Gorod-kids.ru

Мама и я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пальчиковые игры развитие тонкой моторики и стимуляция мозга

Как развивать моторику у ребенка?

Развитие мелкой моторики у ребенка – один из важнейших этапов всестороннего развития.

Что же такое «мелкая моторика»? Это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка и особенно влияет на процесс формирования речи вашего малыша. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Чем больше ребенок работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависят от, того насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

Если ребенок с раннего детства не получает поддержку в развитии, то это ведет к отставанию детей в моторном развитии. Несформированность моторики (движения пальцами рук, ног) проявляется в виде недостаточной точности и ловкости.

Учеными замечено, что если ребенок поставлен в условия, ограничивающие произвольные движения или мало двигается, то у него развиваются своеобразные компенсаторные двигательные действия: раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев. Превращаясь в автоматические, эти действия в какой-то мере удовлетворяют необходимую потребность ребенка в движениях. Такие компенсаторные действия, превращаясь во вредные привычки, препятствуют развитию у ребенка необходимых двигательных актов и могут быть устранены лишь длительными систематическими занятиями. Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости речи, невнятности и смазаности произношения.

В этом случае, чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений и нарушений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизиологическое развитие.

Поэтому развивая мелкую моторику необходимо уделить внимание и крупной моторике.

Навыки крупной моторики – это фундамент, база для формирования тонких движений рук. Развитие головного мозга у ребенка напрямую связанно с развитием мелкой моторики руки. Развитие мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь малыша потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а так же выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

Часто взрослые спрашивают, а в каком возрасте можно начать развитие мелкой моторики? Начать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга, делать массаж кистей рук, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусы, шнуровки.

Лепка этот вид занятия способствует развитию моторики рук, стимуляции тактильной чувствительности детских пальчиков. Вначале необходимо показать ребенку сам процесс превращения бесформенного комочка в фигурки, заинтересовать его.

Важно соблюдать безопасность игры и смотреть, чтобы маленький исследователь не ел пластилин. Ребенку важно уловить чёткую связь между движениями рук и результатом (формой), который может получиться. Поначалу он научиться создавать простые, примитивные фигурки: шарики, колбаски, лепешки, но это поспособствует возникновению желания слепить что-то определенное. Важно подготовить материал к работе (т.к. у малышей могут возникнуть трудности с этим): размять пластилин, дабы он стал мягким, эластичным. Начинайте с самых простых упражнений, например, с раскатывания небольшого кусочка пластилина прямыми движениями между ладонями.

Пофантазируйте с малышом, пусть это будут не обычные колбаски, а например, столбики для игрушечного забора или шпалы; а когда Вы соедините концы, получится колечко или бублик. После можно приступать к освоению процесса лепки предметов округлой формы. Главное правило — играйте безопасно, когда у ребенка хорошее настроение, ему не хочется спать и он здоров.

Развивая мелкую моторику у дошкольника не нужно забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков.

Хорошими помощниками в развитии мелкой моторики станут различные развивающие игрушки: пазлы, картинки – вкладыши, шнуровки.

Для взрослого, который решил помочь малышу развить навыки мелкой моторики рук необходимо понять, что такие действия как рисование, лепка и работа с песком, с тестом также способствуют развитию моторики и развитию речи.

Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет его мять, катать между ладошек или по столу, лепить забавные фигурки. Всё это способствует развитию моторики рук ребенка. Ещё один вид творчества это рисование на песке. Для начала насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

В возрасте от 1,5 до 3х лет неторопливость ребенка может быть связана с естественным недоразвитием моторики, особенно это касается моторики пальцев рук, которая ещё не позволяет действовать быстро, четко и красиво. Занимаясь лепкой и рисованием тренируются у малыша ловкость, гибкость пальцев рук.

Какие игры способствуют развитию мелкой моторики ребенка? Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока — белобока», и другие пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это игры когда ребенок выполняет движения руками и пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.

Зарядка.

Руки в стороны, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачок, разожми и на бочок.

Моя семья.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого пальца, на последнюю строку — показать ладошки.

В 2-3 года ребенок через действие учиться сопереживать – а для этого нужна драмма. Подойдёт пальчиковый театр, совместное проигрывание и проговаривание. Важно, чтобы ребенок при этом видел ваше лицо и ощущал ваше эмоциональное состояние. Так же совместные игры в мяч и перечисления животных по очереди, помогут поработать над моторикой ребенка и речью.

Чем больше малыш познает движений, тем лучше развивается его мышление. Позже «этапная» замедленность с возрастом у детей проходит. Дети научаются завязывать шнурки и застегивать пуговицы, их руки и пальцы приобретают ловкость и гибкость, уходят неуклюжие движения.

Играть с малышом двухлетнего возраста можно в мозаику. Отдайте предпочтение той мозаике, у которой крупные фишки разных цветов (лучше, если их будет не больше четырех), маленькое игровое поле с небольшим количеством отверстий.

В какие игры можно играть: сортировка фишек по цветам, выкладывание «дорожки» из элементов одного цвета, выкладывание основных геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), выкладывание узора, согласно предложенному образцу.

Собирая узоры и пазлы используя мелкие детали конструктора, так же можно в домашних условиях развить навыки мелкой моторики рук.

Но если вы видите что ребенок ещё не научился застегивать пуговки и одевать ботинки, если вас тревожит, что ребенок реактивный или медленный, неуклюжий, не гибкий со всеми вопросами по развитию ребенка необходимо обратиться к психологу, а по развитию речи ребенка получить консультацию у логопеда.

  1. Бикеева А. С. Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения./ Ростов Н/Д: Феникс. 2012 г.
  2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2000 г.
  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.:ТЦСфера, 2008 г.
  4. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники.- Изд. Ростов Н/Д: Феникс,2013 г.
  5. Белинская Е.В. Шиманович Ю.С. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками и младшими школьниками: пособие для педагогов учереждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый Ветер,2013 г.

Составитель, ведущий психолог агентства развития семейных технологий и форм устройства несовершеннолетних – Ставрова Александра Владимировна.

Пальчиковые игры развитие тонкой моторики и стимуляция мозга

Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

магазин детских развивающих игрушек

  • Каталог
  • Доставка
  • Контакты
  • Как заказать
  • Обратная связь
  • Читать статьи

Пальчиковые игры для малышей

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский

Какой малыш не любит играть? Однако игра может не просто служить способом провести время и занять малыша, но и обладать развивающим воздействием. Давно доказана связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления детей. Чем ловчее пальчики ребенка, тем более гибким умом он обладает. Пальчиковые игры прекрасно справляются с этой задачей. Обычно под пальчиковыми играми подразумевается инсценировка рифмованных историй или сказок с помощью пальцев. Такого рода игры не только способствуют развитию мелкой моторики ребенка, но и помогают наладить тесный контакт с родителями. Кроме того, пальчиковые игры несут в себе и обучающую нагрузку: одни знакомят малышей с названиями частей тела и самих пальцев, другие направлены на изучение счета и т.д. Существуют пальчиковые игры, в которых малыш должен задействовать обе руки, что помогает лучше ориентироваться в пространстве, а также осваивать такие понятия как право – лево, высоко – низко. Игры, в которых ребенок гладит или ловит руку взрослого либо другого ребенка, загибает пальцы партнера по игре представляют особую важность для формирования чувства уверенности в себе у ребенка.

Игры сами по себе очень увлекательны и эмоциональны. Они способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры отражают реальный мир: его предметы, животных, людей и их деятельность, а также явления природы. В ходе этих игр дети повторяют движения за взрослыми, активируя мелкую моторику рук, что способствует выработке ловкости, умения управлять своими движениями, а также концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с пальчиками помогают развивать речь и обеспечивают ребенку массу разнообразных сенсорных впечатлений, развивая внимательность и способность сосредоточиться. Эти игры формируют доброжелательные взаимоотношения между детьми, а также между ребенком и взрослыми.

Персонажи пальчиковых игр нравятся малышам с полутора лет.

Перед выполнением упражнения продемонстрируйте его ребенку, покажите положение пальцев и кисти. Постепенно взрослый отказывается от показа, и остаются только словесные указания. В случае, если ребенок неправильно что-то делает, необходимо снова показать ему верный вариант. Все упражнения сначала выполняются медленно. Если у малыша возникают трудности с самостоятельным выполнением, следует просто взять его ручку в свою и действовать вместе с ним. Начинать пальчиковые игры рекомендуется с разминки пальцев, которая включает в себя сгибания и разгибания пальцев. Для разминки также отлично подходят резиновые игрушки с пищалками.

Читать еще:  Возрастные нормы речевого развития детей - дошкольников

Текст пальчиковых игр рекомендуется произносить выразительно и четко, выполняя движения параллельно тексту. Не забывайте про интонацию, ведь она очень важна для поддержания интереса малыша к игре: его эмоциональный подъем обеспечит включенность в игру, и малыш будет с удовольствием повторять за вами все движения. Старайтесь говорить выразительно, то повышая, то понижая голос, делать паузы, подчеркивая этим важные слова. Малышам обычно сложно проговаривать текст, поэтому для них достаточно выполнять движения вместе со взрослым либо с его помощью. В некоторых играх можно использовать бумажные колпачки либо нарисовать на подушечках пальцев глаза и рот, чтобы «оживить» их.

Пальчиковые игры пробуждают творчество, и если ваш малыш сам придумал к тексту движения, пусть даже слегка нелепые или не очень удачные, обязательно похвалите его. По возможности поделитесь творческими достижениями ребенка с близкими родственниками, которые часто проводят время с крохой.

Дети в возрасте от года до двух ориентируются в играх, которые выполняются одной рукой. В три года малыш уже осваивает игры, в которых задействованы обе руки. Четырехлетний ребенок способен играть в эти игры с использованием нескольких сменяющих друг друга событий. Дети постарше могут оформлять игру разнообразными предметами: шариками, кубиками, мелкими деталями…

В ходе упражнений в пальчиковых играх у малышей развиваются мелкие движения рук. Кисти и пальцы обретают подвижность и гибкость, а скованность движений постепенно исчезает. Тренировать движения пальцев и кистей рук крайне важно, ведь это стимулирует речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготавливает кисть и руку к письму. Кроме того, тренировка пальцев и кисти – мощное средство повышения работоспособности головного мозга, стимуляция развития мышления у малыша.

При проведении пальчиковых игр специалисты рекомендуют придерживаться некоторых рекомендаций:

Не стоит проводить игру холодными руками. Согрейте ручки малыша в теплой воде.

Перед проведением игры лучше всего обсудить с ребенком ее содержание, продемонстрировать все необходимые жесты, движения, комбинации пальцев. Такая подготовка позволяет также создать необходимый эмоциональный настрой.

Выполняйте упражнения вместе с малышом. Это не только поможет крохе ориентироваться в движениях, но и продемонстрирует ему вашу увлеченность игрой, которой он сам невольно заразится.

Постепенно ребенок выучит текст игры наизусть. Уже на третий-четвертый раз проведения игры малыш будет произносить слова частично, только начало или окончание фразы. Одновременно кроха старается соотносить слова и движения руками.

Выберете несколько упражнений, которые пришлись по душе вашему малышу. Их можно повторять каждый раз, когда вы будете играть. Другие пальчиковые игры рекомендуется постепенно заменять другими.

Не забывайте, что объем памяти у ребенка ограничен, поэтому не пытайтесь осилить сложную задачу за короткий период времени (овладеть движениями и текстом). Непосильные трудности могут навсегда отбить интерес малыша.

Сложности возникают в начале выполнения практически любого из упражнений. Не расстраивайтесь, просто отрабатывайте каждую игру постепенно, помогая ребенку принять правильное положение пальчиков.

Не заставляйте малыша. Если он отказывается выполнять упражнение, постарайтесь выяснить причины и по возможности ликвидировать их. Если это невозможно, лучше просто поменять игру.

Овладеть игрой для крохи – это большое достижение, поэтому не забывайте поощрять любые, пусть даже маленькие победы. Не критикуйте, даже если вначале ребенок делает что-то неправильно, подбадривайте, стимулируйте подпевание малыша.

Вот так увлекательно и интересно можно не только развивать мелкую моторику ребенка, но и способствовать развитию речи малыша.

Пальчиковые игры развитие тонкой моторики и стимуляция мозга

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т.п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также пополняется словарный запас вашего малыша.

Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет «Сорока — белобока»

«Сорока — белобока варит кашу»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока — белобока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил. » и т. д.

«Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Хлопали в ладошки,

«Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу. Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

«Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

«Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

«Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

«Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

«Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

«Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму. В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности. К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.

«Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой. Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

«Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.

Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальцаповышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком,средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций — это три. Думаю, этого вполне достаточно, что бы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале ваших с малышом забав.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму. Осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.

Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое.

Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции — двойная польза!

Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Сжимая крошечными пальчиками наши сильные пальцы, захватывая и удерживая погремушки или стараясь поймать свои собственные ножки, он уже находится в процессе развития. Наша же задача помочь крохе сделать игры с ручками более эффективными. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения, вы должны ему помочь, например, в процессе чтения стишков загибать пальчики. Для лучшего воздействия, их стоит не просто загибать, а слегка массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. «Варить» кашу на ладошке тоже достаточно полезно, круговыми движениями разминая ладошку. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой. Для самых маленьких как нельзя лучше подходят простые народные игры. Это хорошо известные вам “Ладушки”, “Сорока-ворона”, “Коза рогатая” и другие игровые потешки для малышей. Но играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, не забывайте об эмоциональной окраске того, что вы говорите. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело, и выразительно. Главное, что бы он вызывал эмоциональный отклик и у мамы, и у малыша.

Основные занятия с малышом

Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой — игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.

Шнуровки – отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т.д.)

Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.

Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Используйте творческий подход, занимаясь со своим любимым крохой: все занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с малышом за руку немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведёрко, готовите из теста — выделите крохе кусочек. И конечно же, много говорите с малышом, обсуждайте всё, что происходит. Совсем скоро он станет полноценным участником диалога!

Веселых игр вашему малышу и его маленьким пальчикам!

Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить

№8 (185) сентябрь, 2018

Продолжение. Начало в № 6(183).

Четвертый урок ведет клинический логопед-дефектолог высшей категории, реабилитолог Центра детской неврологии и медицинской реабилитации Татьяна Калабухова.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Дизартрия – это речевое расстройство, при котором нарушаются движения артикуляционного аппарата, то есть подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, а вследствие этого нарушается звукопроизношение, речь становится мало разборчивая, смазанная и не четкая. Детям с дизартрией сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать. Голос у детей — дизартриков тихий, слабый, а иногда резкий, с хрипотцой. Ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность.

В зависимости от зоны поражения головного мозга, возможны различные проявления дизартрии: от тяжелых форм с проблемами глотания. слюнотечением, парезом мышц гортани, до легких «стертых» форм, при которых отмечается смазанная речь с гнусавым оттенком. Существует даже «холодовая» форма дизартрии, которая возникает только в холодном помещении или зимой.

Есть логопедическая классификация, основанная на понятности речи ребенка для окружающих. Выделяют 4 степени тяжести нарушения речи. От легкой (I), которую можно выявить только при специальном обследовании, для окружающих это нарушение может выглядеть как нечеткость дикции.

До тяжелой (IV) степени, когда речь ребенка непонятна даже родителям или полностью отсутствует.

Так как дизартрия – это неврологический диагноз, логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, а медикаментозное лечение назначается неврологом. Логопедическую работу с детьми – дизартриками надо начинать в раннем возрасте, так как своевременная логопедическая помощь в 75% случаев помогает избежать многих проблем в дальнейшем развитии малыша. Дизартрия в грудном возрасте может проявляться в виде:

  • — трудностей при сосании груди, бутылочки, соски;
  • — нарушении глотания в процессе питья, приема пищи, сглатывания слюны, ребенок поперхивается, часто срыгивает;
  • — нарушений жевания и кусания в более старшем возрасте.

В Центре детской неврологии и медицинской реабилитации я, как клинический логопед, провожу курсами логопедический массаж для стимуляции сосания, глотания, а в дальнейшем, и жевания у детей от 1 месяца, в том числе и детям на зондовом кормлении. Под контролем специалиста ведется обучение мамы элементам специального массажа для стимуляции сосания и отработки глотания (проводить массаж надо перед каждым кормлением). Объясняется необходимость ведения мамой «Дневника кормления» малыша (с учетом срыгивания и докорма через зонд). Основная наша задача — снятие ребенка с зондового кормления и нормализация его питания.

Восстановление сосательного рефлекса идет медленно, его можно стимулировать специальным логопедическим массажем и точечной стимуляцией в домашних условиях:

*Массаж лицевой мускулатуры

На детском лице поглаживание и разминание проводятся обеими руками равномерно с двух сторон.

1.От середины лба к вискам.

2.От середины лба до ушных раковин.

3.От середины лба до ушных раковин и далее через щёки к подбородку.

4.От бровей к волосистой части головы.

5.От спинки носа к ушным раковинам.

6.От мочек ушей по щекам к крыльям носа.

*Массаж языка

Массаж языка удобно проводить соской, надетой на шпатель, или пальцем в напальчнике.

1.Поглаживание языка от его середины к кончику. Постепенно продвигаться ближе к корню языка.

2. Поглаживание от серединной линии языка в стороны.

3.Похлопывание по всей поверхности языка и по краю языка сверху вниз.

*Массаж губ и круговой мышцы рта

Массаж губ ребенка выполняется указательными или средними пальцами обеих рук.

1.Поглаживание над верхней губой и под нижней губой от середины к краям.

2.Разминание губы между большим и указательным пальцами, «перетирая» губу. Массаж проводится с верхней и нижней губами.

3.Пальцы помещаются в углы рта, губы растягиваются в улыбку, а затем собираются в «трубочку».

Примерно в 5 месяцев малыши начинают тянуть все в рот, благодаря этому они изучают движения челюстей, языка и губ. Если по каким-либо причинам этого не происходит, вы можете сами научить своего ребенка кусать и жевать, либо обратиться за помощью к специалисту.

Так как кусание и жевание – важные этапы обучения ребенка самостоятельному питанию, я рекомендую начинать обучение со специальных приспособлений, созданных для обеспечения стимуляции и тренировки губ, щек, языка и десен. Это могут быть прорезыватели, вибрирующие палочки, спринцовки и другие инструменты. Их можно найти на логопедических сайтах, в аптеках.

Процесс обучения кусанию и жеванию длительный, поэтому необходимо соблюдать последовательность в работе:

1 этап – Покажите ребенку, как кусать, чтобы малыш понял, что значит это слово. Этот этап можно превратить в увлекательную игру, если по очереди кормить куклу. Пускай ребенок накормит и вас. Используйте при этом какой-либо звук или слово («кусай», «ам-ам»).

2 этап – Направлен на формирование правильного открывания рта при жевании. Положите прорезыватель между жевательными поверхностями зубов и помогите деснам сомкнуться и разомкнуться. При этом используйте слово «кусай». Делайте это перед зеркалом, чтобы малыш видел, как кусает (если это не слишком отвлекает его).

3 этап – После того как ребенок поймет слово «кусай» и научится его выполнять, приступайте к жеванию. Делайте до 20-25 жевательных движений на каждой стороне (в сложных случаях помогайте рукой, удерживая подбородок и повторяя в такт жеванию опускание и подъем нижней челюсти).

4 этап – Используйте длинные прорезыватели, чтобы развивать двустороннее жевание и увеличивать силу челюстей. Меняйте сторону, чтобы стимулировать перемещение жевательной активности: 3-5 на одной стороне, потом на другой. Начинайте с боковых зубов, постепенно переходя к задним зубам.

5 этап – Когда ребенок научился кусать и жевать, во время работы окунайте прорезыватель в пюре – это позволит перенести новый навык на реальную еду.

И хвалите, хвалите, хвалите малыша!

Для преодоления гиперсаливации (обильного слюнотечения) у детей с дизартрией необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в обычном положении. Слюнотечение может быть как постоянным, так и усиливаться при определенных условиях. Даже легкое слюнотечение, такое как увлажнение уголков рта во время речи, небольшое подтекание слюны может свидетельствовать о дизартрии. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения логопед напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.

Основные этапы логопедической коррекции при гиперсаливации:

1.Криотерапия активных точек в области губ.

2.Полоскание полости рта с использованием лекарственных трав, минеральной воды, киселя и кефира.

3.Логопедический массаж и массаж по точкам.

4.Жевание твердой пищи.

5.Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения.

6. Дыхательные упражнения и произнесение гласных на твердой атаке.

Рекомендации логопеда для родителей при гиперсаливации у детей:

  • — Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребенка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
  • — Важно, чтобы у ребенка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
  • — На занятиях необходимо через определенные промежутки времени делать паузы и предлагать ребенку сглатывать слюну.

Основываясь на своем практическом опыте, при систематической работе уменьшается слюнотечение и ребенок лучше контролирует глотание.

В большинстве случаев детям-дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это связано с плохо развитой мелкой моторикой. Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. Поэтому у большинства дизартриков плохой почерк. Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушен музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.

Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода, сочетающего медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и реабилитацию.

Медикаментозное лечение дизартрии у детей

В основе лечения лежит терапия основного неврологического заболевания, а также использование ноотропных препаратов. Они способствуют улучшению умственной деятельности, памяти, стимулируют познавательные функции.

Логопедическая работа и реабилитация

Логопедическая коррекция состоит из специальных занятий для детей. Логопедом составляется индивидуальная речевая карта, которая содержит результаты диагностики и подробный план коррекции дефекта с описанием упражнений:

  • — для развития мелкой моторики – пальчиковые игры, гимнастика;
  • — для развития артикуляционной моторики – артикуляционная гимнастика, логопедический массаж;
  • — для речевого и физиологического дыхания – дыхательная гимнастика;
  • — для коррекции нарушенного и закрепления правильного произношения ;
  • — для формирования выразительности речи и речевой коммуникации .

Пальчиковые игры развитие тонкой моторики и стимуляция мозга

Автор: Грачева Оксана Владимировна

Организация: МДОАУ Детский сад №53

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Орск

Цель данной работы:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Учёными была выявлена закономерность, если развитие движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.

Пальчиковые игры, для малышей развивая мелкую моторику кистей рук, являются отличным средством подготовки руки к выполнению разнообразных действий. Это и рисование, и различные манипуляции с мелкими предметами, а главное это подготовка руки к письму.

Многие ребята не любят застегивать пуговицы или шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Если у ребенка повышенный или сниженный тонус мышц, заниматься нужно обязательно ежедневно.
Для развития мелкомоторных навыков лучше всего подходят игры-шнуровки. Как правило, шнуровка представляет собой увеличенную копию знакомого предмета: пуговицы, ботинка, элементов одежды. Тренируясь шнуровать картонные или деревянный ботинок, малыш не только овладевает этим простым навыком, но и совершенствует устную речь, «набивает» руку для рисования и письма в дальнейшем.

В свободное время дети очень любят собирать мозаику, девочки играют с резиночками.

В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с группы раннего возраста. Ежедневно за 3-5 минут до обеда сидя на стульях, мы играем с детьми в пальчиковые игры. Начинать следует с пальчиковой гимнастики. Составлять по очереди пальчики одной руки в кулачок. Потом другой. Превращая это в игру говоря: « пальчик, мальчик, где ты был? «?- С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел».
Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

  • пальчиковым играм относятся, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. Для маленького ребёнка завязать поясок застегнуть пуговицу нанизывать бусины на нитку настоящий труд. Детские пальчики отказываются желать даже самую простую с точки зрения взрослого работу.
    Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

« Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик». Это первые игры, с которыми знакомится ребёнок: они передаются из поколения в поколении не случайно — в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивают понимание, обращение речи, активизируют работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное, значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, и слухового восприятия, зрительно-моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формирование письма.

  • Достичь хороших результатов мне позволило использование разнообразных форм работы с родителями
  • индивидуальные беседы;
  • рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость;
  • консультации для родителей, на которых объяснялось, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков — машинки, конструкторы, у девочек – куклы;
  • даем рекомендации родителям в виде памяток, в которых обращаем внимание на формирование самостоятельности у детей при одевании: следует терпеливо обучать их застёгиванию и расстегиванию пуговиц, кнопок, молний, так как эти действия являются базовыми, которые формируют ручную умелость;
  • консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста», «Пальчиковая гимнастика»;
  • практикум для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»;
  • выпустили памятку для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Ожидаемые результаты:

1.Усовершенствована предметно – развивающая среда.

2.Родители познакомились с необходимой информацией.

3.Сумела заинтересовать и убедить родителей в пользе развития мелкой моторики рук детей с младшего возраста.

4.Родителями сделаны пособия по моторике рук.

5.Разучили с детьми много новых пальчиковых игр.

6.Положительная динамика развития мелкой моторики рук у каждого ребёнка.

1.Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. — 2010. — №8. — С. 62-65.

2.Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). — М.: Просвещение, 1974. — С. 12-25.

3.Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. — М. Просвещение, 2009. — 192 с.

4.Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. — Екатеринбург: Паритет, 2005. — 204 с.

5.Гаврина С.Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. — Ярославль: Академия развития, 2012. — 165 с.

6.Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. — 2011. — №1. — С. 50-53.

7.Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. — 2011. — № 3. — С. 28-35

8.Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 226 с.

9.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Родничок, 2012. — 185 с.

10.Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. — М.: Детство-пресс, 2012. — 71 с.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector