Gorod-kids.ru

Мама и я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учимся выговаривать букву Р — различные упражнения

При помощи этих упражнений, научите ребенка правильно выговаривать все буквы

Если у ребенка что-то не получается, не переходите к следующему этапу обучения, а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях, на которых вы остановились

Как научить ребенка говорить буквы не “проглатывая” и правильно выговаривать буквы Р и Л ?

Если вашему ребенку сложно выговаривать Р или Л,то специальный комплекс упражнений для укрепления мышц языка,занятия для правильного произношения букв в слогах и слогах ,а также – полезные детские скороговорки для улучшения дикции помогут решить эту проблему.

Одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются родители дошкольника – как научить ребенка выговаривать буквы правильно. Обычно деткам очень долго не удается правильно выговаривать “заковыристые” буквы Р и Л. И в этой статье мы пошагово научим вас проводить занятия с малышом для улучшения дикции и правильного произношения букв. После того,как вы внимательно ознакомитесь с методами,которые помогут вам научить ребенка выговаривать букву р и л, помощь детского логопеда ребенку может вовсе не понадобится.

“Сложная” буква Р для большинства детишек остается неподдающейся в освоении дольше всех остальных букв . Как правило, проблемы с правильным произношением буквы Р появляются в то время, когда речь малыша только начинает развиваться, на этапе базового становления. Нельзя упускать это время и откладывать обучение правильному произношению букв в долгий ящик,чтобы у ребенка формировались навыки выражать свои мысли хорошо поставленной речью и чтобы не закрепилась картавость.

Обучая малыша правильно выговаривать буквы Р и Л, важно правильно организовать занятия : Нельзя переутомлять ребенка, занимайтесь с ним не более 15 минут ежедневно;
Обучение навыкам правильного произношения букв должно быть организовано в игровой форме;
Тональность в процессе обучения малыша не должна быть навязчивой и обязательно должна быть доброжелательной.

Итак, с помощью приведенных ниже 6 шагов вы сможете научить своего ребенка правильно выговаривать букву р:

Подготовка к занятиям: массаж лица

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы правильно,сделаем ему массаж, разогревающий мышцы лица. Малыш стоит к вам лицом,его глаза находятся прямо напротив ваших.
Делаем массаж и озвучиваем все действия: Медленно и нежно поглаживайте теплыми подушечками пальцев надбровную область лба малыша и при этом приговаривайте: « Вот как сильно мы любим себя, вот как трепетно голубим себя … » Затем начинаем аккуратно массировать крылья носа и движемся пальцами в направлении гайморовых пазух, при этом приговариваем : «Ой какой у нас славный носик, вот какой у нас симпатичный курносик …» После этого массирующими движениями разглаживайте кожу малыша вокруг скул,губ,щечек и до ушей,а затем – в обратную сторону. Приговаривайте при этом : «Губки,наши губки,расплывайтесь-ка в улыбке ! Рот наш роток, он совсем не молчунок ! Ушки наши ушки, вы всегда на макушке!»

Разогревающий для мышц лица массаж мы уже сделали малышу. Приступаем к первым упражнениям.

Ребенок по прежнему находится к вам лицом,осанка прямая и его глаза – на уровне ваших.

Эти упражнения помогут хорошенько укрепить мышцы языка малыша и будут способствовать развитию принудительной вибрации самого кончика языка.

Попросите малыша попеременно доставать кончиком языка то нижние зубки, то верхние (30-40 раз).

Затем малыш резко шлепает языком по области нёба,где расположен верхний ряд зубов, одновременно произнося букву Д. Обязательно демонстрируйте все действия,чтобы малыш точно выполнял упражнения.

Далее. Попросите малыша немного высунуть язык, губы при этом сомкнуты. Ребенок сильно выталкивает изо рта воздух , при этом по инерции кончик язычка должен вибрировать. В последующих упражнениях малыш будет самостоятельно учиться воспроизводить этот звук без выталкивания воздуха изо рта.

Основные упражнения для улучшения подвижности языка и закрепления навыков правильно выговаривать букву р

* А теперь привнесем в обучение больше элементов игры. Попросите ребенка показать свой язычок – пусть он его немного расслабит и поболтает им с выходящим звуком между зубов, будто бы дразнясь. Потом устройте с малышом соревнование – кто из вас высунет свой язык дальше.

* Отличное занятие,которое поможет быстрее научиться малышу выговаривать букву Р, это имитировать топот лошадиных копыт, характерно цокая язычком. Научите ребенка цокать язычком и попросите его повторить эти звуки пятнадцать раз.

* Как научиться выговаривать букву р в игровой форме проверенным методом ? Отличное упражнение – малыш двигает в разные стороны большим пальчиком,положив его под язык. Одновременно ребенок пытается выговаривать букву Р (рычать,как заведенный мотор автомобиля).

* Еще одно хорошее упражнение,с помощью которого в игровой форме можно осваивать правильное произношение буквы Р и укреплять мышцы языка. Попросите малыша показать улыбку,растянув пошире губки и кончиком языка “почистить” зубки сперва с внешней,а затем и с внутренней стороны. Упражнение желательно повторить 20-25 раз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться.

Как научить ребенка выговаривать все буквы,в том числе и Р ? Продолжаем укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

– Попросите ребёнка пошире открыть свой ротик и показать зубки. На коренных зубках располагаются боковые стороны языка,а кончик – на поверхности передних зубов. Попросите ребенка сделать язычок “крепким” секунд на десять,а затем ненадолго расслабить. Повторяйте упражнение вместе с малышом (6-7 раз).

– Это упражнение для укрепления мышц языка будет немного посложнее для малыша. Но освоив его ,ребенок быстро научится выговаривать правильно букву р и л.
Выполнение упражнения заключается в следующем – малыш как бы “присасывается” поверхностью зыка к нёбу,а затем “отрывает” его от неба с характерным щелчком. Десять раз делаем это упражнение в медленном темпе,затем ускоряемся и снова замедляем темп (всего 30-35 повторов в разном темпе).

– Теперь попросите ребенка слегка разомкнуть губки и легонько прикусывать кончик язычка (15-20 повторений)

– Заключительное упражнение для укрепления мышц языка – малыш выдувает воздух с силой,язык при этом находится между губами. Желательно добиться того,чтобы язычок вибрировал.

А теперь переходим от “физкультурных” упражнений для языка к освоению навыков правильного выговаривания буквы Р в разных слогах и коротких сочетаниях.

Сперва отрепетируйте с ребенком навык правильно выговаривать Р в открытом слоге – ро,ра.
Затем пробуйте выговаривать Р с твёрдыми согласными буквами – др,тр.
Когда малыш закрепит эти навыки, переходите к обучению правильного выговаривания слов (коротких,известных ребенку) с этими слогами. Эти упражнения хорошо оттачивают технику правильной речи и помогают научить ребенка выговаривать букву р .

Детские скороговорки для развития речи и дикции у ребенка.

Если малыш уже неплохо умеет выговаривать букву Р,но иногда (во время разговора) он её “зажевывает” или произносит неправильно,то пришло время познакомить ребенка со скороговорками.

Популярные скороговорки замечательно устраняют дефекты речи,избавляют ребенка от косноязычия,способствуют развитию навыков правильного произношения букв и слов и считаются самым эффективным методом “оттачивания” артикуляции разных звуков.

Если малыш уже может запоминать коротенькие детские стишки,то вы вполне можете приступать к знакомству со скороговорками. Но заучивать скороговорки наизусть надо поэтапно – сперва малыш повторяет скороговорку (вслед за вами) очень медленно. При этом ребенок должен понимать смысл заучиваемого текста. Постепенно наращиваем темп произнесения скороговорки,но вы должны корректировать артикуляцию и дикцию. Ниже вы найдете самые подходящие скороговорки,с помощью которых можно научить ребенка выговаривать буквы, в том числе и “сложную” букву Р :

5 УПРАЖНЕНИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МАЛЫШ НАУЧИТСЯ ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Л

Перед тем,как научить ребенка говорить буквы,не забываем о том,что дошкольник легче усваивает материал в игровой форме обучения. Иногда малыш довольно долго не выговаривает правильно букву Л. Существуют эффективные упражнения для решения этой проблемы. Метод во многом похож на отрабатывание навыков правильного произношения буквы Р

Выполнять каждое упражнение желательно по десять секунд 5-7 раз. Весь комплекс – 3 раза от начала до конца пошагово. (ежедневно 2 раза)

Отрабатываем навык подъема языка вверх и укрепляем мышцы языка.
Попросите ребёнка показать вам зубки, широко улыбнувшись. Язык ребенка касается нёба и пощелкивает,как лошадь стучит копытами по асфальту.

“Оттачиваем” у малыша навык делать язык широким,вырабатывая умения быстро напрягать и расслаблять мышцы языка.
Попросите ребенка немного приоткрыть рот и далеко высунуть язык, а затем – положить его на нижнюю губку широким краем. Попросите малыша удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Теперь учим ребенка выдыхать воздух тонкими струйками по краям язычка.
Слегка приоткрыв рот,ребенок легонько прикусывает передними зубками кончик языка и начинает дуть,наращивая темп и силу. Силу и направление воздушной струи контролируйте с помощью легкого перышка (не забываем об игровом элементе в обучении маленького ребёнка)

Отрабатываем у малыша навык быстро менять положение языка. Это упражнение необходимо для укрепления мышц языка,чтобы малыш мог легко и быстро соединять букву Л с разными гласными – У,А,О,Ы

ребенок приоткрывает рот,сильно упирается кончиком языка в основание верхних зубов с внутренней стороны,а затем быстро меняет положение языка,упираясь его кончиком в основание нижних зубов. Сперва упражнение выполняется медленно,затем ускоряем темп.

Теперь переходим к обучению правильному произношению буквы Л в словах и слогах. Слова и слоги (лу-лу-лу-лу, ла-ла-ла-ла, ло-ло-ло-ло, ла-ло-лу-ла-ло-лу ) даже лучше петь ,а не произносить.
После этого откройте детскую книгу с картинками,объекты на которых содержат в своем названии букву Л в разных сочетаниях с другими буквами. Пусть малыш постарается рассказать что-нибудь о каждом объекте,чтобы в каждом предложении встречалось его название.

Теперь вы знаете,как правильно и быстро научить ребенка выговаривать “сложные” буквы, в том числе – буквы Р и Л. Выделим 3 ключевых момента,которые формируют фундамент в отрабатывании у ребенка навыков произношения разных букв : упражнения на укрепление мышц языка и его подвижности, обучение ребенка правильному произношению той или иной буквы в разных слогах, заучивание скороговорок и их частое повторение (медленно-быстро). Если у ребенка что-то не получается,не переходите к следующему этапу обучения,а продолжайте отрабатывать навыки в упражнениях,на которых вы остановились.

Новое видео:

Новое видео:

Выговаривать букву «Р»

Как научиться выговаривать букву Р.

Я научил своего ребенка выговорить букву Р. Но предупреждаю сразу — я не логопед, я просто папа. И хочу поделиться с вами своими наблюдениями. Мой сын в 5 лет научился выговаривать все буквы, некоторые с помощью логопеда, но произносить звук Р, у него не получалось. Пробовали разные упражнения, гимнастики для языка, но даже с логопедом у него ничего не получалось. В голове у меня засел вопрос: как научить говорить букву Р. Я понаблюдал за несколькими уроками, потугами ребенка выговаривать звук Р, ребенок старался, как мог, но — никак. Оказалось старания были слишком сильные. Я заметил несколько особенностей, и подошел чисто с технической точки зрения. Мы с женой говорим ребенку поднять язык к нёбу, затем на выдохе заставить язык вибрировать. Сын старается, прижимает язык, выдыхает, но язык сильно напряжён и никакой вибрации. Мы заставляем его расслабить язык, и выдыхать, но если он расслабляет язык, он у него падает вниз, то есть уже не прижимается к нёбу. Естественно, ничего не выходит. Сын просто не поймет, что от него хотят, что такое вибрация, как она происходит.

Учимся произносить букву Р.

Мне пришла в голову идея, как совместить несовместимое. Нужно поставить все с ног на голову. Я взял ребенка за ноги и перевернул его вниз головой, естественно, в игровой форме. В качестве эксперимента. Веса в нем было еще немного, ну кто в детстве не болтался вниз головой. В общем, в этом положении я попросил его расслабить язык так, чтобы он сам упал на нёбо, и сильно выдохнуть. И все получилось почти сразу, ребенок понял, как это происходит. Буквально несколько таких упражнений и буква Р стала получаться в нормальном положении. Дня через два у него все стало налаживаться, ну, конечно, не сразу четко и всегда, но со временем и постепенно все наладилось. Теперь мы знаем, как научиться произносить звук Р, кто дочитал до конца тоже это знает. И сможет помочь другим.

Как научиться произносить букву Р взрослому человеку.

Используйте турник, шведскую стенку, детскую площадку. Попросите кого-нибудь помочь. Естественно, соблюдая меры предосторожности и технику безопасности. Надо повиснуть не столько вверх ногами, сколько — вниз головой. Расслабляете язык, резкий выдох. Главное — понять принцип. Нам, по крайней мере, помогло. Если никакой патологии, то поможет и вам.

Удачи в правильном произношении буквы Р.

Статья: «Учимся произносить звук Р»
как научиться выговаривать букву р
как выговаривать букву р
как научиться говорить букву р
как научится выговаривать букву р
как научиться выговаривать букву р взрослому человеку
как выговорить букву р взрослому человеку
выговаривать букву р
как выговорить букву р

P.S. Интересное видео: Влияние звука на песок. Войти

рекомендуем register for this site последние сообщения архивные записи комментировать отменить ответ потеряный пароль

Как научить ребенка выговаривать звуки?

Каждый родитель испытывает гордость и одновременно радость слушая, как его чадо учится произносить новые слова. Очень часто, первые попытки произношения далеко не точные. Разумеется, из уст малютки это звучит мило, однако все хотят, чтобы кроха начал произносить слова правильно как можно скорее.

ПРИЧИНА В СЮСЮКАНЬЕ

Главной ошибкой, которую допускают многие взрослые, является сюсюканье. Возможно это вызывает улыбку на лице крохи, но полезного в этом мало. Взрослые должны четко и членораздельно произносить слова, чтобы ребенок на слух улавливал правильность произношения.

Память у детей отличная и они с легкостью запомнят каким образом нужно выговаривать то или иное слово. Вместо этого они запоминают коверканья, которые слышат от мам, бабушек, теть и прочих родственников. Опускаясь в своей речи до уровня малыша, взрослые, тем самым усложняют процесс освоения звуков. Как бы не пришлось исправлять речь, в последствии, стараниями логопеда.

Не все дефекты речи требуют обязательного вмешательства логопеда. Такие произношения, вызывающих сложность, как — шипящие, а также З — С, К — Г, Р, Л, и Ц, вполне по силам родителям, чтобы справится самостоятельно.

УЧИМСЯ ПРОИЗНОСИТЬ САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ЗВУК — «Р»

Начнем с «Р». Самым трудным для детского восприятия является именно этот звук. Полностью он осваивается только к 5 — 6 годам. Вот некоторые из особенностей, с которыми, с большой вероятностью, может столкнуться каждый родитель.

  • — «Р» выпадает из лексикона малыша. Вместо «кроха» произносит «оха».
  • — Некоторые детки «Р» заменяют на «Л», «Ы», «Й». Вместо «рыба» произносят «лыба», или «рыбка» — «ыыбка», «корова» — «койова».
  • — «Р» звучит у малыша не «по-русски». Больше похоже на английское произношение или французскую картавость.

Чтобы исправить неточность, разработаны ряд веселых, но полезных упражнений, и обязательно перед зеркалом. Упражнения выполняются с ровной спинкой. Зеркало позволит малышу видеть, насколько он все правильно делает. Заодно приучит ребенка к красивой осанке.

«Парус»

Название говорит само за себя. Язычок должен принять форму паруса. Широко открываем ротик и прячем кончик языка вверху за зубками. Добиваемся, чтобы низ язычка был прогнут, а края касались верхних коренных зубок. Проделать не менее 3 повторений по 10 сек., не останавливаясь.

«Лошадка»

Своего рода игра, которая понравится малышу. Язычок прижат к небу как можно плотнее. Резко опускаем, образуя звук цокающих копытцев. Прям как лошадка. Или ослик. Выполнить 10, а лучше 15 подходов.

«Индюк»

Очень смешное упражнение, вам обоим понравится. Изображаем теперь вместе сердитого индюка. Пусть ребенок резко высовывает язычок изо рта между зубок, произнося «бл-бл». Сначала не спешим. Помаленьку уменьшаем интервал между повторениями.

«Прикуси язычок»

Покажите ребенку язык, улыбнитесь и тихонько прикусите его. А теперь пусть попробует сделать также.

«Чистим зубки»

Чем шире улыбка, тем лучше. Кончиком языка проводим по зубкам изнутри, как бы чистя их. В движении один язык, челюсть неподвижна на протяжении выполнения задания.

«Чей длиннее»

Устройте маленькое состязание. Попробуйте достать языком подбородок, нос. А ребенок пусть повторит.

«Дятел»

Открываем рот по шире, и стучим языком по верхним зубам с внутренней стороны, произнося «д-д-д». Крайне полезный тренинг.

Не нагружайте свое дитя, устраивайте перерывы. Занимайтесь весело. Во время перерыва попросите малыша изобразить льва. Пусть издаст грозный рык, как царь зверей. Обязательно почитайте скороговорки с буквой «Р», специально предназначенные для этого стишки.

УЧИМСЯ ПРОИЗНОСИТЬ Ж, Ч, Ш, И Щ

Проговаривать шипящие несколько проще, чем предыдущее задание. Небольшое затруднение вызывают «Ж» и «Ш». Причина в том, что кроха не научился еще расслаблять и растягивать язычок, прикасаясь к боковым зубам сверху. Особенно заметно, когда малютка пытается выговорить «Ж».

Следующие упражнения не вызовут никаких сложностей у малютки:

Сначала учимся расслаблять язычок

Язычок разместить внизу на зубках, а верхними постучать по нему, проговаривая «та-та-та». Язычок расслабится. После этого, верхней губой постучать по язычку, говоря «па-па».

Кончик язычка поднимаем вверх

Приятное упражнение для крохи, ведь выполнять задание придется с жевательной конфеткой. Язычок расположен на нижней губе, а кончик высунут. Кладите жевательную конфетку ему на язычок. Суть заключается в элементарном — прилепить конфетку к верхним зубкам. Малыш должен выполнять задание, не прибегая к помощи челюсти. Работает только язык. И смотрите, чтоб ваше чадо не съело конфету раньше времени.

Через середину язычка вдуваем воздух

Кусочек ватки расположите на столе или какой-либо другой плоской гладкой поверхности. Исходное положение как в упражнении №3. Теперь попросите его сдуть ватку. Следите, чтоб малыш не раздувал щечки и старался произнести звук «Ф».

Сдуваем ватку с носика

В этом упражнение важно, чтобы ребенок, открыв ротик, расположил язык посередине в виде желобка. Ватка расположена на кончике носа. Попросите кроху не крутить головой, а сбросить ватку с помощью воздуха. Для этого надо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть вверх. Задание очень полезное и веселое, вам обоим непременно понравится.

Учимся говорить: «Ж» и «Ш»

Держа язык за зубками, попросите ребенка сказать: «СА». Затем язычок необходимо двигать внутрь. По мере движения языка получится звук «ША». Для «Ж», следует делать то же самое, только изначально произносить «ЗА».

Используем слова с «Ж» и «Ш»

Будут полезны все стишки и песенки, где есть «Ж» и «Ш». Побольше, чтобы можно было чередовать, не надоедая малышу одним и тем же, иначе он ему надоест. Ребенок не должен терять интерес к занятиям. Иначе какой от них прок. Важно, чтоб ему нравилось. Поэтому, повторяйте почаще разные стишки (песенки).

Звук «Ч»

Если язычок слишком напряжен, возникнут некоторые сложности. «Ч» образуется из «ТЬ» и «Щ». Изначально язычок должен дотронуться до альвеол, произнося «ТЬ», затем, расслабиться и, пропуская воздух в щелку, получить звук «Щ». Слившись в единое, оба звука дадут заветную «Ч». Несмотря на кажущую сложность, в течение небольшого промежутка времени, ваш малыш освоит эту букву.

Букву «Ч» также рекомендуют тренировать с помощью стишков, насыщенных этим звуком.

ОСВАИВАЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ «З», «С» И «Ц»

При плохо развитом голосовом аппарате, трудно хорошо выговорить букву «С». Пока не научится произносить ее, проговаривать «З» и «Ц», «ЗЬ» и «СЬ» не удастся. Однако не стоит переживать. Специальные тренировочные упражнения позволят ребенку освоить эти звуки. Вот несколько из них.

«Забей гол»

Полезный мини-турнир по футболу. Соорудите ворота. Из чего угодно, лишь бы были красивыми и нравились малышу. Скатайте из ватки мячик. Ребенок должен забить гол, дуя на шарик. Попросите его сделать губки трубочкой, и сдуть мячик в направлении ворот. Струя непрерывная, щечки нельзя раздувать. Кстати, чтобы лучше научиться сворачивать губки трубочкой, рекомендуют чаще целоваться с малюткой.

«Песенка язычком»

Ничего сложного. Поем «пя-пя-пя». Исходное положение для этого — кладем язык на нижнюю губу, приоткрываем ротик и начинаем пришлепывать обеими губками. Воздух должен выходить плавно и непрерывно. Губа не подворачивается, края языка дотрагиваются до уголков рта.

«Блинчик»

Для начала, кроха должен расслабиться. В том числе расслабить и язык. Для этого достаточно улыбнуться. Язык на нижней губе. Улыбка должна быть расслабленной, язык чуть свешивается с губы.

«Чистим зубки»

Как и выше изложенное, но теперь чистим нижние зубки.

«С» и «З» — созвучные согласные. Упражнения у них одинаковые.

«Ц» — сдвоенный звук, состоящий из «Т» и «С». Главное, чтоб ребенок научился отделять их друг от друга. Скажите ему, пусть он протянет «ТСССССС». Затем короткий «ТС». Получилась «Ц».

УЧИМСЯ ПРОИЗНОСИТЬ «К» И «Г»?

Как и Х, являются заднеязычными, т.е. для освоения необходим высоко поднимать язык. Если у ребенка не получается выговорить их, значит он недостаточно приподнимает язычок, при отсутствии врожденной патологии. Чтобы заставить язычок подниматься, также потребуется некоторые тренировки.

«Катание с горки»

Используйте вату или иной легкий материал. Катаем из него шарик. Кладем на ручку малышу, и просим сдуть его с ладони. Попросите его приоткрыть ротик. Корень языка в приподнятом положении, а кончик опущен. Затем пусть сделает быстрый выдох. К вашей радости, образуется звук «К», к радости ребенка — он молодец, задание выполнено успешно.

«Ложечка»

Малыш не спеша проговаривает «та-та-та». Ваша задача — взять маленькую ложку и, аккуратно отодвигая язык, легонько давить на него. Вместо «та» малютка произнесет «тя», потом «кя», а потом и «ка». Не у всех все получается сразу. Главное продолжать давить ложечкой.

Отклонения, которые мешают правильности произношения:

— перепонка под язычком может оказаться короче, чем положено, что естественно вызовет затруднение движения языка;

— язычок может оказаться чересчур маленьким или большим;

— если у крохи тонкие или пухлые губки, это вызовет затруднение в работе речевых органов;

— наличие зубочелюстных отклонений;

— наличие отклонений органов слуха (ребенок или не слышит, или плохо слышит звуки).

В отсутствии отклонений, которые перечислены выше, начинайте тренировки. Какую бы букву вы не проходили, помните — после тренировки повторяйте стишки, пойте песенки, в которых она активно участвует. Чем чаще, тем лучше. Не выходите из себя, не показывайте раздражение. Если у ребенка не получается, он не должен думать, что вы рассердитесь и заругаетесь. Помните, это игра. Сделайте эти занятия интересными для обоих, и у вас все получится. Тренинг должен проходить легко, как игра. И помните, лучше лишний раз побеседовать со специалистом, чем методом проб и ошибок пытаться решить проблему.

Учим ребёнка говорить букву «Р»

Звук «р» — непростой звук. Вот по этой причине далеко не всем деткам удаётся произносить его в раннем возрасте. Не беда, если крохе нет пяти лет: это достаточно распространённая ситуация и, скорей всего, она поменяется в ближайшее время в лучшую сторону. В этом возрасте к логопедам можно пока не обращаться, а самостоятельно тренировать речевой аппарат малыша. Как это сделать правильно – узнаете из нашей статьи.

Содержание Свернуть

Причины неправильного произношения звука «р»

Иногда бывает, что дошкольник уже достаточно бойко и понятно говорит, однако даже через 1-2 года развития его речи некоторые звуки невнятны. Один из самых распространённых случаев — это неверное произношение звука «р». Именно эта буква чаще всего создаёт трудности речи малышей, беспокоя родителей: «А правильно ли развивается мой малыш?». Звук «р» поддаётся сразу не всем детям.

Родителям не нужно паниковать, ведь каждый ребёнок развивается по своему «индивидуальному плану». А вместе с малышом растут и его умения. Однако если родители не будут вовремя обращать внимание на развитие речевого аппарата крохи и не принимать никаких мер по его совершенствованию, некоторые дефекты речи могут остаться в речи на всю жизнь (например, картавость).

«Совет. Логопеды рекомендуют начинать занятия для формирования правильной речи ребёнка уже с двух-трёх лет. А целенаправленные занятия по постановке буквы «р» лучше проводить в 5-6 летнем возрасте».

Основные дефекты в произношении ребёнком звука «р» проявляются в виде:

  • замены звука «р» на звук «л»
  • невнятного окончания
  • употребления звука «р» не во всех словах
  • гортанном произношении звука «р».

А основными причинами неправильного произношения выступают:

  1. Нарушение подвижности органов речи.
  2. Короткая уздечка языка.
  3. Неправильное речевое дыхание.
  4. Нарушение речевого слуха.

Нужно вовремя обращать внимание на развитие речевого аппарата крохи

Ещё одна важная причина, влияющая на формирование звукопроизношения ребёнка, — это неправильная речевая среда. То есть то, как говорят с малышом взрослые. Дети наследуют все звуки и слова, которые слышат, перенимают произношение, не понимая, верное оно или же нет. Ввиду этой причины родителям рекомендуется тщательно следить за правильностью собственной речи.

Каким образом можно проверить состояние произношения звука «р» у малыша? Попросите кроху порычать или просто повторить несколько раз букву «р». Далее — предложите повторить вслед за вами несколько простых слов с буквой «р» (например, корова, ворона, трактор, дрова и пр.). Если малышу даже не удаётся правильно произнести одиночный звук «р», то лучше всего начать упражнения с отработки именно этого навыка. В том случае, если ребёнок великолепно, раскатисто рычит, но зато в составе слов звук «р» неправильно звучит, то лучше всего начать заниматься нужно с отработки слогов: ра-ру-ри-ро-ар-ир-ор и т. п.

Занятия с логопедом и самостоятельно

Если вы, уважаемые родители, не достигли успехов в попытках научить ребёнка верно говорить букву «р», то тогда лучший выход из такой ситуации — обратиться за консультацией к логопеду.

Преимущества обращения к логопеду — в следующем:

  1. Специалист сможет выявить причину, которая не позволяет малышу произнести звук «р». Логопед увидит, каким способом малыш пытается произнести «р»: заменяя её другими звуками (например, «л»), проглатывая на окончании слова, произнося только в отдельных словах или с помощью гортани. Последний упомянутый способ — причина для беспокойства. Причиной неправильного произношения может быть недостаточно развитая дыхательная система либо артикуляционный аппарат ребёнка.
  2. Именно логопед поможет выявить сложные отклонения в развитии ребёнка, причём, на начальной стадии (например, такую патологию как дизартрия).
  3. Логопед профессионально укажет на все отклонения и особенности произношения малыша, а также подберёт программу занятий с ним, выберет на основе причин неправильного произношения специальные упражнения и, в конце концов, научить говорить букву «р».

В том случае, если становление речи малыша проходит постепенно, без отклонений от возрастных норм речевого развития, то родители и сами могут предлагать крохе различные полезные упражнения для тренировки язычка.

Выбирайте оптимальное время для занятий, чтобы малышу ничего не мешало, он не отвлекался, а был, наоборот, заинтересован. Во время занятия ребёнок должен находиться напротив вас, видя ваше лицо, в частности движения губ, чётко слыша голос. Лучше всего, когда занятия проходят в игровой форме. Занимаясь, будьте спокойны, выдержанны, доброжелательны к малышу. Терпение — основное качество мамы или папы при таких занятиях, ведь на постановку произношения звука «р» может уйти немало времени: как несколько дней, так и несколько месяцев.

Упражнения на постановку звука «р»

Многие логопеды русскоязычного пространства считают, что обучение правильному и беглому произношению звука «р» — чуть ли не самая сложная задача для детей. Не все детишки справляются с ней вовремя и самостоятельно. Помочь в этом деле могут не только специалисты, но и целеустремлённые и внимательные родители.

Ребятишкам младшего дошкольного возраста (до четырёх лет) подойдут следующие игры-упражнения:

  1. Подберите для заучивания детские стихи со словами с буквой «р».
  2. Научите малыша имитировать звуки животных, машин (ррррр — рычит тигр, др-др-др — едет машина и т. д.)
  3. Читайте крохе и учите с ним наизусть потешки, поговорки, скороговорки с активным использованием звука «р».

«Совет. Занимаясь с малышом, демонстрируйте ему правильное положение губ и языка. Учите произносить слова со звуком «р» с достаточно интенсивной вибрацией языка. Если не получается — поможет логопед. А если успех есть — хвалите кроху. Уверенность ребёнка в том, что у него всё отлично выходит, придаст ему сил и ускорит речевое развитие».

Детям четырёх-пяти лет будут полезны такие упражнения:

  1. Попросите кроху открыть рот, а кончик языка высунуть и расположить на бугорках передних зубов, зафиксировав его там на 15-20 секунд. Это упражнение нужно повторить 2-3 раза за занятие: это поможет развить растяжку подъязычной связки и расслабить мышцы языка в приподнятом положении.
  2. Пусть малыш широко откроет рот и сильно ударит языком по бугоркам передних зубов, произнося звук «д». Упражнение нужно выполнять не меньше 15-20 секунд: это поможет разработать кончик язычка.
  3. Предложите ребёнку растянуть губы в улыбку и начать покусывать кончик языка. Упражнение необходимо повторить 7-10 раз подряд: это возбудит мышцы кончика языка.
  4. Попросите кроху посчитать языком все зубы.
  5. Разрешите малышу чуть-чуть побаловаться, предложив ему быстро высовывать и засовывать язык.

Смотрите видео с советами логопеда о том, как правильно научить ребёнка произносить звук «р»

Игры, позволяющие развить речевой аппарат

Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то рекомендуем речевой аппарат ребёнка развивать, превратив занятия в интересные игры. Давайте посмотрим, какие несложные логопедические игры можно проводить в домашних условиях:

  1. «Моторчик». Чистый большой пальчик своей руки ребёнок должен уложить под язык и начать передвигать им вправо и влево. Чтобы сделать это упражнение увлекательным, можно придумать какую-нибудь метафору (сравнение), аналогию: например, «заводится моторчик».
  2. «Чистые зубки». Покажите малышу, как можно растянуть губки в улыбке и попробовать «почистить» заднюю поверхность верхних зубов кончиком язычка. Нижняя челюсть при этом не шевелится.
  3. «Лошадка». Научите кроху цокать языком, как будто скачет лошадка.
  4. «Дразнилки». Предложите малышу «подразниться». Для этого надо высунуть расслабленный язык и поболтать им, издавая произвольные звуки.
  5. «Бррр!» и «Тррр!» Эти междометия — полезные упражнения для крохи: пусть малыш с расслабленными губами произнесёт «Бррр!» (как от холода), а потом звонко выстрелит «Тррр!».

Регулярное выполнение этих элементарных упражнений поможет натренировать мышцы артикуляционного аппарата ребёнка, что будет способствовать своевременному и верному произношению ребёнком буквы «р» самому — без обращения к специалистам-логопедам.

Упражнения на «р» нужно выполнять регулярно.

«По мнению многих логопедов, ребёнок сможет правильно и вовремя начать говорить букву «р», если он будет тренироваться на других звуках, например «д» и «з». Систематически занимайтесь с малышом и проработкой этих звуков, предлагая произносить их, растянув губы».

Очень полезным является повторение и заучивание скороговорок с буквой «р»: про грека, который ехал через реку, про Карла, который украл кораллы и прочие. Тренируйте с ребёнком произношение отдельных слов: поищите детские логопедические стихи, в которых будут присутствовать слова «трактор», «дракон», «драже», «трава», «дрова», «трус» и прочие.

Основные правила успешных занятий

Для того чтобы ваши занятия с ребёнком принесли свои плоды, рекомендуем следовать правилам:

  1. Превратите занятия по постановке звука «р» в весёлую игру. Не заставляйте малыша заниматься, а увлеките его интересным делом. Когда у малыша будет желание — будет и результат.
  2. Не сюсюкайте, говоря с ребёнком. Малыш должен слышать правильную речь от своих родителей с рождения. Не торопитесь, когда говорите, правильно произносите слова (особенно новые для ребёнка), не «съедайте» окончания. Недопустимо подражать неправильной речи малыша, искажая слова.
  3. Когда вы услышите, что у ребёнка «прорвался» звук «р», важно этот навык закрепить. А для этого нужно продолжить занятия, тренируя связную речь малыша с помощью составления рассказов по картинкам, декламирования чистоговорок, скороговорок и тематических стихотворений.

Закрепляйте звук «р», тренируя связную речь малыша с помощью составления рассказов по картинкам

Если до шести-семи лет проблема произношения звука «р» не решилась, то нужно обратиться к логопеду, который окажет профессиональную помощь. Однако надо понимать, что не следует всю ответственность целиком и полностью перекладывать на специалиста. Выполняя его рекомендации и специально подобранные упражнения с ребёнком дома, вы увидите, что результаты не заставят себя долго ждать. Вскоре и не вспомните об этой проблеме. Успехов и терпения вам и вашему малышу!

Учимся выговаривать букву Р — различные упражнения

В первую очередь нужно ответить на следующий вопрос: в каком возрасте неумение выговаривать некоторые буквы является нормой, а в каком это уже опасная тенденция? Специалисты отвечают на него следующим образом. Всё зависит от того, в каком возрасте ребёнок начал говорить, именно с этого момента можно вести отсчёт времени. Если после полутора-двух лет речевой практики ребёнок так и не научился выговаривать некоторые звуки, то это уже повод обратить внимание на проблему.

Но заметьте, что «обратить внимание» и «впасть в панику» — вещи разные. Звук «р», например, всем детям даётся тяжело, обычно они могут справиться с ним не раньше 5-6 лет. Так что следует просто продолжать тренировки речевого аппарата, быть может, всё образуется самостоятельно.

Конечно, существует ряд эффективных упражнений, которые помогут малышу справиться с непослушным языком и подчинить себе сложные звуки и буквы. Одно из самых известных упражнений можно описать приблизительно следующим образом.

Упражнение №1. Ребёнок тщательно моет ручки, после чего кладёт под язычок большой палец любой руки, левой или правой. Затем начинает двигать во рту пальчиком из стороны в сторону. Суть упражнения в том, что язык не будет безучастно болтаться во рту, но чисто инстинктивно будет двигаться, «убегая» от пальца. Это нам и нужно, ведь таким образом он тренируется.

Упражнение №2. Другое упражнение — чистка зубов. Нужно представить, будто язычок — это зубная щётка и начать имитировать чистку зубов этой вот самой щёточкой. Тщательно вычищать каждый зубик, делать поступательные движения вверх-вниз, не забывать о круговых. Чистить как внешнюю сторону зубов, так и внутреннюю.

Упражнение №3. Поиграем с ребёнком в «как делают животные». Игра проста и понятна, нужно знать, что коровка говорит «м-у-у-у», а козочка «м-е-е-е». Но в этот раз нас больше интересуют те животные, которые будут тренировать артикуляционный аппарат для произнесения сложных слов. Рычим как тигр (это в идеале), цокаем язычком, как лошадка, жужжим как пчела и зудим, как маленькая мушка.

Упражнение №4. Также очень полезно соревноваться, кто дальше может вытащить язык. Работа языком очень важна, можно также поиграть в тигра, кошку или пуму, лакая молочко (или сок, это не принципиально) из блюдечка вместе с ребёнком. Это весело и заставляет его язычок активно трудиться.

Исполнение скороговорок. Скороговорки, конечно, являются отличным методом натренировать артикуляционный аппарат. Нас интересуют те из них, в которых будет достаточно нужных нам звуков и букв. Например.

«Рукавицы у Романа вывалились из кармана. Поскорее, Роман, положи их в карман».
«На дворе зима давно — руки мёрзнут, но нам всё равно».

Не обязательно использовать эти, можно придумывать скороговорки и самостоятельно. Более того, это гораздо веселее. О смысловой нагрузке можно не задумываться, дети любят всё абсурдное и нелогичное.

«Роботы руками разгребали грабли».
«Рубли рубили реки на рулоны».
«Рубаха порвалась радостно размахнувшись».

И так далее, чем смешнее — тем лучше. Самое главное в этих занятиях — чтобы они не были в тягость. Не редки случаи, когда ребёнок из вредности не учится произносить нужный звук, а потом только родители узнают, что занятия по развитию артикуляционного аппарата ему ненавистны. Не стоит ожидать от маленького ребёнка рационального поведения — его нужно завлекать заниматься разными простенькими наградами, это сработает гораздо лучше принуждения. Систематичность занятий означает, что нужно заниматься тренировкой артикуляции ежедневно, но это вовсе не значит, что заниматься нужно по расписанию. Выбирайте время, когда малыш готов заниматься с удовольствием, и не давите, если ему этого не хочется. Тогда и результат не заставит себя долго ждать.

В каких случаях нужно обращаться к логопеду? Что ж, очевидно, что если самостоятельные попытки разрешить проблему окончились безрезультатно, то самое время обратиться к специалисту.

Грамотный логопед осмотрит вашего ребёнка, в первую очередь с целью выяснения причины неумения выговорить нужный звук. Дети применяют самые различные методы, приспосабливаясь под неподатливую букву. Чаще всего они приходят к решению заменить её на другую, которую легче произносить, например букву «л». Смешной детский выговор также порой отмечается отсутствием «р» в окончаниях, но при этом, порой детям удаётся спонтанно правильно произнести то или иное слово, если «р» находится в середине. Это хороший признак, значит, скорее всего, скоро ребёнок освоит эту грамоту. Куда хуже, если ребёнок произносит «р» гортанным способом. Это может указывать на проблемы с дыханием, например. Второй причиной может быть слабо развитый артикуляционный аппарат, что тоже является поводом обращаться к врачу.

Но, если вы полагаете, что задача логопеда сводится лишь к тому, чтобы помочь детям социализироваться, научившись правильно произносить слова, то это не так. Главная цель посещения консультации логопеда — выявление опасных и серьёзных отклонений, патологий на начальных стадиях. Например, нередко неумение выговорить звук «р» говорит о развитии дизартрии, при которой может быть затронут даже головной мозг. Как видите, это не шутки, и задача логопеда выявить подобные отклонения на их ранних стадиях, с тем, чтобы предотвратить их дальнейшее развитие и предпринять все меры по их устранению.

— Вернуться в оглавление раздела «отоларингология»

Как научить ребенка говорить букву «р». Логопедические упражнения для буквы «р»

Часто молодые родители задаются вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «р». Нередко они сталкиваются с плохой и невнятной речью малыша. А из всех проблемных звуков чаще всего ребенок не говорит букву «р». Однако эта проблема не стоит стольких волнений, сколько испытывают родители на ее счет.

Введение в проблему

Обычно дети начинают пытаться выговаривать эту букву по-своему примерно в три–четыре года. Думать о том, как научить ребенка говорить букву «р» в этом возрасте, не стоит. Большинство детей уже к пяти–шести годам могут, хоть и с трудом, осилить эту букву, правда, надо помнить, что эти рамки довольно индивидуальны.

Если ребенок уже достиг соответствующего возраста, а некоторые буквы все еще «проглатывает», не стоит бояться и бежать к логопеду, ругать отпрыска и пытаться быстро найти способ, как научить ребенка говорить букву «р». Нужно набраться терпения, начать усердно заниматься с малышом и трудиться над произношением самого трудного звука. Необходимо использовать логопедические упражнения для буквы «р».

Основные ошибки в произношении

  1. Скомканное окончание.
  2. Замена звука «р» на звук «л».
  3. Гортанное произношение буквы «р».

Причины неправильного произношения

  1. Возможно, мышцы губ, языка и неба развиты недостаточно для произношения столь сложного звука.
  2. Ребенок неправильно дышит во время речи. Дыхание должно быть не прерывистым, а плавным, ровным.
  3. Ребенок редко слышит слова с содержанием затруднительной для него буквы, возможно, родители сами «проглатывают» сложные звуки или говорят сокращениями.
  4. Родители редко разговаривают с ребенком лицом к лицу, что очень важно, ведь малыш должен хорошо видеть все движения губ взрослых.
  5. У ребенка слишком короткая уздечка языка – это врожденный порок, из-за которого подвижность языка ограничена, исправить эту неприятность можно только хирургическим путем.
  6. В редких случаях расстройство речи связано с нарушением работы коры головного мозга, при этом необходимо обратиться к специалистам.
  7. Малыш может просто-напросто подражать тем, кто не выговаривает «р».
  8. У детей часто бывают нарушения речи, связанные с неблагоприятной обстановкой в семье.

Проверка произношения буквы «р»

Попросите ребенка повторить несколько раз «Ррр-р-р-р», пусть малыш попытается произнести этот сложный звук в словах: рука, рак, ворона, жар, пар и др.

После проведенных домашних исследований можно определить, насколько развито произношение буквы «р» ребенком и стоит ли прибегать к спасательным мерам.

Для проверки подвижности органов речи нужно сесть перед зеркалом. Упражнения выполняются родителями вместе с малышом:

  • попросите ребенка открывать и закрывать рот, при этом «шлепать» губами;
  • пусть ребенок высунет язык как можно дальше, а потом резко спрячет его;
  • малыш должен попытаться сделать «широкий» язычок и двигать им влево–вправо, а потом вверх и вниз;
  • попросите ребенка на некоторое время открыть рот и высунуть «широкий» язычок на нижнюю губу, в этом положении язык надо зафиксировать на десять секунд;
  • нужно поочередно вытягивать губы трубочкой, а затем превращать в широкую улыбку;
  • пусть малыш поочередно закрывает то правый, то левый глаз.

Если родители замечают, что во время некоторых упражнений движения ребенка получаются неточные или не получаются вообще, то следует обратить внимание на улучшение развития подвижности рта и языка.

Общие рекомендации

Родители должны разговаривать с ребенком как можно больше: на прогулке, в очереди и т. д. Речь должна быть размеренной, а все трудные слова четко произноситься.

Начинать разговаривать с малышом нужно как можно раньше. Не зря говорят, что еще в животике у мамы ребенок слышит голоса, различает интонации и тембры голоса, привыкает к ним.

Существует мнение, что в младенческом возрасте «сюсюканье» родителей по отношению к малышу вредит его дальнейшему восприятию речи. Поэтому члены семьи должны следить за правильностью своей речи при разговорах с ребенком и между собой.

Всем известно, что очень важно читать ребенку много детских книжек: по утрам, за завтраком, на ночь, просто для развлечения.

Родителям будет полезно обзавестись профессиональной литературой на эту тему: «Буква «р»», «Как выговаривать ребенку» и др.

Когда ребенок только учится говорить, но у него не получается – нельзя его перебивать. Следует терпеливо дослушать все, что он пытается сказать, а потом повторить за ним, исправить ошибки, четко проговорить трудно дающиеся ему слова. Или как альтернативный вариант можно попробовать сделать вид, что родитель не понимает ребенка. Тем временем малыш будет медленно, четко и звонко проговаривать слова, запоминая, как говорить правильно, а как нет.

Как научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно

При помощи приведенных ниже упражнений можно без труда научить ребенка выговаривать «р». Их следует проводить ежедневно в форме игр по несколько раз. Рекомендуется сидеть перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть, как работают его губы. Лучше всего сначала показывать все на своем примере. Занятия должны проходить в дружелюбной атмосфере, а если у ребенка не получается – на него ни в коем случае нельзя кричать. Так можно лишь усугубить ситуацию. Только терпение и попытки одна за другой, только так можно помочь ребенку отточить произношение буквы «р».

Упражнения для начинающих

Для этой игры нужно попросить ребенка положить большой пальчик под язык, а затем попытаться совершать язычком движения от одной щеки к другой, пытаться при этом «рычать».

Требуется попросить ребенка улыбнуться очень широко и зафиксировать челюсти в этом положении. Затем пусть малыш попытается пересчитать верхние зубки, водя по ним языком с внутренней стороны. Существует второе похожее задание – ребенок должен в этом же положении покусывать кончик языка, это возбуждает мышцы, заставляет их работать.

Детки очень любят лошадей, они часто имитируют звуки их копыт. Пусть ребенок поцокает языком, можно это сделать вместе с мамой или другими членами семьи.

Учимся выговаривать букву «р» дальше. Для этого упражнения ребенку требуется высунуть язычок наружу и болтать им вверх и вниз, одновременно пытаться рычать. Лучше пробовать вместе с родителями, так получается веселее.

Выполняя это упражнение, ребенок будет пытаться дотянуться кончиком языка по очереди сначала до носика, потом до подбородка, а между этим аккуратно прикусывать кончик языка. Это упражнение помогает учиться задействовать при речи нужные мышцы.

Ребенок должен широко открыть рот и, высунув язык, с силой стукнуть им по передним зубам, одновременно пытаясь произнести звук «д».

Упражнения для усовершенствования произношения

Пусть ребенок попробует имитировать различные звуки, например, едет трактор – «др-др-дррр», мурлыкает котик — «муррррр-мр-мр», рычит лев — «рррррр» и другие. Это упражнение можно проводить в виде игры.

Родители подбирают для произношения несложные слова, в которых встречается буква «р»: трактор, трава, дрова и др.

Наиболее распространенными помощниками в делах произношения являются скороговорки. Требуется найти как можно больше подобных скороговорок с буквой «р» или стихотворений и песенок со словами «гриб», «трактор», «грабли» и с частым употребление буквы «р».

Требуется сесть перед зеркалом и открыть рот. Нужно коснуться кончиком языка нёба и зафиксировать положение на несколько секунд. Упражнение повторяется не менее пяти раз, это поможет ребенку растянуть уздечку языка и научиться говорить правильно.

Как работает логопед

Если родители все-таки решают обратиться к логопеду, то они могут быть уверены, что специалист сможет решить проблему с речью их ребенка буквально за 1-2 месяца. После посещения логопеда вопрос, как научить ребенка говорить букву «р», больше не будет беспокоить.

Для начала, на первом занятии, логопед проведет специальное обследование, при помощи которого определит уровень развития речи. У всех врачей разные подходы к лечению дефектов речи, суть их в одном.

В основном тактика лечения врачей основывается на раздражении языка специальными инструментами (палочкой, зондом). Это помогает разработать тонкую моторику и, соответственно, научиться выговаривать буквы.

Кроме того, логопед может дать парочку полезных советов о том, как научить ребенка выговаривать букву «р», например, выполнять различные упражнения по графику.

Успешность работы с ребенком во многом определяется его индивидуальными особенностями. Не стоит отчаиваться, если не получается все сразу. Нужно быть терпеливым и хвалить ребенка даже за небольшие достижения.

Читать еще:  Как снизить давление в домашних условиях
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector