Синдром минимальной мозговой дисфункции лечение ММД у детей - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синдром минимальной мозговой дисфункции лечение ММД у детей

Синдром минимальной мозговой дисфункции лечение ММД у детей

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.

Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно характеризуются неорганизованностью, невнимательностью, медлительностью или, наоборот, гиперактивностью, тревожностью, неуверенностью в себе, трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью, снижением познавательных интересов.

Причины возникновения:

  • любые заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств,
  • родовая травма, которая в карте новорожденного может фигурировать под диагнозами «асфиксия», «гипоксия плода», «повреждения шейного отдела позвоночника», «перинатальная энцефалопатия» и др.
  • угрозы выкидыша, иммунологическая несовместимость (по резус-фактору),
  • преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение,
  • перенесенные матерью инфекции во время беременности, действие лекарств в этот период,
  • пищевые отравления будущей матери, принятие ею алкоголя, наркотиков, курение,
  • травмы, ушибы в области живота.

В психиатрической и дефектологической литературе обычно описываются два типа ММД, легко выделяемые по поведенческим признакам: астеничный и гиперактивный. Гиперактивный тип проявляется значительно чаще.

Коррекционная работа у детей с ММД должна быть построена комплексно, т.е. должна включать:

  • лечение лекарственными препаратами;
  • занятия с логопедом;
  • работу с психотерапевтом, нейропсихологом;
  • активное участие родителей.

Одним из характерных признаков ММД является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций. У таких детей отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространённость нарушений речи. У большинства детей с ММД имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи.

Импрессивная речь (восприятие и понимание речи) этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи (речевое высказывание) этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов.

Структура речевого дефекта детей с ММД является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.

Логопедическая работа с детьми, страдающими ММД, проводится по следующим направлениям:

  • Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения
  • Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти
  • Формирование пространственных представлений
  • Развитие слухового восприятия, внимания, памяти
  • Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики
  • Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова
  • Развитие лексики, грамматики
  • Формирование морфологической и синтаксической системы языка
  • Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
  • Формирование анализа структуры предложений
  • Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи

Коррекционно–логопедическое воздействие при ММД осуществляется с учётом клинической характеристики, индивидуально–психологических особенностей ребёнка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

Мозговая дисфункция или синдром дефицита внимания и гиперактивность

Мозговая дисфункция или, как её чаще называют, минимальная мозговая дисфункция, как правило, уходит корнями в раннее детство. Это сравнительно лёгкое нарушение обучения и поведения связывают со страданием нервной системы ещё в перинатальный период развития или как следствие родовой травмы. Минимальная мозговая дисфункция отмечается более чем у 20% детей школьного возраста и, если пустить всё на самотёк, то ребёнка (а потом и взрослого) ожидают серьёзные проблемы с обучаемостью, социальной адаптацией, возможно развитие психосоматических расстройств.

Симптомы

Проявлений минимальной мозговой дисфункции множество, среди них:

  • лёгкие нарушения моторной функции, неловкость
  • чрезмерная и неукротимая подвижность (не может усидеть на месте, ёрзает)
  • дефицит произвольного внимания
  • импульсивность (невозможность остановить свои побуждения
  • раздражительность
  • быстрая смена настроений
  • нарушение обучаемости и т.д.

Последствия

Последствия мозговой дисфункции наверняка очевидны всем родителям деток с этим нарушением:

  • проблемы с учёбой в школе
  • сложности с социальной адаптацией
  • нарушения личностного развития (неуверенность, пессимизм, агрессивность)
  • вегетососудистые дистонии
  • во взрослом возрасте – социальная неадекватность (низкий профессиональный уровень, частая смена работы, развод, алкоголизм, употребление наркотиков, психические болезни).

Методы лечения и возможные осложнения

Основными направлениями в лечении мозговых дисфункций традиционно считают:

  • направленную двигательную активность. Её суть – в тренировке координации и ловкости.
  • методики психологической и педагогической коррекции. Чёткий режим, ограничение просмотра телепередач и игры за компьютером, «позитивная модель» в общении с ребёнком – поощрения и похвала и многое другое.
  • назначение лекарственных препаратов – прерогатива врача. Никакое самолечение (даже по хорошим отзывам) недопустимо, ведь речь идёт о мозге ребёнка! Только врач может учесть все противопоказания и побочные эффекты, адекватно оценить пользу и риск. Медикаментозные средства для лечения мозговых дисфункций у детей бывают нескольких групп: стимуляторы ЦНС, ноотропные препараты, трициклические антидепрессанты. Цель терапии: стимуляция нейромедиаторных процессов и высших психических функций мозга.

К сожалению, на данный момент результаты этих основных лечебных подходов нельзя считать слишком обнадёживающими. Врачи и родители всё ещё в поисках более эффективных методов коррекции мозговой дисфункции у детей.

Как подтвердить диагноз

Установить диагноз минимальной мозговой дисфункции позволяют специальные тесты, проводимые врачом-неврологом или детским психиатром.

К числу эффективных методов аппаратной диагностики можно отнести МРТ или КТ. В ряде случаев врач может назначить также рентгенографическое исследование, допплерометрию сосудов головы, УЗИ шеи, электроэнцефалограмму.

Лечение у нас

Считается, что мозговая дисфункция проявляется ещё в раннем детстве и в большинстве случаев является остаточным проявлением минимального повреждения мозга. Чаще всего это самое повреждение возникает вследствие родовой травмы (гипоксия, повреждение шейного отдела позвоночника, использование акушерских щипцов, стимуляция родов и пр.).

Незначительное, на первый взгляд, повреждение мозга или питающих его сосудов со временем нарастает как снежный ком, приводя к проблемам физического и интеллектуального развития, не говоря уже о нарушениях поведения. Во взрослом возрасте минимальная мозговая дисфункция может «аукнуться» развитием психосоматических заболеваний.

Как же действовать любящим родителям в этой непростой ситуации? Конечно, раннее обращение к врачу-остеопату (как это принято на Западе) позволяет вовремя и довольно быстро скорректировать последствия родовой травмы. В арсенале врача-остеопата тысячи техник, позволяющих очень мягко и деликатно воздействуя на организм ребёнка исправлять все, даже едва уловимые, неполадки в работе. Он проведёт тщательную диагностику и сможет наладить нормальное кровоснабжение мозга (безмедикаментозно!), свободный ток ликвора, поработает над костями черепа, исправит смещения позвонков.

Как правило, после манипуляций остеопата у деток, в зависимости от возраста, значительно улучшается сон, они становятся спокойней и внимательней, повышается обучаемость и постепенно исчезают все признаки мозговой дисфункции.

Минимальная мозговая дисфункция

Врачи

  • Люберцы
  • Лыткарино
Консультация врача-остеопата (детская)3 300 руб.
Остеопатическое лечение дети от 10-16 лет (1 сеанс)5 700 руб.
Консультация врача-остеопата (детская)3 300 руб.
Остеопатическое лечение дети от 10-16 лет (1 сеанс)5 300 руб.

Что такое ММД?

Загадочная аббревиатура ММД в детской неврологии появилась относительно недавно. Так обозначают легкие изменения центральной нервной системы. На их фоне у малышей могут наблюдаться нарушения поведения, трудности в обучении, речевые расстройства.

И хотя речь идет о легких нарушениях, неприятностей они могут доставить много — и ребенку, и его родителям. Неусидчивых и невнимательных, шумных или наоборот слишком «тихих» — таких детей уже с детсадовской поры воспитатели записывают в неудачники. Им пророчат карьеру двоечника в школе, а подчас и вовсе «списывают со счетов», полагая, что больших успехов эти «лодыри» все равно не добьются. А между тем, детишки с ММД нисколько не уступают в интеллектуальном развитии своим сверстникам. Более того — зачастую они талантливее и восприимчивее к знания, чем остальные дети. Просто обучаться нашим героям труднее, а значит и подход к ним должен быть особенным. Им нужна помощь, а вовсе не обвинения в лени и невнимательности.

Самая частая причина ММД — родовая травма

Самая частая причина ММД — это родовая травма, которая в карте новорожденного может фигурировать под диагнозами «асфиксия», «гипоксия плода», «повреждения шейного отдела позвоночника», «перинатальная энцефалопатия» и др. Причем, по оценке специалистов, число таких детей сегодня составляет 70-80%.

Стремительное прохождение по родовым путям, окситоциновая стимуляция, кесарево сечение, возможные ошибки акушерки — все это может спустя годы аукнуться ослаблением той или иной функции детского организма. Почем же не сразу? Требуется время, чтобы ребенок дорос до очередного этапа, на котором проявится давно заложенное нарушение. Вот и получается, что диагноз ММД чаще всего появляется в карточке ребенка лишь во время диспансеризации перед школой, а то и в первом классе. Малыш начинает учиться, его нервная система получает серьезную нагрузку, и симптомы ММД заявляют о себе во всеуслышание. Бывает, что ребенок бойко читает, а в тетради выводит каракули. Или, наоборот — с почерком проблем нет, а слова разбирает по слогам, как маленький. Могут «подкачать» устный счет, внимание или память. Некоторые дети путаются в пространственных ориентирах «право-лево», «верх -низ», зеркально воспроизводят числа и буквы… Бывают и другие отклонения, но всплывают они уже в школе или на подготовительных занятиях. Однако внимательные родители смогут заподозрить неладное задолго до ученической поры.

Читать еще:  Конспект интегрированного занятия по развитию речи; Прощай, Осень; в подготовительной группе методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Как можно заподозрить у ребенка ММД?

Искать приметы ММД следует не только в плохом поведении и неуспеваемости малыша. Известно, что нервная система вместе с мышечной, костной и системой кровообращения — это единое целое. И нарушение функции со стороны одной из них всегда вызывает сбой в других. Поэтому ММД — всегда комплекс симптомов, набор проблем, причем у каждого ребенка – индивидуальный. Как можно заподозрить у ребенка ММД ?

  • В младенческом возрасте он был очень беспокойным, много плакал, кричал без видимых на то причин, у него был нарушен мышечный тонус.
  • Малыш чуть позже стал переворачиваться, ползать (или вообще не ползал), самостоятельно сидеть, вставать, говорить первые слова, простые предложения. Долго ходил на цыпочках.
  • У него чересчур вытянутая, слишком большая или нестандартной формы голова, не несимметричное лицо, слишком оттопыренны уши (избыточная лопоухость)
  • Кроха носит очки, чтобы исправить косоглазие или прогрессирующую близорукость, дальнозоркость или астигматизм.
  • Малыш непоседлив, раздражителен, неуправляем, все время торопится, суетится, капризничает по пустякам. Или наоборот, излишне «гиподинамичен», тихий и незаметный всегда и во всем.
  • На развивающих занятиях он приступает к заданию, не дослушав инструкции. Делает много ошибок и не исправляет их. Ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.
  • Кроха просыпается несколько раз за ночь, крутится в постели, вскрикивает во сне и дергает ногами. Вечером с трудом засыпает, а утром прячется под одеяло, отказываясь вставать. Скорее всего, вы считаете его «совенком».
  • Часто подхватывает вирусные инфекции, круглый год ходит с насморком, у него случаются отиты, аллергодерматозы, носовые кровотечения.
  • Он склонен к проблемам с пищеварением: дисбактериозу, запорам, болям в животе, метеоризму.
  • Ребенок слишком быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит, врачи диагностируют у него плоскостопие, нарушение осанки или Х- образную форму ног.
  • Он периодически жалуется на головные боли, головокружения, у него бывают немотивированные обморочные состояния.
  • Малыш страдает энурезом (ночное недержание мочи)
  • Он неважно чувствует себя при перемене погоды и магнитных бурях.
  • Заикается или неправильно произносит слова, плохо запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.
  • Ему плохо удаются спортивные игры, он никак не может обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстаёт от сверстников.
  • Он испытывает затруднения при выполнении мелких движений: застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, при пользовании ножницами.

Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визиты к специалистам. Лечение ребенка с ММД всегда должно быть комплексным: наблюдаться придется у невропатолога, логопеда, ортопеда и других специалистов. Не пренебрегайте назначениями врачей — иначе симптоматика может усиливаться. Но в то же время, имейте в виду, что главное в процессе лечения ММД — благоприятная атмосфера в семье, режим и коррекционные мероприятия, способствующие выздоровлению малыша.

ММД: памятка для родителей

Еще раз остановимся на том, что дети с ММД иначе, чем остальные малыши воспринимают и усваивают информацию, они чуть по другому мыслят. Потому такие дети требуют к себе особенного отношения. И, конечно, важная роль здесь отводится родителям:

  • Самое главное – соблюдать режим дня. Постарайтесь следить за тем, чтобы малыш вставал, ел, гулял, занимался уроками, ложился спать каждый день в одно и тоже время. Привычные действия синхронизируют работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
  • Не расстраивайтесь, если ребенок не усваивает учебный материал сразу. Терпеливо занимайтесь с ним, повторяйте, возвращайтесь к пройденному. Малыш фиксирует информацию (даже если вам кажется, что это не так!), накапливает и однажды обязательно выдаст её на-гора.
  • Во время занятий давайте короткие, четкие и наглядные инструкции. Например, чем говорить: «Отступи четыре клеточки», лучше просто покажите пальцем.
  • Если ребенок требует вашего присутствия при выполнений каких-либо заданий – посидите рядом. Зачастую малышу нужна даже не помощь, а просто ваша поддержка. Не переживайте: со временем его самостоятельность обязательно проявится.
  • Не заставляйте кроху сидеть неподвижно всё время занятий, чаще устраивайте физкультминутки. У детей с ММД нарушена подвижность диафрагмы: чтобы нормально дышать, им просто необходимо двигаться! Если же во время занятий ребенок перевозбудился, используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Старайтесь, чтобы ребенок спал не меньше 10 часов в сутки. Желательно сохранить и дневной сон. Если малыш плохо засыпает по вечерам, можно увеличить физические нагрузки в течении дня (но не вечером!). Не перегружайте ребенка занятиями, особенно по вечерам. Помните, что умственное переутомление вызывает бессонницу, а вот если ваш малыш устанет физически, то заснет без проблем.
  • Почаще предлагайте ему творческие занятия: лепку, мозаику, паззлы, конструктор, аппликацию. Это поможет ребенку разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память, пространственную ориентировку и усидчивость.
  • Следите за тем, чтобы рацион ребенка включал продукты с повышенным содержанием магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями, тахинная халва, свежие фрукты, ягоды, зеленый лук, укроп, петрушка). Недостаток магния в крови усугубляет течение ММД.
  • Из спортивных занятий вашему малышу полезны плавание, хореография, художественная гимнастика, танцы и гармонизирующие восточные единоборства – ушу, айкидо (но не каратэ!).
  • Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Если замечаете, что ребенок устал от общения с товарищем, аккуратно предложите детям на сегодня игры закончить. Перевозбуждение вашему малышу ни к чему.
  • Договаривайтесь заранее обо всех волнительных мероприятиях (походу к врачу, примерном поведении в театре и т.д.).
  • Минимизируйте «общение» с телевизором и компьютером! (не более 30 минут в день!)
  • Скорректировать состояние малыша помогут лечебные ванны: солевые (2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды) или с пустырником. Температура воды – 37-39 °. После процедуры малыша следует ополоснуть водой на 1° прохладнее, надеть пижаму и уложить в постель.
  • Старайтесь, чтобы в доме ребенка окружала доброжелательная атмосфера, терпение и мягкое руководство. И никаких семейных ссор при малыше!

В лечении ММД хорошо зарекомендовал себя такой относительно новый метод, как остеопатия. Врач-остеопат, в отличие от узких специалистов работает сразу со всеми системами, рассматривая организм как единое целое.

Мы уже говорили, в основе ММД чаще всего лежит травматическое воздействие, отчего у малыша нарушается мозговое кровообращения и венозный отток. Задача остеопата понять — что мешает этим жидкостям свободно циркулировать. При осмотре ребенка сверхчувствительные руки врача-остеопата работают как датчики и улавливают любую дисфункцию. Если выясняется, что все дело в травме шейного отдела позвоночника и в смещении отдельных позвонков или в блоке швов основания и свода черепа, остеопатическое лечение может быть очень эффективным.

Очевидно, что никакими лекарственными средствами механические последствия травмы устранить невозможно. В арсенале остеопата более 3000 «мягких» техник, с помощью которых можно снять напряжения в шейном отделе позвоночника, мягко «поправить» косточки и тем самым убрать препятствия для хорошего кровообращения и тока ликвора. А организм дальше начнёт работать сам. Можно сказать, остеопат как бы направляет развитие ребенка в здоровое русло, запускает процесс самовосстановления.

Более того, опытный остеопат сможет уловить и едва наметившиеся отклонения в развитии ребенка. При обычном медицинском осмотре они не распознаются. Определив такие отклонения, удается предупредить дисфункцию.

Синдром минимальной мозговой дисфункции лечение ММД у детей

Аннотация: Как понять родителям, здоров ли ребёнок и у него только возрастные и личностные особенности поведения?

Статья:

Как понять родителям, здоров ли ребёнок и у него только возрастные и личностные особенности поведения? Или у ребёнка ММД (СДВГ, СДВ),и стоит обратиться за советом по воспитанию такого ребёнка и возможно лечению к специалистам: неврологам, психологам, дефектологам, психиатрам? Ведь своевременная помощь специалистов может помочь родителям в правильном воспитании ребёнка и быстрейшем преодолении проблем в его поведении и обучаемости.
Одно из современных определений Минимальной мозговой дисфункции (СДВГ, СДВ) — это состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения, в отсутствии интеллектуальных нарушений, и возникает вследствие нарушения созревания основных регулирующих систем мозга (прежде всего префронтальных отделов лобных долей, отделов головного мозга, контролирующих эмоции и двигательную активность).
К главным признакам ММД (СДВГ, СДВ) прежде всего относятся:
Невнимательность — лёгкая отвлекаемость, трудности концентрации на задачах, требующих длительного напряжения внимания.
Импульсивность — склонность к необдуманным действиям, трудности переключения, сложности в организации работы. постоянные переходы от одного вида деятельности к другому.
Гиперактивность, под которой понимают чрезмерную подвижность, невозможность оставаться на месте, спокойно сидеть. В целом гиперактивные дети — это дети, «постоянно находящиеся в движении».
Ассоциация психиатров США выделила 14 признаков синдрома дефицита внимания, наличие любых 8 из которых позволяет диагностировать данное расстройство. Итак, ребёнок:

  • совершает постоянные движения руками и ногами, ёрзает на стуле;
  • не может долго сидеть спокойно, когда это необходимо;
  • легко отвлекается на внешние раздражители;
  • с трудом переносит ситуацию ожидания перемен в играх или групповых занятиях;
  • часто начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца;
  • при выполнении заданий испытывает трудности, не связанные с негативизмом или недостаточным пониманием сути просьбы;
  • не способен длительно концентрировать внимание как в играх, так и при выполнении заданий;
  • часто переходит от одного незавершённого дела к другому;
  • не способен играть спокойно и тихо;
  • чрезмерно разговорчив;
  • часто перебивает других, бывает назойливым;
  • производит впечатление не слышащего обращённой к нему речи;
  • часто теряет нужные (для занятий) вещи, как в школе, так и дома;
  • часто вовлекается (и совершает самостоятельно) рискованные, угрожающие физическому благополучию действия, не сознавая их возможных последствий.
Читать еще:  Белые выделения из уретры у мужчин виды и лечение

Другие симптомы (признаки) ММД (СДВГ, СДВ):
повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты. Возможны головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются почти одновременно.

Существуют значительные колебания в связи с ухудшением или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом.
В максимальной мере признаки ММД проявляются в начальных классах школы.
СДВГ А.И.Захаров описывает как следующий комплекс нарушенного поведения: «повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а также доступной возрасту критичности. Нередко эти дети, что называется, «без тормозов», ни секунды не могут посидеть на месте, вскакивают, бегут, «не разбирая дороги», постоянно отвлекаются, мешают другим. Они легко переключаются с одного занятия на другое, не доводя начатое дело до конца. Утомление наступает гораздо позже, и оно менее выражено, чем у детей с СДВ. Легко даются и тут же забываются обещания, характерны шутливость, беспечность, озорство, невысокое интеллектуальное развитие(?!)»
Ослабленный инстинкт самосохранения выражается в частых падениях, травмах, ушибах ребенка.

Минимальная мозговая дисфункция

Диагноз «минимальная мозговая дисфункция» (или ММД) до сих пор часто встречается на различных форумах, сайтах и даже в медицинских статьях. В связи с этим вопрос о лечении минимальной мозговой дисфункции у детей приобретает особую актуальность. Чтобы разобраться, что же это за диагноз и какие расстройства он объединяет, обратимся к двум основным «Библиям» психиатрии – американскому руководству DSM-5 и европейской Международной Классификации Болезней МКБ-10, где описаны все существующие симптомы, синдромы и нозологии, т.е. болезни, в том числе и психические. И что же мы видим ? А видим то, что такой болезни, вернее, такого названия или термина в этих руководствах нет. И что же это значит ? Что эту болезнь навсегда победили, и она исчезла даже со страниц медицинских справочников ? Это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой. Причина отсутствия термина ММД в официальных медицинских классификациях болезней в другом – в том, что те расстройства психики и поведения детей, которые ранее описывали термином ММД, сейчас классифицируют и называют по-другому – СДВ, СДВГ, нарушения обучения и памяти и целый ряд других терминов. Расстройства остались, изменились только их трактовка, понимание причин, механизмов и терминология. Однако психология врача, учившегося еще в советское время, штука еще более консервативная, чем медицинская классификация, поэтому до сих пор в историях болезни, заполняемых нашими врачами, можно встретить диагноз, можно сказать, из каменного века – ММД. Вместе с тем, понять происхождение этого диагноза, предлагавшиеся методы лечения нарушений, стоящих за этим диагнозом, и особенно – причины, по которым от него пришлось отказаться, будет крайне интересно и поучительно. Ведь, по сути, диагноз «ММД» не так уж и далек от диагноза «С ребенком что-то не так».

Если задаться целью отыскать описание симптомов, лежащих в основе диагноза ММД, и обратиться с этой целью к современным медицинским учебникам, то там мы находим чаще всего лишь историческую справку по поводу устаревшего диагноза ММД. А вот поиск в интернете дает совершенно другой результат – многочисленные статьи сайтов разнообразных частных и не только частных клиник сообщают доверчивому читателю, что ММД – это и легкая детская энцефалопатия, и легкое повреждение мозга, и минимальный церебральный паралич, и инфантильный психоорганический синдром, и возрастная незрелость когнитивных или высших психических функций, и нарушение развития навыков чтения – дислексия,а также письма –дисграфия, и счета – дискалькулия, и расстройства развития речи, и расстройства развития двигательных функций или диспраксия, и поведенческие и эмоциональные расстройства типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности. И в заключение читателя добивают утверждением, что ММД является чуть ли не наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста. И так уже невротичный родитель трудного ребенка, которому уже поставили диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстраивается еще больше от подозрения, что, возможно, у его ребенка совсем не СДВГ, а ММД, а возможно, что еще хуже, и то, и другое. И это совсем не умозрительные выкладки, а случаи из практики, когда сбитые с толку родители мечутся перед дилеммой, что же лечить – ММД или СДВГ? Приходится долго успокаивать такого родителя и объяснять, что СДВГ и ММД – это просто новый и старый термины, описывающие практически одни и те же нарушения. И для простоты картины, а главное спокойствия, о термине ММД лучше просто забыть.

Кто и когда первый ввел в обиход термин «минимальная мозговая дисфункция» или ММД доподлинно не установлено, но годы расцвета в неврологии концепции ММД пришлись на 1950-1960 гг., когда после осмысления последствий тяжелейшей эпидемии энцефалита в 1917-1918 г.г. упрочилась теория об обусловленности любых нарушений поведения у детей тем или иным поражением головного мозга. Хотя по сути это было только ничем не подкрепленное предположение, поскольку объективных и достоверных методов инструментальной диагностики этого самого поражения головного мозга в то время просто не существовало. Со временем по мере накопления клинических данных, а также данных нейробиологических, нейропсихологических и многих других исследований стало очевидно, что термин ММД чересчур собирательный, чересчур размытый и неточный и чересчур бездоказательный с точки зрения инструментальной валидизации. Все это в конце концов и привело к полному отказу от данной терминологической категории и концепции в целом в официальных медицинских справочниках и учебниках. По крайней мере, В США и Европе.

На смену концепции ММД пришла концепция гиперактивности, которую впервые сформулировал А.Чесс. Согласно этой концепции, гиперактивный ребенок – это либо ребенок, уровень активности которого по своей энергетике и продолжительности заметно превосходят активность обычного ребенка, либо вообще постоянно двигающийся ребенок. Значение этой новой концепции было еще и в том, что она конкретизировала внешнее проявление синдрома в виде повышенной активности вместо смутного предположения о гипотетической мозговой патологии, являющегося системообразующим фактором концепции ММД. Таким образом, с исторической точки зрения концепция минимальной мозговой дисфункции является этапом на пути развития представлений ученых и врачей о природе, механизмах и причинах многочисленных и разнообразных проблем детского возраста неврологического, психологического и поведенческого характера. Та объединяющая идея, которая лежала в основе концепции ММД и которая заключалась в утверждении, что в основе любого клинического симптома в поведении ребенка лежит то или иное поражение головного мозга, была признана несостоятельной, по крайней мере на тот момент времени, когда ее активно пытались применять на практике – диагностические методы 1960-1970 г.г. , как правило, не выявляли у детей с диагнозом ММД никакой мозговой патологии.

Однако парадокс в том, что с точки зрения валидизации или объективизации диагноза и сегодня большой разницы между старым диагнозом ММД и новым СДВГ не существует – и в том, и в другом случае объективного диагностического теста, однозначно устанавливающего факт наличия некоей поломки в головном мозгу ребенка, вызывающей данное расстройство, не существует, а сам диагноз ставится на основании совокупности клинических проявлений, а значит несет элемент субъективизма врача. Вместе с тем, данных о неврологическом субстрате СДВГ становится все больше и что касается нарушений функционирования различных нейромедиаторных систем, так и нейрофизиологических данных о нарушениях как внутрикорковой организации связей, так и удаленного взаимодействия различных областей коры мозга и подкорковых структур. Что все-таки вселяет уверенность в том, что со временем, по мере продвижения научных исследований в этой области, объективные неврологические причины этого расстройства в конце концов будут установлены, а объективные тесты на их основе будут разработаны.

Резюмировать все вышесказанное можно следующим образом. В современной официальной медицинской классификации болезней такого понятия, как ММД не существует ввиду того, что так и не удалось определить специфическую клиническую картину этого диагноза, получить хоть какие-нибудь данные о его причинах и механизмах и, как следствие, предложить эффективные методы его коррекции или лечения. Те разнообразные клинические симптомы, которые достаточно искусственно объединялись в такую общую категорию, как ММД, сейчас более точно и обоснованно классифицируют как синдром дефицита внимания (СДВГ), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержка психического развития (ЗПР), специфические нарушения обучения – дислексия, дисграфия, дискалькулия и т.д. Подходы к лечению этих более дифференцированных клинических категорий имеют свою специфику и особенности, поэтому к лечению ММД как таковому сегодня можно относиться не более, чем к анахронизму.

Читать еще:  Энтеровирусная инфекция у детей пути передачи симптомы и лечение

Большим опытом коррекции/лечения СДВГ (с 1998 года);

Высокой научной и профессиональной подготовкой БОС-специалистов, подтвержденной международными сертификатами и научными публикациями;

ММД: как выявить и как помочь

Мы много писали о подготовке детей к школе, о том, как помочь им адаптироваться к процессу обучения. Но если ваш первоклашка до сих пор «витает в облаках», быстро утомляется, у него недостаточно развита моторика, он легко возбудим – вполне возможно, что это говорит о наличии у ребенка минимальной мозговой дисфункции (ММД). В школе его могут ожидать сложности, с которыми ему самому не справиться…

Что же это такое – минимальная мозговая дисфункция, и как с ней жить? Об этом говорим сегодня с Ириной Липатовой, опытным педагогом-психологом (стаж работы более двенадцати лет) кемеровской школы №34.

– Ирина Владимировна, в первом классе педагог-психолог обязательно проводит мониторинг адаптационных процессов учащихся. Диагноз ММД часто встречается по результатам? И кто должен подтвердить этот диагноз? Невролог?

– Конечно, нам важно знать, как ребята адаптируются к школе. Мы их очень внимательно наблюдаем всю осень. В процессе наблюдения уже можно предполагать о наличии определенных нарушений в развитии. Правильно подобранные методики помогают подтвердить догадки. Более того, таким деткам мы рекомендуем индивидуальную диагностику (конечно, с разрешения родителей). Тем более что заметить наличие ММД несложно. Я бы даже сказала, что сложно этого не заметить.

– Каковы основные признаки ММД?

– Как правило, у детей наблюдаются проблемы в поведении и обучении уже с первых дней в школе. В первую очередь, это нетипичные невротические реакции. Это и быстрая утомляемость, цикличность работоспособности, нарушения зрительно-моторной координации, трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную. Очень характерна для таких детей неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания. Иногда это повышенная возбудимость либо, наоборот, пассивность и медлительность, ослабленность, склонность подолгу «застревать» на каких-либо переживаниях, астеничность.

А вот говорить об ММД как о диагнозе я бы не стала. Поскольку, во-первых, постановка любого диагноза – это прерогатива доктора, в данном случае – детского невролога. Ну а во-вторых, в Международной статистической классификации болезней такого диагноза, как ММД, нет.

Минимальные мозговые дисфункции – это наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин (патологии беременности и родов; ушибов, травм, заболеваний в младенчестве и другого), но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. Так, для височных отделов мозга период созревания продолжается до девяти лет, а для лобных – до 12-15 лет.

– Если это легкие нарушения, то, может, и не стоит очень уж серьезно к ним относиться?

– Чем раньше мы обратим внимание на эту проблему, тем больше вероятности ее положительно решить. Поскольку психологические и педагогические последствия ММД достаточно серьезны, и они могут существенно нарушить дальнейшую жизнь человека. Сейчас объясню, почему. Максимально ММД проявляются в возрасте от шести до двенадцати лет. Этот временной интервал совпадает с периодом наиболее активного становления мозговых структур и корково-подкорковых взаимосвязей, ответственных за мыслительную деятельность. Происходит формирование письменной речи, функции произвольного внимания, памяти, зрительно-моторной координации, целенаправленного поведения и других важных психических функций. Как правило, у детей с ММД систематические школьные нагрузки приводят к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы уже в первые месяцы учебы. Развивается дезадаптационный школьный синдром, на фоне которого возникают трудности с усвоением школьной программы – проблемы при письме, чтении, счете. А также проблемы с поведением – агрессивность, неуравновешенность, трудности построения дружеских отношений. В дальнейшем функциональные нарушения центральной нервной системы могут способствовать и раннему развитию склонности к асоциальному поведению: правонарушениям, употреблению спиртных напитков, наркомании.

– Что же делать?

– Однозначно необходима слаженная работа родителей, учителя, психолога. И невролога – обязательно! Во-первых, только доктор может подтвердить или опровергнуть наши подозрения насчет ММД, поскольку в неврологии много диагнозов со схожей симптоматикой. Более того, из практики могу сказать, что часто невролог ставит еще какие-либо сопутствующие диагнозы (синдром дефицита внимания и гиперактивности, астено-невротический синдром, неврозы). Во-вторых, есть группы препаратов, физиолечение, которые активизируют, то есть ускоряют развитие познавательных функций, корректируют процессы возбуждения и торможения. Но это всё уже подробно расскажет доктор.

– Как родители могут помочь своему ребенку?

– Самое главное – все без исключения домашние должны принять как должное, что у ребенка слабая нервная система, и неукоснительно придерживаться единой стратегии воспитания, чтобы детскую психику не «штормило» от педагогических разногласий взрослых.

  1. Необходимо четко соблюдать режим дня. Ложиться спать, вставать по утрам, есть, ходить на прогулку, делать уроки ребенку нужно в одно и то же время. Привычные действия служат своеобразным сигналом точного времени, синхронизирующим работу нервной системы, а отступление от режима вносят разлад в нервные процессы. Также совместно с ребенком можно разработать свод правил и помочь ему их выполнять.
  2. Заранее предупреждайте ребенка обо всех переменах. Это дает ему возможность подготовиться к предстоящему событию и исключить ненужные конфликты. По возможности, ограничьте пребывание ребенка в людных местах.
  3. Приглашая гостей, постарайтесь, чтобы привычный детский распорядок не нарушался, не приглашайте в дом сразу много людей.
  4. Никогда не выясняйте отношений в присутствии ребенка: ссоры взрослых до крайности истощают детскую психику.
  5. Важно использовать в процессе общения тактильный контакт, прикосновения, поглаживания. И, конечно, сохранение доброжелательной обстановки – без криков и раздражения.
  6. Обучите ребенка навыкам снятия мышечного и эмоционального напряжения, например, дыхательной или пальчиковой гимнастике.
  7. Выберите несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешиваться в их выполнение. Одобрите старания ребенка, несмотря на результат. Это поможет формировать чувство ответственности и самостоятельности.
  8. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку и чувство самоценности.
  9. Следует избегать резких запретов, предоставлять ребенку право выбора.

Помните, что дети с ММД спокойнее себя ведут и лучше работают в компании старших детей.

– А в учебном процессе как желательно действовать?

– Здесь очень важный момент – поддерживать тесный контакт с учителем, сделать педагога союзником в борьбе с ММД своего ребенка. На развитие мышления, кругозора, умения рассуждать и понимать должна быть направлена работа родителей и педагога. Основные моменты:

* При выполнении домашнего задания важно находиться рядом с ребенком, регулируя его труд и отдых, но не делая всё за него. И при этом сохранять спокойствие, конечно.

* Предварительное проговаривание делает работу осмысленной, помогает осознать свои действия. Когда ребенок устает, в его рассуждениях появляются повторы, «зацикливания». Услышав это, взрослый может остановить работу и дать ученику отдохнуть.

* Дома у ребенка должна быть возможность работать в том ритме, в котором работает его мозг. Например, три-семь минут отдыха каждые 15 минут. Смена деятельности – каждые 10-15 минут.

* Дома необходимо не только выполнять домашнее задание, но и повторять то, что было пройдено в классе (чтобы проверить, всё ли понято и усвоено верно). И для закрепления материала, перевода информации из кратковременной памяти в долговременную тоже необходимо постоянное повторение.

* В процессе выполнения уроков взрослые могут освободить ребенка от второстепенной, оформительской работы. Например, провести поля в тетради, отметить место точкой, откуда следует начинать писать. Если есть возможность, откажитесь от работы в черновиках – на это уходит очень много сил.

* В процессе работы постарайтесь использовать короткие, понятные и четко построенные фразы, указания должны быть немногословны (не более десяти слов).

* Нельзя давать несколько заданий и поручений сразу. Лучше придумайте алгоритмы выполнения заданий, используйте рисунки, схемы, таблицы.

* В процессе выполнения заданий можно использовать песочные часы, это способствует формированию самоконтроля, ощущения времени.

* Завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к появлению стойкой утомляемости и отвращению к учебе.

И, наконец, главное, что хотелось бы донести до родителей. Самое вредное для здоровья и бесполезное для обучения – не выпускать ребенка из-за стола, пока он полностью не выучит уроки. Помните, что при правильно организованном процессе обучения и воспитания детей с ММД все имеющиеся легкие функциональные нарушения в работе их мозга к пятому-седьмому классу нормализуются. И не бойтесь обращаться за помощью к специалистам. Берегите здоровье своих детей!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru