Gorod-kids.ru

Мама и я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вот такой рассеянный что такое синдром дефицита внимания

Рассеянное внимание

Содержание

Рассеянное внимание – сложность или невозможность сконцентрироваться на чем-то одном – с каждым годом распространяется все сильнее. Обусловлено это, в первую очередь, информационной перенасыщенностью окружающего мира и быстрым темпом жизни.

Термин «рассеянное внимание» часто употребляется не столько в качестве отдельного диагноза, сколько в комплексной диагностике Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а иногда рассеянное внимание приписывают трудным детям, оправдывая тем самым свои педагогически провалы.

Разберемся подробнее, что такое Синдром дефицита внимания и гиперактивности. По статистике от этого заболевания страдают примерно 7-10% детей и 4-6% взрослых.

Сложности с усвоением информации вследствие рассеянного внимания никак не связаны с уровнем интеллекта и не являются ни причиной, ни последствия отставания в развитии. Зачастую диагноз ставится в школьном возрасте, в основном потому, что взрослые чаще всего считают свою рассеянность чертой характера, а не расстройством внимания. Однако СДВГ может возникать или обостряться и у взрослых людей.

Признаки СДВГ у детей

  • Не способен удерживать внимание на деталях, часто допускает мелкие ошибки в школьных заданиях «по невнимательности»
  • Складывается впечатление, что ребенок не слушает речь, которая обращена к нему, или «витает в облаках»
  • Не способен самостоятельно организовать работу
  • Отвлекается на посторонние вещи, звуки и т.д. во время выполнения задачи, требующей концентрации
  • Теряет или забывает повседневные предметы: игрушки, письменные принадлежности, варежки и т.д.,

Дети с преобладанием гиперактивности могут проявлять следующие симптомы:

  • Беспокойные движения:
  • покачивание ноги или стук пальцами по парте, «вертится за партой»
  • Бесцельная двигательная активность, невозможность оставаться в одном положении в течение некоторого времени
  • Болтливость
  • Нетерпеливость
  • Ворочается во сне, сбрасывает одеяло, сбивает простыню.

Рассеянное внимание у взрослых

Синдром дефицита внимания у взрослых, как было уже сказано, зачастую принимается за особенность характера: «ну что поделать, я рассеянный», «вот такой я невнимательный» и т.д. Основными признаками могут считаться:

  • частая смена увлечений (при глубоком погружении в новую тему)
  • неспособность соблюдать сроки выполнения поставленных задач, например «дедлайны» на работе, задержки оплаты ЖКХ в быту
  • неспособность планировать рабочий день и личные дела
  • игнорирование социальных норм
  • импульсивные покупки

Проблемы диагностики

Начиная с 70-х годов 20 века, ведутся активные споры, является ли СДВГ психическим расстройством или должен рассматриваться как вариант нормы здорового человека и характерной особенностью личности.

Сложность диагностики заключается в том, что особенности поведения, которые можно считать признаком синдрома, должны рассматриваться в нескольких ситуациях и на протяжении длительного времени, чтобы понять, являются ли они моделью поведения или реакцией на конкретный раздражитель. При этом диагноз может быть поставлен с учетом доминирующего симптома расстройства:

  • с акцентом на дефицит внимания, когда больному сложно сконцентрироваться на какой-либо задаче, появляется быстрая утомляемость при продолжительной монотонной работе, человек рассеян и забывчив, не может правильно организовать быт и работу.
  • с акцентом на гиперактивность, когда больной слишком импульсивен и активен, но при этом не испытывает серьезных проблем с концентрацией.
  • комбинированный вариант

Лечение

Существуют несколько способов лечения СДВГ в зависимости от степени его проявления и особенностях пациента:

Медикаменты: психостимуляторы на основе амфетамина, ингибиторы обратного захвата норадреналина, гипотензики и трициклические антидепрессанты. Такой способ применяется, в основном, при сильных проявлениях синдрома, которые не позволяют вести полноценную жизнь.

Психотерапия: одно из наиболее эффективных способов купирования расстройства и избавления от наиболее мешающих симптомов. Терапия направлена на развитие осознанности человека, подавление импульсов, обучение планированию и систематизации жизни.

Питание и образ жизни в целом. Питание — это, скорее, поддерживающее средство, которое обеспечивает поступление важных для мозга микроэлементов и питательных веществ. Наиболее важным является четкий распорядок дня и планирование времени занятости и отдыха.

Вывод

Медики во всем мире так и не пришли к единому мнению о причинах появления синдрома дефицита внимания, его диагностике и классификации. Нет одного мнения и по поводу того, является ли СДВГ единым диагнозом или набором отдельных симптомов. В любом случае, если вы обнаружили у себя признаки рассеянного внимания, не стоит затягивать с визитом к врачу.

Не могу сосредоточиться. Может, у меня синдром дефицита внимания?

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в США страдает примерно 8,4 % детей и около 2,5 % взрослых, согласно данным Американской психиатрической ассоциации. Найти актуальные и точные данные для России не удалось, однако по различным оценкам это примерно 3–7 % детей до 14 лет. Более того, есть люди, которые живут с СДВГ, не подозревая об этом, поскольку никто не диагностировал у них это расстройство.

СДВГ может привнести в жизнь и отношения с окружающими немало проблем, поэтому важно знать симптомы — их мы привели ниже. Необходимо помнить, что поставить диагноз может только квалифицированный специалист. Поэтому если, прочитав статью, вы подумаете, что у вас, возможно, есть синдром дефицита внимания, рекомендуем обратиться к врачу. Так вы будете знать свою ситуацию наверняка и сможете принять лучшее решение, что делать.

Различают два типа этого ментального расстройства: дефицита внимания и собственно гиперактивности и импульсивности.

Вот основные симптомы дефицита внимания:

человек не может сконцентрироваться на деталях, допускает в работе или повседневных действиях мелкие «‎неряшливые» ошибки;

ему сложно удерживать внимание на задачах или текущей работе, например слушать лекцию, вдумчиво долго читать;

кажется, что он вас не слушает, когда вы разговариваете с ним;

не следует инструкциям или указаниям в работе, ему сложно справляться с поставленными задачами;

ему сложно организовать свою работу и время;

избегает или без энтузиазма включается в работу, где нужно много сосредоточенно размышлять;

часто теряет вещи: ключи, кошелек, мобильные телефоны, зарядки и т. д.;

очень легко отвлекается;

рассеянный в своих повседневных действиях: забывает оплатить счета, перезвонить, прийти на назначенную встречу.

А ниже представлены основные симптомы гиперактивности и импульсивности:

человеку сложно усидеть на месте, он постоянно вертится, похлопывает себя по коленям или совершает еще какие-то мелкие действия;

ему сложно оставаться спокойным, даже когда он просто занимается своими делами, не связанными с работой или учебой;

не может спокойно сидеть на месте долго;

много и эмоционально разговаривает;

выкрикивает ответ еще до того, как полностью произнесли вопрос;

часто перебивает собеседников;

ему сложно дождаться своей очереди где-либо.

В детстве у меня не было СДВГ, он может появиться сейчас?

Диагностировать СДВГ у взрослых, если в детстве он у них не был выявлен, несколько сложнее. Мнения специалистов о том, можно ли применять при диагностике СДВГ у взрослых те же списки симптомов и состояний, которые используются для диагностики у детей и подростков, расходятся. Для диагностики нет единого опросника или лабораторного теста, поэтому психиатр обычно использует несколько методик. Как правило, при диагностике проверяют слух, память, способность к принятию решений, а также наличие других ментальных расстройств вроде тревожности или депрессии.

Вот какой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания у взрослых?

Гиперактивность или СДВГ принято считать детской проблемой, которая с возрастом сходит на нет. Но что если, будучи уже взрослым, вы не способны ни на чем сосредоточиться, хватаетесь за миллион дел одновременно и не можете ни одного из них довести до конца?

Что такое СДВГ?

Аббревиатура СДВГ означает «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Люди, страдающие от СДВГ слишком рассеяны и не могут надолго на чем-либо сконцентрироваться, склонны устраивать суету на пустом месте, но бросают начатое на полпути.

Они часто теряют вещи, испытывают трудности с восприятием информации, могут прослушать то, что говорил собеседник и ответить невпопад, им сложно контролировать собственную импульсивность, трудно долго усидеть на одном месте, их часто обвиняют в отсутствии силы воли и нежелании повзрослеть, не подозревая, что такое поведение обусловлено легкой недостаточностью мозга, а именно, дефицитом некоторых химических веществ, отвечающих за контроль над поведением.

Уровень этих веществ время от времени способен меняться -вот почему симптомы СДВГ могут проявляться не все время и не все сразу. Причины подобных нарушений до сих пор плохо изучены – предположительно, «виноваты» могут быть психологические травмы, злоупотребление лекарственными препаратами во время беременности, генетика или отравление тяжелыми веществами.

Читать еще:  Как лечить молочницу у женщин препараты

Как распознать СДВГ у себя?

У СДВГ три основных симптома – гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Внимательно прочитайте перечень возможных симптомов СДВГ и постарайтесь вспомнить, замечали ли вы за собой нечто подобное:

  • Вам физически сложно долго удерживать внимание на чем-то одном.
  • Вы «расторможены» — постоянно трогаете свои волосы, почесываетесь, качаете ногой, крутитесь на стуле, грызете ногти…
  • Вам трудно долго сидеть без дела, постоянно хочется чем-то занять руки.
  • Вам сложно следовать общепринятым правилам поведения, вы нарушаете их, даже сами за собой этого не замечая.
  • У вас не получается контролировать свои эмоции, вы часто совершаете импульсивные поступки, о которых позже жалеете.
  • Вы постоянно откладываете важные дела или, поддавшись внезапному импульсивному желанию, беретесь за одно или даже несколько дел одновременно, но хватает вас ненадолго. Случается, что напротив, желание сделать что-то настолько сильно, что вы забываете о сне и пище, и совершенно изматываете себя, пока не завершите начатое.
  • С рабочего настроя вас может сбить просто громкий звук или какое-то неприятное ощущение.
  • Вы часто разочаровываетесь в занятии, которое выбрали и в себе самом. У вас масса комплексов и тревог, относительно собственных способностей.
  • Вам сложно поддерживать отношения с людьми, трудно сконцентрироваться на теме разговора – вы часто не можете дослушать собеседника до конца, перебиваете и отвечаете невпопад. В разговоре с кем-либо, вы чаще говорите, чем слушаете.
  • Вы чувствуете себя немного спокойнее, когда двигаетесь — идете, бежите или едете.
  • Вы не можете организовать ни свой рабочий процесс, ни досуг – вам сложно придерживаться четкого плана, хочется сделать все и сразу, как можно быстрее. Понятия «ждать» и «терпеть» для вас просто слова.

Если вы обнаружили у себя хотя бы несколько симптомов, это может стать достаточным аргументом для обращения к специалисту.

Как себе помочь?

Обнаружив у себя признаки СДВГ, вы можете кое-что предпринять, чтобы облегчить свое состояние. Прежде всего, важно понять – дело не в отсутствии силы воли или инфантильности, виной всему химические реакции в мозге, которые вы не в силах контролировать, поэтому, вместо того чтобы продолжать считать себя никчемным, а свою жизнь потерянной, важно начать работать над собой и постараться свести влияние СДВГ на вашу жизнь к минимуму.

Пересмотреть расписание

Составьте четкий распорядок дня и почаще сверяйтесь с ним. Не забывайте пользоваться будильниками и заметками с напоминаниями. Занявшись чем-либо, постарайтесь убрать из своего поля зрения все лишние предметы, которые могут переключить ваше внимание на себя.

Используйте наушники или беруши во время работы, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки. Делите сложные задачи на несколько простых шагов. Попробуйте работать по схеме – 15 минут занимаетесь делом, 15 минут отдыхаете. Когда почувствуете, что вам удается оставаться полностью «включенным» все 15 минут, начинайте постепенно увеличивать это время, пока не дойдете до 45 минут. Каждый день обязательно выходите на прогулку – хотя бы на несколько минут.

Обеспечить телу регулярную физическую активность

Физическая активность улучшает кровообращение в лобной доле и повышает уровень норадреналина, обеспечивающего нашему мозгу бодрость и постоянную «включенность» и дофамина, отвечающего за радость жизни и способность на решительные поступки.

Особенно показаны при СДВГ занятия, улучшающие координацию и тренирующие терпение и сосредоточенность – например, боевые искусства или стрельба. Впрочем, полезны будут также бег, велоспорт и любые другие физические упражнения. А массаж поможет усилить поток нервных импульсов от органов чувств к центральной нервной системе.

Справляться с нервным возбуждением поможет дыхательная гимнастика – сделайте длинный глубокий вдох через нос на счет 8, задержите дыхание на несколько секунд и выдохните на счет 10 через рот. Повторите несколько раз.

Отрегулировать питание

Чтобы эмоциональное состояние было более стабильным, важно нормализовать уровень сахара в крови – добиться этого эффекта поможет высокобелковая, низкоуглеводная диета, жиры лучше всего ограничить. Также стоит исключить все быстрые углеводы – сладкое, мучное, картофель. Такое питание поможет поддерживать высокий уровень энергии и концентрации.

Контролировать себя

Постарайтесь избегать ненужных действий – как только начнете ерзать на стуле, накручивать волосы на палец, дрыгать ногой или грызть ногти, сделайте усилие над собой и заставьте себя сидеть спокойно. Это может показаться слишком сложным и даже безнадежным, но упорно продолжая практиковать самоконтроль вы сможете заметить, что со временем, сохранять спокойствие вам станет все легче. Дело в том, что, поддаваясь привычке бесцельно двигаться, вы только усиливаете остальные симптомы СДВГ.

Ограничить информационный хаос

Хаотичное блуждание в сети, перескакивая с одной ссылки на другую, только усугубляет тревожные симптомы у людей с диагнозом СДВГ, формируя у них убеждение, что при использовании интернета невозможно ни на чем полноценно сосредоточиться. Пусть ваше нахождение в виртуальном пространстве отныне будет строго регламентировано – выделите себе час в день для просмотра ваших страничек в социальных сетях, а в остальное время держите окна с вашими профилями и программами для обмена сообщениями, закрытыми.

По возможности, во время работы стоит отключить интернет, если вы им не пользуетесь. Кстати, социальные сети как ничто другое провоцируют развитие симптомов СДВГ – всему виной получение самой разнородной информации маленькими порциями, но в большом объеме.

Отказ от вредных привычек

Курение и алкоголь – верные союзники СДВГ, которые, превращаясь в способ занять руки, способствуют усугублению симптомов и дальнейшему развитию синдрома. Курение и распитие спиртных напитков создает иллюзию расслабления, на самом деле просто маскируя неумение человека усидеть на месте.

Желание чем-то занять руки и рот провоцирует человека с диагнозом СДВГ все чаще тянуться к сигарете и бокалу. Получается замкнутый круг. Кофеин также негативно влияет на способность удерживать внимание и контролировать свои эмоции. Чтобы не усугублять симптомы СДВГ важно научиться отдыхать и расслабляться в тишине, чаще бывать на свежем воздухе и как следует высыпаться, обходясь без искусственных стимуляторов.

Гиперактивность – это навсегда?

Зачастую родители длительное время сами не осознают необычное поведение своего ребёнка, списывая его на физиологическую активность и подвижность, особенно в тех случаях, когда проявления выражены относительно неярко. И не удивительно, ведь у многих детей до шести лет отмечается чрезмерная активность, рассеянное внимание и отвлекаемость. Но вот наступает время, когда поведение дочери или сына требует адекватной реакции со стороны родителей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это психо-неврологическое расстройство, обычно выявляемое у детей 5-7-ми лет, характеризующееся слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной адаптации. Необходимо отметить, что дефицит внимания и гиперактивность не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как в школе, так и дома.

Существуют определённые общепринятые критерии, которыми активно пользуются специалисты, работающие с такими детьми. Наиболее убедительно диагноз СДВГ может быть поставлен тогда, когда налицо трудности обучения, т.е. не ранее 5-6 лет. В раннем возрасте зачастую признаки СДВГ появляются искусственно по причине нарушения взаимоотношений в семье, частых и бесконтрольных просмотров мультфильмов и «развивающих игр», отсутствия у родителей навыков воспитания своего индивидуального ребенка.

Диагностические критерии дефицита внимания:

  • Ребенок не обращает внимание на детали и допускает ошибки в работе;
  • С трудом удерживает внимание в работе и игре;
  • Не слушает, что ему говорят;
  • Не в состоянии следовать инструкции;
  • Не может организовать игру или деятельность;
  • Не может длительно концертировать внимание;
  • Часто теряет вещи;
  • Часто и легко отвлекается;
  • Часто бывает забывчив.

Установлено, что для постановки диагноза «дефицит внимания» необходимо не менее шести признаков.

Диагностические критерии гиперактивности:

  • Ребенок совершает суетливые движения руками и ногами;
  • Часто вскакивает со своего места;
  • Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
  • Всегда в движении;
  • Не может играть в тихие игры;
  • Очень много говорит.

Для определения диагноза «гиперактивность» необходимо не менее пяти признаков.

Диагностические критерии импульсивности:

  • Отвечает на вопрос не выслушав его;
  • Не может дождаться своей очереди;
  • Вмешивается в разговоры других.
Читать еще:  Парапроктит: виды, симптомы и эффективное лечение болезни

Не смотря на наличие столь чётких критериев, постановка диагноза зачастую требует проведения дополнительной диагностики и наблюдения за ребенком в динамике, так как под маской СДВГ могут скрываться другие расстройства.

Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки формируются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать осложненное течение беременности и родов. Существует также и генетическая предрасположенность.

У данного заболевания существуют и «предвестники». Они не представляют собой что-либо не известное, более того, хорошо знакомы многим родителям. Суть лишь в том, что не все обращают на них должного внимания. Между тем, то, что является привычным, может помочь приблизиться к разгадке поведения любимого ребёнка.

Для облегчения ранней диагностики предлагаем вам ориентироваться на следующие признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка СДВГ соответственно возрасту.

Признаки в возрасте 1 года:

  • ребёнок чрезмерно активен;
  • редко спокоен в бодрствующем состоянии;
  • много кричит;
  • отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде;
  • характерен сниженный аппетит;
  • ребенок мало и беспокойно спит;
  • нет этапа ползания;
  • активно реагирует на обращение;
  • не всегда даёт носить себя на руках и ласкать.

Признаки в возрасте 2 лет:

  • ребёнок постоянно в движении;
  • необычайно любопытен;
  • готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки;
  • утомителен для окружающих;
  • бесстрашен и смел, что может служить причиной несчастного случая;
  • не обращает внимания на замечания.

Признаки в возрасте 3 лет:

  • ребёнок стремится к постоянному движению;
  • бывают приступы агрессии;
  • проявляется ярко выраженное упрямство;
  • отмечается неловкость и неуклюжесть;
  • часто ломает игрушки;
  • характерна повышенная отвлекаемость;
  • способен в короткое время навести в убранной комнате беспорядок.

В то же время необходимо отличать непоседу или упрямца (может, но не хочет) от гиперактивного ребёнка (хочет, но не может). У первого имеются пробелы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие лечения и коррекции. Попробуйте разобраться в отличиях с помощью таблицы.

Вполне может сдерживаться, но не считает нужным. Действует сознательно, по своей воле, преследуя конкретную цель.

Действительно не владеет собой. Его обуревают противоречивые желания, тревога, страх, агрессия.

Время от времени становится неуправляемым.

Не редкие эпизоды упрямства, а привычное состояние.

Реакция на окружающих

В обществе незнакомых ему людей ведёт себя спокойнее, чем с домашними, поскольку его цель – манипулировать родными.

На людях ведёт себя хуже, чем дома, контакты с другими действуют на него растормаживающе. Проказничает без цели.

Отношение к последствиям

Прогнозирует последствия поступков, и если позволяет себе многое, значит, уверен в безнаказанности (родители не станут наказывать при посторонних)

Не осознаёт последствий своих зачастую опасных поступков (хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть) из-за неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений.

Поведение у психолога

Не желает демонстрировать себя с плохой стороны, представит другого с удовольствием.

Легко соглашается и не стыдится разыграть сценку, изображающую его плохое поведение.

Понимает, что поступает не хорошо и испытывает стыд.

Получив решительный отпор, быстро приходит в норму.

Шлепки, окрики действуют ненадолго, если действуют вообще.

Для этого заболевания характерно длительное течение, при этом надеяться на то, что оно пройдёт само по себе, вряд ли целесообразно. Если всё же родители не обращаются за помощью к специалистам, то необходимо помнить, что неприятные последствия заболевания могут остаться на всю жизнь.

Из-за сложностей в поведении возникают серьёзные проблемы в детском саду и в школе, вследствие чего нередко эти дети как бы «выпадают из общих рамок». Можно себе представить негативные последствия поведения «трудного ребёнка» в семье, где не всегда родители достигают согласия в вопросах воспитания, обвиняя друг друга, проводя время в конфликтах и разногласиях, вместо того чтобы обратиться к специалистам. Здоровые братья и сёстры ребёнка с СДВГ также часто становятся «жертвами» заболевания. Ведь мало того, что им хватает неприятностей от нарушенного поведения брата или сестры, ещё и родители уделяют им меньше внимания и заботы.

Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. При достаточном терпении и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители! Успехов Вам!

Врач-невролог Гудная Т.П.

Психолог Борозда А.В.

г. Минск, ул. Налибокская, 15

Справка
+375 (17) 377 39 03
+375 (17) 375 25 33
+375 (17) 375 29 33
Вызов врача на дом
+375 (17) 374 25 03
+375 (17) 374 55 04
Приемная
+375 (17) 375 85 00 (факс)
+375 (17) 209 85 51

© 2020 4-я городская детская клиническая поликлиника

Неврологические проблемы у детей, мешающие ребенку учиться (СДВГ, рассеянность)

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания и гиперактивности, другими словами, ребенок страдает рассеянным вниманием и находится в постоянном движении.

Распространенность этого диагноза среди детского школьного возраста 3-7% (в некоторых странах достигает до 14%), синдром входит в группу нейропсихиатрических расстройств. Мальчики страдают этим расстройством в 9 раза чаще чем девочки.

Для педагогов это очень «неудобные» дети, так как учитель постоянно отвлекается на такого ребенка, чтобы сделать замечание. В итоге страдают все, так как частые прерывания мешают подаче и усвоению материала.

Но больше всех страдает сам ребенок с диагнозом СДВГ. Ведь за счет своей невнимательности он не до конца слушает, не точно понимает задание, выполняет его по-своему, часто неверно, что приводит к низкой оценке.

У таких детей чаще всего интеллект соответствует возрасту, однако они страдают дисграфией (делают частые ошибки), дисорфорграфией, лексико-грамматическими нарушениями, дискалькулией (испытывают проблемы с арифметикой).

Родители таких детей обращаются к неврологу с различными жалобами. Одни приходят с развернутой характеристикой от педагога и психолога, где описывается его девиантное поведение, а так же проблемы в учебе. Другие рассказывают, что ребенок очень раним, плаксив и раздражителен, а после осмотра и тестирования такого ребенка, ставится диагноз СДВГ.

СДВГ симптомы

Родители часто злятся на своё чадо, но делать этого категорически нельзя! Почему? Я постараюсь вам объяснить с точки зрения нейронауки.

1. У детей этой группы отмечается гипофункция лобных долей головного мозга (лобные доли отвечают за мотивацию, планирование, цели, целенаправленное поведение, а также обладают тормозными функциями).

2. Обнаружено, что у таких детей нарушено соотношение нейротрасмиттеров ЦНС (допамина, серотонина, норадреналина), а также N-ацетиласпартата, глутамат/глутамина и др.

3. При проведении ЭЭГ часто регистрируются косвенные признаки нарушений при СДВГ: больше медленных волн и меньше бета-волн по сравнению с нормой, реакция активации часто не выражена.

То есть понятно, что ребенок в этом не виноват, он наделен таким головным мозгом и ему приходится жить с такой управляющей ЦНС и от того, что мы раздражаемся, кричим, унижаем и наказываем его, мы не поможем, а только усугубим проблему.

СДВГ лечение

Ну, во-первых, нужно обратиться к специалисту, который установит верный диагноз. Ведь может оказаться, что у вашего чада совсем не СДВГ.

Во-вторых, выполнять рекомендации, которые вам даст невролог или детский психиатр. Таким детям обязательна медикаментозная терапия, с ней и поведенческая и когнитивная адаптация проходит намного эффективнее. Пока школьник получает медикаментозное лечение, у него улучшаются все показатели, одновременно с этим ребенок взрослеет и его собственные функции созревают. Параллельно с этим родители должны серьёзно озаботиться психологией воспитания таких детей, посещать семейного психолога, читать литературу о воспитании детей с СДВГ.

В-третьих, такие ребятишки обязательно должны посещать какую-нибудь секцию, им необходимы физические нагрузки. Желательно не групповые виды спорта, а индивидуальные.

И обязательно любите этих чудесных и энергичных мальчиков и девочек, и они отблагодарят мир своей неповторимостью, яркостью, искрометностью, неиссякаемой энергией, множеством неординарных идей. Верьте в них, поддерживайте, доверяйте им и ваша жизнь будет наполнена счастьем!

Информацию для Вас подготовила:

Разина Елена Евгеньевна – врач детский невролог, эпилептолог, врач функциональной диагностики, ведущий специалист клиники. Ведет прием Детском корпусе на Усачева.

Читать еще:  Диета при повышенном холестерине в крови

Вот какой рассеянный!

От невнимательности школьника могут вылечить личный дневник и пешие прогулки

03.06.2007 в 20:00, просмотров: 1051

“В рукава просунул руки — оказалось, это брюки, вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки. ” Ваш ребенок, конечно, не носит перчатки вместо ботинок и сковороду вместо бейсболки, но его постоянно одергивают на уроках за невнимательность, а домашние тетради пестрят помарками.
Если это так — не спешите обвинять чадо в разгильдяйстве. Возможно, дело не в лени и безответственности. По статистике, до 18% современных детей (то есть почти каждый пятый) страдают синдромом дефицита внимания (СДВ).

— Школьник может быть невнимательным по разным причинам: из-за переутомления, весеннего авитаминоза, “раскачки” после каникул, из-за отсутствия интереса к предмету. Но, как правило, в этих случаях через неделю-две ребенок снова входит в рабочий ритм, — считает декан факультета специальной педагогики и специальной психологии Московского городского педуниверситета Оксана ПРИХОДЬКО. — Если же невнимательность проявляется на каждом шагу, скорее всего у ребенка заболевание, неврологическое расстройство: синдром дефицита внимания. При СДВ нарушаются механизмы, которые отвечают за умение сосредоточиться, быстро переключаться с одного дела на другое, за объем внимания. Но я бы ни в коем случае не связывала синдром с уровнем интеллектуального развития. Просто невнимательным детям нужно помочь “собраться, дисциплинироваться”. А для этого есть достаточно простые средства.
Причиной синдрома дефицита внимания ученые называют наследственность, инфекционные поражения нервной системы, неблагоприятное протекание беременности у матери (например, если беременная женщина употребляла алкоголь, лекарства, курила). Кроме того, иногда специалисты ссылаются на “семейный фактор” — скандалы между родителями расшатывают неокрепшую нервную систему малыша. Синдром дефицита внимания часто соседствует с гиперактивностью: ребенок очень непоседливый. У мальчиков гиперактивность встречается гораздо чаще, чем у девочек.

По каким признакам можно узнать, что ребенок страдает СДВ?
— Первые тревожные сигналы заметны у детей уже в 3—6 лет, — поясняет Оксана Георгиевна. — Малыш чрезмерно энергичен, крутится как юла, попадает в опасные ситуации, получает травмы, шумит, кричит, ломает и разбрасывает игрушки, спорит, постоянно чего-то требует. Но поскольку у него еще мало обязанностей (нет уроков, домашних заданий), то и особых проблем с “безответственностью” тоже нет. Ситуация обостряется, когда ребенок отправляется в школу.
Дети 7—12 лет постоянно отвлекаются на уроках, не могут заставить себя сесть за домашние задания, редко доводят до конца то, что им поручили сделать. Зато могут проводить сутки напролет перед телевизором или компьютером, то есть заниматься тем, от чего сразу и без труда получают удовлетворение. Ребята с СДВ часто допускают ошибки, рассеянны, теряют свои вещи, в компаниях — задиры.
Обычно внимание ребенка развивается с возрастом и благодаря обучению. Например, первоклашки способны, не отвлекаясь, слушать урок всего 15—20 минут, им трудно сосредоточиться больше чем на 2—3 предметах и вычислять примеры из нескольких действий, малышам не удается делать два дела одновременно. Но к 9—10 годам проблемы в основном проходят. Между тем от трети до половины детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности при обучении в начальных классах сталкиваются с повышенными трудностями: слабо понимают услышанное и прочитанное, у них плохая память, недостатки речи.

— Детям с синдромом дефицита внимания нужна комплексная помощь родителей, учителей, психологов, медиков, — подчеркивает Оксана Приходько. — По возможности лучше, чтобы ребята с СДВ занимались в небольшом классе (до 12 человек). Поскольку ребенок с СДВ легко отвлекается, то желательно посадить его за первую парту в боковом ряду. Тогда, с одной стороны, школьник будет все время как будто “с глазу на глаз” с учителем, а с другой — не будет мозолить глаза всему классу, вертясь по сторонам.
Невнимательных учеников, как правило, все время упрекают за промахи. А надо их, наоборот, больше поощрять, делать акцент на том, что у них получается (это важно и в школе, и дома).
Вместе с ребенком распишите на листе бумаги режим дня: когда вставать, идти в школу, выполнять домашние задания, когда прогулка, обед, сон, — и повесьте расписание на видном месте. Ребенку с СДВ проще организовать свое время, если есть внешние рамки, распорядок. Например, сажая ребенка за уроки, можете поставить перед ним песочные часы и попросить работать, “пока не высыплется весь песок”.
Очень полезно вести дневник, в котором будут запланированы дела на день. Для младшеклассника мама может записать в дневнике несколько пунктов, а потом ребенок сам отметит плюсиками, что выполнил.
Чтобы ребенок с СДВ меньше утомлялся, надо сложные задания разбивать на части. Умственные нагрузки чередовать с физическими. Сбросить напряжение помогут также физкультминутки и “тихие перерывы” (просто посидеть и расслабиться, думая о чем-нибудь приятном). Детям с гиперактивностью желательно регулярно заниматься спортом в секции, пешими прогулками. Кроме того, родителям непосед психологи не рекомендуют посещать места с большим скоплением людей (например, супермаркеты), так как это еще больше возбуждает психику ребенка.
Детям с СДВ нужно дать время, чтобы их нервная система закалилась, окрепла. Если родители мечтают, чтобы их ребенок был похож на девочку Лиду из стихотворения Агнии Барто (“драмкружок, кружок по фото. ”) — то нужно сдержать амбиции и все дополнительные учебные нагрузки отложить класса до 4—5-го.
Некоторым детям (особенно гиперактивным) одного только соблюдения “режима труда и отдыха” недостаточно, нужны вдобавок успокаивающие препараты, которые может назначить невропатолог.
Наконец, надо тренировать внимание с помощью специальных игр, тестов (сейчас большой выбор литературы по развитию памяти и внимания у детей). Например, книжки-раскраски способствуют развитию усидчивости. Есть упражнения, которые учат сконцентрироваться. Допустим, ребенок должен выбрать из множества элементов заданные — найти и вычеркнуть в тексте определенные буквы, из россыпи вырезанных геометрических фигурок выбрать одинаковые и т.д. Хороши задачки типа: “Найди 10 отличий” или “Что неправильно в этом рисунке?”. Если отводить таким заданиям всего по 5—10 минут, но каждый день, уже через пару месяцев почувствуете результат. Развить наблюдательность поможет такое упражнение: поставьте перед ребенком в ряд игрушки; когда ребенок не видит — спрячьте одну, пусть малыш постарается ответить, какой игрушки недостает.

ЧТО У ДРУГИХ?

Настя, 23 года:
— В школе я все время попадала в истории из-за невнимательности. Однажды пришла без. юбки. Утром проспала, побежала, а когда в раздевалку зашла, смотрю: юбки-то на мне нет! Пришлось возвращаться домой. Бывало, доходила до школы в тапочках, платье наизнанку натягивала. В классе я сидела рядом с окном, а окно выходило на пруд. Это тоже очень отвлекало меня. Помню, майским днем на уроке по математике засмотрелась, как на пляже отдыхают люди. Я уже представляла, как сама захожу в воду, готовлюсь поплыть. Вдруг чувствую, сосед по парте толкнул — меня учительница вызывает. Я встала и, чтобы не молчать, говорю: “Двадцать пять!” “Это в каких же единицах измерения?” — изумилась педагог. В классе надо мной из-за “витания в облаках” все время смеялись. Сейчас думаю, что тогда мне могли бы помочь какие-то специальные занятия. Ведь мне было очень обидно, что я не такая, как все.

Эльза, 35 лет:
— У дочки в школе каждую неделю проводятся факультативные занятия с психологом. Ребятам предлагают разные тренинги на развитие внимания и памяти. Например, надо подбросить вверх какой-нибудь небольшой предмет, закрыть глаза и успеть представить, как он выглядит, до того как вещь снова окажется в руках. Еще для детей разыгрывали игру типа “наперстков”: они должны были следить, под каким стаканчиком окажется спрятан шарик.

Михаил, 33 года:
— Жена купила сыну (ему 4 года) книгу с задачками для развития внимания и памяти. Запомнился такой совет: чтобы ребенок привыкал быть наблюдательным, надо после прогулки предложить ему как можно подробнее описать, во что были одеты люди, какие красивые здания видел.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №24482 от 3 июня 2007

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector