Как понять когда ваш ребенок должен начать говорить
Развитие слуха у детей
С момента рождения и вплоть до наступления зрелости наш организм постоянно растет и развивается. Хотя скачки роста и пубертатный период наиболее заметны, наши уши тоже проходят процесс развития.
Как и большинство других наших органов чувств, слух начинает развиваться еще внутриутробно . Однако способность слышать проходит долгий путь, прежде чем превратиться в сложно организованный процесс. Слух играет большую роль в формировании навыков общения, взаимодействия с окружающим миром и его познавании. Ниже мы подробно рассмотрим особенности детского слуха, процесс его развития и проблемы, которые могут возникнуть на ранних этапах жизни ребенка.
Как слышат дети
Слух у детей появляется еще внутриутробно, и уши у плода начинают формироваться еще на 9-й неделе беременности . Вначале появляются маленькие отростки, из которых впоследствии формируются уши малыша. К 18-й неделе плод способен слышать звук . Ребенок способен слышать звуки снаружи матки, но они наполовину приглушены. Это происходит потому, что плод окружен жидкостью и звук не отчетливый. Однако плод также слышит разнообразные внутренние звуки, включая сердцебиение матери, звуки пищеварительного тракта и ее дыхание.
Примерно к 24-й неделе ребенок начинает откликаться на звуки и голоса . Материнский голос — важная часть ранних этапов развития ребенка. Это самый ясный звук, который он может слышать, и со временем дети действительно становятся способны его распознавать. Хотя большинство матерей разговаривают со своим будущим ребенком, многие из них не знают, что их дети действительно их слушают.
Широко распространено заблуждение, что можно повлиять на IQ детей, если ребенок, находясь еще в утробе матери, будет слышать классическую музыку, но это не значит, что проигрывание музыки вовсе бессмысленно . Однако следует иметь в виду, что во время беременности важно избегать воздействия громких шумов. Хотя громкие звуки и редкие концерты не навредят плоду, чрезмерное воздействие шума может привести к потере слуха еще до его рождения. Существует ряд исследований, выявляющих связь воздействия шума и нарушения слуха у новорожденных, поэтому лучше всего бережно относиться к слуху вашего ребенка .
Как развивается слух
Как только ребенок рождается, развитие слуха продолжается . Если некоторые дети уже рождаются с потерей слуха или теряют его непосредственно после родов, у других она может развиться через короткое время после рождения, зачастую вследствие болезни . Скрининг слуха обычно проводят в первые несколько дней после рождения, чтобы обеспечить раннее выявление любых нарушений. Также важно вакцинировать детей в соответствии с графиком, рекомендованным вашим педиатром, и избегать ситуаций, которые могут спровоцировать серьезное заболевание ребенка. Наблюдение за слухом малыша также может помочь заметить любые проблемы, прежде чем они превратятся в серьезное нарушение . Если вы полагаете, что ваш ребенок страдает от потери слуха, следует незамедлительно обратиться к педиатру и аудиологу .
Слух тесно связан с развитием детей и их способностью общаться . Они используют слух, чтобы определить местоположение голосов и людей, получить утешение, приобрести знания и играть в игры. Все это можно наглядно наблюдать на различных этапах развития ребенка.
С самого рождения дети начнут реагировать на громкие звуки пробуждением или плачем . Они будут узнавать голос матери и научатся распознавать голоса других членов семьи или тех, кто с ними нянчится. Дети даже смогут адаптировать свой плач в зависимости от своих различных потребностей. Плач — единственное, чем малыши могут помочь себе, и поэтому они рассчитывают, что их крики будут услышаны и поняты взрослыми. Также младенцы успокаиваются или улыбаются, когда с ними разговаривают, в особенности их матери. Многие дети находят утешение в звуке голосов тех, кто с ними нянчится.
В возрасте примерно от четырех до шести месяцев у малышей начинает развиваться лучшее понимание звуков . Теперь дети начинают откликаться на изменение тона голоса, по-разному реагируя на строгие голоса и нежное воркование. Они начинают визуально соотносить шумы и источники звука и могут искать игрушки, издающие звук. Начинают проявляться реакции на музыку, смех, малыши даже могут начать лепетать, подражая речи.
К году у детей начинает формироваться словарный запас и совершенствуется понимание звуков . В этот период детское бормотание становится более связным, они пытаются копировать звуки окружающих их слов. Многие малыши вскоре осваивают простые слова, такие как «мама» или «мяч», и начинают распознавать свое имя. Они начинают слушать, когда с ними разговаривают, и поворачиваться к источнику звука. Возможно, малыши даже будут пытаться по-своему общаться, поднимая ручки, покачиваясь или что-то бормоча. Также дети используют звуки в играх, например в ладушках или ку-ку.
Если кажется, будто ребенок игнорирует звуки или не в состоянии проанализировать их, это может быть признаком ранней потери слуха . В таких случаях могут понадобиться скрининговое тестирование слуха и осмотр слухового канала.
Распознавание потери слуха у детей
Развитие ребенка в значительной степени зависит от его способности слышать . Слух необходим ему для общения, изучения речи и понимания мира вокруг него. Если слух затруднен или полностью отсутствует, вероятно, ребенку будет труднее научиться говорить и озвучивать свои нужды.
Дети с нарушением слуха могут демонстрировать следующее поведение :
- не откликаться на свое имя ;
- не поворачиваться к источнику звука ;
- прикасаться или хвататься за уши из-за боли или шума ;
- равнодушие к окружающим звукам или голосам .
Дети, научившиеся говорить, будут демонстрировать более явные признаки потери слуха, которые могут выражаться в следующем :
- трудности в школе;
- странная манера речи или модуляция голоса;
- частые жалобы на боль в ушах или громкие шумы;
- наблюдение за движением рта людей во время разговора (чтение по губам);
- частое неправильное понимание слов, даже если их четко произносят или повторяют;
- частое повторение «Что?» или «А?», даже если внимание сфокусировано на беседе;
- сидение близко к телевизору, прибавление громкости или просьба включить субтитры;
- отсутствие отклика на свое имя и осознания, что вы обращаетесь к ним .
Эти проблемы со слухом могут быть вызваны временными формами потери слуха, такими как ушные инфекции, или могут быть симптомом более серьезного заболевания . В число таких серьезных проблем входят такие состояния, как нарушение слухового восприятия или приобретенная потеря слуха .
Проблемы со слухом у детей
Проблемы со слухом у детей принимают три основные формы: врожденную, приобретенную и преходящую . Врожденные нарушения слуха проявляются с рождения и обычно выявляются рано. Приобретенная потеря слуха возникает после рождения и может быть вызвана травмой или заболеванием. Временную потерю слуха чаще всего вызывают возникающие ушные инфекции и закупорки евстахиевой трубы.
Врожденная потеря слуха обусловлена следующими факторами :
- генетические нарушения, такие как аутосомно-рецессивная потеря слуха, которая является наиболее распространенной формой потери слуха генетического происхождения. Такое нарушение возникает, когда оба слышащих родителя имеют рецессивный ген потери слуха и передают его ребенку . Аутосомно-доминантная потеря слуха является второй по распространенности и возникает, когда родитель с доминантным геном передает его ребенку;
- генетические синдромы, такие как синдром Тричера Коллинза, синдром Альпорта, синдром Дауна, синдром Ушера и другие;
- недоношенность .
- состояния, которые влияют на роды, включая краснуху, токсоплазмоз и герпес ;
- осложнения при родах, такие как кислородная недостаточность или необходимость переливания крови;
- наркотическая или алкогольная зависимость матери;
- применение ототоксических лекарственных препаратов, включая НПВП и некоторые антибиотики .
Приобретенная потеря слуха может быть вызвана :
- травмой головы;
- нарушением целостности барабанной перепонки;
- серьезными инфекциями (корью, свинкой, менингитом и коклюшем);
- продолжительным воздействием громких звуков;
- болезнью Меньера;
- отосклерозом;
- частыми или невылеченными ушными инфекциями.
Временную потерю слуха часто вызывают ушные инфекции, которые лечатся лекарственными препаратами и обработкой . Однако без лечения временная потеря слуха может превратиться в приобретенную потерю слуха.
Все формы потери слуха могут негативно влиять на развитие и слух ребенка . По этой причине важно внимательно следить за тем, как ваш ребенок слышит и общается с остальными. Если вы начинаете замечать проблемы, отведите ребенка на скрининговое тестирование слуха. Даже если все в порядке, когда дело касается ушей вашего ребенка, лучше перестраховаться.
Была ли вам полезна эта статья ? Если у вас остались вопросы о здоровье слуха или вы просто хотите больше узнать о том, как функционируют наши уши, вы можете ознакомится с архивом информационных материалов Signia Hearing . Мы пополняем эту подборку каждую неделю, поэтому подписывайтесь на нашу новостную рассылку, чтобы всегда быть в курсе новых статей . Мы рассматриваем все темы, связанные со слухом, — от общих сведений до специфических материалов о слуховых аппаратах . Наши уши и то, как они функционируют, — предмет, требующий изучения, и цель Signia Hearing — дать ответы на как можно большее количество вопросов.
Первые шаги малыша
Первые шаги малыша – это запоминающееся событие и важная веха в жизни всей семьи. Даже спустя годы родители горделиво рассказывают о том, как дочке или сыну удалось сделать эти шажочки. И дело тут не только в трогательности момента, но и значимости опыта самостоятельного передвижения для человека. Это не просто первые шаги крохи – это шаг в сторону взросления. Как же помочь малышу начать ходить и в каком возрасте он должен пойти?
Когда дети начинают ходить
Стремление ребенка самостоятельно передвигаться возникает значительно раньше того, как он делает первые шаги. Родители замечают, что некоторые детки пытаются ползать, начиная с 4-6 месяцев, а в 7-10 месяцев ползают вполне уверенно и даже быстро – это в рамках нормы. И вот тут зачастую можно услышать мнение, что если ребенок пополз, то встанет на ножки позже, потому что ему и так хорошо. Доля правды в этом имеется, так как детки удовлетворяют свое любопытство, а точнее, познавательный интерес, и им уже не хочется прилагать лишние усилия для того, чтобы ходить без опоры. Подниматься на ножках они тоже любят, но, скорее, с целью обозрения окрестностей и понимания, где там мама или папа с бабашкой и дедушкой, а вот когда их вынуждают ходить, то воспринимают это как насилие – ведь ползать так удобно.
Ползанье — всего лишь один из этапов развития и запрещать малышу ползать, чтобы пораньше пошел, тоже не следует. Поэтому возраст, когда ребенок начинает ходить, разнится от 8 до 18 месяцев, в среднем малыш делает уверенные первые шаги в период с 9 до 16 месяцев. Во сколько месяцев ребенок начал ходить – зависит от массы разных факторов. Если малыш в год не ползает и даже не делает попыток подняться на ножки, нужно обратиться к детскому неврологу. Желательно, чтобы ребенок начал самостоятельно ходить к полутора годам. Так как же родным облегчить крохе первые шаги?
Подготовка к хождению
Подготовка ребенка к хождению начинается с массажей и выкладывания его на животик еще в первые два-три месяца жизни. Ведь рефлекс автоматической ходьбы, который иначе называют «ходительным рефлексом», заложен в нас от самого рождения. Если родители поддерживают ребенка под подмышками и фиксируют шею, что удобно делать во время купания в ванне, наклоняя тело ребенка чуть вперед, то он будет делать… шажочки. Этот рефлекс говорит о том, что наши далекие предки стали передвигаться на задних конечностях уже много миллионов лет назад, поэтому стремление ходить заложено в нас от рождения. Правильная тренировка ходительного рефлекса, вкупе с массажем, помогает укрепить ножки деток и позволяет им начинать вставать ходить чуть раньше, чем сверстникам.
Одним из методов подготовки ребенка к хождению считаются ходунки. Но мнение специалистов по их поводу разделяются. С одной стороны, ходунки помогают приучать малыша к прямохождению и формируют привычку держать тело вертикально, а с другой стороны, хождение в ходунках сильно отличается от навыка самостоятельного хождения чисто физиологически. Дело в том, что в ходунках ребенок как бы наваливается всем телом вперед, толкая раму, и, при этом, ставит ногу не на стопу, а начинает ходить на носочках. Если ребенок долго не встает на ножки и у него имеются те или иные особенности развития, то ходунки могут стать очень удачным приобретением, но использовать ходунки без предварительной консультации со своим врачом сейчас не рекомендуют.
Еще одним приспособлением, где ребенок может безбоязненно для родителей тренировать навык вертикального положения тела и даже самостоятельного хождения, является манеж. Некоторые полагают, что манеж – это всего лишь способ рационально обустроить комнату, другие ценят его за ощущение безопасности и автономности для малыша, но одна из главных целей нахождения в манеже – это возможность ребенка научиться подниматься на ножки самостоятельно и даже делать первые шаги от одной до другой стеночки без риска опасного падения и получения травм.
Упражнения
Когда ребенок делает неуверенный первый шаг, то со стороны это часто смотрится забавно. Мы умиляемся неуклюжести крохи, а ведь это большой физический труд. Ножки ребенка широко расставлены и слега подогнуты в коленях, а вот стопы могут быть направлены внутрь – легкая косолапость в этом возрасте допустима. Малыш корпусом наклоняется вперед, а попу может оттягивать назад. Ручки, обычно, широко раскинуты в стороны для поддержания равновесия, или вытянуты вперед для того, чтобы схватиться за ближайшую опору. Существуют специальные упражнения, которые могут помочь ребенку начать ходить.
Прежде чем приступить к упражнениям с малышом, хорошо бы дать себе установку, что они должны быть каждодневными и, желательно, в одно и то же время дня, лучше всего утром или после дневного сна. Темперамент деток тоже влияет на то, когда ребенок пойдет. Непоседы усваивают все легче, но долго заниматься не любят, а вот спокойные и уравновешенные детки могут с удовольствием заниматься, но не спешат подняться на ножки и пойти. Мы все разные.
Первым упражнением, как уже упоминали, должен стать массаж ножек. Лучше всего начинать его делать под руководством опытного специалиста или довериться рукам профессионала. Плаванье тоже является одним из видов подготовки к хождению. После массажа аккуратно вводят гимнастику для деток, которую должен показать врач или медсестра. Продолжительность упражнений составляет от 10 до 30 минут, время увеличивается постепенно. Интенсивность и сложность гимнастики тоже нарастает постепенно. Ваши руки должны быть при этом теплыми и чистыми, мягкими и добрыми, а интонации голоса приветливыми и дружелюбными. Можно петь, рассказывать сказки, говорить с крохой, главное, чтобы сами упражнения ассоциировались у ребенка с радостью. Очень важно во время массажа и гимнастики наблюдать за реакцией ребенка, выделяя те приемы, которые доставляют ему больше положительных эмоций.
Что может помочь и помешать
Какие факторы могут помешать ребенку начать ходить (при отсутствии проблем с опорно-двигательным аппаратом):
• Большой вес. Если врачи ставят подобную проблему, а родители крохи сами не отличаются крупными габаритами, но следует пересмотреть питание малыша. В случае, если вес становится препятствием для малыша, обычно вводят плаванье и позволяют малышу активно ползать.
• Предрасположенность. Если кто-то из родителей ребенка сам пошел позже, то это может передаться и малышу. В такой ситуации не стоит сильно переживать, ведь подобные моменты генетически обусловлены.
• Неудачные попытки. Если ребенок уже падал и падал неудачно при первых попытках самостоятельного передвижения, то может запомнить это и всячески избегать вставанья на ножки и, тем более, хождения. Некоторые детки очень упрямые и могут даже скандалить, если родители настаивают на том, чтобы они начали ходить. Здесь важно проявить терпение и настойчивость. Поддержите ребенка, дайте ему понять, что мама или папа рядом, что придете на помощь, когда требуется. Постепенно все наладится.
Какие факторы могут помочь ребенку начать ходить:
• Подготовка. Если ребенок уже активно ползает, встает, ходит сам вдоль стен и мебели, значит он фактически готов к первым шагам. Нужно его просто поощрить к этому и очень хвалить за малейшую удачную попытку делать шажок.
• Предварительное хождение босиком, если это возможно, когда ребенка водят за ручки или при поддержке под подмышки. Да, сейчас имеется специальная обувь для детей, но даже самая мягкая обувка не заменяет подготовки стопы. Детки, которые имеют возможность ходить босиком начинают ходить раньше. Поэтому даже есть данные, что летом и на юге малыши делают первые шаги раньше. Дело не в том, что южные детки развиваются якобы быстрее, чем северные, а именно в подготовке стопы к хождению.
• Для хождения требуется простор и экипировка. Малыши природные хитрецы, если они могут передвигаться от опоры к опоре, то у них не появится необходимости выпускать ее из рук, а неудачный опыт падений может остановить даже робкие попытки передвигаться самостоятельно на ножках, поэтому позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было пространство для ходьбы и чтобы неудачи не причиняли лишних травм и боли.
Ни один малыш в мире не начинает ходить сразу ловко и без падений. На выработку устойчивого навыка самостоятельной ходьбы могут потребоваться годы. На смену хождения на полусогнутых ножках приходит особая походка для деток около полутора – двух лет, когда кажется, что они ходят, как на ходулях, потому что у них практически прямые ножки. Ребенок еще не может выдерживать темп, не осознает, на что способно его тело – первые шаги могут быть как очень мелкими (семенящими), так и слишком широкими в одну и ту же попытку передвижения. А, самое главное, детки устают. Поэтому так важно, чтобы взрослые проявили терпение, не форсировали первые шаги ребенка, не наказывали его словом или интонацией за неудачи. Поддержка, теплота и забота – вот что в первую очередь помогает малышу пойти.
Почему с детьми нужно говорить о ВИЧ?
Четверг, 5 Март 2020
Почему с детьми нужно говорить о ВИЧ?
Дорогие родители!
Говорить на тему ВИЧ-инфекции с ребенком нелегко и многие родители сомневаются, необходимо ли обсуждать такие вопросы с детьми, как и когда это лучше делать. Как бы нам ни хотелось оградить ребенка от «взрослых» проблем, рано или поздно ему придется с ними столкнуться. Как бы ни было сложно обсуждать тему ВИЧ/СПИДа с ребенком, делать это необходимо.
Именно у Вас, уважаемые родители, есть возможность прояснить для них этот вопрос.
Разумеется, для этого Вам придется сначала самим получить достоверную информацию. Разговор о ВИЧ/СПИДе станет основой для разговора о безопасном поведении в отношении ВИЧ-инфекции, а, следовательно, поможет защитить вашего ребенка, когда он вырастет. Для того чтобы правильно ответить на возникающие вопросы ребенка, Вам нужно будет знать некоторые термины и понятия. Что такое ВИЧ, ВИЧ-инфекция, СПИД.
ВИЧ-инфекция – инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Заболевание считается неизлечимым, так как до сих пор нет лекарств, которые убивали бы вирус, может иметь очень длительный скрытый период, протекающий бессимптомно. Чем оно опасно? ВИЧ поражает иммунные клетки, в силу чего человек становится более восприимчивым даже к болезням, которые для здоровых людей не представляют никакой опасности. Истощившись, клетки иммунной системы разрушаются и погибают. В итоге заболевание переходит в конечную стадию – СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.
Развитие СПИДа можно предотвратить, если вовремя начать лечение, позволяющие сдерживать размножение вируса, замедлять наступление стадии СПИДа и лечить оппортунистические инфекции, возникающие на фоне иммунодефицита. Почему чаще говорят о СПИДе, а не о ВИЧ? Говоря о проблеме ВИЧ/СПИДа, люди часто упускают важную деталь: ВИЧ и СПИД – это разные, пусть и взаимосвязанные явления.
Надо понимать, что СПИД – это последняя стадия ВИЧ-инфекции. Называя проблему как таковую, правильнее говорить о ВИЧ/СПИДе. И уж совсем неверно говорить о любом ВИЧ-положительном человеке, что он «болен СПИДом». Почему же многие не видят разницы между ВИЧ и СПИДом? Скорее всего, это вызвано историей развития проблемы.
В 80-е годы, когда врачи только начали заниматься этой темой, они еще не могли выделить вирус. Поэтому все случаи, о которых становилось известно, обнаруживались уже на стадии СПИДа, когда у человека развиваются оппортунистические инфекции со всеми свойственными им симптомами. Причина развития СПИДа стала известна позднее, когда был выделен вирус ВИЧ и ученые узнали о его свойствах, однако слово «СПИД» уже отложилось в сознании людей. Более того, в те годы еще не существовало антиретровирусной терапии, которая позволяла перевести стадию СПИДа в бессимптомную и восстановить состояние здоровья человека, поэтому в обществе понятие СПИД приравнивалось к летальному исходу.
С разработкой антиретровирусной терапии ВИЧ-инфекция стала хроническим заболеванием, с которым люди могут прожить всю свою жизнь.
Пути передачи ВИЧ.
Половой. ВИЧ передается от ВИЧ-инфицированного человека к здоровому через сексуальные контакты: через сперму, вагинальные выделения и менструальную кровь. Любые незащищенные сексуальные отношения (без презерватива), частые и с многочисленными партнерами – увеличивают риск заражения. В этом случае, правильное использование латексного презерватива при сексуальных контактах – единственный способ защитить себя и своих партнеров от заражения! Другие контрацептивные средства ни в коем случае не защищают ни от инфекций, передающихся половым путем, ни от ВИЧ-инфекции.
Через кровь. Во много раз возрастает риск заражения при попадании инфицированной крови, что и происходит, например, при внутривенном введении наркотических веществ (заразиться можно на всех этапах приготовления и введения раствора: при пользовании общим шприцем и иглой). Вирус также может попасть в организм с инфицированной кровью при пользовании общими бритвенными принадлежностями, иглами при нанесении татуировки, пирсинга.
От матери к ребенку . ВИЧ передается от ВИЧ-инфицированной женщины к ее ребенку во время беременности, во время родов или после рождения при грудном вскармливании. В этом случае своевременное обследование на ВИЧ во время беременности и назначение противовирусных препаратов снижает риск инфицирования ребенка до 2%.
ВИЧ не передается : через укусы кровососущих насекомых, в общественном транспорте, предметы обихода, через пользование туалетом, ванной, посудой и т.д. — т.е. для социума ВИЧ-положительный человек не опасен.
Помните! Ваши знания о ВИЧ — это возможность уберечь от него Вашего ребенка. Обучая его безопасному поведению и объясняя меры предосторожности вы сохраните его здоровье!
Как говорить с детьми о ВИЧ-инфекции и СПИДе?
Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо. Поэтому только Вам следует решать, когда и что рассказать Вашему ребенку, как лучше это сделать. Чтобы уберечь своего ребенка, Вам нужно работать на опережение, прививать ребенку образ жизни, исключающий заражение.
Дети до 7 лет не нуждаются в подробностях и не способны усвоить сложные термины. Объяснения должны быть простыми и доступными. И начинать следует с элементарных правил личной гигиены. Приучите ребенка к аккуратности, мойте руки и чистите зубы вместе с ним, а затем научите его делать это самостоятельно. Организуйте прогулки, движение, физические упражнения на свежем воздухе – все это процесс формирования полезных привычек. Если ребенок поранился, он должен знать, что необходимо промыть ранку проточной водой, обязательно сообщить о случившемся родителям (воспитателям в детском саду и т.д.). Объясняйте ребенку, что нельзя трогать колющие и режущие предметы (шприцы, лезвия, иголки и др.), особенно поднимать такие предметы на улице!
Вопросы, которые может задавать ребенок такого возраста:
Вопрос: «А правда, что если я буду плохо себе вести, то заболею СПИДом?»
Ответ: «Нет, если дети плохо себя ведут, они не болеют СПИДом. Но мы с папой будем очень расстроены, что у нас такой непослушный ребенок».
Вопрос: «А я могу заразиться ВИЧ, когда мне делают прививку?»
Ответ: «Нет, от прививки заразиться ВИЧ нельзя. Врач каждому делает прививку одноразовым шприцем, который после обеззараживают и выбрасывают».
Немаловажный совет психологов! Родителям, у которых несколько детей, следует говорить с ними по отдельности, даже об одном и том же предмете. Почему? Дети разного возраста находятся на разных стадиях развития, им нужен разный объем информации, они имеют разный словарный запас и их интересуют разные вопросы. Более того, старший ребенок будет доминировать в дискуссии и младший так и не сможет высказаться.
Дети от 7 до 11 лет более способны к усвоению базовых знаний относительно ВИЧ-инфекции. Им можно сказать, что ВИЧ – это болезнь, возникающая из-за инфекции, которая попала в кровь. Для большей наглядности можно нарисовать схему, объясняющую работу иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает ВИЧ. Предложите ребенку поиграть в «волшебный замок», представив, что организм человека – это замок, в котором живут сказочные жильцы – клеточки, поддерживающие порядок и чистоту своего дома. Но, как и всем живым существам, им необходимы отдых, питание и помощники. И у Вас появится возможность проверить знания и навыки ребенка в вопросах личной гигиены и продолжить формирование полезных привычек.
Не забудьте! К подобному разговору придется возвращаться в будущем. Одна беседа не сможет сформировать у ребенка четкое представление по такому сложному вопросу.
Давайте ребенку информацию точную и подходящую для его возраста. Восьмилетним детям можно сказать: «СПИД – это такая болезнь, из-за которой людям становится очень плохо. Она появляется из-за ВИЧ, это такой вирус, то есть маленькая клеточка, которую даже нельзя увидеть».
Вопросы, которые может задавать ребенок 10-11 лет так:
Вопрос: «Как люди заражаются ВИЧ?»
Ответ: «Люди могут заразиться ВИЧ при употреблении наркотиков, при близких взаимоотношениях, возникающих между мужчиной и женщиной». Здесь важно уделить внимание и такой проблеме как наркомания.
Вопрос: «А дети могут заразиться ВИЧ?»
Ответ: «Очень немногие дети имеют ВИЧ. Большая часть из них получили этот вирус еще до своего рождения, потому что такой же вирус был у их мамы».
Подростков 12-17 лет важно обеспечить доступной всесторонней и точной информации о путях заражения ВИЧ и мерах по его предупреждению, обстоятельствах, повышающих риск заражения. Откровенно поговорите со своим ребенком. Это может быть очень трудный разговор.
Но имейте в виду:
· риск инфицироваться ВИЧ для подростка вполне реален;
· Вы не можете постоянно следить за тем, что делает ваш ребенок;
· именно Вы должны убедить вашего ребенка принимать верные решения. Подросткам необходимо предоставить полные знания о ВИЧ/СПИД, сексе и о средствах защиты. А также о том, каковы взгляды родителей на эти вопросы. Поэтому поговорите с ними о:
· половой зрелости (развитии груди, менструациях, поллюциях и т.д.);
· о контрацепции, о средствах защиты, о презервативах, – средствах, помогающих предотвратить ВИЧ-инфекцию и инфекции, передающиеся половым путем (ИППП), а также нежелательную беременность у девочек;
· конкретно о ИППП, включая вирусные гепатиты В и С;
· об опасности алкоголя и наркотиков.
С целью профилактики заражения ВИЧ и другими ИППП родители могут ориентировать подростков на:
· принятие ответственного решения о вступлении в сексуальные контакты;
· соблюдение взаимной верности половых партнеров.
· взаимоуважении и взаимной ответственности за свое здоровье и здоровье партнера;
· использование презерватива при каждом половом контакте;
· отказ от употребления наркотиков.
Начать такой разговор достаточно сложно, поэтому обдумайте, что и как Вы хотите сказать вашему ребенку. Признайтесь, что чувствуете себе неуверенно, скажите что-нибудь вроде: «Мои родители никогда не говорили со мной об этом. Жаль, что они не делали этого». Можете сказать, что есть случаи, когда ВИЧ-инфицированные заразились в подростковом возрасте.
Помните! Главное условие любого разговора – это честность. Найдите в себе силу честно ответить, что не знаете или не готовы дать ответ на какой-либо вопрос и перенесите ответ на другое время. Если, по каким либо причинам, Вы сами не можете вести такие откровенные беседы со своим ребенком, – всегда можете обратиться к профессионалам.
Развитие речи
Моисеева Ольга Борисовна
Стаж врачебной практики (лет): 10
В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу?
Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 — 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.
К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.
К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?
У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.
Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?
Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.
Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.
Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.
Какие еще упражнения полезны?
Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.
Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.
Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.
Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?
Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.
Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.
Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.
Почему ребенок заикается, и как это исправить?
Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.
Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?
Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.
Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?
Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.
Во сколько дети начинают говорить и как им помочь
Если ребёнку уже 15 месяцев, а первое слово так и не прозвучало, это тревожный сигнал.
Когда дети начинают говорить
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело в том, что детская речь возникает Baby milestone: Talking гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай».
Первая форма общения — это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок. Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье — что пора сменить подгузник.
Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ. Так появляется When Do Babies Start Talking? младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама».
Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: это случайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями.
Если человек уверяет, что его ребёнок заговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое за действительное.
Первое осмысленное слово появляется Онтогенез речевого развития в возрасте между 11 и 12 месяцам. И далее процесс идёт лавинообразно. Уже к году ребёнок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).
Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт). Но есть важная временная точка. Если ребёнок не произносит Your Child Talking Timeline ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром. Возможно, ему придётся пройти дополнительные обследования, например проверить слух или посетить невропатолога.
Как понять, что у ребёнка проблемы с речью
Мама — самый главный эксперт по собственному малышу. Поэтому, если ей кажется, что у ребёнка есть сложности с произношением звуков или реакцией на услышанное, этого уже достаточно для разговора с врачом.
Но помимо «кажется» существуют объективные признаки речевых проблем. Они различаются в зависимости от возраста.
- 3–4 месяца: ребёнок не лепечет, не экспериментирует со звуками.
- 5–6 месяцев: не реагирует на неожиданные звуки, не поворачивает голову на зов, не смеётся.
- 8–9 месяцев: не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный.
- 12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на».
- 13–18 месяцев: не показывает простые предметы на картинке или вокруг (например, не понимает вопроса «Где мячик?»), не имеет в лексиконе хотя бы шесть слов к возрасту 18 месяцев и не усваивает новые.
Ещё один тревожный симптом — потеря приобретённых языковых навыков. Например, если к 18 месяцам ребёнок употребляет «нормативные» шесть слов, но вы точно знаете, что всего пару месяцев назад их было больше 20, сообщите педиатру о таком регрессе.
Как помочь ребёнку заговорить
Лучший способ — создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.
1. Разговаривайте
Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когда проводите время вместе.
- Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
- Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь — курточку. И отправляемся гулять!»
- Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
- Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
- Пойте колыбельные.
2. Читайте вслух
Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.
3. Слушайте
Будьте благодарны за рассказы: проявляйте заинтересованность, слушайте внимательно, смотрите в глаза. Сделайте так, чтобы ребёнок захотел говорить с вами о происходящем вокруг. Это станет для него стимулом использовать больше слов и складывать их в более сложные предложения.
Почему ребенок говорит неправду?
Основные причины и советы родителям
- Доступно на:
- русский
- Қазақша
В жизни каждого родителя рано или поздно наступает момент, когда он сталкивается с тем, что ребенок начинает говорить неправду.
«Как он мог меня обмануть? Ведь я всегда доверяла ему, учила только хорошему, а он предал мое доверие, подвел. », – так могут думать некоторые родители, сталкиваясь с обманом со стороны своих детей. В его словах неправды им видится злонамеренный обман, ставящий под сомнение саму любовь и привязанность.
Хотя первые зачатки лжи могут появляться и в 2 года, до 4 лет малыши не умеют лгать вообще. У них не настолько развито логическое мышление, чтобы придумать схему обмана, отсутствует способность смотреть на вещи с точки зрения другого человека, не настолько развито воображение, чтобы придумать несуществующие детали. Они с трудом отличают реальность от фантазий, легко отвлекаются и забывают, что делали или говорили (и куда девалась конфета?). Иногда малыши путают причину и следствие, либо связывают две несоединимые ситуации или события. Например, они вполне могут решить, что мячик упал, потому что ваза разбилась или другие дети поступили тем или иным способом потому что у него не было чего-то.
Дошколята с 4-5 лет уже могут представить то, чего на самом деле не было, но еще не осознают, что, говоря неправду, они нарушают моральные нормы. в этом возрасте у детей начинает бурно развиваться фантазия, и им ничего не стоит спутать, что было в реальности, а что «понарошку».
Взрослые часто пугаются этого, принимая фантазии ребенка за ложь. Но это совершенно разные вещи. Как и в реальной игре с куклами и машинками, ребенок сам становится героем своих рассказов, в которых он может примерить на себя разные роли, скажем, попробовать стать самым сильным, храбрым, умелым. Все это совершенно необходимо для его нормального, полноценного развития. А хорошая фантазия, изобретательность являются свидетельством живого ума, развитого воображения. Воображение – одно из ценных качеств личности, его нужно не разрушать, а направлять в нужное русло. И если ваш ребенок сегодня опять вдохновенно рассказывает небылицу, не спешите его обвинять, лучше скажите: «Ты придумал прекрасную историю, давай запишем ее, ты нарисуешь картинки, и у нас получится настоящая книжка». Дети бывают захвачены своими фантазиями настолько, что они сами верят в реальность своих фантазии. И другим детям с такими фантазерами очень даже интересно. Есть данные, что выдумщики пользуются большей популярностью в детском коллективе, чем их правдивые сверстники. Такие дети обычно имеют больше друзей, быстрее забывают о конфликтах, занявшись игрой, рисованием или любой другой деятельностью.
Слушая фантазии своего ребенка, вы можете легко установить, в чем он в данный момент нуждается. Ведь ребенок говорит о том, о чем мечтает. Из этих историй можно многое узнать о сущности, характере, восприятии ребенка, так как многое исходит из подсознательных желаний его души.С развитием воображения и речи ребенок нередко начинает разыгрывать окружающих при помощи невинного обмана. Дети наслаждаются, вводя взрослых в заблуждение, и весело хохочут, разоблачая самих себя. Так выражается стремление показать, что они «уже выросли» и даже в чем-то «превосходят» нас (ведь мы поверили сказке, обману, фантазии!).
Однако, в этот же самый период возникает и совсем другая ложь – настоящая. Примерно после четырех лет ребенок начинает лучше ориентироваться: за что и почему его сегодня наказали и похвалили; как повторить приятную для себя ситуацию. Ребенок ищет благоприятные для него варианты и непременно обнаруживает один из самых простых – обман. Примерно к 7-8 годам большинство детей уже четко отличают фантазии от реальности. Ложь становится моральной категорией. Дети начинают понимать, что лгать плохо не потому, что ложь не нравится взрослым, а потому, что на вруна нельзя положиться, ему не доверяют, с ним не хотят дружить. И, тем не менее, могут быть причины, которые заставляют детей идти на обман.
Систематическая ложь является симптомом какого-то неблагополучия в жизни ребенка. это свидетельство не моральных, а, скорее, психологических проблем ребенка.
Основные причины, почему ребенок может сказать неправду:
Одна из главных причин лжи в любом возрасте – страх. Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут. Малыши легко признаются в проступках, пока их за эти проступки не начинают наказывать. Если кроха молчит в ответ на грозный вопрос родителя: «Это ты сделал?», значит, опыт наказания у него уже есть. Это молчание – по сути, первая в жизни ложь. Придумать историю в свое оправдание малыш еще не может, остается только молчать или плакать, или отрицать очевидное. Такое поведение ребенка может быть связано с тем, что родители бывают слишком жестокими или непоследовательными в своем поведении. Ребенок может быть слишком трудным, чтобы соответствовать их ожиданиям, а родители могут быть не способны принимать ребенка таким, какой он есть. Тогда ребенок вынужден прибегать ко лжи ради самосохранения. Такая ложь может привести к тому, что между вами и ребенком уходит доверие, потому что он вас боится и не может сказать правду.
Детский обман может быть спровоцирован большим количеством запретов. Если взрослые постоянно твердят «нельзя», тогда, с трудом перенося обилие запретов и соблазнов, ребенок идет на хитрость. Так маленький обман становится способом получить то, о чем он мечтает, что невозможно добыть другим путем, или путь этот пока еще не ясен.
Еще одной важной причиной может быть желание добиться любви и похвалы. Ребенок начинает хвалиться несуществующими успехами, привирает, приукрашивает уже существующие, чтобы добиться поощрения родителей. Обычно родители таких детей требуют от ребенка слишком многого.
Обман может быть связан с желанием самоутвердиться, выглядеть в глазах взрослых или детей необыкновенным. В ответ на успехи сверстников ребенок может рассказать о своих вымышленных подвигах, богатстве родителей и т. д. (что может быть признаком сниженной самооценки). Исследования показали, что дети из неблагополучных семей лгут чаще. Им объективно труднее соревноваться со сверстниками в учебе, в наличии игрушек, интересном досуге, и они поддерживают свой статус ложью. Очень часто причиной детской лжи становится слишком горячее желание взрослых воспитать вежливого, доброго, интеллигентного человека. Исключительно из лучших намерений родители учат ребенка скрывать свои эмоции, не разрешают ему (да и самим себе) говорить о своих негативных чувствах. Например, когда ребенок говорит, что не любит брата, он слышит: «Нельзя так говорить!»
Побудить к обману может и задетое самолюбие. Например, если ребенок не может ответить своим обидчикам, он может начать придумывать истории, в которых выглядит героем. Такие истории имеют психотерапевтический эффект и помогают малышу справиться с действительностью.
Очень часто причиной детской лжи становится слишком горячее желание взрослых воспитать вежливого, доброго, интеллигентного человека. Исключительно из лучших намерений родители учат ребенка скрывать свои эмоции, не разрешают ему (да и самим себе) говорить о своих негативных чувствах. Например, когда ребенок говорит, что не любит брата, он слышит: «Нельзя так говорить!»
Причиной детской лжи может быть пример взрослых, когда ребенок сталкивается с тем, что слова не всегда соответствуют поступкам, а обещания очень быстро забываются. День, когда ребенок обнаружит, что его обманывали, станет крахом родительского авторитета. С этого дня он внутренне разрешит себе так же поступать и со взрослыми (не важно, будет он это осознавать или нет). Помните, подражание является одним из наиболее важных способов научения ребенка, а родители – главный образец для подражания.
Дети могут лгать, чтобы защитить или не обидеть товарища, что называется «ложь во спасение».
И, конечно же, ребенок может врать просто назло. Дети прекрасно осознают, что ложь раздражает взрослых, и, порой, именно этого и добиваются – хотят рассердить родителей, даже если им придется перенести наказание.
Как себя вести родителю, если ребенок говорит неправду
Если вы вдруг обнаружили, что ребенок сказал вам неправду, не стоит тут же кричать, ругать ребенка, устраивать допросы, «выбивая» из ребенка правду. Агрессивная реакция на ребенка, когда он сказал неправду лишь усугубляет его желание и дальше скрывать или искажать информацию, чтобы избежать наказания. Вот что вы можете делать в такие моменты:
Не делайте вид, что вы поверили, а спокойно скажите, что эти слова вызывают у вас сомнение. В таких случаях нет ничего лучшего, чем спокойный и рассудительный разговор без повышенных тонов. Обязательно расскажите ребенку о своих чувствах, которые вы испытали, раскрыв правду за словами ребенка. Ребенок должен услышать от вас о вашей обиде, увидеть, что вы искренне расстроены. Родительское отношение ко лжи должно быть вполне четким и определенным. С одной стороны, не надо требовать признаний, допросов и суда над «преступником», с другой стороны – нужно, не колеблясь, называть вещи своими именами.
В любом случае, ребенок должен знать, что говорить неправду родителям нет необходимости. Задумайтесь, что мешает ребенку быть откровенным с вами, почему он скрывает те или иные факты. Постарайтесь стать со своим ребенком близкими людьми, которым ложь просто не нужна.
Почаще показывайте детям, что вы их любите безо всяких условий, независимо от совершенных оплошностей, что каждый в жизни совершает большие и маленькие промахи, и ничего страшного в этом нет.
Если вы хотите научить ребенка быть открытым и честным, то вы должны быть готовы выслушать от него подчас и горькую правду, а не только то, что вам приятно.
Всегда держите свое слово. Если в каком-то случае вы не можете выполнить обещание, объясните ребенку, почему вы это не можете выполнить, и извинитесь.
*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 3 до 7 лет»