Упражнения Речевой материал по дифференциации звуков СШ - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я

17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения Речевой материал по дифференциации звуков СШ

Упражнения Речевой материал по дифференциации звуков СШ

Коррекционная логопедическая работа состоит из нескольких этапов, дифференциация звуков это один из этапов логопедической работы над звуком. Часто мы слышим у детей дошкольного возраста замены звуков. Например «ш на с, ж на з, р на л». И, как в рассказе… получается «сыска, а не шишка», «лак, а не рак» и так далее. Дифференцируя звуки, мы учим ребёнка различению (смешиваемых) звуков, учим правильному употреблению их в речи. Этот этап – этап дифференциации звуков длится меньше, чем этапы постановки и автоматизации, но он очень значим. Звук поставлен, автоматизирован, можно радоваться, но появляется новая проблема, ребёнок начинает вставлять этот звук везде, где этот звук нужен и где не нужен (не сам, а шам; не лама, а рама).

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом этапе решается определённая педагогическая задача.

Логопедическое воздействие делю на несколько этапов:

1. подготовительный этап;

2. этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

3. этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Каким образом организуется работа по дифференциации фонем в ходе каждого этапа?

1. Подготовительный этап

Основная цель его — включить ребёнка в логопедический процесс. К специальным логопедическим задачам относятся: умение узнавать и различать фонемы и формировать артикуляторные (речедвигательные) умения и навыки. Эти задачи решаются параллельно. Важно научить ребёнка различать и узнавать фонемы. Не решив эту задачу, нельзя перейти к формированию правильного звукопроизношения. Чтобы работа над правильным произношением звука принесла успех, ребёнок должен его слышать. Это требует от ребёнка перестройки отношения к собственной речи, направления его внимания на звуки речи. Ребёнка нужно специально обучать осознанного звукового анализа. Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки дифференциации фонем, проводят в начале работы на материале с правильно произносимыми ребёнком звуками. Нужно научить ребёнка узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого.

Работу по восприятию и дифференциации неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему. Параллельно идёт работа по формированию недостающих движений органов артикуляции и вносится коррекция в неправильно сформировавшиеся движения, то есть, идёт работа по формированию артикуляторной базы звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка первоначальные умения правильного произношения звука на подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков их использования в речи (автоматизация умений, а также умений выбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки) .

В ряде исследований показано, что от момента появления того или другого звука у ребёнка, то есть его первого правильного произнесения, до включения в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Сначала новый звук употребляется параллельно (с имеющимся). Далее, новый звук начинает употребляться чаще, вытесняя полностью нарушенный звук из речи. Только после этого начинается процесс дифференциации нового звука. По мере того, как звук оказывается поставленным в слогах, ведётся работа по его включению в речь, или автоматизации.

Иногда оказывается, что уже в процессе автоматизации ребёнок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то необходимость в последующей работе над ним отпадает. В логопедической практике не раз требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его различению, то есть дифференциации.

Ребёнку предъявляю на слух попарно слова, содержащие новый звук, а так же звук, который ранее был его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые ребёнок смешивает в произношении. Ребёнок дифференцирует звуки и воспроизводит слова. Полезны тренировки в произношении слов-паронимов, при этом важно включить каждое слова в минимальный контекст. Проводиться работа по классификации слов с картинками. Если ребёнок умеет читать, можно провести работу по дифференциации звуков при чтении.

Работа над дифференциацией звуков способствует успешному включению в речь исправленной фонемы .

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков:

Цель его — сформировать у ребёнка умения и навыки без ошибок употреблять звуков во всех ситуациях общения. На данном этапе широко используются тексты, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный нужными звуками. На этом этапе так же проводится работа по дифференциации звуков в речи (если необходимо).

Таким образом, на каждом этапе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения параллельно проводится работа по дифференциации звуков. Именно работа по дифференциации звуков речи способствует формированию у ребёнка умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения.

Этап дифференциации смешиваемых звуков:

Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка стойкий навык употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или близкими по артикуляции звуками. Это достигается путем специальных упражнений.

Работу по различению ребенком смешиваемых звуков ведём уже в подготовительный период и в период постановки звука. На подготовительном этапе учим дифференцировать заменяемые в речи звуки (с помощью слуха, а на этапе постановки звука внимание ребенка привлекаем к положению губ и языка, к струе выдыхаемого воздуха (при проговаривании смешиваемых им звуков). Например, «с» и «ш», «з» и «ж».

Дифференциацию звуков начинаем только тогда, когда смешиваемые звуки правильно произносятся ребенком в любых звукосочетаниях, то есть когда они полностью автоматизированы.

Как и на предыдущем этапе, сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно. Дифференцируем звуки последовательно:

• дифференциация в разных типах слогов («са-ша», «ас-аш», «сто-што») ;

• дифференциация в словах типа: «санки – шапка», «собака – кошка», «миска – мишка», «сутки – шутки», «сайка – шайка»;

• дифференциация в предложениях типа «Шла Саша по шоссе»;

• дифференциация в связных текстах, включающих оба смешиваемых звука;

• дифференциация в обычной разговорной речи; этот вид дифференциации сложен потому, что в обычной речи присутствуют не только два дифференцируемых и специально подобранных звука, но и все остальные свистящие и шипящие звуки, с которыми данный звук тоже не должен смешиваться.

Роль родителей в работе по дифференциации звуков велика. Родители помогают специалисту, выполняя задания, контролируя речь ребёнка дома.

Мне кажется, что последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения важна и необходима. Нарушение сказывается на общем результате и затягивает сроки коррекционной работы.

1. Е. И. Шаблыко «Коррекция нарушений произношения звуков» ООО «ТЦ Сфера», 2012

2. О. В. Бачина, Л. Н. Самородова «Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи» М., 2010

3. О. С. Рудик «С детьми играем — речь развиваем» Ч. 1, 2. М. 2012

Дифференциация звуков [С]-[Ш]

1) Произносить звуки

Звуки твёрдые согласные, окрашены синим цветом.

2) Произносить (читать) слоги

3) Придумать слова со звуками [C] и [Ш] в начале, середине и в конце слова, составить схемы

Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) синим цветом.

4) Произносить (читать) слоги, слова парами

шу- су
ши -сы, ши-си
ош — ос, ыш — ыс, яш — яс, ющ — юс
  • пошла-росла
  • камыш-кумыс
  • грош-рос
еш — ес, иш — ис, иш — ис
шля-сля, шме-сме, што- сто, шпа-спа

5) Произносить (читать) слова со звуками [C] и [Ш]

6) Произносить (читать) словосочетания

  • Синяя шаль.
  • Лисья шапка.
  • Пушистый снег.
  • Большая собака.
  • Скошенный луг.
  • Шумное шоссе.
  • Высокая башня.
  • Пушистая кошка.
  • Лесная глушь.
  • Лесная опушка.
  • Спелая вишня.
  • Пушистая шапка.
  • Стальной шлем.
  • Толстые шпалы.
  • Весёлая шутка.
  • Шумный класс.
  • Сладкий шоколад.
  • Смешные стишки.
  • Весёлый пастушок.
  • Солдатская шинель.
  • Послушный малыш.
  • Солёные волнушки.
  • Пенистый шампунь.
  • Душистый ландыш.
  • Шелестят камыши.
  • Опасное путешествие.
  • Спасательная шлюпка.
  • Сушёные шампиньоны.

7) Проспрягать предложения

  • Я спешу на поезд.
  • Я шумел(а) в классе.
  • Я сушу сушки на солнышке.
  • Я шагаю по шумному шоссе.
  • Я вымыл (а) Мишкину миску.
  • Я высушил(а) сушки для пастушка.
  • Я слышу шум.
  • Ты слышишь шум.
  • Он (она) слышит шум.
  • Мы слышим шум.
  • Вы слышите шум.
  • Они слышите шум.

8) Произносить (читать) предложения

  • У Саши машина.
  • У Сашеньки босоножки.
  • У Сони пушистая шапка.
  • Саша шла со ста¬рушкой.
  • Шесть котят есть хотят.
  • Шпалы свалены у насыпи.
  • Петушок уселся на шест.
  • Лукошко вишен стоит на столе.
  • Паша — трусишка, страшно ему.
  • По шоссе с шумом несутся машины.
  • Толстый шмель гудит над кустом шиповника.
  • Испугался петушок, упал с крыши на шесток.
  • Расшумелись на опушке сойки да кукушки.
  • Шелест листьев осины слышен в любую погоду.
  • Малыши с удовольствием слушают смешные стишки.
  • Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами.
  • Кошки сидят на окошке и греются на солнышке.
  • Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.
  • Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!
  • Рыбаки в шалаше пробудились. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.
  • Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат ка¬мыши.
  • Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блиста¬ло, короче становился день.

9) Произносить (читать) скороговорки

  • Поспешишь — людей насмешишь.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Шесть мышей несли шесть грошей.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Швыряет Сашка шапку шавке.
  • Шишки на сосне, шашки на столе.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушки.
  • Шел Стас по шоссе к Саше в шашки играть.
  • Шумели и шушукались верхи шумящих сосен.
  • Слушали старушки, как куковали кукушки на опушке.
Читать еще:  Инструкция по применению препарата Венарус Venarus

10) Произносить (читать), пересказывать текст

Серый плутишка

Был у Миши котишка — серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

11) Произносить (читать) стихотворения

У нашего луня
У милого друга
Сорок кадушек
Соленых лягушек.

Шёпот шёпоту
Шепнул:
— Я не сплю,
А ты уснул?

Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
Но куда спешить тому, кто всегда в своем дому?

Шёл Стас по шоссе, нёс сушки в мешке.
Сушку — Грише, сушку – Мише,
Есть сушки Проше, Васюше и Антоше.
Ещё две сушки Нюше и Петруше.

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

12) Выучить наизусть стихотворение

Саша шустро сушки сушит,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Полезные материалы

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников
    Страницы:
    1234567

Упражнения на дифференциацию звуков Ш-Щ. (речевой материал)

Беляева Е.Н.
учитель-логопед, МБДОУ ЦРР д/с №13 Теремок, г.Климовск

Различение звуков [ш-щ] на дошкольном логопункте проводится, как правило, на последнем этапе коррекционной работы. К этому времени дети овладевают навыками звукового анализа, послогового чтения, словообразования, достаточным уровнем развития связной речи. Но тема эта сложна как для дошкольников, так и для младших школьников, поскольку эти звуки//буквы имеют как акустико-артикуляционное, так и графическое сходство.

В свое время, при подготовке к занятиям, я столкнулась с нехваткой речевого материала по этой теме, поэтому пришлось по крупицам собирать или сочинять материал.

Данный речевой материал составлен для старших дошкольников и младших школьников и использовался на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а также в качестве домашних заданий для детей и родителей.

• обязательно проводится предварительная работа по дифференциации[Ш — Щ] на уровне звука, буквы и слога.

• необходима углубленная словарная работа.

• хороший результат даёт проговаривание слов с одновременным показом символа звука или буквы.

2.Проговаривай: (с показом букв)

3. Сравни смысл слов:

Пиши-пищи, чаша-чаща, плюш-плющ, шёлк-щелк, прощу-прошу, распушу-распущу, замешу-замещу, грущу-грушу.

4. Что сначала? (проговаривать с показом букв)

Тащишь, пишущий, щипаешь, ищешь, блещешь, страшилище, дышащий, шалящий, шкафище, пляшущий, машущий, шипящий, щекочешь, спешащий щупаешь, шелестящий, шьющий, щеголяешь.

(а) Что делаешь? ДАЁШЬ — (какой)ДАЮЩИЙ. Поёшь – поющий,

льёшь, пьёшь, гладишь, моешь, бьёшь, рвёшь, шьёшь, вьёшь, идёшь, обещаешь, врёшь, гнёшь.

Я ищу ландыши.ТЫ (ищешь ландыши). МЫ (ищем ландыши).

ОНИ . (пошёл на площадь, мешаю щи и кашу, вытащил из ящика щипцы, ищу клещи)

6. «Много – один»: шалаши – 1 шалаш, ..

Лещи, мыши, овощи, ковши, туши, клещи, голыши, вещи, хрящи, товарищи, камыши, ерши, хвощи, борщи, помощи, плащи, ландыши.

7. «Увеличь» слова: таракан – ТАРАКАНИЩЕ .

Волк, глаза, жильё, кот, медведь, чудо, страшила, рука, шмель, шляпа, машина, шкаф, дом, ковш, нога, сапог, утюг.

8. Назови профессии:(кто чем занимается?)точит – ТОЧИЛЬЩИК,

Пилит, носит, ныряет, дрессирует, моет, чистит, чинит часы, участвует в гонках,строит из камня, шифрует, делает обувь.

(пильщик, носильщик, ныряльщик, дрессировщик, мойщик, чистильщик, часовщик, гонщик, каменщик, шифровальщик, обувщик)

9. Читай и составляй словосочетания по смыслу: (соедини слова из двух столбцов карандашом)

10. Внимательно! Составь предложения верно:

Лещ и большая щука поймали на крючок Мишу. Мы вытащили клещи гвоздями. Ящик с вещами тащит щенка Черныша. В огороде щавель выращивает бабушку. Кошка страшится пищащих щеглов.

11. Внимательно! Под диктовку выпиши буквы Ш и Щ из предложений:

(а) На площади башня. На щенке ошейник. У Шуры длиннющий плащ. Саша зашёл за товарищем. Дедушка обещал поймать настоящую щуку. Хвощ мешал растущим овощам.

(б) По мощёной площади шли тощие лошади. Старушка тащила большущий ящик с пищащим щенком. В запущенном саду поют щеглы, таращат глаза лягушки.

12. Не спеша, чётко проговаривай:

* Ша-ща-ша – щука очень хороша.

Ще-ше-ще – треснуло удилище.

Щу-шу-щу – щуку я не упущу!

* Я шёл по улице пешком и повстречался со щенком.

Дошли мы вместе до ворот, но вдруг щенок пошёл вперёд.

Уж – шипящий, лещ – молчащий,

Щегол – поющий, а клещ – грызущий.

Шмели все жужжащие, мышата – пищащие;

Тушканчик – прыгающий и в нору шмыгающий.

Ещё мартышки кричащие, да ребятишки шалящие!!

13. Перескажи рассказ: Хищница.

Кошка сощурила глаза и притворилась спящей. Но она слышала щебет. Это воробьишки клевали крошки. Вот самый младший воробушек сел рядом с кошкой. Хищница схватила и утащила малыша.

14. Опиши, как выглядит и ведёт себя тушканчик. Нарисуй зверька.

В жарких степях и пустынях живут тушканчики. Это небольшие зверьки, своим видом напоминающие зайчонка, мышонка и кенгурёнка. На зайчонка они похожи размером и мордочкой, на мышонка – шёрсткой и длиннющим хвостом. А кенгурёнка они напоминают своими прыгучими лапками.

Хвостище у тушканчика гораздо длиннее туловища. Хвост у него как руль, помогающий быстро поворачивать на скаку. Скачущий тушканчик может обогнать даже машину. Каждый прыжок у него достигает трёх метров!

Иногда хищнику удаётся догнать тушканчика и схватить его за хвост. Но во рту у него остается только кисточка. Тушканчик сбрасывает кожу с конца хвоста и таким образом спасает себе жизнь. Прыгающего тушканчика не догонишь!

Рекомендации по дифференциации звуков [С] — [Ш].
картотека (подготовительная группа)

Для дифференциации звуков (которые ребенок научился правильно произносить), необходима их автоматизация (введение в речь, повторение).

Скачать:

ВложениеРазмер
differentsiatsiya_zvukov_s_-_sh.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по дифференциации звуков [С] — [Ш]

Первый этап — постановка звука. Второй этап — автоматизация звука. Третий этап — дифференциация звука. Для дифференциации звуков (которые ребенок научился правильно произносить), необходима их автоматизация (введение в речь, повторение). Необходимо проводить с ребенком занятия в игровой форме, длительность 15 — 20 минут. Следить, за тем, чтобы он правильно произносил и дифференцировал звуки.

1. Дыхательная гимнастика.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Изолированное и попеременное произнесение звуков.

4. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

В конце занятия спросить у ребенка, какие звуки он учился правильно произносить. Контролируйте за речью ребенка, исправляйте ошибки в корректной форме.

  1. Упражнения: «Насос» — С С С, «Гусь шипит» — Ш Ш Ш

Дифференциация звуков [с — ш] в словах

Сутки – шутки суметь – шуметь стуки – штуки

Стык – штык сытый – шитый сайка – шайка

Суд – шут сов – шов спит – шипит

  1. Упражнения: «Насос» — С С С, «Гусь шипит» — Ш Ш Ш

Дифференциация звуков [с — ш] в словах

Усы – уши маска – Машка посол – пошёл

Усат – ушат масса – Маша басенка – башенка

Пасу – пашу пески – пешки носить – нашить

миска – мишка каска – кашка пасли – пошли

  1. Упражнения: «Насос» — С С С, «Гусь шипит» — Ш Ш Ш

Дифференциация звуков [с — ш] в словах

Нас – наш брось – брошь

Вас – ваш плюс – плюш

Кис – кыш мыс – мышь

  1. Упражнения: «Насос» — С С С, «Гусь шипит» — Ш Ш Ш

Дифференциация звуков [с — ш] в словах, где звуки С – Ш в одном слове

Са-ша, су-шу, су-ша, со-шёл, су-шить, ше-лест, шос-се, суш-ка, сош-ка, Саш-ка, ско-шу, сти-шок, шес-ток, спе-шить, смеш-ная, спеш-ка, сплош-ной, шанс, шест, сшить, су-шё-ный, Са-шень-ка, сы-ниш-ка, ду-шис-тый, пу-шис-тый, ма-ши-нист, шах-ма-тист, пас-туш-ка, пас-ту-шок, пус-тыш-ка, ста-руш-ка, вес-нуш-ки, сол-ныш-ко, пос-луш-ный, шест-ви-е, пу-те-шест-ви-е.

  1. Упражнения: «Насос» — С С С, «Гусь шипит» — Ш Ш Ш

Дифференциация звуков [с — ш] в словосочетаниях

Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка;

Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип;

Смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.

  1. Упражнения: «Насос» — С С С, «Гусь шипит» — Ш Ш Ш

Дифференциация звуков [с — ш] в словосочетаниях

Сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка;

Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип;

Смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.

  1. Упражнения: «Насос» — С С С, «Гусь шипит» — Ш Ш Ш

Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 3 слов

Саша ест сушки. У Маши — санки. На сосне — шишки. Наш дедушка — машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

  1. Упражнения: «Насос» — С С С, «Гусь шипит» — Ш Ш Ш

Дифференциация звуков [с — ш] в предложениях из 4 слов

У Наташи — сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски стоят в шкафу. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый поясок. Соня пишет без ошибок. Собака Каштанка ест мясо. Мишка ест из миски.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не.

Данная презентация предназначена для медиа поддержки коррекционных логопедических занятий с детьми старше-подготовительного возраста, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Презентация может.

Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах.Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, внимание, слух; воспитывать.

Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова .

Для повышения эффективности коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы привлекаем родителей к активному сотрудничеству,предлагая закрепить.

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з.

Упражнения по дифференциации звуков: ЖШ, СШ, ЗЖ
картотека по логопедии на тему

Упражнения по дифференциации звуков: Ж/Ш, С/Ш, З/Ж в словах,предложениях,играх

Скачать:

ВложениеРазмер
uprazhneniya_po_differentsiatsii_zvukov.docx77.3 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ж] И [Ш]

1. Прочитай слова и ответь, какой звук [Ж] или [Ш] слышно в словах:

Жар, шар, шаль, жаль, шаткий, жатка, жаба, шапка, ежата, мышата, мешать, лежать, лошадка, вожатый, ложа, лошадь, Луша, лужа, лёжа, Лёша, кожа, коша.

2. Назови последний слог в словах:

Гру ша , лу жа , Ма ша , ло жа , кры ша , ко жа , лу жа , ме жа .

3. Прочитать слова, выделяя звуки «Ш» и «Ж»:

Шёпот, жёлоб, жёлудь, шёл, шёлк, жёлтый, лужок, пушок, дружок, вершок, рожок, горшок, мешок, должок, пирожок, порошок, дружок, петушок, жонглёр, шофёр.

4. Добавь слоги «ЖОК» и «ШОК» и прочитай слово.

утю- дру- творо- сапо-

ро- фла- бере- сте-

лу- пиро- пры- дол-

пу- вер- арти- малы-

5. Измени слова по образцу:

Я жую – ты жуёшь.

• Я живу – ты … • Я режу – ты …

• Я ожидаю – ты … • Я стригу – ты …

• Я провожаю – ты … • Я бегу – ты …

7. Послушай, как звучат слова. Если услышишь в слове звук [Ш] – хлопни тихо, если звук [Ж] – хлопни громко.

Женя, шея, мишень, сажень, ближе, дальше, ниже, выше, ложечка, кошечка, бумажечка, букашечка.

Жить, шить, ширь, жир, жила, шило, пружинка, пушинка, машина, пружина, наживка, нашивка, ужин, ужи, уши, лыжи, мыши.

8. Добавь слоги «ЖИ» или «ШИ» и прочитай слова.

голы- ланды- камы-

9. Повтори слова, выделяя голосом звуки [Ж] и [Ш]:

Обожжешься, поживёшь, дружишь, жалеешь, пожнёшь, ожидаешь, бежишь.

10. Составь предложения из данных слов:

• Журавль, жить, болото, у.

• Лягушка, жить, болото, в.

• Швея, желтый, шить, жакет.

• Бабушка, на, лежанке, лежать.

• Книжки, положить, в, книжный, шкаф.

• Бабушка, Женя, варежки, вяжет.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СА», «ША»

1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в словах: [С] или [Ш]?

Шапка, сайка, шалун, салют, сапёр, шахтёр, шалаш, салат, шалфей, салфетка, решать, тесать, писать, мешать, лошадка, посадка.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СО», «ШО»

1. Послушай слова, покажи нужные карточки.

Шорох, сорок, мешок, лесок, пушок, кусок, вершок, песок, носок, ремешок, мышонок, спросонок.

Зашифруй эти слова буквами «С» и «Ш»

2. Объясни значение слов:

3. Добавь нужный слог «ШОК» или «СОК» и прочитай слово.

гор- арти- но- коло-

ме- пету- ви- голо-

вер- гребе- вы- поя-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СУ», «ШУ»

1. Зашифруй слова, используя вместо букв знаки:

Шутки, сутки, шумно, сумка, суметь, шуметь, пишу, несу, пасу, плясун, пашу, пляшу.

Проверь свои шифровки:

2. Добавь слоги «СУ» или «ШУ» и прочитай слоги.

• Надо писать, и я ПИ-

• Надо плясать, и я ПЛЯ-

• Надо пахать, и я ПА-

• Надо нести, и я НЕ-

• Надо пасти, и я ПА-

• Надо просить, и я ПРО-

• Надо махать, и я МА-

УПРАЖНЕНИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СЫ», «СИ», «ШЫ»

1. Добавь нужный слог «ШИ» или «СЫ» прочитай слово.

У осла длинные У- (ши) У мамы красивые БУ- (сы)

Красивые ВОЛО- У Кати две КО-

Распустились ЛАНДЫ- В магазине ВЕ-

Малыши-ГОЛЫ- На доме КРЫ-

В детском саду МАЛЫ- Вкусные КОЛБА-

На валенках ГАЛО- У тигра ПОЛО-

В реке плавают ЕР- Жужжат О-

На берегу реки КАМЫ- На земле РЕЛЬ-

В магазине КАС- Две пушистые ЛИ-

Капельки РО- В подвале КРЫ-

2. Посмотри на свою ладонь, её положение напоминает положение языка.

Прочитай слова и покажи руками звуки [С] или [Ш].

Ваш, вас, нас, наш, басня, башня, красный, каска, кашка, часто, чашка, паста, пашня, рубашка, колбаска, рос, грош, камыш, кумыс, Яшка, ясно, клюшка, люстра, пошла, росла, пешки, песни, мести, мешки, мишка, миска, вишня, виснет, виски, тиски, рис, шляпа, слякоть, смел, шмель, шторы, шпалы, спали.

3. Игра «Наоборот».

Подними руку ладошкой вверх – произнеси слог со звуком [Ш]; опусти ладонь вниз – произнеси слог со звуком [С]. А теперь все наоборот:

ША – СА СА – СЫ – ШИ –

4. Игру «Наоборот» продолжи словами:

сутки – шутки крыса –

шутки – сутки крыша –

5. Исправь ошибки в предложении:

На лугу поспела каска,

Каску ест корова Машка.

Машке нравится обед –

Ничего вкуснее нет!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Вот высокая басня.

Вот поучительная башня.

Мы сварили кассу.

Заплатили деньги в кашу.

У кота длинные уши.

У осла длинные усы.

6. Произнести слова:

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, Сашуля, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, смышлёный, расшумелась, суша, пастушок, веснушки, скворушка, шустрый, машинист.

7. Произнеси все слова, не переставляя звуки [С] и [Ш].

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть,

И у него тетрадки есть,

И счетных палочек не счесть,

И он читать старается,

То, значит, он (вернее я),

То, значит, он (вернее я),

Он в школу собирается!

8. Прочитай вслух текст.

У Сашеньки босоножки.

Саша шла со старушкой.

Паша-трусишка, страшно ему.

Кошки сидят на окошке и греются на солнышке.

Испугался петушок, упал с крыши на шесток.

Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.

Шесть котят есть хотят.

Расшумелись на опушке птицы: сойки и кукушки.

По шоссе несутся машины.

Наташа ест сушку.

Мыло душистое и полотенце пушистое.

Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

9. Объясни, как ты понимаешь пословицу:

• Поспешишь – людей насмешишь.

• Как постелешь, так и поспишь.

• Песней поле не выпашешь.

• Поспешишь – людей насмешишь.

• Отольются кошке мышкины слёзки.

• Не спеши языком, а спеши делом.

10. Прочитай с выражением:

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Шаг ровней держите мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает час мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗА», «ЖА»

1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в каждом слове [З] или [Ж]?

Жал, зал, пожар, базар, заря, жара, залей, жалей, база, баржа, дерзать, держать, лужайка, зайка, лизать, лежать, сажать, сказать, вязать, бежать, закат, жакет, берёза, лёжа.

2. Добавь нужный слог «ЗА» или «ЖА» и прочитай слово.

блу- ло- поль- зано-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗО», «ЖО»

1. Внимательно слушай слова. Вместо слова со звуком [З] нарисуй (губы в улыбке); вместо звука [Ж] – (губы круглые).

Зоя, Жора, узор, лужок, стожок, возок, глазок, флажок, должок, дозор, прыжок, разок.

Проверь свою запись:

2. Добавь нужный слог «ЗОК» или «ЖОК» и прочитай слово.

пиро- пры- творо- бере-

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗУ», «ЖУ»

1. Зашифруй слова со звуком.

Жук, зуб, везу, вяжу, гляжу, внизу, в грозу, грожу, грызу, брожу, вижу, снизу, хожу, ползу.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗЫ», «ЗИ», «ЖИ»

1. Прочитать слова, выделяя звуки «З» или «Ж»

Тазы, ножи, жидкий, зыбкий, жир, пузырь, ежи, возы, кожа, козы, рыжий, сизый, ёжики, языки, музыка, рыжики, похаживать, показывать, называть, наживать, снежинка, корзинка, вези, лежи.

2. Добавь слог «ЗЫ» или «ЖИ» и прочитай новое слово.

зака- нака- лы- отка-

3. Определи, чем отличаются слова:

4. В каждом слове движениями руки повтори движения языка:

Важный, разный, гораздо, каждый, монтажник, проказник, дружный, грузный, таёжный, слёзный, грозный, тревожный, дождик, гвоздик, поздно, можно, дорожный, паровозный, пирожное, мороженое, морозное, обождать, опоздать, полезный, денежный, подожди-ка, гвоздика, книжный, капризный, нежный, резвый.

5. Прочитай слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заряжать, заслужить, закружить, зажигалка, завизжал, железный, возможно.

6. Добавь к каждому слову предлог «за» по образцу.

7. Повтори фразы:

Жеребёнок забежал во двор.

Захар заряжал ружьё.

Залежи железной руды.

Женя заслужил награду.

Он помог задержать врага.

Пёс лежал и лизал лапу.

Он кричит на весь базар, будто сделался пожар.

Мы поедем на лужок и возьмём с него стожок.

Женя резал хлеб.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для педагогов.

Предлагаемые упражнения позволяют в игровой форме дифференцировать звуки в словах, провести звуковой и слоговой анализ слов, а также поработать над некоторыми грамматическими категориями. Игровые упра.

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согл.

Упражнения, способствующие устранению дефектов произношения звуков [Л] и [Й], развитию слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического восприятия, логического и понятийного мышления.

Упражнения способствуют устранению дефектов звукопроизношения звуков [Л] и [В], развитию слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического восприятия, логического и понятийного мышления.

В статье раскрываются способы формирование навыка самоконтроля за правильным произношением и различением звуков при воспроизведении слов разной звукослоговой наполняемости с применением компьютерных т.

Работа над звуком, от его постановки до введения в речь – сложный процесс выработки устойчивого речевого навыка. Однообразное повторение слогов, слов, чистоговорок, текстов быстро надоедает ребе.

Школьная пресса

Корзина
  • Главная
  • Об издательстве
  • Условия подписки
  • Авторам книг
  • Рекламодателям
  • Прайс-лист

Журналы / Электронные журналы

Книги / Электронные книги

  • Воспитание школьников
  • Воспитание школьников. Электронное периодическое издание. Приложение на CD-диске
  • Воспитание и обучение детей с нарушениями развития
  • Дефектология
  • Дошкольник. Младший школьник
  • ДОШКОЛЬНИК. Методика и практика воспитания и обучения
  • Задушевные беседы
  • Духовно-нравственное воспитание
  • Духовно-нравственное воспитание. Электронное периодическое издание. Приложение на CD-диске
  • Духовно-нравственное воспитание. Основы исламской культуры
  • Духовно-нравственное воспитание. Основы иудейской культуры
  • Духовно-нравственное воспитание. Основы буддийской культуры
  • Биология в школе
  • Биология в школе. Электронное периодическое издание. Приложение на CD-диске
  • Биология для школьников
  • География в школе
  • География в школе. Электронное периодическое издание. Приложение на CD-диске
  • География для школьников
  • Математика в школе
  • Математика в школе. Электронное периодическое издание. Приложение на CD-диске
  • Математика для школьников
  • Математика в профильной школе. ФРАКТАЛ
  • Преподавание истории и обществознания в школе
  • Преподавание истории и обществознания в школе. Электронное периодическое издание
  • История и обществознание для школьников
  • Русская словесность
  • Русская словесность. Электронное периодическое издание. Приложение на CD-диске
  • Русский язык и литература для школьников
  • Физика в школе
  • Физика в школе. Электронное периодическое издание. Приложение на CD-диске
  • Физика для школьников
  • Физическая культура в школе
  • Физическая культура в школе. Электронное периодическое издание. Приложение на CD-диске
  • Химия для школьников
  • Школа и производство
  • Школа и производство. Электронное периодическое издание. Приложение на CD-диске
  • ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ «НОВАЯ ШКОЛА»
  • ОКО. Оценка качества образования
  • ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
  • АКЦИЯ! Распродажа остатков тиражей книг от 10 до 50 рублей
  • Комплекты по льготной цене со скидкой до 35%
  • РАННИЙ ВОЗРАСТ. Воспитание и развитие
  • Программа «СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЁНОК». ФГОС / Под ред. С.А. Козловой
  • ФГОС: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
  • Формирование представлений о социальном мире
  • Технология. ИЗО
  • ФГОС: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
  • Нравственно-патриотическое воспитание
  • Познавательно-исследовательская деятельность. Дидактический материал в картинках
  • Развитие речи через познание окружающего мира. ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ В КАРТИНКАХ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 3–5 ЛЕТ.
  • ВРЕМЕНА ГОДА, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Демонстрационный и дидактический материал в картинках
  • Диагностика и проверка и закрепление знаний об окружающем мире Предшкольная подготовка
  • МАТЕМАТИКА. Обучение счету: Развитие первоначальных математических представлений
  • РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ. Подготовка к письму
  • ФГОС: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ: лексика, грамматический строй речи, связная речь
  • Обучение ГРАМОТЕ и ЧТЕНИЮ. Подготовка к школе
  • Русские народные сказки. Иллюстрированные сказки для самых маленьких. «КРУГ ЧТЕНИЯ. ДОШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА»
  • ИГРАЕМ В СКАЗКУ (ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ СКАЗКИ)
  • Хрестоматия для дошкольников «Круг чтения. Дошкольная программа». Антология детской литературы
  • ФГОС: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • ФГОС: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. (Здоровье. ОБЖ)
  • ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. ЭТИКА. УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ
  • В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями
  • Коррекционно-педагогическое сопровождение развития. Логопедия
  • Логопедия. Коррекционное обучение
  • Видео, диски
  • НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
  • ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
  • СРЕДНЯЯ ШКОЛА. ВУЗЫ
  • Педагогика. Психология. Этика. Право
  • География в школе
  • Математика
  • Русский язык и литература
  • Русская словесность
  • Литература. Круг чтения: Школьная программа
  • Трудовое обучение. Технология. Черчение
  • Физика
  • Биология
  • РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
  • ЭЗОТЕРИКА. ПАРАПСИХОЛОГИЯ
  • Медицинская литература.Популярная и нетрадиционная медицина

Главная Книги ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. ЭТИКА. УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ

Практические упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков

  • Автор*: Боос Валентина Юрьевна / Кандаурова Алла Дмитриевна
  • Наличие: На складе
  • Объем: 48 с.
  • Покрытие: Обложка
  • Формат: 70×100/16 (168 x 235 мм)
  • Аннотация /
  • Содержание /
  • Комментарии /

Пособие включает практические упражнения, направленные на исправление звукопроизношения у детей дошкольного и школьного возраста с речевой патологией. В основу упражнений положены приемы автоматизации и дифференциации звуков. Предлагаемый речевой материал имеет существенную особенность: он составлен на все отрабатываемые звуки, но при коррекции конкретного звука исключаются слова и фразы с дефектно-произносимыми звуками.

Данное издание будет интересно и полезно как логопедам, так и родителям проблемных детей.

Дефекты звукопроизношения в той или иной степени широко распространены у детей дошкольного и школьного возраста. Среди них нередко встречаются дети с тяжелой речевой патологией: дизартрией, алалией, ринолалией. У некоторых детей наблюдаются смешанные речевые диагнозы, например на фоне алалии диагностируется дизартрия (стертая ее форма).

В данное пособие включены практические упражнения, направленные на исправление звукопроизношения у детей с речевой патологией, разработанные специалистами «Центра коррекции речи» (Северо-Восточный административный округ г. Москвы).

В условиях Центра работа по коррекции звукопроизношения у детей со сложным речевым диагнозом имеет определенную специфику:

• процесс обследования ограничен определенным временем, поэтому его целесообразно проводить поэтапно. На начальном этапе оценивается состояние устной диалогической речи ребенка с близким и незнакомым взрослыми, по возможности, с другими детьми;

• отслеживаются реакция ребенка на незнакомую обстановку, выбор и характер игровой деятельности, выбор игрушек (для дошкольников);

• родители часто присутствуют как при проведении обследования, так и на занятиях, что позволяет включить их в процедуру обследования и коррекционно-развивающий процесс.

Подробнее остановимся на том, как осуществляется обследование звукопроизношения у детей. Непосредственно обследование звукопроизношения строится с учетом выбора предпочтений ребенка. Ему предлагаются на выбор картинки и вербальные повторения. Родители активно участвуют в процессе обследования.

Чтобы исправить поставленные звуки при таких сложных нарушениях, важно объяснить родителям онтогенез речевого развития: в норме звукопроизношение формируется у ребенка к 5 годам, звуки родного языка развиваются поэтапно. Важно как можно раньше активизировать эти звуки.

Работа над звукопроизношением включает несколько этапов:

• автоматизация звука в слогах, словах и фразе;

• введение в речь.

Автоматизация звука — это выработка навыка, который требует систематической и длительной тренировки. Как правило, у детей, обращающихся за помощью в наш Центр, нарушены все группы звуков, поэтому при работе над отдельным звуком на этапе автоматизации необходимо подбирать слова, которые исключают остальные дефектные звуки.

Сначала отрабатываем звук в начале слова, затем в конце, в середине и далее в словах со стечением согласных звуков.

Лексический материал наглядно показывает, как происходит это на практике. Предлагаемый в пособии речевой материал имеет определенную ценность: он составлен на все отрабатываемые звуки, но при коррекционной работе над отрабатываемым звуком исключены слова и фразы с дефектно-произносимыми звуками.

Эффект от работы с данным материалом повышает качество в несколько раз, потому что ребенок, закрепляя корригируемый звук, не закрепляет остальные дефектные звуки. В связи с этим процесс формирования правильной речи ускоряется.

ВМЕСТЕ С ЭТОЙ КНИГОЙ ПОКУПАЮТ:

Домашний логопед. Видео уроки

  • Автор*: Боос Валентина Юрьевна
  • Год издания: 2008
  • Наличие: На складе
  • Аннотация /

Логопед видео уроки. В возрасте до 6 лет многие дети неправильно произносят звуки и слова, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Данный фильм содержит в себе несложные упражнения, с помощью которых в игровой, непринужденной манере Вы поможете своему малышу научиться правильно произносить звуки и слова.
« Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы все это вошло в привычку, — можно творить». (К.С. Станиславский).

DVD Video
Формат изображения: 4:3
Звук – DOLBY DIGITAL 2.0 RUS
Продолжительность – 80 минут
Жанр – Обучающая программа
Режиссер – Д. Попов-Толмачев
Региональный код: 0 (All)
Количество слоев: DVD-5 (1 слой)
Региональный код: 0 (All)
Количество слоев: DVD-5 (1 слой)

Цена фильма на DVD: 120.00 руб.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru