Как развивается зрение новорождённого - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я

1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зрение новорожденных в первые дни – как развивается

Как развивается зрение новорождённого

В первую неделю жизни младенцы видят окружающий мир размыто и в сероватых оттенках. На становление зрительной системы уходят месяцы, и это совершенно нормально. Вот несколько основных этапов развития зрения новорождённого:

Первые дни после рождения

В первые дни малыша обязательно осматривает офтальмолог, чтобы исключить серьёзные врождённые патологии. Кроме того, обычно на глаза ребёнка наносится антибиотическая мазь, которая поможет предотвратить глазную инфекцию от бактерий, присутствующих в родовом канале.

  • При рождении ваш малыш видит только оттенки серого. Нервные клетки сетчатки и головного мозга пока ещё недостаточно развиты и не могут различать цвета.
  • Глаза новорождённого не способны фокусироваться на близких предметах. На это нужно время.
  • Большие глаза у младенца — это нормально. Здоровое развитие ребенка начинается как раз с головы. При рождении размер глаз составляет 65 % от их «взрослого» состояния!

1 месяц: знакомство с цветами

Глаза ребенка не очень чувствительны к свету в первый месяц после рождения. Зато у малыша быстро развивается способность различать цвета.

  • Через неделю после рождения дети могут видеть красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета. А вот на знакомство с синим и его оттенками уйдёт больше времени: на сетчатке человека меньше цветовых рецепторов синего света.
  • Не беспокойтесь, если глаза вашего ребенка иногда двигаются не синхронно. Но если один из глаз начинает «косить» постоянно, немедленно запишитесь на приём к доктору!

2-3 месяц: острота зрения

В этот период у детей повышается острота зрения, и движения глаз становятся всё более синхронными.

  • Ребенок на этом этапе должен следить за движущимися объектами и начинать тянуться к вещам, которые он видит.
  • Младенцы в 2-3 месяца учатся переводить взгляд с одного объекта на другой, не двигая головой.
  • Глаза становятся всё более чувствительными к свету. Поэтому обязательно приглушайте свет ночью, чтобы не нарушать ритмы дня и ночи.

4-6 месяцев: развитие зрительных центров

С 4 по 6 месяц жизни в зрительных центрах головного мозга происходят значительные улучшения: ребёнок видит отчетливее, его глаза двигаются достаточно быстро, чтобы следить за движущимися объектами.

  • Острота зрения улучшается с 20/400 при рождении до 20/25 в возрасте 6 месяцев.
  • Цветовое зрение становится таким же, как у взрослого: ребёнок может видеть все цвета радуги.
  • 6 месяцев — это время для первого основательного осмотра офтальмолога. Врач оценит остроту зрения и состояние глаз в целом: важно не пропустить этот приём, чтобы убедиться, что развитию зрения ничего не мешает.

7-12 месяцев: координация

Ребёнок становится всё более подвижным, начинает изучать мир вокруг себя. На этом этапе дети лучше осознают свое тело и учатся координировать зрение с движениями.

  • Ребёнок лучше оценивает расстояния и точнее схватывает и бросает предметы.
  • Глаза малыша могут поменять цвет в этом возрасте. Большинство детей рождаются с голубыми глазами, потому что более темные пигменты в радужной оболочке не полностью развиты.

Этапы развития зрения от рождения до года

Что способен видеть новорожденный малыш в первые часы и дни жизни? Как будет развиваться его зрение? На протяжении долгих лет медики так и не могут прийти к единому мнению на этот счет. Мы попытаемся отразить точки зрения врачей и исследователей, распространенные на сегодняшний день.

Зрение у детей при рождении.
Сразу после рождения одной из первых обязательных процедур в роддоме является проверка зрения. Специалист осматривает глаза новорожденного, чтобы исключить признаки врожденной катаракты и других серьезных неонатальных проблем глаз. Такие проблемы встречаются редко, тем не менее, они требуют лечения на самых ранних стадиях, поэтому крайне важно обнаружить их как можно раньше. Это минимизирует возможное негативное влияние на развитие зрения ребенка.

Офтальмологи отмечают, что зрение новорожденного можно выразить в формуле 20/100 — это означает, что кроха может видеть предмет, если тот находится на расстоянии 20–30 см от его лица и на уровне глаз. Малыш видит предметы размытыми, мелкие детали для него и вовсе недоступны, а зрение скорее дает восприятие в стиле импрессионизм — картинка предстает в виде размытых цветовых пятен без четких границ каждого предмета.
Согласно другой версии, в первые дни ребенок видит только в и серых тонах. Нервные клетки сетчатки глаза и мозга, которые отвечают за зрение, еще не полностью развиты. Первое время способность к аккомодации не сформирована, то есть глаза не могут фокусироваться на близких объектах.
Но даже не смотря на такие зрительные ограничения, согласно различным исследованиям, уже через неделю после рождения младенец станет смотреть на лицо своей матери, выбрав его из нескольких различных лиц, и уж точно отличит его от лица незнакомца. Предполагают, что это зависит от высоты и контрастности раздражителей, например, граница роста волос на голове матери и их цвет.
Особенностью является неполная прозрачность роговицы в первые недели жизни (опалесцирующая роговица), как при отеке ткани, но это является нормальным. Однако следует обратить внимание, что это явление должно исчезнуть после семи дней, если же этого не произошло, следует обратиться к детскому офтальмологу. Роговица глаза у новорожденного имеет меньший диаметр и составляет примерно 9 мм, нормальные размеры (11–11,5 мм) сформируются примерно в 3–5 лет. Зная динамику развития роговицы, можно вовремя диагностировать врожденную глаукому, так как при этом заболевании размер роговицы больше.
Реакция зрачка на свет пока незначительна, а его ширина около 2 мм. При воздействии света на зрачок в норме он должен сужаться, а если реакция на свет отсутствует, это является признаком слепоты. У большинства детей к моменту рождения слезные органы проходимы. Однако у трети новорожденных нижний отдел канала бывает закрыт эпителиальной пробкой, что может привести к воспалению слезного мешка (дакриоциститу). В первые же недели жизни младенца могут появляться выделения, вследствие чего развивается конъюнктивит.
Кривизна роговицы глаза новорожденного меньше, чем у взрослого, поэтому ее преломляющая способность меньше, чем объясняет дальнозоркость различной степени, которая присутствует у большинства детей.

В первый месяц после рождения.
В первый месяц происходит процесс адаптации к жизни в воздушной среде. После внутриутробного периода, где света было значительно меньше, глаза ребенка не очень чувствительны. Светочувствительность у младенца, по сравнению со взрослым, в 50 раз ниже. Поэтому неяркий свет в детской комнате, который облегчит ночью родителям присмотр за малышом, не помешает его сну, ведь для новорожденного он вовсе не ощутим.
Дети начинают отчетливо видеть основные цвета достаточно быстро. Немного больше времени требуется для того, чтобы зрительный аппарат начал воспринимать синий и фиолетовый цвета (в цветовом спектре эти цвета имеют самую короткую длину волны). Чтобы привлечь внимание, а так же стимулировать развитие детского зрения в оформлении комнаты младенца можно использовать яркие цвета и предметы контрастных цветов и разнообразных форм.
Зрение ребенка в 2–3 месяца.
Значительный скачок в развитии зрения происходят у детей в 2–3 месяца. Именно в этот период увеличивается острота зрения. Ребенок уже может следить взглядом за движущимися объектами, тянуться к заинтересовавшим предметам. Также способен переводить взгляд от одного к другому предмету, не поворачивая при этом голову. Постепенно увеличивается и чувствительность к свету.
Чтобы стимулировать развитие зрения в этот период можно добавлять несколько различных по цвету и фактуре новых объектов, поменять месторасположение кроватки и других предметов. Выкладывание малыша на животик во время бодрствования будет способствовать развитию бокового зрения (а не только вверх как при положении лежа), кроме того это даст ему новый зрительный и двигательный опыт. В 3 месяца рекомендуется пройти первое обследование у офтальмолога.

Зрение у детей в 4–6 месяцев.
Примерно к 6 месяцам происходит значительный прогресс в развитии зрительных центров головного мозга. Благодаря этому ребенок начинает видеть четче, движения глаз становятся более быстрыми, малыш длительное время может сопровождать взглядом и следить за движущимися объектами.
Примерно к шести месяцам младенец рассматривает и обследует ближайшее окружение. У него совершенствуется хватательный рефлекс, так как формируется зрительное представление о расстоянии, которое и способствует развитию трехмерного восприятия. Острота зрения немного увеличивается, но совершенствуются другие зрительные навыки, и младенец уже в состоянии фокусировать глаза на предмете, которые находится на расстоянии сантиметров. В этот же период развивается способность к восприятию всего спектра, и вот малыш уже может видеть все цвета. Благодаря постепенному развитию нервных связей налаживается координация и согласованность , что позволяет быстро находить и подбирать предметы.
Развитие зрения в 7–12 месяцев.
В этот промежуток времени дети начинают стоять и даже ходить. Вместе с развитием физических возможностей происходит осознание того, что движения контролируются самим малышом. И теперь ребенок учится координировать свое зрение с движениями тела. Он уже достаточно хорошо может оценить расстояние до объекта и более точно хватать и бросать предметы. Используйте для привлечения внимания удаленные предметы. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает стремиться к заинтересовавшим его объектам, совершает попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Развитию координации будут способствовать игры, в которых ребенка побуждают приблизиться к игрушкам.

Читать еще:  Домашние роды

Родителям следует быть очень внимательными, чтобы уберечь малыша от травм, в первую очередь — травм глаза, которые он может получить, с интересом исследуя окружающий мир.

Регулярные обследования глаз позволят выявить такие аномалии у младенцев как астигматизм, близорукость, дальнозоркость, а также иные нарушения, влияющие на нормальное развитие глаз. Проверять зрение младенцев рекомендуют в один, три, шесть и двенадцать месяцев. Если же малыш входит в группу риска, так как один или оба родителя имеют отклонение в зрении; если младенец родился недоношенным; если среди родственников есть больные глаукомой, то в таком случае может встать необходимость и в более частых проверках.

© 2020 ООО «ДМОЦ «Солнечный луч»

Общество с ограниченной ответственностью
«Детский медицинский офтальмологический центр «Солнечный луч»

г. Ставрополь, ул. Голенева, д.21, каб. 104
Тел.: (8652) 22-10-55, 40-59-49. Факс: (8652) 22-10-66

Лицензия на осуществление медицинской деятельности № ЛО-26-01-001694 выдана 4 февраля 2013 года
Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Не является публичной офертой.

Просматривая этот веб-сайт, а также отправляя обращение по электронной почте, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с Федеральным законом №152 ФЗ «О персональных данных».

Слух и зрение у новорожденных

Многие уверены, что малыш, который только появился на свет, ничего не слышит и не видит. Это не так. Ребенок слышит и видит — только по-своему.

Научиться и забыть

Слышать малыш начинает еще… у мамы в животе. Сначала только низкие звуки, вскоре после рождения он начинает слышать и высокие звуки. Самый родной голос — мамочкин — младенец узнает уже в возрасте 5 недель.

Зрение у новорожденных не такое, как у взрослых: он видит лишь очертания предметов; когда закрывает глаза – значит реагирует на яркий свет. Мир крохи представлен черно-бело гаммой. Узнавать маму по зрительному образу малыш начинает в возрасте от 3 до 5 месяцев, а по запаху — в возрасте 10 дней.

Первые реакции на внешние раздражители формируются у каждого ребенка сугубо индивидуально. Некоторые детки в первый месяц реагируют на все яркое, на звук погремушки, но при этом они не очень активно работают ручками и ножками. Другие — наоборот — очень активны в движениях, но плохо реагируют на звуки и находящиеся рядом игрушки. Если вы не заметили этих реакций, не переживайте: со временем каждый малыш научится реагировать на посторонние звуки, на яркие игрушки.

Доказано, что ребенок 2 – 3 дней отроду умеет улыбаться. Просто спустя какое-то время эту способность он утрачивает и вновь начинает улыбаться приблизительно через месяц после рождения. У крохи также проявляется рефлекс ходьбы: попробуйте (поддерживая его) сделать так, чтобы маленькие ступни коснулись любой поверхности. Малыш сразу начнет дергать ножками, но быстро разучится своей «походке» — лишь через 10-12 месяцев снова вспомнит эти движения.

Зрение как результат кормления

Самым главным человеком в жизни новорожденного ребенка является мама. Именно ее лицо он начинает узнавать первым. Немаловажную роль в этом играет грудное кормление. Малыш чувствует мамино тепло, мамины эмоции. Во время кормления лицо родительницы всегда перед его глазами, постепенно он начинает реагировать на то, что она говорит. Совсем скоро ребенок научится фокусировать свой взгляд, управлять зрением.

Следующим этапом в развитии малыша в первый месяц жизни будет то, что он начнет отыскать взглядом предмет, издающий звуки (погремушку, музыкальную игрушку, телевизор, радио). Так происходит развитие слуха. Этот процесс ускорится, если вы будете помогать ребенку, создавать ему все необходимые условия.

Признание в любви

Каждому малышу, даже самому маленькому, необходимо наше внимание и общение. Ведь, общаясь с нами, он очень многому учится. С грудничком надо чаще разговаривать, петь ему песни, рассказывать сказки. Он непросто нас слушает, он еще и запоминает! Не стоит игнорировать его плач, не бойтесь лишний раз взять кроху на руки, покачайте, расскажите ему, как вы его любите. Не надо стесняться своих чувств и эмоций. Если малыш чувствует, что вы его любите, у него раньше начнут развиваться навыки общения, что принесет вам, в свою очередь, большую радость.

В 2-3 месяца ребенок уже способен внимательно рассматривать подвешенные над ним (в кроватке, коляске) мягкие игрушки, поднимать головку и грудь, улыбаться вам, достаточно хорошо реагирует на звуки. Он уже поворачивается на бок и на живот, при помощи взрослых «стоит» на ногах. После еды ребенок радуется: весело вскрикивает. Но развитие каждого ребенка происходит по-разному, поэтому не стоит очень переживать, если малыш в этом возрасте не умеет переворачиваться на бок или реагирует на игрушки и другие предметы не так бурно, как соседский малыш. Он обязательно всему научиться, только немного позже! В этом возрасте дети очень чувствительны: если они начинают беспокоиться, кричат, важно вовремя понять причину волнения и суметь успокоить ребенка.

Чтобы малыш потихоньку начинал общаться, а в дальнейшем не замыкался в себе, нужно чаще разговаривать с ним. Вы можете просто читать ему или что-то рассказывать как полноценному собеседнику. Во время общения с крохой у вас обязательно должно быть хорошее настроение, потому что малыши чувствуют нас, взрослых. Если вы в плохом настроении, ребенок будет очень беспокойным и капризным, поэтому оставляйте все свои неприятности за порогом.

Хвалите своего пупса за каждое небольшое достижение: даже его первая улыбка заслуживает поощрения! Называйте малыша ласковыми словами, почаще прижимайте к себе — больше тактильного контакта, он должен чувствовать связь с вами.

Любите своих малышей! И помните: ваш ребенок — уникален, он не похож на других и поэтому развиваться кроха будет по-своему.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Первые четыре недели после родов – самый ответственный период в жизни всех малышей и их родителей. В это время каждый из них учится приспосабливаться к новым условиям: малыш привыкает к жизни за пределами материнской утробы, родители – к тому, что теперь рядом с ним есть маленький человечек, который нуждается в их любви и внимании. На этом этапе важно следовать рекомендациям педиатра и следить за развитием младенца. Чтобы не волноваться по пустякам, родители должны заранее знать, что умеет ребенок в 1 месяц жизни.

Физическое развитие в 1 месяц

В течение первых 28 дней жизни ребенка родителей ждет множество новых ощущений, которые одновременно вызывают и трепет, и беспокойство. Однако с еще большими изменениями сталкивается сам малыш. Прямо с первого вдоха весь организм начинает активно приспосабливаться к новой обстановке. Изменения касаются кровеносной, мочевыделительной, нервной, иммунной и всех других систем. Все, что умеет ребенок в месяц, зависит от того, насколько быстро его организм приспосабливается к жизни за пределами материнской утробы.

Не пугайтесь, если сразу после роддома вес ребенка снизился. Потеря веса, равная 10% от общей массы тела при рождении, считается нормой. Малыш быстро восполнит его, стоит только наладить режим сна и кормления.

Кстати о сне. В первый месяц жизни новорожденный может спать почти 20 часов в сутки, принимая при этом удобное для себя положение. Весь его распорядок дня можно разделить на несколько периодов:

1. Бодрствование. В период максимальной активности ребенок много двигается, дрыгает руками и ногами. Если вы положите его на живот, он попытается поднять голову, удерживая ее в таком положении в течение нескольких секунд.

2. Дремота. Дремотное состояние наступает до или сразу после кормления. Определить его можно по расслабленному тельцу и полузакрытым глазам.

3. Неглубокий сон. Его можно отличить по учащенному неровному дыханию, беспокойству рук и ног, двигающимся под веками глазным яблокам.

4. Глубокий сон. В период максимальной расслабленности, когда ребенок крепко спит, дыхание его ровное, глаза полностью закрыты.

За первый месяц жизни ребенок должен набрать примерно 600 г веса и 3 см роста. Как правило, за этот период окружность головы у детей увеличивается не более чем на 2 см.

Что малыш умеет?

На психическое развитие, то есть на то, что должен уметь ребенок 1 месяц жизни, влияет его физическое развитие. Если при правильном режиме сна и кормления его организм развивается в пределах нормы, уже к концу четвертой недели ребенок приобретает множество навыков. Безусловно, на то, как он чувствует себя во внеутробной среде, влияют врожденные рефлексы. Большинство из них преобразуется в приобретенные рефлексы, остальные за ненадобностью исчезают. Но научившись моргать, зевать, чихать и вздрагивать, ребенок не забудет об этом никогда.

То, что должен уметь ребенок в 1 месяц жизни, зависит от уровня развития его следующих рефлексов:

Сосание. Если вы проведете соской или кончиком пальца вокруг губ малыша, он начнет совершать сосательные движения.

Читать еще:  Уход за новорожденным

Поисковый рефлекс. Если вы погладите щечку малыша, он повернет головку в сторону вашей руки. Наряду с рефлексом сосания, этот рефлекс развивается под влиянием инстинкта питания и поиска пищи.

Хватательный рефлекс. Если погладить или прикоснуться к ладошке малыша, он захочет схватить и удерживать то, что прикасается к нему.

Плавательный рефлекс. Если вы положите малыша на живот, он начнет двигать ручками и ножками, будто плавая в воде.

Рефлекс ходьбы. Если вы возьмете малыша под руки, он начнет двигать ножками, совершая движения, похожие на ходьбу.

Для поддержания психического и физического развития нужно следить за тем, чтобы во время бодрствования ребенок активно двигался. Желательно в этот период чаще выкладывать его на жесткую поверхность. Это поможет развить его моторные способности.

Из того, что умеет ребенок в 1 месяц, наибольший восторг вызывает его реакция на маму. Он уже способен узнавать ее среди других взрослых. Кроме того, малыш может фокусировать взгляд на контрастных предметах и ярких погремушках.

Как способствовать развитию?

Задача родителей не просто знать, что умеет ребенок в первый месяц жизни, но и предпринимать действия для его дальнейшего развития. В этом помогут:

Постоянные разговоры с малышом. Мама и папа могут напевать ему песни, читать стихотворения, рассказывать сказки. Это поможет развить у него восприятие речи.

Гримасы. Разговаривая с малышом и напевая ему песенки, можно смешно гримасничать. Со временем ребенок будет пытаться копировать гримасы, что поможет развить его мимику.

Спокойная музыка. Ускорить развитие малыша помогают классические музыкальные произведения. Их можно включать как во время сна, так и в период бодрствования, меняя ритм и громкость.

Развивающие игрушки. В каталоге Mothercare есть множество полезных игрушек, которые помогут развить мелкую моторику, улучшить цветовосприятие и тактильные ощущения ребенка.

Мобили. Над детской кроваткой можно повестить музыкальные игрушки с фигурками, выполненными в приглушенной расцветке. Это поможет развить у ребенка зрение и цветовосприятие. Только следует помнить, что мобиль для кроватки и его детали должны располагаться на высоте не менее 70 см.

Особого внимания заслуживает купание младенца в первый месяц жизни. Несмотря на распространенный миф, начинать процедуры можно еще до того, как отпадет пуповина. Без полноценного купания на нежной коже малыша может появиться сыпь. Обычно она локализуется в складках и паховой зоне.

Во время купания нужно использовать специальную детскую косметику. Если в ее составе содержатся экстракты трав и растений, это поможет малышу расслабиться и настроиться на предстоящий сон. С возрастом к процедуре можно добавить круги для плавания, игрушки и прочие аксессуары для купания.

Игры в 1 месяц

Важно не только то, что умеют делать дети в 1 месяц жизни, но и как к этому подходят их родители. Им нужно быть не просто пассивными наблюдателями. Некоторые навыки можно сформировать с помощью игр и упражнений. Все они должны быть связаны в первую очередь с движением. Нужно выбирать те игры, которые вызывают у ребенка приятные ощущения. Во время бодрствования его нужно положить на удобную поверхность и создать условия, при которых он будет:

• отталкиваться стопами от твердого основания,

• хватать пальцы родителя,

• разгибать и сгибать ножки,

• двигать ножкой вслед за рукой родителя,

• поднимать и удерживать голову.

Не менее важны тактильные ощущения. Для этого ребенка нужно слегка поглаживать, водить ладонями по его телу, щекотать перышком. Если он начнет выпячивать живот, значит, игра ему понравилась. Руки мамы или папы можно заменить игрушками и тканями с разной фактурой. Если малыш начнет отталкивать руку, значит, контакт ему неприятен. Эти ритуалы можно проводить перед сном. После активного времяпрепровождения ребенку будет легче и быстрее настроиться на отдых.

Возможные проблемы

В первый месяц после родов родителям необходимо тщательно следить за развитием новорожденного. Стоит знать, что должен уметь ребенок в месяц, и при необходимости сразу же обращаться к специалисту. В этот период можно столкнуться со следующими проблемами:

Незаживающая пупочная ранка. Ускорить ее заживление можно путем ежедневной обработки «зеленкой». Если спустя две недели ранка так и не зажила, а корочка не отпала, нужно обратиться к педиатру. Поводом для обращения также является покраснение ранки и выделения из нее.

Колики. Из-за незрелости желудочно-кишечного тракта малыша может беспокоить вздутие живота. Избавиться от дискомфорта можно с помощью массажа, частого выкладывания на живот, газоотводной трубки или специальных препаратов, назначенных врачом.

Физиологическая желтуха. В первые недели жизни в кровеносной системе ребенка происходит замена гемоглобина, который ему нужен был во время внутриутробного развития. В процессе его выведения кожный покров новорожденного обычно приобретает желтоватый оттенок.

Беспокойный сон. При том, что в первый месяц ребенок способен спать до 20 часов в сутки, его сон при этом может быть прерывистым и беспокойным. Это связано с незрелостью нервной системы. Чтобы исправить ситуацию, ребенка следует укладывать в теплом и тихом помещении, слегка приглушив свет.

Перед родителями в первый месяц жизни малыша, особенно если это первый ребенок, стоит множество вопросов. Нужно выбрать коляску, кроватку и одеялко в нее. Не всегда понятно, во что одевать ребенка, как его купать, как часто менять подгузник и как вообще ухаживать за его нежной кожей. Мы в Mothercare видим свою миссию в том, чтобы помочь родителям на всех этапах воспитания малыша. И конечно, у нас вы найдете все товары, необходимые для развития ребенка и ухода за ним. А ваш заказ мы доставим по любому адресу в пределах РФ.

Самое важное на первом месяце жизни ребенка

Программы обследования для детей
  • Медцентр г. Видное
Консультация по прививкам!
  • Медцентр г. Видное
Первый год жизни. Педиатрическая программа обследования
  • Медцентр г. Видное
Диагностика аллергии у детей – базовое обследование
  • Медцентр на Коломенской

Развитие внутренних органов и систем организма продолжается после рождения. Неонатальный период начинается с момента рождения и длится четыре недели. Первый месяц жизни малыша – основной адаптивный этап. Происходит ряд морфологических и физиологических изменений, новорожденный приспосабливается к новой среде. Порядка 40 процентов всех случаев детской смертности приходятся на неонатальный период, а три четверти этих смертей – на первую неделю. Поэтому очень важен контроль состояния новорожденных, выявление патологий, своевременная терапия, обучение родителей.

Регулярный патронаж в это время осуществляет педиатр. Первый визит на дом необходим в промежуток 1–3 день после выписки. Затем врач осматривает новорожденного еженедельно, при необходимости – чаще.

Уже в роддоме в первые дни жизни малыш получает прививки – БЦЖ, от гепатита В. На тридцатый день проводят ревакцинацию от гепатита В. Никакие другие прививки в первый месяц жизни не делают.

Наблюдение за развитием новорожденного

  1. Первую неделю малыш худеет – физиологическая потеря массы. Начиная с 8–10 суток вес сначала восстанавливается, затем прибавляется. Новорожденный «набирает» за первый месяц 600–700 грамм.
  2. Две-три недели температура неустойчива и частично зависит от окружающей среды.
  3. Пульс 120–140 ударов в минуту считается нормой. При плаче может достигать 160–180.
  4. Зрение, слух развиты недостаточно. Видит малыш размыто, плохо фокусирует взгляд. Речь не привлекает внимания. Новорожденный реагирует на громкий звук, яркий свет.
  5. Движения хаотичные, малыш не может удерживать игрушки, а вот обхватить мамин палец ему под силу.
  6. На 5–6 сутки появляется характерный «молочный» стул с кисловатым запахом.
  7. Частота мочеиспускания постепенно увеличивается, спустя две недели достигает 15–20 раз/сутки.

Доктора данного направления

Особое внимание требуется:

Обработке пупка . Остаток пуповины будет подсыхать несколько недель. Пупочную ранку следует обрабатывать перекисью водорода 3 %, она должна быть чистотой и сухой. Необходимо следить за этой областью и в случаю каких-либо изменений, подозрении на воспаление (покраснение, мокнутие) сразу проинформировать педиатра.

Родничку . Голова новорожденного немного сжата и/или вытянута и имеет два мягких пятна – роднички – места, где кости черепа еще не срослись вместе. Такая анатомия помогает продвижению вниз по родовым путям. Не стоит бояться пульсации родничка – это норма. А вот запавший или выпирающий родничок – повод для обследования.

Глазкам . Обычно глаза новорожденного не требуют специального ухода: их достаточно протирать ваткой (диском), смоченной в кипяченой водичке. Гнойные выделения, покраснение глаз говорят о конъюнктивите. Самостоятельно использовать капли не следует – назначить лечение должен врач. Если замечен желтоватый оттенок глаз, свидетельствующий о желтухе, следует сообщить педиатру.

Коже . У новорожденных чувствительная кожа, склонная к опрелостям. Поэтому после ежедневного купания следует внимательно осматривать складочки, пользоваться присыпкой. Желтоватый оттенок может указывать на желтуху, при появлении нужно проинформировать педиатра.

Соскам и гениталиям . Они бывают припухшими, у девочек может появиться небольшое количество крови на подгузнике. Это норма, но если кровь и/или припухлость не исчезнут через пару дней, обратитесь к педиатру. У мальчика следует наблюдать за неопустившимися яичками.

Читать еще:  Почему ухудшается слух у ребенка и как его восстановить

Первый месяц жизни – важный этап адаптации, от которого зависит будущее здоровье. Обеспечьте новорожденному в этот период наиболее пристальное внимание и своевременную помощь.

Для получения подробных консультаций и наблюдения в первый месяц жизни ребёнка обращайтесь к опытным педиатрам медицинских центров «Президент-Мед»

Аптеки Фармакон

Что чувствует ваш малыш сразу после родов

Примите наши поздравления – вы стали родителями! Вас переполняют самые радостные и счастливые чувства, вы с бесконечной нежностью смотрите на этот пока еще беспомощный комочек — своего сына или дочку… А что же ваш малыш? Что чувствует он? Что удивляет его, а что доставляет удовольствие, чего он боится, а что ему особенно приятно? Прислушайтесь к его ощущениям…

· Я попал в новый мир, яркий и шумный. Неужели этот громкий крик исходит

«Свершилось!» Как только вы сделали последнее усилие, и ваш ребенок появился на свет, он сразу стал видеть, ощущать и слышать много нового. В момент рождения все чувства новорож­денного были направлены на восприятие новых сигналов, посту­пающих из окружающего мира. Осязание и обоняние зародились у малыша, когда он еще находился внутри вас. Его слух тоже доста­точно сформирован. Но самой трудной задачей для маленького ор­ганизма станет «пробуждение» зрения: ведь на протяжении долгих 9 месяцев он пребывал практически в полной темноте! И, нако­нец, уже издав первый крик, он сможет уютно устроиться у вас на груди, при этом страстно желая как можно лучше и глубже познать такой волнующий и необыкновенно притягательный новый мир.

· Каждый раз, когда что-то прикасается к моей щеке, я поворачиваю голову и

от­крываю ротик. Почему?

Многие из движений, которые совершает новорожден­ный, бессознательны, другие связаны с проявлением рефлексов, данных ребенку природой от рождения. Это и вздрагивания от ис­пуга, и хватательным рефлекс, и рефлекс ходьбы.

Важную роль в жизни вашего малыша играет, во-первых, поисковый рефлекс: в тот момент когда ваша кожа прикасается к щечке малыша, он поворачивает го­лову, открывает ротик и начинает искать сосок. Во-вторых, соса­тельный рефлекс, который подсказывает ребенку, что грудь надо сосать. Третий рефлекс называется глотательный: он срабатывает, как только молоко поступает в ротик младенца.

Таким образом, именно благодаря этому ребенок совершает свою первую «трапе­зу». А у вас есть незаменимый «эксперт» по вопросам кормления, который подскажет вам, как это делается, даже если вдруг вы рас­теряетесь!

· Все, что я вижу за маминым лицом, такое расплывчатое. Неужели так на

самом деле выглядит весь мир?

Способность вашего ребенка видеть — чувство, которое полно­стью развивается самым последним. Новорожденный способен фо­кусировать взгляд лишь на тех объектах, которые находятся на рас­стоянии не более 25 см от него. И это составляет 4% от зрительных возможностей взрослого. Он различает предмет с ровными гранями и прямыми линиями, четкими контурами. Красный и желтый легко отличает друг от друга, а синий и зеленый для него — одно и то же. Однако самое интересное занятие для вашего малыша — это наблю­дать человеческие лица.

Приблизительно к году зрение ребенка приблизится к уровню зрения взрослого человека. Несмотря на это, зрительная система будет формироваться еще в течение 4 лет, пока не окрепнет окончательно.

· Я был абсолютно счастлив, просто на­блюдая за игрушками. Почему же теперь

мне хочется дотронуться до них?

В первые несколько недель после рождения малыши не могут заставить свои непроизвольно двигающиеся ручки дотрагиваться до предметов, которые они видят. Но к 2-3 месяцам координация движений вашего малыша станет значительно лучше за счет раз­вития так называемого стереоскопического зрения: образы, доселе видимые каждым глазом в отдельности, совмещаются в мозге в один целостный образ. Теперь контролируемые движения возни­кают немедленно в ответ на увиденный предмет. К четвертому месяцу он сможет сжимать и разжимать ладошки, це­ленаправленно протягивать ручки к предмету для того, чтобы его схватить. И это потрясающее достижение для такой крохи!

· Я никак не могу понять то, что я слы­шу. Почему вне маминого животика все

звучит так громко?

В отличие от способности видеть, слух был достаточно развит у вашего ребенка задолго до рождения. Еще не рожденный ребенок реагирует на различные звуки, при этом у него изменяется частота сердечных сокращений и двигательная активность.

В первые дни жизни малыш очень быстро покажет вам, что уже может реагировать на звуки разной частоты. Ребенок слышит и различает шепот, пение птиц, гул самолета и даже ваши ти­хие шаги, когда вы приближаетесь к нему. Как бы то ни было, на этой стадии развития малыш должен научиться понимать то, что он слышит. Ребенку необходимо начать связывать звуки с тем, что он видит и чувствует. Он учится этому еще в утробе, «подслушивая» ваши разговоры. Так он готовится к тому дню, когда впервые встретится с вами. И это очень важно, потому что сразу после рож­дения он узнает вас по голосу и почувствует себя в покое и безопасности.

· Все вокруг меня издает свои особенные звуки. А это, кажется, папочка?

Ребенок активно использует чувство слуха. Теперь, будучи во внешнем мире, мозг ребенка начнет связывать различные звуки с тем, что малыш видит. В первые месяцы жизни ребенок очень мно­го времени уделяет изучению связи между предметами и издавае­мыми ими звуками. Когда чувство слуха разовьется достаточно, ре­бенок начнет учиться понимать, как изменяется голос в зависимо­сти от того, что говорят. Малыш будет в состоянии связывать, на­пример, сердитый голос и хмурое лицо. Эти крохи такие умницы!

· Мне так нравится, когда мамочка и па­почка нелепо прижимают меня к себе и

поглаживают. Почему мне так хорошо?

Находясь внутри вас, ребенок испытывал очень мало непо­средственных прикосновений к своему телу, за исключением того времени, когда он проходил через родовой канал. Именно в момент рождения малыша его тактильная чувствительность начинает «просыпаться». Ваш ребенок впервые узнает, что он может что-то чувствовать, когда вы берете его на руки, обнимаете и поглаживае­те. Именно контакт кожи новорожденного с вашей кожей дает ему ощущение безопасности и комфорта в окружающем мире. Ощуще­ние нежных прикосновений ваших рук, когда вы массируете его тельце, дают малышу уверенность, что он очень любим вами. Кро­ме того, массаж очень благотворно сказывается на общем развитии ребенка и его здоровье, защищает его от стрессов и ускоряет фи­зическое развитие.

· Я все время вижу какие-то два предме­та, порхающие перед моим лицом. Что

Как только малыш научится подносить целенаправленно руч­ки к лицу, он начнет тащить в рот все, что попадет ему под руку. Обсасывание игрушки дает ему отличную возможность оценить ее форму, размер, плотность, вкус. Несмотря на то, что на этой стадии развития ротик является самым чувствительным к прикосновениям, очень скоро он уступит «пальму первенства» ручкам, и они станут главными в тактильном исследовании окружающего мира.

· Я пью только молоко, и оно выглядит всегда одинаково. Почему же оно

иногда бывает разным на вкус?

Когда ребенок находился внутри вас, его ротик был заполнен околоплодными водами. В последние три месяца беременности он начинает по вкусу напоминать грудное молоко, и если во время беременности вы употребляли какие-то продукты, у ребенка сформи­руется память об их вкусовых качествах.

В первые месяцы жизни чувство осязания у малыша развивает­ся особенно интенсивно. Он интуитивно любит сладкое, а если по­пробует что-то соленое или кислое, вы увидите гримасу недоволь­ства. Тем не менее, вашему ребенку будет интересно ощущать не­знакомые вкусы. Дайте ему шанс самому сформировать свой вкус! Помните, что каждый раз, пробуя что-то новое, он развивает свое особенное, индивидуальное чувство осязания.

· Мамочка и папочка такие разные! Да­же когда они ничего не говорят и кругом

темно, я знаю, кто из них прихо­дит ко мне в комнату. Почему же я их так хорошо различаю?

К моменту рождения чувство обоняния у ре­бенка уже очень развито. Оно помогает ему распознавать вещи, которые он не может достаточно хорошо видеть. Как только ребенок родился, он начи­нает учиться распознавать индивидуальные запахи каждого из ро­дителей. Поэтому очень полезно прижимать малыша к себе, чтобы он чувствовал ваш запах. Помните, что каждый день в жизни ре­бенка буквально атакует его новыми ощущениями. Поэтому если он будет чувствовать запах, который ассоциируется с чем-то при­ятным и знакомым, он будет лучше подготовлен к этим стрессо­вым для него ситуациям. Но с развитием таких чувств, как зрение, слух, осязание, тактильная чувствительность, чувство обоняния на­чинает ослабевать.

Таким образом, мы видим, что постоянно разви­вающийся головной мозг малыша может изменяться, в зависимости от того, как прогрессируют чувства ребенка. Этот процесс будет продолжаться, развивая чувства малыша все больше, по мере того, как он будет познавать этот восхитительный мир.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru