Первые шаги малыша - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда ребенок начинает ходить самостоятельно без поддержки

Первые шаги малыша

Первые шаги малыша – это запоминающееся событие и важная веха в жизни всей семьи. Даже спустя годы родители горделиво рассказывают о том, как дочке или сыну удалось сделать эти шажочки. И дело тут не только в трогательности момента, но и значимости опыта самостоятельного передвижения для человека. Это не просто первые шаги крохи – это шаг в сторону взросления. Как же помочь малышу начать ходить и в каком возрасте он должен пойти?

Когда дети начинают ходить

Стремление ребенка самостоятельно передвигаться возникает значительно раньше того, как он делает первые шаги. Родители замечают, что некоторые детки пытаются ползать, начиная с 4-6 месяцев, а в 7-10 месяцев ползают вполне уверенно и даже быстро – это в рамках нормы. И вот тут зачастую можно услышать мнение, что если ребенок пополз, то встанет на ножки позже, потому что ему и так хорошо. Доля правды в этом имеется, так как детки удовлетворяют свое любопытство, а точнее, познавательный интерес, и им уже не хочется прилагать лишние усилия для того, чтобы ходить без опоры. Подниматься на ножках они тоже любят, но, скорее, с целью обозрения окрестностей и понимания, где там мама или папа с бабашкой и дедушкой, а вот когда их вынуждают ходить, то воспринимают это как насилие – ведь ползать так удобно.

Ползанье — всего лишь один из этапов развития и запрещать малышу ползать, чтобы пораньше пошел, тоже не следует. Поэтому возраст, когда ребенок начинает ходить, разнится от 8 до 18 месяцев, в среднем малыш делает уверенные первые шаги в период с 9 до 16 месяцев. Во сколько месяцев ребенок начал ходить – зависит от массы разных факторов. Если малыш в год не ползает и даже не делает попыток подняться на ножки, нужно обратиться к детскому неврологу. Желательно, чтобы ребенок начал самостоятельно ходить к полутора годам. Так как же родным облегчить крохе первые шаги?

Подготовка к хождению

Подготовка ребенка к хождению начинается с массажей и выкладывания его на животик еще в первые два-три месяца жизни. Ведь рефлекс автоматической ходьбы, который иначе называют «ходительным рефлексом», заложен в нас от самого рождения. Если родители поддерживают ребенка под подмышками и фиксируют шею, что удобно делать во время купания в ванне, наклоняя тело ребенка чуть вперед, то он будет делать… шажочки. Этот рефлекс говорит о том, что наши далекие предки стали передвигаться на задних конечностях уже много миллионов лет назад, поэтому стремление ходить заложено в нас от рождения. Правильная тренировка ходительного рефлекса, вкупе с массажем, помогает укрепить ножки деток и позволяет им начинать вставать ходить чуть раньше, чем сверстникам.

Одним из методов подготовки ребенка к хождению считаются ходунки. Но мнение специалистов по их поводу разделяются. С одной стороны, ходунки помогают приучать малыша к прямохождению и формируют привычку держать тело вертикально, а с другой стороны, хождение в ходунках сильно отличается от навыка самостоятельного хождения чисто физиологически. Дело в том, что в ходунках ребенок как бы наваливается всем телом вперед, толкая раму, и, при этом, ставит ногу не на стопу, а начинает ходить на носочках. Если ребенок долго не встает на ножки и у него имеются те или иные особенности развития, то ходунки могут стать очень удачным приобретением, но использовать ходунки без предварительной консультации со своим врачом сейчас не рекомендуют.

Еще одним приспособлением, где ребенок может безбоязненно для родителей тренировать навык вертикального положения тела и даже самостоятельного хождения, является манеж. Некоторые полагают, что манеж – это всего лишь способ рационально обустроить комнату, другие ценят его за ощущение безопасности и автономности для малыша, но одна из главных целей нахождения в манеже – это возможность ребенка научиться подниматься на ножки самостоятельно и даже делать первые шаги от одной до другой стеночки без риска опасного падения и получения травм.

Упражнения

Когда ребенок делает неуверенный первый шаг, то со стороны это часто смотрится забавно. Мы умиляемся неуклюжести крохи, а ведь это большой физический труд. Ножки ребенка широко расставлены и слега подогнуты в коленях, а вот стопы могут быть направлены внутрь – легкая косолапость в этом возрасте допустима. Малыш корпусом наклоняется вперед, а попу может оттягивать назад. Ручки, обычно, широко раскинуты в стороны для поддержания равновесия, или вытянуты вперед для того, чтобы схватиться за ближайшую опору. Существуют специальные упражнения, которые могут помочь ребенку начать ходить.

Прежде чем приступить к упражнениям с малышом, хорошо бы дать себе установку, что они должны быть каждодневными и, желательно, в одно и то же время дня, лучше всего утром или после дневного сна. Темперамент деток тоже влияет на то, когда ребенок пойдет. Непоседы усваивают все легче, но долго заниматься не любят, а вот спокойные и уравновешенные детки могут с удовольствием заниматься, но не спешат подняться на ножки и пойти. Мы все разные.

Первым упражнением, как уже упоминали, должен стать массаж ножек. Лучше всего начинать его делать под руководством опытного специалиста или довериться рукам профессионала. Плаванье тоже является одним из видов подготовки к хождению. После массажа аккуратно вводят гимнастику для деток, которую должен показать врач или медсестра. Продолжительность упражнений составляет от 10 до 30 минут, время увеличивается постепенно. Интенсивность и сложность гимнастики тоже нарастает постепенно. Ваши руки должны быть при этом теплыми и чистыми, мягкими и добрыми, а интонации голоса приветливыми и дружелюбными. Можно петь, рассказывать сказки, говорить с крохой, главное, чтобы сами упражнения ассоциировались у ребенка с радостью. Очень важно во время массажа и гимнастики наблюдать за реакцией ребенка, выделяя те приемы, которые доставляют ему больше положительных эмоций.

Что может помочь и помешать

Какие факторы могут помешать ребенку начать ходить (при отсутствии проблем с опорно-двигательным аппаратом):

Большой вес. Если врачи ставят подобную проблему, а родители крохи сами не отличаются крупными габаритами, но следует пересмотреть питание малыша. В случае, если вес становится препятствием для малыша, обычно вводят плаванье и позволяют малышу активно ползать.

Предрасположенность. Если кто-то из родителей ребенка сам пошел позже, то это может передаться и малышу. В такой ситуации не стоит сильно переживать, ведь подобные моменты генетически обусловлены.

Неудачные попытки. Если ребенок уже падал и падал неудачно при первых попытках самостоятельного передвижения, то может запомнить это и всячески избегать вставанья на ножки и, тем более, хождения. Некоторые детки очень упрямые и могут даже скандалить, если родители настаивают на том, чтобы они начали ходить. Здесь важно проявить терпение и настойчивость. Поддержите ребенка, дайте ему понять, что мама или папа рядом, что придете на помощь, когда требуется. Постепенно все наладится.

Какие факторы могут помочь ребенку начать ходить:

Подготовка. Если ребенок уже активно ползает, встает, ходит сам вдоль стен и мебели, значит он фактически готов к первым шагам. Нужно его просто поощрить к этому и очень хвалить за малейшую удачную попытку делать шажок.

Предварительное хождение босиком, если это возможно, когда ребенка водят за ручки или при поддержке под подмышки. Да, сейчас имеется специальная обувь для детей, но даже самая мягкая обувка не заменяет подготовки стопы. Детки, которые имеют возможность ходить босиком начинают ходить раньше. Поэтому даже есть данные, что летом и на юге малыши делают первые шаги раньше. Дело не в том, что южные детки развиваются якобы быстрее, чем северные, а именно в подготовке стопы к хождению.

• Для хождения требуется простор и экипировка. Малыши природные хитрецы, если они могут передвигаться от опоры к опоре, то у них не появится необходимости выпускать ее из рук, а неудачный опыт падений может остановить даже робкие попытки передвигаться самостоятельно на ножках, поэтому позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было пространство для ходьбы и чтобы неудачи не причиняли лишних травм и боли.

Ни один малыш в мире не начинает ходить сразу ловко и без падений. На выработку устойчивого навыка самостоятельной ходьбы могут потребоваться годы. На смену хождения на полусогнутых ножках приходит особая походка для деток около полутора – двух лет, когда кажется, что они ходят, как на ходулях, потому что у них практически прямые ножки. Ребенок еще не может выдерживать темп, не осознает, на что способно его тело – первые шаги могут быть как очень мелкими (семенящими), так и слишком широкими в одну и ту же попытку передвижения. А, самое главное, детки устают. Поэтому так важно, чтобы взрослые проявили терпение, не форсировали первые шаги ребенка, не наказывали его словом или интонацией за неудачи. Поддержка, теплота и забота – вот что в первую очередь помогает малышу пойти.

Читать еще:  Сколько должен быть гемоглобин у 3 месячного ребенка

Когда ребенок начинает ходить самостоятельно без поддержки

Достижения ребенка по месяцам.

Новорожденный ребенок всегда беспомощен, в вертикальном положении не удерживает головку, не может самостоятельно изменить положение своего тела; лежа на животе голову не поднимает; движения рук и ножек беспорядочны.

1-1,5 месяца в вертикальном положении несколько секунд удерживает голову прямо; лежа на животе, пытается поднимать голову.

2 месяца удерживает голову в вертикальном положении 1-1,5 минуты; поднимает ее, лежа на животе; приподнимает грудь; начинает улыбаться, «гулить», следить глазами за яркими предметами.

3 месяца свободно удерживает голову в вертикальном положении; лежа на животе, приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья, тянется к игрушкам и может удерживать их рукой; начинает поворачивать голову на звук, смеется.

4 месяца если малыша держать в вертикальном положении, он крепко упирается ножками; сидит с поддержкой; лежа на животе, приподнимается на руках, опираясь на ладони;

самостоятельно поворачивается со спины на живот; хватает и удерживает мелкие предметы.

5 месяцев может сидеть, держась за что-нибудь руками; если поддерживать под мышки, он «стоит» прямо, не подгибая ножек; долго лежит на животе с приподнятым туловищем, опираясь на руки; пытается поворачиваться с живота на спину; подолгу удерживает схваченные предметы.

6 месяцев сидит без поддержки; свободно поворачивается с живота на спину; пытается ползать на четвереньках; при подтягивании за руки садится и поднимается на ноги; с поддержкой пытается переступать ножками; хватает предметы одной рукой.

7 месяцев сидит без опоры; самостоятельно наклоняет и выпрямляет туловище; встает на колени, цепляясь за сетку кровати; легко садится, держась за пальцы взрослого; ползает на четвереньках, поддерживаемый под грудь; хорошо переступает ногами; его движения становятся целенаправленнее, перекладывает игрушки из одной руки в другую.

8 месяцев самостоятельно садится; ложится и встает на ноги, цепляясь за какую-нибудь опору; хорошо ползает,

стоит, переступает с ножки на ножку при поддержке за руку; по просьбе взрослого делает «ладушки», интересуется игрушками.

9 месяцев поддерживаемый за руки, ходит, может долго стоять и начинает самостоятельно ходить, держась за опору; садится; встает на колени; по просьбе взрослого выполняет ряд движений – дает ручку машет ее; самостоятельно играет с игрушками.

10 месяцев может недолго стоять у опоры; встает без поддержки, ходит, держась за каталку или за руку. Ребенок крепко держит игрушки, сознательно выполняет сложные движения – например, дает и берет мяч, прячет его.

11 месяцев долго стоит без опоры, хорошо ходит, держась за руку; начинает ходить от предмета к предмету, приседать без опоры.

12 месяцев самостоятельно ходит без опоры; приседает и выпрямляется; может наклонившись поднять предмет; занятия с игрушками становятся боле разнообразными.

Когда ребенок начинает ходить самостоятельно без поддержки

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека, прежде всего быстрым ростом и развитием. И хотя они представляют собой непрерывный процесс, каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех фазы.

У новорожденного ребенка нервная система уже готова к функционированию, хотя различные её отделы находятся в неодинаковой степени зрелости. Зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движения. Уже в первые дни после рождения ребенок может фиксировать взгляд на объектах, расположенных на линии его зрения или пересекающих её. На 10-15-й день жизни он способен удерживать в поле зрения движущийся предмет, а со 2-го месяца может сосредоточить взгляд на неподвижном предмете. Вслед за этим он начинает следить за движущимися объектами и окружающими его людьми, отличать близких ему родственников от посторонних людей.

Деятельность слухового анализатора также развивается быстро, и уже с 3 недель ребенок прислушивается к звукам, а в 2 месяца слуховое сосредоточение становится более длительным. К 4 месяцам он хорошо определяет направление звука и поворачивает голову в сторону его источника.

С 2-месячного возраста идёт быстрое накопление условных рефлексов, образующихся со всех анализаторов, развивается дифференцировка сигналов, чётче становятся ориентировочные реакции.

В 3 месяца уже отмечается устойчивый натуральный зрительный рефлекс на кормление грудью, ребёнок узнаёт мать, начинает гулить (произносит звуки: «а-а-а». «а-бы-бы и др.), криком выражает неудовольствие, если от него отходят взрослые, отвечает улыбкой на улыбку. Если до 3-месячного возраста ребёнок не начал улыбаться в ответ на разговор с ним взрослых, это всегда указывает на возможность серьёзных отклонений в его развитии.

В 4-месячном возрасте ребёнок отмечает основные спектральные цвета и музыкальные звуки, разница между которыми 4-5 тонов. Движения 4-месячного ребёнка становятся более стабильными, у него постепенно исчезает поза напряженной шеи и голова удерживается по средней линии. Он тянет руки к игрушкам, ощупывает предметы, поворачивается со спины на бок и на живот, подолгу гулит.

В возрасте 5 месяцев ребёнок хорошо узнаёт близких ему людей, по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему. Он долго удерживает в руке мелкие игрушки, самостоятельно переворачивается со спины на живот; находясь в вертикальном положении (если поддерживать его под мышки) устойчиво и прямо удерживает голову, и улыбкой и движениями выражает удовольствие.

У шестимесячного ребёнка эмоциональные, мимические и голосовые реакции становятся более активными. Он может произносить отдельные слоги: «ма», «ба», «да» и др. Переворачивается с живота на спину, может сидеть, придерживаясь за перекладину, много двигается, меняя положение тела, пытается ползать.

В возрасте 7 месяцев ребёнок самостоятельно тянет в рот бутылочку с молоком, он подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги типа «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма». У него активнее функционируют кисти рук. Он легко захватывает большие предметы, например погремушку, перекладывает её из руки в руку, стучит. Может хорошо сидеть без поддержки, при этом спина имеет легкое кифоидное искривление от крестца до шейного отдела позвоночника. Многие дети в этом возрасте хорошо ползают.

Восьмимесячный ребёнок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Проявляет повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность. Интересуется своим отражением в зеркале. Самостоятельно садится и из положения сидя, придерживаясь за что-либо, становится на ноги.

В возрасте 9 месяцев ребёнок взглядом следит за падающим предметом, ищет игрушку, спрятанную под пелёнку, пытается привлечь к себе внимание взрослых, тянется к ним. Отвечает на просьбу «дай ручку». Может стоять без поддержки и ходить за коляской или за стулом, а также при поддержке взрослого за обе руки.

В возрасте 10 месяцев ребёнок правильно ориентируется в названиях некоторых предметов, знает имена близких людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки, слоги, относя их к определённым предметам. Например, называет собаку «ав-ав», корову «му-му», произносит отдельные слова, такие как «мама», «баба». Ходит, держась за руку взрослого.

В 11 месяцев малыш может подолгу сосредоточенно играть самостоятельно: складывать кубики, разбрасывать и собирать пирамидки. Сопротивляется, если у него отнимают игрушки.

Годовалый ребёнок знает названия многих предметов, по просьбе взрослых выполняет небольшие поручения. Самостоятельно делает первые шаги, приседает без опоры; наклонившись, может поднять предмет, не приседая. Показывает называемые части тела, с пониманием может произносить до 8-10 слов.

Перечисленные навыки, которые приобретает ребёнок первого года жизни в процессе физического и психического развития, обусловлены созреванием периферических рецепторов и всевозрастающей аналитической и синтетической деятельностью коры головного мозга в отчет на сигналы, поступающие из внешней среды. В формировании высшей нервной деятельности ребёнка с первых месяцев после рождения огромную роль играет правильное воспитание. Причём уже в раннем возрасте оно должно рассматриваться как первая ступень, обеспечивающая должное физическое, умственное, моральное и эстетическое развитие.

В следующей статье мы поговорим об этапах развития детей более старшего возраста.

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Стаж врачебной практики (лет): 14

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Читать еще:  Женские темы — как говорить с девочкой о месячных

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?

Нельзя назвать точный возраст, когда ребенок начнет сидеть самостоятельно, все зависит от степени развития малыша. Главное, данный процесс не нужно ускорять, нужно, чтобы все протекало естественно.

Что говорят врачи?

Дети начинают садиться в возрасте от 5 до 7 месяцев, так считают педиатры. Они же утверждают, что нормой считается, если малыш стал сидеть до девяти месяцев. В зависимости от степени психомоторного развития одни дети уверенно сидят в 4,5 месяцев, а некоторые отказываются сидеть до года. Наблюдения показывают, что девочки обычно начинают сидеть раньше, чем мальчики. Конечно, у активных и стройненьких детей все получается быстрее, чем у их пухленьких сверстников, хотя бывают и исключения.

Иногда ребенок хорошо ползает и уже начинает ходить, но до сих пор не сидит самостоятельно. Стоит ли беспокоиться по этому поводу? Нет, ни в коем случае. Ребенок сам освоит сидячую позу, когда ему это потребуется. К специалисту стоит обратиться только в том случае, если ребенок до девяти месяцев не переворачивается с живота на спинку и наоборот, и даже не проявляет никакого желания сесть.

Есть дети, которые уже в три-четыре месяца проявляют настойчивое желание принять сидячее положение. Не стоит потакать в этом стремлении. Позвоночник ребенка не окреп, сидение в таком раннем возрасте нанесет ему вред. Лучше выкладывать его в люльку-шезлонг, где малыш будет находиться в полулежачем положении и у него увеличится обзор, без вреда для позвоночника.

Физиологические особенности детского позвоночника

Позвоночник малыша не имеет изгибов. Они возникают только в период роста. К двум-трем месяцам появляется шейный изгиб, после того, как ребенок начинает держать головку. Далее, в шести месяцам появляется грудной изгиб. Позже формируется поясничный изгиб, когда ребенок начинает ходить. Естественная форма позвоночника формируется только к 3-4 годам.

Связки и мышцы находятся в стадии формирования, и поэтому не стоит забывать о предосторожностях. Если ребенка принуждать сидеть, возможно искривление позвоночника и нарушение в развитии тазовых костей. Не готовый к сидению малыш не сможет удержать спинку, что приведет к нарушению дыхания и вызовет деформацию грудной клетки.

Не нужно:

Слишком опекать малыша, лишая его свободы развиваться и передвигаться самостоятельно.
Обкладывать ребенка подушками, чтобы он не дай бог не завалился. Именно заваливаясь в стороны, малыш начинает тренировать мускулатуру, мышцы и приобретает необходимый опыт.

Рекомендации для родителей

Когда ребенок начинает учиться сидеть, лучше использовать неровную поверхность. Если ребенок лежит в неудобной для него позе, он учится переворачиваться и принимать удобное положение.

Можно использовать детский стульчик, который откидывается под углом 40-45 градусов. Стульчик удобен и полезен, ребенок будет начинать сидеть без нагрузки на позвоночник, такой стульчик можно брать с собой в любую комнату.

Физическое развитие

Как выглядит ваш ребенок в 1-ю неделю жизни

Так как еще совсем недавно ваш ребенок находился в утробе в согнутом виде, вероятнее всего он будет выглядеть некоторое время скрюченным, с не полностью выпрямленными руками и ногами. Он даже может показаться кривоногим.

Не беспокойтесь! Ваш ребенок потихоньку выпрямится, и к моменту, когда ему исполнится 6 месяцев, он полностью развернется! В тоже время, так как он приспосабливается к жизни вне теплых, безопасных границ маминого животика, он может наслаждаться тем, что его пеленают в легкое одеяло.

Ваш ребенок рождается с целым рядом рефлексов. Рефлекс Моро, или рефлекс испуга, заставляет его автоматически выгибать свою спину, раскидывают свои руки и ноги и иногда плакать, когда он слышит громкие звуки и ощущает неожиданное движение. Новорожденные имеют такую реакцию даже во время сна, но это проходит в течение нескольких месяцев.

Другими рефлексами новорожденных являются рефлекс Бабинского (если легко провести чем-нибудь по подошве ноги ребенка, то у него веерообразно разойдутся пальцы ноги), шаговый рефлекс (если ноги ребенка касаются твердой поверхности, он начинает шагать или танцевать), и рефлекс выталкивания языка (ребенок высовывает язык, когда что то попадает на него).

Двигательная активность младенца

С первых недель жизни ваш малыш запрограммирован на совершенствование двигательной активности, которая со временем позволит ему самостоятельно пользоваться ложкой во время еды и сделать первый шаг. Сейчас трудно представить, что через несколько месяцев он сможет переворачиваться , садиться и даже ползать.

Младенцы по природе своей любознательны и, как правило хотят двигаться и развиваться.

В первые месяцы у малыша ручки намного сильнее, чем ножки.

А так же, по мере укрепления мышц шеи и спины, малыш учится держать головку.

Читать еще:  Пол ребенка: приметы, таблицы

Гимнастика для малышей: правила безопасности

Прежде чем приступить к гимнастике, следует знать технику безопасности. Ведь ваши случайные резкие движения могут травмировать ребенка:

— Всегда поддерживайте головку и шейку малыша.

— Ваши движения должны быть плавными, уверенными и осторожными.

— Сгибая или разгибая ручки и ножки малыша, никогда не принимайте силу.

— Не делайте внезапных резких движений.- Никогда не трясите малыша.

Что уже видит ваш малыш

К 3-м месяцам ваш малыш уже в состоянии различать предметы (в том числе и лица) на небольшом расстоянии. Он следует взглядом за движущимся предметом, например когда вы водите игрушкой у него перед глазами. К этому времени он будет реагировать на свет и начнет различать цвета, прежний черно-белый мир для него будет все ярче раскрашиваться. Ребенок теперь проводит больше времени, с интересом разглядывая свои ручки. Он все больше интересуется окружающим миром.

Помогаем развитию малыша

Очень важно создать в доме такую обстановку, которая способствовала бы нормальному развитию ребенка. Никогда не стоит торопить события и заставлять ребенка делать что-то против его воли. Он обязательно научится всему в свое время, когда будет полностью готов к этому.

— каждый день регулярно на несколько минут укладывайте малыша на животик, чтобы стимулировать его умение поднимать и держать головку.

— старайтесь проводить с ребенком как можно больше времени в те периоды, когда он бодрствует.

— не скрывайте своих положительных эмоций, пусть ваша мимика и голос будут как можно выразительнее, когда вы разговариваете с малюткой.

— старайтесь регулярно делать малышу массаж. Это стимулирует развитие всех его органов, включая мышечную систему, и способствует общему хорошему самочувствию.

— Чтобы пробудить любопытство малыша и заставить его смотреть вокруг, вы можете повесить яркую игрушку не прямо над его головой, а чуть в стороне.

График роста ребенка

Поговорим о графике роста. Во время каждого вашего визита к педиатру он смотрит динамику роста, измеряя вес ребенка, длину (или высоту), окружность головы и сравнивая его со средними национальными показателями и предыдущими измерениями. Для того, чтобы оценить физическое развитие ребенка, педиатры пользуются центильными таблицами, в которых указываются нормы по месяцам. Для мальчиков и девочек они различны. Кроме массы и длины тела, в таблицах имеются показатели окружности головы и груди, которые тоже важно учитывать при оценке физического развития малыша.

Ваш ребенок растет в определенном темпе. Некоторые младенцы, естественно, более крупные или мелкие из-за генетического фона. Естественно, правильное развитие Вашего ребенка включает множество факторов, например, характер и уровень активности, психоэмоциональное и умственное развитие, а не только рост. Однако отклонения от нормы должны насторожить и врача, и родителей.

Двигательная активность малыша

С 3 до 6 месяцев малыш активно растет. Удары ножками становятся сильнее, теперь ваш ребенок отталкивается ножками, если вы ставите его на ровную поверхность, поддерживая подмышками. Движения головы и шеи становятся более координированными.

Малыш пытается, иногда успешно, переворачиваться. Сначала с живота на спину, потом с со спины на живот. Ваш ребенок уже дотягивается ручками до предметов и пытается засунуть их в рот. Ему нравится прыгать на кровати или на полу (конечно, когда вы поддерживаете его) — это укрепляет мышцы ног. Поощряйте ребенка к движению, но не вынуждайте делать то, к чему он еще не готов. Чтобы малыш научился отталкиваться, положите его на пеленальный столик, чтобы подошвы ножек упирались в ваши ладони. Разложите игрушки так, чтобы ребенок мог до них дотягиваться лежа на животе.

Гимнастика для малышей: виды упражнений

Гимнастика для малышей развивает мышцы и суставы, а также вырабатывает у правильные, рациональные стереотипы движения. Предлагаем вам попробовать следующие упражнения:

1. Скрещивание ручек.

Это упражнение помогает расслабить мышцы грудной клетки.

— Положите малыша на пеленальный столик, вложите в его большие пальцы своих рук. Он рефлекторно схватывает их и будет удерживать довольно крепко.

— Теперь осторожно охватите его запястья своими кистями и разведите ручки в стороны до полного выпрямления.

— Медленно скрестите ручки у него на груди.

— Повторите упражнение несколько раз, медленно считая вслух.

2. Поднять — отпустить.

Это упражнение улучшает подвижность плечевых суставов.

— Положите малыша на спину и осторожно, но уверенно возьмите его за предплечья.

— Поочередно поднимайте его ручки над головой и отпускайте их.

— Повторите упражнение 10 раз.

3. Сгибание и разгибание ножек. Это упражнение развивает подвижность тазобедренных суставов и очень полезно для детей, у которых часто болит животик.

— Положите малыша на спину и осторожно возьмите за голени.- Поочередно приводите к животику согнутые в коленных суставов ножки. Сгибая ножки в колене, не принимайте силу. Повторите это упражнение 10 раз.

Что должен уметь малыш в 6 месяцев

Вашему малышу уже 6 месяцев, и если развитие идет планомерно, вот, что он умеет делать:

  • Переворачиваться со спины на живот.
  • Поднимать верхнюю половину туловища, лежа на животе.
  • Сидеть с небольшой поддержкой.
  • Поворачиваться, чтобы посмотреть, что происходит вокруг.
  • Произносить отдельные открытые слоги («ба-ба, «ма-ма», «да-да»).
  • Брать в рот разные предметы, изучая их.
  • Стучать и трясти игрушками и другими предметами.

Что может уметь малыш в 6 месяцев

Некоторые малыши очень активны и развиваются огромными скачками. Поэтому к 6 месяцам и ваш малыш может уметь совершать следующие действия:

  • Лепетать и адресовать свой лепет кому-либо с целью общения.
  • Дотягиваться до предметов.
  • Сидеть без поддержки взрослого.
  • Вставать.
  • Есть твердую пищу.
  • Отличать знакомых людей от незнакомых.
  • Тянуться, чтобы его взяли на руки.
  • Следить за игрушкой, которая укатилась

Двигательная активность ребенка

К 7 месяцам ваш малыш способен двигаться на коврике во всех направлениях. С вашей помощью он может удерживать часть своего веса на ножках. Он уверенно сидит и может сесть из положения лежа на животе. К полугоду ребенок должен уметь переворачиваться с животика на спинку и наоборот. Поддерживайте его усилия. К 7 месяцам ребенок уже может ползать или передвигаться на попке. К 8 месяцам многие дети уже встают на ножки, держась за кроватку и другую мебель. Если вы застали ребенка за этим занятием, удостоверьтесь, что у вас надежная мебель и ребенок не опрокинет ее на себя.

Как развивается ребенок в 10 месяцев и 2 недели

Ребенок в возрасте 10 месяцев и 2 недели может уверенно сидеть и, возможно, даже ходить, держась за мебель, иногда у него получается отпустить руки на мгновение и стоять какое-то время без поддержки. Он даже может сделать шаг, чтобы приблизиться и взять игрушку. Ах, эти магические первые шаги к независимости! И новые испытания для вас! Если ваш ребенок еще не начал ходить, то сделает это в ближайшее время. Большинство детей делают свои первые шаги, к 12 месяцам, некоторые чуть раньше, а начинают хорошо ходить где-то к 1,5 годам.

Как развивается ребенок в 10 месяцев и 3 недели

Ребенок в возрасте 10 месяцев и 3 недели уже может ходить, с вашей поддержкой, он может даже подать вам ножку или ручку, когда вы его одеваете или раздеваете. Во время еды, он может самостоятельно взять в руки чашку и пить из неё (хотя некоторые дети еще не делают этого), может сам руками съесть свою еду. Когда малыш начнет пить из чашки, вам придется следить за этим процессом, т.к. он может облиться, поперхнуться, а потом просто бросить чашку.

Как развивается ребенок в 11 месяца и 4 недели

Ребенок в возрасте 11 месяцев 4 недели все ещё не ходит самостоятельно, то скоро, все-таки, настанет то время, когда он захочет сделать свои первые самостоятельные шаги. Если ребенок 11-12 месяцев всё ещё не ходит, не волнуйтесь. Вполне нормально для малышей начинать ходить в 17 или 18 месяцев. Вам необходимо слегка поддерживать малыша при ходьбе или ползании. Можно также, взяв его за обе ручки, вести его к себе. Как правило, походка малыша поначалу будет напоминать походку медвежонка.

В это время главнее всего не выпускать ребенка из внимания, создав ему безопасные условия перемещения. И, конечно же, запечатлевать эти счастливые моменты для семейного архива.

Кроха учится ходить

Когда ваш малыш начнет учиться ходить, он будет держаться за предметы мебели, добираться из пункта А в пункт Б. Эти попытки вырабатывают у ребенка силу, равновесие и координацию движений, необходимые для первого самостоятельного шага. Если расстояние между двумя предметами слишком велико, то малыш скорее всего плюхнется на пол, переползет нужную дистанцию и снова встанет, когда окажется в пункте назначения.

Прежде чем карапуз начнет ходить, придерживаясь за мебель, он должен научиться стоять. Когда ваш ребенок научится этому, то начнет ходить, придерживаясь за мебель. Когда же он освоит и это, то наконец пойдет самостоятельно. В этот период важно по-новому взглянуть на окружающую обстановку и принять меры предосторожности, чтобы ваш ребенок не пострадал.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru