Строение крови и ее свойства - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Форменные элементы крови таблица Форменные элементы крови человека

Строение крови и ее свойства

Муниципальное образовательное учреждение

«Староурмарская средняя общеобразовательная школа»

Урмарского района Чувашской Республики

Конспект урока биологии в 9 классе на тему:

Урок разработан и проведен

Егоровой Маргаритой Анатольевной

на семинаре заместителей директоров

по учебно — воспитательной работе,

состоявшегося на базе школы

25 октября 2002 года.

Старые Урмары — 2002

1. Развитие знаний об организме как едином целом, об относительном постоянстве внутренней среды.

2. Развитие умений находить взаимосвязи между строением клетки и выполняемой функцией.

3. Сформировать потребность в здоровом образе жизни; умения и навыки логического мышления, экспериментального доказательства последствий курения.

· Диафильм «Строение и функции крови», диапроектор;

· микроскопы (12 штук), микропрепараты: «Кровь человека» и «Кровь лягушки», штатив для микропрепаратов;

· таблицы: «Влияние курения на организм человека», «Сравнение эритроцитов хладнокровных и теплокровных»,

· схемы: «Внутренняя среда организма», «Состав крови», «Эритроциты», «Группы крови», «Свертывание крови», «Иммунитет»;

· портреты: И.И. Мечникова, Л.И. Пастера;

· магнитофон и кассеты для физкультминутки «Руки вверх» и «Одинокий пастух».

2. Эритроциты, строение и функции.

3. Лейкоциты, строение и функции.

4. Выводы по уроку.

5. Домашнее задание. Итоги урока.

С давних времен люди считали кровь магической жидкостью. Кровью клялись в вечной верности, кровью скрепляли подписи в договорах, окропляли землю, чтобы получить богатый урожай.

Удивительные свойства крови издавна вызывали интерес у людей. Например, способность человека регулировать и поддерживать температуру своего тела; сложные механизмы саморегуляции действовали, несмотря на колебания температуры окружающей среды.

Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить и объяснить, с чем связаны удивительные свойства крови, узнаем, что такое «гомеостаз» и с биологической точки зрения найдем причины заболеваний крови.

Организм – это сложная система, которая существует в окружающей среде в постоянном состоянии, несмотря на непрерывно меняющуюся обстановку. Французский физиолог Клод Бернар в 1857 году высказал мысль, что именно постоянство внутренней среды обеспечивает выживание. К.Бернар всегда поражался способностью теплокровных животных к регуляции и поддержанию постоянной температуры тела, содержания воды.

В 1932 году американский физиолог Уолтер Кэннон ввел термин «гомеостаз», что означает постоянство внутренней среды.

(Учитель записывает определение на доске, ученики – в тетрадях.)

Бернар высказал классическое утверждение о том, что постоянство внутренней среды является обязательным условием свободной жизни. Системы саморегуляции действуют не только на уровне организма, но и на уровне клеток.

Вопрос: Чем образована внутренняя среда организма? Какая связь между ее компонентами?

(повесить на доску схему «Внутренняя среда организма»)

Ученики: (используя таблицу) Межклеточное вещество омывает каждую клетку, из крови в межклеточное вещество поступает кислород, вода и питательные вещества. Клетки выделяют в межклеточное вещество углекислый газ и продукты распада.

Вопрос: Какую роль играет кровь?

(повесить на доску схему «Состав крови»)

Ученики: (используя схему).

2) Органические вещества:

3) Минеральные вещества ( K , Na , Ca , Mg , Cu , Cl ).

2. Форменные элементы:

Учитель: Постараемся найти взаимосвязь между строением и функциями форменных элементов крови. Для этого оформляем таблицу:

(Учитель записывает на доске, ученики – в тетрадях.)

Вопрос: Какие особенности имеются в строении эритроцитов? Что интересного в форме клеток?

Ученики: Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска.

Учитель: Оказывается при такой интересной форме площадь поверхности эритроцитов в 1,6 раза больше, чем площадь поверхности шара такого же диаметра.

Вопрос: Способствует ли увеличение площади поверхности лучшему выполнению функций эритроцитов?

Ученики: Да. Чем больше поверхность эритроцита, тем больше переносится молекул кислорода.

Учитель: Запишем эти данные в таблицу.

(включить музыку «Одинокий пастух»)

Учитель: После просмотра диафильма наши глаза устали. Сделаем зарядку для глаз. Повторяем движения за мной: вверх – вниз, вправо – влево, по кругу. Теперь быстро поморгаем в течении 1 минуты.

Учитель: Проведем экспериментальную работу. Посмотрим с помощью микроскопа препараты клеток крови человека и лягушки и сравним их.

Вопрос: Чем отличаются эритроциты человека и лягушки?

Ученики: Размерами. Эритроциты человека меньше, чем у лягушки.

Учитель: Оказывается, чем меньше эритроциты, тем лучше они выполняют свои функции. Как вы думаете, почему?

Ученики: Быстрее передвигаются.

Учитель: Действительно, меньшие размеры эритроцитов человека увеличивают полезную емкость, лабильность крови, поэтому скорость движения крови увеличивается. Внесем краткие данные в таблицу.

(Учитель записывает на доске, ученики – в тетрадях.)

Вопрос: (используя таблицу «Эритроциты») В каком направлении шла эволюция эритроцитов?

Ученики: Размеры уменьшаются от низших животных к высокоорганизованным.

Учитель: Для сравнения приведу пример:

Mr ( Hb ) беспозвоночных = 350 000

Mr ( Hb ) теплокровных = 16 000

( Mr – относительная молекулярная масса, Hb – молекула гемоглобина)

Вопрос: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Значит, эволюция шла в направлении уменьшения относительной молекулярной массы и, следовательно, размеров эритроцитов.

Учитель: Раньше считалось, что у королей и принцесс кровь голубая. Благородной считалась белая незагорелая кожа с просвечивающими голубыми жилками.

Вопрос: Какого цвета кровь? Почему?

Ученики: Красная, т.к. присутствует белок гемоглобин.

Учитель: (Указывая на записи) Когда и где происходят эти процессы?

Hb + O = HbO (оксигемоглобин)

Ученики: В легких, при обогащении крови кислородом.

Hb + CO 2 = HbCO 2 (карбогемоглобин)

Ученики: в органах и тканях, которые отдают продукты обмена.

Hb + CO = HbCO (карбоксигемоглобин)

Ученики: при отравлении угарным газом.

Учитель: Как оказать первую помощь при отравлении угарным газом?

Ученики: При необходимости привести в чувство с помощью нашатырного спирта. Вынести на свежий воздух, чтобы в легкие поступал кислород.

Учитель: А вы знаете, что отравление угарным газом может быть добровольным. Как вы думаете, когда?

Ученики: При курении.

Вопрос: Какие вещества поступают в организм курящего человека вместе с дымом?

Ученики: (Используя таблицу) Угарный и углекислый газ. Синильная кислота. Никотин, радиоактивные, канцерогенные вещества.

Радиоактивные вещества: Pb (свинец), Bi (висмут), Po (полоний).

Канцерогенные вещества вызывают рак.

Учитель: Приведу один пример:

при прохождении ежегодной флюрографии человек получает облучение – 0,75 Р (рентген) в год. Это предельно допустимая доза.

при выкуривании 1 пачки сигарет в день – 500 Р в год (1,36 Р в день)

Какой можно сделать вывод на основании этих данных?

Ученики: При курении допустимая доза ежедневно превышает норму, значит курящий человек постоянно облучается.

(включить музыку «Руки вверх»)

Вопрос: Что такое малокровие? С чем это связано?

Ученики: Уменьшение количества эритроцитов. Нужно больше бывать на свежем воздухе. Заниматься спортом.

Учитель: (Используя таблицу) Посмотрите на эти данные и вы можете сравнить их со своими анализами крови.

Нормы содержания эритроцитов и гемоглобина в крови.

Урок биологии в 9-м классе по теме: «Форменные элементы крови»

Разделы: Биология

Читать еще:  Использование антиаритмических препаратов при экстрасистолии

Форменные элементы крови

Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии КСО.

Цели по содержанию урока:

Образовательная – способствовать пониманию строения форменных элементов крови и значение их. Продолжать формировать умение работать с учебником и микроскопом.

Развивающая – продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы.

Воспитательная – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

М.О. репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

ФОПД: пары сменного состава.

Дидактический материал: для организации самостоятельной работы школьников. Учебная таблица “Кровь”, микроскопы и микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”, инструктивные карточки.

ПРОЕКТ УРОКА №1

Структура урокаДеятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный моментПриветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места.Рассаживаются.
2. Актуализация знаний и уменийПредлагает в группах по 2 человека проверить уровень усвоения предыдущей темы (щадящий метод работы) (см. приложение 1).Дают ответы по очереди на вопросы и ставят оценки после общего прослушивания правильного ответа. Оценивают работу.
3. Оценка знанийПредлагает оценить знания в парах.Сигнализация светофором.
4. Домашнее заданиеПодготовить пересказ о форменных элементах крови с.118-119. Приготовить сообщение на 4 минуты “Открытие фагоцитоза”Записывают задание.
5. Целеполагание и мотивацияПоясняет, что в результате урока учащиеся научаться рассказывать о строениях и функциях форменных элементов, проводить лабораторную работу.Формируют цели урока и вместе с учителем приходят к выводу, что самостоятельная работа с учебником и совместная работа в группах дает возможность усвоения большего по объему учебного материала в короткое время. Отрабатываются приемы эффективности взаимодействия друг с другом.
6. Изучение нового материалаПредлагает учащимся карточка для самостоятельной работы – по 4 вариантам. (см. приложение 2). Поясняет, что работу надо выполнить по известному школьному алгоритму.Получают карточки своего варианта. Приступают к выполнению заданий своей карточки. Обсуждают ответы на вопросы с партнером по варианту в новой группе. Передают в постоянной группе полученную информацию, меняются ролями.
Дает задание исследовательской группе о проведении лабораторной работы и подготовке анализа по ней; работа с дополнительной литературой.
7. Закрепление и применение знаний.Предлагает выполнить лабораторную работу и проанализировать ее результаты с исследовательской группой. Предлагает заполнить таблицу “Форменные элементы крови” — работа в группах по два человека (см. приложение 3)Обсуждает результаты лабораторной работы, заполняют таблицу; Исследователи уточняют и исправляют ошибки.
8. Рефлексия.Высказывают собственное суждение об успешности достижения на учебном занятии.Определяют результаты своей работы, ориентируясь на цели; Оценивают себя за успешность усвоения материала “Светофорами”.

ПРОЕКТ УРОКА №2

II. Основное содержание.

Эритроциты, их форма, количество, особенности строения и функции.

Строение и функции лейкоцитов, фагоцитов.

Тромбоциты, их значение.

III. Лабораторная работа (приложение 3).

IV. Задания для самостоятельной работы учащихся:

1. Назовите форменные элементы крови и укажите их функции. Заполните таблицу.

Название клетокФорма, количество, мм 3 Место образованияПродолжительность жизниВыполняемая функция
Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты

V. Закрепление.

  1. Какой состав имеет плазма крови?
  2. Каковы особенности строения эритроцитов в связи с выполняемыми функциями?
  3. Какое значение имеет способность лейкоцитов к активному передвижению?
  4. Укажите различия между лейкоцитами и эритроцитами по форме, цвету и строению.
  5. Почему воспаление можно рассматривать как защитную реакцию организма?

VI. Оценка знаний.

VII. Домашнее задание стр. 118-119 (учебник Сонина Н.И.).

Приложение 1.

  1. Почему клетки существуют лишь в жидкой среде?
  2. Что является внутренней средой организма человека?
  3. Что такое лимфа?
  4. Что называется кровью?
  5. Функции крови.
  6. Какой тканью образована кровь?

Эритроциты

а) на с.118 (учебник Сонина Н.И.) изучите материал о форме, количестве, особенностях строения и функции эритроцитов;

б) что такое гемоглобин?

в) подготовьте пересказ материала.

Лейкоциты, лимфоциты

а) строение и функции лейкоцитов изучите по учебнику на стр.118-119 (учебник Сонина Н.И.);

б) обязательно рассмотрите схему фагоцитоза на стр.119 (учебник Сонина Н.И.);

в) подготовьтесь пересказать этот материал.

Тромбоциты

а) на с.119 обязательно прочитайте материал о кровяных пластинках;

б) как иначе они называются?

в) из чего образуется тромб закрывающий рану?

г) внимательно рассмотрите рисунок с.119 “Образование сгустка крови” (учебник Сонина Н.И.);

д) подготовьте пересказ.

Плазма крови

а) запомните, из чего состоит плазма;

б) обратите внимание на последнее предложение этого подпункта;

в) подготовьте пересказ;

г) если у вас материал готов, прочитайте материал дальше на с.118-119.

Сравнение форменных элементов крови человека и лягушки.

  • Рассмотрите препараты крови человека и лягушки. (Обратите внимание на форму эритроцитов при рассмотрении их сверху и сбоку. Одинакова ли она? Подумайте, почему при рассматривании в световом микроскопе эритроциты крови человека в средней части слегка просвечивают.)
  • Зарисуйте в одном масштабе по 2-3 эритроцита из каждого препарата и один лейкоцит из препарата крови человека.
  • Сравните эритроциты крови человека и лягушки, т.е. найдите в них черты сходства и различия.
  • Сравните лейкоциты и эритроциты крови человека. В чем их различия?
  • Ответьте на вопрос: чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?
  • Заполните таблицу “Клетки крови”.
  • Таблица по биологии: форменные элементы крови

    u0434u0432u043eu044fu043au043eu0432u043eu0433u043du0443u0442u0430u044f u0444u043eu0440u043cu0430, u0437u0440u0435u043bu044bu0435 u044du0440u0438u0442u0440u043eu0446u0438u0442u044b u043du0435 u0438u043cu0435u044eu0442 u044fu0434u0440u0430, u043au0440u0430u0441u043du044bu0435 u043au043bu0435u0442u043au0438 u043au0440u043eu0432u0438

    u043au0440u0430u0441u043du044bu0439 u043au043eu0441u0442u043du044bu0439 u043cu043eu0437u0433,

    u0442u0440u0430u043du0441u043fu043eu0440u0442u043du0430u044f u0444u0443u043du043au0446u0438u044f (u043fu0435u0440u0435u043du043eu0441 u043au0438u0441u043bu043eu0440u043eu0434u0430 u0438 u0443u0433u043bu0435u043au0438u0441u043bu043eu0433u043e u0433u0430u0437u0430


    u041bu0415u0419u041au041eu0426u0418u0422u042b
    u043eu043au0440u0443u0433u043bu043eu0439 u0444u043eu0440u043cu044b, u0438u043cu0435u044eu0442 u044fu0434u0440u0430, u0431u0435u043bu044bu0435 u043au043bu0435u0442u043au0438 u043au0440u043eu0432u0438

    u0432 u0441u0435u043bu0435u0437u0435u043du043au0435, u043bu0438u043cu0444u0430u0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u0443u0437u043bu0430u0445, u043au043eu0441u0442u043du043eu043c u043cu043eu0437u0433u0435

    u0432 u043fu0435u0447u0435u043du0438,u00a0u0432 u0441u0435u043bu0435u0437u0435u043du043au0435, u0432 u043cu0435u0441u0442u0430u0445 u0432u043eu0441u043fu0430u043bu0435u043du0438u044f

    u0437u0430u0449u0438u0442u043du0430u044f u0444u0443u043du043au0446u0438u044f (u0444u0430u0433u043eu0446u0438u0442u043eu0437, u0438u043cu043cu0443u043du0438u0442u0435u0442)

    u0422u0420u041eu041cu0411u041eu0426u0418u0422u042b
    u043du0435u043fu0440u0430u0432u0438u043bu044cu043du0430u044f u0444u043eu0440u043cu0430, u044du0442u043e u043au0440u043eu0432u044fu043du044bu0435 u043fu043bu0430u0441u0442u0438u043du043au0438-u043du0435u0431u043eu043bu044cu0448u0438u0435 u0446u0438u0442u043eu043fu043bu0430u0437u043cu0430u0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0435 u0444u0440u0430u0433u043cu0435u043du0442u044b u043eu0442u0434u0435u043bu0438u0432u0448u0438u0435u0441u044f u043eu0442 u043cu0435u0433u0430u043au0430u0440u0434u0438u043eu0446u0438u0442u043eu0432 u00a0u043au0440u0430u0441u043du043eu0433u043e u043au043eu0441u0442u043du043eu0433u043e u043cu043eu0437u0433u0430

    180-320, u0434u043e 400 u0442u044bu0441u044fu0447

    u043au0440u0430u0441u043du044bu0439 u043au043eu0441u0442u043du044bu0439 u043cu043eu0437u0433

    u0444u0443u043du043au0446u0438u044f — u0441u0432u0435u0440u0442u044bu0432u0430u043du0438u0435 u043au0440u043eu0432u0438 u0438 u0432u043eu0441u0441u0442u0430u043du043eu0432u043bu0435u043du0438u0435 u043au0440u043eu0432u0435u043du043eu0441u043du044bu0445 u0441u043eu0441u0443u0434u043eu0432

    Кровь

    Состав

    Все млекопитающие, в том числе и человек, имеют сходное строение крови.
    Жидкая соединительная ткань включает:

    • плазму– межклеточное вещество, состоящее из воды (90 %) и растворённых в ней органических (белки, жиры, углеводы) и неорганических (соли) веществ;
    • форменные элементы – клетки, циркулирующие в потоке плазмы.

    Плазма составляет 60 % крови. Её состав остаётся неизменным за счёт постоянной работы почек и лёгких.

    Плазма выполняет в организме несколько функций:

    • транспортную– переносит вещества каждой клетке;
    • выделительную– все накопленные в плазме вредные вещества выводятся через почки, а углекислый газ высвобождается наружу через лёгкие;
    • регуляторную– поддерживает постоянный химический состав организма (гомеостаз) за счёт переноса веществ;
    • температурную– поддерживает постоянную температуру тела;
    • гуморальную– разносит гормоны ко всем органам.

    Рис. 1. Плазма крови.

    Читать еще:  Артериальная гипертензия (АГ)

    К элементам относятся разнообразные клетки, выполняющие специфические функции. Они образуются из кроветворных стволовых клеток, вырабатываемых костным мозгом и тимусом, а также в тонком кишечнике, селезёнке, лимфатических узлах. Подробное описание клеток представлено в таблице «Кровь».

    Элемент

    Строение

    Функции

    Кровяные тельца. Многочисленные двояковогнутые клетки красного цвета. Не имеют ядра. Продолжительность жизни – 120 дней. Разрушаются в печени и селезёнке

    Дыхательная – переносят кислород и углекислый газ

    Кровяные пластинки. Фрагменты цитоплазмы клеток костного мозга, ограниченные мембраной. Не имеют ядра

    Защитная – в совокупности с белками плазмы обеспечивают свёртываемость крови, останавливая кровотечение и кровопотерю

    Белые клетки. По размеру превышают эритроцитов. Имеют ядро. Способны изменять свою форму и передвигаться. Одна из разновидностей – лимфоциты. Могут быть трёх видов: B-, T- и NK-клетки. Вырабатывают антитела – белковые соединения, препятствующие размножению бактерий и вирусов в организме

    Иммунная – захватывают и уничтожают инородные частицы, попавшие в кровь

    Рис. 2. Форменные элементы.

    Основными клетками крови являются эритроциты. Они имеют жёлто-зелёный цвет, но из-за наличия в составе гемоглобина (красного пигмента) окрашиваются в красный цвет. Гемоглобин содержит железо, которое связывает кислород, образуя оксигемоглобин, и отдаёт его клеткам организма в процессе дыхания.

    Система

    Кровь циркулирует по телу благодаря кровеносной системе, состоящей из сердца и кровеносных сосудов. Сокращения сердца продвигают кровь по сосудам. Элементы крови не выходят за пределы сосудов. Однако плазма может выделяться через капилляры наружу, превращаясь в тканевую жидкость.

    Кровообращение – замкнутый путь потока крови по сосудам в организме – включает два цикла:

    • малый круг от правого желудочка сердца до левого предсердия;
    • большой круг от левого желудочка до правого предсердия.

    Малый или лёгочный круг проходит через лёгкие, где гемоглобин насыщается кислородом. Затем кровь попадает в левое предсердие, а оттуда – в левый желудочек. Здесь начинается большой круг, охватывающий все органы и ткани организма. Насыщенная кислородом кровь (артериальная) разносит кислород и забирает углекислый газ, превращаясь в венозную кровь.

    Рис. 3. Кровообращение в организме человека.

    У всех позвоночных кровь красного цвета. У моллюсков и членистоногих кровь называется гемолимфой. Эта жидкость содержит гемоцианин, который на воздухе придаёт гемолимфе голубой цвет за счёт содержания меди.

    Что мы узнали?

    Из статьи по биологии 8 класса мы узнали о составе крови, о видах и особенностях строения кровяных клеток, а также о снабжении органов и тканей кровью. Функции дыхания, свёртываемости крови, иммунной защиты выполняют соответственно эритроциты, тромбоциты, лейкоциты – элементы крови. Кровяные клетки разносятся к тканям и органам посредством плазмы – раствора белков, углеводов, жиров и солей.

    Общий анализ крови (без лейкоцитарной формулы и СОЭ)

    Общий анализ крови – набор тестов, направленных на определение количества различных клеток крови, их параметров (размера и др.) и показателей, отражающих их соотношение и функционирование.

    ОАК, клинический анализ крови.

    Синонимы английские

    Complete blood count, CBC.

    SLS(натрий лаурил сульфат)-метод.

    *10^9/л (10 в ст. 9/л), *10^12/л (10 в ст. 12/л), г/л (грамм на литр), % (процент), фл (фемтолитр), пг (пикограмм).

    Какой биоматериал можно использовать для исследования?

    Венозную, капиллярную кровь.

    Как правильно подготовиться к исследованию?

    1. Исключить из рациона алкоголь и лекарственные препараты (по согласованию с врачом) за сутки до исследования.
    2. Не принимать пищу в течение 8 часов перед исследованием, можно пить чистую негазированную воду.
    3. Исключить физическое и эмоциональное перенапряжение и не курить в течение 30 минут до исследования.

    Общая информация об исследовании

    Общий анализ крови, как правило, включает в себя от 8 до 30 пунктов: подсчет количества эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов в 1 микролитре или литре крови, а также ряд других показателей, описывающих форму, объем и другие характеристики этих клеток.

    Обычно в дополнение к этим показателям общего анализа крови назначается лейкоцитарная формула (процентное соотношение различных форм лейкоцитов) и подсчет скорости оседания эритроцитов (СОЭ). Такое расширенное исследование чаще называют клиническим анализом крови.

    Основные показатели, которые входят в таблицу результатов общего анализа крови:

    • количество лейкоцитов (white blood cells, WBC),
    • количество эритроцитов (red blood cells, RBC),
    • уровень гемоглобина (hemoglobin content, Hb),
    • гематокрит (hematocrit, Hct),
    • средний объем эритроцита (MCV),
    • среднее содержание гемоглобина в эритроците (MCH),
    • средняя концентрация гемоглобина в эритроцитах (MCHC),
    • тромбоциты (platelet count, PC).

    Кровь состоит из клеток (форменных элементов) и жидкой части – плазмы. Эти клетки – эритроциты, лейкоциты и тромбоциты – образуются и созревают в костном мозге и должны попадать в системный кровоток по мере необходимости.

    При изучении мазка крови под микроскопом капля крови помещается на стекло, размазывается шпателем, а затем окрашивается специальным красителем и высушивается. После этого врач лаборатории может детально рассмотреть ее под микроскопом.

    Расшифровка общего анализа крови предполагает подсчёт форменных элементов и расчёт некоторых косвенных показателей. Так, о тношение объема форменных элементов к плазме называется гематокритом. Изменение этого показателя характеризует степень «разжижения» или «сгущения» крови.

    Лейкоциты – клетки, помогающие организму бороться с инфекцией. Они способны определять чужеродные агенты (бактерии, вирусы) в организме и уничтожать их.

    Выделяют 5 различных видов лейкоцитов: эозинофилы, базофилы, нейтрофилы, лимфоциты и моноциты. Подсчет количества лейкоцитов, входящий в общий анализ крови, позволяет узнать суммарное количество всех типов клеток, лейкоцитарная формула, определяемая при клиническом анализе крови, – каждого типа в отдельности.

    Общее количество лейкоцитов, как правило, повышено при остром инфекционном процессе, вызванном бактериями. Если лейкоцитов слишком мало, то организм становится более подверженным различным инфекциям.

    Эритроциты – клетки, имеющие форму бублика с более тонкой частью в центре вместо дырки. В их составе есть гемоглобин – белок, содержащий железо, который обладает способностью переносить кислород от легких к тканям и органам, а углекислый газ – от тканей и органов к легким, из которых он выдыхается. Общий анализ крови позволяет определить, достаточное ли количество эритроцитов содержится в крови, какова их форма, размеры и содержание в них гемоглобина (MCV, MCH, MCHC). В норме эритроциты должны быть одинаковы, однако при таких состояниях, как B12— или железодефицитная анемия, форма эритроцитов и их размер могут изменяться. Если количество эритроцитов, выявляемое общим анализом крови, снижено, значит, у пациента анемия, что может проявляться слабостью, быстрой утомляемостью и одышкой. Реже встречается повышение общего количества эритроцитов (эритроцитоз, или полицитемия).

    Тромбоциты – клетки, играющие значительную роль в свертывании крови. Если у человека снижено количество тромбоцитов, риск кровотечения и образования синяков у него повышен.

    Для чего используется исследование?

    Данный тест применяют для общей оценки состояния здоровья, диагностики анемии, инфекций и множества других заболеваний. Фактически это совокупность анализов, оценивающих различные показатели крови.

    • Подсчет количества лейкоцитов определяет количество лейкоцитов в единице крови (литре или микролитре). Его повышение или понижение может иметь значение в диагностике инфекций или, например, заболеваний костного мозга.
    • Соответственно, количество эритроцитов в единице крови (литре или микролитре) определяет подсчет количества эритроцитов. Он необходим для диагностики анемии или полицитемии и дифференциальной диагностики различных типов анемий.
    • Уровень гемоглобина важен для оценки тяжести анемии или полицитемии и для контроля за эффективностью терапии этих состояний.
    • Гематокрит – процентное соотношение клеток крови (форменных элементов) к жидкой ее части. Используется в комплексной оценке анемий и полицитемий, для принятия решения о переливании крови и оценки результатов этой процедуры.
    • Подсчет количества тромбоцитов определяет количество тромбоцитов в единице крови (литре или микролитре). Используется для выявления нарушений свертывания или заболеваний костного мозга.
    • Средний объем эритроцита (MCV) – усредненный показатель, отражающий размер эритроцитов. Он необходим для дифференциальной диагностики различных типов анемий. Так, при B12-дефицитной анемии размер эритроцитов увеличивается, при железодефицитной – уменьшается.
    • Среднее содержание гемоглобина в эритроците (MCH) – показатель того, сколько гемоглобина в среднем содержится в одном эритроците. При B12-дефицитной анемии в увеличенных эритроцитах количество гемоглобина повышено, а при железодефицитной анемии – снижено.
    • Средняя концентрация гемоглобина в эритроците (MCHC) отражает насыщение эритроцита гемоглобином. Это более чувствительный параметр для определения нарушений образования гемоглобина, чем MCH, так как он не зависит от среднего объема эритроцита.
    • Распределение эритроцитов по объему (RDW) – показатель, определяющий степень различия эритроцитов по размеру. Имеет значение в диагностике анемий.
    • Средний объем тромбоцита (MPV) – характеристика тромбоцитов, которая может косвенно свидетельствовать об их повышенной активности или о наличии чрезмерного количества молодых тромбоцитов.
    Читать еще:  Гистологическое исследование: когда оно назначается, как проводится и что показывает

    Когда назначается исследование?

    Общий клинический анализ крови – самый распространенный лабораторный анализ, используемый для оценки общего состояния здоровья. Он выполняется при плановых медицинских осмотрах, при подготовке к оперативному вмешательству, входит в медкомиссию при устройстве на работу.

    Если человек жалуется на утомляемость, слабость или у него есть признаки инфекционного заболевания, воспаления, повышенная температура тела, то, как правило, назначается это исследование. Расшифровка общего анализа крови становится первым шагом в диагностике многих серьезных заболеваний.

    Значительное повышение количества лейкоцитов обычно подтверждает воспаление. Снижение эритроцитов и гемоглобина говорит об анемии и требует дополнительных обследований для уточнения ее причины.

    Множество различных патологических состояний могут приводить к изменениям количества основных клеточных популяций в крови. Общий клинический анализ крови назначается для контроля за эффективностью лечения анемии или инфекционного заболевания, а также для оценки негативного влияния на клетки крови некоторых лекарств.

    Что означают результаты?

    Референсные значения (расшифровка общего анализа крови: таблицы нормы):

    Синонимы к словосочетанию «форменные элементы крови»
    (а также близкие по смыслу слова и выражения)

    Связанные слова и выражения

    • форменные элементы крови, клетки крови, в периферической крови, плазма крови, эритроциты крови, жидкая часть крови, факторы свёртывания крови
    • форменные элементы крови, клеточные элементы
    • кровяные пластинки
    • ретикулярная ткань
    • кровеносное русло
    • тканевая жидкость
    • белковая дистрофия
    • стенки капилляров
    • содержание гемоглобина
    • агрегация тромбоцитов
    • первичная моча
    • иммунные комплексы
    • переносить кислород
    • непрямой билирубин
    • кроветворные органы
    • в физиологических условиях
    • в системный кровоток
    • очаги некроза
    • нарушение микроциркуляции
    • лейкоцитарная формула
    • венозная гиперемия
    • обратное всасывание
    • корковое вещество
    • естественные киллеры
    • цветовой показатель
    • вирусные частицы
    • воротная вена

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: по-американски — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Связанные слова (по тематикам)

    • Люди: штатский, гардеробщик, железнодорожник, умирающий, пострадавший
    • Места: ранка, кровоподтёк, надрез, артерия, гематома
    • Предметы: сукровица, гной, тужурка, китель, кокарда
    • Действия: течь, синтез, кровопотеря, кровотечение, надрез
    • Абстрактные понятия: форма, элемент, составляющая, атом, структура

    Ассоциации к слову «форменный&raquo

    Ассоциации к слову «элемент&raquo
    Ассоциации к слову «кровь&raquo

    Предложения со словосочетанием «форменные элементы крови&raquo

    • Количественные и качественные свойства форменных элементов крови являются чрезвычайно информативными показателями, характеризующими состояние здоровья человека.

    Сочетаемость слова «форменный&raquo

    • форменная одежда
      форменная фуражка
      форменная куртка
    • форменные элементы крови
    • (полная таблица сочетаемости)

    Сочетаемость слова «элемент&raquo

    • химические элементы
      новые элементы
      отдельные элементы
    • элементы системы
      элементы культуры
      элемент неожиданности
    • множество элементов
      количество элементов
      система элементов
    • являться элементом
      становиться элементом
      содержать элементы
    • (полная таблица сочетаемости)

    Сочетаемость слова «кровь&raquo

    • свежая кровь
      собственная кровь
      человеческая кровь
    • кровь человека
      кровь жертвы
      кровь врагов
    • лужа крови
      капли крови
      запах крови
    • кровь текла
      кровь кипит
      кровь остановилась
    • истекать кровью
      пить кровь
      наливаться кровью
    • (полная таблица сочетаемости)

    Значение слова «форменный&raquo

    ФО́РМЕННЫЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к форма (в 9 знач.); сделанный по форме. (Малый академический словарь, МАС)

    Значение слова «элемент&raquo

    ЭЛЕМЕ́НТ , -а, м. 1. У древнегреческих философов-материалистов — одно из первоначал, одна из составных частей природы 758 (огонь, вода, воздух, земля), лежащих в основе всех вещей, явлений; стихия. (Малый академический словарь, МАС)

    Значение слова «кровь&raquo

    КРОВЬ , -и, предл. о кро́ви, в крови́, род. мн. крове́й, ж. 1. Жидкая ткань, которая движется по кровеносным сосудам организма и обеспечивает питание его клеток и обмен веществ в нем. Венозная кровь. Артериальная кровь. (Малый академический словарь, МАС)

    Отправить комментарий

    Дополнительно

    • Разбор по составу слова «элемент» (морфемный разбор)
    • Разбор по составу слова «кровь» (морфемный разбор)
    Значение слова «форменный&raquo

    ФО́РМЕННЫЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к форма (в 9 знач.); сделанный по форме.

    Значение слова «элемент&raquo

    ЭЛЕМЕ́НТ , -а, м. 1. У древнегреческих философов-материалистов — одно из первоначал, одна из составных частей природы 758 (огонь, вода, воздух, земля), лежащих в основе всех вещей, явлений; стихия.

    Значение слова «кровь&raquo

    КРОВЬ , -и, предл. о кро́ви, в крови́, род. мн. крове́й, ж. 1. Жидкая ткань, которая движется по кровеносным сосудам организма и обеспечивает питание его клеток и обмен веществ в нем. Венозная кровь. Артериальная кровь.

    Предложения со словосочетанием «форменные элементы крови&raquo

    Количественные и качественные свойства форменных элементов крови являются чрезвычайно информативными показателями, характеризующими состояние здоровья человека.

    Способность костного мозга производить форменные элементы крови определённого качества и в определённых количествах тесным образом связана с состоянием здоровья вообще и с потребностью в конкретных клетках в частности.

    Физиологическая регенерация форменных элементов крови осуществляется за счёт разрушения старых клеток и образования новых органами кроветворения.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru