкам»

Дидактическая задача. Учить детей ходить по гимнастической скамейке, держа на ладони предмет; прыгать с высоты.

Игровая задача. Спасти зверушек, перенеся их в безопасное место. Игровые правила. Удерживать равновесие, не потеряв игрушку.

Игры-занятия и дидактические игры на познавательное развитие дошкольников в ДОУ

— развивать представления о цветах радуги;

— формировать умения группировать предметы по цвету и величине;

— обогащать словарный запас именами прилагательными.

Оборудование: по 2 больших и маленьких цветка, состоящих из 7 лепестков оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового и красного цвета, с белой сердцевиной, на которой с изнаночной стороны имеются отверстия, соответствующие размеру конца лепестка. Цветки прикреплены к деревянным палочкам — стебелькам; аудиозапись вальса.

Внеклассное мероприятие по экологии «Суд над мусором», 6-8 классы

Тип мероприятия: познавательная ролевая игра.

Форма: имитация суда.

— развитие познавательных интересов и кругозора учащихся в области экологии;

— формирование у учащихся гражданской позиции;

— воспитание чувства ответственности за судьбу Родины.

Педагогические возможности: игра развивает познавательные интересы и кругозор учащихся в области экологии; воспитывает чувство ответственности за судьбу Родины.

Сценарий интеллектуальной игры для школьников 9 класса «Знай свое отечество»

(В игре участвует 5 команд. Игра состоит из 7 конкурсов.

Команды сидят за столиками. Звучат фанфары. Выходят ведущие.)

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2: Мы рады приветствовать всех, кто собрался в этом зале на интеллектуальной игре «Знай свое Отечество».

Ведущий 1: Команды, которые проявят свои знания. (называет команды).

Ведущий 2: Представляем вам компетентное жюри, которое оценит ваши знания.

Математическая игра для младших дошкольников «Новый теремок, или Как звери себе квартиру выбирали»

Цель — освоение умений выбирать предметы по цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру.

Материал: изображение теремка; игрушки: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь; блоки Дьенеша (карточки, обозначающие цвета блоков).

Занятие – игра для детей младшего дошкольного возраста «Лисенок и Медвежонок собираются в гости»

Цель — развивать пространственные представления (справа, перед, за), умение сравнивать предметы, пользуясь приемом наложения и приложения; составлять предметные силуэты из частей геометрических фигур; находить выход из проблемных ситуаций.

Читать еще:  Купить Норколут таблетки 5мг №20 в аптеках

Игры на развитие умения сравнивать объекты по их свойствам, систематизировать и объединять их по 2 — 4 признакам, используя моделирование. Старшая – подготовительная группа

— обучать умению выделять свойства и группировать предметы по ним (величине, форме, цвету, толщине);

— развивать способность использовать моделирование в качестве средства выделения свойств;

— обогащать словарь словами, обозначающими цвет и форму.

Развитие представлений о количественных и пространственных отношениях у детей 3-5 лет

Задача: развивать умение группировать предметы по функциональному назначению и цвету.

Оборудование: 30 карточек (5х5 см) с изображением рукавичек, носков, тапочек, сапожек, туфелек (по 3 пары каждого изображения) трех цветов (желтого, синего, красного) и двух размеров, фишки.

Обучающие игры для младших дошкольников в домашних условиях

В эту игру удобно играть на кухне, когда вы заняты приготовлением обеда или ужина. Перед ребенком положите любые предметы, которые попадутся вам под руку, например, огурец, тарелку и яблоко. А теперь задавайте вопросы и предоставьте малышу возможность проявить сообразительность, ведь ответы он должен обосновать. Вопросы можно задавать самые разные, например

Игры для детей 5-7 лет по ознакомлению с окружающей средой

Давайте поселим зверей в наш лес

(игра для детей 5-7 лет)

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (наземная, водная, воздушная и т.д.).

Словесные игры для младших школьников

К словесным задачам, или головоломкам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи, основанные на каких-либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.

Анаграмма — это прием развития логического мышления путем перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: мука — кума, луг — гул, стук — куст, карп — парк, мир — Рим, адрес — среда. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв

Словесные дидактические игры для малышей весело познавательно и полезно

Игра и учеба — это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. Эта своеобразная форма деятельности — учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда — не развлекающим [1].

Анализ литературных данных

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отражали религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, — это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основой воспитания детей в детском саду Фребель считал игру. Им разработаны различные игры для детей (подвижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Этим играм Фребель придавал особое значение. Через игры «с дарами», по мнению Фребеля, дети должны подойти к пониманию единства и многообразия мира. Символика игр «с дарами» была чужда и непонятна детям. Методика проведения игр отличалась сухостью и педантизмом. Дети играли в основном по указанию взрослого [2].

Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. Самостоятельная творческая игра детей используется как метод обучения: играя, дети упражняются в счете, знакомятся с окружающим миром (растениями и животными), с принципами работы несложных машин, узнают причины плавания тел и т. д. Большое значение придается играм-драматизациям. Они помогают детям «войти в атмосферу» того или иного произведения, понять его. Для игр-драматизаций подбираются эпизоды из сказок, религиозные истории. Игра, таким образом, выступает как образовательный метод.

В американских детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материалами; самостоятельным творческим играм детей не придается значения.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой (1866—1944), видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней [3].

В детском саду, существовали и использовались игры двух видов:

1) свободные игры, стимулированные окружающей средой, в том числе и педагогической,

2) игры, организованные педагогом, игры с правилами.

Дети играли как индивидуально, так и коллективно. В коллективных играх у детей развивалось чувство социальной зависимости, умение учитывать не только собственные интересы, но и интересы окружающих, «жертвовать личными выгодами ради общего блага».

Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные спо­собности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.

Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Материалы и методы исследований

Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игр, в распоряжении детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом.

В плане предусматривается подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает.

В дидактических играх, как и на занятиях, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим.

В игре неуместны требования, не связанные с ее задачей и правилами. Например, в игре «Наоборот» совсем не нужно, чтобы дети давали полный ответ, поднимали руку, как это делается на занятиях. Но в этой игре свои строгие правила: отвечает только тот, кого спрашивают, отвечает быстро, одним словом; подсказывать нельзя; если ошибся, спрашивают другого. Роль водящего обычно выполняет воспитатель, детям это трудно.

Дидактические игры кратковременны (10—20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Результаты и их обсуждение

Рассматривая развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста значимо, что интерес вырастает из потребности ориентироваться в действительности и, становясь стойким личностным образованием, может привести к возникновению новой потребности более высокого уровня – потребности в познании. Современные отечественные психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) считают, что развитие познавательного интереса происходит в деятельности, где прослеживается генетическая линия его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес.

Анализ этапов интереса позволяет проследить динамику его становления, а также необходим для определения основных тенденций и разработки механизма развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. В связи с этим остановимся подробнее на раскрытии особенностей становления интереса на протяжении дошкольного возраста.

Активное отношение ребенка к миру вещей и явлений проявляется рано. Уже на первом году жизни малыш тянется к предмету, захватывает его, производит с ним ряд действий. Это чувственное познание и составляет начальную, еще не осознаваемую ступень интереса к предмету (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Ф. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков). Это связано с тем, что ребенок открыт для восприятия окружающего, неотделим, слит с внешней средой (А.А. Мелик – Пашаева). Ориентировка в окружающей действительности – есть самый начальный этап познавательной деятельности ребенка, и этот этап обусловлен не только первичной потребностью, какая имеет место и у животного, действующего на основе инстинкта самосохранения. Это уже начальная форма духовной потребности человека. Затем под влиянием общения с взрослым, усложняющейся деятельности, расширяющих опыт ребенка, из множества предметов и явлений окружающего мира ребенком постепенно избирательно выделяются лишь некоторые, к которым привлечены его внимание, эмоции, т.е. любопытство.

Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики и психологии – формировании познавательных интересов дошкольников, следует сделать несколько обобщений.

1. Рассматривая познавательный интерес как элемент развивающего обучения, хотела показать, что это один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаем прочную и надежную основу личности ребёнка.

2. Также стремилась показать, что при помощи феномена познавательного интереса сложность и значимость стороны обучения, которая постоянно должна быть в поле зрения педагога. Каждая предложенная ребёнку задача, каждое его учебное действие вызывает множество психологических процессов, от характера протекания которых часто зависит эффект обучения и учения. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой ребёнок крайне заинтересован.

Читать еще:  Азот мочевины

3. В воспитательно-образовательном процессе в первую очередь лежат истоки подлинного познавательного интереса. Воспитательно-образовательный процесс, обладая определенным содержанием учебных предметов, организуя операционные действия детей, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательного интереса . В свою очередь познавательный интерес детей в обучении является источником энергетических ресурсов их деятельности .

Чаще всего познавательный интерес является доминирующим и при всех обстоятельствах имеет большую личную значимость для ребёнка. А раз так, то взрослому очень важно не только его распознать, но и управлять им.

Квест-игра педагога и детей по теме «В поисках здоровья»

(В рамках летней оздоровительной работы по ЗОЖ в старшей группе)

Интегрированная форма: «Путешествие».

Интеграция ОО: Коммуникативно-двигательная деятельность.

Цель: Пропаганда и закрепление представлений детей о здоровом образе жизни.
Образовательные задачи:

— расширять и закреплять знания детей о здоровом образе жизни, подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье с детства;

— формировать знания детей о навыках личной гигиены, о полезных и вредных продуктах питания, о видах спорта, о значении спорта и физкультуры для здорового образа жизни человека

— формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, от соблюдения режима дня;

— воспитывать волю к победе, любознательность, познавательную активность.
Действия

— развивать самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам во время игры, умение взаимодействовать, договариваться

Методы и приемы:

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

Демонстрация конвертов с одной частью пазла, для каждой команды.

2. Методы организации и осуществления деятельности:

Цель: Развитие быстроты, общей моторики, ориентации в помещении, снятие эмоционального напряжения у детей.

Выполнение двигательной разминки «Веселая зарядка».

Эстафета «Разбери полезные и вредные продукты питания».

П/игра «Солнце, воздух и вода».

Игра-эстафета «Передай мяч».

  1. Ответы детей на вопросы, что вредно и что полезно:
  • Читать лежа.
  • Смотреть на яркий свет.
  • Умываться по утрам.
  • Смотреть близко телевизор.
  • Долго сидеть за компьютером.
  • Употреблять в пищу морковь, лук.
  • Тереть глаза грязными руками.
  • Заниматься физкультурой.
  • Вести здоровый образ жизни.

2. Загадывание загадок:

— Кто по снегу быстро мчится.
Провалиться не боится? (лыжник).
— Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони, а блестящие . (коньки).
— Он лежать совсем не хочет если бросить, он подскочит.
Чуть ударишь, сразу вскачь, ну, конечно – это . (мяч).

— Во дворе с утра игра, разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» — Там идёт игра . (хоккей).

— Десять плюс один кого-то мяч хотят загнать в ворота, а одиннадцать других не пустить стремятся их (футбол).

Закончить пословицы и поговорки про здоровье.

  1. В здоровом теле – здоровый дух.
  2. Чистота – залог здоровья.
  3. Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
  4. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.
  5. Если хочешь быть здоровым — закаляйся!
  6. Когда я ем, я глух и нем.
  7. Человек устает, когда ему делать нечего.

Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий: проведение осмотра собранного пазла;

«Ребята, вы большие молодцы! Вы нашли все части здоровья. Давайте вспомним из каких составляющих частей состоит здоровья (зарядка, правильное питание, гигиена, спорт, закаливание, соблюдение режима дня, веселое настроение). Я очень надеюсь, что вы всегда будете помнить о всех составляющих здоровья и соблюдать их.

Материалы и оборудование:

«пазлы», картинки овощей, фруктов, неполезных продуктов, мяч, бинт, музыкальное сопровождение.

Логика образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поиграем в квест – игру, которая называется «В поисках здоровья». Квест – это непростая, но очень интересная игра, она потребует от вас силы, знаний и смекалки. Это — путешествие. Путешествие в страну под названием «Здоровье».
Во время нашего путешествия вы узнаете и вспомните много интересного и удивительного про здоровье.

Кто из вас знает, почему при встрече люди здороваются и говорят: «Здравствуйте!»? (Желают здоровья.) Что же такое здоровье? (Ответы детей.)
— Здоровыми быть хотят все люди. Никому не хочется болеть, лежать в постели, пить горькие лекарства. Поэтому сегодня я приглашаю вас на поиски здоровья. Вам придется пройти по городу и поучаствовать в конкурсах, которые для вас приготовлены. А для начала мы должны узнать, что за команды пришли к нам.

Называют свои команды (основанное на изображении пазла).

За правильное выполнение задания вы будете получать по одной части пазла, чтобы потом собрать их вместе, узнать эти секреты и сохранить свое здоровье. Запомните, главное не быстрота, а сплоченность вашей команды. Поэтому не спешите быстрее пройти все пункты, а старайтесь сделать все дружно и хорошо! Ну что – вперед!

Воспитатель: нам надо размяться и я предлагаю вам сделать веселую зарядку. Становитесь по порядку на веселую зарядку.

Станция №1 «Веселая зарядка».

Воспитатель: Вот вы и отыскали первую часть здоровья. Это зарядка.

Станция №2 «Полезное и не полезное»

Ребята, как вы думаете, почему здесь нарисованы овощи и фрукты? В фруктах и овощах содержится много витаминов и полезных веществ, которые укрепляют наш организм и помогают сохранить здоровье. А вот и следующее задание для вас. Вы попали на поляну полезных и вредных продуктов. Вам нужно разобрать их.

Эстафета «Разбери полезные и вредные продукты питания».
На столе лежат картинки овощей, фруктов, неполезных продуктов. Один ребёнок переносит овощи, другой фрукты, а третий неполезные продукты.

Наша станция называется Айболит. Уж он точно знает, что вредно, а что полезно. Ответьте на вопросы. Если вредно говорим – вредно, и наоборот , полезно – говорим – полезно!

  • Читать лежа.
  • Смотреть на яркий свет.
  • Умываться по утрам.
  • Смотреть близко телевизор.
  • Долго сидеть за компьютером.
  • Употреблять в пищу морковь, лук.
  • Тереть глаза грязными руками.
  • Заниматься физкультурой.
  • Вести здоровый образ жизни.

Станция № 4 «Здравпункт»

Ну что ж, а теперь ответе на вопросы:

— Материал для перевязки. (Бинт.)
— Травма, нанесенная огнем. (Ожог.)

— Травма, возникшая из-за неправильного пользования ножом. (Порез.)

— Чем обрабатывают порез (Йодом.)

А теперь дорогие ребята, ваша задача оказать помощь человеку поранившему руку, ногу. Вот вам необходимые предметы.

Молодцы! Получите свою деталь пазла и вперед к другой станции.

Станция №5 «Правила гигиены»

Воспитатель: Сейчас мы проверим, знаете ли вы правила Гигиены. Мы поиграем в игру, которая называется «Топ-хлоп». Если вы хотите сказать «Да», то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то вы топаете. Будьте внимательны. Итак, начинаем.

а) Мылом моют руки. (хлоп)
б) Во время умывания разбрызгивают воду. (топ)
в) Зубы чистить не надо. (топ)
г) Зубы чистят зубной пастой. (хлоп)
д) Волосы расчесывать не надо. (топ)
е) Перед мытьем рук нужно закатать рукава. (хлоп)
ж) Нельзя брать грязные пальцы в рот. (хлоп)
з) Нужно пользоваться носовым платком (хлоп)

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием, и я убедилась в том, что вы все знаете правила гигиены.

Станция №6 «Солнце, воздух и вода».

Воспитатель: Чтоб простуды не бояться, физкультурой надо заниматься. И полезны нам всегда солнце, воздух и вода!
Подвижная игра: «Солнце, воздух и вода».
На слово «воздух», дети бегают под музыкальное сопровождение, на слово «солнце» остановиться, ручки поднять кверху, на слово «вода» — лечь на животик и выполнять движения пловца.
Воспитатель: Вы умницы!

Станция №7 «Спортивная»

Воспитатель: А детям мы предлагаем отгадать спортивные загадки
Загадки:
1. Кто по снегу быстро мчится
Провалиться не боится? (лыжник).
2. Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони, а блестящие . (коньки).
3. Десять плюс один кого-то мяч хотят загнать в ворота,
а одиннадцать других не пустить стремятся их. (футбол).
4. Во дворе с утра игра, разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» — Там идёт игра . (хоккей).
5. Он лежать совсем не хочет если бросить, он подскочит.
Чуть ударишь, сразу вскачь, ну, конечно – это . (мяч).
Воспитатель: Мячик наш весёлый не может так лежать. Он просит ребятишек, с ним вместе поиграть.
Игра-эстафета «Передай мяч».
Первый ребенок передаёт мяч через голову назад себя следующему участнику и так до конца команды, последний с мячом бежит и встаёт впереди.

Станция №8 «Обнималочка»

Воспитатель: Итак, мы с вами выполнили все задания и получаем еще часть здоровья. А какое у вас сейчас настроение? Хорошее настроение – это тоже залог здоровья. А если в день человек будет обниматься хотя бы 4 раза, то он сможет нормально существовать на Земле, а вот если обниматься 12 раз в день и больше, то организм будет развиваться и оздоравливаться. И это не просто выдумка, все это доказано. Считается, что объятия:

— Укрепляют иммунитет.
— Снимают усталость.
— Помогают поднять самооценку.
— Улучшают ночной сон.
— Предотвращают депрессию.
Игра «Обнималочка».
Дети образуют малый (внутренний) круг, и большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Каждый ребенок должен подбежать к товарищу и обнять его.

Станция № 9. «Знатоки»

Вам предлагается закончить пословицы и поговорки про здоровье.

  1. В здоровом теле – здоровый дух.
  2. Чистота – залог здоровья
  3. Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
  4. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.
  5. Если хочешь быть здоровым — закаляйся!
  6. Когда я ем, я глух и нем.
  7. Человек устает, когда ему делать нечего.

Ну вот дорогие друзья, вы закончили свое путешествие по городу Здоровья, мы узнали, что вы много знаете, вы умные, здоровые, а главное дружные.

На отдельных столах команды собирают пазл из заработанных элементов.

Объявление результатов. Награждение.

И в заключении праздника мы хотим сказать:

«Если хочешь быть здоров, достигать рекордов, наш совет для вас готов –

Подружись со спортом! Своё здоровье спортом укрепляй, ходи в походы и встречай рассветы, Секрет успеха в жизни, твердо знай-Твоё здоровье, ты запомни это».

Воспитатель: Мы нашли с вами все части здоровья. Давайте вспомним из каких составляющих частей состоит ключ здоровья (зарядка, правильное питание, гигиена, спорт, закаливание, соблюдение режима дня, веселое настроение).
Я очень надеюсь, что вы всегда будете помнить о всех составляющих здоровья и соблюдать их. Будьте Здоровы! До новых встреч!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector