Возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста
Возрастные нормы речевого развития детей — дошкольников
В представленном материале дается краткая характеристика речи детей дошкольного возраста, возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста.
Характеристика речи детей первой младшей группы.
За последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения. Есть дети практически неговорящие и дети, имеющие незначительные отклонения в развитии речи. ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К РЕЧИ ВАШЕГО РЕБЕНКА! Соответствует ли его речь возрастным нормам. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними. Окружающие люди начинают понимать речь ребенка, но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги «клой»- открой, «сото»- высоко, вставляют лишние звуки «таньканчик»- стаканчик.
Грамматический строй: На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Он пользуется как однословными предложениями «Мосьно?» — Можно? так и предложениями из нескольких слов «Мама будет умываца» — Мама будет умываться. Речь детей несовершенна. Они допускают ошибки: -в роде существительных «Куда папа посола?» — Куда папа пошел? -числе и падеже «Вот лубасек» — и Вот рубашка -не всегда употребляют союзы и предлоги «Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает, «Кису каду паток»- Кошку кладу в платок.
Звукопроизношение: Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (П,ПЬ,Б,БЬ,М,МЬ), губно-зубные (Ф,ФЬ,В,ВЬ), переднеязычные (Т,ТЬ,Д,ДЬ,Н,НЬ,СЬ,ЛЬ),заднеязычные (К,КЬ,Г,ГЬ,Х,ХЬ). Свистящие (С,З,ЗЬ,Ц),шипящие (Ш,Ж,Ч,Щ) и сонорные (Р,РЬ,Л) он обычно или пропускает или заменяет : С на СЬ, ФЬ; З — СЬ,В; Ц – ТЬ; Ш –СЬ,ТЬ; Ж-СЬ, ДЬ; Ч-ТЬ,Щ-ТЬ,Р-ЛЬ.
Основная задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову. С ребенком надо много разговаривать, чаще задавать вопросы, мягко, но настойчиво добиваться, чтобы он ответил. Надо избегать длинных фраз, выделяя главные слова, произносить их громко и отчетливо. Малыша следует чаще подбадривать, хвалить за каждый успех. Малыш будет говорить так, как говорят вокруг него. От взрослых зависит, станет ли их ребенок говорить ясно и красиво или примитивно и грубо.
Характеристика речи детей второй младшей группы.
Словарь: активный словарный запас ребенка составляет 1900 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно появляются прилагательные и наречия и др. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.
Грамматический строй : Дети овладевают грамматическими формами : мн.ч, В.п. и Р.п. сущ., изменяют основу глагола. Дошкольникам доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок».
Звукопроизношение. Звуки произносятся смягченно «зюк» — жук, «сярик» — шарик. Свистящие произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся «абака»- собака, заменяются С – Ф «фолнце»-солнце, «З-В» (ваяц-заяц), «С-Т»(«тобака-собака») «Ц-Т»(«тветок-цветок). Шипящие произносятся недостаточно четко, заменяются свистящими: «Ш-С-Ф»(«сапка», «Фапка» — шапка), «Ж-З-В» («зук», «вук» — жук). Звуки Л и Р пропускаются или заменяются на другие («лямпа» , «ямпа»-лампа). Имеются особенности в словопроизношении: сокращение «тул»-стул, перестановки «шапля»-шляпа, добавление звуков «реблята»-ребята, уподобление одного звука другим «бабака»-собака. К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.
Характеристика речи детей средней группы.
Словарь: К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков.
Грамматический строй: Дети 4 лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.
Звукопроизношение: У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных, пропуск звуков и слогов, особенно в многосложных словах. Недочеты звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении свистящих и шипящих звуков, когда в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно. Дети испытывают затруднения в тех словах, где звуки встречаются одновременно: СтаруШка, ЛабоРатория. Фразу «Саша сушила шубу на солнышке» дети среднего дошкольного возраста могут произнести так «Шаша шушила шубу на шолнышке». Такое произношение связано с тем, что недостаточно закреплены отдельные звуки или нет четкой дифференциации звуков в собственной речи. Обычно под влиянием обучения такие несовершенства звукопроизношения со временем исчезают. Овладение правильным звукопроизношением не у всех детей происходит равномерно и одинаково. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся нечетко, не все дети умеют произносить звуки Л и Р. До пятилетнего возраста такое неправильное произношение звуков является вполне закономерным. На пятом году жизни дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Характеристика речи детей старшей группы.
Словарь: К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют малознакомые слова (эскалатор).
Грамматический строй: У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.
Звукопроизношение: На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. Дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков языка. Но еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко, Р заменяется на Л или Й, Л заменяется на ЛЬ. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах сложной слоговой структуры. Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные определенными группами звуков , например слова: сушка, шоссе, произносятся как «шушка, шошше». Шла Саша по шоссе как «Шла Шаша по шошше». Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи у некоторых детей могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата или недоразвитие фонематических процессов, которые отвечают за узнавание, различение звуков родного языка. Этот период считается самым своевременным для начала занятий с логопедом.
Характеристика речи детей подготовительной группы.
Словарь: К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.
Грамматический строй:К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам. «У меня нет перчатков». Звукопроизношение: В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте.
МБДОУ «Детский сад «Берёзка»
г. Тамбов, ул. А. Бебеля, д. 4а
Причины и виды нарушений в речевом развитии детей дошкольного возраста.docx
Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
- Они не соответствуют возрасту говорящего.
- Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
- Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
- Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
- Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
- Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Причины нарушений речи:
- соматическая ослабленность;
- замедленное психофизическое развитие;
- отягощенная наследственность, травмы;
- неправильное строение органов речевого аппарата;
- невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;
- двуязычие в семье и др.
В рамках общеобразовательного детского сада, как правило, мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:
- Фонематическое нарушение (ФН) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).
Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:
- Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
- Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.
- Фонетическое нарушение (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)– нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушения восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:
- Замена звука на более простой по артикуляции
- Нестабильное использование звука в речи
- Искаженное произношение звука
У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.
Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.
- Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группу попадают дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.
- Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.
Как вести себя с заикающимся ребенком:
- не стоит обращать особое внимание ребенка на его речевое нарушение Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на этом может привести к нежелательным последствиям;
- ни в коем случае ну связывайте неудачи ребёнка с его речевым нарушением;
- объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;
- поощряйте его общение с другими детьми;
- не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;
- обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.
Родительское собрание «Нормы речевого развития детей среднего дошкольного возраста»
материал (средняя группа) на тему
Знакомство родителей с нормами речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_po_razvitiyu_rechi.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Нормы речевого развития детей 4–5 лет»
Цель : познакомить родителей с нормами развития речи у детей среднего дошкольного возраста.
1. Научить играть в грамматические игры.
2. Порекомендовать развивающие речевые игры для детей данного возраста;
3. Обратить внимание родителей на речевые ошибки детей и предложить пути их устранения.
Оргмомент: Здравствуйте, тема сегодняшнего нашего собрания «Развитие речи в среднем дошкольном возрасте». Развитие речи ребенка — один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка.
Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка. Мы пригласили логопеда Шумилову Оксану Анатольевну. Она расскажет нам какие нарушения чаще всего встречаются, на что нужно обратить внимание, когда требуется помощь специалистов.
Выступление логопеда Шумиловой О. А.
1 К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. На пятом году жизни у ребенка отмечаются успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть более существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря дает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают проявляться притяжательные прилагательные: лисий хвост, заячья избушка). Для закрепления данной темы могу порекомендовать вам игру «Какой? Какая? Какое?» и хочу с вами в нее поиграть. Цель этой игры — образование качественных прилагательных.
* У Страшилы много ума. Значит, он какой? (Умный)
* В колбасе много жира. Значит, она какая? (Жирная)
* У девочки много капризов. Значит, она какая? (Капризная)
* Целый день идет дождь. Значит, день какой? (Дождливый)
* Коту лень ловить мышей. Значит, кот какой? (Ленивый)
* У печенья приятный вкус. Значит, оно какое? (Вкусное)
* На куртке грязь. Значит, куртка какая? (Грязная)
* В яблоке червяк. Значит, оно какое? (Червивое)
*С утра мороз. Значит, утро какое? (Морозное)
Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около др.); появляются собирательные существительные (посуда, мебель, овощи).
Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых и распространенных предложений.
Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки («хочут» вместо «хотят», не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре предложений.
И я вам хочу предложить игру «Ответь одним словом». Цель этой игры – изменить Имя Существительное по падежам. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете на них только определенным словом, которое будет предложено на картинке.
1. Без чего ты не можешь прожить и дня?
2. Что ты ел на завтрак?
3. На чем ты любишь кататься?
4. Чем ты обычно рисуешь?
5. О чем мечтает Заяц?
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рассказ.
У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправильности произношения у своих сверстников, могут, однако, не замечать нарушений звучания в собственной речи. Это говорит о недостаточном самоконтроле. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Стремление сочинять небольшие стихи закономерно, оно развивает речевой слух и требует поэтому всякого поощрения со стороны взрослых.
На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. у детей полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, «Л», «Р», «Рь»; отчетливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение свистящих и шипящих (в одних случаях правильно, в других нет, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых.
Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего речевого аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. У ребенка удлиняется выдох.
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ в дошкольном возрасте:
— Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков
— Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове
— Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов
— Неправильное грамматическое оформления высказывания.
— Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания
— Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов
Сегодня мы представили показатели развития речи в данный возрастной период. Это возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Ваш малыш неповторим. Он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача, как родителей, помочь ему двигаться в нужном направлении, и при необходимости вовремя оказать ему нужную помощь.
НО: Если Вы заметили те или иные значительные отклонения в речевом развитии ребенка – ДЕЙСТВУЙТЕ! Возможно, Вашему ребенку необходима помощь специалистов: логопедов, дефектологов, неврологов, детских врачей – психиатров.
Помните о том, что любое нарушение всегда легче вовремя предупредить, чем исправлять!
Особенности речевого развития детей 5-6 лет
«Особенности речевого развития ребёнка 5-6 лет»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста
Начиная с пяти лет, дети переходят в старший дошкольный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ребенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм. Это лучшая пора детства. Пятилетние дети хорошо ориентируются в знакомой обстановке детского сада. Они уверены в себе, научились общаться с ровесниками, включаться в совместные игры. В этом возрасте все дети трудолюбивы: охотно дежурят, накрывают на стол, поливают цветы, подметают дорожки. А какие они стали разговорчивые! И про мультфильм расскажут, и о поездке с мамой на дачу, и о гостях, которые приходили к ним на праздник.
Характеристику речевого развития детей от пяти до шести лет стоит начать с описания состояния звуковой стороны речи, потому что к данному возрасту звукопроизношение пришло в норму.
Звуковая сторона речи
К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков. Время теперь работает против вас: искаженный звук только закрепится, и исправить его с возрастом будет все труднее.
Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации — просодемах (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тембре голоса). Они, как и звуки, являются «строительным материалом» устной речи. Дети легко воспринимают все просодемы и еще в раннем возрасте различают в интонациях голоса взрослых ласку, строгость и т. д. К пяти годам большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания, то есть пользоваться просодемами осознанно, а не только понимать их.
К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Как известно, темп речи зависит от того, как проговариваются ударные слоги в словах (безударные слоги всегда проговариваются очень быстро). Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.
Старшие дошкольники уже должны уметь выражать голосом незаконченные интонации смысловых отрезков распространенного предложения, так как они пользуются в речи не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Таких интонаций шесть:
— интонация перечисления;
— интонация противопоставления;
— интонация звательности;
— интонация предупреждения, или интонация двоеточия;
— интонация вводности;
— интонация обособления.
Лучшим материалом для показа таких интонаций являются стихи и сказки классиков русской литературы.
Формирование навыков звукового анализа
После пяти лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Раньше речь выступала лишь как средство общения, сейчас она становится объектом осознания и изучения. По отношению к младшим дошкольникам Л. С. Выготский говорил: «Первоначально мы встречаем у ребенка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспринимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств».
Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В. К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. В возрасте от пяти до шести лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове — начало, середина, конец слова, — но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.
Старшие дошкольники располагают гораздо большим словарем, чем дети четырехлетнего возраста. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность, схватывать все на лету, надо использовать, организуя с детьми игры, читая книги и просматривая телепередачи. Пятилетние дети любознательны и любопытны. Познавательная потребность их должна реализовываться. Количество слов, находящихся в активном употреблении, во многом зависит от общей осведомленности ребенка: чем больше ребенок знает, тем богаче его словарный запас.
Грамматический строй речи
Согласно периодизации А. Н. Гвоздева, в возрасте пяти-шести лет продолжается третий период формирования грамматического строя русского языка. В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее, могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу — хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее. В речи пятилетних детей нет или почти нет причастий. Если же эти формы появляются в речи, то часто употребляются неправильно (порезатый, порватый). Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: смешиваются близкие по значению морфемы, например, пришел — подошел.
Связная речь
Все условия для развития связной речи к пяти годам созданы: звукопроизношение и грамматический строй сформировались, накоплен необходимый словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль.
Выделяют две формы речи (А. М. Леушина, С. Л. Рубинштейн) — ситуативную и контекстную. «Ситуативная речь не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Содержание ее понятно собеседнику только при учете им той ситуации, о которой рассказывает ребенок, а также при учете им жестов, движений, мимики, интонации. Контекстная речь характеризуется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета той или иной ситуации».
К концу дошкольного возраста обе эти формы сосуществуют. Ситуативная речь используется в рассказах на темы своего быта, при пересказах текстов с использованием картинок. Ученые (А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская) отмечают огромную роль обучения рассказыванию в развитии связных форм высказываний детей дошкольного возраста.
Монологическая форма речи используется при описании, повествовании или рассуждении о чем-либо.
Сообщения о фактах, существующих одновременно, называется описанием. Описание имеет лучевую структуру: части текста могут переставляться.
Сообщение, в котором факты следуют один за другим, называется повествованием. Данный тип текста имеет линейную структуру.
Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях, называется рассуждением. В структуре данного текста выделяется тезис и доказательства данного тезиса. Детей надо специально учить монологической речи, так как в речи взрослых в повседневной жизни эта форма речи используется редко, и по подражанию обучения не произойдет.
Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста
Анна Владимировна Фоминцева
Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста
Речь является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход речевого развития протекает по определенным закономерностям, которые можно отчетливо проследить в речи каждого определенного ребенка, а также протекает в определенных временных рамках. При этом в становлении собственной речи ребенка важно проследить особенности развития у него звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи.
Возрастной период от рождения и примерно до года и полутора лет играет исключительно важную роль во всем дальнейшем ходе речевого развития ребенка.Приобретения этого периода состоят в следующем:
— развиваются внимание к человеческой речи и понимания ее;
— возникает потребность в ней, в речевом общении с окружающими.
— развивается память на слова;
— формируется способность к различению речевых звуков на слух;
— развивается и совершенствуется голосовая функция ребенка и его артикуляционные возможности.
Возрастной период от года-полутора до трех лет считается преддошкольным этапом развития речи. У детей 3-х лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных.
— сокращение слов (сипед – велосипед, атабаиль – автомобиль);
— перестановка в слове слогов (замукальные – музыкальные);
— перестановка в слове звуков (девича – девочка, певрый – первый);
— иногда дети, чтобы избежать согласных, вводят дополнительные гласные, которые постепенно исчезают (корабель – корабль).
Произношение ребенком каждого звука – это сложный акт, требующий много координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализатора. Все это приводит к тому, что ребенок не различает звуки речи на слух.
— порядок слов в предложении не всегда правилен (я хочу нет – я не хочу);
— иногда искажается род имен существительных (одни колес)
Постепенно у них развивается контроль за собственной речью.
Возрастной период от трех до семи лет – это дошкольный этап развития речи. У детей 4-х лет слова продолжают удлиняться и усложняться. Речь становится более связной и последовательной. После 5-ти лет дети употребляют слова в различных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли простыми распространенными предложениями.
Дети 5-6 лет, вслушиваясь в речь окружающих, способны запомнить особенности произношения у других и недостатки в своей речи.
Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух. Различение всех звуков речи на слух допустимо ребенку уже с 2-х летнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. К 3-4 годам он способен улавливать на слух акустическое различие между собственным, несовершенным произношением звука и произношением его взрослыми людьми, что заставляет его «подтягивать» свое произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослого.
Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности звуков определяется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в развитии несколько отстает от речеслухового. В силу этого ребенок, уже свойственно различающий на слух все звуки речи, до определенного возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением.
В возрасте от 2-3 лет усваивается произношение и ряды артикуляторно -сравнительных несложных звуков. К ним относятся И, Ы, У; Ф, В; Т, Д, Н; К, Г, Ч и звуков среднеязычных Г, К. Каждая из этих групп звуков характеризуется наличием общих признаков артикуляции. Ребенку становится доступным поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, так в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звука – Т, Д, Н.
Произношением значительно более сложных по своей артикуляции свистящих С, З, Ц и шипящих Ш, Ж, Ч, Щ звуков ребенок овладевает в более поздние сроки в возрасте от 3-5 лет. Так, если на первых порах в качестве заменителя звука Ш выступает звук Т, Т, то несколько позже в этой роли мы видим уже С и, наконец, сам звук Ш.
В возрасте 5-6 лет, ребенок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков Р и твердого Л.
На 7 году заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей. Теперь все произнесенные ребенком слова состоят лишь из правильно артикулируемых звуков, и в этом отношении речь не отличается от речи взрослого.
Таким образом, до определенного возраста звукопроизношение у всех без исключения детей характеризуется несовершенством. Это обстоятельство часто усыпляет бдительность родителей и даже отдельных специалистов. Какие особенности в произношении детьми звуков речи должны настораживать?
Любые недостатки звукопроизношения, даже если они выражаются в простой замене какого- то звука правильно произносимым другим звуком после 5-6 лет уже нельзя считать нормой. Если к отмеченному возрасту этого нет – значит существуют какие–то особые причины, препятствующие полноценной работе речедвигательного или речеслухового анализаторов.
Однако и в гораздо более раннем возрасте у ребенка могут наблюдаться особенности в произношении звуков речи.
При нормальном строении артикуляторных органов и нормальной их подвижности никакого рода особенности в произношении звуков не должны иметь место.
Нарушения звукопроизношения у детей если они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и сформированной фразовой речи, то они представляют собой лишь одни из симптомов сложного речевого расстройства. В этом случае в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения.
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.
Возрастные особенности развития детей младенческого и раннего возраста. Часть 2 1.3.1. Сензитивный период развития речи Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную.
Возрастные характеристики детей дошкольного возраста Возрастные характеристики детей дошкольного возраста (материал для родительского уголка) b]Возрастная характеристика детей 2-3 лет[/b] Физическое.
Особенности и нормы речевого развития у 2–3-летних детей Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей Главной особенностью детской речи в означенном возрасте является её явная зависимость.
Особенности развития речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.
Советы логопеда «Возрастные нормы речевого развития детей» Учитель-логопед Олешко Анна Эдуардовна. Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно — появление речи.
Возрастные характеристики речевого развития детей раннего дошкольного возраста и рекомендации для воспитателей Формирование и становление речевого развития в первые годы жизни ребенка влияет на всю его последующую жизнь. Своевременное и полноценное.
Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста У каждого ребенка отмечается свой путь и темп развития. Но, несмотря на это, есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей. Это.
Возрастные особенности развития детей раннего возраста . В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития.
Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст – очень важный этап в жизни человека. Особенности развития.
Нормы развития звукопроизношения у дошкольников
Учитель-лопопед: Муравьева Ольга Сергеевна
Любящие и заботливые родители всегда внимательно относятся к развитию своего ребёнка, их интересует, всё-ли в порядке с их отпрыском, соответствуют ли его достижения нормам, характерным для его возраста. И, конечно, речь ребёнка – это один из наиболее важнейших показателей становления детской личности. Речь-это незаменимый инструмент мышления, познания мира людей и вещей, общения и, наконец, социального вливания в общество.
Поэтому нельзя относиться к каким-либо проблемам в речевом развитии ребёнка равнодушно, нельзя их игнорировать и надеяться на «авось исправится само собой». Такое отношение родителей может привести к серьёзным осложнениям на пути освоения сыном или дочерью родного языка, и проигнорированные пробелы накладываются один на другой, образуя целую пирамиду препятствий, мешающих гармонично развиваться, общаться, обучаться. Речь, как психический процесс, состоит из четырех основных компонентов, благодаря которым возможно овладение развитой связной речью:
1. Фонетический (иными словами, звукопроизношение, звуковая культура речи) – владение фонетической системой родного языка, умение произносить звуки согласно акустическим и артикуляционным нормам русского языка, а также способность произносить слова с разной степенью сложности по составу звуков.
2. Фонематический – умение слышать, различать, выделять в потоке речи звуки, способность анализировать, разбирать слова на звуки, как на кирпичики, и, наоборот, синтезировать слова, собирать их из определённых звуков.
3. Лексический — знание и понимание слов как смысловых единиц языка ( пассивный словарь) и умение их использовать в собственной речи (активный словарь).
4. Грамматический – умение правильно, согласно законам русской грамматики, изменять слова, образовывать, сочетать между собой.
Любой из выше названных компонентов равнозначно важен, и если есть недоразвитие в одном из них, необходима специальная коррекционно-развивающая работа. Пробелы лексического, грамматического, фонематического характера могут попробовать устранить сами родители с помощью активного общения, чтения книг, развивающих игр, пособий, которых немало в современных магазинах. Но проблемы в звукопроизношении может решить только один специалист – логопед – педагог, специально обученный помочь ребёнку наиболее оптимально и безболезненно преодолеть трудности в овладении неподдающимися, «строптивыми» звуками. Чтобы знать, нужна ли ребёнку логопедическая помощь, важно ознакомиться с возрастными нормативами в становлении звукопроизношения у ребёнка, т.е. со сведениями, когда и какие звуки должны появиться, а какие не обязаны быть в его арсенале.
Итак, ребёнок очень рано начинает произносить некоторые звуки — после 1 месяца жизни. Это — подобие гласных А, Э, Ы, которые получаются рефлекторно и неосознанно. Язык в положении лёжа не активен, и у младенца он закидывается назад, поэтому ему удаются заднеязычные звуки – К, Г, Х. Этот период в речевом развитии малыша называется- гуление. После 4 месяцев младенец начинает озознанно пробовать себя в произношении отдельных звуков, а к 5-6 месяцам у него удаются слоги – ПА, МА, БА, к 8 месяцам – ТА, ДА. Период речевого развития с 4 до 10 месяцев называется – лепет. С 10 до18 месяцев у малышей появляются первые слова, и к этому моменту они могут произносить все гласные:А, О, У,И, Э, Ы; губно-губные согласные П,Б,М; передне-язычные Т,Д,Н; среднеязычный Й, зубно-губные В,Ф заднеязычные К,Г,Х(они появляются позже всех, т.к.их артикуляция не видна ребёнку). К 3 годам у малышей должны появиться свистящие звуки –С,З,Ц. Если их нет к этому возрасту, пора родителям забеспокоиться. Интересно, что в 1,5-2 года дети могут вместо С использовать Т’(ТЬ), напр. «тёк» вместо «сок», потом заменять на Т («ток»), затем они говорят «сёк» и только к 2,5-3годам выдают идеальный «сок». То же происходит со звуком З: сначала вместо «зуб» -«дюб», потом «дуб», затем «зюб», и, наконец, «зуб». Для некоторых малышей в 3 года характерно смягчение согласных звуков( напр., «тапки»-«тяпки», «мышка» — «миськя»), в том числе и свистящих, но к 4- 4, 5 годам такое явление должно исчезнуть в норме. К 4-5 годам у детей должны появиться шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ. До этого момента характерна замена шипящих другими звуками, а именно Ш заменяется на С («шапка» — «сапка»), Ж – на З («жук» — «зук»), Ч – на Т’, Ц («чайник» — «тяйник»), Щ – на С’ («щётка» — «сётка»). Подобные замены являются возрастной нормой, но только до 5 лет. Когда появляется новый звук, сперва он произносится не во всех словах, и от ребёнка можно услышать « жук зуззыт» или «щенок тасит сётку». В таких случаях нужно помочь сыну или дочери услышать свои ошибки, почаще поправлять, и постепенно новый звук приживётся в детской речи. К 5-5,5 годам могут появиться сонорные звуки – Л’, Л. Сперва ребёнок начинает произносить мягкий Л’, и только потом осваивает твердый Л. Пока отсутствует Л, дети заменяют его мягким вариантом, и это вполне нормальная замена («лодка» — «лёдка»). В самую последнюю очередь, к 6 годам детский речевой аппарат становится способен воспроизводить сонорные звуки – Р, Р’, т.к. это самые сложные звуки по артикуляции, и язычок должен быть хорошо натренирован. К сожалению, многие родители, не зная выше перечисленных возрастных нормативов в развитии детского звукопроизношения, хотят, чтобы их, например 3-4-летний малыш уже «рычал», и ребёнок, чтобы угодить маме и папе начинает это делать, но не языком, а т.н. горловым способом (как француз). «Французский » звук Р по акустическим характеристикам очень похож на правильный переднеязычный аналог, и ребёнок привыкает использовать искажённый звук, к ,большому сожалению, для любого логопеда. Каждый логопед знает, что проще ставить звуки, когда их вовсе нет, чем отучать своего подопечного использовать уже привычный искажённый звук.
Конечно, каждый ребенок — это неповторимая индивидуальность, его развитие может иметь свои особенности, не укладывающиеся в выше перечисленные возрастные нормативы. И прекрасно, если малыш опережает нормы и начинает чисто произносить звуки раньше положенных сроков. Как правило, это случается в семьях, где очень внимательны к речи своего сына или дочери, и много общаются с малышом. Но, к сожалению, в последние годы диагноз «Нарушение произношения отдельных звуков» (НПОЗ) приходиться ставить все большему количеству дошколят, и часто первоклашки идут в школу с проблемами в звукопроизношении, что весьма опасно для его письменной речи!
Поэтому хочется обратиться к вам, уважаемые родители!
Не оставляйте без внимания речь вашего ребенка!
Не игнорируйте проблемы в звукопроизношении вашего сына или вашей дочери!
Обращайтесь ежегодно к логопедам для профессиональной консультации и следуйте всем его рекомендациям! Таким вниманием Вы еще раз докажете свою любовь к ребенку, и поможете ему стать уверенной, самодостаточной, полноценной личностью!