Адаптация ребенка к детскому саду и привыкание родителей
«Адаптация ребенка к детскому саду в возрасте 1,5-2 лет»
Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребёнка – он идёт в детский сад . И для того чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать по больше об особенностях этого сложного периода.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.
Что такое адаптация?
Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.
Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать .
В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться: чаще всего меняются:
— эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
— нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
— нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
-утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
— в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).
Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Не беспокойтесь: когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».
Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
А привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его нервной системы, степенью общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличием/отсутствием привычки выполнять требования взрослых, сформированностью навыков самообслуживания и т.д.
При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.
При средней степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3 месяцев.
При тяжелой адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше.
Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребенка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребенка и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон. А потом – и на полный день. Время пребывания ребенка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребенком.
В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о вашем ребенке, рассказывайте больше.
Кому адаптироваться легче?
· Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события . Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить.
· Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям.
· Детям, имеющим навыки самостоятельности . Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи.
· Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
· В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
· В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно сдвигает распорядок дня.
· Не перегружайте малыша в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
· Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
· Будьте терпимее к капризам . Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
· Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую игрушку . Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
· Призовите на помощь сказку или игру . Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. «Проиграйте» эту сказку с игрушками.
· Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш . Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
· И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно . Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете.
· Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.
· Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
· Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду.
Чего нельзя делать ни в коем случае :
· Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!
· Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии.
· Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
· Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке . Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
· Нельзя обманывать ребенка , говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.
Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже «рвется» сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.
Чтобы помочь себе, нужно:
· быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье . Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.
· поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое» создание . Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
· заручиться поддержкой . Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!
Правила адаптации ребенка в детском саду
smart creative 02.03.2020
Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели.
Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие.
6 Шагов подготовки к детскому саду от психолога Нины Ливенцовой
Содержание:
Шесть шагов подготовки к детскому саду
✅Шаг 1 — Расширяйте информационное поле:
Рассказывайте о детском садике
Читайте книги по теме
Приводите примеры знакомых детей
Вместе играйте в детский сад
⠀
✅Шаг 2 — Познакомьтесь с детским садом:
Познакомьтесь с детским садом
Гуляйте вместе по территории детского сада
Сходите на экскурсию в группу
Если есть у друзей дети, которые уже ходят в садик, составьте им компанию, когда они забирают детей из садика
⠀
✅Шаг 3 — Совместная подготовка:
Выберете вместе с малышом одежду на первые дни
Познакомьтесь с воспитателями
⠀
✅Шаг 4 — Создайте положительный настрой:
Расскажите забавные истории о садике из своего детства
Расскажите малышу о положительных моментах, которые его ждут в садике
⠀
✅Шаг 5 — Настройте Режим:
Ранний подъем
Своевременное укладывание на ночь и дневной сон
⠀
✅Шаг 6 — Развивайте навыки самообслуживания:
Научите надевать самостоятельно простые вещи (трусики, носки, штанишки)
Научите есть и пить без посторонней помощи
Мыть руки
Вытираться полотенцем
Пользоваться туалетом (горшком)
ПЛАН привыкания ребенка к садику
- Знакомство с детским садом — погулять рядом с садиком, по его территории и если есть возможность, зайти внутрь здания.
- Первый день провести вместе (обычно один час).
- Установить контакт с воспитателем сначала маме, затем ребенку. Познакомиться, улыбнуться. Во время знакомства взять ребенка на руки и передать его на руки воспитателю.
- В течение недели водить ребенка на два часа. В это время заниматься своими делами, чтобы обуздать тревогу.
- При расставании целоваться и обниматься. При встрече – радоваться.
- Дать ребенку любимую игрушку или вещь, которая будет напоминать о вас (платочек, рисунок поцелуй в кармашек).
- Если ребенок плачет, недолго утешать его (принимать эмоции) и твердо уходить.
- Через неделю оставить ребенка на обед, затем на сон.
Признаки, что адаптация идет по ПЛАНу
Ребенок плачет, но быстро успокаивается
Общается с воспитателями
Интересуется игрушками
Спокойно играет
Съедает хотя бы часть завтрака или обеда
Распространённые ошибки, которых можно избежать
- Игнорирование подготовительного этапа
- Сомнения родителей, стоит ли вообще водить ребенка в сад
- Негативные установки
- Резкое погружение (оставлять сразу на полный день)
- Отсутствие ритуала прощания.
- Нет режима дня у ребенка
- Специфические пищевые привычки (например, ребенок есть только протертую пищу)
- У ребенка нет навыков самообслуживания
- Пугать/угрожать детским садиком или воспитателем
- Наложение стрессов (переезд, возрастные кризисы, новые кружки)
- Непоследовательность (проспали – не пошли)
- Негатив от сборов в садик, во время прощания
- Отсутствие компенсации разлуки: ничего не оставляете взамен себя (любимую игрушку, мамину вещь)
- Высказывание при ребенке в негативном ключе о садике
- Нереалистические ожидания от ребенка
Показатели, что адаптация к детскому саду прошла успешно
если ребенок
✅принимает правила детского сада
✅Если и плачет при расставании, то быстро успокаивается
✅Спокойно играет
✅Общается с детьми и воспитателями
✅Ест предложенную еду
✅Спит во время тихого часа
⠀
✨Ваш ребенок и вы — большие МОЛОДЦЫ!
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду
Ваш малыш впервые пришел в наш детский сад «Веснушки». Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок успешно вступил в нее, хотим предложить несколько рекомендаций.
Есть дети, для которых первые недели в детском саду могут проходить очень эмоционально. Поведение ребенка может внезапно измениться — он может стать более капризным, особенно по вечерам.
Причин для таких изменений может быть несколько. Первые дни в саду — большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка; в окружении малознакомых взрослых ребенок часто старается сдерживать свои эмоции, так что выплескиваются они только вечером на родителей.
Как помочь ребенку на этом сложном для него этапе?
Во-первых, помните, что на привыкание ребенка к детскому саду потребуется некоторое время. Во-вторых, запаситесь терпением!
Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, на время уменьшить количество посещений цирка, театра и др., сократить время просмотра телевизионных передач. Обязательно установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении. Не акцентируйте внимание на выходках ребенка, не наказывайте за капризы, а уделяйте ему больше внимания и заботы. Внимательно слушайте своего малыша. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Подбодрите его: «Ты молодец, я горжусь тобой! У тебя все получится!».
Если ребёнок не болен, не делайте перерывов в посещении садика Соблюдайте режим дня, ребенок должен ложиться спать не позднее 21.00 часов даже в выходные дни.
Познакомьтесь с другими детьми и их родителями. Поощряйте игры с другими детьми, постепенно расширяйте круг общения с другими взрослыми.
Будьте снисходительны и терпимы к другим детям. Совершенных людей нет. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме, доброжелательно по отношению к другим, ведь дети перенимают модели поведения и решения различных спорных ситуаций от своих родителей. Запомните, что чем лучше будут Ваши отношения с педагогами, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть и адаптироваться Вашему ребенку.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом! Не обсуждайте при ребенке, если Вам что-то не понравилось в детском саду, не формируйте негатив по отношению к педагогам и сотрудникам.
Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в Вашем присутствии.
Если ребенок с трудом расстается с Вами по утрам, испытывает при этом переживания, предлагаем несколько следующих советов. Скажите ребенку уверенным, доброжелательным тоном, что Вам пора идти, поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите, не задерживаясь; продемонстрируйте свою уверенность в педагоге, с которым оставляете малыша; скажите ребенку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти, но тогда уж будьте точны.
Обязательно расскажите педагогу об особенностях и привычках Вашего ребенка. А если Вы нуждаетесь в советах специалистов, педагоги и психолог детского сада ждут вас.
Если через месяц Ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых забыли.
Все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. С Вашей помощью педагоги детского объединения «Веснушки» найдут ключик к каждому ребёнку.
Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду»
Лариса Любушина
Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду»
Принимая во внимание вопросы, которые были заданы в период подготовки к консультации «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду», был сделан вывод, что, оставляя ребенка в детском саду, родители беспокоятся, как он проведет день без них. Это нормальная реакция, ведь кроха остается с чужими людьми. К тому же, нежелание малыша заходить в группу, слезы, просьбы забрать его немедленно домой любую маму заставят волноваться. Поэтому хотим поделиться важными рекомендациями, как облегчить ребенку период адаптации.
Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок. Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений.Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм действий в первые дни.
Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.
Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.
Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером, целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме, например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку. Можно дать «ключ от дома», без которого, пока не заберете малыша из садика, домой не попадете.
Создайте мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т. д.
Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.
Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детсад.
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка
Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к садику:
Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?
Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.
Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в садике на ночь. Таким образом можно навсегда потерять доверие ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать «пустых» обещаний.
Во время подготовки консультации для родителей вы имели возможность задать анонимно интересующий вопрос, опустив его в «Ящик доверия». Сейчас пришло время ответов на эти вопросы. (Воспитатель зачитывает вопрос и дает на него ответ).
Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду
Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду.Поиграйте со своими детишками в такие игры:
«Детский сад»
Во время игры в детскийсад может быть много сюжетных линий:
«Дети собираются на прогулку».
«Дети обедают».
«Дети приходят в детский сад».
«Дети готовятся к дневному сну».
«Дети на прогулке».
Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.
Консультация «Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?» для родителей детей 2–3 лет Творческая гостиная «Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?» (для родителей детей 2-3 года) Цель: сформулировать совместно.
Консультация «Как облегчить период привыкания к детскому саду» Принимая во внимание вопросы, которые были заданы в период подготовки к консультации «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду», был сделан.
Консультация для родителей «Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?» Консультация для родителей. Подготовила воспитатель ФКДОУ №143 Быкова Юлия Петровна Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду? Адаптация.
Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду» Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых.
Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду» Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей.
Консультация для родителей «Адаптация детей к детскому саду» Адаптация – это привыкание, приспособление организма к внешним изменяющимся условиям, то есть к новой обстановке. Такие перемены не проходят.
Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» Адаптация детей раннего возраста Закончился до ясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает.
Консультация для родителей «Адаптация детей трех лет в детском саду» Адаптация детей в детском сад. Адаптация — сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях — физиологическом,.
Консультация для родителей «Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду» Консультация для родителей «Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду». Елена Владимирова. Детский сад — новый период в жизни ребенка.
Консультация для родителей «Адаптация ребенка 3–4 лет к детскому саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка 3- 4 лет к детскому саду» Ребенок впервые приходит в детский сад. Его привычный мир изменился.
Электронное образование Республики Татарстан
- Главная
- Организации по районам
- Авиастроительный
- Детские сады
- МАДОУ «Детский сад № 152 комбинированного вида» Авиастроительного района г.Казани
- Родителям
- Советы специалистов
- Психологическая служба
- Об адаптации ребёнка в детском саду
МАДОУ «Детский сад №152 комбинированного вида» Авиастроительного района г.Казани
Визитная карточка
Адрес: | 420127, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Побежимова, д. 40 |
Телефон: | +7(843) 571-07-86, 89274092878 |
E-Mail: | Ds152.kzn@tatar.ru |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МАДОУ «Детский сад №152» |
Руководитель: | Павлова Татьяна Николаевна |
Год основания учреждения: | 1989 |
У нас учатся: | 298 |
У нас учат: | 26 |
Об адаптации ребёнка в детском саду
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям.
Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении.
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Бурную дискуссию вызывает вопрос о сроках и продолжительности адаптационного периода у детей, приходящих в детский сад. На этот случай приводятся разные цифры: от 7 до 10 дней, две недели, месяц, два месяца, полгода, год. Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребёнка. Если с ним систематически занимались дома и рос он общительным и самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил обслужить, не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным. Ребёнок с таким уровнем развития привыкает к детскому саду в течение 10-12 дней.
Если у малыша слабо развита речь, уровень самостоятельности низок, он не сможет обходиться без взрослых ни в игре, ни в кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребёнок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит её. Период адаптации такого ребёнка может растянуться до месяца.
Ребёнок, который дома находится на попечении всех родных по очереди и не привык самостоятельно занимать себя ни на минуту, в условиях детского сада требует к себе постоянного внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, гладить по голове, ласково разговаривать с ним. Фактически он переходит из рук в руки – от мамы к воспитателю и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых он может заболеть, так как постоянно хандрит, насторожен, угнетён. Всё своё внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением, малейшими нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребёнка может длиться 3 месяца, а то и больше.
Адаптация – сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка.
Судить о действительном окончании адаптационного периода в большинстве случаев мы можем после 4-6 месяцев, а у некоторых детей – после года пребывания в саду. Особенно это относится к детям от 2 до 3 лет, поскольку частые заболевания в этом возрасте замедляют их окончательное привыкание к детскому саду.
Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками, контактов со взрослыми и т.п.) – это дети от 1 года до 3 лет. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.
При неумелом подходе к таким детям можно нанести им такую эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всём последующем развитии ребёнка.
Семье ребёнка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьёзные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребёнка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, т.е. привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребёнка.
Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребёнка. А отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться, и думают, что всему ребёнка должны научить в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть – что ребёнку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одарённости ребёнка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определённый режим; как правило, у таких детей хорошо развита речь.
Есть дети, которые испытывают огромные трудности в привыкании к детскому саду. В чём это заключается?
В основном, нарушения режима дня, т.е. в домашних условиях режим дня не придерживается детсадовского;
У большого количества детей проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания, т.е. ребёнок не научен родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.;
Отсутствие правильной речи;
Отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Исходя из всего выше сказанного, хотим обратиться к Вам уважаемые родители с такой просьбой:
— Занимайтесь со своим ребёнком: т.е. учите его самостоятельно обслуживать себя одеваться, раздеваться, есть, пользоваться горшком, но никак не памперсами.
— Придерживайтесь дома того же режима дня, что и в детском саду, хотя бы на момент привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.
— Настраивайте ребёнка на детский сад только положительно, чтобы не было проблем при расставании с родителями по утрам.
— Общайтесь с ребёнком, не отмахивайтесь от его вопросов. Сами наталкивайте его на разговор с вами. Беседуйте с ним как можно чаще! Проявите заинтересованность в своём ребёнке! И у вашего ребёнка не будет проблем в речевом и умственном развитии.
— И последняя просьба: старайтесь, чтобы ваш ребёнок хоть немного ходил пешком, без санок, без маминых и папиных рук! Развивайте ножки ребёнка! Мы прекрасно понимаем: вы торопитесь на работу, времени в обрез, НО всё-таки найдите компромиссное решение этой проблеме. Ведь выходя на прогулку, вашим детям тяжело ходить. Они итак закутаны с головы до ног, отсюда падения, спотыкания, плач, слёзы, истерики. И воспитателю тяжело, таких детей много, да и вашему ребёнку тоже.
Пожалуйста, приложите усилия в решении данных проблем, ведь это ваш ребёнок и вы должны быть заинтересованы в его успешном развитии.
Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведёт к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода – помочь ребёнку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймёт, что за люди его окружают; в каком помещении он живёт и т.д.
Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
9 советов родителям на лето
1. Летние каникулы – это лучшее время для того, чтобы, наконец, дать ребенку то, что Вы давно собирались, но не успели в течение учебного года.
2. Из широкого спектра возможностей выберите те виды летнего отдыха, развлечений, занятий, которые устроят Вашего ребенка и Вас.
3. Учитывайте склонность детей к активным видам отдыха.
4. Используйте каникулы для того, чтобы Ваш ребенок приобрел полезные житейские навыки (ремонт автомобиля, благоустройство жилья и другие занятия).
5. Совместная деятельность родителей и взрослеющих детей во время летнего отдыха может и должна стать прекрасной школой общения и взаимопонимания.
6. Лето дает Вам возможность оценить возросший уровень возможностей Вашего ребенка, преодолеть старые стереотипы детско-родительских отношений, оценить ребенка как возможного или уже состоявшегося помощника.
7. Успешность работы в видах деятельности, не связанных с учебой, может стать важнейшим средством профилактики неуверенности, тревожности, заниженной самооценки.
8. Позволяйте ребенку чувствовать себя взрослым и самостоятельным. Самостоятельное принятие решений и ответственность за него – неотъемлемая часть взрослости. Позволяйте делать ребенку ошибки. Ни один человек не стал взрослым, не ошибаясь.
9. Друг вашего ребенка – отличная возможность увидеть, какие его потребности не реализуются в общении с Вами. Какими бы странными и экзотическими они Вам ни казались, они ему зачем-то нужны, поэтому не стоит их резко критиковать. Эффект может быть обратным.
Адаптация ребенка к детскому саду и привыкание родителей
Все говорят об адаптации ребенка, а о родителях забывают. Мы решили помочь сразу всей семье, ведь они вместе проходят этот путь.
Адаптация родителей
Адаптация, это привыкание к новым условиям, преодоление сложившихся изменений. В случае детского сада, она, прежде всего, касается родителей, ведь именно их поведение копирует ребенок. Дети точно улавливают настроение — когда взрослый переживает, то и кроха перенимает эти чувства. Поэтому, прежде чем помочь дошкольнику, необходимо обратить внимание на свои эмоции. Не редко, решение отдать кроху в детский сад заставляет взрослых чувствовать вину, особенно когда это связано с выходом на работу или родственники выступают против дошкольного учреждения.
Прислушайтесь к себе, своим убеждениям. Неопределенность возникает почти всегда, когда мы доверяем ребенка чужим людям. После разлуки вы можете чувствовать тревогу, страх и печаль, это нормальное явление и бороться с этими эмоциями не нужно. Найдите для них выход и постарайтесь получить в семье или среди друзей поддержку. Если вы справитесь со своими чувствами, тогда сможете помочь и дошкольнику.
Сколько времени длится адаптация ребенка к детскому саду
Время адаптации к детскому саду различно и зависит от множества факторов. Понятно, что трехлетнему ребенку, обладающему необходимыми навыками, будет легче, чем двухлетнему, который только научился правильно держать ложку. Дети старше трех лет лучше воспринимают направленную к ним информацию, поэтому легче переносят разлуку с мамой и папой. Кроме того, это тот возраст, когда самостоятельный ребенок больше не нуждается в чрезмерной опеке, ему интереснее со сверстниками, а не взрослыми. Конечно, все дети разные. Иногда и пятилетний дошкольник устраивает истерики во время разлуки с близкими. Отчего же это зависит в большей степени? От родителей и отношений в семье. Если малыша любят, принимают и оказывают должное внимание, привыкание к новой ситуации будет менее болезненным и пройдет быстрее. В лучшем случае, адаптация к садику длится несколько недель, а в худшем — затягивается до 6 — ти месяцев.
Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду
Рекомендации ниже помогут адаптироваться к новым условиям без особых проблем:
1. Придерживайтесь распорядка дня. За несколько недель до первых посещений измените распорядок дня на тот, что есть в детском саду (узнать можно у воспитателя). Обедайте и гуляйте в одно и то же время, а вечером ложитесь спать раньше обычного, чтобы утреннее пробуждение не сильно расстраивало. Благодаря жизни «по плану», ребенку будет легче привыкнуть к правилам учреждения.
2. Помогите малышу. Если это возможно, во время адаптации оставляйте ребенка в садике на короткое время. В первый день оставьте на один час, во второй день на два часа и т.д. Таким образом, привыкание к разлуке будет постепенным.
3. Короткое прощание. Важно, чтобы разлука происходила быстро, ведь каждое дополнительное обнимание заставляет малыша сосредотачиваться на эмоциях, следствии чего, ему труднее успокоиться. Длительное прощание травматично и для ребенка и для родителя.
4. Оставьте свою вещь. Прощаясь, оставьте малышу свой шарф, свитер или папку, с которой вы идете на работу. Хоть что-нибудь, что он сможет обнять вместо вас. Вещь должна быть небольшой и только вашей.
5. Не рассказывайте о садике слишком много. Прежде всего, потому, что вы не знаете, как там на самом деле. Вы можете заверить свое чадо, что выбрали лучшее место, где есть много игрушек и появятся новые друзья. Однако не гарантируйте вкусное питание и хороших друзей, это очень сложно предсказать.
6. Будьте уверены. Придерживайтесь уверенности в своих словах и ни в коем случае не сомневайтесь. Тревогу непременно выдаст ваше лицо, что станет поводом для страхов.
7. Не запрещайте плакать. Плачь, это естественная реакция. Дошкольник плачет, чтобы сообщить другим о своих чувствах, он хочет, чтобы его заметили. Позвольте немного поплакать, это хороший способ избавиться от лишних эмоций. Не критикуйте, а крепко прижмите к себе, это покажет, что вы понимаете и поддерживаете кроху.
8. Убедитесь в навыках. Для дошкольника любые изменения связаны с беспокойством, а когда этих изменений слишком много, они становятся настоящим стрессом. Убедитесь, что он действительно готов к детскому саду. Вы должны отказаться от подгузника, научить самостоятельно одеваться и раздеваться, ходить в туалет, засыпать в одиночестве и выражать свои потребности с помощью слов и жестов. Кроме того, он должен уметь общаться со сверстниками, например, делиться или меняться игрушками, не толкать других детей и не драться.
9. Позвольте измениться. Дошкольное учреждение, это не площадка. Ребенок общается с детьми из разных семей продолжительное время перенимая хорошие и плохие привычки, новые выражения в словарном запасе. Также может измениться режим дня, потребности (новые игрушки, одежда), способ засыпания. Ваша задача не стыдить, а корректировать и объяснять, почему так нельзя говорить/делать или почему эта игрушка нежелательное приобретение. Позволяйте дошкольнику вести себя странно, это нормальное проявление развития.
10. Не обещайте материальной награды. Покупая подарок сегодня, вы с каждым следующим днем рискуете увеличить свои расходы. Кроме того, вы лишаете кроху главного — он не может расслабиться, потому что не выражает свои эмоции, а это приводит к психосоматическим заболеваниям (мигрень, сахарный диабет, язва желудка, нейродермит и пр.) и адаптация к детскому саду усугубляется.