Двухлетний малыш — уже взрослый но ещё такой маленький
5 способов, которые помогут вашему ребёнку добиться успехов в будущем
От общения с ребёнком до серьёзного отношения к игре — простые, эффективные и научно-обоснованные советы для каждого родителя.
Воспитание детей считается одной из самых сложных задач в мире, но одного общепринятого курса подготовки успешного родителя не существует. Однако в связи с этим имеется хорошая новость: существует множество простых способов стимулировать развитие мозга ребенка, наряду с использованием повседневных действий в качестве возможностей для обучения.
Карлота Нельсон, режиссёр документального фильма Brain Matters (Развитие головного мозга играет решающую роль) делится пятью простыми, эффективными и научно-обоснованными советами, которые помогут подготовить вашего ребёнка к успешной жизни.
1. Поддерживайте и поощряйте лепет ребёнка и относитесь к нему как к настоящей беседе
Звуки, которые издают младенцы, и их жесты не всегда кажутся такими уж важными, но это является их единственной формой общения. Специалисты, занимающиеся вопросами развития детей в раннем возрасте, говорят, что мы должны поддерживать и поощрять детский лепет и воспринимать его как настоящую беседу. Родители должны реагировать на звуки, сигналы и действия ребёнка, и взаимодействовать с ним в течение всего дня. Слова, которые ребёнок слышит от взрослого до достижения им двухлетнего возраста, и главным образом их количество, будут определять объём его словарного запаса в этом возрасте, а позже окажут влияние на развитие у него навыков чтения. Относитесь серьёзно к детскому лепету и поощряйте его.
2. Читайте ребёнку в целях развития его речи
Возможно, маленькие дети ещё не научились разговаривать или читать, но они, фактически с рождения, уже готовы к обучению. Уже в трёхмесячном возрасте они могут различать каждый звук, используемый в языках мира. Каждый раз, когда вы читаете вслух своему ребёнку, вы, тем самым, развиваете его речь и языковые навыки. Во время чтения, показывая картинки в книге, задавайте вопросы по рассказу и его персонажам. Простые вопросы, такие как «во что они одеты?» и «сколько их?» помогут развитию речи и языковых навыков ребёнка. Чтение маленьким детям не только поможет им узнать новые слова и запомнить их, но и привьёт им любовь к чтению книг. Помните, лидерами становятся те, кто в своё время много читал и читает, так почему бы не начать как можно раньше этот процесс?
3. Находите образовательные моменты в повседневных действиях
Для маленьких детей любое из повседневных действий со стороны взрослых — это обучение. Будь то купание, сортировка белья, приготовление пищи или выполнение поручений – все эти действия являются превосходными возможностями для обучения. Во время выполнения тех или иных действий произносите вслух то, что вы делаете для того, чтобы активизировать речевую деятельность ребёнка. Считайте и сортируйте белье для обучения математике, играйте с пищевыми ингредиентами и изучайте вслух строение и консистенцию различных предметов для развития научного мышления. Гримасничанье, демонстрирующее различные эмоции, является прекрасным способом развития у детей способности понимания эмоций.
4. Принимайте игру всерьёз
Маленькие дети всё время учатся. Играя, они приобретают жизненно важные навыки. Игра в различных персонажей позволяет им представить себя кем-то другим и научиться понимать чувства других. Когда они играют с другими людьми, они учатся идти на компромисс и выполнять какое-либо действие, сохраняя очерёдность. Участие в воображаемой свободной игре, например, представляя себе, что игрушечный поезд может путешествовать в космическом пространстве, пробуждает у детей креативность и активизирует речевую деятельность. Во время таких игр маленькие дети учатся выражать свои идеи и мысли в устной форме. Когда маленькие дети представляют себе новые воображаемые миры, они учатся решать проблемы и находить новые возможности. То, что, кажется простой забавой, на самом деле является значимым действием. Относитесь к игре серьёзно, потому что игра — это важный процесс обучения. Старайтесь как можно реже использовать какое-либо устройство перед ребёнком. Исследования показывают, что в этом случае дети думают, что к ним относятся пренебрежительно.
5. Подавайте личный пример
Маленькие дети – это гениальные пародисты. Они зрительно подхватывают всё, что вы делаете. До того момента, когда они начнут говорить, они становятся экспертами в считывании информации с выражений лиц и определении отношений, не выраженных словами, и учатся их пародировать. Наблюдая за вашими жестами, за тем, как вы относитесь к другим, или как вы реагируете на различные ситуации и проблемы, маленькие дети запоминают это и, со временем, могут начать использовать в своей жизни подобные отношения, реакции и действия. Ваше поведение и отношение сформируют личность вашего ребёнка.
Практически используя эти пять, выше приведенных, важных советов в своей повседневной жизни, вы значительно увеличите шансы своего ребёнка на будущее процветание. Обеспечение вашего ребёнка наилучшими средствами для будущей успешной жизни не имеет ничего общего с финансовыми или дорогостоящими обучающими ресурсами. Это связано с вами, вашим временем и уровнем вашего участия и взаимодействия.
Электронное образование Республики Татарстан
- Главная
- Организации по районам
- г. Набережные Челны
- Детские сады
- МАДОУ города Набережные Челны «Центр развития ребенка – детский сад №98»
- Основные сведения об учреждении
- Учебные планы и образовательные программы
- Консультации
- Страничка психолога
- Детский онанизм: норма или патология?
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Центр развития ребенка – детский сад №98 «Планета детства»
Визитная карточка
Адрес: | Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Дружбы Народов, д.35 (37/18) |
Телефон: | +7(855)-232-76-09 |
E-Mail: | madoucrr98@yandex.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАДОУ «Детский сад №98 «Планета детства» |
Руководитель: | Лукьянова Валентина Михайловна |
Год основания учреждения: | 2010 |
У нас учатся: | 380 детей |
У нас учат: | 30 педагогов |
Детский онанизм: норма или патология?
Вы застали своего ребенка за игрой с половыми органами? Вы были настолько шокированы и потрясены, что не знали, как реагировать? Что это: забава, распущенность или болезнь? О вреде детского онанизма (мастурбации) ходит много слухов, большей частью необоснованных. Практически все маленькие дети в тот или иной период жизни занимаются этим, это совершенно нормально. Например, ещё до года малыш начинает изучать части своего тела, в том числе и половые органы. Многие мамы замечают, что малютка трогает ручками «интимное место». Для малышей первого года жизни подобное явление ни что иное, как знакомство со своим телом.
В возрасте 2-3 лет у детей появляется активный интерес к своим половым органам и половым органам своих сверстников. Общаясь с детками противоположного пола, малютка делает важное открытие: есть различия между мальчиками и девочками. В этот период ребенок начинает относить себя к определенному полу, отвечая на вопрос: « Ты мальчик или девочка?», понимает некоторые анатомические различия между полами. Возвращаясь из детского сада, кроха может торжественно заявить: «Я хочу писать стоя, как Ваня». Мальчик может удивляться отсутствию такой важной детали у девочек: «А почему у Маши нет такого краника как у меня?» Очень важно отвечать на эти вопросы, какими бы забавными и наивными они не казались. Объясните, что мальчики и девочки устроены по-разному, поэтому девочка не может писать стоя, у неё половые органы внутри, а у мальчиков они снаружи. Подчеркните, что пол человеку дается от рождения на всю жизнь. В этом возрасте дети продолжают исследование своего тела, трогают себя за половые органы, прислушиваясь к ощущениям от различных прикосновений. К 4-5 годам ребенка начинают интересовать вопросы зачатия и рождения. «Откуда я взялся? Как я попал в животик? Как я вышел оттуда?» А также дошкольник присматривается к взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, используя свои наблюдения в играх, например, «Дочки –матери». Теперь ваш сын может с удовольствием рассказывать вам, что он женился на Лене из детского сада, и она его жена. А Лена, обязательно похвастается перед родителями, что у неё есть муж. В этом возрасте большинство детей уже прячутся во время мастурбации, так как понимают, что взрослые осуждают эти действия. Многие родители даже и не подозревают, что их ребенок мастурбирует. Если ваше чадо прячется, трогая свои половые органы, это означает, что он понимает интимность своих действий.
Младенческая мастурбация (свойственная в основном девочкам) сопровождается типичными проявлениями: ножки сведены или скрещены и очень плотно сжаты; тело напряжено и вытянуто (иногда ребенок становится в “мостик”), младенец краснеет, кряхтит, сжимая и разжимая бедра — так продолжается несколько минут, после чего ребенок удовлетворенно расслабляется, дыхание успокаивается, кожа принимает обычный цвет. Все это настолько напоминает достижение оргазма, что у взрослых обычно не остается сомнений в природе происходящего, — и возникает смятение, появляются вопросы.
Наука и жизнь показали: “Нет, не вредно!” Вот несколько фактов из наблюдений специалистов. Пенис мальчика начинает приходить в состояние эрекции на 17 неделе внутриутробного развития. А трогать свои половые органы дети начинают задолго до рождения. Однако, если для большинства родителей это остается “неведомым”, то они начинают с этим сталкиваться с 40 — 52 недели после рождения, что тоже зачастую их пугает. Но если бы это было вредно, то природа сделала бы наши руки покороче! Что касается младенческой мастурбации, описанной выше, — то обычно она бесследно проходит к году. И лишь в очень редких случаях она может свидетельствовать о серьезных заболеваниях нервной системы, что устанавливает только врач.
Причины детской мастурбации
Обычно в возрасте от 2-3 до 5-6 лет дети начинают испытывать интерес к познанию различий женского и мужского тела. Они с интересом рассматривают обнаженных детей и взрослых, но не менее интересными для них являются и ощущения собственного тела. Дети часто играют с половыми органами, трогают их, теребят, почесывают. Интерес тут чисто познавательный! Но, если те ощущения, которые при этом испытывает ребенок, становятся для него доминирующим источником положительных эмоций, то он начинает прибегать к стимуляции половых органов постоянно, в результате возникает онанизм. Способы детского онанизма чрезвычайно разнообразны: руками, игрушками, зажатым между ног одеялом, трением о белье, о мебель, сильной струей душа. Они могут производить на родителей тягостное и пугающее впечатление, но сами по себе никак не указывают ни на распущенность ребенка, ни на то, что это болезнь. Родителям необходимо попытаться понять, что именно в жизни ребенка вынуждает его заниматься онанизмом. Важно помнить, что сам ребенок не может нести ответственность за происходящее и нуждается в помощи, а не в запретах и наказаниях. Если вы просто грубо отругаете и запретите прикасаться к половым органам, то это вызовет противоположный эффект. Ребенок изо всех сил будет стремиться узнать: почему все трогать можно — и носик, и ручку, и ножку, и животик. а чуть ниже, — нельзя! Некоторые родители в своих “педагогических” мерах проявляют чрезвычайную жестокость, например, жгут руки огнем или бьют по ним линейкой и пр. Наказывать, ругать, а тем более бить ребенка нельзя ни в коем случае. Он станет скрытным, запуганным и все равно найдет такое место и такое время, когда вы не сможете его проконтролировать, например, в ванной комнате или в туалете. Наказания родителей практически никогда не помогают избавить ребенка от привычки заниматься онанизмом. Таким образом, такое поведение родителей лишь закрепляет стремление их ребенка к онанизму. Ведь, как известно, запретный плод сладок.
Мастурбация может объясняться как медико-гигиеническими, так и психологическими причинами. К первым относятся тесная одежда, сужение крайней плоти у мальчиков, влагалищные выделения у девочек, глисты, различные воспалительные явления, например, молочница, любой дискомфорт в области половых органов. Подобные явления вызывают сильный зуд. И чем больше ребенок чешет половые органы, тем больше зуд усиливается. Но не чесать ребенок не может, так как зуд очень сильный. Расчесывание само по себе доставляет удовольствие (например, при укусе комара), а тут еще и на интимном месте! Ребенок ерзает, сидя на месте, трется о предметы, трет половые органы через одежду или непосредственно. К психологическим причинам относят ситуации эмоционального дискомфорта — скуки, одиночества, заброшенности, недостатка внимания любимых и значимых людей, обидных или ущемляющих достоинство ребенка действий взрослых. Онанизм может быть и реакцией на ситуации неблагополучия в семье. Многие психологи и врачи считают, что в таких случаях речь идет о хронически несчастливых детях, для которых мастурбация выступает как утешительное средство — так эти дети снимают напряжение своего либидо (энергии, направляющей любой организм к получению удовольствия, и не обязательно сексуального).
Как избежать закрепления онанизма?
Вот несколько простых советов, следуя которым можно избежать детского онанизма. * Как только вы заметите, что ребенок проявляет интерес к половым различиям, — объясните их ему. При этом помните, что в возрасте 2,5 — 4 лет ребенок не нуждается в подробностях. Просто скажите ему, что органы мочеиспускания у девочек и у мальчиков разные, чтобы в дальнейшем он не проявлял повышенного интереса к этой теме. Если вы этого ему не разъясните, то он сам займется поиском ответов на свои вопросы (которые вслух он может и не задать). Ведь известны множественные случаи демонстрации своих половых органов детьми в детских садах (туалет-то общий!).
* Важно обратить внимание на одежду ребенка — она не должна быть тесной в промежности. Поэтому, плотные обтягивающие джинсы — одежда хоть и модная, но неудобная для детей, которые находятся в постоянном движении. Тесная одежда может постоянно давить на половые органы или раздражать их во время движения. Ребенок, испытывая неудобство от такой одежды, будет постоянно поправлять ее, расстегивать молнию, вынужденно касаться половых органов.
* Спать лучше всего приучайте ребенка на боку, подложив обе ладошки под щеку. Некоторые дети любят спать на животе. Это тоже безопасная поза в аспекте возможного онанизма. Но если ребенок предпочитает спать на спине, то лучше всего приучайте его класть руки поверх одеяла, не объясняя истинной причины, а придумав какое-нибудь правдоподобное объяснение.
* Если вы помогаете ребенку дошкольного возраста мыться, то не следует ни тереть половые органы жесткой мочалкой, ни нежно прикасаться к ним или поглаживать. Относитесь к ним, как к обычной части тела, тогда и ребенок будет относиться к ним также.
* Учите ребенка играть и развлекаться. Иначе говоря, важно научить вашего малыша, чтоб даже оставаясь в одиночестве, он мог бы самостоятельно занять себя чем-нибудь интересным (помимо онанизма).
А если проблема остается.
Если все же ребенок не прекращает мастурбировать до 8 — 10-летнего возраста, обязательно проконсультируйтесь у детского психиатра или сексопатолога. Часто в этом возрасте онанизм может быть обусловлен влиянием сексуально озабоченных взрослых или подростков с психическими нарушениями.
Потребность в мастурбации может быть обусловлена и повышенной гиперсексуальностью ребенка или преждевременным психосексуальным развитием.
Многие дети не способны самостоятельно справиться со своей гиперсексуальностью. И поскольку удовлетворение сексуального влечения ему приятно, а неудовлетворенность, наоборот, вызывает психический дискомфорт и неприятные ощущения, то он и стремится доставить себе удовольствие как умеет. В этом возрасте ребенок не в состоянии осознать последствия рано сформировавшегося либидо в виде суррогатных форм.
“Стращать” ребенка в таких случаях абсолютно бесполезно.
Вы должны знать, что проявления преждевременного психосексуального развития можно и нужно лечить. Если вовремя не устранить это нарушение, то у ребенка сформируется устойчивый стереотип суррогатной реализации сексуального влечения.
“Ъ” приводит анализ детской заболеваемости COVID-19
28 марта стало известно о первой смерти в США ребенка в возрасте до года с новой коронавирусной инфекцией. Об этом сообщили в департаменте здравоохранения американского штата Иллинойс. Это пятый летальный случай в мире среди несовершеннолетних с коронавирусной инфекцией и второй — среди детей до года. Отметим, в разных странах с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией заболеваемость детей составляла менее 1%: дети реже заболевают, чем взрослые, и переносят заболевание гораздо легче взрослых и зачастую бессимптомно. Однако у детей до года все чаще выявляются тяжелые формы заболевания, а у детей до трех лет заболевание может проходить тяжелее, чем у детей более старшей возрастной категории. Доцент кафедры инфекционных болезней у детей РНИМУ имени Н. И. Пирогова Мухаммад Сайфуллин проанализировал для “Ъ” ситуацию с детской заболеваемостью и смертностью от коронавирусной инфекции нового типа.
О смерти ребенка, которому пока не исполнилось года, сообщил и губернатор штаба Иллинойс, отметив, что все обстоятельства будут подробно изучены. Отметим, это первый случай смерти младенца в США, второй — когда погиб несовершеннолетний с подтвержденной коронавирусной инфекцией (ранее там скончался 17-летний юноша, о наличии у него сопутствующих заболеваний не сообщалось). Также к настоящему времени известно о гибели десятимесячного ребенка в Китае, но у него было сопутствующее заболевание — инвагинация (один из видов непроходимости кишечника), и смерти там же 14-летнего подростка. Кроме того, во Франции скончалась 16-летняя девушка. Эти подростки, судя по обнародованной информации, не имели сопутствующих заболеваний.
«Случай смерти младенца в Чикаго требует внимательной оценки обстоятельств, которые к настоящему времени не опубликованы,— заявил “Ъ” кандидат медицинских наук доцент кафедры инфекционных болезней у детей РНИМУ имени Н. И. Пирогова Мухаммад Сайфуллин.— В настоящее время описано более 2 тыс. случаев заболевания у детей только в Китае. К настоящему моменту наблюдения показывают, что среди несовершеннолетних умирают единицы, дети болеют легче и реже чем взрослые, но, по всей видимости, в их случаях сохраняется высокая заразность для окружающих. Поэтому ребенок — эффективный переносчик инфекции».
Господин Сайфуллин предоставил “Ъ” данные по заболеваемости среди детей, основанные на анализе клинических исследований, проведенных к настоящему моменту. Согласно исследованиям, проведенным в Китае во время подъема заболеваемости в городе Ухань, из 72 314 случаев заболевшие дети до 10 лет составили менее 1% от всех подтвержденных случаев. В исследовании среди 171 ребенка с подтвержденным заболеванием в Китае дети до 1 года составили 18,1%, 1–5 лет — 23,4%, 6–10 лет — 33,9%, 11–15 лет — 24,6%. «Бессимптомная инфекция наблюдалась у 15,8% детей»,— отмечалось в исследовании.
У детей преобладали общие и респираторные симптомы: 41,6% (71 ребенок) с температурой тела выше 37,5 °С и 28,7% (42 ребенка) с нарушением дыхания. В ИВЛ нуждались три ребенка, все они имели сопутствующие заболевания.
« Но стоит обратить внимание, что у 111 (64,9%) детей выявлялись рентгенологические изменения в легких,— рассказал господин Сайфуллин.— То есть поражение нижних дыхательных путей имели дети, не имеющие клинических проявлений. По сравнению со взрослыми у детей чаще наблюдался диарейный синдром, а также симптомы поражения верхних дыхательных путей».
В другом исследовании, которое было опубликовано в журнале Pediatrics, описано 2143 ребенка с подтвержденным COVID-19 или подозрением на данное заболевание: «Из них 94,2% случаев были бессимптомными, легкой или средней степени тяжести. 112 (5,2%) детских случаев были тяжелыми и 13 (0,6%) критическими. Тяжелые и критические формы чаще диагностировались у детей до 1 года (33 и 7 соответственно)».
Небольшое количество детей, инфицированных SARS CoV-2, эксперты связывают с возможным низким риском заражения вирусом и бессимптомным течением заболевания, которое «невозможно полностью идентифицировать»: «Однако наличие сопутствующих заболеваний может утяжелять течение COVID-19».
В данном исследовании также установлено, что более тяжело заболевание протекает в группе от 0 до 3 лет. «В клинической картине часто отмечаются рвота и диарея. Кроме того, даже при отсутствии типичных жалоб и клинических проявлений у детей могут обнаруживаться изменения в легких, характерные для коронавирусной инфекции COVID-19,— отмечается в работе.— Дети до года подвержены инфицированию, заражение происходит при внутрисемейном контакте, в настоящее время чаще выявляются тяжелые формы заболевания у детей до одного года».
Эксперты разъяснили “Ъ” необходимость запрета на прогулки с детьми
Эксперт отметил, что и «прошлые тяжелые коронавирусные инфекции обходили детей стороной»: «Летальность пациентов при SARS (тяжелый острый респираторный синдром, 2002–2003 годы.— “Ъ” ) от 1 до 19 лет составила 1,7%. Летальных исходов среди детей до 12 лет с SARS в доступных источниках не выявлено». Что касается MERS — ближневосточного респираторного синдрома (2012–2013 годы), то, по словам Мухаммада Сайфуллина, известно о смерти четырех детей, всего же случаев заболевания и среди детей, и среди взрослых зарегистрировано более 2,5 тыс.: «Двое детей рождены от больных матерей, девятимесячный и двухлетний скончались от пневмонии с острым респираторным дистресс-синдромом».
Коронавирус-2020 в Китае и мире
Последние данные о распространении и ущербе от заболевания
ГБУЗ «Детская городская поликлиника г. Новороссийска» МЗ КК
Публикация от Минздрав Кубани (@minzdravkk) 26 Июн 2020 в 9:13 PDT
Нервно-психическое развитие детей 1, 2 и 3 лет
Динамика нервно-психического развития детей раннего возраста
Период от 1 года до 3-х лет называется периодом раннего детства. Это очень важный этап в жизни ребенка. К 2,5 годам вес мозга у детей увеличивается в 2 раза, в то время как в остальной период, вплоть до 21 года, его вес увеличивается лишь в 1,5 раза. Конечно, нервно психическое развитие детей 2-3 лет и его умственные способности не определяются лишь размерами мозга. Но данные цифры говорят о том, насколько интенсивно происходит рост клеток мозга, нервных волокон, связывающих его с органами чувств и мышцами.
Годовалый ребенок живет лишь сегодняшним днем и воспринимает только реальные предметы и события. Для него нет понятия «вчера», он не умеет думать о завтрашнем дне. Такие абстрактные вещи ему пока трудно понять.
Зато он уже накопил много знаний о мире, в котором живет. Если динамика нервно-психического развития детей раннего возраста соответствует среднему уровню, малыш различает знакомые предметы, звуки, узнает голоса родных. Но мир изменяется, и ребенок иногда обманывается, если предметы или люди выглядят непривычно.
От 1 года до 1,5 лет малыш использует вновь приобретенные навыки и умения для дальнейшего изучения окружающего мира. Он стремится все потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Ему просто некогда скучать, ведь вокруг столько нового и неизведанного. Это период исследовательский. Учитывая особенности нервно-психического развития детей, нужно дать им свободу изучать все вокруг, но не забывать о безопасности, нельзя оставлять малыша без присмотра ни на секунду.
Показывая предмет, его следует назвать несколько раз, попросить малыша повторить, затем объяснить, зачем нужен этот предмет. Например, «Вот мыло, им мама, папа и ты моют Ручки, чтобы они были чистыми. Это шапочка, она греет головку моего малыша. Это ложка, она нужна для того, чтобы кушать вкусную кашку. У папы большая, потому что он большой. А у тебя маленькая, потому что ты еще маленький». Так сочетается процесс познания с изучением новых слов.
Речевой уровень нервно-психического развития ребенка 1,5-3-х лет
Речевое и нервное развитие ребенка в 2 года идет очень активно. На первых порах он еще мало говорит, но все хорошо понимает. До 1,5 лет малыш всю энергию тратит на освоение. Его словарный запас состоит из простых слов, иногда это лишь укороченный вариант длинного (например, «ку» вместо «кукла», «мя» вместо «мячик»). Психическое развитие ребенка в 1,5 года таково, что он активно использует в разговоре жесты и мимику. Если малыш называет предмет, нужно подтвердить: «Да, это стульчик (или машина и т. п.)». Ребенок будет очень рад, что его понимают, и постарается освоить больше новых слов.
Еще одна интересная особенность нервно-психического развития детей раннего возраста: у ребенка со словом связаны определенные ассоциации. Если произнести «Давай почитаем сказку», он идет в комнату, где лежит любимая книжка.
Слова помогают развитию мышления. У ребенка в памяти уже сформировалось множество образов. А теперь эти образы имеют и словесное обозначение. Малыш слышит знакомое слово и в его памяти всплывает связанный с этим словом образ. Благодаря расширяющемуся словарному запасу малыш способен выполнить короткие указания («Дай куклу», «Возьми кубик и положи его в коробку»),
В этом возрасте уровень речевого и нервно-психического развития ребенка достаточно высок. К 1,5 годам в багаже вашего малыша есть уже около 50 слов. Многие из них все еще малопонятны, зато меньше становится укороченных вариантов. Ребенок начинает составлять первые простые предложения, которые состоят из названия предмета и действия, например: «Киса кушает». Во многих предложениях появляется местоимение «Я». Это говорит о психическом развитии детей: уже до 3-го года жизни маленький человек осознает свою значимость среди других.
Помощь родителей в нервно-психическом развитии детей 3-го года жизни
Помощь родителей в нервно-психическом развитии детей 1-3-го года жизни просто необходима. Для обогащения словарного запаса ребенка можно вместе рассматривать красочные картинки и обсуждать увиденное. Показать какой-либо предмет в книжке, а потом попробовать его найти в окружающей обстановке. Например, вот на картинке мячик. «А где твой мячик? Смотри, какая красивая кошка. Она очень похожа на нашу Мурку».
Чтобы психическое развитие детей 2-3 лет не останавливалось на месте, называя предмет, нужно давать ему краткую характеристику: «Это автобус. Он возит людей».
Обучающие песенки и прибаутки в игровой форме помогают детям быстро запомнить многие слова и жесты. Они с удовольствием их повторяют, а через некоторое время могут сами допеть знакомую песенку. Самое интересное то, что дети стараются повторить даже интонации родителей. Взрослые с ребенком должны говорить не спеша, размеренно и не очень сложными предложениями. В то же время стараться не пользоваться детскими вариантами слов. Если сказать «Пойдем кушать», то ребенок прекрасно поймет. А если постоянно твердить «Пойдем ням-ням», то малыш нескоро сам перейдет к слову «кушать». Правильная речь — это то, к чему малыш должен стремиться. Но не надо все время одергивать ребенка, когда он говорит неправильно.
Учитывая уровень психического развития ребенка до 3-х лет, будьте готовы к тому, что поначалу его речь будет малопонятной. Если у малыша возникают трудности с каким-либо словом, не стоит ругать его. Преодолеть затруднения можно лишь многократным повторением слов в процессе взаимного общения.
Нервно-психическое развитие здорового ребенка в 2-3 года
Нервно-психическое развитие ребенка 2-го года жизни переходит на новый этап: после 1,5 лет малыш от исследовательской деятельности переходит к экспериментам. Следует подготовиться к тому, что многие вещи подвергнутся суровым испытаниям на прочность. Ребенок будет бросать предметы и смотреть, что с ними происходит: мячик отскочил от пола, а кукла нет. Очень интересно, а почему неваляшка не хочет ложиться спать, что там у нее внутри? Множество опытов дети ставят с водой: переливают из большого стакана в маленький, наливают в ведерко, в кузов машинки.
Хлопот эти эксперименты доставляют немало. Но нужно понимать, что для психического развития здорового ребенка в 2-3 года это необходимо. Малыш ощущает себя первооткрывателем. Он начинает понимать, что между многими предметами есть связь, даже если они непохожи, и наоборот, на первый взгляд похожие предметы на самом деле различаются. Двухлетние дети — это юные изобретатели. Коробки, кастрюли, подушки они превращают в массу вещей. Воображение помогает ребенку видеть в простой коробке и машину, и домик, и кораблик, а в подушке — неприступную скалу или грозного великана. У детей в двухлетнем возрасте начинают формироваться зачатки абстрактного мышления. Если раньше для них существовало все только здесь и сейчас, то теперь они способны удерживать в памяти образы, например, возвращаться к начатой игре после перерыва на обед. В настоящее время для детей существует множество игрушек. Но для более глубокого познания мира незаменимы природные материалы — песок, камешки, ракушки, листья, шишки и т. п. А из покупных хороши те, которые позволяют ребенку строить, конструировать, творить. Они замечательно развивают воображение и движения рук и пальцев.
Еще один этап психического развитие ребенка 2-3 лет – умение группировать предметы. Это можно превратить в игру и совместить с уборкой игрушек, предложив малышу разложить по разным мешочкам кубики, машинки, зверюшек, кукол.
Некоторые виды деятельности маленького экспериментатора ведут к тому, что он может и сам перепачкаться, и испачкать все вокруг. Поэтому заранее нужно побеспокоиться о том, чтобы это «безобразие» проходило в соответствующих условиях и в соответствующей одежде. Желательно чередовать шумные и спокойные занятия. Набегавшись и напрыгавшись, ребенок может посидеть рядом с мамой и посмотреть книжку или послушать музыку. Малышу также требуется периодическая перемена обстановки. Прогулки на свежем воздухе — идеальный вариант. Кроме всего прочего, ребенок приобретает важный жизненный опыт. Ведь никакими словами не объяснишь, что такое дождь, снег, ветер, земля, деревья, если малыш сам это не увидит, не ощутит, не потрогает. Нужно прививать ребенку тягу к знаниям, не мешать ему делать свои наблюдения и эксперименты. Пусть познание мира доставляет ему удовольствие. А родители должны постараться ему помочь во всех его делах и приложить максимум усилий и тому, чтобы между ними и ребенком установились теплые доверительные отношения. Тогда авторитет родителей будет для малыша неоспоримым, а значит, они без труда смогут устанавливать рамки допустимого для своего ребенка, и он будет доверять их мнению. Необходимо поощрять малыша за хорошее поведение и говорить, что его помощь просто неоценима. Никогда нельзя идти на поводу, если малыш капризничает и требует немедленно игрушки или конфету. Стоит один раз уступить, и эти «спектакли» будут повторяться неоднократно. Нельзя создавать провокационные ситуации, лучше отвлечь ребенка и постараться его увести.
Нельзя излишне опекать ребенка. Он должен получать собственный жизненный опыт. Задача взрослых — создать безопасное пространство. Но не стоит мчаться к малышу, если он пытается вскарабкаться на диван или кресло. Надо быть неподалеку, чтобы при необходимости помочь ему, но не мешать его познавательной деятельности. Постоянные окрики «Нельзя», «Не трогай», «Брось эту гадость», «Не подходи» убивают в ребенке тягу к исследованиям. Он может стать безвольным, безынициативным и подверженным чужому влиянию. Мудрые родители во всем соблюдают равновесие. Давая ребенку свободу, они не оставляют его без присмотра наедине с самим собой. Находясь рядом, они будут товарищами по играм, мягко направят ребенка и дадут ему больше возможностей испытать все самому (в пределах разумного, конечно). Даря малышу, любовь и ласку, следует относиться к нему как к личности, пусть еще и маленькой.
Настройка шрифта:
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Психологические особенности ребенка от двух до трех лет.
В два года начинается важный период, который можно назвать «переходным периодом» – от младенчества к детству. Этот этап не обязательно начинается точно в два – иной раз в два года и три месяца, иной раз в два с половиной.
Родители замечают, что их дотоле послушное дитя склонно оказывать сопротивление. Его любимым словом становится «нет». Ребенок сам порой не знает, чего хочет. Он отказывается от того, что ему предлагают, не потому, что не хочет этого. Ему просто не нравится сам факт, что он должен выполнять чужие указания.
Это неизбежный этап духовного роста и созревания. Ребенок начинает осознавать самого себя как личность, понимать, что он – это он, мама – это мама. И ему необходимо самоутвердиться. Как он этого добивается?
До сих пор он более или менее беспрекословно повиновался взрослым. Теперь же он противопоставляет свои желания их требованиям. Одна из главных ошибок, которую совершают при этом родители, – непреклонность, решимость ни в коем случае не потакать «капризам» ребенка. Нередко такая линия приводит к тому, что ребенок превращается в робкое, пассивное и покорное существо. Иногда, наоборот, отношения с ним превращаются в серию сражений. Другая ошибка – избегать всяких столкновений, безусловно, выполнять все его прихоти, желания и требования. Таким детям трудно приходится в детском саду и школе, потому что они не научились себя ограничивать, подчиняться правилам и распорядку. Как же поступать в случае разногласий? Уступить? Или настоять на своем, проявив «твердость воли»? Лучшая тактика в таких случаях – отвлечь ребенка, переключить на другую деятельность, другие интересы. Причем сделать это нужно до возникновения конфликта, когда он только назревает.
Двухлетний бросается из одной крайности в другую. Жажда самоутверждения проявляется в том, что он то и дело кричит: «Я сам!» или «Я сама!». Убедившись же в своем бессилии, просит помощи: «Сделай», «Помоги». Он ищет независимости и в то же время не хочет вовсе отказаться от положения младенца, который надежно чувствует себя под спасительным покровительством старших. Родителям необходимо запастись огромным терпением.
Ребенка в этом возрасте нужно непременно приучать к соблюдению каких-то норм, правил и распорядка. Однако правила должны быть гибкими. Слишком строгий распорядок для этого возраста не годится. Но все же, должен быть приближен к режиму детского сада, чтобы облегчить в дальнейшем адаптацию в нем. И еще, ребенок не должен привыкать к тому, что запрещенное матерью будет разрешено отцом или бабушкой. При всей его неопытности двухлетний отлично уловит это и будет использовать. Ребенок разыгрался и не хочет возвращаться с прогулки. Предложение идти домой вызывает вспышку гнева: «Не люблю тебя! Ты нехорошая!» и т.д. Родителям это не нравится, да и стыдно им перед случайными свидетелями этой сцены, отсюда досада: «Не смей так разговаривать с мамой!».
Что же делать? Если ребенок упорствует и не хочет идти, нужно унести его на руках, не взирая на вопли. Если разрешить остаться, он увидит, что с помощью слез может добиваться своих целей, воздействовать на родителей, заставлять их менять решение. Но, унося его, не надо препятствовать ему выражать свои чувства. Напротив, нужно, чтобы он видел – его чувства понятны родителям, но все-таки уже пора уходить. В этом возрасте дети часто проявляют склонность к «ритуальным действиям». Они требуют строгой последовательности «обрядов»: прежде чем поесть самому, ребенок должен «помыть» лапы любимому медведю и усадить его за стол. Так же в определенной последовательности проводит он какие-то действия, возвращаясь с прогулки или укладываясь в постель. Ни в коем случае нельзя упустить часть обряда. Когда им читают перед сном, книжку нужно держать так, чтобы видны были картинки. Любимая телевизионная программа «Спокойной ночи, малыши» отнюдь не заменяет чтения.
На третьем году жизни дети охотно слушают музыкальные сказки. Чтобы воспринять сказку, ребенок должен прослушивать ее неоднократно, изо дня в день, по несколько раз. Сначала его привлекают песенки и музыка. С каждым прослушиванием он вникает все больше, запоминает новые подробности, и сказка нравится ему все сильнее. Процесс прослушивания поглощает его настолько, что ребенок не требует специального внимания в течение 30-40 минут. Через три-четыре недели можно купить другой диск, кассету, а затем через каждые две-три недели добавлять следующую – «Три поросенка», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», песенки из мультфильмов и т.д. Это развивает музыкальное восприятие и музыкальный слух, обогащает речь – словарный запас, интонации, помогает овладеть правильным литературным произношением. Развитие речи чрезвычайно расширяет мир ребенка. К трем годам развитие речи завершается. Он умеет строить фразу, говорить предложениями. Продолжайте тренировать дыхание, делать язычковую гимнастику, проговаривайте с ребенком все действия, расширяйте спектр определений к слову, следите за произношением. Если любой другой взрослый понимает вашего ребенка, то с речью у него все в порядке. Он начинает задавать вопросы, и желательно, чтобы на все вопросы он получал осмысленные ответы. С каждым месяцем он становится разумнее, поведение его улучшается, общение с ним приобретает все большую привлекательность и прелесть.
Источник: Мурашкина Надежда Николаевна, психолог высшей категории, руководитель Школы «Надежда» для будущих мамочек и лялечек. Интернет-журнал для родителей «Ека-родители»- www.eka-roditeli.ru
Нет! Нет! Нет! (Период негативизма)
«Период негативизма», «возраст строптивости», «ужасные двухлетки» – привычные определения этого этапа детского развития могут заставить вас паниковать и готовиться к худшему. А между тем это время может стать самым интересным и творческим в ваших отношениях не только с ребенком, но и с самой собой. В 18 месяцев он вошел в зону протеста. И как договориться с человеком, словарный запас которого чуть больше двадцати слов, и четверть из них − слова-отрицания «нет!», «ни-ка-да!», «не буду!» и неизвестно откуда взявшееся «атянь» («отстань)? Проблема здесь не только в недостаточной способности малыша формулировать свои требования или претензии и даже не в том, что он сам плохо их осознает. Дело в неготовности родителей к «переговорному процессу». Вспомните, как вы договаривались до сих пор. «Хочешь яблочко?», «Помаши папе ручкой!», «Пойдем гулять» − выбор действий за малыша осуществляли вы, и он, как правило, с ним радостно соглашался. А теперь ребенок вырос и изменился, и «договориться» с двухлетним упрямцем привычными методами больше не удается. Малышу трудно смириться с существованием границ его царства. Родителю сложно установить эти границы так, чтобы ребенок добровольно принял их.
На ваших глазах он превращается в исследователя, первопроходца, художника – и заядлого спорщика. Ребенок многому научился и в восторге от своих все расширяющихся возможностей. Он быстро и ловко передвигается в пространстве, использует для игры самые разные (и не всегда подходящие) предметы, совершенствует свою речь, «подслушивая» повсюду новые словечки. Он изо всех сил стремится оставить свой след в мире, заявить о своем присутствии в нем − именно это стремление, а не «вредность» руководит им, когда он разрисовывает стены в комнате или в самых неожиданных местах устраивает гаражи для машинок и кукольные спальни. Он – в центре мира, все, что он видит, существует для него, и он радостно изучает свои владения. Двух-, трехлетний ребенок все время играет и пытается вовлечь вас в игру, в которой пока для него нет правил. Ему еще только предстоит узнать с вашей помощью, что значит «нехорошо», «некрасиво», почему «нельзя», и объяснить эти сложные понятия легче всего именно в игре.
Доброжелательный, улыбающийся, сотрудничающий, готовый к игре и совместному творчеству взрослый − это именно тот партнер, с которым «ужасный двухлетка» будет рад «договориться». Растерянность родителей и их ошибки в общении с ребенком часто связаны с тем, что мама и папа сами имеют довольно размытое представление о границах и правилах, никогда не пытались их для себя сформулировать.
Ваша цель – не сделать ребенка удобным объектом манипулирования для себя (а значит, впоследствии и для окружающих), а вырастить умеющего сотрудничать, сопереживать, творческого, активного, доброжелательного человека.
Анализируйте, что вызывает бурную реакцию вашего малыша, против чего он особенно активно протестует.
Вредность не порок
Если малыш начинает отказываться выполнять ваши указания, не спешите браться за ремень.
Все по-своему, все наперекор! «Сереж, пойдем гулять!» — «Нет, не пойду!» «Иди ужинать, я испекла блины!» — «А я их не люблю!» Да как это не люблю, если раньше дрожал от нетерпения, чувствуя запах из кухни; а гулял так, что за уши домой было не затащить! Да вообще, почему вдруг стало так: почти на все, что ни скажешь — «нет», «не хочу», «не дам».
Непобедимая физиология
Да, это шокирует, особенно молодых родителей — их двухлетка только начал умилять папу с мамой осмысленной речью, стал по-настоящему общаться, и вдруг стал эдаким ежиком, что и на руки лишний раз не пойдет. Такое впечатление, что главное для него сейчас — идти наперекор.
И, знаете, это совершенно нормально, ваш ребенок правильно, закономерно развивается. Именно к двум годам начинает быстро взрослеть мозг малыша — активнее начинает проявлять себя левое полушарие, отвечающее за аналитическое мышление, он начинает осознавать себя, контролировать свою речь, формируется его «я». Малышу кажется, что ему все по плечу.
В этом возрасте дети начинают нуждаться не только в опеке, но и в признании своей самостоятельности и права на собственную точку зрения и линию поведения, конечно, кажущуюся смешной и абсурдной взрослому. Поэтому мы продолжаем гнуть прежнее — контролировать каждое их движение и раз за разом нарываться на крепнущее сопротивление и требование самостоятельности.
Ребенок увлечен, поглощен своим новым состоянием, а ввиду слабой силы воли он, пока с трудом переключающийся с одной деятельности на другую, может и просто не понимать обращенную к нему речь. У ребенка и в мыслях нет специально тиранить вас, у него просто может не хватить внимания, чтобы вас дослушать или моральных сил, чтобы послушаться. Так что, можно сказать, что малыши в этом возрасте иной раз капризничают не потому, что хотят достичь определенной цели, они просто не могут справиться со своим упрямством.
Но что поделать — физиология!
От упрямства — к заботе
Которая, однако, может перерасти в черту характера. Ведь при всей неизбежности физиологических процессов черты упрямства с особой силой проявляются у самолюбивых и одновременно активных и энергичных от природы детей. Такие дети в «возрасте упрямства» нуждаются в особом понимании и поддержке.Главное для вас — не мелочиться, правильно расставлять приоритеты.
Старайтесь давайте вашим детям в это время по возможности больше свободы. Если он у вас такой «взрослый», пусть, так и быть, оденет разного цвета варежки, коль ему уж так этого хочется — и увидит, как на это реагируют ребята во дворе. Не мешайте ему положить, убирая игрушки, книжку на мячик — она и без ваших указаний упадет на пол. Вмешиваться стоит только тогда, когда речь идет о безопасности ребенка, пытающегося, скажем, по-взрослому бежать вниз по лестнице через две ступени. Скажу больше: моменты упрямства можно попробовать обращать на пользу малыша.
Дочке подруги вдруг надоело мыть руки перед едой, никакие рассказы о микробах не помогали. Она приняла решение и упрямо ходила мимо умывальника сразу к столу. И у знакомой получилось решить эту проблему как раз через стремление ребенка к самостоятельности. Она попросила девочку помыть руки. маме. И Наташка сделала это с удовольствием, мыла лучше, чем себе, и даже помогла вытереть руки. Понятно, что после такого попечения о родителях девочку уже не надо было лишний раз призывать к гигиене. Попутно выяснилось и то, что желание самостоятельности легко превращается в стремление заботиться о других.
А моя однажды заупрямилась и не захотела ни за что уходить с улицы, несмотря на то, что явно устала. И тут мне повезло — мимо, вместе со своей хозяйкой, прошествовала великолепная колли, явно не из нашей округи. «Слушай, — сказала я Насте. — Побежали домой, расскажем папе, кого мы видели!» Дочка со всех ног рванула к дому делиться впечатлениями. Когда она подросла, классический прием, называемый в литературе «Переключение внимания», действовать, увы, перестал.
Детское упрямство поборет себя само — если использовать то самое стремление к самостоятельности, которое лежит в основании этого качества.
Упрямые родители
Противопоставлять детскому упрямству упрямство взрослое — дело не просто бесперспективное, но вредное и, по-моему, нечестное. Ни в коем случае родители не должны втягиваться в борьбу с детьми, потому что в каждой борьбе есть победители и проигравшие. Малыши, понятно, не победят родителей, а для последних. Неужели вам нравится чувствовать себя круче маленького?
И достаточно ли у вас гибкости и воображения, чтобы переключить маленького человека на что-то интересное для него, соответствующее тому волшебному игровому миру, в котором он живет? Умеете ли вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка (вы его чувствуете, вообще?), или вам необходимо только его подчинение? Оцените свое поведение по отношению к малышу. Не унижаете ли вы его?
И что самое странное, эти свои порывы вы компенсируете, чувствуя, возможно, вину за излишнюю строгость, чрезмерным балованием, заласкиванием сына или дочки. В эти моменты вы прощаете им все, снимаете все запреты. И после этого вы еще удивляетесь, что он упрямо, не оттаскиваясь от полки, требует с нее какую-то игрушку? Ребенку ваше непостоянство категорически непонятно. Почему вчера мультик до 10 вечера смотреть было можно, а сегодня — нет? Он так будет до бесконечности настаивать на своем.
Имейте в виду, что, перегнув палку с запретами, вы рискуете повредить психику ребенка. И, вполне возможно, скоро начнете жаловаться не на упрямство малыша, а на его робость и трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Ваш ребенок потерял уверенность в себе, вместе с упрямством вы «выплеснули» его самостоятельность.
2,5 года — на этот возраст приходится пик детского упрямства.
- не пытайтесь что-либо внушать своему ребенку, ругать его — это еще сильнее его возбудит;
- будьте с ребенком настойчивы, если сказали «нет», стойте на своем;
- исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета»;
- не прибегайте к помощи посторонних: ребенку только этого и нужно — истеричность и капризность требует зрителей.
Отвлекать и не давить
Каждый ребенок проходит через несколько возрастов упрямства.
Они называются переходными. Первый. Обычно между 2,5-3,5 годами. Малыш может вдруг даже совсем перестать говорить, начать снова делать в штанишки. Некоторые родители могут в это время натворить бед, начинают спозаранку наказывать. ОСТОРОЖНО! ВЫ РИСКУЕТЕ СЛОМАТЬ ЛИЧНОСТЬ в самом начале! Ведь ребенок тут бросает свой первый вызов судьбе, миру и себе самому. Чтобы стать человеком, он ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СВОЕВОЛЬНЫМ.
Совет: в 1/3 случаев уступать, в 1/3 случаев настаивать на своем, в 1/3 случаев оставлять вопрос открытым — отвлекать и отвлекаться. И уже к 4 годам это проходит.
Второе обострение — где-то между 6-7 годами, или ближе к 8-9. Все то же самое, но на другом уровне. В это время начинает нарастать объем требований — игрушки уступают место учебникам. И ребенку снова приходится доказывать себе, что он может быть если не полным распорядителем, то хотя бы совладельцем своего «Я», и кроме «надо» за ним остается право на «хочется». Если в это время пережать с «надо», может не состояться ни настоящая учеба, ни настоящая личность; если не дожать — то же самое!
ВНИМАНИЕ: Рецидивы упрямства и все отрицания будут теперь происходить всегда, когда ребенок будет чувствовать себя ущемленным в своих маленьких, но тем более драгоценных правах, когда самооценка его будет поставлена под угрозу, когда будут подавляться его активность, когда будет скучно.
ОШИБКА, ОТ КОТОРОЙ ТРУДНЕЕ ВСЕГО УДЕРЖАТЬСЯ
ПОМНИТЕ: Люди НЕ здороваются, умываются, чистят зубы, читают книги, занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, языком. самоусовершенствованием), работают, женятся. ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИХ К ЭТОМУ ПРИНУЖДАЛИ. Люди, УВЫ, делают всякие плохие вещи и имеют плохие привычки ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИМ ВНУШАЛИ НЕ ДЕЛАТЬ ЭТОГО. Всегда ли так? Нет, не всегда. Но слишком часто, чтобы это можно было считать случайностью.
По книге В. Сатир, В. Леви «Краткое руководство