Gorod-kids.ru

Мама и я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Большой живот у ребенка есть ли причины для беспокойства?

Частое срыгивание

Срыгивание является самопроизвольным забросом желудочного содержимого в пищевод и ротовую полость. Данное состояние нередко встречается у грудных детей и часто является поводом для беспокойства родителей. Частота синдрома срыгиваний у детей первого года жизни составляет 18-50%: до 4-х месяцев – 67%, до 6-ти месяцев 24%, до 1 года 5%. В большинстве случаев срыгивание является «доброкачественным» и исчезает самостоятельно после 12-18 месяцев. При этом «доброкачественное» или физиологическое срыгивание характеризует:

возраст ребенка до 12 месяцев;

срыгивание 2 или более раз в день в течение 3-х и более недель;

достаточная прибавка массы тела;

У ребенка отсутствуют признаки нарушения обмена веществ, заболевания желудочно-кишечного тракта или центральной нервной системы. Ребенок не испытывает затруднений при глотании или кормлении, отсутствует вынужденное положение тела.

Нельзя путать срыгивание со рвотой. При срыгивании у ребенка не напрягаются мышцы живота. При рвоте, напротив, происходит напряжение мышц и выброс пищи протекает напором не только через рот, но и через нос. В некоторых случаях может возникнуть общее беспокойство, бледность, похолодание конечностей. Часто при рвоте повышается температура, появляется жидкий стул, что является признаком инфекционного заболевания. Рвотные массы могут содержать неизмененное молоко, примесь слизи, крови либо желчи.

Чем объясняется физиологическое срыгивание

С чем связана склонность малышей к срыгиванию? Данное явление объясняется особенностью строения желудочно-кишечного тракта маленьких детей. В возрасте до года пищевод короче и шире, слабо выражены физиологические сужения. Желудок расположен горизонтально, емкость его невелика, а мышцы, замыкающие вход в желудок и препятствующие обратному забросу содержимого в пищевод, плохо развиты. По мере того как ребенок начинает ходить, ось желудка становится более вертикальной. Емкость желудка увеличивается к году с 30-35 мл до 250-300мл. Созревает секреторный аппарат, улучшается работа замыкательных мышц (сфинктеров), что и приводит к постепенному уменьшению частоты и исчезновению срыгивания. Перечисленные особенности объясняют предрасположенность маленьких детей к срыгиванию и даже неизбежность данного состояния. Однако существуют меры, способствующие снижению частоты срыгиваний.

К факторам, способствующим физиологическому срыгиванию, относится:

Перекармливание. Перекормом начинают страдать, как правило, активно сосущие младенцы, при обильном выделении молока, а также при переходе на искусственное либо смешанное вскармливание при неправильном расчете необходимого количества молочной смесь. Срыгивание появляется сразу же либо спустя некоторое время после кормления в количестве 5-10 мл. Молоко может вытекать в неизмененном или створоженном виде.

Глотание воздуха в процессе кормления (аэрофагия). Подобная ситуация возникает, если ребенок жадно сосет грудь, а молоко у матери не очень обильное; за счет втянутого, плоского соска материнской груди, поскольку ребенку не удается в полной мере захватить сосок и околососковый кружок; при искусственном вскармливании, если отверстие у соска бутылочки достаточно большое либо соска не заполняется молоком целиком. Малыши с аэрофагией часто испытывают беспокойство после кормления, происходит выбухание брюшной стенки (надувается живот). Спустя 10-15 минут проглоченное молоко вытекает в неизмененном виде, что сопровождается громким звуком воздушной отрыжки.

Кишечные колики либо запоры. Эти состояния приводят к повышению давления в брюшной полости и нарушению движения пищи по желудочно-кишечному тракту, провоцируя срыгивание.

Пока ребенку не исполнится четыре месяца, нормой считается срыгивание до двух чайных ложек молока после кормления либо одно срыгивание на протяжении суток более трех ложек. Проверить объем срыгивания можно следующим способом: возьмите пеленку, вылейте на ее поверхность одну чайную ложку воды, а затем сравните данное пятно с пятном, образовавшимся после очередного срыгивания.

Патологические срыгивания могут происходить из-за:

хирургических заболеваний и пороков пищеварительной системы;

патологии ЦНС, травмы шейного отдела позвоночника в родах;

пищевой непереносимости, лактазной недостаточности;

повышенния внутричерепного давления.

Таким срыгиваниям свойственна интенсивность, систематичность, ребенок срыгивает большой объем молока. Одновременно отмечается нарушение общего состояния малыша – ребенок плаксив, теряет либо не набирает массу, не может съедать необходимое для его возраста количество пищи. В подобной ситуации следует провести осмотр у педиатра, гастроэнтеролога, хирурга, аллерголога, невролога. Также требует обследования и исключения аномалий строения верхних отделов желудочно-кишечного тракта сохранение срыгиваний более 1 года.

Шкала, позволяющая оценивать интенсивность срыгивания:

Менее 5 срыгиваний в сутки объемом не более 3 мл – 1 балл.

Более 5 срыгиваний в сутки объемом более 3 мл – 2 балла.

Более 5 срыгиваний в сутки объемом до половины количества смеси или грудного молока не чаще, чем в половине кормлений – 3 балла.

Срыгивания небольшого количества молока в течение 30 и более минут после каждого кормления – 4 балла.

Срыгивания от половины до полного объема смеси или грудного молока не менее, чем в половине кормлений – 5 баллов.

Срыгивания интенсивностью 3 и более баллов требуют обращения ко врачу.

Профилактические меры против срыгивания у детей

Если срыгивание имеет физиологический характер, то проводить лечение или коррекцию в данном случае не стоит. Необходимо заняться устранением причины, если такое возможно и проводить профилактику.

К профилактике срыгивания у детей относятся следующие меры:

Постуральная терапия: при кормлении необходимо держать ребенка под углом 45°, контролируйте, чтобы он полностью захватывал сосок с околососковым кружком; после кормления держите ребенка в вертикальном положении («столбиком») в течение 20 минут – для отхождения проглоченного воздуха. Благодаря этому, попавший в желудок воздух сможет выйти наружу. Если ничего не произошло, то положите малыша и спустя минуту либо две снова поднимите его вертикально.

Позаботьтесь о том, чтобы отверстие в бутылочке не было слишком большим, а соска была заполнена молоком. Поэкспериментируйте с сосками – возможно, другая окажется лучше. Молоко должно выходить каплями, а не струйкой.

Перед тем, как начать кормить малыша, выкладывайте его животом вниз на твердое основание.

После кормления постарайтесь свести к минимуму физическую активность малыша, не тормошите его без необходимости, а переодевайте исключительно в том случае, если есть крайняя необходимость.

Не допускайте сдавливания пеленками либо одеждой области живота у ребенка.

Если аппетит у малыша хороший, то лучше кормить его часто, но небольшими порциями, в противном случае, из-за большого объема пищи возможно переполнение желудка, а это, как следствие, ведет к срыгиванию лишней пищи.

Поверхность в постели, на которой лежит малыш, должна приподниматься на 10 см у изголовья.

Кроме того, возможно использование специальных «загустителей» молока или антирефлюсных смесей, подобрать которые поможет врач.

В том случае, когда срыгивания начинают учащаться либо становятся обильными, либо впервые начались после полугода жизни малыша, либо не идут на спад к полутора-двум годам жизни, ребенка необходимо проконсультировать у педиатра. С большой вероятностью понадобится дополнительная помощь гастроэнтеролога.

В нашем Семейном Медицинском Центре вы всегда можете найти высокопрофессиональную помощь.

У РЕБЕНКА БОЛИТ ЖИВОТ

«Ой болит животик!»

Как часто мы слышим от наших детей «Ой болит животик!». Дети жалуются и утром когда собираются в детский сад или в школу, и вечером когда ложатся спать, и во время еды со словами «Больше не хочу». При этом родители реагирую по разному: кто бежит вызывать скорую помощь, а кто-то отмахивается, «вечно ты что-то придумываешь». Как же не ошибиться, что же делать, если ребенок пожаловался на животик.

Просто так дети врут редко. Иногда ребенок может говорить что у него болит живот, что бы привлечь маму, даже не испытывая дискомфорта в животе, но это все равно тревожный звоночек, ведь он не пожаловался на ножку, голову или на что-то еще, значит он периодически испытывает боль или дискомфорт в животе!

Дети дошкольного и младшего школьного возраста пожалуются на боль не только когда они испытывают действительно болевые ощущения, но и при метеоризме (повышенном газообразование) и при тошноте и при урчание в животе и при дикомфорте в животе. Когда ребенок во время еды говорит «все больше не могу, у меня болит живот» не спешите его ругать. Он не может сказать «у меня чувство раннего насыщения», а ведь скорее всего у него именно этот патологический симптом, который бывает при гастритах, функциональной диспепсии и при других заболеваниях.

Если Ваш ребенок утром жалуется на боль в животе, то может это не из-за желания остаться дома, а у него так называемые «тощаковые боли», один из признаков гастродуоденита, язвенной болезни. А может он просто не хочет завтракать, и не потому что он упрямый, а потому что у него еще «не проснулись» ферменты. Таких детей накормить «полноценным» завтраком не возможно, да и не нужно. Пусть ребенок съест порцию йогурта с чаем, а в детском саду или в школе (т.е. через 2 часа от момента просыпания) у него будет второй завтрак.

Ребенок может жаловаться на живот когда хочет в туалет. Чаще это бывает при запорах, когда процесс опорожнения кишечника болезненный. Может быть, что в настоящее время дефекация у таких детей уже безболезненная, но раньше, стул сопровождался выраженными болевыми ощущениями и ребенок это ЗАПОМНИЛ! Теперь у маленького (да не обязательно у маленького) человечка страх – «сейчас будет больно».

Что же такое боль в животе и когда она появляется. Ощущение боли это ответ организма на раздражение болевых рецепторов расположенных в стенках внутренних органов (желудка, кишечника) или капсуле покрывающей орган, например печень. При растяжении стенки, капсулы, воспаление мы испытываем боль. При спазме мышечных органов, при боле в животе это в первую очередь кишечник, так же идет раздражение рецепторов и мы чувствуем боль. Боль в животе может быть вследствие раздражения брюшины – листка ткани покрывающей внутренние органы живота. Чаще это наблюдается при острой хирургической патологии, например аппендиците.

Боль может быть острая, когда человек ощущает «укол», такую боль не редко сравниваю с «кинжальной болью» или тупая – боль ноющая, средней интенсивности.

Боль может быть хроническая, когда изо дня в день человек жалуется, при этом не обязательно постоянно. Боль может отпускать и вновь возвращаться, при этом степень интенсивности может быть разной от острой схваткообразной, до тупой еле различимой.

По локализации боль может быть разлитая – когда боли весь живот и локализованная, когда можно указать болевую точку.

Боли могут быть связанны не с заболеванием внутреннего органа, а с поражением нервной системы, как центральной, так и периферической. При опухоли в головном мозге боли могут быть в разных местах, в т.ч. и в животе, при этом часто боль сопровождается рвотой. При вегетативной дисфункции боль в животе может сопровождаться бледностью кожных покровов, тошнотой, рвотой, холодным потом.

Что же делать, если Ваш ребенок пожаловался на боль в животе. Во-первых, не паниковать, поговорите с ребенком, как у него болит, где, при этом не забывайте, что маленькие дети не могу локализовать боль и чаще покажу на пупок, даже если у них болит под ребром. Не надо демонстративно пренебрегать жалобой, даже если Вы считаете, что это выдумка малыша. Поговорите с ним пообещайте дать таблетку, сходить к врачу, сделать обследование. Ни когда не пугайте ребенка визитом к врачу или каким-либо обследованием, в дальнейшем ребенок может бояться медицинских учреждений и будет скрывать от Вас жалобы, что приведет к поздней диагностике заболевания.

Читать еще:  Как проявляются симптомы гастрита и язвы желудка у взрослых

При жалобах на боль в животе спросите, когда ребенок последний раз какал, может быть у него запор. Родители должны ежедневно контролировать дефекацию ребенка, при этом не только дошкольника, но и младшего школьника, а в более старшем возрасте надо регулярно расспрашивать своего ребенка был ли у него сегодня стул, какой консистенции, не было ли там каких примесей (кровь, слизь, не переваренная пища). Часто родители не обращаю внимания на такой ВАЖНЫЙ физиологический процесс как дефекация, а ведь учитывая частоту, консистенцию стула, наличие примесей врач сможет назначить НЕОБХОДИМЫЕ обследования (а не все какие есть в арсенале современной медицины), что позволит быстрее поставит диагноз и назначить лечение.

Из лекарств самостоятельно без назначения врача, при впервые возникшем болевом синдроме, можно только обволакивающие средства и сорбенты. Если Вы дадите ребенку обезболивающие антибактериальный препарат или спазмолитик (но-шпу), то можно смазать картину, и врач не сможет поставить диагноз, что очень опасно например при аппендиците. Лучше вызовите врача, пусть он посмотрит ребенка, при необходимости назначит анализы и обследования.

В заключение еще раз подчеркну. Жалобы ребенка на боль, это всегда тревожный симптом. Обратитесь к врачу, пройдите обследование и Вам не придется думать что это «воспаление живота или хитрости». Будьте здоровы!

Крупный плод: радость или причина для беспокойства?

Беременность – самая приятная пора ожидания рождения малыша. За время беременности женщина проходит много обследований, в том числе и несколько запланированных УЗИ. На одном из таких УЗИ она может услышать такую фразу: «Мамочка, а ребенок то у вас – богатырь!» Это означает, что внутри вас развивается плод крупных размеров. Многих будущих мам это очень пугает, они начинают волноваться, как будет рожать, сможет ли нормально доходить до конца беременности. Давайте разберемся, стоит ли волноваться по этому поводу.

Какой плод считают крупным?

Нормой считается, если ребенок рождается весом до 4 кг и ростом от 48 до 54 см. Если к моменту рождения ребенок весит от четырех до пяти килограмм, врачи говорят о крупном плоде. Хотя при этом не учитывается рост ребенка. Крупные малыши превосходят и по своему росту, он составляет на момент рождения до 56 см.

По статистике, количество крупных детей приходится на 5 – 10% всех беременностей. Врачи считают, что это связано с улучшением условий жизни и питания беременных женщин. Случаи рождения детей с массой выше пяти килограмм также известны, но они малочисленны.

Методы исследования

При каждом осмотре, начиная с 12 недели беременности, врач случает сердцебиение малыша, измеряет обхват живота и бедер женщины, измеряется давление и вес. Все это производится для того, чтобы четко наблюдать картину протекания беременности и отслеживать состояние здоровья будущей мамы и малыша.

Чтобы картина была наиболее полной, врач может расспросить о наследственности, о семейных патологиях, о том, с каким весом родились оба родителя. Из всего этого может диагностироваться подозрение на крупный плод. Подтверждение этому может дать только результат ультразвукового исследования. Оно вычислит примерную массу малыша. Определяется размер головки, окружность и диаметр живота, плечевой и бедренной костей плода.

Причины крупного плода

На самом деле причин развития крупного плода может быть много. Некоторые связаны с наследственностью, некоторые могут быть отзвуком состояния здоровья или прежнего образа жизни. Наиболее вероятные причины следующие:

1. Беременность протекает дольше положенного срока.

Иногда неверно были установлены срок родов, и малыш появляется на свет спустя 10-12 дней, но совершенно здоровым. Существуют и истинное перенашивание беременности, при котором наблюдается старение плаценты, околоплодные воды приобретают сероватый оттенок, у ребенка может наблюдаться сморщивание кожи.

2. Сахарный диабет.

Женщины, страдающие сахарным диабетом, должны обследоваться во время беременности тщательнее остальных. Статистика показывает, что вероятность рождения крупного ребенка у таких женщин выше.

Не позднее 32 недели такие женщины должны быть госпитализированы, чтобы находиться под постоянным контролем врачей. После тщательного обследования принимается решение о сроке родов. Если плод крупный, а у пациентки диабет, встает вопрос об искусственной стимуляции родов на 36 неделе (не раньше). Это же решение врачи могут принять, если у женщины ухудшилось состояние, наблюдается многоводие, гестоз или снижение уровня сахара в крови. На родах обязательно присутствие терапевта, который следит за уровнем сахара, принимает решение о введении инсулина.

3. Гемолитическая болезнь.

Данное заболевание возникает из-за резус-конфликта ребенка и его матери. Может развиться из-за отрицательного резус фактора матери и переданного в наследство от отца положительного резус фактора малыша. У ребенка снижается уровень гемоглобина в крови, проявляется желтуха, увеличивается печень и селезенка, а также накапливается жидкость в полости тела. Из-за этого появляется отечность и избыточный вес.

Если родители малыша крупные и высокие, то вероятность, что ребенок будет таким же весьма высока. При этом следует учитывать не только то, как выглядят родители сейчас, а какими они были на момент рождения.

5. Вторая и последующие беременности.

По статистике, второй и последующие дети рождаются с большим весом, чем их старшие братья и сестры. Это объясняется тем, что организм женщины уже готов и обучен вынашивать плод (улучшается обмен веществ между малышом и мамой), а также тем, что женщина во время второй беременности меньше боится и волнуется.

6. Питание беременной.

Если беременная женщина злоупотребляет количеством пищи, богатой углеводами (сладким, мучным) у ребенка и у мамы может наблюдаться ожирение. Организм крохи набирает избыточный вес, поскольку вынужден работать как мамин.

Существует ли опасность при крупном плоде?

Самый ответственный момент – это роды. В процессе родоразрешения вынашивание крупного ребенка может вызвать некоторые сложности, которые могут сказаться на здоровье и самого малыша, и его мамы.

Иногда размеры головки ребенка и таза матери могут не соответствовать. Головке крупного ребенка очень трудно пройти по родовым путям, насколько бы сильной не была родовая деятельность. Крупный плод может стать причиной нарушения или прекращения родовой деятельности.

После рождения головки могут возникнуть проблемы с выведением плечевого пояса. Неонатолог потом обязательно должен проверить состояние ключиц и ручек малыша. Может возникнуть кровоизлияние в мозг у малыша из-за несоответствия размеров головки и таза матери. Естественное родоразрешение становится затруднительным.

Как избежать опасности?

Не впадайте в панику, услышав от врача, что у вас крупный плод. Просто, постарайтесь вместе с врачом определить причину. Возможно, потребуется постоянное наблюдение в стационаре до самых родов.

Если причина в наследственности или в большом потреблении сладкого, врач назначит специальную диету. Пища должна быть полезной, здоровой, но не способствовать набору веса.

Главное, не беспокоиться и не бояться родов. Врач заранее обсудит с вами течение родов. Назначат плановое кесарево сечение, в зависимости от показаний или займут выжидательную позицию.

Если в течение четырех часов с момента начала родовой деятельности наблюдаются признаки несоответствия головки малыша и таза, будет срочно сделана операция.

Поведение будущей мамы

Будущие мамы должны хорошо и грамотно питаться, при этом это нужно делать еще до момента наступления беременности, поскольку ребенок может унаследовать избыточный вес. Тщательно контролируйте количество углеводов, в последнем триместре их количество должно составлять не более 400 г.

Не отказывайтесь от помощи врачей, если были установлены патологии крупного плода. Лечение можно начать уже во время беременности, а это позволит избежать проблем со здоровьем у ребенка в дальнейшем.

Богатырь внутри вас – это прекрасный малыш, который просто требует к себе немного больше внимания, заботы и любви, но никак не причина для страха, переживаний и волнений.

Головная боль у детей: как помочь и как наблюдать?

Почему у ребенка может болеть голова? Насколько это тревожный сигнал – и на какие проблемы со здоровьем он может указывать? Как помочь ребенку снять боль? Какие исследования вам вероятнее всего назначат, чтобы понять причину головных болей?

Алексей Игоревич Крапивкин – детский невролог, доктор медицинских наук, заместитель директора научно-практического центра детской психоневрологии департамента здравоохранения Москвы.

С какого возраста ребенок может начать чувствовать головную боль?

Головная боль может появиться у ребенка в любом возрасте – вопрос в том, сможет ли он оформить это ощущение в конкретную жалобу. Иногда ребенок чувствует дискомфорт, но не может четко объяснить, где именно болит.

Обычно к шести-семи годам ребенок может понять, что у него болит голова, и пожаловаться именно на головную боль.

Отчего начинает болеть голова?

В основе явления всегда лежит нарушение кровоснабжения головного мозга. А вот почему это происходит – на этот вопрос может быть очень много ответов, например:

Несовершенство вегетативной системы организма,

Начинающееся респираторное заболевание (продром),

Наличие какого-либо серьезного заболевания: болезнь почек, эндокринное расстройство, анемия, ревматизм и другие;

Зубная боль, которая провоцирует боль головную;

Последствия травмы головы;

Избыточное нервное напряжение, связанное со стрессом, многочасовой работой, конфликтом, серьезным переживанием и т.д.

Влияние внешней среды: длительное пребывание в душном помещении, усиление солнечной радиации, длительное нахождение на солнце д и т.д.

Голова может болеть по-разному. Можно ли понять, в зависимости от жалоб, какова причина боли?

Боль в затылке. Если ребенок, жалуясь на головную боль, показывает на темя и затылок – чаще всего, мы имеем дело с головной болью напряжения. Обычно она возникает во второй половине дня, связаны с осанкой, когда ребенок уже довольно сильно устал: в течение дня много времени проводил сидя . Примерно треть обращений к врачу с жалобой на головную боль приходится именно на этот тип боли.

Головная боль напряжения бывает связана с перегрузкой шейных мышц. Предложите ребенку размять шею и плечи, сделать спокойную зарядку, лечь на пол, чтобы снять напряжение со спины и шеи.

Боль в висках. Боли в височной области часто свидетельствуют о вегетативном расстройстве. Здесь стоит поискать индивидуальный метод, но чаще всего помогает либо отдых в хорошо проветренном помещении, либо небольшая прогулка.

Болит лоб и макушка. Обычно это боль первой половины дня, и причиной ее может быть повышенное внутричерепное давление. Если подобная боль повторяется систематически, вам стоит обратиться к врачу – педиатру, ЛОР-врачу и пройти дополнительные обследования.

Болит половина головы. Похоже, что это проявление мигрени: к несчастью, она может начаться и в раннем возрасте. Это резкая боль, которая возникает внезапно, в любое время для и ночи, и усиливается в течение 10-15 минут от слабой до практически нестерпимой. В этом случае самое главное – как можно скорее купировать приступ. Если у ребенка уже случались мигрени, лучше дайте ему болеутоляющее средство сразу, как только он начинает жаловаться на нарастающую боль.

Читать еще:  Дидактические материалы на тему Осень для детского сада

Ситуации, когда нужно быть особенно внимательными

Самые тревожные симптомы при головной боли – тошнота, рвота, светобоязнь, гиперокузия (когда раздражают звуки), повышенная возбудимость или вялость. Все это признаки серьезных нарушений, при которых вам нужно обязательно показать ребенка неврологу и пройти ряд обследований.

Нужно ли в момент приступа вызывать скорую помощь, срочно ехать в больницу?

Прежде всего нужно постараться снять боль: успокоить ребенка, уложить его в постель, дать болеутоляющее, притушить свет и создать тишину. «Скорую помощь» стоит вызывать, если приступ очень силен и вы не можете с ним справиться – но нет никакой необходимости прямо в момент приступа госпитализировать ребенка без особых причин.

Как часто может болеть голова у здорового ребенка?

Время от времени голова может болеть у каждого человека, в том числе и у ребенка. Примерно 12% школьников пропускают 1 школьный день в месяц из-за головной боли. Умеренная головная боль 1-2 раза в неделю во второй половине дня – не слишком большой повод для беспокойства. В пубертатный период это даже отчасти норма. Если ребенок жалуется на головную боль чаще трех раз в неделю или каждый день, вам стоит пристальнее понаблюдать за его состоянием.

Ведите дневник головной боли. Всякий раз, когда ребенок пожалуется на головную боль, отмечайте дату и время жалобы: так вы сможете отследить частоту жалоб. Кроме того, просите ребенка оценить головную боль по шкале от одного до десяти. Если ребенок еще слишком маленький, используйте визуальную шкалу.

Понаблюдав головную боль в течение нескольких недель, вы получите достаточно полную картину. Возьмите дневник на прием к врачу: это существенно облегчит ему процесс постановки диагноза.

К какому врачу обратиться, если болит голова?

К педиатру – если головная боль сопровождается повышением температуры или другими симптомами (затрудненное мочеиспускание, сыпь, симптомы респираторного заболевания).

К отоларингологу – чтобы исключить хронические патологии и воспалительные заболевания пазух (синусов). Иногда бывает, что, например, из-за искривленной носовой перегородки или аллергического насморка у ребенка постоянно затруднено дыхание и головной мозг не получает достаточно кислорода.

К неврологу, который посмотрит на картину в целом и решит, какие назначить исследования.

К окулисту – по направлению от невролога, если у ребенка подозревают повышенное внутричерепное давление. Окулист проведет ребенку исследование глазного дна.

Какие исследования назначают ребенку, чтобы выявить природу головной боли?

УЗДГ сосудов головного мозга – чтобы выявить асимметрию или другие аномалии развития сосудов головного мозга.

Рентгенография шейного отдела позвоночника – чтобы диагностировать патологии шейных позвонков, которые тоже могут провоцировать головную боль.

МРТ, КТ головного мозга – если есть подозрение на травму, опухоль или что-то серьезное.

Можно ли подождать, пока головная боль пройдет сама? Обязательно ли пить таблетки?

При разовой головной боли можно просто уложить ребенка в постель и дать отдохнуть. Но если головная боль существенно влияет на качество жизни, если она носит систематический характер — нужно подумать о медикаментозном лечении.

Если вам не назначили никаких специальных препаратов, выбирайте препарат с одним из трех действующих веществ (указываем МНН): ибупрофен, нимесулид, парацетамол (расположены по степени эффективности в порядке убывания). Ни один из этих препаратов не вызывает привыкания и не имеет серьезных побочных эффектов при правильном разовом приеме. Рассчитывайте дозировку лекарства в соответствии с возрастом и весом ребенка.

Пожалуйста, не давайте ребенку других препаратов, которыми, возможно, пользуетесь сами. Это может нанести серьезный вред его здоровью.

Если у ребенка болит голова – он утомлен?

Вполне возможно, но необязательно. Попробуйте ограничить у ребенка психоэмоциональные нагрузки и посмотрите на реакцию: если частота головных болей уменьшится, значит, ваши опасения были обоснованы. Но головная боль может быть связана не с переутомлением, а с эмоциональным перенапряжением: ребенок может быть и не устает, зато много волнуется и это его изматывает. Такое бывает у детей, которые только недавно пошли в школу. В этом случае задача родителя – по возможности снимать значимость школьных успехов, оказывать ребенку психологическую поддержку. Если мы имеем дело с психосоматической головной болью, то очень важно дать ребенку понять, что его жизнь и счастье не зависят всецело от того, насколько он справляется с новыми задачами.

Верно ли, что голова может болеть от голода? Правильно ли снимать головную боль сладким чаем или кофе?

Чаще всего голод не является причиной головной боли, однако само чувство голода – эмоция, которая влияет на общее самочувствие ребенка и вызывает у него дискомфорт. Что касается сладкого теплого напитка в качестве средства от головной боли, то это вполне адекватная мера, правда, нужно понимать, что чай или конфета в данном случае играют роль не более чем отвлекающей терапии. Мы просто направляем внимание ребенка от головной боли на прием пищи. Это может помочь здесь и сейчас, но если у головной боли есть конкретная причина, то лучше ее выявить и начать лечить, а не отвлекать.

Еще один нюанс. Если головная боль легко снимается приемом пищи или сладким питьем, то я бы посоветовал на всякий случай последить за уровнем глюкозы в крови. Возможно, ваши головные боли связаны с метаболическим расстройством.

Младенческие колики. Прочь панику!

  • Запись на тестдрайв
  • Мамы рекомендуют
  • Мероприятия

Жанна Иосифовна Бабанова

Врач-педиатр, окончила Белорусский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Имеет большой опыт врачебной практики, эксперт в области детского питания, грудного вскармливания, питания беременных женщин и кормящих матерей.

Неоднократно участвовала в международных конференциях по педиатрии, детской диетологии, гастроэнтерологии и аллергологии. Участник съездов педиатров Беларуси, Конгрессов и съездов педиатров России, Конгрессов педиатров стран СНГ. Организатор и участник круглых столов и семинаров для молодых мам и пап по тематике грудного вскармливания, правильного питания ребенка раннего возраста, по уходу за ребенком первого года жизни. Автор многочисленных статей и публикаций для родителей по вопросам питания и ухода за детьми первого года жизни.

Младенческие колики. Прочь панику!

В этой статье не будет кремлевской таблетки вроде: «Сейчас мы вам расскажем, как радикально победить колики». По одной простой причине – такого всемогущего средства от колик попросту нет.

Что такое колики у новорожденных? Причина их до сих пор неизвестна. Есть теории их возникновения – погрешности в уходе-питании, незрелость и.т.д., сразу скажем: ни одна из них не признана сколько-нибудь приоритетной в формировании колик.

Предполагается, что младенческая колика — это приступы болей в животе. Именно предполагается. Потому что плачем ребенок указывает на боль. Если видимых причин реагировать плачем у него нет – предполагаем колику. Мог бы сказать – сказал бы, но младенческая колика, это очень ранний возраст, говорить малыш не умеет, и врач может диагностировать колику, ориентируясь на определенные критерии.

Общее о коликах:

  • возраст начала и прекращения симптомов – до 5 мес
  • приступы плача наступают среди полного благополучия – нет вроде бы причин у него плакать. Еще минуту назад был вполне здоров и играл
  • не успокаивается от обычно применяемых для успокоения методов
  • подобное наблюдается не менее 3-х дней в неделю, на протяжении 3-х и более недель. Плакать может 3 и более часа в сутки.

Это «правило 3» всегда имеет место быть. По нему собственно и диагностируют колику – это так называемые критерии Wessel.

Помогут врачу и следующие формулировки. Вы отметите, что ребенок плачет как-то не так. То есть любой ребенок время от времени плачет. Звучит странно, но сколько могут дети плакать в норме? Так вот, оказывается, в первые 6 недель – до 130 минут в день в общей сложности. Уже ближе к 12 неделям – до 70 минут. Но при колике даже не длительность плача будет иметь определяющее значение.

Имеет место быть необычность плача:

  • внезапность
  • безутешность (обычными методами, которые раньше с успехом помогали, не помогают)

Что еще мы знаем про колики?
Возраст начала колик 3-6 недель, возраст завершения 3-4 месяца. К трехмесячному возрасту колики проходят у 60% детей, к четырехмесячному — у 90% детей.

Чаще всего младенческие колики начинаются в вечернее время.

Где-то вы прочитаете, что мальчики чаще подвержены коликам чем девочки, груднички реже, чем искусственники, но, на самом деле, по проведенным исследованиям, младенческие колики не зависят от:

  • пола ребенка
  • методов вскармливания (грудное или искусственное)
  • доношенности или недоношенности

Колики у малыша — это всегда стресс для мамы. В некоторых источниках бывают фразы: «колики не имеют негативного последствия для ребенка, проходят внезапно также как и начались». Не согласимся в полной мере. Стресс всегда токсичен в каком возрасте бы он не проявлялся. А боль –это стресс, и ребенок этот стресс испытывает. И хоть да, видимых проблем колика не оставляет – по ее прошествии ребенок играет, кушает, забывает о ней, не отстает ни в психическом ни в физическом развитии, но это был эпизод боли и малыш его испытывал.

Что делать, если вы предполагаете у ребенка колику?

Первое и самое важное – не паниковать.
Абсолютно точно известно, что длительность приступа плача может удлиняться, если мама тревожится, кричит, паникует, вызывает скорую, требует от папы каких либо действий, прикладывает малыша к груди (при колике малыш откажется, как правило), а в молоке зашкаливает уровень адреналина – это вызывает у ребенка еще больший стресс — еще более длительный эпизод плача.

Не паниковать. Вам кажется, что у него что-то случилось: аппендицит, он заболел и.т.д. Самое правильное, когда вы уже знаете, что у вашего малыша повторяются колики – уйти в комнату и отвлечь. Говорить ласково. Поглаживать животик. Носить вертикально или так, как он любит. Применять белый шум (звук стиральной машины, работающего увлажнителя воздуха). Но, в конечном итоге, в каждой семье свой рецепт. Исход колик всегда один – она помучает вас, ребенка и пройдет. Вам нужно опытным путем определить что именно вашему малышу поможет ее преодолеть побыстрее и с меньшими затратами для нервной системы. Адреналин и ваше беспокойство точно не помогут.

Если начался приступ плача. Ответьте себе на вопрос.
Колика ли это?

Проверьте, нет ли проявлений болезни:

  • высокой температуры, сыпи, необычной позы, живот вздут – не дотронуться, внешних, любых проявлений которые могли бы объяснить плач.
  • Может ему жарко, холодно, он голоден, подгузник поджимает.
Читать еще:  Анемия (малокровие)

Вы исключили все очевидные для Вас причины? Пробуем успокоить, гладим животик, носим вертикально, или в слинге, пеленаем или наоборот пробуем распеленать. Применяем все методы, которые могут помочь – вплоть до усаживания в автокресло и поездок по городу. Как правило колика проходит после отхождения газов, ребенок несколько раз пукнет и успокаивается.

Как видите средства от колик нет. Кому- то поможет газоотводная трубка, кому-то капельки от колик или чаи с фенхелем. Понятно, что последнее – это сфера врачебных назначений, и эффективность этих методов обсудите с вашим педиатром.

Профилактика колик существует — это общепринятые меры профилактики, и они имеют некий процент эффективности:

  • правильно прикладывать ребенка к груди, во рту малыша должен быть не только сосок, но и ареола. Не допускайте заглатывания воздуха.
  • первые порции молока, богатые лактозой, лучше сцедить и уж потом приложить к груди.
  • диета кормящей матери тоже под подозрением. Старайтесь не употреблять ничего заведомо подозрительного.
  • если ваш малыш на искусственном вскармливании, то грамотный подбор смеси может помочь проблеме колик. Обсудите с доктором. Здесь же подбор бутылочки. Должна быть такая, которая обеспечит минимальное кол-во заглоченного воздуха.
  • перед каждым кормлением держим малыша на животике. Получается подольше – хорошо.
  • после каждого кормления носим вертикально, чтобы весь заглоченный воздух вышел.

ВАЖНО: нет никаких доказательство того, что отказ от грудного вскармливания имеет какое либо положительное влияние на колики. Важность грудного вскармливания очевидна, и не следует от него отказываться из-за колик.

Мамы при коликах страдают не меньше ребенка – тревожатся, не досыпают, не могут достаточно времени уделить старшему ребенку, мужу, что-то сделать по хозяйству, поэтому: Папы! Вдруг вы читаете эту статью. Ваша помощь будет бесценна. Она заключается в спокойной обстановке дома и посильной помощи, без всяких эмоциональных всплесков. Дайте маме отдохнуть, поесть, принять душ. Помогайте. Здоровая мама — это залог здоровья малыша.

Нервная система младенца

Проблема детского здоровья всегда являлась одной из главных в системе государственных приоритетов. Многогранность ее состоит не только в рождении здорового ребенка, но и создание благоприятных условий для его роста и развития. Большое значение придается разработке системы профилактики и лечения больных детей, в том числе детей с врожденной патологией.

В связи с этим особое внимание уделяется нарушениям, возникающим в антенатальном и перинатальном периодах развития. Необходимо отметить, что значительно расширились технические возможности диагностической медицины (в том числе ДНК – диагностика), методы визуализации плода, в связи с чем стала возможной ранняя диагностика заболеваний и пороков развития. Патология раннего детского возраста и особенно новорожденных представляет повышенную сложность для диагностического процесса. В большей степени это относится к неврологическому обследованию. В этом возрасте на первый план выступают общие симптомы, связанные с незрелостью центральной нервной системы. Морфологическая незрелость центральной нервной системы проявляется особенностью ее функционирования, что характеризуется недифференцированностью ответа на различные раздражители, отсутствием стабильности неврологических реакций и их быстрой истощаемостью.

При оценке полученных данных необходимо учитывать состояние матери как в период беременности, так и в процессе родов.

Нарушения в здоровье матери могут привести к угнетению общего состояния ребенка, ослаблению двигательной активности, угнетению или ослаблению условных или безусловных рефлексов.

Состояние новорожденного может значительно изменяться при внутриутробной задержке развития. Кроме того, при осмотре ребенка необходимо учитывать состояние окружающей обстановки: освещенность, шум, температуру воздуха в помещении и др. Для окончательной постановки диагноза проводится неоднократное обследование, так как неврологические симптомы, выявляемые в первый раз, могут исчезнуть при повторном осмотре, или, симптомы, расцененные в первый раз как легкие признаки нарушения ЦНС, в последующим могут стать более значимыми. Оценка неврологического статуса детей первого года жизни, в том числе и новорожденных, имеет ряд особенностей. Так, отмечается преобладание общих реакций вне зависимости от характера раздражающих факторов, а некоторые симптомы, расцениваемые у более старших детей и взрослых как безусловно патологические, у новорожденных и детей грудного возраста являются нормой, отражая степень зрелости определенных структур нервной системы и этапы функционального морфогенеза. Обследование начинают с визуального наблюдения за ребенком. Обращают внимание на положение головы, туловища, конечностей. Оценивают спонтанные движения рук и ног, определяют позу ребенка, анализируют объем активных и пассивных движений. У новорожденного ребенка руки и ноги находятся в постоянном движении. Спонтанная двигательная активность и крик усиливаются перед кормлением и ослабевают после него. Новорожденный хорошо сосет и глотает.

При церебральных нарушениях отмечается резкое снижение спонтанной двигательной активности. Резко снижены или отсутствуют сосательные и глотательные рефлексы. Низкоамплитудный высокочастотный тремор подбородка, ручек при крике или возбужденном состоянии новорожденного относится к физиологическим проявлениям. Новорожденный доношенный ребенок и младенец первых месяцев жизни удерживает преимущественно флексорную позу конечностей, т.е. тонус мышц в сгибателях конечностей преобладает над тонусом в разгибателях, причем тонус в руках выше, чем в ногах и он симметричен. Изменения мышечного тонуса проявляется мышечной гипотонией, дистонией, гипертонией.

Мышечная гипотония – один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных детей. Она может быть выражена с рождения и носить диффузный или ограниченный характер в зависимости от характера патологического процесса. Встречается при: врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, хромосомных синдромах, наследственных нарушениях обмена веществ, а также у недоношенных. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов и др.), последние могут модифицировать характер задержки развития. Следует также отметить, что качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. Дети с пониженной возбудимостью, с синдромом гипотонуса вяло сосут, часто срыгивают.

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности. При синдроме мышечной гипертонии следует приложить определенные усилия, чтобы раскрыть кулачки или разогнуть конечности. Причем дети достаточно часто реагируют на это плачем. Синдром гипертонуса встречается при: повышении внутричерепного давления, гнойном менингите, билиарной энцефалопатии, внутриутробной инфекции с поражением ЦНС, после внутричерепного кровоизлияния. У детей с гипертонусом часто возникают трудности с кормлением, так как некоординированы акты сосания и глотания. Отмечаются срыгивания и аэрофагии. Однако надо заметить, что физиологическая гипертония отмечается у детей первых месяцев жизни. Она возникает вследствие отсутствия угнетающего влияния пирамидной системы на спинномозговые рефлекторые дуги. Но, если по мере взросления грудного ребенка, отмечается нарастание мышечной гипертонии и появление односторонних симптомов, то это должно насторожить в плане возможного развития ДЦП. Синдром двигательных расстройств у новорожденных детей может сопровождаться мышечной дистонией (состояние сменяющихся тонусов – мышечная гипотония чередуется мышечной гипертонией). Дистония – проходящее повышение мышечного тонуса то в сгибателях, то в разгибателя. В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная дистония. При попытке выполнить какое-либо движение, при положительных или эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает. Такие состояния называются дистоническими атаками. Синдром легкой преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка. Оценить состояние мышечного тонуса может только врач, педиатр и невропатолог, поэтому родители должны помнить, что своевременное обращение к врачу, динамическое наблюдение ребенка специалистами, в срок проведенные необходимые обследования, и выполнение назначений лечащего врача, способны предотвратить развитие каких-либо серьезных нарушений со стороны ЦНС. При оценке неврологического статуса у детей после исследования мышечного тонуса необходимо произвести осмотр головы, измерение ее окружности и сопоставления ее размеров с размерами груди.

Гидроцефалия характеризуется увеличением размеров головы, что связано с расширением желудочковых систем мозга и субарохноидальных пространств за счет избыточного количества цереброспинальной жидкости.

Макроцефалия – увеличение размеров головы, сопровождающееся увеличением массы и размеров головного мозга. Может быть врожденным пороком развития мозга, встречается у детей с фамакозами, болезнями накопления, может быть семейной особенностью. Микроцефалия- уменьшение размеров головы в следствие малых размеров мозга. Врожденная микроцефалия наблюдается при генетических заболеваниях, встречается при перенесенной внутриутробной нейроинфекции, алкогольной фетопатиии, пороках развития мозга и других заболеваниях.

Микрокрания – уменьшение размеров головы вследствие замедленного роста костей черепа и быстрой их оссификацией, с ранним закрытием швов и родничков. Нередко микрокрания является наследственно-конституциональной особенностью. Краниостеноз – врожденный порок развития черепа, который ведет к формированию неправильной формы головы с изменением ее размеров, характеризуется сращением швов, нарушение роста отдельных костей черепа. Краниостеноз обнаруживается уже на первом году жизни и проявляется различными деформациями черепа – башенный, ладьевидный, треугольный и т.д. Очень важно оценивать состояние родничков. При рождении определяется передний (большой) и задний (малый) роднички. Размеры родничка индивидуальны и колеблются от 1 до 3 см. Закрывается большой родничок, как правило, к 1,5 годам. Задержка закрытия родничка может быть связана с высоким внутричерепным давлением, особенностями онтогенеза черепа. Обращают внимание также на наличие гематом, отечности тканей головы, состояние подкожной венозной сети. Нередко у детей первых суток жизни при пальпации обнаруживается отек мягких тканей головы (родовая опухоль), который не ограничен одной костью и отражает физиологическую травму кожи и подкожной клетчатки в родах.

Кефалогематома – кровоизлияние под надкостницу, которое всегда расположено в пределах одной кости. Большие кефалогематомы удаляют, малые рассасываются сами.

Расширенная подкожная венозная сетка на голове свидетельствует о повышенном внутричерепном давлении как за счет ликворного компонента, так и за счет нарушений венозного оттока. Наличие или отсутствие выше перечисленных симптомов может оценить только врач (педиатр или невропатолог), после тщательного осмотра. В случае найденных им изменений, ребенку, возможно, будет назначено необходимое обследование (НСГ, ЭЭГ, доплероисследование сосудов головного мозга и др.), а также лечение. После общего осмотра новорожденного ребенка, оценки его сознания, двигательной активности, мышечного тонуса, состояние костей черепа и мягких тканей головы педиатр и невропатолог оценивают состояние черепно-мозговых нервов, безусловные и сухожильные рефлексы. О состоянии черепно-мозговых нервов у новорожденного можно судить по особенностям его мимики, крику, акту сосания и глотания, реакции на звук. Особое внимание уделяют органу зрения, так как внешние изменения глаз в ряде случаев позволяют заподозрить наличие врожденного или наследственного заболевания, гипоксического или травматического повреждения ЦНС. Врачи-специалисты (педиатр, невролог, офтальмолог) при оценке органа зрения обращают внимание на размеры и симметричность глазных щелей, состояние радужки, наличие кровоизлияния, на форму зрачка, наличие экзофтальма, нистагма, птоза и косоглазия. Состояние более глубоких структур глаза (хрусталика, стекловидного тела, сетчатки) может оценить только врач-офтальмолог. Поэтому, так важно, чтобы уже на первом месяце жизни ребенок был осмотрен не только педиатром и неврологом, но и врачом-офтальмологом.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector