Как научить ребенка правильно держать ложку и кушать самостоятельно: рекомендации доктора Комаровского - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я

1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советы доктора Комаровского учим ребенка одеваться самостоятельно

Как научить ребенка правильно держать ложку и кушать самостоятельно: рекомендации доктора Комаровского

Есть с помощью ложки – первое чему должен научиться малыш, чтобы стать еще взрослее. Введение прикорма в 6 месяцев выполняется с помощью ложки. Столь юный возраст не позволяет деткам освоить процесс самостоятельного кормления, поэтому пройдет еще несколько месяцев, прежде чем ребенок научиться пользоваться ложкой. Родителям требуется терпение и выдержка, чтобы не торопить этот процесс, а ненавязчиво обучать малыша столь полезному навыку. Мы предложим вам ряд полезных советов и рекомендаций, которые облегчат решение вопроса, как научить ребенка кушать без помощи мамы.

Оптимальный возраст

Освоить навык самостоятельного приема пищи ребенок сможет не сразу, для этого понадобится не один месяц. Несмотря на дальность перспективы, не стоит начинать обучение слишком рано. Часто мамочки дают карапузу ложку, как только начинается прикорм, где-то в возрасте 6 месяцев. Полугодовалый малыш еще плохо владеет координацией движений и не осилит выполнение этой задачи. Результат слишком раннего приучения к ложке – грязь на полу или на стенах. Когда же наступает пора учить малыша есть самостоятельно?

Обучение малыша любому навыку пойдет быстрее, если начать его в возрасте, когда он в состоянии воспринимать и понимать речь. Постарайтесь не упустить этот момент. Чем старше будет становиться ребенок, тем все сложнее вам будет его увлечь процессом обучения. Подходя к рубежу 2 лет многие детки становятся упрямыми и могут противиться освоению самостоятельной трапезы.

Кушать самостоятельно нужно приучать примерно в 1 год с небольшим разбросом в ту или другую сторону. Заметив, что малыш отказывается от ложки и в этот период, не настаивайте. Отложите обучение еще на пару месяцев.

Малыш в 8-10 месяцев вполне может самостоятельно брать рукой небольшие кусочки пищи – порезанные фрукты, печенье. При выборе «сухомятки» учитывайте, что она должна легко растворяться во рту, чтобы ребенок не подавился. Еще один способ приучить ребенка к приему пищи – дать ему в руку ложку с пюре. Первые успехи придут не сразу, учтите это. Для освоения процесса питья возьмите кружку-непроливайку – это оптимальный переходный вариант к взрослой чашке.

10 правил для быстрого обучения

Научить ребенка есть самостоятельно можно и сделать это очень просто. Вы убедитесь, насколько это легко, стоит лишь запастись терпением, спокойствием и хорошим настроением. Наши специалисты подготовили для вас 10 простых правил, соблюдая которые, вы сделаете процесс обучения проще и приятнее, узнаете, как научить ребенка кушать ложкой.

Подготовьтесь

В первую очередь необходимо вызвать интерес у ребенка к процессу еды, а уж затем начинать обучение пользованию столовыми принадлежностями. При кормлении ребенка с помощью игр, угроз или мультиков маловероятно, что он захочет научиться есть самостоятельно. Отличный способ заинтересовать кроху – сесть за стол всей семьей. В идеале стоит сделать семейный обед или ужин традицией, особенно это важно для деток, находящихся на грудном вскармливании.

Увидев, что малыш проявляет желание держать ложку уже при первом прикорме, не препятствуйте этому. Если ребенок хочет что-то взять из взрослой тарелки, позвольте ему и это. Усвойте одно важное правило – никогда не заставляйте ребенка есть. Специалисты выяснили, что принуждение к приему пищи крайне негативно отражается на детской психике, а также нарушает систему пищеварения ребенка. Главный пример для ребенка – его родители и то, как они пользуются столовыми принадлежностями.

Не спешите

Малыш осваивает ложку, но кушает очень-очень медленно. Скорее всего, вы ужасно раздражаетесь этой медлительности. Он ест так неторопливо, чтобы быть максимально аккуратным и не расстроить вас своими ошибками. Если малыша постоянно поторапливать, он лишится удовольствия от еды, ведь обед или ужин для него — это не просто прием пищи, а еще и возможность проявить себя, поиграть и побыть вместе с любимой мамой. Когда ребенка не торопят, он скорее обучается правильно пользоваться ложкой и быстрее учится хорошо прожевывать пищу. Пусть ест в своем темпе, не торопите его. Самое лучшее – это подбадривать и поддерживать его.

Не упустите момент

Не пропустите момент, когда кроха заинтересуется ложкой, ведь порой в спешке этого можно и не заметить. Видя потребность малыша попробовать свои силы в этом деле, незамедлительно выдайте ему собственную ложку, начиная таким образом тренировку. Правильно «подловленный» момент гарантирует, что уже к полутора годам ребенок сможет самостоятельно есть творожок, кашу и даже суп.

Помогайте

Иногда ребенку недостаточно только вашего примера в том, как научиться пользоваться ложкой. Если вы видите, что малыш боится ошибиться и никак не справится, помогите ему. Своей рукой возьмите его ручку вместе с ложкой и направьте к ротику. Увидев, что малыш понял принцип действия, дайте ему возможность попробовать это сделать самому.

Будьте рядом

Всегда будьте рядом во время еды, если ребенку будет нужна ваша помощь. Малыш может устать кушать сам и начать капризничать или он расстроится из-за пролитой каши, может подавиться – это все будет играть не в вашу пользу. Придите на выручку и покормите кроху сами. Хороший вариант кормления – в две ложки, когда одна ложка у мамы, а другая у ребенка, и он ест в меру своих сил.

Если малыш устал кушать сам или немного расплескал жидкую пищу, маме желательно прийти к нему на помощь и докормить кроху самостоятельно

Тренируйтесь

Можно тренироваться пользоваться ложкой не только дома. Отлично для этой цели подойдет игра в песочнице – по сути, эти процессы идентичны. Помогайте малышу освоить аккуратное наполнение формочек лопаткой. Еще хорошим подспорьем в обучении самостоятельному питанию станет игра в дочки-матери, где ребенок будет кормить своих куколок.

Приготовьте “кашу”

Выбирайте правильную консистенцию блюда – она не должна быть жидкой, иначе у ребенка будет меньше шансов донести еду в целости до ротика. «Удобными» блюдами будут каша, пюре из овощей, крем-суп или творожок. Чтобы кушать было приятно и обед не стыл в тарелке, кладите еду небольшими порциями и добавляйте по мере надобности. Порционные кусочки – не самый хороший вариант, потому что малыш их будет брать руками, а не ложкой.

Дайте выбор

Некоторые дети быстрее осваивают вилку, а не ложку. Для пробы дайте ребенку попробовать и то и другое. Покупайте специальные безопасные детские вилки с закругленными краями и тупыми зубчиками. Разумеется, в таком случае нужно изменить и подачу блюда. Нарежьте еду кусочками (морковку, капусту, картошку).

Иногда вилка оказывается для детишек даже более удобной, чем ложка. Нежелательно давать ребенку взрослый прибор, поскольку его зубчики достаточно острые

Проявите терпение

Обязательно вооружитесь терпением, оно – ваш главный помощник. Обустройте место для кормления, чтобы быть спокойными в тот период, когда малыш будет учиться кушать сам. Пол застелите клеенкой, чтобы не расстраиваться из-за возможных промахов крохи, а также будьте готовы сменить обои. Стирка в эти дни тоже будет увеличена. Если на улице и дома тепло, можно полностью раздеть карапуза, а после еды помочь принять душ.

Заинтересуйте

Чтобы вызвать интерес ребенка к еде, воспользуйтесь следующими вариантами:

  1. Оформите блюдо красиво. Выложите из продуктов цветочки, веселые мордашки, изобразите животных.
  2. Купите тарелочки с рисунками на дне и скажите крохе, что в конце трапезы его ждет сюрприз, тогда он очень будет рад, увидев «в конце» своей кашки веселого зайчика или медвежонка. Можно купить несколько вариантов таких тарелочек.

Чтобы найти для себя новые идеи для оформления детских блюд, посмотрите ряд видеоматериалов, которые мы подобрали для вас. Пусть ваши совместные трапезы будут веселыми и радостными!

Как научить ребенка самостоятельно одеваться

Самостоятельность и ответственность являются важными показателями развития ребенка. Однако эти качества не возникают у человека сами собой, а формируются в детском возрасте одновременно с навыками самообслуживания. Один из ключевых навыков, который помогает ребенку становиться самостоятельным — умение одеваться. Как его развить в малыше, расскажет «Я Родитель».

Нам в редакцию написала Анна — мать-одиночка, воспитывающая пятилетнего сына. Она успешная женщина, преуспевающий руководитель. Её жизнь рассчитана по минутам. Но есть одно время суток, которое ежедневно вызывает у неё стресс — утро. Анна постоянно опаздывает на работу, приходит взволнованная и «накрученная». Причина этого в том, что ее сын Артем очень долго собирается в детский сад. Потеря драгоценного времени сопровождается у Анны нервным напряжением, а ведь этой проблемы могло бы не быть, если бы ребенок в этом возрасте умел самостоятельно одеваться.

Почему нужно учить ребенка самостоятельно одеваться?

Ребенок всегда будет казаться родителям маленьким и неумелым. Стремясь оградить детей от трудностей, родители часто усложняют им дальнейшую жизнь. Отсутствие у ребенка таких простых навыков самообслуживания, как одевание, может в дальнейшем привести к негативным последствиям.

Во-первых, постоянно обслуживая ребенка, мы лишаем его способности ухаживать за собой без помощи взрослых.

Результатом отсутствия навыков самообслуживания может стать неряшливость и неопрятность. Внешний вид нужно не только создать, но поддерживать в течение дня.

Неумение это делать приведет к привычке быть неопрятным, отсутствию контроля над своим внешним видом, а несамостоятельный неряшливый ребенок часто становится предметом насмешек сверстников, что больно ранит неокрепшую психику.

Во-вторых, так как навыки самообслуживания относятся к трудовому воспитанию, игнорирование родителями этого направления развития ребенка приведет к формированию у него негативного отношения к труду, к лени.

В-третьих, одевание относится к повседневным навыкам, а их отсутствие может вызвать конфликт родителей и ребенка. Ежедневные конфликты портят характер, формируют у ребенка капризность, эгоцентризм, упрямство. К сожалению, эти черты не исчезнут в последствие сами по себе, с ними нужно будет бороться специальными методами, но лучше предотвратить их развитие в дошкольном возрасте.

В-четвертых, неспособность к самостоятельным действиям будет требовать постороннего вмешательства. Ребенок привыкает к тому, что кто-то (взрослый) должен помочь ему в манипуляциях с одеждой и обувью. Сочетание слов «должен помочь» говорит о формировании негативных качеств личности — неуважение к окружающим, потребительское отношение к жизни. Естественно, что все эти негативные проявления не возникнут в одночасье. Но «посеешь привычку — пожнешь характер», — говорили наши мудрые предки, и были, безусловно, правы. Именно с таких мелочей как нежелание самостоятельно одеваться, начинает формироваться потребительское отношение к окружающим близким. Сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться.

Умение самостоятельно одеваться приводят к возможности контроля над своим внешним видов, приучает к опрятности, воспитывает эстетический вкус и уважение к труду и старшим.

С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?

Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка. К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен развиваться всесторонне и гармонично.

Читать еще:  Нарушение сна у детей

Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.

Возраст ребенкаНавыки самостоятельного одевания
(в данном возрасте ребенок должен уметь)
Наличие помощи взрослых
2 годаСнимать и одевать в определенном порядке:
шапку;
обувь, расстегнутую взрослым;
колготки;
шорты (юбку, брюки) на резинке.
С помощью взрослых
3 годаОдеваться и раздеваться в определенном порядке, включая расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек.
Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду.
Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня: поправлять одежду.
С небольшой помощью взрослых
4 годаОдеваться и раздеваться в определенной последовательности самостоятельно.
Аккуратно складывать и вешать одежду.
Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её.
Помощь только в завязывании шнурков.
5 летОдеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со шнурками.
Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых.
Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома.
Без помощи взрослых, по небольшой словесной инструкции.
6 летБыстро и самостоятельно одеваться и раздеваться.
Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом.
Без помощи взрослых.

Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.

Почему дети не умеют одеваться самостоятельно?

Сразу нужно сказать, что только взрослые виноваты в том, что дети не умеют самостоятельно одеваться. Правда, у самих взрослых на это есть целый ряд оправданий:

  • спешка: «мы не можем позволить себе размеренное обучение навыкам одевания по утрам, так как очень спешим»;
  • стремление к совершенству: многие родители считают, что они оденут ребенка быстрее и качественнее;
  • сохранение нормальных отношений: самостоятельное одевание часто приводят к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановить.

Психологи не принимают подобных оправданий, называя их одним словом – лень.

Родители, чьи дети не умеют одеваться, как правило, не утруждают себя:

  • ранними подъемами и четким соблюдением режима, поэтому возникает спешка по утрам;
  • занятиями с детьми по обучению их манипуляциям с пуговицами, шнурками, молниями, липучками, объяснению особенностей надевания различных видов одежды;
  • совместной с ребенком деятельности по уходу за одеждой.

Итак, стало ясно, кто виноват, теперь нужно разобраться в том, что делать.

Рекомендации по обучению ребенка самостоятельному одеванию

  1. Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
  2. Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
  3. Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
  4. Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
  5. При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью — начните действие и предложите закончить самостоятельно.
  6. Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
  7. Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
  8. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
  9. Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
  10. Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).
  11. Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
  12. Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
  13. Поощряйте проявление вкуса в одежде.

То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться — это не только навык самообслуживания, но и важный шаг в будущее.

Как приучить ребенка ходить на горшок: основные принципы и советы

Приучать ребенка к горшку можно в разном возрасте и разными способами. Все зависит от ребенка и от его родителей. Кто-то начинает высаживать малыша на горшок, едва тот научился сидеть, а кто-то ждет 2 – 2,5 лет, когда ребенок действует уже более или менее осознано. В любом случае, запаситесь терпением и не требуйте от крохи слишком многого. Не стоит ориентироваться на детей друзей и знакомых, все малыши разные, да и родители часто преувеличивают способности своего ребенка.

Для того что бы ускорить процесс приучения ребенку к горшку, следует установить основные принципы, которыми будете руководствоваться не только вы, но и другие члены семьи, присматривающие за ребенком.

  1. Принципы приучения ребенка к горшку
  2. Выбор горшка
  3. Как отказаться от подгузника на прогулке?
  4. Как научить ребенка писать в горшок ночью?

Принципы приучения ребенка к горшку

  • Одевать памперс только на прогулки в холодное время года. И не одевать его дома вообще, либо только на ночной сон. Если вы очень переживаете из-за ковра или обивки дивана, то можно приобрести специальные трусики для приучения к горшку: они становятся мокрыми внутри и остаются сухими снаружи.
  • Высаживать в определенное время. Высаживать сразу после сна, перед сном, через 15 минут после еды или питья. Предлагать посидеть на горшочке каждые полчаса.
  • Сопровождать высаживание звуком.
  • Читать знаки. Обычно перед совершением «дела» ребенок делает определенные телодвижения, например, замирает ненадолго, смотрит вниз и д.р. В следующий раз, когда вы увидите эти знаки – пора на горшок.
  • Хвалите ребенка после наполнения горшка. Не ругайте ребенка за «аварии», которые не минуемо, будут случаться на пути приучения ребенка к горшку. Просто обратите внимание малыша на мокрые штанишки, на то, как в них неприятно, и переоденьте его.

Выбор горшка

Горшок должен быть удобным для ребенка, не слишком большим или высоким. Так же он должен иметь устойчивое основание, что бы маленький непоседа ни перевернулся на нем случайно.

Форма и цвет горшка, не имеет особой роли при приучении. А вот наличие всяких «прибамбасов» может играть как положительную, так и отрицательную роль. Например, музыкальный горшок может испугать ребенка, неожиданно заигравшей мелодией. Так же малыш, может испугаться и светового индикатора, загорающийся при удачной попытке. В этом случает малыш еще не скоро подойдет к горшку.

Всякие глаза и уши, выступающие лапы тоже не желательны. Горшок должен быть горшком, а не игрушкой. И единственная игра которая может совершаться на горшке, это сидение на нем самого ребенка или высаживание на горшок игрушки. Предложите ребенку самому посадить на горшок куклу или другую игрушку, а сами не заметно полейте в горшок воды. Вы поразитесь, сколько радости и удивления будет у вашего малыша, когда вы снимите игрушку с горшка и покажите результат.

Как отказаться от подгузника на прогулке?

Когда вы научитесь более или менее пользоваться горшком дома, можно начинать приучать малыша спрашиваться на улице. Лучше это делать в теплое время года. Вот простые рекомендации для приучения к горшку в теплое время года:

  1. Обязательно сажайте ребенка на горшок перед выходом на улицу.
  2. Периодически предлагайте ребенку пописать, полить травку на словах. На улице столько интересного, и ребенок может легко заиграться и забыть спроситься писать. Если малыш не соглашается, не настаивайте.
  3. Возьмите с собой побольше запасных штанишек и носочек и не забудьте взять пакет для мокрой одежды.
  4. Не ругайте ребенка и не стыдите за совершенные «аварии». Это будет для него особенно обидно, ведь кругом много посторонних.
  5. После прогулки предложите малышу так же наполнить горшочек.


Если на дворе зима, а вы все же хотите отказаться от подгузников на улице, это тоже возможно, хотя и немого труднее. В этот период придется забыть о долгих прогулках и не ходить на большие расстояния от дома. Вот рекомендации при отказе от подгузника на улице в холодное время года:

  1. Наденьте на ребенка трусики, а сверху подгузник – так если случится «авария», она не затопит колготки и штанишки и малыш не замерзнет. А мокрые трусики подскажут малышу о совершенном действии.
  2. Перед прогулкой посадите ребенка на горшок.
  3. Поставьте горшок в коридоре, так что бы придя с улицы, вы могли бы быстро на него сесть.
  4. Каждые полчаса ходите домой на горшок, а затем возвращайтесь на улицу. При этом говорите ребенку, что вы идете писать, а не домой, а после обязательно пойдете гулять еще.
  5. После прогулки предложите малышу пописать. Так через некоторое время, ребенок приучится спрашиваться на горшок сам, и вам уже не нужно будет бегать домой каждые полчаса.

Как научить ребенка писать в горшок ночью?

Не одевайте на ребенка подгузник на ночь. При этом в комнате должно быть тепло. Перед сном приготовьте запасные простыни, одеяла и штанишки, так ночью вам будет легче сориентироваться и одеть ребенка. Поставьте рядом с кроватью горшочек или тазик. Тазик намного удобнее для ночных высаживаний, так как сонный ребенок с трудом сидит на горшке. Да и маме легче понять, когда ребенок пописал, держа его на руках над тазиком.

В это время лучше не пользоваться цельными комбинезонами, а одевать малыша в штанишки и кофточку. Так в случае «аварии» вы сможете переодеть малыша, не будя его.

И еще одна маленькая хитрость. Когда ребенок хочет писать, он, как правило, начинает сильно ворочаться. Если вы проснулись и слышите, как малыш ворочается, потихоньку предложите ему пописать. Возьмите на руки, снимите штанишки, и подержите над тазиком. После положите в кроватку. Так малыш не успеет до конца проснуться и быстрее заснет вновь.

Читать еще:  Опасения беременных - правда и ложь

Посмотрите это видео советы от Доктора Комаровского

При приучении ребенка к горшку помните, все дети разные, кто-то успешно справляет нужду в год, а кто-то с трудом в 2,5. Но это не делает вашего ребенка хуже или лучше, так же не делает и вас в роли матери лучше или хуже. Запаситесь терпением, подготовьтесь морально, приготовьте тряпки, клеенки и много-много штанишек и вперед! Дорога будет трудной, но «дорогу осилит идущей». Удачи!

В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в детский сад: критерии готовности

Социализация – важный процесс становления личности. Для детей он начинается в семье и продолжается среди сверстников сначала в детском саду, а затем в школе. Поэтому рано или поздно перед каждым родителей встаёт вопрос: когда отдать своего ребёнка в детсад. Следует сказать, что однозначного мнения на этот счёт не существует. Однако есть ряд устоявшихся принципов, проверенных десятилетиями, а также советы на этот счёт опытных педиатров и педагогов.

Содержание Свернуть

Правила приёма в детский сад

Для молодых родителей, особенно если у них первый ребёнок, вопрос, связанный с поступлением в детский сад, вызывает много разговоров и споров. Начиная от возраста, оптимального для первого знакомства с детским дошкольным учреждением и заканчивая необходимым набором одежды для прогулок и сна.

Законом о принятии детей в детские сады оговаривается, что малыша можно отдавать в ясельную группу с девятимесячного возраста. От ребёнка не требуются никакие умения и навыки. Это правило не менялось с советских времён, когда срок декретного отпуска был значительно короче, чем в настоящее время. Поэтому сейчас не многие родители решаются отдавать таких крох в ясельную группу. И в ясли начинают приём малышей с двухлетнего возраста. При этом ребёнок уже должен уметь проситься на горшок.

К детям, которые поступают в младшую группу детсада, предъявляются следующие требования:

  • умение самостоятельно кушать ложкой;
  • складывать пирамидку по уменьшению объёма колец;
  • собирать элементарные фигурки из кубиков;
  • различать цвета (желательное, но не обязательное условие).

Для приёма в детский сад (ясли) родители должны написать заявление, представить справку о состоянии здоровья ребёнка и собрать необходимый набор вещей для малыша, перечень которых можно узнать в выбранном учреждении.

Критерии готовности

Психологи и педагоги сходятся во мнении, что для того, чтобы начало обучения в детском саду не было для ребёнка стрессом, нужно внимательно отнестись к критериям, определяющим готовность малыша к поступлению в дошкольное учреждение.

  1. Главной рекомендацией для родителей является выбор оптимального возраста. Лучше, если это будет до кризиса трёх лет или после него. Однако, как известно, кризис проявляется у всех детей индивидуально: у кого-то в 2,5 года, а у кого-то – ближе к 4-м. Поэтому, если есть возможность, лучше поступать в детский сад с 4 лет. К этому времени, с одной стороны, малыш приучится быть без мамы, а с другой, закончится важный период начального миропознания, происходящий через тесный контакт матери и ребёнка.
  2. Малыш должен уметь говорить и с помощью своего словарного запаса формулировать мысли или просьбы.
  3. Для того чтобы адаптация в коллективе сверстников прошла успешно, ребёнок должен стремиться к контактам с другими детьми.
  4. У ребёнка сформированы основные бытовые навыки: он может с минимальной помощью самостоятельно одеваться, кушает ложкой и без проблем пользуется горшком.

Как сделать адаптацию лёгкой и безболезненной

Если вы считаете, что ребёнок готов к детскому саду, то важно учесть некоторые факторы, помогающие легко и быстро пережить адаптационный период:

  • Немаловажным аспектом выбора времени поступления в детсад остаётся сезон. Лучшим периодом считается период с июля по август. В это время года у малышей иммунитет укреплён летним солнцем и витаминами, а значит, многие инфекции и вирусы не страшны. Кроме того, все учебные занятия начинаются с сентября, следовательно, у ребёнка буде время на адаптацию к новому месту, привыканию, которым учёба будет только мешать.
  • У малыша нужно сформировать положительный образ детского дошкольного учреждения. Для этого чаще показывайте ему картинки, на которых изображены дети в садике, говорите с вашим чадом о том, как хорошо проводить время со сверстниками, сколько новых друзей появится у него.
  • Подстройте режим дня ребёнка под режим детского сада. Так вы существенно облегчите ребёнку привыкание к распорядку дня, дисциплинируете его.
  • Старайтесь, чтобы тема детского сада чаще возникала в вашем общении с соседями и родственниками – малыши очень чутко реагируют на разговоры взрослых.
  • Приучите ребёнка с вечера собираться в детский сад, как это делаете вы к следующему рабочему дню. Помогите малышу приготовить одежду, выберите игрушку, с которой он пойдёт в детсад. Сложите всё в сумку или пакет. Эта привычка будет полезной и в последующий, школьный, период.
  • Пообщайтесь с родителями тех ребят, которым симпатизирует ваш малыш. Этим вы поспособствуете укреплению их дружеских связей.
  • Внимательно отнеситесь к тому, как воспринимает ребёнок воспитательницу и педагогов в детском саду. Если малышу кто-то откровенно несимпатичен, лучше поменяйте группу. Не пытайтесь насильно заставить ребёнка кого-то любить – он не обязан этого делать.

А.С. Макаренко говорил: «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»

Видео: советы доктора Комаровского

Детский сад – важный этап в жизни ребёнка. Задача родителей помочь малышу успешно адаптироваться к новым условиям жизни, чтобы вырасти успешной и социально активной личностью.

Советы доктора Комаровского: учим ребенка одеваться самостоятельно

  • Как научить ребенка одеваться
  • Когда и с чего начинать
  • Поэтапное обучение
  • Советы доктора Комаровского

Утро практически каждого родителя начинается с множества дел, которые требуют быстрого решения, самым сложным оказывается одевать ребенка. Малыш зачастую не хочет сам справляться с этой задачей. Необходимо помочь ему научиться делать это с удовольствием.

Как научить ребенка одеваться

Три года, такой возраст, когда малыш уже хорошо воспринимает информацию, проявляет интерес к окружающему миру, способен множество действий выполнить без помощи взрослых. Ребенок посещает садик, а значит, самостоятельность будет являться одним из критериев его адаптации среди других детей.

Самостоятельное одевание пойдет на пользу развитию

Когда и с чего начинать

Любой психолог объяснит, что главное – начать. Приучать кроху можно с момента, когда он впервые заинтересовался красивой кофточкой. Поначалу он будет отвлекаться, возможно, раздражаться, все зависит от того, в какой форме родитель начнет учить.

Хорошее время – перед походом в детский сад. Малыш видит, что родители собираются, захочет участвовать и повторять, для начала просто брать и подавать одежду.

Красивая блузка, кофта на пуговицах – не то, с чего нужно начинать. Предпочтительнее обычный свитер, справившись с которым, кроха сможет надевать что-то посложнее.

Родителям необходимо научить малыша самостоятельности

Не нужно стараться насильно приучить чадо к самостоятельности, оказывая давление.

Психологическое давление не принесет эффекта. «Третий час не справляешься!» — подобные фразы необходимо исключить. Пусть кроха собирается в своем темпе. Для него это длинный путь, с которым он должен справиться.

Поэтапное обучение

Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3 года? Как раз в этом возрасте может возникнуть ряд проблем, так как формируется характер, который кроха проявляет, свое мнение, которое высказывает, желания, через которые не хочет переступать. Как же быть родителям:

  • Одеться. Это непростой урок для чада. Начать его следует с объяснений, где какая часть одежды и что с ней делать: для чего нужен рукав, горлышко, молния, пуговица. Если на этом этапе малыш проявляет инициативу, высказывает желание нарядиться по-своему, не стоит отвергать эту идею. Родитель может дать совет, ненавязчиво указать на ошибки в выборе, предложить попробовать различные варианты, но не критиковать.
  • Носить. Не следует останавливаться на достигнутом, когда кроха впервые смог самостоятельно одеться. Он лучше адаптируется и вырабатывает привычку, если еще и проходил в выбранном наряде как можно дольше. Особенно, если отправился в нем на прогулку, по делам с родителями, просто остался дома. Памятка родителю: проверить, чтобы одежда, на которой ребенок тренируется, была удобной. Нигде не должно тереть, пережимать, доставлять какой-либо дискомфорт, иначе он просто не захочет ее носить.

Родители должны набраться терпения

  • Снять. Обычно раздеваться для детей намного проще. Во-первых, физически снимать одежду легче. Во-вторых, без нее они чувствуют себя комфортнее. Единственное, что может омрачить этот этап – нежелание ложиться спать, идти купаться. Поэтому в самом начале желательно как-то поощрить самостоятельность ребенка: игрой, совместным просмотром телевизора, небольшим подарком.
  • Убирать за собой. Для многих этот этап является самым сложным. Под конец дня дети устают и не желают выполнять завершающий пункт в обучении. Тем не менее, он является очень важным. Это дисциплинирует, прививает любовь к порядку, в будущем поможет ребенку найти и снова надеть ту или иную вещь. Чтобы было проще, родители должны подкрепить слова собственным примером, первые несколько раз помочь, убрать все вместе, возможно, в игровой форме. Многим помогает консультация друзей или родственников, так как у каждого есть свои секреты и хитрости в данном вопросе.

Обратите внимание. Самостоятельность ребенка и приобретение нового навыка будет напрямую зависеть от ответственности и разумного подхода родителей.

Во-первых, необходим ранний подъем, что для многих является проблемой. Но если взрослые в этом вопросе поддадутся лени, то систематичности занятий с ребенком не будет, значит, навык не усвоится. Во-вторых, поначалу на тренировки будет уходить много времени, следует проявить терпимость, при необходимости помочь, но не делать все за малыша. И, наконец, похвала. Это очень важный момент, о котором часто забывают. Он мотивирует ребенка к дальнейшей работе.

Советы доктора Комаровского

Ознакомившись самостоятельно с данной информацией, родители смогут не только получить ряд действенных примеров, но и лучше разобраться в своем малыше.

Одевание в игровой форме дается легче и интереснее

Дополнительная информация. Тяжело в период обучения приходится не только малышу, но и взрослому. Существуют практические советы, которые следует попробовать применить.

Маленькие хитрости, которые помогают и детям, и родителям:

  • Если ребенок не хочет одеваться сам, пусть оденет свою любимую игрушку. Это может быть кукла, машинка, мягкая игрушка. Важно объяснить малышу, для чего это происходит: игрушке холодно, так красивее, аккуратнее и так далее.
  • Иногда дело не в желании ребенка, а в том, что у него не получается по причине плохо развитой мелкой моторики. В этом случае необходимо обзавестись небольшими специализированными игрушками, больше работать с пластилином, тестом или простыми крупами, которые имеются на кухне у каждой хозяйки.
  • Превратить рутину в игру. Тут все будет зависеть только от фантазии. Одеться наперегонки, у кого красивее наряд, кто выбрал вещи теплее.
Читать еще:  Как научить ребенка засыпать самостоятельно

К сведению. Важно первое время поддаваться ребенку, чтобы ему нравилось, и он продолжал игру и обучение.

Таким образом, научить ребенка одеваться самостоятельно — непростое испытание для родителей. Но при соответствующем подходе, справиться будет намного легче. Главное — внимание и забота.

Как научить ребёнка ходить самостоятельно

Дети в возрасте около 10 месяцев очень активны. Маленьким непоседам сложно долго оставаться на одном месте, ведь мир такой интересный, и всё в нём нужно успеть познать. Именно в это время малыши начинают делать свои первые шаги. А родители так волнуются, чтобы пешеходные изыскания их карапузов не закончились плачевно. Ведь с одной стороны, новый навык — это прогресс в развитии ребёнка, а с другой — лишний повод получить какую-либо травму. Вот и стараются мамы-папы страховать своё чадо везде и всегда. Но как научить ребёнка ходить самостоятельно, без поддержки взрослых?

Когда ребёнок готов сделать свои первые шаги?

Научиться ходить самостоятельно — дело непростое, поэтому малыш основательно к этому готовится: встаёт, держась за бортик кроватки, движется вдоль него, ходит, опираясь на коляску или тележку.

Примерно к годику дети уже активно перемещаются по квартире из комнаты в комнату, но на четвереньках. Ползают то к маме, то к папе, испытывая удовольствие от движения, как от такового. В этом же возрасте они обычно делают первые самостоятельные шаги и начинают ходить без опоры и посторонней помощи.

А в год и два месяца большинство малышей без труда способны вставать и садиться, преодолевать препятствия, залезать на невысокие стулья и диваны, и даже, держась за руку взрослого, могут шагать по лестнице.

Примерно в год ребёнок начинает самостоятельно ходить

Техника безопасности

В первую очередь родителям необходимо позаботиться о безопасности малыша во время ходьбы.

  • Обратите внимание на обувь — она должна быть предназначена для прогулок. Никакие вязаные пинетки и мягкие сандалии уже не подойдут. Самым лучшим вариантом будет лёгкая кожаная обувь с жёсткой подошвой. Если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, что при ходьбе она не будет скользить, отшлифуйте её наждачной бумагой.
  • Поверхность, на которой ребёнок учится делать первые шаги, должна быть ровной и гладкой, и ни в коем случае не скользкой. Иначе травмы неизбежны. Но дело здесь не только в травматизме — малыш, сделав несколько неудачных попыток пойти по такой поверхности, может разувериться в своих силах или потерять интерес к обучению.
  • Если ребёнок учится ходить в квартире, заранее позаботьтесь о том, чтобы на его пути не встречались ступеньки, пороги, коврики и т.п., иначе он будет спотыкаться.
  • Острые углы предметов интерьера должны находиться максимально далеко, ведь при падениях карапуз может о них ударятся.
  • Не рекомендуется использовать ходунки, поскольку при их применении у многих малышей пропадает желание научиться передвигаться самостоятельно.

Полезные советы

  1. Самостоятельная ходьба — довольно сложный процесс. Но родители в силах заранее подготовить ребёнка к ней. Это возможно даже в первые месяцы жизни.
  2. Очень важно убедиться в том, что кроха проводит хотя бы по 10 минут в день в положении лежа на животике. Такие регулярные упражнения помогут окрепнуть мышцам шеи и спины.
  3. Малыши довольно часто любят переворачиваться со спинки на животик и обратно при смене подгузников. Такие движения они начинают делать в возрасте 2–6 месяцев. Эти попытки должны поощряться. Например, можно держать любимую игрушку крохи сначала перед ним, а затем перемещать вбок. Таким образом, развиваются все мышцы, и ребёнок готовится к следующему этапу своего развития — приобретению навыка подниматься из положения лёжа.
  4. Примерно в возрасте четырёх месяцев дети делают попытки сидеть, опираясь на что-то, а в полгода они уже сидят самостоятельно. Ребёнку нужно помочь принять такое положение, осторожно подтягивая его за ручки. Заинтересуйте его повернуться в том или ином направлении при помощи яркой игрушки — это, опять же, укрепит мышцы спины и улучшит ориентирование в пространстве.
  5. В возрасте от полугода до года дети активно учатся ползать к предметам, наиболее привлёкшим их внимание. Родители должны всячески поощрять такие движения. Можно, например, поместить любимые игрушки немного дальше, это поможет малышу совершить небольшое путешествие по дому.
  6. Придерживайте ребёнка за подмышки и позвольте ему попрыгать у вас на коленях. Научите его сгибать-разгибать ножки. Как правило, с такой задачей дети легко справляются в возрасте от семи месяцев до года. Если настал такой момент, когда ваш кроха начал вставать, используя в качестве опоры различные предметы, например диван, стул и др., самое время начать укреплять мышцы маленьких ножек более активно.

Обучение

Первым сигналом о том, что ребёнок готовится к самостоятельной ходьбе, являются уверенные попытки передвигаться вдоль опоры, например, вдоль софы, бортиков детской кроватки или других устойчивых предметов интерьера.

Если кроха уже прекрасно встаёт и садится без посторонней помощи, передвигается вдоль стен, опираясь на них ручками, то он и первые шаги делать вполне готов.

Сейчас самое время научить его правильно ходить без опоры. И тут родителям помогут некоторые ценные рекомендации.

  • Поддерживать ребёнка нужно за подмышки, как это делается в первые месяцы жизни. Продвигайтесь с ним синхронно вперёд, и здесь вам не помешает помощь другого взрослого, который мог бы перехватить кроху в нужный момент.
  • Второй взрослый находится напротив и протягивает руки к идущему малышу. В тот момент вы его отпускаете, и получается, что кроха шагает самостоятельно, опираясь лишь на ваши руки. Очень важно таким образом научить его правильно ориентироваться, ведь при ходьбе вдоль стены характер движения в корне отличается. Вышеописанный метод является самым простым и надёжным, но всегда помните о безопасности.
  • Если ребёнок уже имел опыт самостоятельного передвижения, очень важно, чтобы он не боялся падать и приседать в нужный момент. Поэтому вы должны обязательно страховать его при движении и подхватывать, когда он наклоняется или неуверенно стоит. Привлечь кроху можно игрушками или другими интересующими его предметами, тогда он будет двигаться по правильной траектории.
  • В самом начале обучения ходьбе позаботьтесь о том, чтобы на пути предполагаемого движения малыша были мягкие подушки или специализированные валики. Они смогут предотвратить травмирование при незапланированных падениях.
  • Если вы видите, что ваш кроха ещё неуверенно двигается, стоит, покачиваясь из стороны в сторону, не занимайтесь с ним слишком долго. Его позвоночник пока не окреп, что может спровоцировать формирование неправильной осанки при ходьбе.
  • Постарайтесь обучить карапуза садиться из положения стоя. Ведь именно таким образом он сможет устраивать небольшие перерывы, что избавит ножки от чрезмерной нагрузки.
  • Если вы затеяли обучение на улице, на самых первых этапах вам помогут специальные приспособления – «поводки». Благодаря им, вы можете предотвратить травмирование, не держа малыша подмышки. Они представляют собой страховочные ремни. Конечно, это не самый хороший метод обучения ходьбе, но его применение допустимо, когда ребёнок начинает ходить уже более уверенно, а вы хотите сделать его передвижение максимально безопасным.
  • Некоторые дети уже в раннем возрасте очень активны и развиты физически. Если ваш малыш проявляет неподдельный интерес к самостоятельной ходьбе — не препятствуйте. Когда его организм достаточно окреп, ранние шаги пойдут крохе только на пользу. Но если он проявляет недовольство и протестует на первых порах обучения, временно отложите этот процесс.

Какие проблемы могут возникнуть

Бывает, что дети в годик ещё не могут самостоятельно или при помощи взрослых сделать и нескольких шагов. В этом случае необходимо срочно обратиться к детскому неврологу.

А некоторые малыши не становятся на всю ступню, а ходят на носочках. Родители паникуют по этому поводу, полагая, что виной тому какие-то отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата малыша. Но доктор Комаровский уверен, что ничего страшного в этом нет.

Видео доктора Комаровского: что делать, если ребёнок ходит на цыпочках

Распространённые ошибки

Мамы и папы при обучении своих малышей самостоятельной ходьбе зачастую допускают просчёты, которые не позволяют детям в короткие сроки овладеть необходимыми навыками. Для того чтобы у вас подобного не произошло, просто не совершайте некоторых ошибок при обучении.

  1. Детские ходунки — полезное изобретение, но педиатры категорически против их применения. Дело в том, что такая ходьба не предусматривает опоры, что неизбежно может привести к деформированию детской стопы. Ко всему прочему в ходунках ребёнок сидит, поэтому вся нагрузка приходится на позвоночник, а не на ножки, а ремешки не позволяют ему свободно и беспрепятственно двигаться.
  2. Не стоит учить малыша ходить ранее 9 месяцев. В противном случае у него может развиться плоскостопие или повредится неокрепший позвоночник.
  3. Если ребёнок самостоятельно встаёт, держась за опору, не значит, что присесть ему удастся с таким же успехом — ему необходима помощь. Иначе такая непосильная нагрузка может привести к растяжению связок и деформированию стоп.
  4. Если детская обувь низкого качества, лучше откажитесь от неё. А когда обучение происходит во время прогулки на улице, предпочтение стоит отдать ортопедическим моделям, ведь они способны равномерно распределить нагрузку и поддерживать стопу в правильном положении.
  5. Не нужно чрезмерно опекать ребёнка при ходьбе. Он вполне может научиться ходить самостоятельно — главное дать ему свободу. В задачу родителей входит лишь помощь и страховка от падений.

Постарайтесь не совершать этих ошибок. Тогда кроха непременно порадует вас и овладеет навыком самостоятельной ходьбы очень быстро.

Видео «Ходунки: за и против»

Не нужно торопиться и заставлять ребёнка ходить. Не равняйтесь на других детишек. Помните, что все малыши индивидуальны. И каждый непременно сделает свои первые самостоятельные шаги. А вот когда это произойдёт, будет зависеть не только от того, насколько активно родители помогали развитию своего карапуза, но и от его личных биологических часов.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru