Центральная и периферическая нервная система - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я

0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Строение головного мозга человека его функции основы физиологии

1.5.2.12. Центральная и периферическая нервная система

Центральная нервная система, ее структура и функции. Контроль функций организма, обеспечение его взаимодействия с окружающей средой. Нейроны и их роль в получении и передаче информации, поддержании жизнедеятельности нашего организма. Мозг и способности.

Строение и значение нервной системы. Нервная система координирует деятельность клеток, тканей и органов нашего тела. Она регулирует функции организма и его взаимодействие с окружающей средой, обеспечивает возможности реализации психических процессов, которые лежат в основе механизмов языка и мышления, запоминания и обучения. Кроме того, у человека нервная система составляет материальную основу его психической деятельности.

Нервная система представляет собой сложный комплекс высокоспециализированных клеток, передающих импульсы от одной части тела к другой, в результате организм получает возможность реагировать как единое целое на изменения факторов внешней или внутренней среды.

В состав центральной нервной системы входят головной и спинной мозг, периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.

Спинной мозг представляет собой продолговатый, цилиндрический тяж длиной до 45 см и массой 34-38 г, располагающийся в позвоночном столбе. Его верхняя граница расположена у основания черепа (верхние отделы переходят в головной мозг), а нижняя – у I-II поясничных позвонков. От спинного мозга симметрично отходят корешки спинномозговых нервов. В нем находятся центры некоторых простых рефлексов, например рефлексов, обеспечивающих движения диафрагмы, дыхательных мышц. Спинной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводящую, под контролем головного мозга регулирует работу внутренних органов (сердца, почек, органов пищеварения).

Совокупность нейронов и межклеточного вещества образует нервную ткань, со строением которой вы познакомились в разделе 1.5.1.

Знаете ли вы, что.
– нервная система состоит из 10. 100 миллиардов нервных клеток;
– мозг потребляет около 10 Ватт энергии (эквивалентно мощности ночной лампы) и за 1 мин через него протекает 740-750 мл крови;
– нервные клетки генерируют примерно до тысячи импульсов в секунду.

Нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний. От других типов специализированных клеток нейроны отличает наличие нескольких отростков, которые обеспечивают проведение нервного импульса по телу человека. Один из отростков клетки – аксон, как правило, длиннее остальных. Аксоны могут достигать в длину 1-1,5 м. Таковы, например, аксоны, образующие нервы конечностей. Аксоны заканчиваются несколькими тоненькими веточками – нервными окончаниями.

В зависимости от функции нервные окончания подразделяются на чувствительные (афферентные), промежуточные (вставочные) и исполнительные (эфферентные) (смотри рисунок 1.5.22). Чувствительные нейроны (2) реагируют на воздействия внешней или внутренней среды и передают импульсы в центральные отделы нервной системы. Ими, как датчиками, пронизано все наше тело. Они постоянно как бы измеряют температуру, давление, состав и концентрацию компонентов среды и другие показатели. Если эти показатели отличаются от стандартных, чувствительные нейроны посылают импульсы в соответствующий отдел нервной системы. Промежуточные нейроны (3) передают этот импульс с одной клетки на другую. Посредством исполнительных нейронов (4) нервная система побуждает к действию клетки рабочих (исполнительных) органов. Таким действием становится соответствующее возникшей ситуации уменьшение или увеличение выработки клетками биологически активных веществ (секрета), расширение или сужение кровеносных сосудов, сокращение или расслабление мышц.

Нервные клетки в местах соединения друг с другом образуют особые контакты – синапсы (смотри рисунок 1.5.19). В пресинаптической части межнейронного контакта содержатся пузырьки с посредником (медиатором), которые высвобождают этот химический агент в синаптическую щель при прохождении импульса. Далее медиатор взаимодействует со специфическими рецепторами на постсинаптической мембране, в результате чего следующая нервная клетка приходит в состояние возбуждения, которое передается еще дальше по цепи. Так осуществляется передача нервного импульса в нервной системе. Подробнее о работе синапса мы рассказывали в предыдущем разделе. Роль медиатора выполняют различные биологически активные вещества: ацетилхолин, норадреналин, дофамин, глицин, гамма-аминомасляная кислота (ГАМК), глутамат, серотонин, и другие. Медиаторы центральной нервной системы называются еще нейромедиаторы.

Благодаря рефлексу многие наши действия происходят автоматически. Действительно, нам некогда думать, когда мы прикасаемся к горячей плите. Если мы начнем рассуждать: “Мой палец на горячей плите, он обожжен, мне больно, надо бы убрать палец с плиты”, то ожог наступит гораздо раньше, чем мы предпримем какие-либо действия. Мы просто отдергиваем руку, не задумываясь и не успевая осознать, что же произошло. Это безусловный рефлекс и для такой ответной реакции достаточно соединения чувствительного и исполнительного нервов на уровне спинного мозга. Мы тысячи раз сталкиваемся с подобными ситуациями и просто не задумываемся об этом.

Рефлексы, которые осуществляются при участии головного мозга и формируются на основе нашего опыта, называют условными рефлексами. По принципу условного рефлекса мы действуем, когда управляем автомобилем или выполняем различные механические движения. Из условных рефлексов складывается значительная часть нашей повседневной деятельности.

Все наши действия происходят при участии и контроле со стороны центральной нервной системы. Точность выполнения команд контролирует головной мозг.

Строение и функции головного мозга. Мозг и способности.Человек издавна стремился проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение в жизни человека. Уже в глубокой древности связывали понятия сознание и мозг, но прошли еще многие сотни лет, прежде чем ученые начали разгадывать его загадки.

Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму. Масса у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют 25% энергии, вырабатываемой в организме! В возрасте от 20 до 60 лет масса и объем мозга остаются постоянными для каждого индивидуума. Если расправить извилины коры, то она займет площадь примерно 20 м 2 .

Мозг человека состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга. В стволе мозга находятся центры, регулирующие рефлекторную деятельность и связывающие организм с корой полушарий большого мозга. Кора полушарий толщиной 3-4 мм разделяется бороздами и извилинами, что значительно увеличивает поверхность мозга.

Участки коры полушарий большого мозга выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны. Например, в затылочной доле находится зрительная зона, в височной – слуховая и обонятельная. Их повреждение приводит к невозможности человеком различать запахи или звуки. С деятельностью головного мозга связаны сознание человека, мышление, память и другие психические процессы. Подробнее о работе головного мозга вы сможете узнать из следующей главы.

С тех пор, как люди убедились, что психические особенности человека связаны с мозгом, начались поиски таких связей. Некоторые специалисты считали что, масса вещества мозга в центрах, отвечающих за жадность, любовь, щедрость и прочие человеческие качества, должна быть пропорциональна их активности. Были попытки связать способности с массой мозга. Считалось, что чем она больше, тем человек способнее. Но и этот вывод ошибочен.

Так, например, масса мозга талантливых людей различна. Наряду с тяжелым мозгом И. Тургенева (2012 г!), масса мозга А. Франса составляла 1017 г. Однако трудно сказать, кто из них больше одарен, каждый из них занимал свое место в истории.

Что же такое способности, и какое отношение к ним имеет мозг? Способности – это психические возможности, позволяющие освоить ту или иную деятельность. Вполне понятно, что люди, занимающиеся разной деятельностью, должны иметь разные способности. Не случайно в коре головного мозга человека имеется множество нейронов, которые “ждут своего часа”, когда они будут задействованы. Таким образом, мозг человека способен решать не только стандартные задачи, но и осваивать новые программы.

4.6. Строение и функционирование головного мозга

4.6. Строение и функционирование головного мозга

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 28. Возникновение отделов головного мозга

§ 28. Возникновение отделов головного мозга Ранний период истории возникновения предков позвоночных, до формирования хорошо структурированного скелета, довольно туманен. Если допустить, что предковые формы хордовых были мягкотелыми существами размером около 10–15 см,

4.5. Строение и функционирование спинного мозга

4.5. Строение и функционирование спинного мозга Спинной мозг представляет собой длинный тяж длиной (у взрослого человека) около 45 см. Вверху он переходит в продолговатый мозг, внизу (в районе I–II поясничных позвонков) спинной мозг суживается и имеет форму конуса,

Увеличение головного мозга

Увеличение головного мозга Итак, чтобы объяснить, откуда возникло название этой главы, следует прежде всего подчеркнуть, что мы понимаем под поведением, и затем показать особую связь поведения с мозгом. Термин «поведение» имеет самые разнообразные значения; мы же будем

Гиены: матриархат с предпочтением головного мозга тюленей

Гиены: матриархат с предпочтением головного мозга тюленей Аристотель раскритиковал их в пух и прах. Он считал гиен коварными и малодушными, называл их злобно смеющимися, питающимися падалью животными, которые, кроме того, могли произвольно менять свой пол. В течение

Читать еще:  Раннее выявление злокачественных новообразований шейки матки

Часть I ФИЗИОЛОГИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

Часть I ФИЗИОЛОГИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА Глава 1. Развитие нервной системы человекаГлава 2. Клетка – основная единица нервной тканиГлава 3. Активирующие системы мозгаГлава 4. Физиологические механизмы регуляции вегетативных функций и инстинктивного

ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОЛОВНОГО МОЗГА

ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОЛОВНОГО МОЗГА Лимбическая система в мозге человека выполняет очень важную функцию, которая называется мотивационно-эмоциональной. Чтобы было ясно, что это за функция, вспомним: каждый организм, включая организм человека, имеет целый набор

АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА Левое полушарие становится доминантным по речевой функции у правшей, тогда как правое остается субдоминантным. В коре левого полушария у правшей выделяют две зоны, имеющие отношение к речи: зона Брока и зона Вернике (рис.

Травмы головного и спинного мозга

Травмы головного и спинного мозга Несомненно, что всех животных с травматическим повреждением любого вида, в том числе и с травмой головного и спинного мозга, прежде всего должен осмотреть ветеринар — это необходимо для уточнения диагноза и определения показаний для

Болезни головного мозга

Болезни головного мозга При заболеваниях головного мозга развиваются следующие расстройства: судороги, параличи, которые возникают в результате поражения двигательной области коры головного мозга или двигательных путей от коры в боковой столб противоположной

ВЫХОДИТ ЛИ РАЗУМ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА?

ВЫХОДИТ ЛИ РАЗУМ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА? Когда мы смотрим на предметы, где мы их видим в действительности? Находятся ли образы внутри мозга или снаружи — именно там, где мы их видим? Общепринятое научное разъяснение гласит, что эти образы находятся внутри головного

4.1.1. Органическое поражение головного мозга

4.1.1. Органическое поражение головного мозга Животное пытается достать лакомство, но быстро прекращает попытки (истощаемость), либо не пытается достать лакомство (депрессия, апатия), либо постоянно отвлекается на другие внешние раздражители, вплоть до переключения на

Травмы головного мозга

Травмы головного мозга Встречаются относительно редко.¦ ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗТравмы головного мозга регистрируются после ударов или падения с высоты. Сопровождаются сотрясением мозга и кровоизлияниями различной степени.¦ СИМПТОМЫПосле удара или падения собака

Пластичность головного мозга: воздействие окружающей среды

Пластичность головного мозга: воздействие окружающей среды У новорожденного ребенка мозг примерно вчетверо меньше, чем у взрослого человека. Размеры нейронов мозга увеличиваются, а характер нервных связей и сетей усложняется по мере роста ребенка, его общения с людьми

5. Анализаторная и синтетическая деятельность коры головного мозга

5. Анализаторная и синтетическая деятельность коры головного мозга Высшая нервная деятельность животного дает возможность выделять ему из сложной массы всевозможных раздражений, идущих из внешнего мира, те, которые имеют для животного то или иное значение. Собака при

Что делает нас людьми: кора головного мозга

Что делает нас людьми: кора головного мозга Человеческий мозг – это прежде всего знакомые нам извилины коры, которая выполняет все высшие когнитивные функции. Большую часть коры головного мозга называют неокортекс, потому что эта часть мозга появилась в процессе

Строение и функции головного мозга

Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Масса головного мозга взрослого человека составляет около 1400—1500 г. У новорожденного в среднем около 380 г. Рост мозга заканчивается к 23—25 годам.

Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, промежуточного, среднего, заднего (мост и мозжечок) и продолговатого.

Филогенетически самую древнюю часть головного мозга составляют: продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Отсюда выходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Эта часть образует ствол мозга. Эволюционно более поздними стали большие полушария головного мозга.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Выполняет рефлекторную и проводниковую функции. Снаружи покрыт белым веществом, формирующим проводящие пути мозга. Центральная часть образована серым веществом, представленным отдельными скоплениями нейронов. Эти скопления образуют ядра парасимпатической нервной системы. В продолговатом мозге находятся следующие центры:

  • дыхательный;
  • сердечной деятельности;
  • сосудодвигательный;
  • безусловных пищевых рефлексов;
  • защитных рефлексов (кашля, чихания, мигания, слезоотделения);
  • центры изменения тонуса некоторых групп мышц и положения тела.

Задний мозг состоит из варолиева моста и мозжечка. Проводящие пути моста связывают продолговатый мозг с большими полушариями.

Мост появляется только у млекопитающих. В задней части моста находится ретикулярная формация, ядра V—VIII пар черепно-мозговых нервов. От моста отходит мозжечковые ножки. В мосте находятся ядра и проводящие пути слухового анализатора.

Мозжечок играет основную роль в поддержании равновесия тела и координации движений. Все позвоночные животные обладают мозжечком, но уровень его развития зависит от среды обитания и характера совершаемых движений. В мозжечке различают два полушария и срединную часть — червь. Мозжечок покрыт корой из серого вещества. Между серым веществом находятся полоски белого вещества. Наиболее активно мозжечок развивается между 5—11-м месяцами жизни человека. Рост мозжечка заканчивается к 6—7 годам и достигает 125—150 г.

Средний мозг в процессе эволюции изменился меньше других отделов. Его развитие связано со зрительным и слуховым анализаторами. К среднему мозгу относятся две ножки мозга и крыша (пластинки четверохолмия). Через ножки проходят восходящие и нисходящие нервные пути. Восходящие пути идут к таламусу, нисходящие — в продолговатый и спинной мозг. В четверохолмии расположены подкорковые центры движений, возникающих под влиянием зрительных (верхние холмики) и слуховых (нижние холмики) раздражений.

Промежуточный мозг включает: зрительные бугры (таламус), надбугорную область (эпиталамус), подбугорную область (гипоталамус) и коленчатые тела. В нем расположена ретикулярная формация — сеть нейронов и нервных волокон, влияющая на активность различных отделов ЦНС.

Таламус отвечает за все виды чувствительности (кроме обонятельной) и координирует мимику, жестикуляцию, другие проявления эмоций. Сверху к таламусу прилегает эпифиз, являющийся железой внутренней секреции. Ядра эпифиза участвуют в работе обонятельного анализатора. Снизу находится другая железа внутренней секреции — гипофиз.

Гипоталамус контролирует деятельность вегетативной нервной системы, регуляцию обмена веществ, гомеостаз, сон и бодрствование, эндокринные функции организма. Он объединяет нервные и гуморальные регуляторные механизмы в общую нейроэндокринную систему. Гипоталамус образует с гипофизом единый комплекс, в котором ему принадлежит контролирующая роль (контроль деятельности передней доли гипофиза), а гипофизу — эффекторная. Гипоталамус секретирует вазопрессин и окситоцин, которые поступают в заднюю долю гипофиза, а оттуда разносятся кровью.

В коленчатых телах находятся подкорковые центры зрения и слуха.

Передний мозг состоит из правого и левого полушарий, соединенных мозолистым телом. Серое вещество образует кору головного мозга, белое вещество — проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).

Кора больших полушарий впервые появляется у рептилий. У млекопитающих она занимает большую часть поверхности полушарий и состоит из шести слоев клеток. Площадь коры составляет около 2—2,5 тыс. см 2 . Такая поверхность связана с наличием большого количества борозд и извилин.

Глубокие борозды делят полушарие на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную.

Нижнюю поверхность полушарий называют основанием мозга. Наибольшего развития у человека достигают лобные доли, отделенные от теменных центральной бороздой. Их масса составляет около 50% массы головного мозга.

Зоны коры больших полушарий и их функции:

  • двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;
  • зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;
  • зрительная зона расположена в затылочной доле;
  • слуховая зона расположена в височной доле;
  • центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей;
  • ассоциативные зоны коры связывают ее различные области. Они играют важнейшую роль в образовании условных рефлексов.

Деятельность всех органов человека контролируется корой больших полушарий. Любой спинно-мозговой рефлекс осуществляется при участии коры мозга. Кора обеспечивает связь организма с внешней средой, является материальной основой психической деятельности человека.

Функциональная асимметрия связана с неравнозначностью функций левого и правого полушарий. Правое полушарие отвечает за образное мышление, левое — за абстрактное. При повреждениях левого полушария нарушается речь человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Урок 21. «Головной мозг — инструмент познания окружающей среды»

ТЕМА VII. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ И ГУМОРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

Урок с видеоматериалами разработан по учебнику «Человек и окружающая среда» Анастасова Л.П. и др, для пред профильного обучения с учётом изменившихся требований в условиях реализации нового образовательного стандарта, необходимостью формирования и развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Читать еще:  Мелатонин: мой опыт использования

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями — важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно — практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

— установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география — будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока — традиционная

Технология — проблемного обучения

Основные понятия

таламусы, гипоталамус, гипофиз, се­тевидное образование мозгового ствола, спайки, мозолистое тело

Изучение нового материала

ГОЛОВНОЙ МОЗГ — ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Нервная система организма человека состоит из вегетативного отдела, который подразделяется на симпатический и парасимпатический, и соматического, который подразделяется на периферический (нервные рецепторы и нервы) и центральный (головной и спинной мозг).

Головной мозг человека, пожалуй, самое удивительное творение природы. Это материальный субстрат мысли, уникальный инструмент познания окружающей среды, сосрёдоточие духовной деятельности человека. Мозг непрерывно перерабатывает информацию — анализирует и кодирует ее. Он не только сопоставляет информацию, поступающую из окружающего мира, а также идущую от различных органов и систем, но и координирует на ее основании их деятельность.

Рассмотрим строение головного мозга и познакомимся с фун­кциональной деятельностью его отделов как регуляторов жизнен­но важных процессов организма.

Мозговой ствол включает продолговатый мозг1 мост (2), средний мозг (3) и промежуточный мозг (4). В нем собраны многочленные скопления нервных клеток, обладающих разнообраз­ными функциями дыхательного центра. Клетки среднего мозга координируют работу зрительного и слухового центра, а также центров мышечного тонуса. Особая роль отводится сетёвидному образованию мозгового ствола, которое состоит из крупных и мел­ких ядер, соединенных между собой густой сетью нервных волокон. Эта структура мозга выполняет функции «связного» между раз­личными частями центральной нервной системы. Помимо этого, она выполняет роль энергетического центра, непрерывно подзаря­жающего энергией и активизирующего кору головного мозга.

Промежуточный мозг расположен на границе с полушариями большого мозга. В него входят правый и левый таламусы, или зри­тельные бугры , которые являются как бы последней инстан­цией, через которую проходят все чувствительные нервные узлы, направляющиеся в кору больших полушарий. В промежуточном мозге находится и гипоталамус — крохотный участок мозга, кото­рый регулирует функции организма. Это — небольшое образование массой всего 4 г (при массе головного мозга примерно 1 кг 400 г). По размеру гипоталамус с фалангу большого пальца человека. Многочисленные исследования доказали, что гипоталамус участвует в регуляции сердечно-сосудистой системы, функций же­лудочно-кишечного тракта, мочеотделения, регуляции температуры тела, бодрствовании и сна, аппетита й жажды, различного вида” обмена веществ (водного, солевого, углеводного, жирового, белково­го). Регулирует он и функции различных желёз, щитовидной, под­желудочной, половых желез и надпочечников; принимает участие в эмоциональных изменениях человека; Гипоталамус имеет связь прак­тически со всеми отделами мозга, но особенно тесно анатомически и функционально он связан с располагающимся рядом гипофизом.

В организме нет другой железы, которая по многообразию своих функций могла бы сравниться с гипофизом. Гипофиз выделяет гормоны, которые способствуют половому созреванию и нормаль­ной деятельности половых желез. Сзади и сверху к мозговому ство­лу примыкает мозжечок. Он нервными пучками соединяется с продолговатым и спинным мозгом, с ядрами моста, среднего и про­межуточного мозга с большими полушариями. Состоит мозжечок из двух полушарий, которые покрыты складчатой корой толщиной 1—2,5 мм. Мозжечок участвует в организации двигательных актов организма, главным образом, требующих четкой координации й тонкой дифференциации. При поражениях мозжечка координация движений нарушается, человек теряет равновесие.

Большой мозг представлен двумя полушариями: правым и левым, которые разделены глубокой продольной щелью, а со­единены между собой спайками, самая большая из которых — мозолистое тело. По нервным волокнам, образующим эти спай­ки, идет обмен информацией и осуществляется связь полушарий, благодаря чему обеспечивается надежная и точная работа мозга как единого органа. Поверхность полушарий покрыта корой, кото­рая соткана из 15 млрд. нервных клеток — нейронов — и имеет складчатый рельеф толщиной от 1 до 5 мм. Наиболее глубокие извилины коры делят каждое полушарие на доли: лобную, височную, теменную, затылочную и островковую. Нейронами этих зон и осуществляется высший, тон­кий анализ всей информации, поступающей из внешнего мира и внутренней среды организма. На основании результатов анализа принимаются решения, реализуемые через посредство приказов различным органам. Недаром великий физиолог И. П. Павлов на­звал кору «распорядителем и распределителем всей деятельности организма». В толще всех отделов головного мозга располагаются его полости — желудочки, которые вырабатывают спинномозго­вую жидкость (ликвор), постоянно оттекающую в пространство головного и спинного мозга, а затем и в венозную сеть.

Подумайте и ответьте. 1. На какие отделы можно подразделить не­рвную систему человека? 2. Почему головной мозг называют самым удиви­тельным творением природы? 3. Докажите, что гипоталамус является регу­лятором жизненно важных функций организма. 4. Каковы функции гипофи­за? Какие изменения в организме могут произойти при нарушении его фун­кций? 5. Какие изменения в организме произойдут при нарушении функций мозжечка? 6. Докажите, прав ли был И. П. Павлов, назвав кору головного мозга «распорядителем и распределителем всей деятельности организма».

Объясните значение терминов: таламусы, гипоталамус гипофиз, се­тевидное образование мозгового ствола, спайки, мозолистое тело.

Нервная система — головной мозг

Нервная система — спинной мозг

Институт Мозга Человека

Институт Мозга Человека – одно из ведущих научных учреждений, ориентированных на изучение мозга человека с помощью самых современных методов исследования. Сотрудники института занимаются исследованием мозговых механизмов, обеспечивающих выполнение высших психических функций в норме, их «поломок», приводящих к развитию патологий, и созданием на этой основе высокотехнологичных методов диагностики и лечения.

Клиника ИМЧ РАН располагает новейшим оборудованием, которое позволяет правильно и своевременно поставить диагноз. Врачи клиники, обладая огромным опытом и специализированной подготовкой, оказывают стационарную и амбулаторную медицинскую помощь нейрохирургического, неврологического, наркологического и психиатрического профилей для взрослых и детей.

Наука

Клиника

Образование

Новости Института

ПроДокторов вручил грамоты сотрудникам ИМЧ РАН

Пациенты на протяжении года выбирали лучших врачей и лучшие клиники на сайте ПроДокторов. В знак благодарности за высокий уровень профессионализма ПроДокторов вручил грамоты сотрудникам ИМЧ РАН. Этот рейтинг создали пациенты, которые оставляли отзывы на портале и высоко оценили ваш профессионализм. Получение премии — достижение, которым действительно можно гордиться.

Внимание! Изменение в работе отделения

10 Октября 2020

По техническим причинам с 1 Ноября 2020 госпитализация детей на неврологическое отделение Клиники ИМЧ РАН приостановлена

Видеопоздравление Министра науки и высшего образования

01 Сентября 2020

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в преддверии нового учёного года видеопоздравление Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Николаевича Фалькова.

Международный антифашистский форум

26 Августа 2020

В период с 7-10 сентября 2020 г. в Москве пройдет Международный антифашистский форум — 2020 (далее — Форум), посвященный Международному дню памяти жертв фашизма и 75-летию Великой Победы. Организаторами мероприятия выступают Международный союз бывших малолетних узников фашизма, Общественное движение «Сильная Россия», Общественная организация «Офицеры России».

Поздравление Директора ИМЧ РАН с Праздником Победы

Дорогие сотрудники Института мозга человека им.Н. П. Бехтеревой сердечно поздравляю Вас с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне! Мы вспоминаем тех, кто принял смертельный бой, кто своим трудом приближал Победу, кто возродил страну из руин. Это день нашей общей памяти, день Великого Подвига.

Читать еще:  Причины прыщей перед месячными Советы по профилактике
Запуск системы дистанционных видеоконсультаций для пациентов

Телемедицинские технологии позволяют врачам и пациентам общаться в режиме реального времени, используя защищенные специализированных системы связи. Для этого нужно воспользоваться личным кабинетом, зарегистрироваться и записаться на удобное время для получение он-лайн консультации, не выходя из дома.

Информация о режиме работы ИМЧ РАН

Согласно Указу Президента Российской Федерации Путина В.В. от 25.03.2020 года «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» установлены нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года, за исключением определенных категорий работников, с сохранением за работниками заработной платы.

Первое устное заявление нового Министра В. Н. Фалькова

Валерий Фальков заявил, что Министерство сосредоточится на повышении открытости своей работы и укреплении сотрудничества с подведомственными вузами и научными организациями. Михаил Котюков поздравил Валерия Фалькова с назначением и поблагодарил коллектив Министерства за работу.

Лечение Пациентов c дефектами черепа в рамках ВМП

24 Октября 2019

В нейрохирургическом отделении Клиники Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук, в рамках программы оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), осуществляется госпитализация для обследования и хирургического лечения пациентов c послеоперационными дефектами черепа.

Занятие «школа для пациентов с болезнью Паркинсона»

14 Октября 2019

На занятии повторим усвоенное на прошлой школе, поговорим о важности движений в лечении заболевания и о хирургических методах лечения. Как всегда, жду Ваших творческих работ, рассказов об успехах или проблемах в борьбе с недугом и новых вопросов. Ведет школу кмн Юлия Анатольевна Иришина.

Объявляется конкурс на замещение вакантных должностей

12 Октября 2019

ИМЧ РАН объявляет конкурс на замещение вакантных должностей в лабораторию радиохимии на ставку старшего научного сотрудника и лабораторию нейробиологии программирования действий на ставку главного научного сотрудника. Конкурс состоится в 12:00 25.12.2019 года. Контактная информация galina@ihb.spb.ru

Сотрудники ИМЧ РАН на VI съезде физиологов СНГ

10 Октября 2019

Аспирант ИМЧ РАН, врио мнс лаб. нейровизуализации Машарипов Р.С. стал лауреатом конкурса молодых ученых. Работа Р.С. Машарипова и соавт. была посвящена изучению закономерностей вовлечения т.н. скрытых звеньев в работу мозговых систем обеспечения тормозного контроля и рабочей памяти.

Научная конференция «Центральные механизмы речи»

04 Октября 2019

11–13 ноября по адресу Пироговская набережная, 5/2 в конгресс-холл отеля «Санкт-Петербург» состоится IX Всероссийская научная конференция с международным участием «Центральные механизмы речи» посвященная памяти профессора Натальи Николаевны Трауготт. Доступна предварительная программа конференции.

Опубликован протокол выборов директора ИМЧ РАН

26 Сентября 2019

По окончании голосования избирательной комиссии составлен протокол о результатах голосования и представлен председателю общего собрания. Оглашены итоги голосования на общем собрании. Выборы признаны действительными. Директором ИМЧ РАН избран Дидур Михаил Дмитриевич.

Семинар «Азбука генетики для неврологов»

17 Сентября 2019

19 Сентября 2019 в 18.00 в конференц-зале будет проходить семинар «Азбука генетики для неврологов» для сотрудников института и врачей города, где в доступной форме будут изложены виды мутаций и возможности генетической диагностики в неврологии. Опубликована программа семинара.

Приглашение на Конференцию о Лечении Склероза

15 Сентября 2019

04–05 октября 2019 года, в Санкт-Петербурге состоится Всероссийская конференция «Актуальные вопросы исследований и лечения рассеянного склероза». Открытие – 04 октября 2019 в 10.00 – гостиница «Холидей-Инн-Московские ворота», Санкт–Петербург, Московский пр. 97а, метро «Московские ворота»

В самое ядро: открыта структура мозга, которая есть только у человека

Найденный участок расположен внутри нижнего мозжечкового стебля, в месте, где головной мозг у своего основания соединяется со спинным. Открытие принадлежит Джорджу Паксиносу — известному на весь мир нейроморфологу, автору атласов строения мозга, которыми пользуются специалисты по всему миру. «Известия» пообщались с российскими экспертами в области нейробиологии и выяснили, за какие функции может отвечать ранее не известная науке структура и действительно ли она есть только у человека.

Не больше рисового зернышка

Специалисты научно-исследовательского института неврологии Австралии (Neuroscience Research Australia) под руководством знаменитого на весь мир нейроморфолога Джорджа Паксиноса обнаружили новую структуру в человеческом мозге. Ее назвали «эндорестиформным ядром» (endorestiform nucleus). Эта структура находится внутри нижней ножки мозга (веревчатого тела, мозжечкового стебля) — пучка нервных волокон, по которому импульсы проходят от спинного мозга в мозжечок. Само по себе веревчатое тело участвует в обработке сенсорной информации и данных о двигательной активности, регулируя осанку, равновесие и движение тела. Как полагают авторы открытия, эндорестиформное ядро представляет собой группу обособленных нейронов, которая может играть ключевую роль в функциях ножки мозга.

Нейроморфолог Джордж Паксинос

Анатомическую структуру обнаружили при использовании нового метода окрашивания определенных тканей мозга. Суть метода в том, что окрашиваются только биологически активные химические вещества, выделяемые клетками, например, нейромедиаторы. Такой подход позволяет идентифицировать группы нейронов по их функциям.

Найденное эндорестиформное ядро, похожее на рисовое зернышко величиной 2 мм, стало видным благодаря окрашиванию ферментом под названием ацетилхолинэстераза.

Расположение новой структуры натолкнуло специалистов на мысль, что эта область задействована в мелкой моторике. Как уверяют австралийские ученые, у других животных, и в частности приматов, этот участок пока найден не был. Возможно, наличие эндорестиформного ядра свойственно только человеку.

Уникальные способности

Как сообщил «Известиям» научный руководитель Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Павел Балабан, ученые и ранее догадывались, что в месте соединения нервных волокон головного и спинного мозга может находиться некая интересная с точки зрения выполняемых функций структура. Однако обнаружить ее удалось впервые именно австралийским исследователям.

— Дело в том, что провести такого рода исследование не на мозге животных, а на человеческом материале очень сложно. Проблема в том, что этот мозг должен быть подвергнут исследованию практически сразу же после смерти, так как нейрохимический распад происходит всего за несколько часов. Это создает очень большие сложности для исследователей, — отметил Павел Балабан.

По словам ученого, проведенный австралийцами морфологический анализ человеческого мозга — очень трудоемкая и дорогая процедура. Сам анализ выполняется так: ученые делают тончайшие срезы диаметром порядка 20 микрон (1 микрон равен 0,001 миллиметра) с фрагментов тканей. Затем каждый срез окрашивается с помощью определенных дорогостоящих ферментов. По тысячам таких тончайших срезов делается 3D-реконструкция интересующего участка мозга. Получившееся изображение дает возможность понять, присутствует в этом участке некая новая структура или нет.

Научно-исследовательский институт неврологии Австралии

— Задачу полностью изучить строение мозга таким методом поставил перед собой Алленовский институт головного мозга (научное учреждение, организованное миллиардером-филантропом, соучредителем компании Microsoft Полом Алленом. — «Известия»), — отметил Павел Балабан. — На это потребуются огромные деньги. То, что сделали австралийские ученые, уже сейчас представляет огромный научный интерес. Может подтвердиться, что мелкая моторика, которая позволяет нам, например, писать цифры и буквы, присуща только человеку.

Руководитель научно-исследовательской лаборатории нейробиологии Казанского (Приволжского) федерального университета Рустем Хазипов уверен, что открытие новой области мозга, которая потенциально может быть ответственна за мелкую моторику, интересно в первую очередь для практикующих врачей, а именно нейрохирургов.

— Знания об этой области важны при планировании операций на мозге. Если есть информация, что эта зона отвечает за определенную двигательную функцию, значит, хирург ни в коем случае не должен ее повредить. Этот механизм может работать и в обратную сторону, что можно использовать при диагностике. Если у пациента нарушена мелкая моторика, значит, врачу следует узнать, всё ли в порядке в ответственной за нее зоне, — пояснил Рустем Хазипов «Известиям».

Ядро тяги к курению

Причастность эндорестиформного ядра к мелкой моторике еще нужно доказать, как и тот факт, что подобная структура есть только у людей, считает профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Вячеслав Дубынин. Однако открытие новой структуры может быть связано с другой областью жизнедеятельности человека — тягой к курению. В этом ядре была обнаружена ацетилхолинэстераза, это означает, что оно содержит нейроны, которые используют в качестве медиатора ацетилхолин.

— Это такой медиатор, который занимается оптимизацией в мозге тонуса нейросети. Именно на эти ядра действует никотин, — рассказал Вячеслав Дубынин. — Возможно, благодаря новым знаниям об эндорестиформном ядре откроются какие-то новые аспекты действия никотина. Важно также и то, что именно ацетилхолиновая система быстрее всего страдает при болезни Альцгеймера, поэтому тут тоже возможны некоторые прорывы.

Ученые из Австралии планируют продолжить работу, чтобы исследовать функции нового участка мозга. В дальнейшем им потребуются данные МРТ с высоким разрешением, которые позволят изучить эндорестиформное ядро у живого человека.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru