Нарушения чтения - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я

1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое дислексия симптомы психического заболевания

Нарушения чтения

Нарушения чтения во взрослом возрасте могут развиваться по нескольким механизмам: нарушения чтения вследствие трудностей овладения навыком чтения в детском возрасте (дислексия); нарушение чтения вследствие поражения коры головного мозга во взрослом возрасте (алексия); нарушения чтения, входящие в состав более обширного нарушения речи (афазии).

Дислексия

Дислексия является следствием особенностей формирования высших психических функций в детском возрасте. Как правило, трудности овладения чтением у детей возникают вследствие задержек психоречевого развития (ЗРР, ЗПР, ОНР), но так же существуют данные о том, что сложности овладения чтением могут возникать как следствие переучивания «левшей» на «правшей». Чаще всего, к взрослому возрасту проблему чтения удается решить по средством занятий с логопедами, дефектологами и учителями, однако известны случаи дислексии во взрослом возрасте в том числе и у успешных знаменитых людей (Том Круз, Мерилин Монро).

Алексия

Алексия – это нарушение уже сформированного навыка чтения, которое может иметь различные проявления: невозможность «узнавания» букв, трудности составления слов из букв, трудности понимания смысла прочитанного. Симптомы алексии зависят от того какой участок коры головного мозга пострадал вследствие инсульта или черепно-мозговой травмы и того, нарушение какой высшей психической функции (пространственная функция, слухоречевая память, зрительное восприятие) лежит в основе нарушения чтения. Алексия часто сочетается с нарушениями речи (афазии) и нарушениями письма (аграфия). Диагноз «алексия» редко бывает самостоятельным. В качестве отдельного диагноза «алексию» ставят пациентам, у которых нарушения чтения не связаны с нарушением речи (афазией) или выражены намного сильней, чем афазия (легкая степень афазии при выраженных нарушениях чтения).

Нарушения чтения, наблюдающиеся при грубых нарушениях речи (афазия), по своему механизму соответствуют основному речевому диагнозу (моторная, сенсорная, амнестическая, динамическая, акустико-мнестическая, семантичечкая афазия). Возможности чтения в подобных случаях, как правило, соответствуют возможностям устной речи.

Лечение

Преодоление нарушений чтения во взрослом возрасте – комплексная междисциплинарная задача, лежащая в сфере деятельности таких специалистов как: невролог, логопед и нейропсихолог. Врач-невролог на основе анамнеза и наблюдения, используя данные нейровизуализации (КТ, МРТ) и функциональных методов диагностики (ЭЭГ, УЗДГ) определяет особенности функционирования нервной системы пациента. При необходимости невролог назначает медикаментозное лечение, направляет пациента на консультации специалистов смежных областей (офтальмолог, психиатр, терапевт), назначает физиотерапевтические процедуры, массаж, остеопатическое лечение. Логопед и нейропсихолог определяют качество и степень нарушения чтения, на основе данных комплексной нейропсихологической и логопедической диагностики составляют программу развивающего обучения, проводят коррекционно-восстановительные занятия.

Дислексия

Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:

  1. Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
  2. Затруднения в восприятии написанной информации;
  3. Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения;
  4. С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
  5. Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
  6. Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал;
  7. СДВГ — Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.

Группа Суламот предоставляет интенсивный комплексный 5-ти дневный курс коррекции дислексии и смежных проблем обучения: дисграфии, дискалькулии, диспраксии и СДВГ.

Симптомы дислексии

Существует ряд характерных для дислексии симптомов, которые помогут родителям понять, что у их ребенка имеется данное расстройство, и предпринять необходимые действия для его лечения.

Признаки дислексии:

  1. Ребенок часто трет глаза, немного косит;
  2. Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
  3. Очень быстро устает;
  4. Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
  5. Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
  6. Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
  7. При чтении или после него жалуется на сильную головную боль;
  8. Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
  9. В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
  10. Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
  11. Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.

Диагностировать дислексию нужно как можно раньше. Однако следует обратить внимание на то, что у ребенка могут быть просто проблемы со зрением, поэтому его обязательно нужно отвести на консультацию к офтальмологу. Поэтому, если вы не можете точно определить симптомы дислексии, лучше доверить это дело специалисту.

Диагностика дислексии

Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.

Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.

Врачу необходимо убедиться в том, что ребенок имеет нормальное зрение и нормальный слух. С помощью неврологического обследования можно выявить наличие дислексии у детей, нервно-психическую незрелость, либо неврологические нарушения, чтобы исключить какие-либо иные заболевания.

Причины дислексии

Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.

К дислексии нельзя отнести аномальные движения глаз и зрительно-перцептивные проблемы, хотя они также влияют на изучение и понимание слов.

Дислексия

Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

При чтении ребенок-дислексик постоянно сталкивается с трудностями: даже одно слово, которое он не знает (не имеет его образа) разрушает общий образ прочитанного, то есть текст становится полностью непонятным ребенку. Очень часто люди имеют нарушения не только способности читать (дислексия), но и способности правильно писать (дисграфия).

Читать еще:  Журнал «ПАРТНЕР»

Причины

На основании многочисленного ряда исследований определено, что основу дислексии составляют причины нейробиологического характера. В этом случае определенные участки мозга обладают меньшей функциональностью (в частности речь идет о задней части средней левой височной извилины). Имеются также и определенные отличия в структуре мозговых тканей. При этом, как выяснилось, дислексия является наследственно обусловленным заболеванием, что также подтверждается обнаруженными в ходе исследований генами, которые и ответственны за его появление.

Симптомы

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика

Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.

Лечение

Дисграфия и дислексия, несмотря на свою распространенность, должны корректироваться только квалифицированным специалистом — логопедом. Коррекция может занимать несколько месяцев и даже лет, и отдельные дети никогда не смогут преодолеть этот недуг.

Методы коррекции дислексии зависят от ее причин. Так, например, проблемы с чтением могут быть связаны с плохим зрением ребенка, и он не может прочитать текст; также проблемы могут быть вызваны умственной отсталостью ребенка (хотя многие дислексии не имеют никаких отклонений в развитии). При коррекции дислексии в этих случаях требуется устранение и коррекция первопричины, и только потом — решение проблем с чтением текстов.

Исследователи выяснили, что в основном дислексия связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и психофизиологические проблемы, то есть вероятность появления проблем у детей.

Задержка речевого развития

Симптомы

  • Ребенок в возрасте до года слабо реагирует на звуки, и сам практически не издает каких-либо звуков.
  • К двенадцати месяцам ребенок не использует распространенные жесты — не указывает на предметы пальцами, не машет рукой на прощание, и так далее.
  • К восемнадцати месяцам ребенок еще не имитирует звуки.
  • Ребенок с трудом понимает обращенные к нему простые просьбы.
  • Ребенок старше двух лет может только имитировать речь или жесты, и не произносит какие-либо звуки спонтанно, по собственной инициативе.
  • Ребенок старше двух лет произносит лишь ограниченное количество звуков, и не может использовать какие-либо речевые навыки, чтобы сообщить о чем-либо, кроме насущных потребностей.
  • У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом).
  • Родители с трудом понимают, что говорит ребенок.

Причины

  • Проблемы со структурой языка или нёба, например короткая уздечка.
  • Ушные инфекции, особенно – хронические.
  • Патологии внутриутробного развития, родовые травмы.
  • Повышенное внутричерепное давление у ребенка.
  • Дислексия в результате генетической предрасположенности.
  • Психические расстройства.
  • Физические травмы.
  • Заболевания головного мозга.
  • Недоразвитость мускулов рта и лица.

Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Для этого необходимо пройти таких специалистов, как невропатолог, логопед, психиатр, детский психолог. В ряде случаев требуются анализы работы головного мозга — ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и пр.

Профилактика

Как можно больше общайтесь с ребенком, даже если он появился на свет всего несколько недель назад, и, по-видимому, совершенно вас не понимает. Разговаривайте с ним, пойте ему, одобрительно реагируйте на его попытки имитировать звуки и жесты.

Читайте ребенку, начиная, как минимум, с шести месяцев (можно и раньше). Четко выговаривайте слова и показывайте ребенку картинку. Если он прерывает чтение какими-либо звуками, сделайте паузу и выслушайте его, как если бы он отчетливо высказывал свое мнение о прочитанном.

Поощряйте успехи. Если ребенок правильно произнес слово, которое долго ему давалось, или начал говорить предложениями из трех слов вместо двух, хвалите его. Дети очень рано начинают различать интонации голоса, и отлично понимают, когда их действия вызывают одобрение, а когда — нет.

Найти ближайшую к вам клинику

Клиника на Невской

Клиника на Ангарской

Клиника на Кубанской

Заполните форму обратной связи и наши
операторы свяжутся с Вами

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Волгоградский центр профилактики болезней «ЮгМед» любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Волгоградский центр профилактики болезней «ЮгМед»). Пересылая в Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Волгоградский центр профилактики болезней «ЮгМед» свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.

Читать еще:  Как приготовить содовый раствор для лечения молочницы у ребенка?

Нарушения чтения (дислексия)

Дислексия — расстройство, которое проявляется как стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Дислексия не является заболеванием. Человек с дислексией может иметь высокий уровень интеллекта. Несмотря на трудности в обучении чтению люди с дислексией могут проявлять способности к математике, физике, искусству, музыке. Многие известные люди были дислексиками: Томас Эдисон, Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Стив Джобс. Число людей с дислексией с каждым годом растёт.

Причины дислексии:

На сегодняшний день существует много различных теорий о причинах возникновения дислексии. Из них можно выделить две основных, указывающих на особенности развития детей с дислексией:

  • Генетическая предрасположенность. В настоящее время проведены исследования, подтверждающие наследственный характер дислексии. Обнаружено несколько генов, мутации которых приводят к возникновению данного нарушения.
  • Физиологические и функциональные особенности в работе мозга. Неправильное функционирование отделов головного мозга, участвующих в формировании навыка чтения, может возникать в результате патологий внутриутробного развития, тяжёлых родов, родовых травм, асфиксий, травм головы, тяжёлых инфекционных заболеваний. Замечена связь между дислексией и речевыми проблемами в раннем детстве. У большого числа детей с дислексией наблюдается синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Также существуют исследования, подтверждающие влияние особенностей зрительного восприятия на наличие дислексии.

Дислексия не может быть вызвана нежеланием учиться или ленью. Многие дети с дислексией имеют нормальный интеллект, получают надлежащее обучение и родительскую поддержку, но им всё равно трудно научиться читать. Детям с дислексией необходима профессиональная помощь. Ранняя диагностика, коррекция и поддержка могут помочь уменьшить влияние дислексии на жизнь ребенка. Дети, которые не получили своевременную помощь по коррекции дислексии, часто страдают от проблем в обучении, негативного отношения к учебе и низкой самооценки.

Нередко у людей с дислексией наблюдаются сопутствующие нарушения обучаемости: дисграфия, дизорфография, диспраксия.

К группе риска по возникновению дислексии можно отнести детей у которых наблюдается:

  • трудности запоминания и узнавания букв,
  • трудности при обучении чтению слогов, слов,
  • стойкая неспособность овладения слогослиянием и автоматизированным чтением словами,
  • полное или частичное непонимание смысла прочитанного,
  • медленный темп чтения с большим количеством ошибок: пропуски, замены, перестановки букв, слогов, угадывающее чтение,
  • трудности понимания текста математических задач и заданий к упражнениям

К группе риска по возникновению дислексии можно отнести детей у которых наблюдается:

  • Нарушение или задержка моторного развития. Этапы моторного развития (держит голову, сидит, ползает, стоит, ходит) проходят с опозданием или с нарушением последовательности (сначала пошёл, а потом пополз или не ползал вовсе). Ребёнок может научиться позже своих сверстников подниматься по лестнице, ловить мяч, кататься на самокате и велосипеде.
  • Задержка и нарушение речевого развития. Ребенок начинает позже говорить. Он может испытывать сложности с пониманием речи окружающих. Собственная речь ребёнка неразборчивая, понятная только близким. Звуки и слоги в словах заменяются, переставляются местами или пропускаются. Ребенку трудно выразить мысли, ему не хватает слов, его фразы короткие, не законченные, с большим количеством ошибок.
  • Несформированность пространственных представлений. Ребенок может путать «лево» и «право», писать буквы и цифры «не в ту сторону». Могут возникать трудности с запоминанием названий и последовательностей времён года, дней недели, календарных месяцев.
  • Трудности изобразительной деятельности. Ребёнок не любит и не умеет рисовать. Ему не удаётся правильно держать карандаш. Рука быстро устаёт.
  • Дефицит внимания и гиперактивность. Ребёнку трудно сконцентрироваться на одном деле. Его внимание постоянно перескакивает с одного предмета или задания на другой. Ему трудно усидеть на месте, он чрезмерно подвижен.

Какие специалисты занимаются коррекцией дислексии?

Логопед-дефектолог и нейропсихолог

Диагностика

Для определения наличия дислексии специалисты проводят сбор информации и диагностику:

  • анамнез ребенка;
  • семейная история;
  • диагностика развития высших психических функций (внимание, память, восприятие, мышление);
  • диагностика развития устной и письменной речи;
  • проверка техники чтения и понимания прочитанного текста;

Кроме того, для точного определения нарушения, необходимо исключить физиологические причины, имеющие сходные симптомы: нарушение зрения и слуха, умственную отсталость, а также отсутствие оптимальных условий обучения (педагогическая запущенность), социальные и экономические факторы. Если ребёнок плохо читает, то это не всегда признак дислексии. Разобраться с этим вам поможет специалист.

Поколение дислексии: каждый десятый ребенок в России имеет расстройства чтения

Александр Корнев: «Помогают психолого-педагогические коррекционные методы, которые приходится использовать два-три года»

Мало кто знает, что 5 октября отмечается Всемирный день знаний о дислексии (World Dyslexia Awareness Day). В России Неделя знаний о дислексии проходит впервые благодаря стараниям Ассоциации родителей и детей с дислексией.

Дислексия (состояние, при котором ребенок не может правильно читать) все больше распространяется по миру Ученые говорят, что это расстройство касается и умных, и одаренных детей. Как с этим справляться? На вопросы «МК» ответил зав. кафедрой логопатологии СПбГПМУ Александр Корнев.

— Александр Николаевич, что такое дислексия и как часто она встречается?

— Дислексия – это стойкое избирательное нарушение усвоения чтения, несмотря на сохранный интеллект и отсутствие каких-либо других нарушений, в том числе, зрения и слуха. Западные ученые добавляют, что дислексия всегда имеет нейробиологическую основу. Многими исследованиями подтверждается, что мозг таких детей, по сравнению с обычными, имеет некоторые отличия в строении и характере нейронных связей. Если говорить о дислексии в строгом смысле этого слова, так, как принято в мировом сообществе, то таких детей 5%. Но если смотреть на проблему шире, то нужно добавить, что встречается немало нарушений чтения вторичного происхождения, то есть, вызванных, например, недоразвитием устной речи или задержкой психического развития. Таких детей еще 5%. Соответственно, получается, что в России 10% детей имеют серьезные нарушения чтения. В других странах приводятся иные показатели. Например, в англоязычных странах называют цифру 17-20%.

— А с чем связано распространение дислексии?

— На распространенность нарушений чтения влияет взаимодействие трех составляющих. С одной стороны, это некоторые аномалии формирования мозга и особенности его развития. В происхождении дислексии очень большую роль играет генетическая предрасположенность. Многочисленными исследованиями подтверждается, что среди многих причин наследственность составляет примерно 50-60%. Это отображает общебиологические законы популяции, и в разных странах этот процент примерно один и тот же. А вторая составляющая определяет, в какой степени эти особенности развития мозга затрудняют усвоение чтения в каждой конкретной форме письменности и при конкретном методе обучения. Например, если у ребенка не грубые нарушения некоторых ключевых для чтения структур мозга, то в системе письменности с так называемой прозрачной орфографией он сможет освоить чтение на уровне низкой нормы. Некоторые западные исследователи даже говорят о том, что есть такая латентная дислексия, то есть, предрасположенность, которая не превратилась в настоящую дислексию. Если будем сравнивать чтение в разных языках, то русская письменность считается простой, с прозрачной орфографией. При чтении написание и произношение в русском языке очень близки и не требуют использования каких-то правил. А вот с английским языком противоположная ситуация. Он очень труден для освоения, отнимает массу сил и времени по сравнению со многими другими языками, и с тем же русским. Третья составляющая – это метод обучения. У детей с дислексией самое слабое звено в их функциональных возможностях – это как раз синтез целого из частей и их серийная организация. Очень долго они не могут освоить синтез слогов из двух букв и автоматизировать этот навык. Следовательно, самым радикальным и эффективным средством была бы разработка и использование такого метода, который бы обошёл эту трудность, что, собственно говоря, я и сделал. Разработанный мной метод опирается на сильные стороны дислексиков, то есть не требует складывать слог из звуков, а позволяет запомнить слог сразу как целое. В этом ключ к оказанию помощи детям с дислексией.

Читать еще:  Лечение разных видов блефарита в домашних условиях

— А как проявляется дислексия?

— В первом классе довольно трудно определённо сказать, кто дислексик, а кто нет, потому что первоклассники имеют очень большой разброс по темпу и качеству освоения материала. И что самое главное – ошибки, которые допускают дислексики, по существу, те же самые, которые допускают все дети, начинающие учиться читать. Другими словами, нет таких ошибок, которые были бы характерны только для дислексиков. Но ошибки у них сохраняются дольше и в большем количестве, что, конечно, существенно мешает пониманию прочитанного. Часто такие дети используют двойное чтение: шепотом (или про себя) побуквенно, а вслух – по слогам или целым словом. Оценивая только качество чтения, точный диагноз можно поставить во втором классе. Но если использовать методы раннего выявления, специальные методики, например, скрининг-метод, тогда, конечно, даже до поступления в школу можно сказать, что вот этот ребенок с 75% вероятности будет дислексиком. Иначе говоря, если сочетать наблюдения за тем, как усваивается навык, и использовать специальные методики, то можно уже в первом классе сказать, что вот для этого ребёнка нужна особая работа и особые методы.

— Отсюда вытекает следующий вопрос – как выявить эту проблему вовремя?

— Убежден, что под словом «вовремя» надо понимать «до начала обучения в школе». Тогда у нас значительно больше возможностей помочь и добиться более хороших результатов. Моя методика раннего выявления дислексии (МРВД), разработанная еще в 1982 году и опубликованная Минздравом СССР, позволяет довольно надежно выявить признаки риска дислексии у детей с 6 лет. На протяжении последних четырех лет вместе с коллегами из Йельского университета мне удалось адаптировать и апробировать еще несколько методик предикции дислексии, которые хорошо зарекомендовали себя на Западе. Некоторые из них позволяют выявить признаки риска дислексии даже не в 6, а в 5 лет. А это значит, что у нас появляется больше времени на профилактическую работу по предупреждению дислексии, добавляется еще 1 год.

— Известно, что дети с дислексией часто бывают талантливыми. Как это связано?

— Я бы сказал, что это своего рода миф. На самом деле, талантливых детей среди дислексиков ничуть не больше, чем вообще в популяции. Такое мнимое убеждение возникло потому, что сама ситуация, когда у ребёнка, с одной стороны, трудности в обучении, но одновременно есть и талант, привлекает к себе больше внимания. За много лет передо мной проходило много детей с дислексией, но я не могу сказать, что у них чаще встречается талант, чем у обычных детей. Скорее наоборот. В зарубежной прессе используют подобные мифы, просто чтобы утешить и успокоить тех, у кого дети с такими нарушениями, и кто сам страдает этим. При этом надо иметь в виду, что в англо-американской терминологии термин «дислексия» охватывает и нарушения чтения, и нарушения письма. И у многих из тех гениальных или просто одарённых и известных людей, которые числятся как страдающие дислексией, наблюдается только нарушение письма, а это более лёгкое состояние, создающее меньше трудностей. Так что если говорить о детях с нарушениями чтения, каких-то убедительных данных, что среди них много талантов, просто нет.

— Лечится ли дислексия?

— Если под словом «лечится» понимать медикаментозное лечение, то, конечно, нет. Никакими лекарствами дислексию не устранишь. А что действительно помогает, так это психолого-педагогические коррекционные методы, которые приходится использовать довольно долго, два-три года, иногда даже четыре. Иногда ним приходится добавлять лекарственное сопровождение, а иногда и без этого обходится. Но все равно, главное, конечно, это коррекционная работа, а не лечение. В английском языке применяется термин «remedial treatment», который переводится как лечение, но под этим словом подразумевают не тот смысл, что в медицине. В большей степени это коррекция. В процессе специальных развивающих упражнений, благодаря специальной стимуляции, в мозге формируются новые связи, создается функциональная система, которая может полноценно обеспечивать навык чтения. Мозгу помогают за счет здоровых его частей создавать новые функциональные связи. Это было проверено в исследованиях с помощью МРТ. Сначала проводили исследование, которое показывало, что ключевые зоны мозга, отвечающие за чтение, неактивны, молчат. После двухмесячной коррекции снова делали исследование, и оказывалось, что эти молчащие зоны становились активными.

— Нужны ли детям с дислексией особые условия обучения?

— Действительно, для того, чтобы помочь этим детям, нужна специальная методика обучения чтению, которая опирается на сильные функции у таких детей и щадит их слабые функции. Например, подобная методика для дошкольников и изложена в книге «Обучение чтению дошкольников полуглобальным методом». В этом случае полуглобальный метод, в отличие от аналитико-синтетического, помогает ребенку усваивать ключевые оперативные единицы чтения (слоги) как иероглиф, как целостное образование и тем самым избавляет его от той работы, с которой он не может справиться. Очень важно получить право и разрешение использовать альтернативные методики обучения грамоте в школах. К сожалению, это почти невозможно, поскольку все школы обязаны использовать один, традиционный, общий для всех метод. Только логопед в своем кабинете, на коррекционных занятиях может применять другую методику.

Кроме того дети, страдающие дислексией, нуждаются в определенных послаблениях, щадящих условиях обучения, так как все они очень болезненно переживают свой недостаток, трудности в школе. Поэтому следует освобождать их от необходимости чтения вслух при всем классе, давать дополнительное время при выполнении текстовых заданий, озвучивать тексты заданий на экзамене и так далее. Это предохранит их от серьезных невротических расстройств. Для этого нужно добиться ломки некоторых традиций унификации требований ко всем детям в обычных школах, очевидно, нужны и изменения в законодательстве.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru