Форменные элементы крови таблица Форменные элементы крови человека
Строение крови и ее свойства
Муниципальное образовательное учреждение
«Староурмарская средняя общеобразовательная школа»
Урмарского района Чувашской Республики
Конспект урока биологии в 9 классе на тему:
Урок разработан и проведен
Егоровой Маргаритой Анатольевной
на семинаре заместителей директоров
по учебно — воспитательной работе,
состоявшегося на базе школы
25 октября 2002 года.
Старые Урмары — 2002
1. Развитие знаний об организме как едином целом, об относительном постоянстве внутренней среды.
2. Развитие умений находить взаимосвязи между строением клетки и выполняемой функцией.
3. Сформировать потребность в здоровом образе жизни; умения и навыки логического мышления, экспериментального доказательства последствий курения.
· Диафильм «Строение и функции крови», диапроектор;
· микроскопы (12 штук), микропрепараты: «Кровь человека» и «Кровь лягушки», штатив для микропрепаратов;
· таблицы: «Влияние курения на организм человека», «Сравнение эритроцитов хладнокровных и теплокровных»,
· схемы: «Внутренняя среда организма», «Состав крови», «Эритроциты», «Группы крови», «Свертывание крови», «Иммунитет»;
· портреты: И.И. Мечникова, Л.И. Пастера;
· магнитофон и кассеты для физкультминутки «Руки вверх» и «Одинокий пастух».
2. Эритроциты, строение и функции.
3. Лейкоциты, строение и функции.
4. Выводы по уроку.
5. Домашнее задание. Итоги урока.
С давних времен люди считали кровь магической жидкостью. Кровью клялись в вечной верности, кровью скрепляли подписи в договорах, окропляли землю, чтобы получить богатый урожай.
Удивительные свойства крови издавна вызывали интерес у людей. Например, способность человека регулировать и поддерживать температуру своего тела; сложные механизмы саморегуляции действовали, несмотря на колебания температуры окружающей среды.
Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить и объяснить, с чем связаны удивительные свойства крови, узнаем, что такое «гомеостаз» и с биологической точки зрения найдем причины заболеваний крови.
Организм – это сложная система, которая существует в окружающей среде в постоянном состоянии, несмотря на непрерывно меняющуюся обстановку. Французский физиолог Клод Бернар в 1857 году высказал мысль, что именно постоянство внутренней среды обеспечивает выживание. К.Бернар всегда поражался способностью теплокровных животных к регуляции и поддержанию постоянной температуры тела, содержания воды.
В 1932 году американский физиолог Уолтер Кэннон ввел термин «гомеостаз», что означает постоянство внутренней среды.
(Учитель записывает определение на доске, ученики – в тетрадях.)
Бернар высказал классическое утверждение о том, что постоянство внутренней среды является обязательным условием свободной жизни. Системы саморегуляции действуют не только на уровне организма, но и на уровне клеток.
Вопрос: Чем образована внутренняя среда организма? Какая связь между ее компонентами?
(повесить на доску схему «Внутренняя среда организма»)
Ученики: (используя таблицу) Межклеточное вещество омывает каждую клетку, из крови в межклеточное вещество поступает кислород, вода и питательные вещества. Клетки выделяют в межклеточное вещество углекислый газ и продукты распада.
Вопрос: Какую роль играет кровь?
(повесить на доску схему «Состав крови»)
Ученики: (используя схему).
2) Органические вещества:
3) Минеральные вещества ( K , Na , Ca , Mg , Cu , Cl ).
2. Форменные элементы:
Учитель: Постараемся найти взаимосвязь между строением и функциями форменных элементов крови. Для этого оформляем таблицу:
(Учитель записывает на доске, ученики – в тетрадях.)
Вопрос: Какие особенности имеются в строении эритроцитов? Что интересного в форме клеток?
Ученики: Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска.
Учитель: Оказывается при такой интересной форме площадь поверхности эритроцитов в 1,6 раза больше, чем площадь поверхности шара такого же диаметра.
Вопрос: Способствует ли увеличение площади поверхности лучшему выполнению функций эритроцитов?
Ученики: Да. Чем больше поверхность эритроцита, тем больше переносится молекул кислорода.
Учитель: Запишем эти данные в таблицу.
(включить музыку «Одинокий пастух»)
Учитель: После просмотра диафильма наши глаза устали. Сделаем зарядку для глаз. Повторяем движения за мной: вверх – вниз, вправо – влево, по кругу. Теперь быстро поморгаем в течении 1 минуты.
Учитель: Проведем экспериментальную работу. Посмотрим с помощью микроскопа препараты клеток крови человека и лягушки и сравним их.
Вопрос: Чем отличаются эритроциты человека и лягушки?
Ученики: Размерами. Эритроциты человека меньше, чем у лягушки.
Учитель: Оказывается, чем меньше эритроциты, тем лучше они выполняют свои функции. Как вы думаете, почему?
Ученики: Быстрее передвигаются.
Учитель: Действительно, меньшие размеры эритроцитов человека увеличивают полезную емкость, лабильность крови, поэтому скорость движения крови увеличивается. Внесем краткие данные в таблицу.
(Учитель записывает на доске, ученики – в тетрадях.)
Вопрос: (используя таблицу «Эритроциты») В каком направлении шла эволюция эритроцитов?
Ученики: Размеры уменьшаются от низших животных к высокоорганизованным.
Учитель: Для сравнения приведу пример:
Mr ( Hb ) беспозвоночных = 350 000
Mr ( Hb ) теплокровных = 16 000
( Mr – относительная молекулярная масса, Hb – молекула гемоглобина)
Вопрос: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Значит, эволюция шла в направлении уменьшения относительной молекулярной массы и, следовательно, размеров эритроцитов.
Учитель: Раньше считалось, что у королей и принцесс кровь голубая. Благородной считалась белая незагорелая кожа с просвечивающими голубыми жилками.
Вопрос: Какого цвета кровь? Почему?
Ученики: Красная, т.к. присутствует белок гемоглобин.
Учитель: (Указывая на записи) Когда и где происходят эти процессы?
Hb + O = HbO (оксигемоглобин)
Ученики: В легких, при обогащении крови кислородом.
Hb + CO 2 = HbCO 2 (карбогемоглобин)
Ученики: в органах и тканях, которые отдают продукты обмена.
Hb + CO = HbCO (карбоксигемоглобин)
Ученики: при отравлении угарным газом.
Учитель: Как оказать первую помощь при отравлении угарным газом?
Ученики: При необходимости привести в чувство с помощью нашатырного спирта. Вынести на свежий воздух, чтобы в легкие поступал кислород.
Учитель: А вы знаете, что отравление угарным газом может быть добровольным. Как вы думаете, когда?
Ученики: При курении.
Вопрос: Какие вещества поступают в организм курящего человека вместе с дымом?
Ученики: (Используя таблицу) Угарный и углекислый газ. Синильная кислота. Никотин, радиоактивные, канцерогенные вещества.
Радиоактивные вещества: Pb (свинец), Bi (висмут), Po (полоний).
Канцерогенные вещества вызывают рак.
Учитель: Приведу один пример:
при прохождении ежегодной флюрографии человек получает облучение – 0,75 Р (рентген) в год. Это предельно допустимая доза.
при выкуривании 1 пачки сигарет в день – 500 Р в год (1,36 Р в день)
Какой можно сделать вывод на основании этих данных?
Ученики: При курении допустимая доза ежедневно превышает норму, значит курящий человек постоянно облучается.
(включить музыку «Руки вверх»)
Вопрос: Что такое малокровие? С чем это связано?
Ученики: Уменьшение количества эритроцитов. Нужно больше бывать на свежем воздухе. Заниматься спортом.
Учитель: (Используя таблицу) Посмотрите на эти данные и вы можете сравнить их со своими анализами крови.
Нормы содержания эритроцитов и гемоглобина в крови.
Урок биологии в 9-м классе по теме: «Форменные элементы крови»
Разделы: Биология
Форменные элементы крови
Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии КСО.
Цели по содержанию урока:
Образовательная – способствовать пониманию строения форменных элементов крови и значение их. Продолжать формировать умение работать с учебником и микроскопом.
Развивающая – продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы.
Воспитательная – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.
М.О. репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
ФОПД: пары сменного состава.
Дидактический материал: для организации самостоятельной работы школьников. Учебная таблица “Кровь”, микроскопы и микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”, инструктивные карточки.
ПРОЕКТ УРОКА №1
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места. | Рассаживаются. |
2. Актуализация знаний и умений | Предлагает в группах по 2 человека проверить уровень усвоения предыдущей темы (щадящий метод работы) (см. приложение 1). | Дают ответы по очереди на вопросы и ставят оценки после общего прослушивания правильного ответа. Оценивают работу. |
3. Оценка знаний | Предлагает оценить знания в парах. | Сигнализация светофором. |
4. Домашнее задание | Подготовить пересказ о форменных элементах крови с.118-119. Приготовить сообщение на 4 минуты “Открытие фагоцитоза” | Записывают задание. |
5. Целеполагание и мотивация | Поясняет, что в результате урока учащиеся научаться рассказывать о строениях и функциях форменных элементов, проводить лабораторную работу. | Формируют цели урока и вместе с учителем приходят к выводу, что самостоятельная работа с учебником и совместная работа в группах дает возможность усвоения большего по объему учебного материала в короткое время. Отрабатываются приемы эффективности взаимодействия друг с другом. |
6. Изучение нового материала | Предлагает учащимся карточка для самостоятельной работы – по 4 вариантам. (см. приложение 2). Поясняет, что работу надо выполнить по известному школьному алгоритму. | Получают карточки своего варианта. Приступают к выполнению заданий своей карточки. Обсуждают ответы на вопросы с партнером по варианту в новой группе. Передают в постоянной группе полученную информацию, меняются ролями. |
Дает задание исследовательской группе о проведении лабораторной работы и подготовке анализа по ней; работа с дополнительной литературой. | ||
7. Закрепление и применение знаний. | Предлагает выполнить лабораторную работу и проанализировать ее результаты с исследовательской группой. Предлагает заполнить таблицу “Форменные элементы крови” — работа в группах по два человека (см. приложение 3) | Обсуждает результаты лабораторной работы, заполняют таблицу; Исследователи уточняют и исправляют ошибки. |
8. Рефлексия. | Высказывают собственное суждение об успешности достижения на учебном занятии. | Определяют результаты своей работы, ориентируясь на цели; Оценивают себя за успешность усвоения материала “Светофорами”. |
ПРОЕКТ УРОКА №2
II. Основное содержание.
Эритроциты, их форма, количество, особенности строения и функции.
Строение и функции лейкоцитов, фагоцитов.
Тромбоциты, их значение.
III. Лабораторная работа (приложение 3).
IV. Задания для самостоятельной работы учащихся:
1. Назовите форменные элементы крови и укажите их функции. Заполните таблицу.
Название клеток | Форма, количество, мм 3 | Место образования | Продолжительность жизни | Выполняемая функция |
Эритроциты | ||||
Лейкоциты | ||||
Тромбоциты |
V. Закрепление.
- Какой состав имеет плазма крови?
- Каковы особенности строения эритроцитов в связи с выполняемыми функциями?
- Какое значение имеет способность лейкоцитов к активному передвижению?
- Укажите различия между лейкоцитами и эритроцитами по форме, цвету и строению.
- Почему воспаление можно рассматривать как защитную реакцию организма?
VI. Оценка знаний.
VII. Домашнее задание стр. 118-119 (учебник Сонина Н.И.).
Приложение 1.
- Почему клетки существуют лишь в жидкой среде?
- Что является внутренней средой организма человека?
- Что такое лимфа?
- Что называется кровью?
- Функции крови.
- Какой тканью образована кровь?
Эритроциты
а) на с.118 (учебник Сонина Н.И.) изучите материал о форме, количестве, особенностях строения и функции эритроцитов;
б) что такое гемоглобин?
в) подготовьте пересказ материала.
Лейкоциты, лимфоциты
а) строение и функции лейкоцитов изучите по учебнику на стр.118-119 (учебник Сонина Н.И.);
б) обязательно рассмотрите схему фагоцитоза на стр.119 (учебник Сонина Н.И.);
в) подготовьтесь пересказать этот материал.
Тромбоциты
а) на с.119 обязательно прочитайте материал о кровяных пластинках;
б) как иначе они называются?
в) из чего образуется тромб закрывающий рану?
г) внимательно рассмотрите рисунок с.119 “Образование сгустка крови” (учебник Сонина Н.И.);
д) подготовьте пересказ.
Плазма крови
а) запомните, из чего состоит плазма;
б) обратите внимание на последнее предложение этого подпункта;
в) подготовьте пересказ;
г) если у вас материал готов, прочитайте материал дальше на с.118-119.
Сравнение форменных элементов крови человека и лягушки.
Таблица по биологии: форменные элементы крови
u0434u0432u043eu044fu043au043eu0432u043eu0433u043du0443u0442u0430u044f u0444u043eu0440u043cu0430, u0437u0440u0435u043bu044bu0435 u044du0440u0438u0442u0440u043eu0446u0438u0442u044b u043du0435 u0438u043cu0435u044eu0442 u044fu0434u0440u0430, u043au0440u0430u0441u043du044bu0435 u043au043bu0435u0442u043au0438 u043au0440u043eu0432u0438
u043au0440u0430u0441u043du044bu0439 u043au043eu0441u0442u043du044bu0439 u043cu043eu0437u0433,
u0442u0440u0430u043du0441u043fu043eu0440u0442u043du0430u044f u0444u0443u043du043au0446u0438u044f (u043fu0435u0440u0435u043du043eu0441 u043au0438u0441u043bu043eu0440u043eu0434u0430 u0438 u0443u0433u043bu0435u043au0438u0441u043bu043eu0433u043e u0433u0430u0437u0430
u041bu0415u0419u041au041eu0426u0418u0422u042b
u043eu043au0440u0443u0433u043bu043eu0439 u0444u043eu0440u043cu044b, u0438u043cu0435u044eu0442 u044fu0434u0440u0430, u0431u0435u043bu044bu0435 u043au043bu0435u0442u043au0438 u043au0440u043eu0432u0438
u0432 u0441u0435u043bu0435u0437u0435u043du043au0435, u043bu0438u043cu0444u0430u0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u0443u0437u043bu0430u0445, u043au043eu0441u0442u043du043eu043c u043cu043eu0437u0433u0435
u0432 u043fu0435u0447u0435u043du0438,u00a0u0432 u0441u0435u043bu0435u0437u0435u043du043au0435, u0432 u043cu0435u0441u0442u0430u0445 u0432u043eu0441u043fu0430u043bu0435u043du0438u044f
u0437u0430u0449u0438u0442u043du0430u044f u0444u0443u043du043au0446u0438u044f (u0444u0430u0433u043eu0446u0438u0442u043eu0437, u0438u043cu043cu0443u043du0438u0442u0435u0442)
u0422u0420u041eu041cu0411u041eu0426u0418u0422u042b
u043du0435u043fu0440u0430u0432u0438u043bu044cu043du0430u044f u0444u043eu0440u043cu0430, u044du0442u043e u043au0440u043eu0432u044fu043du044bu0435 u043fu043bu0430u0441u0442u0438u043du043au0438-u043du0435u0431u043eu043bu044cu0448u0438u0435 u0446u0438u0442u043eu043fu043bu0430u0437u043cu0430u0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0435 u0444u0440u0430u0433u043cu0435u043du0442u044b u043eu0442u0434u0435u043bu0438u0432u0448u0438u0435u0441u044f u043eu0442 u043cu0435u0433u0430u043au0430u0440u0434u0438u043eu0446u0438u0442u043eu0432 u00a0u043au0440u0430u0441u043du043eu0433u043e u043au043eu0441u0442u043du043eu0433u043e u043cu043eu0437u0433u0430
180-320, u0434u043e 400 u0442u044bu0441u044fu0447
u043au0440u0430u0441u043du044bu0439 u043au043eu0441u0442u043du044bu0439 u043cu043eu0437u0433
u0444u0443u043du043au0446u0438u044f — u0441u0432u0435u0440u0442u044bu0432u0430u043du0438u0435 u043au0440u043eu0432u0438 u0438 u0432u043eu0441u0441u0442u0430u043du043eu0432u043bu0435u043du0438u0435 u043au0440u043eu0432u0435u043du043eu0441u043du044bu0445 u0441u043eu0441u0443u0434u043eu0432
Кровь
Состав
Все млекопитающие, в том числе и человек, имеют сходное строение крови.
Жидкая соединительная ткань включает:
- плазму– межклеточное вещество, состоящее из воды (90 %) и растворённых в ней органических (белки, жиры, углеводы) и неорганических (соли) веществ;
- форменные элементы – клетки, циркулирующие в потоке плазмы.
Плазма составляет 60 % крови. Её состав остаётся неизменным за счёт постоянной работы почек и лёгких.
Плазма выполняет в организме несколько функций:
- транспортную– переносит вещества каждой клетке;
- выделительную– все накопленные в плазме вредные вещества выводятся через почки, а углекислый газ высвобождается наружу через лёгкие;
- регуляторную– поддерживает постоянный химический состав организма (гомеостаз) за счёт переноса веществ;
- температурную– поддерживает постоянную температуру тела;
- гуморальную– разносит гормоны ко всем органам.
Рис. 1. Плазма крови.
К элементам относятся разнообразные клетки, выполняющие специфические функции. Они образуются из кроветворных стволовых клеток, вырабатываемых костным мозгом и тимусом, а также в тонком кишечнике, селезёнке, лимфатических узлах. Подробное описание клеток представлено в таблице «Кровь».
Элемент
Строение
Функции
Кровяные тельца. Многочисленные двояковогнутые клетки красного цвета. Не имеют ядра. Продолжительность жизни – 120 дней. Разрушаются в печени и селезёнке
Дыхательная – переносят кислород и углекислый газ
Кровяные пластинки. Фрагменты цитоплазмы клеток костного мозга, ограниченные мембраной. Не имеют ядра
Защитная – в совокупности с белками плазмы обеспечивают свёртываемость крови, останавливая кровотечение и кровопотерю
Белые клетки. По размеру превышают эритроцитов. Имеют ядро. Способны изменять свою форму и передвигаться. Одна из разновидностей – лимфоциты. Могут быть трёх видов: B-, T- и NK-клетки. Вырабатывают антитела – белковые соединения, препятствующие размножению бактерий и вирусов в организме
Иммунная – захватывают и уничтожают инородные частицы, попавшие в кровь
Рис. 2. Форменные элементы.
Основными клетками крови являются эритроциты. Они имеют жёлто-зелёный цвет, но из-за наличия в составе гемоглобина (красного пигмента) окрашиваются в красный цвет. Гемоглобин содержит железо, которое связывает кислород, образуя оксигемоглобин, и отдаёт его клеткам организма в процессе дыхания.
Система
Кровь циркулирует по телу благодаря кровеносной системе, состоящей из сердца и кровеносных сосудов. Сокращения сердца продвигают кровь по сосудам. Элементы крови не выходят за пределы сосудов. Однако плазма может выделяться через капилляры наружу, превращаясь в тканевую жидкость.
Кровообращение – замкнутый путь потока крови по сосудам в организме – включает два цикла:
- малый круг от правого желудочка сердца до левого предсердия;
- большой круг от левого желудочка до правого предсердия.
Малый или лёгочный круг проходит через лёгкие, где гемоглобин насыщается кислородом. Затем кровь попадает в левое предсердие, а оттуда – в левый желудочек. Здесь начинается большой круг, охватывающий все органы и ткани организма. Насыщенная кислородом кровь (артериальная) разносит кислород и забирает углекислый газ, превращаясь в венозную кровь.
Рис. 3. Кровообращение в организме человека.
У всех позвоночных кровь красного цвета. У моллюсков и членистоногих кровь называется гемолимфой. Эта жидкость содержит гемоцианин, который на воздухе придаёт гемолимфе голубой цвет за счёт содержания меди.
Что мы узнали?
Из статьи по биологии 8 класса мы узнали о составе крови, о видах и особенностях строения кровяных клеток, а также о снабжении органов и тканей кровью. Функции дыхания, свёртываемости крови, иммунной защиты выполняют соответственно эритроциты, тромбоциты, лейкоциты – элементы крови. Кровяные клетки разносятся к тканям и органам посредством плазмы – раствора белков, углеводов, жиров и солей.
Общий анализ крови (без лейкоцитарной формулы и СОЭ)
Общий анализ крови – набор тестов, направленных на определение количества различных клеток крови, их параметров (размера и др.) и показателей, отражающих их соотношение и функционирование.
ОАК, клинический анализ крови.
Синонимы английские
Complete blood count, CBC.
SLS(натрий лаурил сульфат)-метод.
*10^9/л (10 в ст. 9/л), *10^12/л (10 в ст. 12/л), г/л (грамм на литр), % (процент), фл (фемтолитр), пг (пикограмм).
Какой биоматериал можно использовать для исследования?
Венозную, капиллярную кровь.
Как правильно подготовиться к исследованию?
- Исключить из рациона алкоголь и лекарственные препараты (по согласованию с врачом) за сутки до исследования.
- Не принимать пищу в течение 8 часов перед исследованием, можно пить чистую негазированную воду.
- Исключить физическое и эмоциональное перенапряжение и не курить в течение 30 минут до исследования.
Общая информация об исследовании
Общий анализ крови, как правило, включает в себя от 8 до 30 пунктов: подсчет количества эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов в 1 микролитре или литре крови, а также ряд других показателей, описывающих форму, объем и другие характеристики этих клеток.
Обычно в дополнение к этим показателям общего анализа крови назначается лейкоцитарная формула (процентное соотношение различных форм лейкоцитов) и подсчет скорости оседания эритроцитов (СОЭ). Такое расширенное исследование чаще называют клиническим анализом крови.
Основные показатели, которые входят в таблицу результатов общего анализа крови:
- количество лейкоцитов (white blood cells, WBC),
- количество эритроцитов (red blood cells, RBC),
- уровень гемоглобина (hemoglobin content, Hb),
- гематокрит (hematocrit, Hct),
- средний объем эритроцита (MCV),
- среднее содержание гемоглобина в эритроците (MCH),
- средняя концентрация гемоглобина в эритроцитах (MCHC),
- тромбоциты (platelet count, PC).
Кровь состоит из клеток (форменных элементов) и жидкой части – плазмы. Эти клетки – эритроциты, лейкоциты и тромбоциты – образуются и созревают в костном мозге и должны попадать в системный кровоток по мере необходимости.
При изучении мазка крови под микроскопом капля крови помещается на стекло, размазывается шпателем, а затем окрашивается специальным красителем и высушивается. После этого врач лаборатории может детально рассмотреть ее под микроскопом.
Расшифровка общего анализа крови предполагает подсчёт форменных элементов и расчёт некоторых косвенных показателей. Так, о тношение объема форменных элементов к плазме называется гематокритом. Изменение этого показателя характеризует степень «разжижения» или «сгущения» крови.
Лейкоциты – клетки, помогающие организму бороться с инфекцией. Они способны определять чужеродные агенты (бактерии, вирусы) в организме и уничтожать их.
Выделяют 5 различных видов лейкоцитов: эозинофилы, базофилы, нейтрофилы, лимфоциты и моноциты. Подсчет количества лейкоцитов, входящий в общий анализ крови, позволяет узнать суммарное количество всех типов клеток, лейкоцитарная формула, определяемая при клиническом анализе крови, – каждого типа в отдельности.
Общее количество лейкоцитов, как правило, повышено при остром инфекционном процессе, вызванном бактериями. Если лейкоцитов слишком мало, то организм становится более подверженным различным инфекциям.
Эритроциты – клетки, имеющие форму бублика с более тонкой частью в центре вместо дырки. В их составе есть гемоглобин – белок, содержащий железо, который обладает способностью переносить кислород от легких к тканям и органам, а углекислый газ – от тканей и органов к легким, из которых он выдыхается. Общий анализ крови позволяет определить, достаточное ли количество эритроцитов содержится в крови, какова их форма, размеры и содержание в них гемоглобина (MCV, MCH, MCHC). В норме эритроциты должны быть одинаковы, однако при таких состояниях, как B12— или железодефицитная анемия, форма эритроцитов и их размер могут изменяться. Если количество эритроцитов, выявляемое общим анализом крови, снижено, значит, у пациента анемия, что может проявляться слабостью, быстрой утомляемостью и одышкой. Реже встречается повышение общего количества эритроцитов (эритроцитоз, или полицитемия).
Тромбоциты – клетки, играющие значительную роль в свертывании крови. Если у человека снижено количество тромбоцитов, риск кровотечения и образования синяков у него повышен.
Для чего используется исследование?
Данный тест применяют для общей оценки состояния здоровья, диагностики анемии, инфекций и множества других заболеваний. Фактически это совокупность анализов, оценивающих различные показатели крови.
- Подсчет количества лейкоцитов определяет количество лейкоцитов в единице крови (литре или микролитре). Его повышение или понижение может иметь значение в диагностике инфекций или, например, заболеваний костного мозга.
- Соответственно, количество эритроцитов в единице крови (литре или микролитре) определяет подсчет количества эритроцитов. Он необходим для диагностики анемии или полицитемии и дифференциальной диагностики различных типов анемий.
- Уровень гемоглобина важен для оценки тяжести анемии или полицитемии и для контроля за эффективностью терапии этих состояний.
- Гематокрит – процентное соотношение клеток крови (форменных элементов) к жидкой ее части. Используется в комплексной оценке анемий и полицитемий, для принятия решения о переливании крови и оценки результатов этой процедуры.
- Подсчет количества тромбоцитов определяет количество тромбоцитов в единице крови (литре или микролитре). Используется для выявления нарушений свертывания или заболеваний костного мозга.
- Средний объем эритроцита (MCV) – усредненный показатель, отражающий размер эритроцитов. Он необходим для дифференциальной диагностики различных типов анемий. Так, при B12-дефицитной анемии размер эритроцитов увеличивается, при железодефицитной – уменьшается.
- Среднее содержание гемоглобина в эритроците (MCH) – показатель того, сколько гемоглобина в среднем содержится в одном эритроците. При B12-дефицитной анемии в увеличенных эритроцитах количество гемоглобина повышено, а при железодефицитной анемии – снижено.
- Средняя концентрация гемоглобина в эритроците (MCHC) отражает насыщение эритроцита гемоглобином. Это более чувствительный параметр для определения нарушений образования гемоглобина, чем MCH, так как он не зависит от среднего объема эритроцита.
- Распределение эритроцитов по объему (RDW) – показатель, определяющий степень различия эритроцитов по размеру. Имеет значение в диагностике анемий.
- Средний объем тромбоцита (MPV) – характеристика тромбоцитов, которая может косвенно свидетельствовать об их повышенной активности или о наличии чрезмерного количества молодых тромбоцитов.
Когда назначается исследование?
Общий клинический анализ крови – самый распространенный лабораторный анализ, используемый для оценки общего состояния здоровья. Он выполняется при плановых медицинских осмотрах, при подготовке к оперативному вмешательству, входит в медкомиссию при устройстве на работу.
Если человек жалуется на утомляемость, слабость или у него есть признаки инфекционного заболевания, воспаления, повышенная температура тела, то, как правило, назначается это исследование. Расшифровка общего анализа крови становится первым шагом в диагностике многих серьезных заболеваний.
Значительное повышение количества лейкоцитов обычно подтверждает воспаление. Снижение эритроцитов и гемоглобина говорит об анемии и требует дополнительных обследований для уточнения ее причины.
Множество различных патологических состояний могут приводить к изменениям количества основных клеточных популяций в крови. Общий клинический анализ крови назначается для контроля за эффективностью лечения анемии или инфекционного заболевания, а также для оценки негативного влияния на клетки крови некоторых лекарств.
Что означают результаты?
Референсные значения (расшифровка общего анализа крови: таблицы нормы):
Синонимы к словосочетанию «форменные элементы крови»
(а также близкие по смыслу слова и выражения)
Связанные слова и выражения
- форменные элементы крови, клетки крови, в периферической крови, плазма крови, эритроциты крови, жидкая часть крови, факторы свёртывания крови
- форменные элементы крови, клеточные элементы
- кровяные пластинки
- ретикулярная ткань
- кровеносное русло
- тканевая жидкость
- белковая дистрофия
- стенки капилляров
- содержание гемоглобина
- агрегация тромбоцитов
- первичная моча
- иммунные комплексы
- переносить кислород
- непрямой билирубин
- кроветворные органы
- в физиологических условиях
- в системный кровоток
- очаги некроза
- нарушение микроциркуляции
- лейкоцитарная формула
- венозная гиперемия
- обратное всасывание
- корковое вещество
- естественные киллеры
- цветовой показатель
- вирусные частицы
- воротная вена
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: по-американски — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Связанные слова (по тематикам)
- Люди: штатский, гардеробщик, железнодорожник, умирающий, пострадавший
- Места: ранка, кровоподтёк, надрез, артерия, гематома
- Предметы: сукровица, гной, тужурка, китель, кокарда
- Действия: течь, синтез, кровопотеря, кровотечение, надрез
- Абстрактные понятия: форма, элемент, составляющая, атом, структура
Ассоциации к слову «форменный»
Ассоциации к слову «элемент»
Ассоциации к слову «кровь»
Предложения со словосочетанием «форменные элементы крови»
- Количественные и качественные свойства форменных элементов крови являются чрезвычайно информативными показателями, характеризующими состояние здоровья человека.
Сочетаемость слова «форменный»
- форменная одежда
форменная фуражка
форменная куртка - форменные элементы крови
- (полная таблица сочетаемости)
Сочетаемость слова «элемент»
- химические элементы
новые элементы
отдельные элементы - элементы системы
элементы культуры
элемент неожиданности - множество элементов
количество элементов
система элементов - являться элементом
становиться элементом
содержать элементы - (полная таблица сочетаемости)
Сочетаемость слова «кровь»
- свежая кровь
собственная кровь
человеческая кровь - кровь человека
кровь жертвы
кровь врагов - лужа крови
капли крови
запах крови - кровь текла
кровь кипит
кровь остановилась - истекать кровью
пить кровь
наливаться кровью - (полная таблица сочетаемости)
Значение слова «форменный»
ФО́РМЕННЫЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к форма (в 9 знач.); сделанный по форме. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «элемент»
ЭЛЕМЕ́НТ , -а, м. 1. У древнегреческих философов-материалистов — одно из первоначал, одна из составных частей природы 758 (огонь, вода, воздух, земля), лежащих в основе всех вещей, явлений; стихия. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «кровь»
КРОВЬ , -и, предл. о кро́ви, в крови́, род. мн. крове́й, ж. 1. Жидкая ткань, которая движется по кровеносным сосудам организма и обеспечивает питание его клеток и обмен веществ в нем. Венозная кровь. Артериальная кровь. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
- Разбор по составу слова «элемент» (морфемный разбор)
- Разбор по составу слова «кровь» (морфемный разбор)
Значение слова «форменный»
ФО́РМЕННЫЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к форма (в 9 знач.); сделанный по форме.
Значение слова «элемент»
ЭЛЕМЕ́НТ , -а, м. 1. У древнегреческих философов-материалистов — одно из первоначал, одна из составных частей природы 758 (огонь, вода, воздух, земля), лежащих в основе всех вещей, явлений; стихия.
Значение слова «кровь»
КРОВЬ , -и, предл. о кро́ви, в крови́, род. мн. крове́й, ж. 1. Жидкая ткань, которая движется по кровеносным сосудам организма и обеспечивает питание его клеток и обмен веществ в нем. Венозная кровь. Артериальная кровь.
Предложения со словосочетанием «форменные элементы крови»
Количественные и качественные свойства форменных элементов крови являются чрезвычайно информативными показателями, характеризующими состояние здоровья человека.
Способность костного мозга производить форменные элементы крови определённого качества и в определённых количествах тесным образом связана с состоянием здоровья вообще и с потребностью в конкретных клетках в частности.
Физиологическая регенерация форменных элементов крови осуществляется за счёт разрушения старых клеток и образования новых органами кроветворения.