Gorod-kids.ru

Мама и я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование приёмов самомассажа в практике учителялогопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии — это комплекс мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья детей на всех этапах его обучения и воспитания.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня здоровья детей.

В последнее время использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда, является актуальным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Эти методы и приемы работы можно отнести к числу наиболее эффективных средств коррекции, не только речевых нарушений, но и оздоровления детей дошкольного возраста в целом. В процессе комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению организма ребенка. А так же эти методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях позволяет решать следующие задачи:

  • повышать речевую активность;
  • развивать речевые умения и навыки;
  • снижать напряжение, восстанавливать работоспособность;
  • улучшать концентрацию внимания, снижать трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Оздоровительные приемы

Для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, в своей работе мы используем следующие оздоровительные приемы:

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Цель этого метода:

  • развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук;
  • активизация интеллектуальной деятельности ребенка;
  • развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия;
  • улучшение подвижности и пластичности нервных процессов;
  • формирование умения действовать по словесным инструкциям
  • расслабление артикуляционных мышц по контрасту с напряжением

На первом этапе — дети знакомятся с упражнением для губ, щек, языка. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Рука ребенка в упражнение не участвует. При проведении упражнений необходимо помнить, что у детей ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используем перчаточный театр, который помогает освоить гимнастику. Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке.

На втором этапе — у детей подключается к артикуляции движение одной кисти ведущей руки. Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

На третьем этапе — подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Учитель — логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворения. При этом двумя руками учитель — логопед продолжает давать четкий образец движения. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками.

Поэтому на данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Логопед рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук.

Когда комплекс упражнений выучен, он используется на фронтальных и подгрупповых занятиях под музыку. К каждому комплексу изготавливается красочная мнемосхема, которая помогает детям в нужной последовательности выполнять упражнения. (Рис.1)

Самомассаж лица и речевого аппарата

Также не менее важным этапом в коррекционной работе является самомассаж лица и речевого аппарата — это динамические упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции и лица активизирует кровообращение в области губ и языка, укрепляет мышцы щёк, круговую мышцу рта.

Выполняют его дети самостоятельно, приёмы самомассажа, показывает логопед.
Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и фронтально с группой детей.
Приемы самомассажа можно включать в различные режимные моменты в течение дня в детском саду.

Обучая детей самомассажу, мы показываем каждый приём на себе с комментированием деталей. Дети выполняют массажные приёмы самостоятельно. Когда приёмы достаточно освоены детьми, используем проведение движений под стихотворный текст и соответствующую музыку. Самомассаж проводится в игровой форме. Детям предлагаются мнемосхемы, которые помогают, не задумываясь о последовательности упражнений выполнять движения самомассажа. (рис.2-3)

Для развития мелкой моторики и речи в их взаимосвязи используем пальчиковый массаж. Ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов: массажных мячиков, шишек, грецких орехов; прищепок бельевых бус; шестигранных карандашей, и конечно Су-Джок массажеров — шарики и две кольцевые пружины. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, что способствует психоречевому развитию. Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов.

Главные достоинства Су Джок терапии:

  1. Высокая эффективность.
  2. Абсолютная безопасность применения.
  3. Универсальность метода.
  4. Доступность метода для каждого человека
  5. Простота применения.

Игровой самомассаж проводится между основными частями занятия, или одновременно проговаривая слоги, чистоговорки, стихотворения на автоматизацию нарушенного звука.

Используя игровые элементы на занятиях с ребёнком легче достигнуть поставленной цели в коррекционной работе.

Использование су-джок массажеров в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональною базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.

Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использования пескотерапии в работе логопеда. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. (Рис.4) Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, буквами, представляет себя волшебником, художником, сказочником, способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно. Игры с песком можно использовать, как на индивидуальных занятиях, так и подгрупповых или же на фронтальных занятиях. Дети с удовольствием заучивают чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки. Песок помогает повышению работоспособности ребенка. Играя в песке самые трудные задачи, решаются легче. Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, развивают его творчество и фантазию. Перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность . В-третьих, в играх с песком развиваются все познавательные функции, и конечно — речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Все эти методы и приемы организации обучения стимулируют познавательную активность детей с ОВЗ, развивают их творческие способности, вовлекают детей в образовательный и воспитательный процесс, стимулируют их самостоятельную деятельность. И самое главное способствуют обеспечению высокого уровня здоровья дошкольников.

Список литературы

  1. СмирновН.К. Здороовьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М., 2008.
  2. Коробченко Т.В., Розовой Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми нарушениями. Под. Ред. Н.Н. Яковлевой, Е.А. Петровой – СПб АППО, 2010.

Приложение

Рис.1

Веселая гимнастика

Рис.2

Самомассаж языка

Рис.4

Песочница

Рис.3

Самомассаж лица

Автор: Савушкина Евгения Николаевна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ г. Мценска «Детский сад «15»
Месторасположение: Орловская область, г. Мценск

Использование приёмов самомассажа в практике учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему

У детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) нарушение звукопроизношения часто вызвано наличием неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре: повышенныё или пониженный тонус мышц периферического речевого аппарата, синкинезии, диспраксии, недостаточность кинестетических ощущений и т.п. Универсальным средством, помогающим преодолеть все эти расстройства, является логопедический массаж. Чтобы улучшить произносительную сторону речи учащихся, я использовала приёмы самомассажа, когда дети за счет стимуляции собственных кинестетических ощущений учатся контролировать свою мускулатуру. Это способствует тоту, что речь детей становится более четкой и выразительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
samomassazh.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приёмов самомассажа в практике учителя-логопеда

Степанова Екатерина Евгеньевна, учитель-логопед

ГБОУ СОШ № 409 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Роль массажа в преодолении разного рода расстройств доказана многовековой практикой. Массаж очень эффективен и в преодолении артикуляторных расстройств. Правильно подобранный массажный комплекс позволяет быстро и стойко нормализовать тонус мышц, скоординировать тонкие артикуляционные движения, стимулировать проприоцептивные ощущения. Эту логопедическую технологию можно использовать как с детьми, имеющими дизартрию, ринолалию, заикание, голосовые расстройства, так и с детьми с общим недоразвитием речи, у которых нарушение произносительной стороны речи часто обусловлено незначительными дизартрическими расстройствами.

Логопедический самомассаж мышц лица, губ

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Дифференцированный логопедический массаж и самомассаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных, координированных движений органов артикуляции.

  1. Поглаживание – снимает мышечный тонус, расслабляет мускулатуру; движения не должны вызывать смещение кожи. Граблеобразное поглаживание: пальцы широко разведены, приём выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном и круговом направлениях.
  2. Растирание – нормализует тонус мышц и усиливает их сократительную способность; прилагаемое усилие вызывает смещение и растяжение массируемых тканей. Приём проводится подушечками пальцев, ребром ладони или тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев.
  3. Разминание максимально активизирует работу мышц; проводится путём захвата и сдвигания тканей; повышает мышечный тонус.
  4. Вибрация осуществляется подушечками пальцев, придавая тканям колебательные движения различной частоты и амплитуды.
  5. Точечный массаж – воздействие на биологически активные точки путём надавливания, вибрации и круговых вращательных движений подушечками пальцев.

Таким образом, сущность массажа и самомассажа состоит в нанесении механических раздражений различной интенсивности и в разном темпе. При лёгком, медленном воздействии снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее действие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы. Поэтому для снижения тонуса мышц используются следующие приёмы: поглаживание, растирание; они выполняются в медленном темпе. Для активизации работы мышц – основные приёмы: растирание, разминание; они выполняются в быстром темпе.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством учителя-логопеда. Обучая детей самомассажу, учитель-логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, можно подключать проговаривание стихотворного текста одновременно с выполнением движений (см.Приложение).

Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Желательно проводить массаж сидя. Каждое движение повторяется 4 – 6 раз, общее время выполнения 5 – 10 минут. Данный комплекс можно использовать на фронтальных логопедических занятиях в качестве организационного момента или динамической паузы, на уроках произношения в классах для детей с ОВЗ, имеющих тяжёлые нарушения речи.

У детей с неврологической симптоматикой отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, то есть в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других – гипотония. Поэтому выбор приёмов для самомассажа проводится дифференцированно по сегментам, т.н. сегментарный массаж. То есть, лоб мы массируем с помощью поглаживания, уши – растирания и разминания, щёки – разминания и вибрации, губы – поглаживания и растирания; носогубные складки – точечный массаж и растирание, шея – поглаживание.

Личный опыт использования приёмов логопедического самомассажа на уроках произношения в классе для детей с ОВЗ, имеющих ТНР, в качестве организационного момента, показал:

— у учащихся снизился тонус лицевой, губной и язычной мускулатуры;

— за счет стимуляции собственных кинестетических ощущений дети научились контролировать мускулатуру: произвольно напрягать и расслаблять органы артикуляции;

— увеличилась подвижность и амплитуда движений губ, языка;

— экспрессивная речь учащихся стала более четкая и выразительная.

ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ

Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам

УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО

Растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз

ИХ ВПЕРЕД СГИБАЕМ, ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ

Сгибание ушных раковин кпереди и потягивание вниз за мочки

А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЕЧКИ

Пальцы «перебегают» на щеки – пальцевой душ

ЩЕЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ

Пальцы, сжатые в кулак, разминают щеки круговыми движениями

ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ

Указательными пальцами обеих рук разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу

МЫ ТЕПЕРЬ УТЯТА, КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ

Пассивное вытягивание обеих губ вперед

РАЗОМНЕМ ИХ МЯГКО, НЕ ЗАДЕВ НОГТЯМИ

Большие и указательные пальцы пощипывают обе губы

УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЕЧКИ ПОДНИМАЕМ

Указательные пальцы рук находятся в уголках рта и поднимают их вверх

(точки локального действия Ди-цан)

А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ

Спиралевидные движения указательных пальцев от крыльев носа (точки Инь-сян) к уголкам рта по носогубным складкам

ГУБКИ ПОЖУЕМ МЫ, ШАРИКИ НАДУЕМ

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек

И ГУБАМИ ВПРАВО-ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу: правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю — и двигаются в стороны

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя — логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

В статье говорится об использовании ИКТ на индивидуальных логопедичских занятиях с детьми, имеющими нарушения слуха. Указаны названия программ, по которым работает учитель-логопед, цели, преимущества .

Нетрадиционные приемы коррекционной работы логопеда.

Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Поэтому коррекционная работа с такими детьми насыще.

В настоящее время, особое значение в российском образовании придаётся формированию ценностно-ориентационного подхода к развитию детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграци.

В статье раскрываются преимущества электронного способа работы с информацией. Дан обзор логопедических программ, используемых в работе учителя- логопеда с младшими школьниками.

Использование ииновационных приемов в работе учителя-логопеда.

Использование приемов самомассажа в практике учителя-логопеда
статья по теме

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну эффективных логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_v_sbornike_appo_samomassazh.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА

В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!». Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» — вот цель моей работы. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком. Его можно использовать в игровой форме многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты.

Кисти, стопы, ушные раковины (аурикулы), волосистая часть головы, нос, язык согласно зональной терапии взаимосвязаны с внутренними органами посредством их общей проекции на уровне корковых зон. Кисти, стопы, ушные раковины представляют собой уменьшенное схематичное отображение всего тела человека.

Опыт японского ученого Намикоши Токухиро показал, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

-массаж большого пальца – повышает активность мозга;

-массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;

-массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;

-массаж безымянного пальца – стимулирует печень;

-массаж мизинца — способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Самом ассаж ладонных поверхностей можно выполнять мячами-ёжиками, массажным мячом Су-Джок, еловыми шишками, грецкими орехами или каштанами. Упражнения с ребристым кистевым эспандером развивают силу кистей рук. Полезно использовать в работе и пальчиковую гимнастику, и кинезиологические упражнения. Массаж пальцев рук позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Еще В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Самомассаж волосистой части головы стимулирует крово – и лимфоток, улучшает обменные процессы, память и мыслительную деятельность. Движения руки соответствуют направлению роста волос и ходу лимфотока (от макушки вниз).

Упражнение «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

Самомассаж ушных раковин поможет повысить тонус состояния нервной системы, снять утомление, мобилизовать работоспособность всего организма, активизировать работу мышц речевого аппарата.

— Перетереть мочки, внутреннюю и тыльную стороны аурикул. На мочке уха расположены зоны миндалин, полости рта, верхней и нижней челюстей. Поэтому упражнение полезно для активизации мышц артикуляционного аппарата.

— Самомассаж козелка. Он регулирует функцию надпочечников укрепляет нос, горло, гортань, вследствие чего отступают простуда, насморк, кашель, аллергия.

— Самомассаж противокозелка (зона интеллекта).

Замечено, что улучшение гибкости ушной раковины способствует общему укреплению здоровья.

Самомассаж мышц лица вызывает прилив крови к мышцам артикуляционного аппарата, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими. Делает мимику выразительнее.

Движение пальцев от середины лба к вискам

Круговые движения пальцев от середины лба к вискам

Движения пальцев от середины лба к вискам

Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу

Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем

Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта

Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам

круговые движения кончиками пальцев по щекам

Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях. Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам, производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев

Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку

Приемы самомассажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребенок может этому научиться благодаря педагогу. Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали.

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации.

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в пос.

Материалы из опыта работы.

Аудиовизуальные средства обучения (в том числе видеофильмы), способны занять достойное место среди других образовательных технологий. Просмотр видеоматериалов обогащает образовательный процесс, открыв.

Обобщение опыта по теме : «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ».

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационно — коммуникативных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса инф.

Самомассаж ушных раковин для детей в практике учителя-логопеда

Самомассаж ушных раковин для детей (аурикулярный массаж)

Большинство учёных представляют аурикулу (ушную раковину) как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).

Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.

Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.

Одновременно массаж ушных раковин — один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.

Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин

Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук.

При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание.

Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.

Такой массаж показан детям практически от рождения, его можно применять ежедневно и всю жизнь, причем делать его можно в течение дня несколько раз. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2-3 минут.

Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным, темп должен составлять примерно 6-12 дыхательных движений (вдохов — выдохов) в минуту. Тип дыхания — нижний или совместно нижний и средний.

Немаловажным является то, что такой вид массажа могут выполнять самостоятельно не только взрослые, но и дети дошкольного возраста. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).

Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассажа в форме игры.

Научить ребёнка выполнять движения массажа в определённой последовательности Вам поможет небольшое шуточное стихотворение.

«Взяли ушки за макушки»

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)

Вниз до мочек добежали.

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём.

«Поиграем с ушками»

«Найдём и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

Ребёнок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом, козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину. Ребёнок расслабляется и слушает тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко кажется замёрзло

Отогреть его так можно.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!

Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех органов и систем тела.

Самомассаж ушных раковин для детей (аурикулярный массаж)

— один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа

Использование приемов самомассажа в логопедической практике

    Валентина Бобоедова 1 месяцев назад Просмотров:

1 Использование приемов самомассажа в логопедической практике Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц. В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях образовательного учреждения. Самомассаж также может быть включён в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику. Длительность одного сеанса самомассажа может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Комплексы для проведения самомассажа КОМПЛЕКС 1 1. Ладошка это солнышко, А пальчики лучи. Поёт о солнце скворушка. Кричат о нём грачи. Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. Поочередно поглаживать пальцы. Направление движений (НД) от кончиков пальцев к основанию. Сомкнуть пальцы и соединить их кончики с кончиком большого пальца («клюв закрыт»), затем сомкнутые пальцы немного приподнять, а большой палец опустить («клюв открыт»). 2. Солнышко милое, Поделись своей силою! Просыпайтесь лучики. Согревайтесь рученьки. 3. Пальцы лучики проснулись. Наклонились, потянулись. Быстро встали на зарядку. Рассчитались по порядку. 4. Солнышко проснулось. Лобика коснулось. Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки. Поочередно растирать пальцы. НД от кончиков пальцев к основанию. Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Поочередно поглаживать и называть пальцы. НД — от кончиков пальцев к основанию. Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по лбу. НД от се-

2 Лучиками провело. И погладило, и погладило. 5. Солнышко проснулось. К щечкам прикоснулось. Лучиками провело. И погладило, и погладило. 6. Солнце личико согрело. Потеплело, потеплело. Наши ручки потянулись. Наши губки улыбнулись. 7. Если солнце пригревает, В небе ласточка летает. Стало сухо и тепло Значит, лето к нам пришло. 8. Если дождь стучит по крышам. То сильней, то тише, тише. Землю всю листва укрыла Значит, осень наступила. 9. Если вьюга и пурга Намели вокруг снега И закутали дома Значит, к нам пришла зима. редины лба к верхней части ушей. Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по щекам. НД — от носа к средней части ушей. Потянуться руками вверх, улыбнуться. средней части ушей. Спиралевидные движения. НД от середины КОМПЛЕКС 2 1. Если дождь стучит по крышам То сильней, то тише. Землю всю листва укрыла Значит, осень наступила. 2. Осень в гости к нам пришла, Краски яркие взяла, Стала желтою трава, Разноцветною листва. 3. Осень в гости к нам пришла, Сильный ветер принесла. Листья пестрые летят Осень любит листопад! Спиралевидные движения. НД от середины

3 4. Осень в гости к нам пришла, Дождь с собою принесла. Мелкий дождик моросит, У деревьев грустный вид. 5. Осень в гости к нам пришла. Птичек в стаи собрала: «Стало холодно вокруг, вам пора лететь на юг!» 6. Осень в гости к нам пришла, В огород нас позвала. Не ленись, да поспевай, Собирай-ка урожай. Зигзагообразные движения. НД от середины Пощипывающие движения. НД от середины КОМПЛЕКС 3 1. Смотрят дети из окна: По дорожке ледяной В гости к ним идет зима В белой шубке меховой. 2. Белая метелица По дорогам стелется. Закружилась над землей. Затянуло небо мглой. Спиралевидные движения. НД от середины 3. За снежинками снежинки Тихо кружатся, летят. Укрывает все тропинки Покрывалом снегопад. 4. На ветвях развесил иней Ночью Дедушка Мороз Он сегодня очень сильный Щиплет щеки, лоб и нос. 5. Побежим домой скорей. Не догонит нас Мороз! Рукавичкой посильней Разотрем мы щеки, нос. Легкие постукивающие движения. НД от середины лба к верхней части ушей, от носа к Пощипывающие движения. НД от середины Растирающие движения. НД от середины средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

4 6. Завтра снова будем мчаться На коньках и на санях. И на лыжах с гор кататься Ведь зима у нас в гостях. КОМПЛЕКС 4 1. Мы весну встречаем С первыми лучами. Они весело бегут. Звонко песенку поют. 2. Первые капели В полдень зазвенели. Стал мороз весною слаб. Снегу жарко: кап, кап, кап. 3. Шлёпаем по лужам После зимней стужи. Каждый год весной потом. Под ногами: шлёп, шлёп, шлёп. 4. Льдинки звонкие разбились И поплыли по реке. И сережки распушились На осине и ольхе. 5. Обогрела всех весна. Пробудился лес от сна. Все, кто спал, весной проснулись. Птицы с юга к нам вернулись. 6. Землю солнышко согрело. И трава зазеленела. День весенний стал длиннее. Небо ярче и синее. Похлопывающие движения. НД от середины Зигзагообразные движения. НД от середины Спиралевидные движения. НД от середины

5 КОМПЛЕКС 5 1. Лето, лето, лето! Летом много света. Солнце светит ярко. Стало очень жарко. 2. Лето, лето, лето! Теплый дождик, где ты? Погуляем под дождем И, быть может, подрастем. 3. В теплый солнечный денек Прилетел к нам ветерок. Стал волною он играть. Нашу лодочку качать. 4. Подари нам, лето, Солнечного света, Теплую погоду, Дальние походы. 5. Лето, лето, лето! Солнышком согреты И деревья, и кусты, И душистые цветы. Волнообразные движения. НД от середины Зигзагообразные движения. НД от середины Самомассаж мышц головы, шеи и лица КОМПЛЕКС 6 Длительность самомассажа может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. 1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими. 2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке мышц лица. 3. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

6 4. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам. 5. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали. 6. «Пальцевой душ лба». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу. 7. «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. 8. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам. 9. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3-5 с. 10. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта. 11. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости. 12. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти. 13. «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине. 14. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам. 15. «Расческа». Поглаживание губ зубами. 16. «Молоточек». Постукивание губ зубами. 17. «Всасывание». Всасывание верхней и нижней губы попеременно. 18. «Пожевывание». Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы. 19. «Пальцевой душ губ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу. 20. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам,

7 от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам. 21. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам. 22. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях. 23. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух». 24. «Пальцевой душ щек». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев. 25. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам. 26. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку. Самомассаж ушных раковин КОМПЛЕКС 7 Длительность самомассажа для детей может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. 1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их. 2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз. 3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-3 с. Самомассаж мышц языка КОМПЛЕКС 8 Длительность самомассажа для детей может составлять 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раза. 1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

8 2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта. 3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта. 4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад в полость рта. Литература 1. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств //Дефектология г. 2. Лалаева Р.Н., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. — С.-П.:Союз, 1999 г. 3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — С.-П.: издательство РГГТУ им. Герцена, издательство Союз, 2001 г.

Массаж и самомассаж в работе логопеда детского сада

Проблемa коррекционно-логопедической помощи детям с речевой пaтологией в настоящее время является чрезвычaйно aктуальной. Необходимость мер по диaгностике и коррекции речевых нарушений в рaзвитии детей связанa с наличием в стране тревожной демогрaфической ситуaции, которая харaктеризуется не только снижением рождaемости, но и увеличением рождения физиологически незрелых, нездоровых детей. Исследовaния в дaнной области показaли снижение доли здоровых новорожденных в течение последних лет с 48% до 27%-37%. Сегодня до 80% новорожденных детей окaзываются физиологически незрелыми, свыше 85% рождaются с перинатaльной патологией центрaльной нервной системы, что без своевременной коррекции приводит к рaзвитию стойких нaрушений в дaльнейшем. Пaтология, перенесеннaя ребенком в перинaтальном периоде, окaзывает негaтивное воздействие на состояние и рaзвитие многих систем организмa.

Что на сaмом деле чaсто мы, специaлисты детского сада, видим, открывaя карту поступившего к нам, проблемного ребенкa, ребенка с дизартрией, алaлией? Самое большее, на что мы можем рaссчитывать — это ЗРР (задержкa речевого рaзвития). Такaя запись не рaскрывает ни причины, ни дaльнейших путей лечения. Но чaще всего в кaрте мы видим: «Здоров», что дaвно нас возмущает.

В последние годы мы нaблюдаем увеличение количествa детей, имеющих различные речевые нaрушения. В чaстности, ребят, имеющих дизaртрические расстройства. В группах нашего детского садa для детей с общим недорaзвитием речи более 50% воспитaнников имеют стёртую дизартрию. Однако дизaртрия не проходит самa по себе: лечить ребенка нужно до 7 лет, потом чaсто бывает поздно… Все дети, чья симптомaтика соответствует стертой дизaртрии, напрaвляются нами на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диaгноза и назнaчения адеквaтного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включaть:
— медицинское воздействие;
— психолого-педaгогическую помощь;
— логопедическую работу.

Медицинская помощь, определяемая невропaтологом, включает в себя медикaментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массaж, физиотерапию и др.

При коррекции дизaртрических нарушений основнaя форма логопедического воздействия – индивидуальнaя. Прежде всего, это касaется таких методов логопедической работы, как дифференцировaнный логопедический массаж, пaссивная артикуляционнaя гимнaстика, голосовая и дыхательнaя гимнастики.
Целесообрaзность и необходимость логопедического массaжа при работе с такими тяжелыми речевыми нaрушениями, как дизaртрия, алалия, заикание, нами признaны давно. Использовaние в прaктике логопедического массaжа дает нам следующие результаты:
— у детей возрaстает речевaя активность,
— снижается гипертонус (гипотонус) мышц,
— стимулируются кинестетические ощущения,
— активизируются мышцы с недостаточной сократительной способностью,
— снижaется уровень сaливации,
— создaются условия для развития произвольных движений артикуляционного аппaрата.
Применение логопедического массaжа по рекомендации невролога позволяет нам знaчительно сокрaтить время коррекционного воздействия, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию дaнного метода мехaнического воздействия, который приводит к постепенной нормализaции мышечного тонуса, формировaние правильного произнесения некоторых звуков происходит в ряде случаев спонтaнно. В том случае, если ребенок имеет вырaженную неврологическую симптомaтику (которая и присутствует при дизaртрии), только использовaние дифференцировaнного логопедического массaжа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, обеспечивaет стойкий положительный эффект.

Таким образом, положительнaя динaмика усвоения материала на коррекционно-логопедических занятиях с детьми с применением логопедического массaжа возрaстает, что влияет на сформировaнность коммуникaтивных умений и навыков детей с множественными нарушениями и способствует их социализации.
Эффект, получaемый нами при использовании этого метода воздействия, мы зaкрепляем самомaссажем, который можем проводить в сегодняшних условиях дистaнционно и которому можем обучaть родителей и детей онлайн.

В прaктике логопедической рaботы использование приемов самомaссажа весьма полезно по нескольким причинaм. В отличии от логопедического массажа, который проводит учитель — логопед, самомaссаж можно проводить не только отдельно с каждым ребенком, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того, самомaссаж можно включaть в различные режимные моменты и использовать его многократно в течении дня.
В своей работе мы практикуем самомассаж мышц: лица, губ, языка, шеи, рук.

Читать еще:  Лазеротерапия при аденоидах у детей
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector