Дидактические пособия для формирования слоговой структуры слов
Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова
Причины нарушения фонематического слуха
Причины подобных нарушений бывают двух видов механические и функциональные.
Механические
обусловлены натальными и постнатальными вредностями, к которым относятся инфекционные заболевания, травмы, в том числе родовая травма, в результате которой оказываются поврежденными речевые зоны мозга, а также наблюдаются дефекты речевого аппарата. К последним относятся особенности строения языка: слишком большой и малоподвижный язык, маленький узкий язычок, короткая уздечка, ослабленный в передней части язык. А также дефекты челюсти:
- прогнатия – явление, когда верхняя челюсть значительно нависает над нижней.
- прогения – обратное явление, нижняя челюсть выдвинута вперед, нижние зубы перекрывают верхние.
- открытый боковой прикус – при смыкании зубов с обоих боков остается значительная щель между зубами.
- Открытый прямой прикус – при смыкании зубов боковые зубы антагонисты соприкасаются друг с другом, а передние образуют щель.
- неправильное строение зубов.
- Особое строение нёба: узкое, слишком высокое, плоское.
- непропорциональные губы: отвислая нижняя губа, узкая малоподвижная верхняя губа.
Функциональные причины
связаны с издержками воспитания или его отсутствием, к которым относят:
- долгое сюсюкание с малышом.
- подражание родителям, у которых есть проблемы с речью.
- двуязычие в семье.
- длительное сосание соски, вследствие чего обнаруживается недостаточная подвижность языка, губ, челюсти.
- педагогическая запущенность.
Классификация звуков
В свою очередь, звуки тоже сортируют на две группы. Их главное отличие от друг друга — анатомия образования. Какие существуют классы:
- Согласные. При их произношении человек сталкивается с препятствиями. Преградой выступает один орган или целая их группа (губы, зубы или язык).
- Гласные. При помощи гортани и отдельных частей ротовой полости воздух без каких-либо помех выходит из лёгких — так образуется гласный звук.
Чтобы понять остальные различия, необходимо детально разобрать каждое понятие.
Виды гласных
Всего в русском языке существует 6 гласных звуков (о, и, а, э, ы, у), но для обозначения их на письме используют до 10 букв. Связано это с тем, что некоторые из гласных могут иметь несколько буквенных обозначений одновременно. Например, есть полугласная «й». Стоит учитывать, что в школьной программе она будет обозначаться согласным звуком. Также её предназначение — отображение дополнительных гласных (я, е/ё, ю). В фонетическом разборе это будет выглядеть:
- я — [ йа ] ;
- е — [ йэ ] ;
- ю — [ йу ] ;
- ё — [ йо ] .
Однако эти гласные не всегда будут отображаться в схеме двумя буквенными элементами. Правило сохраняется только в некоторых условиях:
- В начале слова. (Яна, январь).
- После гласных звуков (тихая гавань, молодая мама, скоростной поезд).
- После твёрдого/мягкого знака (въехать в дом).
В противном случае эти гласные будут смягчать, но двойного звучания вместе с «й» не будут давать (ребята, ветер).
Все гласные подразделяют ещё на две подгруппы, в зависимости от звука, стоящего перед ними. К ним относят:
- Если стоит твёрдый согласный (чашка, сорока). В эту группу входят: а/о, у, э, ы.
- Если впереди указан мягкий согласный (пила, перо). Сюда включают: я, е/ё, и/е.
Каждая гласная имеет и свой личный характеризующий признак — ударение. Его в обязательном порядке требуется указать в фонетическом разборе. По этому признаку гласный может быть либо ударным, либо безударным. Ударный звук пишется и произносится всегда одинаково (Москва — под ударением «а»).
Группы согласных
Согласных звуков значительно больше, чем гласных. Всего их насчитывается 20. Они тоже делятся на группы по определённым признакам. При этом согласные могут одновременно значиться в нескольких группах, то есть иметь несколько признаков:
- Звонкие: б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м.
- Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
- Парные: б/п, в/ф, г/к, д/т, ж/ш, з/с.
- Непарные, но они делятся на ещё 2 подгруппы. Звонкие: р, л, н, м. Глухие: х, ц, ч, щ.
- Шипящие: ж, ч, ш, щ. Все остальные можно отнести к мягким или твёрдым.
- Твёрдые: ж, ш, ц. Их мягкость не меняется в любых ситуациях.
- Также неизменные мягкие: й, ч, щ.
При произношении могут возникнуть проблемы с правильным определением звонкости, так как и глухие, и звонкие имеют одну и ту же артикуляцию (кактус). Есть два метода решения задачи парных согласных:
- Разделить алфавит на две части. Вначале будут идти звонкие согласные, после — глухие.
- Изучить правила позиций согласных, при которых они в обязательном порядке становятся звонкими/глухими.
Как формируется фонематический слух
При нормальном развитии реакции на звуки отмечаются уже у новорожденного. Выражается это во вздрагивании, мигании, изменении дыхания. Вскоре звуки начинают вызывать у ребенка задержку некоторых движений, прекращение крика. Уже на 3-4 месяце ребенок начинает различать речевые и неречевые звуки, а также однородные звуки разной громкости. В первые полгода жизни главную слуховую нагрузку несет интонация, малыш учится различать голоса близких людей. К 1 году ребенок начинает правильно реагировать на произнесенные взрослым звуки, например, при произнесении слова «часы» ребенок поворачивает к ним голову, также, как и при произнесении звуков «тик-так». Ребенок откликается уже на слово, а не на интонацию, так завершается этап дофонемного развития. На втором году жизни ребенок начинает различать все звуки речи.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 Невского района Санкт-Петербурга
- Вы здесь:
- Главная
- Сведения об образовательной организации
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Логопедические кабинеты
Логопедические кабинеты
Оснащение логопедических кабинетов
Зона коррекции звукопроизношения:
- «Королевство зеркал» оборудована настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Зона игровой терапии. В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры. Все зоны взаимосвязаны и решают взаимосвязанные коррекционные задачи.
- «Звукобуквенные домики»(игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза «Звукобуквенные дощечки» и «Раздели слово на части», схемы предложений, «Букварики» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения)
- «Царство смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи, учебно – наглядные пособия для развития познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи») .
- «Центр речевого дыхания» (пособия для выработки целенаправленной воздушной струи»
- «Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики) : « коврики, трафареты, игры)
- «Внимательные ушки»развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.
- Центр релаксации.В нём «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей.
- Рабочая зона учителя-логопедаоборудована столом, стулом, презентациями, компьютером.
- В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры) ; наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.
- Оснащение логопедического кабинета
- Настенное зеркало (1.5м — 0.5м) — 1 шт.
- Детские столы — 2 шт.
- Детские стулья — 11 шт.
- Стол для логопеда — 1 шт.
- Шкафы для пособий — 4 шт.
5.Шифоньер — 1 шт.
6. Тумбочки- 2 шт.
7.Настенное панно- 1 шт.
8.Лампа дневного освещения- 1 шт.
9.Чистое полотенце — 1 шт.
- Коробки, папки для хранения пособий.
- Компьютер — 1 шт.
- Принтер — 1 шт.
- Ковровая дорожка — 1 шт.
- Фланелегаф — 1 шт.
Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми
- Одноразовые марлевые салфетки.
- Пособия для индивидуальной работы.
- Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
- Материалы для обследования устной речи.
Дидактические игры и пособия:
Магнитная азбука, касса букв, книга «Азбука», слоговые кубики, слоговая линейка, картинный материал, карточки-задания, перфокарты, мозаика-азбука, звуковички, «Составь слово», «Составь слово из слогов», «Цепочка слов», Лото «Мы читаем», «Строители», «Новоселье у зверей», «Кого позовут в гости?», «Кому подойдет квартира», «Кто куда поселится», «Преодолей вершину», «Озорной котенок», «Где слово живет?», «Покажи количество слогов в слове», «Сложи слово, найди ему пару», «Пишем и читаем», «Читаем по слогам», «Слоги», Карточки-слова с пропущенными буквами, слогами, Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кросс ворды и др.).
Логопедическй кабинет группы «Солнышко»
Логопедический кабинет группы «Звездочки» Логопедический кабинет группы «Радуга»
Логопедический кабинет группы «Капельки»
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР
консультация на тему
Изложены дидактические игры на слоговую структуру слова. Материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям. Авторское видео к данному выступлению по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=2Zt0j0c59Ps
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_razvitie_slogovoy_struktury_slov.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения.
Но как показывает практика, предложенные системы коррекции таких нарушений не всегда применяются логопедами в полном объеме.
Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому очень актуальной в настоящее время остается проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова выделяются два этапа:
1 . Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и вербальном материале.
Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2.Основной (собственно коррекционный). Работа проводится на вербальном
Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата.
Проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Рассмотрим более подробно содержание этих этапов работы. Для того, чтобы сэкономить время, я буду просто перечислять основное содержание работы и называть, какие дидактические игры возможно применить. С описанием этих игр я предлагаю ознакомиться самостоятельно на памятках.
I. Подготовительный этап
Работа на невербальном материале
Развитие базовых предпосылок становления
слоговой структуры слова:
1.Совершенствование статико-динамических и темпоритмических параметров общих движений и действий :
совершенствовать координацию общих движений;
-формировать умение различать, воспроизводить разнообразные неречевые ритмические структуры;
— формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях;
-развивать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти;
-формировать общую координацию движений под ритмическую музыку.
«Повтори за мной»
«Кто как ходит?» (воспроизведи движение животного: волка, лисы…)
«Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева»
«Стучи – как я считаю»
«Теремок» (по количеству ударов отгадай кто стучит в теремок)
«Строим дом» (Ребенок стучит, воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов)
«Сколько раз ударили в барабан»
«Узнай музыкальный инструмент по звуку»
2.Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук:
-развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое;
-воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук;
-развитие реципрокной координации рук;
-развитие динамического праксиса рук;
«Сорока — белобока» (поочередное единичное прикосновение большим пальцем ко всем остальным)
Поочередное прикосновение пальцев рук к столу — «игра на пианино» — в направлениях слева направо, справа налево (правой руки, левой руки), во встречных направлениях (двух рук одновременно)
Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно
«Кулак – ребро – ладонь»
«Кулак левой руки–ребро правой руки»
3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений:
-развивать кинестетическую и кинетическую основы движений;
-совершенствовать плавность и переключаемость движений;
-совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.
-губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам
-совместное выполнение артикуляционного упражнения с последовательными движениями пальцев рук
-поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев
Работа на вербальном материале
Научить на слух дифференцировать слова длинные по слоговому контуру и короткие
«Поднимись по лесенке»
«Найти длинное слово среди коротких»
Различение слогового ряда
«Волк и козлята» (волк стучит в домик один раз-«тук», коза-два раза-«тук-тук», козлята — три раза
Формирование пространственно-временных представлений
«Найди начало, середину, конец»
«Что стоит перед, за, после?»
«Кто первый, послед-ний?» (сказка Репка)
II. Основной этап
1. Научить правильно, произносить слова продуктивных классов
произнесение слов из двух одинаковых слогов; «Кто как поет?»
2.Устранение ошибок уподобления слогов друг другу, овладение умением плавного и быстрого переключения с одной артикуляции на другую
3. Научить произносить слова со стечением согласных (в середине слова, в начале слова)
4. Устранение перестановок слогов
-придумать слова со слогом (ко, ма. )
«Собери слово» — сложить слова из слогов, данных в нарушенной последовательности
«Перевертыши» (бан-ка – ка-бан, мыш-ка – ка-мыш..)
Далее предлагаю видео, где предложены варианты дидактических игр на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР.
И в заключении я хочу отметить, что существует огромное множество пособий (это например тетради на печатной основе, методические руководства с перечнем игровых устных упражнений), но всетаки большее внимание необходимо уделять подбору иллюстративного материала, который способствует привлечению внимания детей и увеличивает объем запоминания. А также при соотнесении слова с картинкой у ребенка развивается наглядно — образное мышление, которое стимулирует познавательную активность ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ.
В материале приводится описание дидактических игр, которые позволят ребёнку легче усвоить слоговую структуру слова и закрепить речевой материал.
Рекомендации для родителей.
Формирование слоговой структуры слова.
речевые игры для детей.
Роль дидактических игр в работе логопеда, виды игр по формирлванию слоговой структуры слова для детей с речевыми нарушениями.
quot;4 лишний». Ребенку предлагается выбрать лишнюю картинку и назвать ее.»Что делали дети?». На игровое поле выкладывают карточки с действиями. Ребенок называет их. Также н.
Авторские дидактические игры по формированию слоговой структуры слова
учебно-методическое пособие по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Роль дидактических игр в работе логопеда, виды игр по формирлванию слоговой структуры слова для детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_slogovoy_strukture_slova.docx | 933.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры в коррекционной работе.
Авторские игры по формированию слоговой структуры слова
ДОУ №130 города Липецка
Батанина Анастасия Михайловна
Эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, достигается при широком использовании дидактических игр.
В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
При проведении дидактических игр основываемся на общих дидактических принципах.
Основными из них являются следующие:
1. Принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр.
2. Принцип повторности. Новые знания у дошкольника вызывают значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. И только в результате повторения ребенок приобретает знания.
3. Принцип наглядности. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому в своей работе логопед должен использовать как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д.
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Поэтому, в логопедической работе с детьми, организовывая дидактические игры, необходимо соблюдать и коррекционно-развивающие принципы , такие как:
1. Принцип динамичности восприятия;
2. Принцип развития высших психических функций;
3. Принцип мотивации;
Игры, используемые в коррекционной работе логопеда, выполняют следующие функции:
- обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
- диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
- терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
- коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
- развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
По направленности выделяются следующие виды обучающих игр при коррекции речи:
- для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- для развития фонематического восприятия;
- для развития мелкой моторики;
- по обучению грамоте;
- по формированию слоговой структуры слова;
- по совершенствованию грамматического строя речи;
- по обогащению словаря;
- для развития связной речи.
В этом году моя тема по самообразованию связана с формированием слоговой структурой слова.
У большинства детей с ОНР в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми, имеющими системные нарушения речи. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводим работу над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данную работу так же проводим в игровой деятельности, с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова — долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.
Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков, формированию фонематического слуха.
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги.
Ход игры: детям предлагается помочь художнику выбрать краску. Дети определяют количество слогов в каждом слове-картинке, которые выложены по порядку на доске, и, шагают с краски на краску (цветная клякса) игрушкой – человечком. Спросить ребенка на каком цвете стоит художник (каждому слогу соответствует один цвет).
Так же можно произносить слова на слух, определяя количество слогов в слове, перемещая игрушку-человечка по цветным кляксам.
Цель: умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.
Ход игры: Скоро праздник Новый год. Что мы получаем в этот праздник? Дед Мороз готовит много подарков и сам не справляется. Он очень просил вас помочь ему. Не откажите в помощи? Надо разложить подарки в коробки. Но не просто так. Детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в коробку так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой (с другой стороны количество кружков), которая указана на коробке, четко произнося слово по слогам.
Цель: закреплять навык деления слов на слоги; развивать слоговую структуру слова; закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой; закреплять словарь по лексическим темам.
Ход игры: Подбираются игрушки, предметы по лексической теме (игрушки, посуда, одежда, овощи, транспорт и др.). Детям предлагается купить товар. Количество точек на денежной купюре соответствует количеству слогов в названии товара.
Играющим раздаются «деньги» — карточки с нарисованными точками (одной, двумя, тремя, четырьмя). У логопеда на столе разложены картинки с изображением товаров. Дети по очереди «покупают» товар так, чтобы в его названии было столько слогов, сколько точек на карточке. Игра продолжается, пока игроки не потратят все «деньги».
Продукты: масло, сыр, помидоры, сок, молоко…
Школьные принадлежности: тетрадь, линейка, клей, учебники…
Игрушки: мишка, кубики, пирамидка, гном, мяч, Буратино…
Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество точек на изображении божьей коровки (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.
Подобрать две картинки (соседей), так, чтобы количество слогов в словах соотносилось с той цифрой, которая указана в «зеркале» замка, четко произнося слова по слогам.
Детям предлагается выбрать героя, определить количество слогов в слове (картинка), вставить картинку с одной стороны замка и подобрать вторую картинку (найти соседа) так, чтобы количество слогов в слове соответствовала количеству слогов первой картинки.
Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать навык слогового и фонематического анализа слова, закреплять правильное произношение звуков, развивать мелкую моторику и сенсорику.
Детям предлагается определить количество слогов в слове на цветочке и посадить на него жучка с таким же количеством точек.
Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Ход игры: грузовик должен доставить груз. Он поедет только тогда, когда все правильно будет уложено в кузове. Расположить картинки в заданной последовательности: внизу слова, которые состоят из трех слогов, в середине – слова, состоящие из двух слогов, и вверху – из одного слога.
Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели занятия: 1. образовательная — научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая — развивать внимание, речь.3. воспитательная — вос.
Цели занятия: 1. образовательная — научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая — развивать внимание, речь.3. воспитательная — вос.
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч.
Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят.
Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме «Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки».
Русский язык , 1 класс.
Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото.
Дидактические пособия для формирования слоговой структуры слов
Аннотация: В статье показаны метода и приемы формирования слоговой структуры слов у детей с ОНР.
Статья:
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников. При этом следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики.
В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме. Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:
1 г. 3 мес. – 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного – слова (ударный) или два одинаковых слога: га–га, ту–ту;
1 г. 8 мес. – 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2 – сложные слова; в 3 – сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес. в 3 – сложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4 – сложных словах;
2 г. 1 мес. – 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась);
2 г. 3 мес. – 3 г. слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:
правильно произносимые слова: мама, дай;
слова–фрагменты: мако (молоко);
слова–звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би–би;
абрисы слов: папаша (лопата);
слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко–слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.
Логопедическая работа по коррекции нарушений звуко–слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций. Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений. Коррекция недоразвития слоговой структуры проводиться в два этапа:
– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.
На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Упражнение «Выбери схему»
Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Работа на вербальном материале.
Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко – слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
Упражнения на развитие оптико–пространственной ориентации.
Упражнение 1.
Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.
Упражнение 2.
Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко. (Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)
Упражнение 3.
Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.
Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.
Упражнения на развитие сомато – пространственной ориентации.
Упражнение 1.
Взрослый может предложить такие вопросы. На каком плече моя рука? Какой рукой ты рисуешь? А ешь? Какое ухо я трогаю? Где лоб? и т.д.
Упражнение 2.
Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.
Упражнение 3.
Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.
Упражнение 4.
Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.
Упражнение 5.
Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.
Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.
Упражнение 1.
Поставь вверху листа точку, внизу палочку, нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.
Упражнение 2.
От поставленной на листе точки ребенок, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.
Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.
Упражнение 3
Ребенок должен продолжить ряд: хх хх хх; …
Упражнение 4.
Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.
Упражнение 5.
Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели.
Упражнения на развитие временно – пространственной ориентации.
Упражнение 1.
Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.)
Упражнение 2.
Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.
Упражнение 3.
Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.
Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?
Упражнение 4.
Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».
Упражнение 5.
Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».
Упражнение 6.
Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.
Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.
Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.
Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после предъявления инструкции взрослым.
1. Артикуляционные упражнения.
– открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;
– язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;
два раза щелкнуть языком, один раз подуть;
– втянуть щеки, пощелкать языком, один раз подуть;
– беззвучно артикулировать гласные (и-у-а);
2. Упражнения для рук.
–большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;
– класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;
– показать кольцо из пальцев, ладонь вертикальна, «ушки зайчика»;
– из и. п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец;
3.Упражнения для тела:
– наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;
– помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;
– топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.
4. Упражнение.
Повторение ритмических рисунков за взрослым отстукивание, отхлопывание, притоптывание.
Коррекционный этап
Работа над гласными
Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.
Упражнение 1. «Капельки дождя»
Произнесение гласных звуков по ритмическому рисунку.
Упражнение 2.
«Определи по губам, какой гласный звук произносит обезьянка»
– узнавание звука по беззвучной артикуляции и произнесение его голосом.
Упражнение 3. «Самый внимательный»
– пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУ ИА ОА ИАУ УАУ АУИА ИУАО…
Упражнение 4.
Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:
С. Е. Большакова — новые книги
- По популярности
- По дате
- По серии
- По циклам
- По алфавиту
- Произведения
2016г.
ISBN: | 978-5-9949-0880-8 |
Год издания: | 2016 |
Издательство: | Сфера |
Серия: | Библиотека логопеда |
Язык: | Русский |
В пособии описываются причины трудностей формирования слоговой структуры слова, виды ошибок. Описывается методика работы.
Уделяется внимание развитию таких предпосылок для формирования слоговой структуры, как оптико- и сомато-пространственные представления, ориентация в двухмерном пространстве, динамическая и ритмическая организация движений. Автор предлагает прием мануального подкрепления, облегчающий детям артикуляционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов. Дается порядок освоения слов со стечениями согласных. Игры каждого этапа содержат речевой материал, подобранный с учетом программ логопедического обучения.
Пособие предназначено для работы логопедов, воспитателей, может использоваться родителями.
Дополнительно для работы по коррекции слоговой структуры слова предлагается наглядное пособие.
В пособии описываются причины трудностей формирования слоговой структуры слова, виды ошибок. Описывается методика работы.
Уделяется внимание развитию таких предпосылок для…
2009г.
ISBN: | 978-5-9949-0214-1 |
Год издания: | 2009 |
Издательство: | Сфера |
Серия: | Логопед в ДОУ |
Язык: | Русский |
В книге рассматриваются проявления и причины нарушений сложнокоординированных движений рук. Предлагаются тесты для обследования состояния общей и мелкой моторики, произвольного торможения, статической и динамической координации, координации движений рук и ног. Даются рекомендации для организации занятий.
Основная часть пособия занята играми с учетом возрастных особенностей детей. Описания пальчиковых игр иллюстрируются рисунками. Предлагаются инсценировки для включения в занятия и физкультминутки. Даются рассказы для пересказа в сопровождении ручных движений. Представлены теневые игры.
Предложенные упражнения стимулируют также развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения.
Пособие может использоваться на фронтальных, индивидуальных занятиях, а также дома. Рекомендуется для дефектологов, воспитателей, родителей.
В книге рассматриваются проявления и причины нарушений сложнокоординированных движений рук. Предлагаются тесты для обследования состояния общей и мелкой моторики, произвольного…
2008г.
ISBN: | 978-5-89145-073-8 |
Год издания: | 2008 |
Издательство: | Сфера |
Серия: | Логопед в ДОУ |
Язык: | Русский |
В книге рассматриваются проявления и причины нарушений сложно-координированных движений рук. Предлагаются тесты для обследования состояния общей и мелкой моторики, произвольного торможения, статической и динамической координации, координации движений рук и ног. Даются рекомендации для организации занятий.
Основная часть пособия занята играми с учетом возрастных особенностей детей. Описания пальчиковых игр иллюстрируются рисунками. Предлагаются инсценировки для включения в занятия и физкультминутки. Даются рассказы для пересказа в сопровождении ручных движений. Представлены теневые игры.
Предложенные упражнения стимулируют также развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения.
Пособие может использоваться на фронтальных, индивидуальных занятиях, а также дома. Рекомендуется для дефектологов, воспитателей, родителей.
В книге рассматриваются проявления и причины нарушений сложно-координированных движений рук. Предлагаются тесты для обследования состояния общей и мелкой моторики, произвольного…