Gorod-kids.ru

Мама и я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психоэмоциональные расстройства при беременности Необходимость их коррекции

Стресс во время беременности

О том, что беременным нельзя волноваться, знает практически каждый. Действительно, ученые подтверждают, что стресс во время беременности оказывает негативное влияние на организм будущей мамы и на ее ребенка 1 . Чтобы вовремя взять ситуацию под контроль, беременной женщине нужно понимать вероятные причины стресса и все его последствия, а так же способы борьбы с нервным перенапряжением.

Основные причины стресса и его проявления

Стресс во время беременности, к сожалению, явление частое. Полностью оградить себя от стрессовых ситуаций не удается ни одной представительнице прекрасного пола. Среди главных провоцирующих стресс факторов в период вынашивания ребенка специалисты выделяют 2 :

  • гормональные изменения в организме женщины;
  • конфликты в быту и на работе;
  • несчастье в семье или напряженная семейная ситуация;
  • сильная боязнь за ребенка и переживания, связанные со страхом предстоящих родов;
  • тревога перед будущим материнством и страх не справиться со своими обязанностями.

Даже небольшой конфликт на работе или ссора в семье могут повлиять на состояние беременной женщины. Стресс, который часто повторяется, может привести к снижению функции щитовидной железы, вызвать нервное истощение и ухудшение иммунитета. В свою очередь, такие изменения становятся причиной нарушения развития плода, поэтому игнорировать любые проявления стресса и нервное перенапряжение нельзя ни в коем случае 2 .

Распознать стресс во время беременности несложно. У женщин с подобной проблемой присутствуют классические признаки неврастении (невротическое расстройство), которые многие привычно называют истощением нервной системы 1 :

  • повышенная утомляемость и сильная усталость даже после полноценного сна;
  • плохая концентрация и постоянное недовольство всем происходящим;
  • аллергические реакции на коже;
  • нарушение функции сна (бессонница, сильное желание спать днем, кошмары по ночам);
  • чувство тревоги и беспокойство;
  • общая слабость на фоне головокружения с учащенным сердцебиением.

Последствия стресса во время беременности

Первые недели беременности тяжелы физически и эмоционально. Организм начинает перестраиваться, проявляется токсикоз, женщине необходимо осознать свое положение и построить планы на ближайшее будущее. Все это может сопровождаться стрессом. Даже после подтверждения беременности врачом будущая мама может продолжать скрывать от окружающих факт ее наступления, что провоцирует особенно нервные ситуации.

Во втором триместре беременности женщина чувствует себя лучше. Токсикоз отступает, и будущая мама начинает наслаждаться своим положением. В это время малыш продолжает активно расти и развиваться, поэтому становится особенно чувствительным к изменениям в организме матери, включая гормональные всплески, связанные со стрессом.

На 28 неделе беременности начинается третий триместр. Теперь малышу не так страшны вредные факторы, все его органы уже успели сформироваться и продолжают крепчать. Но это не значит, что теперь можно нервничать и волноваться без последствий. Важно понимать, что сильный стресс на поздних сроках может привести к преждевременным родам, так как под влиянием скачков гормонов матка приходит в тонус.

Состояние излишнего психоэмоционального напряжения с тревожностью разного уровня наблюдается более чем у 40% женщин с нормально протекающей беременностью 1 .

Как побороть стресс

Если избежать стрессовых ситуаций не удается, необходимо приложить максимум усилий, чтобы быстро справиться с его влияниями и не допустить развития последствий. Очень важно научиться контролировать себя, ведь от этого зависит здоровье будущего крохи.

В условиях стресса специалисты советуют беременным женщинам успокоиться и проанализировать ситуацию, выделив основные факторы, провоцирующие нарушения состояния нервной сферы. После этого, в зависимости от причин развития нервного истощения, целесообразно сделать следующие шаги: 1

  • принять тот факт, что физические и психологические изменения, связанные с беременностью – временное явление, которое вскоре закончится;
  • побороть страх перед родами и прекратить бояться этого физиологического процесса — настроить себя на то, что боль в родах – это маленькая часть самого счастливого момента в жизни и является ничем в сравнении с долгими годами радостного материнства;
  • не отказывать себе в маленьких радостях, если хочется съесть кусочек шоколада на ночь – лучше это сделать и не злиться по пустякам;
  • говорить родным о своих желаниях и просить проявить больше заботы в отношении беременной;
  • не стесняться всех особенностей своего положения и быть более открытыми миру;
  • найти себе хобби, которое поможет успокоить нервную систему и принесет дополнительный заряд положительных эмоций;
  • проконсультироваться с врачом о любых дополнительных методах, способных помочь в борьбе со стрессом;
  • участвовать в групповых занятиях с психологом в рамках дородовой подготовки;
  • при необходимости посетить психотерапевта и определить точную причину волнений.

Ни в коем случае нельзя позволить стрессу негативно влиять на процесс беременности, ведь она является одним из самых трепетных, волнительных и счастливых моментов в жизни каждой женщины. Поэтому будущая мамочка должна сполна насладиться этим замечательным временем. Но нужно помнить, насколько важно сохранять спокойствие, от которого зависит не только ее самочувствие, но и здоровье малыша.

Важное примечание: материал носит информационно-справочный характер и не заменяет собой консультацию специалиста или визит к лечащему врачу.

  1. Тютюнник, В. Психоэмоциональные расстройства при беременности. Необходимость их коррекции. / В. Л. Тютюнник, О. И. Михайлова, Н. А. Чухарева // РМЖ – 2009 г. – С.1386-1388.
  2. Блох, М. Психологические характеристики женщин с диагнозом «привычное невынашивание беременности» / М. Е. Блох // Психотерапия – 2012 г. – №11 – С.83-88.

Влияние беременности на психоэмоциональное состояние женщины

Нарушения течения беременности и родов обуславливают ряд заболеваний у новорожденных детей. Провоцирующими факторами, которых могут выступать тревожность и эмоциональная неустойчивость беременной женщины.

Оценка течения беременности и родов относительно недавно перестала сводиться к преимущественному исследованию физиологических процессов. Ранее психоэмоциональный статус беременной женщины абсолютно игнорировался, так как влияние психоэмоционального состояния беременной на благополучие новорожденного не изучалась и как правило не часто принималась во внимание в рамках традиционной медицины. В настоящее время наметилось значительное взаимодействие перинатальной психотерапии и акушерской практики. Данная тенденция пришла с запада и продолжает распространяться и укоренятся во всем мире. Актуальность, которой, прежде всего, связана с нарастающей потребностью в психотерапевтическом сопровождении беременной женщины.

Психотерапевтическое сопровождение беременной женщины в нашей стране, по ряду причин, ляжет на врачей женской консультации.

Согласно статистическим исследованиям в данной области, среди пациенток, находящихся на лечении в акушерско-гинекологическом стационаре, 35% женщин нуждаются в специализированной психологической помощи [1].

Следует отметить, что в настоящее время большое внимание уделяется воздействию психологического и эмоционального состояния женщины на репродуктивную функцию, течение беременности, перинатальные исходы [2]. Скопилось огромное количество исследований, которые подтверждают то, что неадекватное поведение женщины в период беременности, неадекватные реакции на стрессовые ситуации, встречающиеся в жизни, являются причиной большого количества самых разных патологических состояний у ребенка, а именно — поведенческих, психологических, соматических [3, 4]. Кроме того, известно, что в период беременности пагубное влияние неблагоприятных условий на потомство не ограничивается одним поколением. Появился вопрос о существовании трансгенерационных эффектов антенатального стресса, которые регистрируются не только в первом (F1), но и в следующих поколениях (F2-F4) [5].

Начало беременности является самым сложным периодом для женщины, как в физиологическом, так и в эмоциональном плане. Как раз в этот период беременные страдают от раннего токсикоза, полностью начинает происходить гормональная перестройка организма. Всё это влияет и на эмоциональный фон [1].

По мнению О. С. Васильевой в период беременности роль психологического состояния для матери, ребенка, общества в целом.

Эмоциональный фон матери в период беременности оказывает большое влияние на течение беременности и родов, дальнейшее отношение женщины к ребенку и к себе, на формирование его самосознания и всецело человеческих качеств.

В основном для всех женщин во время беременности характерны частые эмоциональные перепады, именно поэтому, настроение такой женщины меняется едва ли не каждый час [6]. Большое значение в формировании эмоционального статуса беременной женщины имеет желательность беременности, отношение к ней в семье, развитость личностных качеств, психологическая готовность женщины к роли матери. Именно эти переменные и определяют отношение женщины к своему настоящему положению, к предстоящим родам и взаимоотношению с будущим ребенком.

Во многих литературных источниках по перинатальной психологии беременность многократно истолковывалась как кризис, влекущий за собой резкие перемены личностных качеств женщины.

Согласно Шпицеру Р.А., среди трех тысяч исследованных женщин, получающих акушерско-гинекологическую медицинскую помощь, 20% имеют нервно-психические нарушения, из которых только 33 — 35% во время беременности получают психотропные препараты. У 28,6% женщин в возрасте 36 лет и старше беременность является значимой причиной ухудшения состояния здоровья, а у женщин в возрастной группе от 21 до 25 лет это прослеживается практически в 4 раза реже.

Читать еще:  Внематочная беременность: причины и симптомы

По мнению В. В. Абрамченко, осложнения во время беременности нередко являются соматическими выражениями внутриличностного конфликта, который связан с негативной ситуацией материнства. Согласно статистическим данным, нежеланные дети рождаются преждевременно приблизительно в 8 раз чаще, чем желанные. Однако в 45% случаев признаки морфофункциональной незрелости обнаруживаются и у доношенных нежеланных младенцев. Среди нежеланных детей 46,9% имеют необходимость в интенсивной терапии в связи с появившимися после родов осложнений соматического и неврологического характера, а из числа желанных младенцев 14,8%.

Этап беременности считается для женщины критическим периодом, располагающим возможностью личностного роста. Тем не менее, женщина может данной возможностью и не воспользоваться, сберегая при этом умение к адаптации к этому непростому жизненному кризису. В данном варианте целесообразно утверждать об адаптивном развитии во время кризиса беременности. Значимой особенностью адаптивного развития считается зависимость активности личности от какой-нибудь предварительно данной норме или задачи, которая в результате подчиняет себе жизненный путь индивидуума (постулат сообразности). В. А. Петровский, в зависимости от интерпретации предусмотренной цели, выделил три вида постулата сообразности: гомеостатический, гедонистический и прагматический. Согласно гомеостатическому варианту устанавливается, что все взаимодействия организма как единой системы, пассивно адаптирующейся к влияниям среды (социальной и физической), требуются для того, чтобы вернуть организм в положение равновесия. При различных формах выражения этой мысли в психологии сохраняется неизменной идея, что поведение индивидуума зависит от заранее предустановленной итоговой цели – установить баланс с обществом, или добиться равновесия с самим собой. Соответственно гедонистическому положению анализа поведения личности, всякие поведенческие акты ориентированы на максимизирование удовольствия и минимизирование мучения. Прагматический способ анализа поведения состоит в том, что любое оптимальное поведение направлено на максимизацию результата при наименьших затратах. Таким образом, понятие адаптивного поведения конкретизируется постулатом сообразности. Разные варианты анализа адаптивности психического развития предполагают, что маршрут психического здоровья неразрывно взаимосвязан с уровнем психической адаптации человека (в зависимости от пониманиями задач этой адаптации). При этом болезнь трактуется как итог нарушения адаптации. В общем, адаптивное развитие представлено в данной работе как альтернатива здоровому развитию и определяется как пассивное адаптивное поведение (которое в отечественной психологии противопоставляется неадаптивной активности), неспособностью осознанно выбрать направление своего развития и принять ответственность за будущее своего личностного роста. Сделать выбор предполагает открыть себя новому, неожиданному опыту, рискнуть узнать непознанное. Личность на детерминированных этапах своего жизненного пути переходит, по утверждению А.Г. Асмолова, от адаптивной модели своего развития к модели активности личности, для описания которой скорее подходит язык неклассической психологии. За это личность получает награду – наслаждение благополучием.

Выделяют адаптивное направление развития в период кризиса беременности на основании факта о том, что, несмотря на свою физиологичность, беременность из-за трудности к адаптации к ней в сущности является периодом особого риска для соматического и психического здоровья женщины. Тело и психика подвергаются серьезной модификации,чувствительная сфера женщины становится более изменчивой и нередко противоречивой. Само наличие беременности некоторыми женщинами трактуется как психическая травма [7].

Таким образом, следует заключить, что для выделения адаптивного направления развития в период беременности является не только концепции адаптивного-неадаптивного поведения, представления о кризисе как выборе между двумя альтернативными вариантами решения жизненных задач, но и результаты работы клинических психологов.

1. Ходаревская И. В. Индивидуально-психологические особенности беременных с угрозой выкидыша // Материалы научно-практической конференции. — Киров.: НИИ гематол. и перелив. Крови. 2011.

2. Аведисова А.С. Тревожные расстройства // Александровский Ю.А. «Психические расстройства в общемедицинской практике и их лечение». М: ГЭОТАР-МЕД. 2004. С. 66-73.

3. Батуев А.С. Возникновение психики в дородовый период // Психологический журнал. — 2000.-Т. 21.-№ 6.-С. 51–56.

4. Батуев А.С., Соколова Л.В. Ученье о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» // Вестник СпбГУ. — 1994. -Вып.2.-С. 82–102.

5. Граф, А. В., Дунаева Т. Ю., Маклакова А. С., Маслова М. В., Соколова Н. А. / Трансгенерационные эффекты антенатального стресса разной этиологии. / Физиология человека и животных/ — 2012. №5 — С. 529 — 530.

Лечение расстройств пищевого поведения

В Центре детского здоровья МЕДСИ в Москве проводится лечение расстройств пищевого поведения (РПП) у подростков. С пациентами работает врач-психотерапевт с внушительным опытом. Терапия осуществляется с применением различных методик, что позволяет достигать выраженных результатов даже в ограниченные сроки. К работе привлекаются врачи узких специализаций. Это позволяет не просто устранить имеющиеся проблемы, но и сократить негативные последствия от них для всего организма. На фоне комплексного, деликатного медико-психологического подхода РПП останется досадной неприятностью пубертатного периода и не будет иметь последствий в юношеском и взрослом возрасте.

Терапия пищевого поведения. Актуальность, особенности и методы

Различные нарушения могут встречаться как у здоровых, так и у нездоровых людей. Во многом это обусловлено степенью вовлеченности личности в вариации питания. Ранняя диагностика и терапия позволяют увеличить вероятность быстрой их коррекции и достичь полного выздоровления.

Особого внимания заслуживают нарушения в подростковом возрасте. Часто они выявляются не сразу, потому что пациенты скрытны, недоверчивы и протестны, не признают авторитетов и других мнений. Они симулируют или отгравируют проблемы, отказываются от помощи, принимают решения самостоятельно, ставят взрослых перед фактом запущенного состояния. Своевременно оказанное психотерапевтическое и медикаментозное лечение расстройств пищевого поведения подростков, которое зачастую проводится по запросу взрослых, поможет выйти из кризиса с наименьшими потерями, сформировать адекватное реагирование на стрессы и не пропустить начало психического заболевания.

Характерная особенность возраста – недоверчивость, скепсис, увлеченность новыми идеями и скрытность. Часто родители – последние люди, которые узнают о проблеме. Подростку помогать трудно, потому что за помощью он обращается тогда, когда уже нужна конкретная мультипрофессиональная помощь психиатра, гастроэнтеролога, эндокринолога и других специалистов.

Как вести себя взрослым при обнаружении нарушения пищевого поведения и при необходимости в лечении таких проблем у подростка?

Родителям нужно быть спокойными и постараться не потерять контакт со своим ребенком. Любое давление может вызвать протест. Возможно даже асоциальное поведение!

Лечение расстройств пищевого поведения в нашем центре в Москве проводится с разработкой индивидуальной программы. Она зависит от причины патологии, состояния пациента и других факторов. Предварительно врачом обязательно проводится диагностика и ставится точный диагноз. В некоторых случаях больной госпитализируется (при низком индексе массы тела, повышенном или пониженном артериальном давлении, опасных нарушениях в работе сердца, почек, желудка и иных органов). Терапия психотерапевтом проводится только после снятия острых симптомов.

Методы лечения булимии и других расстройств в бесплатных государственных и платных центрах в Москве

Лекарственная терапия

Назначается исключительно психиатром в зависимости от состояния пациента. Как правило, проводится с целью устранения повышенной тревожности или депрессивного состояния, которые провоцируют приступы переедания.

Психотерапевтическая коррекция

Такое лечение расстройств пищевого поведения проводится с использованием большого количества методов. Подбираются они исключительно врачом, в соответствии с состоянием подростка, его индивидуальными особенностями и сопутствующими заболеваниями.

Ключевыми направлениями терапии являются:

  • Когнитивно-поведенческий метод. Врач помогает выявить ошибки мышления и выработать новую тактику поведения, которая позволит научиться устранять беспокоящие симптомы в обычной жизни
  • Мультисемейная терапия. Она подразумевает сеансы с каждым членом семьи и групповые занятия, позволяющие отслеживать все изменения, улучшать домашний психологический микроклимат, обучающие корректной и тактичной помощи больному
  • Диалектическая терапия. Она направлена на обучение людей альтернативным способам эмоциональной регуляции, которые никаким образом не связаны с отказом от пищи или перееданием
  • Арт-терапия. Такое лечение позволяет осознать, принять и выразить свои чувства, устранить негативные эмоции и получить положительные. В рамках занятий пациента учат альтернативным способам саморегуляции, не связанным с едой. По согласованию с подростком подбираются интересные для него виды деятельности: лепка, рисование и др.

Существуют и другие варианты помощи. Психотерапия подбирается индивидуально и только врачом. При этом методики могут комбинироваться. Их основной целью является восстановление контакта и доверия в семье.

Основные виды нарушений

  • Нервная анорексия. Она представляет собой неоправданное и преднамеренное снижение веса путем повышенных физических нагрузок, жестких диет и полного отказа от пищи
  • Булимия. Нарушение заключается в приступах переедания, после которых человек проводит различные очистительные процедуры (зачастую вызывает у себя рвоту) с целью избавления от съеденной пищи из опасения набрать лишний вес
  • Психогенное переедание. В этом случае еда становится своеобразной защитой от психологического дискомфорта и стрессовых ситуаций
  • Поедание несъедобного. Такой диагноз ставится только взрослым и подросткам. У маленьких детей аналогичное поведение вызывается другими факторами и обычно не требует помощи специалистов, а должно внимательно контролироваться родителями
  • Психогенная утрата аппетита. В этом случае пациенты отказываются от пищи по причине сильных переживаний. Подросток просто не испытывает чувства голода
Читать еще:  Все об УЗИ при беременности: 3D и 4D УЗИ

Причины возникновения и развития нарушений

Пищевые расстройства, лечением которых мы занимаемся, зачастую возникают под действием целого ряда факторов, в числе которых:

  • Личностные
  • Социальные
  • Эмоциональные
  • Физиологические

Спровоцировать нарушения могут:

  • Насмешки со стороны сверстников
  • Собственное недовольство фигурой
  • Критика со стороны родителей и других взрослых членов семьи
  • Серьезные стрессовые нагрузки и др.

Симптомы различных нарушений пищевого поведения

Для каждой патологии характерен определенный набор признаков.

  • Особым представлением о своем весе и размере
  • Постоянным контролем за количеством съеденной пищи
  • Отсутствием ощущения голода
  • Отрицанием проблемы, закрытостью и лживостью
  • Невозможностью питаться в присутствии других людей

Также окружающие могут замечать сужение социальных контактов человека, появление тревожности, раздражительности, слабости, снижения внимания, плохого сна.

Важно! Лечение анорексии следует начинать при обнаружении первых же признаков, так как в дальнейшем такое состояние может стать причиной чрезмерно низкого веса, обмороков и головных болей, головокружений, нарушений менструального цикла, патологий желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и иных систем.

Для булимии характерно неконтролируемое потребление пищи и быстрое избавление от нее путем провоцирования рвоты. Кроме того, подростки нередко до изнеможения занимаются спортом или длительное время голодают.

К признакам расстройства также относят:

  • Искаженное восприятие образа своего тела
  • Длительное пребывание в санитарном помещении (туалете) после еды
  • Повышенный интерес к мочегонным и слабительным препаратам, а также к различным очистительным методикам

Важно! Нередко при булимии у пациента сохраняется нормальный вес. По этой причине обнаружить нарушение достаточно сложно. Между тем, оно опасно тяжелыми осложнениями в виде патологий желудочно-кишечного тракта. Также развитие заболевания приводит к слабости и повышенной утомляемости, нерегулярным менструациям или их отсутствию, постоянному урчанию в животе или ощущению тяжести. Лечение булимии также следует начинать как можно раньше. Только в этом случае удастся предотвратить опасные последствия нарушения.

Невротическое переедание всегда сопровождается чувством вины и повышенной самокритикой.

К основным признакам патологии относят:

  • Ежедневное поглощение огромных порций еды (зачастую на высокой скорости)
  • Употребление пищи в одиночестве (из-за смущения)
  • Отсутствие контроля за количеством съеденного
  • Возникновение отвращения к себе после переедания

Лечение данного нарушения пищевого поведения также должно проводиться как можно быстрее и под контролем специалиста.

Характерные симптомы имеются и у других патологических состояний. Выявить их могут специалисты во время обследования пациента.

Диагностика нарушений

Обнаружение различных патологий проводится психотерапевтом. При необходимости пациенту назначаются лабораторные исследования и инструментальная диагностика. К работе могут привлекаться эндокринолог, гастроэнтеролог, кардиолог и другие специалисты.

Терапия назначается только после тщательного осмотра и консультаций, проведения необходимых обследований.

Преимущества лечения расстройств пищевого поведения в МЕДСИ

  • Опытный врач. У нас работают психотерапевты со стажем более 28 лет. Они располагают всеми необходимыми навыками и знаниями для эффективной помощи даже в запущенных случаях
  • Мультидисциплинарный подход. В центре детского здоровья на базе КДЦ КП работают все специалисты узких профилей: гастроэнтерологи, эндокринологи, гинекологи и др. Они привлекаются к взаимодействию с пациентом и успешно помогают ему не только преодолеть имеющиеся психические проблемы, но и устранить последствия переедания или голодания в виде нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта, эндокринной, сердечно-сосудистой и иных систем
  • Терапия всех патологий. В нашей клинике в Москве проводится лечение анорексии, булимии и других нарушений пищевого поведения. Мы готовы оказать комплексную поддержку как самим пациентам, так и их семьям
  • Индивидуальный подход. При подборе подходящих программ и методик терапии специалисты ориентируются на особенности подростка, его текущее состояние, наличие сопутствующих заболеваний

Если вы планируете обратиться в нашу клинику в Москве для лечения анорексии, булимии или других патологий, позвоните

Психоэмоциональное состояние женщины в период беременности, родов и послеродовый период

Ожидание ребёнка, роды и уход за новорожденнымявляются важнейшим периодом в жизни каждой женщины, который должен сопровождаться чувствами радости и удовлетворения. В тоже время эмоциональные, гормональные и физические изменения в организме женщины, которые происходят в этот период, могут вызвать грусть, растерянность, страх и, возможно, даже озлобленность и агрессивность. Молодые матери часто путаются в этих противоположных чувствах, особенно, когда встречаются с идеализированным общественным пониманием материнства. Несоответствие собственных чувств идеализированным социальным ожиданиям вызывает ощущение вины и стыда. Большинство женщин со временем справляются с этими эмоциональными проблемами, у некоторых же они не только не проходят, но и усиливаются, приобретая формы материнской депрессии.

Депрессия может быть вызвана фактом нежелательной беременности, воспоминаниями о пережитом сексуальном насилии, жестоком обращении в детстве. Хотя доказано, что депрессия может случиться практически с любой женщиной как во время, так и после беременности, следует обратить внимание на эти предпосылки и факторы риска, чтобы вовремя предотвратить или заранее подготовиться к возможным проявлениям депрессии.

Мать, находящаяся в депрессивном состоянии, не может оказывать положительного эмоционального воздействия на ребенка и в достаточной степени стимулировать его развитие, что чревато задержкой развития ребенка.

Некоторые женщины, страдающие от депрессии, перестают следить за собой. Они начинают неправильно питаться, страдают от постоянной усталости и бессонницы, не посещают врача, не следуют медицинским предписаниям, могут начать злоупотреблять вредными веществами, такими как табак, алкоголь и наркотики.

Депрессия может серьезно отразиться на способности женщины выполнять свои материнские функции. Утрата интереса к ребенку, раздражительность и усталость могут помешать матери дать ребенку необходимую любовь, нежность и ласку и обеспечить ему надлежащий уход. В результате у женщины появляется чувство вины, она теряет уверенность в себе как в матери, что еще более усугубляет ее депрессивное состояние.

В период беременности и после родов каждая вторая женщина может иметь те или иные проявления материнской депрессии, которая включает целый комплекс физических и эмоциональных изменений. Эти состояния могут иметь негативное влияние на психическое здоровье женщины, её материнские качества, жизнь семьи и развитие ребёнка

Дородовая депрессия протекает во время беременности, когда в организме женщины происходят биологические и гормональные изменения. К депрессивным симптомам можно отнести частую смену настроения, приступы плохого настроения, плаксивость, раздражительность, бессонницу. Но такие проявления время от времени имеют все беременные женщины. Поэтому очень важно распознать депрессию вовремя, т.к. многие женщины, которые пережили дородовую депрессию, продолжают страдать от неё и после родов. Своевременная консультация (врачей и психологов) здесь будет уместна.

Послеродовая грусть считается нормой. Через это состояние после родов проходят 50-80% женщин. Женщина может долго и неутешительно плакать без явного повода, ощущать утомление и раздражение, страдать от бессонницы. Такие симптомы обычно начинаются на пятый день после рождения ребёнка и длятся 7-10 дней. Эти симптомы проходят, не причиняют вреда матери и не мешают её ухаживать за ребёнком. Лечить послеродовую грусть нет необходимости. Главное, чтобы женщина и её окружение знали и понимали, что происходит с молодой матерью, чего следует ожидать и при необходимости могли обратиться за квалифицированной помощью.

Послеродовая депрессия является клинически определяемым состоянием, которое требует внимания медицинского работника. Во время беременности количество гормонов (прогестерона и эстрогена) в организме женщины резко увеличивается, а в течение первых 24 часов после родов стремительно падает до их нормального «небеременного» уровня. Учёные полагают, что быстрое изменение уровня гормонов и может вызвать депрессию. Ещё одной из причин возникновения послеродовой депрессии может быть уровень гормонов, вырабатываемый щитовидной железой. Низкий уровень гормонов щитовидной железы может провоцировать плохое настроение, потерю интереса к окружающему миру, раздражительность, слабость, трудности с концентрацией внимания, проблемы со сном и прибавлением веса. Анализ крови на гормоны щитовидной железы помогают выявить достоверную картину расстройства.

Симптомы послеродовой депрессии:

— длительные периоды плохого настроения,

— потерю интереса к жизни,

Читать еще:  Бронхит, как частое осложнение ОРВИ

— неспособность справляться с ритмом жизни,

— ощущение вины и отчаяния,

— чувство недооценки окружающих,

— снижение концентрации внимания,

— мысли о причинении вреда себе и ребёнку.

Такое состояние может длиться от нескольких недель до года и даже более. Приблизительно 8-15% родивших женщин переживают послеродовую депрессию. Женщина с такими симптомами требует немедленной помощи специалистов, особенно врачей.

Послеродовый психоз является наиболее сложным из всех состояний, связанных с материнской депрессией. Он включает как симптомы галлюцинаций и навязчивых идей, так и попытки самоубийства и убийства ребёнка. Из-за своей сложности послеродовый психоз считается чрезвычайной психиатрической ситуацией. Это состояние встречается у 1-3 женщин на тысячу, однако оно заслуживает самого пристального внимания, поскольку развитие симптомов может быть стремительным.

Психологи и медики едины во мнении, что за мало подвижный образ жизни во время беременности женщины расплачиваются осложнениями во время родов и здоровьем ребёнка.

Улучшение эмоционального и физического состояния женщин во время беременности, подготовка женщин к родам положительно влияет и на медицинские показатели – способствует благоприятному течению беременности и родов; уменьшающих количества родовых травм; снижающих болевых ощущений во время родов; количеству осложнений и оперативных вмешательств — женщина становится активной участницей в процессе родов, снижается уровень послеродовых депрессий; ускоряется адаптация к появлению нового члена семьи и т. д.

На сегодняшний день широкое распространение получают как отечественные, так и зарубежные методы подготовки к родам. Большое количество существующих исследований и разработанных программ посвящено поискам наиболее эффективных способов не медикаментозного обезболивания родов, обучению женщин с применением аутотренинга.

В последнее время при подготовке беременных женщин к родам все больший акцент делается на психические особенности беременных, их эмоциональное состояние, создание положительных эмоций и обеспечение оптимальной психофизической среды для рождения ребёнка.

В настоящее время в профилактической работе учитываются все компоненты подготовки к родам: формирование материнской доминанты, позитивного эмоционального настроя женщины на роды; обучение владению устойчивыми навыками самоконтроля в родах, дыханием, мышечным и общим психоэмоциональным расслаблением.

Охрана здоровья матери и ребенка, психическая и физическая полноценность будущего поколения является одной из приоритетных задач нашего государства.

ПОМНИТЕ!

Ваше здоровье и здоровье

Вашего малыша в Ваших руках!

Заботьтесь о нем!

Завед.женской консультацией О.С. Микулич Л.А.

Центр детской психологии и развития речи «ТОМАТИС-БЕЛАРУСЬ»

МЫ ОБЪЕДИНИЛИ ОПЫТ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Мы ждем всех, кому нужно справиться с когнитивными, поведенческими, коммуникативными или эмоциональными проблемами.

Cпециалисты нашего центра имеют богатый практический опыт работы со всеми видами психо-речевых нарушений

Специалисты Томатис терапии

Логопеды

Дефектологи

Психологи

Основная цель нашего центра оказание помощи в решении широкого спектра проблем.

На сегодняшний день мы работаем в следующих направлениях:

  • Аутизм
  • Детский церебральный паралич (ДЦП)
  • Поведенческие расстройства
  • Гиперактивность
  • Нарушения фонематического слуха
  • Проблемы развития коммуникативных навыков и социализации
  • Проблемы обучаемости
  • Проблемы концентрации внимания
  • Проблемы заикания
  • Интеллектуальная недостаточность
  • Тугоухость
  • Нарушение речи и психомоторного развития (ПРР, ЗРР, ЗПРР, ОНР)

В нашей работе мы используем самые современные методики в области психологии и логопедии, разработанные как российскими, так и западными специалистами.

О МЕТОДЕ ТОМАТИС (Tomatis® Method)

Предлагаем Вам воспользоваться методом, который постоянно совершенствуется и успешно используется уже 40 лет более чем в 75 странах по всему миру — методом аудиовокальных тренировок Альфреда Томатиса ( Alfred TOMATIS ).

Метод Томатис ( Tomatis® Method ) — это система аудиовокальных тренировок, разработанная французским отоларингологом А. Томатисом и получившая всемирное признание. Метод помогает развить умение слушать других, окружающий мир и себя.

Метод Томатис ( Tomatis® Method ) помог огромному количеству людей со всего мира, включая и такую известную личность, как певец Стинг. Знаменитый актер Жерар Депардье, который лечился у самого профессора Томатиса, состоялся только благодаря данной методике (он страдал заиканием и неуверенностью в себе).

Сферы применения метода Томатис (Tomatis® Method) у детей:

  • нарушения поведения и внимания (СДВГ, аутизм, аутический спектр)
  • задержки в речевом и психомоторном развитии (ПРР, ЗПРР, ОНР)
  • нарушения устной и письменной речи (алалия, заикание, дисграфия)
  • детский церебральный паралич (ДЦП)
  • проблемы развития моторно-двигательных навыков
  • гиперактивность
  • проблемы развития коммуникативных навыков и социализации

Сферы применения метода Томатис у взрослых:

  • эмоциональные и нервные расстройства
  • хроническая и профессиональная усталость
  • восстановление речи после инсульта
  • улучшение физического и эмоционального состояния у беременных
  • усвоение иностранных языков

Метод Томатис (Tomatis® Method) гарантирует долговечные результаты. Это объясняется тем, что эффективность занятий обеспечивается не выработкой условного рефлекса, а восстановлением нейронных связей. В следствие этого запущенные механизмы развития не только сохраняют результаты, достигнутые в процессе аудиотренировок, но и продолжается их прогресс.

Подробнее о методе Томатис и его сферах применения Вы можете узнать здесь.

Как проходят занятия по методу Томатис

Занятия по методу Томатис проводятся курсами индивидуально или небольшими группами.

Каждое занятие, создание самой программы, ее план и длительность подбираются индивидуально, исходя из поставленной задачи и выявленных особенностей каждого клиента (ребенка или взрослого). Чтобы научиться правильно слушать, требуется 45 часов занятий. Чаще всего, программа длится от 10 до 26 часов (5-20 дней по 0,5-2 часа). Между 1 и 2 сессиями интервал составляет 4-5 недель, между 2 и 3 – 8-9 недель. Между последующими – 3-4 месяца.

Важно! Перед началом занятий, ребенок или взрослый проходит первичную аудио-психо-фонологическую консультацию. Она включает в себя развернутую беседу, затем следует пройти тест на слуховое внимание и латерализацию (способность сравнивать частоты между собой), который позволяет проанализировать возможности человека в процессе слушания, а так же функциональные возможности уха, выявляя его слабые и сильные стороны. Затем проводится беседа по результатам теста с консультантом «Томатис», с родителями, если речь идет о ребенке. Длительность беседы составляет 0,5-1,5 часа.

Оборудование «Томатис» разработано так, что создает уникальное контрастное звучание. Этот эффект вызывает сокращение и релаксацию мышц среднего уха (поочередное напряжение и расслабление, как при физических тренировках). Это возвратно-поступательное движение вызвано внезапным переходом от низких частот, которые не требуют от слуховой системы какой-либо специальной адаптации и привыкания, к высоким частотам, которые наоборот, требуют от слуховой системы особенного усилия.

Ребенок или взрослый надевает беспроводные наушники, в которые встроен вибратор, ухо будет получать звуковые стимуляции проводимые «электронным ухом». В качестве музыкальной поддержки используется музыка богатая обертонами (широкий частотный диапазон) — вальс, Григорианское песнопение, классика, что является необходимым условием для осуществления электронных переключений. В основном, используются скрипичные концерты Моцарта. Сила воздействия музыки Моцарта на головной мозг уже давно научно доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и собственно по частоте звука. Каждый музыкальный отрывок прорабатывается в лаборатории «Томатис». Пока звучит мелодия, ребенок может заниматься чем хочет: играть, рисовать, лепить, читать, спать, собирать пазлы, конструкторы и т.д. Педагог-психолог сопровождающий группу, наблюдает за каждым ребенком.

Что дает Томатис метод:

  1. улучшает концентрацию и внимание;
  2. ускоряет формирование речевых навыков, способности к коммуникации, устной и письменной речи;
  3. увеличивает способность к обучению;
  4. используется для коррекции психо-эмоционального фона, в том числе при подверженности депрессиям, для поддержания уверенности в себе;
  5. стимулирует развитие двигательных и координационных навыков;
  6. улучшает быстроту реакций;
  7. развивает творческий потенциал и музыкальные способности;
  8. повышает самооценку, стимулирует и мотивирует к действиям;
  9. устраняет депрессию, беспокойство, повышенную возбудимость;
  10. нормализует сон;
  11. устраняет хроническую усталость;
  12. помогает в изучении иностранных языков, избавляет от акцента;
  13. занятия по Томатису рекомендованы и беременным женщинам в период подготовки к родам. Это снижает страх перед родами, придает уверенность, а также способствует психоречевому развитию ребенка еще в утробе матери.

Это лишь малая часть тех проблем, с которыми эффективно справляется метод Томатис.

Специалисты нашего центра несут огромную ответственность за здоровье каждого человека, будь то взрослый или ребенок, и всегда готовы грамотно подойти к проблеме, оставляя за пределами центра шаблоны и стереотипы. Особенно это касается людей преклонного возраста, которые порой скептически настроены против современных методов, а так же родителей, которые не желают навредить своему чаду. В таких ситуациях очень важен человеческий фактор, что для нас очень важно.

Важно! Метод Томатис является педагогической, а не медицинской программой и имеет ряд противопоказаний, требуется консультация специалиста.

Содержание сайта носит информационный характер.

Мы сделаем Ваше пребывание в нашем центре комфортным и безопасным

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector