Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев
Календарь развития ребенка от 11 до 12 месяцев
С минуты первого знакомства мамы и крошечного свертка прошло полных 11 месяцев. Даже не верится!
Теперь, в шаге до самого первого дня рождения, малыш походит на уменьшенную копию взрослого человека. Но это ложное впечатление. Ребенок является отдельной вселенной, вне правил и законов, бережно и плотно вложенных в голову социумом. Он смел и искренен в своих желаниях и эмоциях. Он стремителен, бесстрашен, его виденье окружающего мира не замечает границ, несмотря на то, что их в этом возрасте так много.
Малыш превращается в индивидуальность. Его развитие набирает скорость, как самолет, который вот-вот оторвется от взлетной полосы. Младенец не может не восхищать: большинство попыток осуществить желаемое приносит хорошие результаты. Его упорству и силе воле можно только позавидовать. Белой, сахарной завистью J
Что умеет малыш 11 месяцев?
Желая получить профессиональную, объективную оценку развития ребенка, папа с мамой не пропускают плановые консультации педиатра. Но от визита к визиту проходит целых 4 недели – будет нелишним ознакомиться с основными характеристиками гармонично развивающегося младенца.
Малыш почти каждый день показывает что-то новое, чем очень радует родителей. Именно поэтому, напротив, так легко можно упустить отсутствие какого-то важного навыка.
Ребенок одиннадцати месяцев:
Дети очень разные: некоторые из них уже могут сделать несколько шагов без опоры, другие – передвигаются, держась за стену, кроватку, или руку
Некоторые дети уже могут достаточно долго идти держась за стену, мамину руку или другую опору. Такое умение не является закономерностью и оценочным показателем. К тому же, если ребенок еще не может полноценно ходить – не пришло время. Зачем торопить организм, который будет только страдать от нагрузок, несоизмеримых с его возможностями?
Отсутствие четких временных границ касается и прорезывания зубов. В этом возрасте может быть как 1 зуб, так и 4. Если они не появились в общепринятые сроки, зачастую, через пару недель-месяц зубы полезут «партиями», к чему тоже надо быть готовыми. Правильная тактика (отвлечение, внимание, игры) и грамотное обезболивание, существенно понизят уровень стресса, которому подвергается младенец.
Особенности развития ребенка 11 месяцев
Указанный перечень достижений – далеко не все, чего достиг малыш за свои 11 месяцев жизни. Первое, что бросается в глаза: он находится в горизонтальном положении только во время сна. В периоды бодрствования сразу садится, либо становится на ножки. Хоть ему еще тяжело удерживать собственный вес в положении стоя – искушение перед несколькими шажками слишком велико, чтобы тратить много времени на восстановление сил.
Моторика
Положение стоя и ходьба
Речь и социальный контакт
Оптимальные условия для развития ребенка 11 месяцев
С каждой неделей жизни, беззащитный малыш превращается в индивидуальность. Он как прорастающее зерно будущей личности – дайте ему соответствующие условия, и вырастет шикарный цветок с крепким стеблем. Стремительные потоки желаний, необузданных порывов, эмоций от происходящего охватывают младенца и это совсем непросто на этапе развития ребенка 11 месяцев. Нехитрые условия, обеспечивающие физический и психоэмоциональный комфорт, помогут ему добиться максимальных результатов без нарушения самочувствия.
Прогулки
Периоды бодрствования
Кормление
Высаживание на горшок |
Время высаживания на горшок – трепетный вопрос для каждой мамы и новый этап развития для ребенка. Мнения по поводу четких «горшочных» сроков расходятся, тем не менее, некоторые факты являются совершенно очевидными. Ребенка нельзя высаживать на горок раньше, нежели он начнет уверенно сидеть на поверхности. |
Если младенец отказывается в 8 месяцев, повторяем попытку спустя неделю, следующую и т.д. Есть мнение, что можно ребенка начать усаживать в полгода, и добиться результатов в полтора, а можно начать в 1,8 и получить положительный эффект через 2 недели. |
О чем важно помнить родителям ребенка 11 месяцев
Безопасность – одна из базовых потребностей каждого человека. В жизни малыша она играет не менее важную роль, но он еще не знает «как выглядит» эта самая безопасность. Зато точно знает, как прекрасна тяжелая ваза на высокой тумбе, и как манят маленькие отверстия в беленькой розетке. Не все можно познать опытным путем, но малыш бесстрашен и вдохновлен новыми открытиями.
Некоторые родители, на этапе развития ребенка в 11 месяцев, выбирают путь баррикад: обматывают одеялами батареи, загораживают доступ к острому мебельному углу, закрывают розетки специальной защитой в виде пластиковых вилок. Другие – ходят по пятам малыша и настойчиво объясняют, что там опасно и туда нельзя. Малыш обязательно совершит множество попыток, прежде чем уяснит для себя хоть какой-то из запретных пунктов.
Метод обеспечения безопасности ребенка, как и любое другое решение, принимается исключительно родителями. Важен итог, потому, путь его достижения определяется убеждениями папы и мамы, их подходами воспитания. Просто не стоит ни на секунду забывать о том, что если бы мы не знали об агрессивных свойствах огня, обязательно попробовали его наощупь.
1-3 секунды – время, о котором жалеют многие родители, не уследившие за любопытным малышом. Много ли надо: стянуть/толкнуть кастрюлю с кипятком из плиты, облизать ладошку, которая только что гладила стиральный порошок, выползти на балкон, дверь которого была не закрыта. До того, как ребенку можно будет объяснить, что можно, а что нельзя, стоит стать его инстинктом самосохранения, здравым смыслом и надежной страховкой.
Важно! Внутреннее ощущение безопасности закладывается в возрасте до 2 лет. Как ни странно, это время падений и ушибов. Тем не менее, ребенок не будет бояться тех самых неудач в будущем, ведь более глубокое значение имеет психоэмоциональная стабильность и поддержка родителей. Как ни парадоксально звучит, но именно громкие скандалы на глазах у годовалого младенца (никак не падение из высоты своего роста), превращаются в целый ряд фобий в будущем. Поверьте, через десяток лет, о взаимосвязи никто даже не задумается.
Малыш начинает ходить, ест взрослую пищу, пытается говорить. Развитие ребенка в 11 месяцев уверенно подводит его к новым этапам, благодаря которым, формируется самодостаточный взрослый человек с крепким внутренним стержнем, характером, индивидуальным взглядом на мир, который он с таким восторгом познает сейчас. Отнюдь не гены, а поддержка и помощь родителей делают их самыми родными и важными людьми на всю оставшуюся жизнь.
Материал подготовила
Что должен уметь ребенок в год?
Каждый ребенок развивается по индивидуальному «графику». Однако, несмотря на это, они неустанно сравнивают достижения своего малыша с успехами сверстников. Мамы, папы, бабушки и дедушки испытывают гордость, когда их малютка начинает раньше других говорить, ползать или ходить, а малейшее отставание становится поводом для беспокойства. Мы расскажем, что должен уметь ребенок в год и какие действия нужно предпринимать для его гармоничного развития.
Физиология годовалого малыша
В течение первого года жизни ребенок развивается очень интенсивно. Из маленького беспомощного комочка за 12 месяцев он вырастает в довольно самостоятельного, подвижного малыша. Для родителей, которые обеспокоены правильным развитием детей, могут служить ориентиром основные физиологические показатели:
- Рост и вес. Если в первые пол года дети набирают вес килограммами, то к году, месячная прибавка в среднем составляет 350 грамм. Нормой считается увеличение веса от момента рождения до 12 месяцев в 3 раза.
- Количество зубов. Чаще всего, к году у ребенка прорезывается 8 зубиков. Однако даже 12 или всего 1-2 зуба детские врачи считают нормой. В случае же их полного отсутствия, родителям нужно проконсультироваться со специалистами.
Стоит отметить, что эти показатели могут отклоняться в зависимости от особенностей организма каждого малыша, его образа жизни, питания, генетической наследственности, пола. Мальчики появляются на свет обычно крупнее девочек, поэтому к году их показатели роста и веса выше. Однако если физиологические данные малыша сильно отличаются от усредненных, это повод насторожиться и поделиться своими сомнениями с врачом.
Физические способности
Многих родителей волнует вопрос, что должен уметь ребенок в год в плане физического развития. Как правило, к своей первой годовщине, он уже может:
- быстро ползать;
- уверенно стоять на ножках;
- ходить с поддержкой или без нее;
- сидеть без опоры, на корточках;
- вставать на ноги с любого положения;
- брать в руки одновременно несколько предметов;
- собирать мелкие предметы большим и указательным пальцем;
- забираться на стулья или диваны;
- строить башни из кубиков, собирать пирамидки.
Все полученные к году навыки еще недостаточно отточены, а жажда познания окружающего мира у малышей очень велика. Не стоит им запрещать изучать пространство, но и оставлять без присмотра маленького исследователя не рекомендуется. Ведь карабкаясь на диван, пытаясь самостоятельно забраться на лестницу, пробуя пуговицу на вкус, хлопая дверцами шкафа или желая познакомиться поближе с розеткой, непоседа рискует получить серьезную травму.
Бытовые навыки
Годовалый малыш с каждым днем становится самостоятельнее. Пусть он еще часто роняет ложку или проносит ее мимо рта, главное — он старается делать это сам. Ребенок уже умеет пить из чашки, держа ее двумя руками, откусывать и пережевывать твердую пищу (печенье, хлеб, фрукты), а кроме того, способен:
- помыть руки, лицо под краном и вытереться полотенцем;
- пользоваться горшком самостоятельно или проситься в туалет;
- подставлять ноги и руки в процессе одевания;
- надеть шапку или стянуть штаны;
- собирать в ящик, по просьбе взрослых, игрушки
К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором бытовых навыков. Для их усвоения важен личный пример взрослых, ведь маленькие дети с удовольствием копируют действия родителей. Обучая малышей, важно дать им больше самостоятельности, проявлять терпение и выдержку. Если любимое чадо в этом возрасте не может правильно держать ложку, не умеет мыть руки или вытираться, в первую очередь ищите причину в своем поведении. Ведь не секрет, что многие взрослые всегда торопятся и предпочитают все сделать сами, не давая ребенку шанса научиться.
Психические достижения
То, что будет понимать и демонстрировать ребенок в год, напрямую зависит от взаимоотношений с родителями, времени, которое они ему уделяют, правильно подобранным упражнениям, занятиям и игрушкам.
Один из важнейших навыков, который начинает появляться у годовалого малыша — речь. Способность говорить дает мощный толчок психическому развитию. В этом возрасте словарный запас еще невелик, от 2 до 15 простых слов.
Многих родителей пугает затяжное «молчание ребенка». Поводом обращения к специалистам должно послужить отсутствие лепета, гуления, общения с помощью жестов или мимики. Для того, чтобы ребенок заговорил в год, у него должен быть достаточно развит речевой центр головного мозга и накоплен необходимый пассивный словарный запас. Если речевой центр можно успешно тренировать с помощью развивающих мелкую моторику игрушек, то словарный запас зависит от интенсивности общения с малышом.
Помимо этого, в перечень того, что должен уметь ребенок в 1,5 года или даже раньше, входит способность:
- улыбаться;
- отзываться на свое имя;
- эмоционально проявлять чувства (целовать, обнимать родных, любимые игрушки);
- узнавать близких людей на расстоянии, в том числе на фотографии;
- с интересом реагировать на новые игрушки;
- подражать мимике и издаваемым звукам окружающих;
- понимать речь родителей, запрет;
- показывать пальчиком на изображения знакомых предметов в книжке;
- ритмично двигаться под музыку;
- выполнять просьбы «дай», «положи», «открой-закрой»;
- радоваться приходу родителей или настораживаться при появлении незнакомцев.
Если ваш малыш не проявляет каких-то способностей из перечисленных, не стоит расстраиваться. Все в ваших руках. Приобретайте подходящие игрушки и вводите в режим дня увлекательные и полезные занятия.
Развитие ребенка от года до полутора: рекомендации родителям
Занятия малышей от года до полутора должны быть направлены в основном на развитие речи, органов чувств (слуха, зрения, тактильного ощущения), крупной, мелкой моторики и координации движений.
Тренировку крупной моторики можно проводить с помощью простых упражнений:
- Прыжки. Включите музыку, возьмите малыша за ручки или подмышки и попрыгайте вместе с ним.
- Достань игрушку. Покажите ребенку интересный предмет и положите его на диван, подальше от края. Пусть малыш попытается самостоятельно его достать.
- Преодоление препятствий. На пути к игрушке соорудите препятствие из обычных или диванных подушек. Ребенок должен самостоятельно добраться до цели.
- Игра с мячом. Покажите сыну или дочке, как можно использовать мяч (катать, пинать, бросать). Такие игры наверняка понравятся любому малышу.
- Лабиринт. Если ребенок уже ходит без поддержки, можно заняться тренировкой равновесия. Проложите из листов бумаги дорожку на полу и попросите его по ней пройти. Вскоре вы заметите, что походка стала уверенней, а малыша уже не качает в стороны.
Не менее важно тренировать мелкую моторику. Детские психологи и педагоги рекомендуют для этой цели использовать специальные развивающие игрушки, такие как:
- пирамидка;
- сортер;
- коструктор;
- шнуровка;
- бизиборд;
- пазлы;
- музыкальные инструменты: ксилофон, металлофон, барабан.
Помимо мелкой моторики они тренируют координацию движений, мышление, воображение, память, улучшают тактильную чувствительность, цветовосприятие и речевой аппарат. Кроме того, бизиборд дает возможность для исследования окружающего мира, а игрушечные музыкальные инструменты развивают чувство ритма и музыкальный слух. Подробнее о том, какие игрушки нужны малышу в год, читайте в статье .
Родители, которые знают, что должен уметь ребенок в полтора года или год, могут спокойно следить за его развитием, вовремя откорректировать отставание, а при необходимости обратиться к специалистам. Не сравнивайте своих детей с соседскими малышами, не устраивайте соревнований, не ищите в них изъяны, а любите их, и они ответят тем же.
Переломные моменты в развитии с 12-го по 24-й месяц жизни
Mалыши в возрасте от 12 до 24 месяцев развиваются самыми увлекательными, захватывающими и удивительными способами! В физическом, социальном, эмоциональном и речевом смысле он становятся более независимыми и способными проявить свою зарождающуюся личность. Здоровое, сбалансированное питание поддерживает это развитие и снабжает малышей питательными веществами, необходимыми для их обучения и роста.
Физическое развитие Вашего малыша с 12 до 24 месяцев
Период между первым и вторым днями рождения Вашего малыша – время невероятного и увлекательного умственного и физического развития. Улучшившиеся двигательные навыки и укрепившиеся мышцы позволяют малышу с каждым днем становиться все более подвижным – хождение с помощью со стороны и самостоятельное хождение становятся более уверенными. Улучшается координация, необходимая для бега и прыжков. Кости малыша также быстро развиваются, а постоянный процесс восстановления костей помогает каждой из них укрепляться и расти.
Ваш малыш с каждым днем становится крупнее и выше, он начинает выглядеть все более взрослым. Координация зрения и движений рук малыша постоянно улучшается, помогая ему самостоятельно управляться с ложкой и вилкой, хотя еще какое-то время он будет расплескивать еду. Это новое умение также помогает Вашему малышу строить большие башни и рисовать каракули – прекрасные занятие которые делать вам вместе!
Первые шаги
Большинство мам не могут дождаться, когда их малыш или младенец сделает первые шаги. Момент, когда это происходит, становится, действительно, волнующим. Следите за такими признаками, как ползание по-медвежьи (с прямыми ногами и попой вверх) и передвижение малыша по комнате, когда он придерживается за мебель.
Хотя некоторые дети начинают учиться ходить уже в 9 месяцев, многие из них все еще не совсем твердо держатся на ногах до 14-15 месяцев, а некоторые не могут обучиться ходьбе до 18 месяцев или позже. Если Ваш малыш позже освоил и другие основные этапы физического развития (например, перекатывание или ползание), есть вероятность, что обучение ходьбе займет немного больше времени. Каждый малыш – особенный, а исследования показывают, что те дети, которые начинают ходить позже, всегда догоняют остальных – нет никакой связи между ранней ходьбой и интеллектом. Всякий раз, когда малыш делает первые неуверенные шаги, наблюдать это – огромная радость, и Ваш малыш, вероятно, получит достаточно поощрения, чтобы продолжать практиковаться. Рекомендуется, чтобы малыши упражнялись примерно 3 часа каждый день, поэтому, когда Ваш ребенок сумеет хорошо держаться на ногах, Вы можете позволить ему ходить рядом с Вами, держась за руку или коляску. Добраться куда-то станет возможным не так быстро, но это отличный способ израсходовать часть безграничной энергии малыша.
Некоторые малыши от природы любят приключения и хотят начать бегать, как только начинают вставать сами. Другие более осторожны и могут нуждаться в небольшом подбадривании, чтобы согласиться попробовать что-то новое. Когда малыш будет держаться за Вашу руку и убедится, что все в порядке, он скоро попытается сделать что-то более сложное – например, подняться по лестнице или залезть на диван. Пока малыши концентрируются на ходьбе, другие навыки, такие как умение разговаривать, могут отойти на второй план. Не волнуйтесь – как только малыш освоит навык “шаг за шагом”, придет время сосредоточиться на умении произносить “слово за словом”.
Развитие мозга Вашего малыша с 12 до 24 месяцев
Некоторые дети начинают соединять звуки в звукоподражательные слова (такими как “гав-гав” для собаки), а вскоре после их первого дня рождения уже рукой подать до настоящих слов! К 18 месяцам большинство малышей могут говорить около 50 слов и понимать целых 500 слов, поэтому, хотя малыши может и не отвечают, они действительно слушают!
Когда дело доходит до мышления, малыши становятся маленькими мыслителями. В 12 месяцев Вы можете заметить, что они объединяют 2 идеи, чтобы составить план (например, когда малыши голодны, они могут отправиться на кухню, где, по их сведениям, есть возможность получить еду). Они также становятся маленькими принимателями решений, которые имеют четкие представления о том, что и как они хотят делать. Их поведение становится более организованным, позволяя переключаться с игры в кубики на то, чтобы съесть бутерброд и довольно легко вернуться обратно к своему делу. К 18 месяцам Ваш малыш сможет больше понимать, что происходит вокруг него. Он будет знать, что вещи лежат в определенных местах, а некоторые виды деятельности происходят в одно и то же время. Поэтому, если Вы измените привычный, установившийся порядок своего малыша или поместите его любимую игрушку в другое место, он, вероятно, заметит! На этом этапе игры в прятки становятся веселыми, так как Ваш ребенок учится, чего ожидать и чего не следует ожидать.
Все это развитие также имеет практический эффект – Ваш малыш скоро захочет одеться сам и обслужить себя за обедом. Малыши – отличные подражатели и энтузиасты, поэтому Вы можете легко начать обучать их, как это делать, хотя какое-то время им еще понадобится Ваша помощь. Удивительно и радостно видеть, как они становятся более независимыми, как развивается их маленькая личность.
Точно так же память Вашего малыша улучшается в возрасте от 12 до 24 месяцев, и может быть удивительно, насколько она у него отличная! В возрасте примерно 12 месяцев малыши узнают рифмы и знают, как играть в игры, в состоянии показать Вам, в какой книге находится их любимая картинка, и будут знать, какие игрушки принадлежат им. Они также начнут осознавать понятия “я” и “мне”, и могут стать большими собственниками по отношению к тому, что им принадлежит. “Мое” может стать часто употребляемым словом. Не волнуйтесь – они скоро с радостью научатся делиться! К 18 месяцам Ваш малыш сможет вспомнить немало детских стихов из своей любимой книжки.
Оптимальное питание для развития Вашего малыша
Хотя Ваш малыш с каждым днем кажется все более похожим на “маленького взрослого”, ему еще надо расти и расти, и его потребности в питании отличаются от Ваших. Невероятно, но в возрасте от 12 до 24 месяцев Вашему ребенку требуется почти в 3 раза больше энергии по сравнению со взрослым, с учетом размера. Если принять во внимание, что его животик примерно в три раза меньше, легко понять, почему так важен каждый кусочек. Здоровый сбалансированный рацион необходим, чтобы обеспечить Вашему малышу правильный баланс питательных веществ, необходимых для оптимального развития. Необходимо обратить внимание на два жизненно важных вещества для этого этапа развития: железо и витамин D.
Железо играет важную роль для многих функций организма и является основным питательным веществом для здорового развития мозга. Хорошими источниками железа являются мясо, жирная рыба и яйца, а также растительные источники, такие как бобы и зеленые листовые овощи. Мясо и рыба содержат гемовое железо, которое легче используется и усваивается по сравнению с негемовым железом, содержащимся в растительной пище. Включение даже небольшого количества мяса и рыбы в рацион Вашего малыша увеличит усвоение железа из других источников. Примите во внимание, что из-за особенностей темперамента, пищевых капризов и слабого аппетита многие малыши могут не получать достаточного количества железа из продуктов своего рациона. Ситуация ухудшается, если малыши наедаются продуктами с низким содержанием железа. Ежедневно предлагайте своему ребенку богатые железом продукты в сочетании с овощами или богатыми витамином C фруктами, чтобы помочь организму малыша усваивать железо более эффективно. Кроме того, молочные напитки Aptamil 3 и 4 обогащены железом, чтобы поддерживать здоровое развитие Вашего малыша по мере его роста и развития.
Витамин D является еще одним важным питательным веществом в этот период. Он помогает развитию костей Вашего ребенка, а также усвоению организмом кальция и фосфора. Основным природным источником витамина D является солнечный свет, попадающий на кожу Вашего ребенка. Однако, солнечный свет не является надежным источником в нашей географической области. Жирная рыба и яйца – отличный способ удовлетворить потребность в витамине D, но для малышей может быть трудно съедать достаточное количество этих продуктов, чтобы получить необходимую им дозу витамина. Помимо ежедневных витаминных добавок, содержащих витамины A, C и D, молочные напитки Aptamil 3 и 4 – хороший способ помочь Вашему малышу получить необходимое ему питание на этом этапе развития. Некоторые виды, обогащенные витамином D, помогут дополнить диету Вашего малыша!
Ищите рецепты, которые включают следующие продукты, богатые питательными веществами, для поддержания развития Вашего малыша на этом этапе:
Жирная рыба: лосось, сардины или макрель.
Виды мяса, богатые железом: говядина, свинина, баранина, оленина, курица.
Сладкий картофель (батат).
Брокколи, листовая капуста и другие зеленые листовые овощи.
Клубника или черника.
Витаминизированное молоко или крупы.
Этапы удивительного развития малыша:
Информация ниже покажет, что Вы можете ожидать на каждом этапе развития Вашего малыша. Помните, что все малыши разные! Они растут и обучаются с разной скоростью, поэтому не ожидайте, что Ваш малыш будет точно следовать графику – это всего лишь приблизительный ориентир.
В 1 год Ваш малыш умеет:
Стоять с Вашей помощью или держась за мебель, затем садиться обратно на пол.
Выговаривать несколько любимых звуков и слов.
Брать игрушки и смотреть, что происходит, когда он их бросает.
Понимать некоторые просьбы, такие как “подними руки” во время одевания.
Может начать есть пальцами.
Любит пустые баночки и коробочки, копирует такие простые действия, как взмах рукой.
В 18 месяцев Ваш малыш умеет:
Ходить самостоятельно и любит прыгать вверх и вниз.
Подниматься по лестнице и спускаться с нее, держась за перила.
Строить из игровых детских кубиков, бросать маленькие мячики и разбирать игрушки на части.
Говорить много слов и экспериментировать с порядком слов.
Может использовать обе руки, чтобы самостоятельно есть или пить из чашки.
Ему может нравиться смотреть книги с картинками.
Что умеет малыш к первому году жизни?
Когда Вашему малышу исполнится 1 год, Вы будете удивлены, как много он умеет делать!
Ребенок, который еще недавно постоянно нуждался в Вашей помощи, начинает проявлять первые признаки самостоятельности. Кроме того, у Вашего годовалого малыша уже начинает формироваться свой собственный характер.
Движения
За это время малыш научился самостоятельно переворачиваться, ползать, сидеть и свободно стоять – как минимум, несколько секунд. Также он совершал попытки пойти и, возможно, уже ходит, держась за Вашу руку. Некоторые малыши в год уже могут вскарабкаться на небольшую ступеньку!
В течение года формируется активная познавательная деятельность: двигаясь, малыш осваивает пространство, а также изучает предметы, хватая их руками.
Социальное развитие
Малыш хорошо различает взрослых людей и узнает среди них маму, реагируя на нее особым образом. В ответ на просьбу дает маме предмет, имитирует жесты взрослых – например, хлопает в ладоши, делает «пока-пока».
Самостоятельность
Малыш начинает проявлять признаки самостоятельности: пытается помочь маме при одевании, может проявлять желание кушать самостоятельно или совсем отказываться от еды, которую Вы ему предложили. К первому году жизни ребенок может сигнализировать о своих потребностях не только при помощи крика – он уже активно «общается» при помощи указательного пальца.
Зрение
Достигнув года, малыш узнает предметы на картинках, хорошо различает цвета и видит окружающий мир почти как взрослый. У ребенка возникает представление о пространстве – о глубине и отдаленности расположения предметов, и даже об их геометрической форме.
Обоняние
В течение первого года жизни малыша его способность к восприятию и различению запахов значительно развивается, а реакция на приятные и неприятные запахи становится разной.
В возрасте одного года ребенок понимает отдел ь ные слова и даже простые инструкции – например, запрет. Он уже может называть предметы первыми двумя буквами, активно подражает знакомым звукам – «му-му», «ав-ав».
К окончанию первого года малыш может освоить словарный запас из нескольких полезных слов!
Эмоции
В течение первых 12 месяцев эмоциональная жизнь ребенка существенным образом обогащается: малыш не просто улыбается, но теперь еще и смеется. Кроме того, усилилось проявление прочих эмоций – например, возникают робость и стеснительность, с которыми малыш справляется благодаря своему любопытству.
Годовалый малыш с удовольствием сам играет со множеством игрушек: катает большой мяч взад и вперед, тянет за собой предметы на веревочке, вставляет маленький стаканчик в стаканчик побольше и даже пробует сам рисовать карандашом!
Оценивая навыки, приобретенные малышом за первый год жизни, нужно учитывать его темперамент и другие особенности, ведь каждый ребенок уникален.
Материал подготовлен на основании Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ. — Москва. Союз педиатров России, 2011. — 68 с.
Что умеет ребенок в год
Первый год – самый ответственный, волнующий и интересный период в жизни ребенка. За двенадцать месяцев он превратился из беспомощного комочка в подвижного малыша, готового изучать и познавать этот мир. Малыш еще не умеет говорить, но у него уже есть свое собственное мнение и предпочтения. Несмотря на это, многих родителей, все же волнует вопрос, понимает ли ребенок в год их речь, осознает ли свои действия и поступки. О том, на что способен малыш в первый год своей жизни и что нужно предпринять, чтобы помочь его гармоничному развитию, мы поговорим в этой статье.
Физиологические достижения годовалого ребенка
Каждый ребенок – это уникальная личность, которая растет и развивается только в соответствии со своими биологическими часами. Однако родителям все равно необходимо следить за его ростом. Они должны заранее узнать, что умеет ребенок в 1 год, а в случае обнаружения явных отклонений обратиться к специалистам.
1. Вес и рост. К 12 месяцам вес ребенка в три раза превышает вес при рождении. Но при этом темпы его роста замедляются. Если в первые три месяца малыш мог набирать вес килограммами, сейчас прибавка может составлять максимум 0,5 кг. Нормально, если разница в весе между 11 и 12 месяцами составляет не более 350 г, а в росте – до 1,5 см.
2. Обхват головы и груди. Окружность головы и груди за период с 11 по 12 месяц увеличивается примерно на 0,5 см.
3. Зубы. Согласно общепринятым стандартам, к году жизни у ребенка должно быть 8 молочных зубов. Однако на деле эти параметры весьма размыты. Не стоит бить тревогу, если к этому моменту у малыша всего пара или, наоборот, 12-13 зубов. Обратиться за консультацией следует в том случае, если за 52 недели не прорезался ни один зуб. Для облегчения процесса можно использовать специальные игрушки и прорезыватели. Это снимет зуд и поможет успокоить ребенка.
4. Ножки. У годовалых детей стопы, как правило, еще плоские, а их свод едва заметен. У малышей, которые только начали самостоятельно ходить, на стопах можно обнаружить жировые подушки. Впоследствии они станут незаметными. Так же с возрастом ступни приобретут изгиб.
Эти параметры зависят от физиологических особенностей конкретного ребенка. Нет ни одного универсального показателя, по которому можно было бы точно определить, что должны уметь дети к 12 месяцам. Задача родителей – лишь ориентироваться на примерные данные.
Физические способности годовалого ребенка
Изменения в поведении можно заметить как сразу после того, как малышу исполнился год, так и постепенно. В этом возрасте дети любят «разговаривать» по телефону на взрослый манер, рассматривать фотографии, наблюдать за животными и родными, указывать пальцем на интересующий предмет.
В плане физического развития родителей интересует, что умеет ребенок в 1 год. К этому моменту он может:
• ходить самостоятельно или держась за опору;
• активно ползать на четвереньках;
• одновременно брать несколько небольших предметов;
• подавать руку взрослому или отпускать ее;
• садиться или приседать без опоры;
• строить башни из нескольких кубиков;
• надевать кольца на пирамидку;
• хватать пуговицы с помощью большого и указательного пальца;
• дуть на горячие блюда или напитки;
• проситься на горшок;
• пить из чашки, держа ее обеими руками;
• откусывать небольшие кусочки от печенья или хлеба;
• различать свои вещи среди других.
Годовалый ребенок легко обучается и осваивает новые навыки. Его можно научить самостоятельно есть ложкой, умываться, целовать близких и слать «воздушные» поцелуи.
Чтобы развить полученные навыки или освоить новые, нужно ежедневно уделять внимание следующим занятиям:
1. Ходьба. Если в один год малыш еще ленится ходить самостоятельно, можно мотивировать его любимой игрушкой. Детям, которые боятся потерять равновесие, можно купить специальную каталку или ходунки. Огромное количество информации ребенок получает во время прогулок. Поэтому с этой целью уже можно использовать прогулочную коляску, которая позволит ему изучать окружающий мир.
2. Упражнения для развития крупной и мелкой моторики. Речь ребенка напрямую зависит от того, насколько развита моторика его рук и ног. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо позволять ему играть с мячами, машинками, куклами. Свою эффективность также доказали игры с бельевыми прищепками, крупами, песком и водой.
3. Лепка и рисование. Эти упражнения также способствуют развитию крупной и мелкой моторики, цветового восприятия, воображения. В продаже имеется достаточно наборов для творчества, в состав которых входит пластилин, тесто, краски и мелки.
4. Купание. Упражнения в воде помогают укрепить опорно-двигательный аппарат, развивают координацию движения и иммунитет. Даже купание в обычной домашней ванне с резиновыми игрушками заинтересует малыша, поднимет ему настроение и улучшит сон.
5. Песочница. В арсенале годовалого малыша обязательно должен быть набор для игр с песком. Они тоже развивают моторику, творческую фантазию, восприятие форм и цветов. Если в песочнице ребенок будет играть с другими детьми, это улучшит его коммуникативные способности.
Психологические достижения годовалого ребенка
То, что понимает ребенок в 1 год, напрямую зависит от уровня его психологического развития. Как правило, в этом возрасте его темпы достаточно высоки. Ребенок больше времени бодрствует. Теперь он может концентрироваться на одном занятии или игре. Именно поэтому важно проводить все занятия в игровой форме. Особую роль здесь играют родители. От взаимоотношений с ними зависит то, насколько в будущем ребенок будет доверчивым и открытым. Но не стоит усердствовать, нужно давать ему самостоятельно познавать окружающий мир.
Как только малышу исполнился 1 год, можно заметить, как быстро он растет. Еще совсем недавно он только научился держать голову, а сейчас может демонстрировать свой характер. Ваш малыш умеет:
• проявлять недовольство при слове «нельзя» или резком тоне взрослого,
• подражать мимике родителей,
• радоваться приходу родных,
• плакать при виде незнакомого человека,
• узнавать близких на фотографии,
• подпевать и пританцовывать в такт музыке.
Из всего важного, что умеет ребенок в год, стоит отметить первые речевые навыки. Он уже может произносить несложные звуки, чтобы получить желаемое. В его словаре могут встречаться слова «ма-ма», «па-па», «дай» и другие простые слова. Он также хорошо реагирует на просьбы принести, отнести, открыть или закрыть. Ребенок способен на слух воспринимать свое имя и имя близких людей. В год его уже можно знакомить с названиями одежды, предметов обихода, игрушек или животных.
Чтобы развить речь малыша, родителям нужно постоянно с ним разговаривать. Необходимо описывать совершаемые действия, используемые предметы или окружающую обстановку. Нужно завести привычку каждый день читать, рассматривать книжки с яркими картинками или играть в сюжетные игры. Не стоит ограничивать ребенка в общении с другими детьми. Общаясь друг с другом, они быстрее развиваются, улучшают коммуникативные способности и совершенствуют речь.
Топ-8 игрушек, которые помогут развитию годовалого ребенка
В интернет-магазине Mothercare представлен ассортимент игрушек и аксессуаров, которые могут поспособствовать психологическому и физическому развитию ребенка. В их число входят:
1. Пирамиды и кубики. Игрушки способствует развитию мелкой моторики, координации и органов чувств. Текстурная поверхность помогает ребенку улучшить тактильные ощущения. При необходимости их можно использовать в качестве прорезывателя.
2. Музыкальный телевизор. Интерактивный планшет выполнен в виде телевизора, на экране которого изображены рисунки животных. Меняя переключатели, ребенок сможет развивать мелкую моторику и цветовосприятие.
3. Музыкальный игрушки. С помощью игрушек, оснащенных звуковыми эффектами, вращающимися шариками и разноцветными фигурками животных, можно развить у ребенка тактильные, зрительные и слуховые навыки.
4. Интерактивная игрушка Alilo. Умный зайчик может играть разную музыку, рассказывать сказки, светиться в темноте. Он также познакомит вашего малыша с окружающими цветами, которые делают его жизнь яркой. 5 успокаивающих звуков для крепкого сна ребёнка (белый шум) и 66 рингтонов для погремушки.
5. Развивающие коврики. Яркие цвета привлекают внимание и побуждают к активным действиям — дотянуться, потрогать, подергать. Коврики способствуют развитию визуального восприятия, тактильных ощущений, моторики, сенсорного восприятия, осознанию причинно-следственных связей.
6. Игрушка Умка «Музыкальный жираф». Функционал и комплектация очаровательного жирафика приведут юного любознайку в восторг. Жирафик проигрывает 9 песен на стихи С. Маршака из цикла «Детки в клетке»: «Жираф», «Верблюд», «Зебры», «Львенок», «Слон», «Страусенок», «Кенгуру», «Тигренок», «Совята»; 9 песен из любимых мультфильмов: «Чунга-Чанга», «Антошка», «От улыбки», «Облака», «Песенка Мамонтенка», «Белые кораблики» и другие.
7. Игрушка развивающая Lalaboom «Дерево». Помогает развить тактильное восприятие благодаря различным текстурам шариков, а также цветовосприятие, двигательные навыки, координацию глаз и рук. Развивает мелкую моторику и стимулирует координацию.
8. Бизиборд. Бизиборд представляют собой стенд, на котором размещены познавательные элементы: замочек, щеколда, шестеренка, шнуровка и другие предметы. Бизиборды называют еще доской Монтессори — итальянским педагогом. В основе педагогической теории Монтессори лежит самостоятельная деятельность ребенка в условиях предоставления ему полной свободы. Бизиборд дает малышу все возможности для исследования окружающего мира.
Родители, которые знают, что должен уметь ребенок в год, могут спокойно следить за его развитием, создавать для него комфортную среду и помогать совершенствованию уже приобретенных навыков. Для этого не обязательно иметь под рукой полный набор развивающих игрушек, но и они помогут ему с интересом изучать окружающий мир и постепенно вырасти в любознательную личность.
Развитие ребенка в 1 год
Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для крохи и родителей.
Что нового в физическом развитии годовалого ребенка
В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и роста существенно не отличается от предыдущего месяца.
Что нового умеет в двенадцать месяцев ваш карапуз
- Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
- Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
- Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
- Может приседать или садиться без опоры.
- Умеет строить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
- Продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
- В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.
Что нового в психологическом развитии
- К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово;
- Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов;
- Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит;
- С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку;
- У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик;
- Когда ребенок слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать;
- Выполняет простые просьбы (см. ребенок в 11 мес.);
- Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется:
- Непослушание, упрямство;
- Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
- Обидчивость и плаксивость;
- Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).
У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:
- У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны ребенка;
- Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему;
- С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, кроха пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет»;
- Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.
Тест на развитие детей в 12 месяцев
- Ребенок уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки;
- В 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет»;
- Должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа;
- Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми;
- Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах (см. ребенок в 10 и 11 мес.);
- К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.
Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.
Видео: Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев
Режим: сон и питание
Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.
В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 – обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.
Персональное видеопоздравление от Деда Мороза:
Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)
Как помочь ребенку развиваться
- Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.);
- Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.);
- Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого:
- Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что ребенок встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от него, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно;
- Когда ребенок научится проделывать самостоятельно несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть кроха переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу;
- Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте ему в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно;
- Когда идете гулять с ребенком, обращайте его внимание на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен;
- Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (ЗА и ПРОТИВ ходунков). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской;
- Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть кроха сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал;
- Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником – для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм – для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.
Играйте с детьми в сюжетные игры: все, что вы увидели на прогулке можно обыгрывать дома с помощью игрушек, например: вы смотрели, как грузовик разгружал кузов. Дома можете это повторить с детской машинкой и кубиками. Или устраивайте ребенку сказки-спектакли при помощи пальчикового детского театра или матрешек в виде героев сказки.
Пришло время перестроить отношения с ребенком. Организуйте свои игры и занятия с ним так, чтобы они проходили совместно, но в то же время вы позволяли малышу самостоятельно сделать то, что он умеет. Между вами и ребенком должно быть искреннее доверие, только в этом случае кроха сможет учиться у вас и полноценно развиваться.