Чем заниматься с грудным ребенком в возрасте 2 месяца
Малышу 2 месяца
Важное направление в развитии двухмесячного ребёнка – это появление любознательности. Малыш стремится изучать мир всеми доступными ему средствами: рассматривает окружающих людей, дотрагивается до ближайших предметов, «обследует» игрушки руками и ртом.
ЗАНЯТИЕ С РЕБЕНКОМ В 2 МЕСЯЦА (РАЗВИВАЕМ)
Важное направление в развитии двухмесячного ребёнка – это появление любознательности. Малыш стремится изучать мир всеми доступными ему средствами: рассматривает окружающих людей, дотрагивается до ближайших предметов, «обследует» игрушки руками и ртом. При этом особенно ему интересны явления, которые хоть и близки, но все же немного отличаются от ранее изученных, тогда как совершенно новые или хорошо знакомые предметы его не привлекают. Поэтому на этом этапе важно слегка «модернизировать» занятия, которые вы проводили с малышом на протяжении прошлого месяца. Стоит добавить и новые игры со старшим ребёнком, которые будут поддерживать интерес обоих детей друг к другу.
Развиваем моторику
В этом возрасте малыш учится чувствовать своё тело. Поэтому важно предоставить ему свободу движений, чтобы он научился самостоятельно их координировать. Это необходимо для дальнейшего развития его двигательной активности.
Также важно делать упражнения для укрепления мышц шеи. Чаще держите малыша в вертикальном положении, различными звуками стимулируйте его смотреть по сторонам. Например, пока вы держите ребёнка на руках, ваш первенец может привлекать его внимание импровизированными голосовыми постановками: подражать звукам машинки, вертолёта, поезда…. Положив малыша на спинку, вместе со старшим ребёнком показывайте ему интересную игрушку, чтобы он высоко приподнимал головку. Затем повторяйте то же упражнение на животе – ваш кроха будет высоко поднимать голову и, опираясь на предплечья, слегка приподнимать грудь.
Для развития мышц нижней части тела приподнимайте и опускайте малыша над кроваткой, чтобы он мог отталкиваться ногами от опоры. А для совершенствования моторики рук вкладывайте в его ладошки предметы разной формы и величины: сначала крупные (например, кольца от пирамидки или кубики), затем более мелкие (например, шарик от настольного тенниса). Постарайтесь так заинтересовать кроху, чтобы он не только брал предметы, но и сам тянулся к ним – так он будет учиться согласовывать то, что видит, и то, что делает.
Развиваем зрительное восприятие
Для ребёнка очень важно расширять свой зрительный опыт, поэтому старайтесь всё время предлагать ему новые объекты для наблюдения. Например, периодически меняйте игрушки, висящие над кроваткой. В этом возрасте малышу будут особенно интересны разноцветные фигурные предметы, которые двигаются, если их задеть рукой (длинная спираль или мягкая пружина). Полезно вешать рядом с кроватью яркие плакаты с изображением очертаний лица – их с радостью нарисует ваш старший ребёнок. А из «напольных» игрушек большой любовью будет пользоваться Ванька-Встанька. Наблюдая за плавными покачиваниями неваляшки, малыш тренирует навыки зрительного сосредоточения. А главное, сколько восторга приносят такие занятия!
Также полезно выполнять упражнения с движущимся предметом: возьмите яркую игрушку и медленно передвигайте её из стороны в сторону, по дуге, на расстоянии 25-30 см от глаз ребёнка. Затем измените траекторию: сначала вверх-вниз, затем по кругу. А чтобы упражнение не наскучило ребёнку, выполняйте его с разным темпом.
Развиваем слуховое восприятие
Для совершенствования слуховой реакции полезно продолжить упражнение, знакомое вам и малышу еще по прошлому месяцу жизни – звучание погремушки сначала около одного, затем около другого уха ребёнка. Но теперь занятия можно разнообразить, взяв два предмета с различным звучанием: например, погремушку и колокольчик. Чтобы вам было легче выполнять это упражнение, попросите о помощи старшего ребенка: гремите попеременно погремушкой и колокольчиком то с одной стороны, то с другой, привлекая внимание крохи.
Можно надеть на ручки ребёнка мягкие браслеты с вшитыми бубенцами. Так вы сможете и потренировать его слуховое восприятие, и помочь ему быстрее осознать своё тело.
Развиваем речь
К двум месяцам ребёнок вступает с вами в диалог: ему уже не достаточно слушать ваш голос, теперь он старается вам отвечать на своём «языке». В этом возрасте он уже воспроизводит некоторые звуковые сочетания: ау, агу, уэ. И чем больше вы его поощряете, тем больше звуков появляется в его «лексиконе».
Склонившись над кроваткой, дождитесь, когда кроха сосредоточится на вашем лице, и затем начните воспроизводить горловые звуки и гласные: а-а-а, у-у-у, уа-уа, агх-агх. Интересным решением станут «горловые диалоги» со старшим ребёнком, обращённые к малышу: с помощью звуков, мимики и интонаций рассказывайте друг другу, как прошёл день. На ближайшие несколько месяцев это может стать вашей любимой семейной игрой! Кроха будет с интересом следить за вашим «разговором», и вскоре начнёт вам «отвечать». Вслушивайтесь в звуки, которые издает малыш, и тоже повторяйте их, дополняя новыми. Наслаждайтесь общением с ребёнком!
ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ
Этот период жизни ребёнка знаменуется всплеском эмоционального развития: он уже радуется появлению близких, много улыбается, «гулит» и чётко заявляет о своих потребностях разнообразными звуками и движениями. Старайтесь больше общаться с крохой, это принесёт много радости вам обоим. И не забывайте привлекать к совместным занятиям папу: теперь, когда малыш узнаёт его по голосу и визуально, настало время наладить между ними более тесный контакт.
Рост и вес в 2 месяца
Ваш малыш уже подрос примерно на 3 см., а масса тела увеличилась на 750-800 грамм. Продолжают развиваться и навыки малыша.
Моторные реакции
С 2-х месяцев наблюдается характерное двигательное оживление. Ребёнок все активнее двигает ручками и ножками, приподнимает головку, а иногда даже выгибается всем корпусом, как маленький гимнаст.
Он уже умеет около 30 секунд удерживать голову в вертикальном положении, когда вы носите его на руках, а когда выкладываете его на животик, он высоко поднимает голову, и, опираясь на локти и предплечья, слегка приподнимает грудь. В таком положении он может находиться до 1 минуты.
Если положить кроху на спинку, взять за ручки и слегка притянуть к себе, то он как бы «присядет», подняв головку. А если поднять его над кроваткой, поддерживая под мышками, то он будет крепко упираться ногами в матрасик, выпрямляя их в коленных суставах.
Также в этот период малыш пытается овладеть координацией рук. Он уже сам тянется к игрушкам, которые находятся в пределах его досягаемости, пытается захватить их всей ладошкой и прижать к своей груди. Малыш может удерживать предмет до 10 секунд, но всё же хватать ему намного интереснее. Так, он ощупывает свою одёжку, одеяльце, постельное бельё, с радостью берётся за подставленные пальцы родителей. Покажите малышу, как можно играть с «захваченными предметами»: например, потрясите его ручкой, в которую вложена лёгенькая погремушка. Увидите, сколько это доставит радости ребёнку!
Зрительные реакции
Малыш с интересом рассматривает всё вокруг, даже когда он находится в вертикальном положении. Больше всего его привлекают предметы, которые находятся недалеко от него и медленно движутся. Так, он может следить за игрушкой, которую взрослый проводит по дуге на расстоянии 30 см от его глаз, сосредоточенно рассматривает свои ручки, склоненное к нему лицо близкого человека. Он может поворачивать голову вслед за привлекательным предметом и даже пытается перевернуться на бочок. Развивается и система фокусирования зрения.
Слуховые реакции
Малыш уже чутко реагирует на обращения взрослых. Если несколько раз назвать его по имени, он начинает сосредоточенно прислушиваться и искать лазами говорящего. Если источник звука находится в стороне от него, он сначала поворачивает глаза, потом голову, иногда с некоторым опозданием. Ласковый голос ему нравится, он улыбается и мимикой призывает к общению. А вот на резкие звуки появляется негативная реакция. Если недалеко от младенца громко хлопает дверь, или, например, пронзительно звонит телефон, ребёнок вздрагивает, широко раскрывает глаза, недовольно морщится или плачет.
Речевые реакции
В этот период малыш, конечно, ещё не умеет разговаривать, но уже активно овладевает интонацией. Его голосовые проявления становятся очень разнообразными: от жалобного нытья до громких ликующих вскриков, от обиженного «сопения» до счастливого смеха. Ребёнок часто играет звуками и вслушивается в звучание собственного голоса. В его начальной речи – «гулении» – отчётливо проявляются гласные в разных последовательностях: например, у-э, а-а, а-у, а-о. Это могут быть отдельные короткие звуки или сложные сочетания, произнесенные нараспев. Например, УАУА, или УЭУА. Обязательно хвалите малыша и повторяйте звуковые сочетания вместе с ним. Так вы поможете ему закрепить навыки «гуления» и даже пополните его «лексикон» новыми младенческими «словами».
Эмоциональные реакции
Для крохи сейчас очень важно общение со взрослыми. Он уже не просто наблюдает за близкими, но и хочет вступить с окружающими в диалог. Так, малыш чутко реагирует на ваши обращения (например, поворачивает голову, когда его называют по имени) и ждёт такой же реакции от вас. Например, он перестаёт плакать, когда к нему подходит мать, и замирает в ожидании ответного действия. А когда он гулит, то часто делает паузы и смотрит на вас, как бы призывая поддержать «беседу».
Чаще общайтесь с крохой словами и мимикой, рассказывайте ему обо всём, что его окружает. При этом слова произносите мягко, певуче, не торопясь – так ребёнку будет легче воспринимать вашу речь и отвечать на своём, младенческом «языке».
Чем заниматься с грудным ребенком в возрасте 2 месяца
- Главная
- Предстоящая конференция
- Журнал «Политравма /Polytrauma»
- Информация для пациентов
- Скорая помощь
- Медицинская эвакуация
Памятка для родителей. Меры профилактики несчастных случаев
Правила кормления и сна ребенка
1. Правила кормления грудью
1.1. Займите удобное положение сидя или лежа. Поднесите ребенка к груди, чтобы его голова и тело находились в одной плоскости. Ребенок должен быть обращен лицом к груди: носик его расположен напротив соска.
1.2. При желании можно поддерживать грудь снизу всей рукой или положить четыре пальца под грудь, а пятый (большой) — сверху.
1.3. Коснитесь соском губ ребенка, и когда ребенок широко раскроет рот, плотно прижмите его тело к себе. Если ребенок правильно приложен к груди, он захватывает ртом не только сосок, но и большую часть ореолы с расположенной под ней тканью.
При этом: подбородок ребенка касается груди; его рот широко раскрыт; его нижняя губа вывернута наружу; можно видеть большую часть ореолы над верхней губой, а не под нижней. Вы не испытываете никаких неприятных ощущений в груди.
1.4. Как правило, ребенок сам выпускает грудь удовлетворенный и сонный.
1.5. Носовые ходы ребенка не должны закрываться грудью матери во время кормления.
1.6. Удерживайте малыша у груди не более 20 минут. Большую часть необходимого объема кормления ребенок высасывает за 5-10 минут, в остальное время он в основном удовлетворяет рефлекс сосания.
2. Искусственное вскармливание
2.1. При искусственном вскармливании в технике кормления ребенка из бутылочки большое значение имеет адекватный выбор отверстия в соске.
2.2. Отверстие должно быть таким, чтобы при опрокидывании бутылочки с молоком через отверстие соски молоко вытекало только каплями.
2.3. При кормлении из бутылочки следите за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки и соска постоянно были заполнены смесью и не содержали воздух. Попадание воздуха в горлышко приводит к насасыванию воздуха ребенком. При этом ребенок не наедается, и у него легко возникают срыгивание и рвота.
2.4. Питательная смесь должна быть теплой. Холодная или горячая смесь может вызывать рефлекторный спазм мускулатуры пищевода и желудка.
2.5. После кормления необходимо 2-3 минуты подержать ребенка в вертикальном положении, что будет способствовать отхождению воздуха, попавшего при кормлении в желудок.
2.6. Как правило, ребенок сам выпускает грудь (или бутылочку) удовлетворенный и сонный.
3. Правила сна
3.1. Оптимальное место для сна ребенка первого года жизни — детская кроватка в спальне родителей, для детей старше 1 года — детская кроватка в детской. Сон в одной кровати с родителями — запрещается.
4. Профилактика аспирации у детей
Аспирация у детей — это попадание в дыхательные пути инородного тела (молока, молочной смеси, кусочков пищи, содержимого желудка).
4.1. У новорожденных детей причиной аспирации могут быть срыгивания грудным молоком или молочной смесью. Соблюдайте правила кормления детей. После кормления новорожденного ребенка следует укладывать на бочок, поворачивая головку в сторону.
4.2. Во время кормления носовые ходы ребенка не должны закрываться грудью матери.
4.3. Во время грудного вскармливания необходимо воздержаться от алкоголя — спиртное притупляет бдительность матери. Выпившая женщина может взять ребёнка с собой в постель, что бы не просыпаясь, накормить его ночью. Ребенок может захлебнуться, задохнуться, получить другие травмы.
4.4. Во время приема пищи на глотательный акт могут повлиять различные психоэмоциональные состояния. Внезапный смех, крик, испуг или плач способны привести к запрокидыванию пищевого комка из глотки в верхние дыхательные пути.
4.5. Внимательнее относитесь к маленькому ребёнку. Не оставляйте его одного! Не позволяйте играть с мелкими предметами (монетами, шариками, пуговицами и другими мелкими предметами). Обращайте внимание на мелкие фрагменты игрушек, даже если ребенок у Вас на глазах, ведь вдохнуть их — дело нескольких секунд!
4.6. Не нужно кормить малыша орешками, семечками, горохом, плотными цельными ягодами, маленькими конфетами, потому что часто малыши вдыхают именно эти продукты питания. Не нужно рисковать жизнью собственных детей!!
5. Профилактика ожогов
5.1. Не следует оставлять детей без внимания.
5.2. Необходимо следить за тем, чтобы в зоне доступа детей не было горячих предметов (горячей еды или жидкости, розетки, включенного утюга и т.д.).
5.3. Следует держать в недоступном для детей месте те предметы, которые могут привести к возникновению ожогов <спички, раскаленные предметы, химикаты и другие).
5.4. Не позволяйте маленькому ребенку самостоятельно открывать краны в ванной и на кухне до тех пор, пока он не будет уметь смешивать горячую и холодную воду. Даже вода температурой 60 градусов может вызвать серьезный ожог всего за полминуты контакта с ней. Следует внимательно проверять воду перед купанием и в процессе купания ребенка.
5.5. Не переносите горячие жидкости и пищу над теми местами, где играет ребенок.
5.6. Не открывайте духовку, если на кухне находится маленький ребенок.
5.7. Откажитесь от использования обогревателей с открытой спиралью (кипятильников).
5.8. При готовке на плите включайте дальние конфорки и поверните кастрюли и сковороды ручками внутрь. Это позволит детям и Вам самим уберечься от случайного переворачивания горячей кастрюли или сковороды.
5.9. Не откладывайте починку неисправных электрических розеток и вилок. Не используйте приборы с неисправной проводкой.
5.10. Высокую опасность в себе таит электрочайник, особенно тот, который только что закипел. Поэтому даже если вы уверены, что сам прибор расположен вне досягаемости ребенка, все же проверьте также и расположение его шнура — не сможет ли малыш потянуть за него и опрокинуть на себя чайник.
5.11. Закрывайте доступные розетки специальными приспособлениями, чтобы ваш малыш ничего не смог засунуть в них. Электрические шнуры от приборов должны быть в зоне недосягаемости ребёнка — малыш может взять шнур в рот и попытаться перекусить его.
Профилактика ожогов у детей раннего возраста — это прежде всего забота и ответственность взрослых, находящихся рядом.
Уважаемые родители, будьте внимательны!
Каждая пятая травма у детей — это ожог. Иногда хватает несколько секунд, чтобы случилось непоправимое, поэтому ребёнок должен находиться под ПОСТОЯННЫМ наблюдением взрослых.
6. Профилактика выпадения детей из окон
Чтобы избежать несчастного случая, связанного с падением ребенка из окна, необходимо придерживаться следующих правил:
6.1. Открывая окна в квартире и проветривая помещение, убедитесь, что ребенок при этом находится под присмотром.
6.2. Во время проветривания открывайте фрамуги и форточки. Если Вы все же открываете окно, то не открывайте его больше чем на 10 см, для этой цели поставьте ограничители.
6.3. Не разрешайте ребенку выходить на балкон без сопровождения взрослых.
6.4. Никогда не оставляйте спящего ребенка одного в квартире. Малыш может проснуться и полезть к открытому окну.
6.5. Отодвиньте всю мебель, включая кровати, от окон. Это поможет предотвратить случайное попадание малыша на подоконник.
6.6. Не показывайте ребенку, как открывается окно. Чем позднее он научиться открывать окно самостоятельно, тем более безопасным будет его пребывание в квартире.
6.7. Не учите ребенка подставлять под ноги стул или иное приспособление, чтобы выглянуть в окно или заглянуть на улицу с балкона. Впоследствии, действуя подобным образом, он может слишком сильно высунуться наружу и выпасть из окна (с балкона).
6.8. Большую опасность представляют москитные сетки: ребенок видит некое препятствие впереди, уверенно опирается на него и в результате ребенок может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес даже самого крохотного годовалого малыша.
6.9. Если ребенок 5-7 лет боится оставаться в квартире один, не оставляйте его даже на короткое время. Зачастую, чувствуя страх, дети выглядывают в окно или с балкона, надеясь увидеть родителей, что может повлечь их падение с балкона.
7. Профилактика утоплений
Основными причинами гибели на воде являются: неумение плавать, употребление спиртного гражданами, нахождение детей без присмотра родителей, нарушение правил безопасности.
7.1. Никогда не оставляйте детей наедине около любого водоема, будь то бассейн, ванна или природный водоем. Утопление может произойти в течение нескольких секунд. Ребенок, начинающий ходить, может захлебнуться в ванне, ведре с водой и даже в стиральной машине.
7.2. Научите ребенка плавать. Помните, что даже если ребенок умеет плавать, по-прежнему остается опасность его утопления и за ним необходим постоянный присмотр.
7.3. С целью предупреждения случаев утопления необходимо соблюдать основные правила поведения на воде:
7.3.1. Не заходить в воду (особенно в глубоких местах), не умея плавать.
7.3.2. Купаться только в разрешенных, хорошо известных местах.
7.3.3. Нельзя купаться вблизи водосбросов, шлюзов, пристаней, мостов, водоворотов, стремнин, в судоходном фарватере, вблизи плавсредств, в местах скопления водорослей.
7.3.4. Нельзя резко входить в воду или нырять после длительного пребывания на солнце, сразу после приема пищи, в состоянии утомления.
7.3.5. Запрещается прыгать в воду в незнакомых местах, проводить игры в воде, связанные с захватами.
7.3.6. Не умея плавать, нельзя находиться в воде на надувном матраце или камере.
7.3.7. Нельзя долго находиться в воде, особенно в холодной.
7.3.8. Нельзя купаться в штормовую погоду и во время грозы.
7.3.9. Нельзя заниматься подводным плаванием или подводной охотой без разрешения врача.
8. Правила перевозки детей в автомобильном транспорте
8.1. При перевозке ребенка в автомобиле необходимо использовать специальные детские автокресла и ремни безопасности.
8.2. Запрещается оставлять детей до 7 лет одних в машине.
Чем заниматься с грудным ребенком в возрасте 2 месяца
Еще лет двадцать назад этот вопрос вызвал бы у всех недоумение: что же делать такому крохе, если в 2 месяца он еще и голову-то держать как следует не может? Но сегодня специалисты с уверенностью утверждают: занятия с малышом нужно начинать как можно раньше, чтобы его слуховые, зрительные и двигательные навыки успешно развивались. Для этого существуют специальные игры и гимнастика.
Малыш в 2 месяца еще много спит, но уже интересуется игрой
Развиваем зрение
В 2 месяца малыш уже умеет фиксировать взгляд на определенных вещах в комнате. Начните обучать кроху следить за подвижными предметами. Для этого возьмите яркую погремушку, привлеките внимание ребенка к ней при помощи звука, а затем медленно отведите игрушку сначала в одну сторону, на расстояние не более полуметра от глаз ребенка. Кроха должен перевести взгляд вслед за вещью. После переместите ее в другую сторону. Такое упражнение является прекрасным средством для профилактики косоглазия.
Уделяйте этому занятию не более 30 секунд, чтобы не утомить грудничка.
Развитие зрения с помощью рассматривания
При любых признаках недовольства прекратите игру. В 2 месяца ребенку еще сложно даются длительные занятия.
Как только описанное выше упражнение будет освоено, можно задавать игрушке другие направления (вверх-вниз, по кругу и диагонали).
Другая незатейливая игрушка поможет малышу тренировать зрение и научиться различать эмоции на лицах. На картонном круге диаметром 20 см изобразите две рожицы – веселую и печальную. Круг закрепите на деревянной или пластмассовой ручке. Показывайте крохе поочередно (но не слишком часто) то одну, то другую сторону. Малыш со временем будет отвечать рожице теми же эмоциями, что выражает она.
Развиваем слух
В 2 месяца ребенку в ручки можно давать погремушки, мелодичные звуки будут привлекать его внимание при любом движении руками. Мама может привлекать внимание малыша, погремев игрушкой вне поля зрения крохи. Ребенок будет искать источник звука и поворачивать в его сторону головку. С той же целью можно использовать не только погремушки, но и музыкальные игрушки и просто динамики компьютера. Каждый раз передвигайте их в новое место, чтобы развивать слуховые навыки крохи.
Развитие слуха осуществляется путем издавания звуков со стороны
Полезно обращать внимание двухмесячного крохи на различные бытовые звуки (мяуканье кошки, журчание воды, звуки за окнами).
Любые манипуляции, проводимые с малышом в повседневной жизни, будь то купание, одевание, кормление, сопровождайте комментариями, похвалами. При этом следует немного наклоняться к личику крохи, чтобы он видел вашу артикуляцию и запоминал. Можно даже просто ласково разговаривать, склоняясь над ребенком, пока он бодрствует. Это укрепит эмоциональную связь мамы и малыша, а также поможет и самой маме отвлечься от повседневных забот.
После 2-х месяцев малыш уже отвечает улыбкой на обращение
Если ребенок начинает издавать звуки, повторяйте их за ним. Затем можно приступить к протяжному, распевному произнесению гласных, широко открывая рот и активно шевеля губами. Такая усиленная артикуляция поможет крохе в освоении своего речевого аппарата.
Развиваем двигательную функцию ручек и ножек
Всевозможные потешки и прибаутки для самых маленьких сопровождайте поглаживаниями пальчиков и ручек. Такие занятия помогут двухмесячному крохе чувствовать свои ручки и научиться самостоятельно управлять ими. Играйте в «ладушки», вкладывая в ладошки малыша предметы разной фактуры. Правда, придется сначала помогать маленькому исследователю удерживать предметы в ручках.
Игра с пальчиками – это и массаж, и развитие моторики, и общение
Яркие носочки, надетые на ножки малыша, несомненно, привлекут его внимание и заставят начать исследование. Можете также использовать разноцветные куклы, надевающиеся на руки взрослых.
Развесьте над кроваткой яркие, интересные игрушки разной формы, так, чтобы кроха имел возможность дотянуться до них. Не стоит показывать ребенку, как нужно их хватать. В один прекрасный момент он и сам догадается это сделать. Только выбирайте не слишком громкие и утомительные игрушки. Меняйте расположение игрушек, передвигая их то к ручкам, то к ножкам, для развития активности всех конечностей.
Зарядка для ребенка в 2 месяца
Наиболее удобным временем для проведения гимнастики является первая половина дня, когда ребенок выспался и не голоден, но и не сразу после еды. Выполняйте следующие упражнения:
- Положив кроху на столик для пеленания или диван (лучше, если это будет твердая поверхность), совершайте движения его ручками вверх и вниз, в стороны и скрещивайте на груди.
- Переверните малыша на животик, пусть учится держать головку. В два месяца ребенок должен удерживать голову силой мышц в течение 15 секунд.
- Побоксируйте кулачками своего чада.
- Возьмите в свои руки его ножки в районе щиколоток и «покатайтесь на велосипеде».
- Сгибайте к животику и разгибайте в прямое положение ножки младенца.
- Держите ребенка под мышки, приподнимите над поверхностью столика так, чтобы он мог потихоньку отталкиваться от нее ножками.
Зарядка в 2 месяца – обязательный элемент развития
Все упражнения делайте в умеренном темпе, не совершая резких движений, чтобы не испугать кроху. Если вы видите какое-то недовольство со стороны малыша, отложите выполнение гимнастики на некоторое время.
Как играть во время повседневных дел
Чтобы развивать умения двухмесячного малыша, не обязательно каждый раз выделять для этого специальное время, занятия можно проводить, не отвлекаясь от обычных дел.
Игра с малышом в 2 месяца уже очень интересна
- Во время кормления можно развивать зрение и тактильные ощущения крохи. Оборачивайте ее в чехлы разных цветов и фактур при каждом кормлении. Ребенку будет интересно потрогать ее.
- Играйте в «ку-ку» при каждом удобном случае. Прячьтесь от крохи за полотенцем, одеялом или пеленкой и неожиданно выглядывайте с улыбкой и возгласом «ку-ку». Такая игра несказанно веселит малышей.
- Когда ребенок не одет, можно поочередно дышать на различные участки тела. Тепло от маминого дыхания поможет крохе научиться чувствовать разные части своего тела.
Заниматься с малышом в возрасте 2 месяцев должна не только мама, но и папа, можно подключить и бабушек с дедушками.
Такая практика поможет ребенку наладить эмоциональную связь со всеми взрослыми в семье, а самим взрослым этот опыт подарит волшебные мгновения близости с малышом и радости за его достижения.
Игры для детей 1-2 месяцев
Еще по теме: |
Ребенок от 6 до 7 месяцев, чем с ним заниматься Ребенок 5 до 6 месяцев, чем с ним заниматься Ребенок 4 до 5 месяцев. Чем с ним заниматься Ребенок от 3 до 4 месяцев. Чем с ним заниматься Младенец от 2 до 3 месяцев. Чем с ним заниматься |
Развивающие игры для детей 1-2 месяцев стимулируют органы чувств и расширяют восприятие младенцем внешнего мира (голоса, запахи, движение). На протяжении 2-го месяца жизни реакция ребенка на поведение взрослых становится более отчетливой. У малыша улучшается координация движений, зрение и слух. Лежа на животе, он может двигать головой из стороны в сторону. Но не забывайте поддерживать голову ребенка, когда вынимаете его из кроватки или носите на руках. Малыш способен прослеживать движение игрушки на расстоянии 20-30 см. Ребенку интересны новые неречевые и речевые звуки. Он по-разному реагирует на них: громкие пугают его, а спокойная тихая музыка успокаивает.
Малыш меньше спит, лучше реагирует на звуки и яркий свет, хорошо чувствует прикосновения к телу, более активно показывает своим поведением, что ему некомфортно. В этот период вы сможете определить (если будете внимательны к сигналам ребенка), когда кроха чувствует себя хорошо, а когда плохо, почему он кричит (от боли, от голода или чтобы привлечь внимание), как его лучше держать и носить на руках, как его успокоить, как кормить и укладывать спать,
Наблюдая за поведением и реакциями ребенка, вы сможете справиться с трудностями, которые возникнут в первые месяцы.
Уже можно начинать определяться с тем, какие игрушки нужны ребенку до года. В 1-2 месяца показывайте малышу звучащие и светящиеся игрушки, а также игрушки, выполненные из разных материалов (пластмассовые, деревянные, резиновые, тряпичные и др.). Разговаривайте с ребенком, пойте ему песенки, пританцовывайте с ним, легонько покачивая. Все это развивает слух, зрение, тактильную чувствительность. Однако слишком интенсивное общение и непрерывная стимуляция звучащими и светящимися игрушками могут утомить ребенка — он начнет капризничать или плакать. В таком случае дайте малышу отдохнуть. А если ребенок плачет, возьмите его на руки, легонько покачайте и, когда малыш успокоится, положите в кроватку.
Помните, что общаться и заниматься с ребенком можно в любое время, когда он бодрствует и хорошо себя чувствует.
Полезные игры с ребенком 1-2 месяцев
- Разговаривайте с малышом всегда, когда он видит вас и когда вы подходите к нему Говорите о ребенке, о ваших чувствах к нему, о том, что вы сейчас будете делать. Меняйте интонацию, говорите тихо и громко. Это поможет ребенку в дальнейшем понимать ситуацию и должным образом на нее реагировать.
- Во время кормления ребенок должен видеть ваше лицо (сделайте более яркими губы, брови), чтобы наблюдать за изменением мимики.
- Если вы кормите ребенка из бутылочки, наденьте на нее полосатый чехол (желательно черно-белого цвета). Полоски привлекают внимание и стимулируют зрение.
- Пользуйтесь духами или туалетной водой, даже если вы находитесь дома. Малыш будет узнавать о вашем приближении к нему или удалении по запаху.
- Одевая и раздевая ребенка, прикасайтесь к его телу сначала легко, затем более интенсивно. Называя части тела, до которых вы дотрагиваетесь, вы помогаете малышу узнавать свое тело.
- Подуйте на ручки, животик, лицо ребенка: сначала легко и нежно, затем более интенсивно. Это развивает тактильную чувствительность, в то же время малыш продолжает узнавать свое тело.
- Во время купания кладите на дно ванночки махровое полотенце. Мойте ребенка сначала рукой, а потом мягким махровым лоскутком.
- Играйте с малышом в прятки, когда одеваете его после купания: закройте свое лицо рукой или краем пеленки, затем откройтесь и скажите: «Ку-ку».
- Во время бодрствования меняйте позу ребенка, выкладывая его на живот, на бок, на спину.
- Когда малыш бодрствует, можно делать специальные упражнения для развития слуха, зрения, обоняния, тактильной чувствительности.
- Необходимо знакомить ребенка с разными звуками. На ножку или ручку можно надеть браслетик с бубенчиками или колокольчиком. Двигая ножками и ручками, малыш будет слышать звуки.
- Когда вы держите кроху на руках, декламируйте короткие ритмичные стихи и передвигайтесь по комнате. Таким образом вы познакомите ребенка с ритмом и темпом речи.
- Разговаривайте с малышом, когда входите в комнату, где находится его кроватка. По мере вашего приближения он будет слышать речь с разных расстояний.
- Продолжайте знакомить ребенка с новыми ощущениями от прикосновения к телу разных материалов. Поглаживайте руки и ноги малыша лоскутками различных тканей (атласа, шелка, вельвета, фланели и др.) или на короткое время положите их под обнаженные ноги.
- Проведите мягкой губкой или кисточкой по обнаженным ногам и рукам малыша. Он начнет активнее двигать ими и испытает новые ощущения от мягких прикосновений.
- Знакомя ребенка с запахами, вы развиваете его обоняние. Поднесите к носу малыша, например, туалетную воду ваниль или мяту и дайте ему понюхать.
- В поле зрения ребенка подвесьте игрушку на резинку. Изредка растягивайте резинку, чтобы игрушка «прыгала» вверх-вниз. Со временем кроха научится следить взглядом за игрушкой и хватать ее. Для этих целей также прекрасно подойдет мягкая погремушка-подвеска: ребенок тянет ее на себя, отпускает – и игрушка забавно вибрирует.
- Игрушки, подвешенные над кроваткой, периодически сдвигайте вправо и влево от центра. Малыш научится прослеживать направление движения.
- Сделайте рожицу из картона и показывайте ее ребенку на расстоянии 20-25 см от его лица. Перемещайте рожицу вправо и влево, чтобы малыш прослеживал взглядом ее движение. В этом возрасте дети очень любят смотреть на человеческое лицо, даже на его схематическое изображение.
Чтобы сформировать у своего ребенка первые представления об окружающей действительности и насладиться волшебными моментами общения, играйте с ним уже в 1-2 месяца!
Развивающие игры: как правильно заниматься с малышом в первые годы жизни?
Главное призвание родителей, и в этом есть особенная радость, помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни, передать ему свой опыт, способствовать формированию его взглядов на окружающий мир. Прежде всего, обязанность пап и мам – это обеспечение физического комфорта ребенка. Особенно в первые годы жизни. Но было бы ошибочно недооценить роль психического и интеллектуального аспектов развития.
Малыш, появившись на свет, осваивает столько информации, сколько не получает взрослый человек за всю жизнь. Он, как губка, впитывает понятия, которые необходимы для адаптации и успешного взаимодействия с семьей, а потом с друзьями. Как правильно подобрать развивающие игры, чтобы ваш ребенок через много лет приобрел способность к самообучению?
Игра для ребенка – это единственный способ легкого восприятия информации и приобретения практических навыков. Когда ему комфортно и любопытно, он открыт для новизны огромного мира, который вы дарите ему.
Первые игрушки малыша
В самом начале жизни ребенка, ему нужен тесный контакт с матерью, но это не значит, что кроху нельзя выпускать из рук и забывать о себе. Хорошо подбирать занятия, развивающие мелкую моторику и координацию движений. Развивающие игры для ребенка в первый год его жизни – это основной канал восприятия информации. При рождении малыш не обладает четкой координацией в пространстве и фокусировкой взгляда. Если у вас нет возможности 24 часа в сутки находиться рядом с младенцем, приобретите игровой коврик. Он безопасен и удобен. Ребенок, лежа на спине, знакомится с предметами разных цветов и фактур – закрепленными на арках симпатичными мягкими игрушками, шелестящими, шуршащими вставками и нашивками на подушке коврика. Малыш, трогая их, знакомится с новыми звуками, формами и цветами. Такие коврики, как правило, делаются разборными. Арки снимаются, и привычное для малыша место отдыха можно взять с собой на прогулку в парк. Подвесные фигурки используются отдельно, в качестве экстренного «успокоителя».
Звучные, гибкие, состоящие из нескольких элементов игрушки являются не только инструментами развития, но и элементами игры для детей 1 года жизни. Большой ассортимент погремушек с мягкими силиконовыми вставками-прорезывателями (для молочных зубов), поможет отвлечь внимание ребенка и снять раздражение. Погремушки-браслеты хороши в дороге. Малыш точно ее не потеряет и будет занят во время дороги. Яркие надувные круги для купания позволят малышу во время расслабляющей (или наоборот тонизирующей) процедуры приобщиться к миру новых впечатлений, а также станут основой новых ощущений.
Развивающие игрушки для малышей от 1 года
Когда вы практикуете игры с ребенком первого года жизни, обязательно разговаривайте с малышом, рассказывайте характеристики игрушки, заинтересовавшей его, придумывайте действия, которые можно совершать с помощью этого предмета, оставляйте в поле зрения младенца яркий объект пока он не потеряет к нему интерес. Это послужит стимуляцией развития малыша.
В развивающие игры для детей от 1 года можно включить строительство всевозможных сооружений из наборов кубиков. Пока ребенок маленький, предлагайте ему крупный, разнообразный по форме строительный материал. Конусы, кубы, параллелепипеды, многогранники – прекрасная основа для дворцов, бункеров, гаражей, в которые могут парковаться, прятаться, «приходить на отдых» любимые персонажи и герои просмотренных мультфильмов и прочитанных книг.
Конструкторы на любой вкус и сформированные по сюжетам наборы деталей к ним, содержат определенное количество элементов для создания 3D картины. Знакомство с видами деятельности, профессиями, развлечениями легко проходит посредством тематических сортеров, предполагающих разбор предметов по различным признакам.
Если вы ищите развивающие игры для ребенка 1 года дома, то первые детские книги помогут частично решить эту задачу. Даже если вы не планируете растить вундеркинда, совместное чтение с ребенком первого года жизни поможет ему познакомиться с буквами и знаками препинания. Для юных чтецов выбирайте издания с крупным шрифтом и яркими иллюстрациями. Ассоциативное восприятие ускорит процесс освоения грамоты. В книгах для малышей странички выполнены из различных материалов, которые не рвутся в тот момент, когда ребенок неумело учится их перелистывать. Такие книжки оснащены клипсами для крепления к коляске или креслу и всегда будут рядом.
Когда малыш подрастает, он становится более осознанным. В это время можно выбирать игры, которые помогут ему научиться придерживаться определенных правил, будут тренировать память и внимание, станут основой для развития речевых навыков.
Игры с друзьями для детей от двух лет
Развивающие игры для ребенка в 1 год отличаются от игровых форм для детей в возрасте 2 лет. В этот период у малыша уже сформировано свое мнение по отношению к основным сферам его жизнедеятельности. Есть привычки и традиции. Ему будут очень полезны развлечения с использованием дидактических материалов. Не нужно пугаться этого слова. Это всего лишь вспомогательный систематизированный материал для создания не хаотичного, а структурированного игрового пространства.
Игры могут быть индивидуальными и групповыми. Ближе к двум годам малыши учатся взаимодействовать со сверстниками. Им становится интересно играть не только с мамой и папой, но и в обществе себе подобных. Навыки социализации малыш получает именно в этот временной отрезок. Соберите во дворе компанию из сверстников своего ребенка. Предложите им развивающие занятия — собрать пирамидку или разложить по цветам песочные игрушки. Пригласите в гости друзей вашего малыша. В домашних условиях организуйте их деятельность таким образом, чтобы день превратился в увлекательное приключение – аналоги домино (подбор элементов по соответствию и составление смысловой цепочки), материалы для лепки (экологически безопасные заменители пластилина, пластичные массы, цветное тесто) приведут малышей в полный восторг. А если по окончании праздника дети получат небольшие призы: светящиеся мячики, мягкие игрушки-сувениры, кубик с заглавной буквой, с которой начинается его имя, то и у вашего ребенка, и у его друзей появится стремление к творчеству и развитию в коллективной деятельности.
В ваших совместных играх помогут наборы для создания слепков и отпечатков на ткани. Попросите кроху погрузить кисть в приятную на ощупь глину – и он наверняка придет в восторг от предметов, созданных своими руками (в прямом смысле этого слова). С отпечатками на ткани еще веселее. Вместе обмакните ладони в краску и сотворите совместный холст. Пусть вы не сможете его продать как полотно работы известного художника. И восхищаться им будут только родственники, но совместное творчество подарит взаимопонимание и радость от общения.
Сюжетные игры дошкольников
Когда ребенок взрослеет, и достигает возраста 3 лет, то в его арсенале появляются сюжетные игры. В этом случае дети не только приобретают знания, но и начинают их применять, показывать свои навыки. Как вы отнесетесь к тому, что у вас дома появится самый настоящий кукольный театр? Вдруг вашему малышу суждено стать великим артистом? Помогите ему в этом. Постановка самых любимых сказок: репка, колобок или других незатейливых (на первый взгляд) волшебных историй покажут ребенку возможность отождествить себя с героем произведения, встать на его место, а потом вернуться в реальность, получив опыт сопереживания и эмпатии.
Очень своевременным будет приобретение наборов для творчества. Этим вы поможете малышу выработать усидчивость и аккуратность.
Существует мнение, что компьютерные игры вредят ребенку, делают его пассивным и лишают стимула к развитию. Но, принимая решение об отсутствии гаджетов, не забывайте – новому поколению жить в мире компьютерных технологий, общаться на языке эмоджи и работать в условиях, еще более роботизированных, чем наши. Стоит ли лишать его возможности воспринимать мир планшетов и смартфонов так же естественно, как среду формочек для песка и футбольных мячей?
Без сомнения — лучшие игры, любимые детьми в любом возрасте, это подвижные спортивные развлечения в помещении и на свежем воздухе. Они допускают вариативность, хоть и имеют свои правила. В них ребенок расходует накопленную энергию, не ограничен в движениях и получает физическую нагрузку. Скакалки, бадминтон, теннис – вариантов множество. Современные стадионы и детские площадки во дворах домов оснащены столами для пинг-понга, теннисными и баскетбольными площадками, беговыми дорожками. Двигайтесь вместе с ребенком, помогайте ему развиваться и сохраняйте свой жизненный тонус.
Игры развивают фантазию детей, способность к самостоятельному творчеству и учат придумывать игровые ситуации самому. Даже взрослым иногда необходимо играть. Надеемся, что вам будет приятно это делать вместе со своим малышом. Сайт mothercare и раздел игрушки предлагают разнообразие веселых и развивающих пособий. Пусть ваша совместная деятельность будет полна сюрпризами для малыша и радостью для родителей.
Рацион ребенка в возрасте 4 — 6 месяцев
Вашему малышу уже исполнилось 4 месяца. Он заметно подрос, стал более активным, интересуется предметами, попадающими в его поле зрения, внимательно разглядывает и тянется к ним. Значительно богаче стали эмоциональные реакции ребенка: он радостно улыбается всем людям, которых часто видит все чаще, издает различные звуки.
Вы до сих пор кормите малыша грудью или пришлось перейти на смешанное или искусственное вскармливание. Ребенок активно растет, и только с грудным молоком или детской молочной смесью он уже не всегда может получить все необходимые питательные вещества. А это значит, что настала пора подумать о прикорме.
Оптимальное время для начала его введения – интервал от 4 до 6 месяцев, независимо от того, что получает малыш – грудное молоко или смесь. Именно в это время дети наилучшим образом реагируют на новые продукты. До 4 месяцев ребенок еще не готов воспринимать и переваривать какую-либо другую пищу. А при позднем введении прикорма — после 6 месяцев, у детей возникают уже значительные дефициты отдельных пищевых веществ и, в первую очередь, микронутриентов (минеральных веществ, витаминов, длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот и др.). Кроме того, малыши в этом возрасте нередко отказываются от новых продуктов, у них задерживается развитие навыков жевания густой пищи и формируются неадекватные пищевые привычки. Важно знать, что, как это не покажется на первый взгляд странным, при отсроченном назначении продуктов прикорма на них чаще возникают аллергические реакции.
В каких случаях целесообразно дать прикорм уже в 4 месяца, а когда можно подождать до 5,5 или даже 6 месяцев? Чтобы решить этот вопрос обязательно посоветуйтесь с педиатром.
Оптимальным временем для начала введения прикорма здоровому малышу является возраст 5 – 5,5 месяцев.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует детям, находящимся на грудном вскармливании, вводить прикорм с 6 месячного возраста. С точки зрения отечественных педиатров, которая основывается на большом
практическом опыте и проведенных научных исследованиях, это возможно лишь в тех случаях, когда ребенок родился в срок, без гипотрофии (поскольку в этих случаях запасы минеральных веществ очень малы), он здоров, хорошо растет и развивается. Помимо этого мама также должна быть здорова, полноценно питаться и использовать либо специализированные обогащенные продукты для беременных и кормящих женщин, либо курсами витаминно-минеральные комплексы. Такие ограничения связаны с истощением запасов железа даже у абсолютно здорового ребенка к 5 – 5,5 месячному возрасту и значительным повышением риска развития анемии при отсутствии продуктов прикорма богатых или обогащенных железом. Возникают и другие дефицитные состояния.
Первым продуктом прикорма может быть овощное пюре или каша, пюре из фруктов лучше дать малышу позже – после вкусных сладких фруктов дети обычно хуже едят овощное пюре и каши, часто вовсе отказываются от них.
С чего же лучше начать? В тех случаях, когда у ребенка есть склонность к запорам или он слишком быстро прибавляет в весе, предпочтение следует отдать овощам. При большой вероятности развития анемии, неустойчивом стуле и малых прибавках в массе – с детских каш, обогащенных микронутриентам. И если Вы начали введение прикорма с каш, то вторым продуктом будут овощи и наоборот.
Если первый прикорм вводится в 6 месяцев – это обязательно должна быть детская каша, обогащенная железом и другими минеральными веществами и витаминами, поступление которых с грудным молоком уже недостаточно.
Еще один важный продукт прикорма – мясное пюре. Оно содержит железо, которое легко усваивается. А добавление мяса к овощам улучшает усвоение железа и из них. Мясное пюре целесообразно ввести ребенку в возрасте 6 месяцев. Только ежедневное использование детской обогащенной каши и мясного пюре позволяет удовлетворить потребности малышей в железе, цинке и других микронутриентах.
А вот соки лучше вводить позже, когда ребенок уже получает основные продукты прикорма – овощи, каши, мясо и фрукты. Ведь прикорм нужен для того, чтобы малыш получил все вещества, необходимые для роста и развития, а в соках их, в том числе витаминов и минеральных веществ, очень мало.
Соки следует давать не в перерывах между кормлениями, а после того как ребенок съел кашу или овощи с мясным пюре, а также на полдник. Привычка пить соки между едой приводит в дальнейшем к частым перекусам, прививается любовь к сладкому, у детей чаще возникает кариес и повышается риск развития ожирения.
С началом введения прикорма ребенок постепенно переводится на 5-разовый режим кормлений.
Правила введения прикорма:
- предпочтение следует отдавать детским продуктам промышленного производства, они приготовлены из экологически чистого сырья, имеют гарантированный состав и степень измельчения
- продукт прикорма следует предлагать ребенку с ложечки в начале кормления, перед прикладыванием к груди (кормлением смесью)
- объем продукта увеличивается постепенно, начинаем с ½ — 1 ложечки, и за 7 – 10 дней доводим до возрастной нормы, последующие продукты внутри одной группы (каши из других круп или новые овощи) можно ввести быстрее, за 5 – 7 дней
- начинаем введение с монокомпонентных продуктов
- нежелательно давать новый продукт во второй половине дня, важно проследить, как ребенок на него реагирует
- новые продукты не вводят при возникновении острых заболеваний, а также перед и сразу после профилактической прививки (следует воздержаться в течение нескольких дней)
Вводя новый вид прикорма, попробуйте сначала один продукт, постепенно увеличивая его количество, а затем постепенно «разбавляйте» этот продукт новым. Например, овощной прикорм можно начать с чайной ложки пюре из кабачка. В течение недели давайте малышу только этот продукт, постепенно увеличивая его объем. Через неделю к кабачковому пюре добавьте чайную ложку пюре из брокколи или цветной капусты и продолжайте каждый день увеличивать общий объем. Оптимальным будет овощное пюре из трех видов овощей. Порция должна соответствовать возрастной норме. Со временем можно заменять введенные овощи на другие уже быстрее.
После введения одного овоща (доведя его объем до необходимого количества) можно перейти к приему каши, а разнообразить овощной рацион позже.
Если блюдо пришлось ребенку не по вкусу, например, брокколи, не отказывайтесь от задуманного и продолжайте предлагать этот овощ в небольшом количестве – 1-2 ложечки ежедневно, можно даже не один, а 2-3 раза перед едой, и через 7 – 10, а иногда и 15 дней малыш привыкнет к новому вкусу. Это разнообразит рацион, поможет сформировать у малыша правильные вкусовые привычки.
Кормить с ложечки нужно терпеливо и осторожно. Принудительное кормление недопустимо!
В рацион здоровых детей каша, как правило, вводится после овощей (исключение составляют здоровые дети на грудном вскармливании, когда прикорм вводится с 6 месяцев). Лучше начинать с безмолочных безглютеновых каш — гречневой, кукурузной, рисовой. При этом важно использовать кашу для детского питания промышленного производства, которая содержит комплекс витаминов и минеральных веществ. Кроме того она уже готова к употреблению, необходимо лишь развести ее грудным молоком или той смесью, которую получает малыш.
Детям, страдающим пищевой аллергией прикорм вводится в 5 – 5,5 мес. Правила введения продуктов такие же, как для здоровых детей, во всех случаях он вводится медленно и начинается с гипоаллергенных продуктов. Обязательно учитывается индивидуальная переносимость. Отличие состоит лишь в коррекции рациона с учетом выявленных аллергенов. Из мясных продуктов вначале предпочтение следует отдать пюре из индейки и кролика.
Рационы питания на различные возрастные периоды
Объяснить, как можно составить рацион, лучше на нескольких примерах, которые помогут сориентироваться в составлении меню именно для вашего ребенка.
С 5 месяцев объем одного кормления составляет в среднем 200 мл.
Если ваш ребенок начал получать прикорм с 4 — 5 месяцев, то в 6 месяцев его рацион должен выглядеть так: