Советы родителям при кризисе первого года жизни у ребенка
Кризис одного года
Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.
Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.
С чего все начинается?
Автор – Анна Гришина, сайт supermams.ru – Супермамы
Приближаясь к первому Дню Рождения крохи, мамы не редко замечают тревожные, на их взгляд, изменения в поведении ребенка. Психологи дают объяснение таким переменам и успокаивают мамочек. Кризис одного года проявляется практически у всех детей, он совсем не страшен.
Первое, что нужно понять родителям о кризисе развития – это то, что кризис возникает перед серьезным скачком в мироощущении ребенка.
Помимо кризиса одного года, ученые говорят о кризисе трех лет и кризисе семи лет. Общее в них то, что мышление ребенка и его развитие выходят на качественно новый уровень. В какой-то степени он возмущен тем, что не понимал «истины» раньше, он несколько отдаляется от родителей, становится самостоятельней и требует большей свободы.
Меняются потребности ребенка, и он не понимает, почему родители не замечают этого сразу. Любая ранее не конфликтная ситуация может вызвать у ребенка бурю эмоций, капризы и истерики.
Что чувствует малыш?
В год ваш малыш становится все самостоятельней. Он передвигается по комнате без вашей помощи, дотягивается до вещей на полках и тумбочках, делает первые шаги. Развитие ребенка происходит стремительно.
Главным открытием в этот период для ребенка является то, что мама и папа – это взрослые. Они не такие как он. Им разрешено больше, чем ему, они умеют больше, чем он. Кроха впервые осознает себя как личность, отдельную от мамы, и начинает проявлять характер.
Когда маленький человечек переживает кризис одного года, ему кажется, что вы запрещаете ему грызть провода и собирать окурки на улице, потому что не любите его. Он не понимает, чем эти предметы отличаются от «разрешенных». Он уверен, что вы препятствуете его познанию мира и его развитию своими запретами.
Ваше чадо уже хочет командовать вами, а не наоборот. Хочет выбирать время для игр и прогулок, игрушки, а может даже одежду. И что очень важно – хочет общаться. К сожалению, речевое развитие годовалого ребенка не позволяет ему выразить все, что так хочется, а на непонимание со стороны родителей малыш может злиться, быть непослушным.
Самостоятельность малыша в этот период проявляется по-разному. Он может обижаться, когда ему подсказывают, что делать с игрушкой или книжкой, пытается повторять за родителями их повседневные действия. И в этот момент вам необходимо обернуть процесс в свою пользу.
Покажите ребенку, как самому вымыть руки перед едой, как самому держать ложку, нажимать на звонок, когда пришли с прогулки и т.д. Воспитывать ответственность и самостоятельность в ребенке нужно с самого раннего детства.
Чего нельзя делать, когда у ребенка кризис одного года?
Как вы уже поняли, кризис развития – это естественный процесс. У разных деток он проходит по-разному, начинается когда раньше, а когда позже года, но проходят через это практически все. Так что, не стоит упрекать ребенка и считать, что он перед вами кругом виноват. Не нервничайте, не кричите на ребенка и не говорите ему грубые слова.
Дайте ребенку больший простор для игр – не вырывайте из рук крохи все то, что конкретно для игр не предназначено. Все хрупкие, острые и дорогие вещи просто уберите повыше, а с остальным ребенку можно вполне позволить поиграть. Особенно много интересного хранится у мамы на кухне – крышки от банок, небьющиеся тарелки, ложечки, воронка для жидкостей и т.д.
В год можно приступать к занятиям, которые ребенок не оценил бы до этого. Купите малышу пальчиковые краски, детскую дудочку (мой сын играет на дудке с 7 месяцев – это весело! ), металлофон и т.д. Именно в кризис развития ребенка как никогда привлекает все новое и неизвестное.
НЕ начинайте потакать всем капризам ребенка, не балуйте его – кризис одного года кончится, а капризы останутся.
Переживая кризис одного года, бывает, малыш ни в какую не хочет отпускать маму от себя. Это тоже один из признаков кризиса развития, который скоро пройдет. Возможно, иногда вам придется отложить шопинг, или взять ребенка с собой. Постарайтесь не оставлять ребенка в слезах и истерике, даже если с ним кто-то из близких.
Повторюсь еще раз – не нервничайте, и тогда вы просто не сможете вспомнить, когда ваш ребенок вышел из этого хлопотного, но очень ответственного периода развития.
Кризис 1 года
Рождение — это решающий и финальный процесс в этапе внутриутробного развития, это тот момент, когда один период завершается и переходит в другой, более долгий и занимательный. Малыш растет и крепнет, ему становится интересно, что происходит вокруг, он узнает о запретах, проявляются первые черты характера и попытки отстоять свое — и речь идет о кризисе 1 года. Один из очень важных кризисов в развитии ребенка.
В этот период родителей ждет непростое время: конечно, многое зависит от темперамента ребенка, для кого-то криз пройдет намного спокойнее, но то, что для всех в этот период будут актуальны вопросы установки правил дома, границ и вопрос безопасности — это неоспоримый факт. Именно о кризисе 1 года пойдет речь в этой статье: что именно происходит с ребенком в год, почему это «кризис» и что в этот период происходит с родителями.
Кризис – это естественный процесс, но все проходят его по-разному. Он может начаться раньше года, а у кто-то — в год и позже, но проходят через него практически все.
За первый год ребенок проделывает колоссальный путь в развитии: из крошечного человека, которому даже повернуться на бок не удавалось без помощи мамы, малыш превращается в очень смышленого и зачастую уже бегающего карапуза. Ребенок уже многое может делать сам, ему под силу доползти, дойти или дотянуться до интересующих его мест; все тумбочки, шкафчики, провода и полки как-никогда стали близки и доступны, и желание познать и разведать, что происходит вокруг, невероятно растет. Именно в это время ребенок впервые узнает слова «нельзя», «нет», «опасно», их значения. Конечно, это ему не понятно, не нравится и вызывает протест! В это время начинаются первые капризы, цель которых добиться своего. Очень важный совет для прохождения через кризис 1 года: придерживайтесь своего первоначального решения и действуйте сообща с партнером. Если вы запрещаете что-то, то идите до конца, иначе у ребенка может сформироваться «понимание», что плачем, криком или другим ему удобным способом можно получить свое. Кризис пройдет, а капризы и способ так взаимодействовать останется.
Как можно помочь ребенку пройти этот этап?
Объясняйте. Первое, на что важно обратить свое внимание: дети не делают что-то специально вам на зло, хоть иногда про это бывает очень сложно помнить. Детям свойственно проверять несколько раз, правда ли нельзя грызть провод или кушать из миски собаки, действительно ли это так. Постарайтесь слова «нельзя» и «нет» оставить на самые крайние случаи, когда стоит вопрос безопасности ребенка. Пробуйте объяснять, почему не стоит что-то делать, например: «Это миска собачки, а не твоя, давай ей положим еду и посмотрим, как она будет кушать, не будем ей мешать».
Подготовьтесь. Уберите заранее все опасные предметы, чтобы сразу отсеять лишние «нельзя», дайте доступ в заранее подготовленные тумбочки, пусть малыш исследует и будет рад трофеям.
Соблюдайте режим. Следите за режимом дня в это время более тщательно, лишнее переутомление даст благоприятную почву для капризов.
Будьте рядом. В это время у ребенка может возрасти потребность в маме, отведите время, когда вы его проводите качественного с малышом: не во время уборки, готовки или с телефоном в руках, а один на один; играйте, наблюдайте, поддерживайте игру.
Отслеживайте моменты агрессии. В первый кризис могут появиться первые проявления агрессии, малыш может начать бить как маму, папу, так и других членов семьи. Очень важно показать ребенку, что такой способ выражения своих требований не приемлем, что так с вами поступать нельзя. Если ребенок вас ударил на руках, то спускайте его с рук, если просто рядом в комнате — выходите из нее. Точно нельзя бить в ответ, кричать и говорить грубые слова.
Наличие правил и границ очень важно, главное не перегнуть. Так ребенку гораздо спокойнее, детям это необходимо, а для вас создаст хорошую базу на будущее.
Помните, что зачастую ребенку сложнее чем вам пережить скачок роста. Эмоции, интерес, новизна переполняют кроху, он столько всего хочет и уже так много может сам, но также много и ограничений появилось в его жизни. Это очень непростой, но такой интересный период и для ребенка, и для родителей.
Как помочь родителям?
Запаситесь терпением и пониманием, постарайтесь настроиться на ребенка и его исследовательский дух. Только представьте, сколько всего ребенок узнает впервые, сколько восторга и интереса он испытывает от самых простых вещей. Это поистине невероятно!
Кризис 1 года у ребенка
Что такое кризис одного года и как родители могут помочь малышу пройти через это?
- Почему возникает кризис одного года
- Что происходит с ребенком в этот период
- Чего не надо делать родителям
- Что необходимо делать родителям
Почему возникает кризис одного года
Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.
Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках
Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:
- Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир.
- Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает.
- Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.
Некоторые навыки, полученные ребенком до года, могут на время исчезнуть. Например, уже научившись ходить, малыш опять начинает ползать. Это происходит потому, что полностью умение ходить еще не сформировалось, а в данный момент акцент в развитии сместился на что-то еще, например на логическое мышление.
У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.
Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.
Что происходит с ребенком в этот период
- Самостоятельность;
- Неуправляемость;
- Упрямство;
- Непослушание;
- Требование внимания к себе;
- Чувствительность к замечаниям;
- Обиды;
- Агрессия;
- Капризность;
- Противоречивое поведение.
Теперь ребенок способен действовать под влиянием не только событий, которые происходят сейчас, но и всплывающих в памяти представлений и образов.
В это время у ребенка наблюдается определенный скачок в развитии. Внутри него происходят глубокие психологические преобразования. Он начинает ощущать себя личностью и хочет быть самостоятельным. У маленького человека возникают собственные желания, которые больше не зависят от взрослых. Он стремится познавать мир самостоятельно — все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что внутри. И любые запреты вызывают в нем волну непослушания.
Чего не надо делать родителям
Многие родители переживают, не понимая, как лучше вести себя с капризным малышом. Не стоит волноваться — этот нелегкий период надо просто пережить, стараясь сделать так, чтобы он прошел максимально безболезненно для вас и для ребенка. Важно понимать, что все происходящее с ним — это нормально. Чего не стоит делать:
- Винить себя в том, что ребенок плачет или капризничает;
- Слушать родственников, говорящих, что вы его разбаловали;
- Кричать на малыша, показывать ему свою негативную реакцию и шлепать его — он все равно не поймет за что;
- Ругать его за сломанные игрушки и разрисованные стены — так он познает мир;
- Запрещать ему все подряд. Помните, что каждый запрет — это стресс для ребенка, а все его непослушное поведение и разбрасывание игрушек — способ познать мир. В опасной ситуации спокойно объясните ему, почему не следует так поступать;
- Использовать слово «нельзя» слишком часто. Приберегите его на случай, если ребенок действительно делает что-то не так (например, высыпает сахар на стол). А в критических ситуациях используйте слово «опасно»;
- Мешать малышу быть самостоятельным — поддерживайте его, если он стремится все сделать сам;
- Впадать в крайность, реагируя на все его капризы и исполняя все его желания, — ищите способы отвлечь или уговорить ребенка;
- Вести себя недостойно или неправильно в присутствии малыша — дети в этом возрасте все копируют;
- Показывать ребенку, что вы доминируете, потому что вы взрослый, — он должен видеть в вас своего друга;
- Игнорировать малыша.
Что необходимо делать родителям
Во избежание лишних конфликтов, уберите подальше предметы, которые ребенку лучше не трогать.
- Организовать ребенку личное пространство, где он будет чувствовать себя главным.
- Стараться понять все просьбы малыша, если поняли — озвучивайте их. Например: «А, ты хочешь достать игрушку?» — и даже: «Ты хочешь потрогать огонь?» Затем можно объяснить, почему этого не стоит делать. Важно, чтобы не возникало неразрешенных ситуаций.
- Не бойтесь, что ребенок стукнется, поранится или обожжется, конечно, если речь не идет о серьезной ране. Осваивающий окружающую реальность маленький человек обязательно должен пройти через некоторые испытания, чтобы научиться безопасно действовать в нашем непростом мире.
- Уважать личность ребенка и демонстрировать свое уважение. Это поможет ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком.
- Проявлять безусловную любовь к малышу. Чаще обнимайте и целуйте его.
- Если вам надо выйти из дома, расскажите об этом. Объясните, что вы скоро вернетесь.
- Если ребенок вас не слушает и продолжает совершать какие-то недопустимые действия, важно четко выстроить систему правил и запретов. Не делайте ничего насильно. Придумайте, как его отвлечь или увлечь. Например, если малыш отказывается от определенной еды, предложите съесть ее в компании с игрушками.
- Перед тем, как идти в туалет, заинтересуйте ребенка чем-нибудь, иначе он обязательно расстроится из-за вашего отсутствия. В таком случае поговорите с ним из-за двери, объясните, что скоро вы выйдете.
- Если ребенок просит помочь — помогите, но не переусердствуйте с помощью. Пусть малыш старается справиться сам, а вы «подстрахуете» его в той части дела, которая ему пока не под силу.
- Если малыш требует внимания — уделите ему время. А если у вас его совсем нет, отвлеките его чем-нибудь интересным.
Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.
Что такое кризис первого года и как его пережить
Существует ли кризис первого года?
Существует. Психолог Даниил Эльконин относил кризис первого года к числу «малых» кризисов в жизни человека и считал, что это состояние разделяет два этапа эпохи раннего детства – младенчество и ранний детский возраст.
Лев Выготский полагал , что кризис первого года связан с появлением в жизни ребенка ходьбы и автономной речи (переходный этап между пассивной и активной речью, так называемый «детский жаргон»). Обе этих функции буквально рушат привычную систему существования, когда потребности ребенка полностью соответствовали его желаниям – и в большинстве случаев удовлетворялись.
В годовалом возрасте ребенок начинает изучать окружающий мир, его интересуют окружающие предметы, в его сознании теперь всплывают образы из памяти, все вызывает у него побуждение к действию.
По мнению психолога Екатерины Мурашовой, в год у ребенка запускается биологическая программа , целью которой является определение границ дозволенного. Именно этот процесс приводит к появлению в поведении ребенка агрессии, нытья, манипуляторного плача.
Когда именно происходит кризис первого года?
Считается, что начало кризиса первого года может поджидать ребенка уже в девять месяцев. Примерно к полутора годам (плюс-минус) он затихнет и наступит непродолжительный стабильный период развития. Завершится он новым кризисным витком в районе второго дня рождения малыша.
У всех детей бывает кризис первого года?
В общем-то, да, у всех. Проявляться он может по-разному, но суть примерно такая: ребенок отчаянно нуждается в родителях, значимых взрослых, особенно в маме (в этот момент вы можете заметить, что он просто не желает слезать с рук, вечно канючит и просит любви и ласки), но при этом хочет активно познавать и исследовать, часто игнорируя прямые запреты. В это время противоречивость поведения – один из основных принципов существования дитя, который вчера был миленьким младенчиком, а теперь больше похож на ребенка Розмари.
Каковы основные признаки первого кризиса?
Не заметить его трудновато, конечно. Но когда старшие родственники начнут говорить вам, что вы его избаловали (потому он и орет) или просто не умеете воспитывать (иначе как объяснить, что он орет?), вы утешитесь тем, что на самом деле вы ни в чем не виноваты, а ваш малыш просто растет и развивается, как любой ребенок. Итак: во время кризиса первого года вы можете заметить, что ребенок чаще и интенсивнее, чем раньше, капризничает, впадает в истерику, отказывается от еды, проявляет агрессию, не желает отпускать вас от себя, требует повышенного внимания, отказывается выполнять просьбы, ведет себя противоречиво и непоследовательно. И все это практически одновременно и в течение всего дня. Да, это трудное время. Но это не ваша вина! И не вина ребенка. Ему трудно и он очень нуждается в вашей заботе (а не в том, чтобы его оставили в комнате проораться и понять, что он сделал не так). Помогите ему пройти через кризис с уверенностью в том, что он по-прежнему любим, что его поддерживают и оберегают самые главные люди в его жизни.
Что делать?
Во-первых, понять, что этот этап – неизбежен. Ребенок обязательно должен научиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно, проверив, насколько далеко простираются границы дозволенного.
Во-вторых, поощрять самостоятельность. Пусть он с головы до пят обмажется яблочным пюре, но дайте ему орудовать ложкой самому. Именно сейчас ему важно понять, что он – не приложение к родителям, но личность с собственным образом мышления.
В-третьих, установить границы и сформировать четкий список запретов. Запрещая, придется повторять слово «нельзя» сто миллионов раз, но обязательно говорить, почему именно вы это делаете. Основные запреты должны касаться безопасности ребенка. Все, что запрещено, остается запрещенным стабильно. Все, что разрешено, должно быть разрешено всегда.
В-четвертых, обязательно используйте возможности игры. Все проявления кризиса легче переживать через игровую деятельность. Разыгрывайте с игрушками спектакли на тему безопасности, показывайте, как последовательность действий отразится на поведении плюшевых кис и мишуток. Если не знаете, как это все делается, посещайте игровые встречи для родителей, чтобы понять, как правильно играть, слушайте лекции специалистов по игре, изучайте пособия и книги о занятиях с малышом дома.
В-пятых, развивайте речь. Не в смысле – научите своего ребенка разговаривать за неделю по новомодной технологии, а просто разговаривайте с ним. Называйте предметы, чувства, эмоции, подключите весь свой скудненький актерский талант и пользуйтесь мимикой и жестами. Лучшего момента, чем кризис первого года, для обучения на собственном опыте просто нет.
Советы родителям при кризисе первого года жизни у ребенка
Часто родители, да и учителя неверно понимают смысл кризиса 7 лет у детей. Путаница возникает из-за того, что как раз в этом возрасте ребенок идет в школу. Взрослые, окружающие ребенка, ошибочно объясняют все изменения в его поведении сложностями адаптации ребенка к школе. На самом деле, в этот период в жизни ребенка происходят одновременно два очень важных и значимых процесса.
Первый – смена окружения, режима дня, большое количество новых людей, уроки, домашние задания и еще много чего. Часть изменений в поведении ребенка действительно вызвана более или менее успешными попытками адаптации. Но в тот же период независимо от первого начинается второй процесс – у детей наступает один из возрастных кризисов.
Кризис 7 лет: симптомы
- Непослушание.
- Ребенок «не слышит» родителей, замедленно реагирует на обращение.
- Демонстрация взрослости. Отказ от любимых игр, «детских» предметов, «детской» одежды. Страх выглядеть «как маленький».
- Ребенок не сразу выполняет просьбы родителей, даже после того, как согласился их выполнить.
- Капризы.
- Ребенок плохо переносит критику. Зато постоянно ждет похвалы.
- Упрямство.
- Появляется манера хитрить.
- Манерность в поведении, неестественность. Ребенок ведет себя как клоун, паясничает.
- Утрата спонтанности и непосредственности реакций. Ребенок обдумывает ситуацию прежде, чем что-то сделать или среагировать.
В чем причины и смысл кризиса 7 лет у детей? Ребенок к этому возрасту осознает свою внутреннюю жизнь. Он понимает, что такое, когда он злится, радуется, грустит или боится. Но пока не очень умеет обращаться со своими чувствами. Не знает, как и когда их надо показывать. В этом – причина утраты спонтанности, а также – появляющейся неестественности, манерности. Представьте себе, что вы впервые сели за руль автомобиля. Будете ли вы вести машину так же уверенно и непринужденно, как водитель с опытом? Вот так же ребенок учится обращаться со своими чувствами.
В этот же момент ребенок начинает остро осознавать, чего он хочет, а чего – не хочет. Отсюда – упрямство, капризы, отказы слушаться. Ребенок уже понимает: я этого сейчас не хочу, и ему важно, чтобы родители подтвердили, признали его право на собственные желания. При этом находить баланс между «хочу» и «надо» ребенок еще не умеет. Собственно, этому он и учится, когда с замедлением реагирует на обращение или выполняет просьбу. Что, к сожалению, часто приводит к конфликтам между родителями и детьми, если родители не понимают смысл процесса.
Еще один аспект кризиса 7 лет у детей – ребенок что-то новое понял о себе, своих чувствах и желаниях, отличил себя от других. Я хочу этого, а другой – нет. Я радуюсь, а другой – злится. Так ребенок начинает видеть других людей и понимать, что они видят мир по-другому. И перед ребенком встает острейший вопрос: а каким они видят меня? Хороший я для них или плохой? Значит ли это, что я на самом деле хороший – или плохой? Начинает формироваться самооценка.
В этот период очень важно, чтобы родители занимались повышением самооценки ребенка. Задача осложнена тем, что ребенку надо одновременно справляться с адаптацией к школе, и что-то может не получаться – уроки, или отношения с одноклассниками.
Кризис 7 лет – один из сложнейших в жизни детей из современного общества. Это обусловлено одновременным началом занятий в школе. Такое совпадение во времени двух сложных процессов требует большого внимания со стороны родителей.
Каждого родителя очень беспокоит и волнует поведение своего ребенка в разные периоды его жизни. Кризисных моментов у детей достаточно много, но самый переломный период в жизни каждого ребенка наступает при достижении 7 лет. Родители ждут, когда же их чадо пойдет в школу и станет совсем самостоятельным, когда ребенок узнает другую сторону жизни – школу, когда принесет первую пятерку. Но для детского сознания эти жесткие изменения — нечто пугающее и неизведанное. Что такое кризис 7 лет? В возрасте 7 лет ребенок в первый раз идет в школу, узнает немного другую жизнь, о которой еще не знает. Он становится взрослее, на него ложатся определенные обязанности и новая ответственность. Ведь школой этот период не ограничивается, от ребенка начинают требовать помощь по дому, занятия в дополнительных кружках. Все это, непременно, ребенка пугает, он боится не справиться, начинает чувствовать себя не в своей тарелке. Причины возникновения Ребенок начинает вживаться в новую роль, теперь он не просто мальчик, у которого все мысли об играх и отдыхе, а ученик, в чьи обязанности входит быть прилежным, быть другом своим сверстникам. Теперь он является частью общества.
Чем обусловлено возникновение кризиса:
- Малыш стал взрослым, поведение становится осмысленным, и одного «хочу» недостаточно для исполнения его просьбы. Он понимает, что если ослушается, его будут ругать, поэтому если делает что-то запретное, то так, чтобы мама не узнала (он может взять конфету без спроса и скорее ее съесть, пока мама не видит).
- У ребенка формируется внутренний мир, в который он не впустит кого попало, он тщательно выбирает тех, кому можно доверять. Поэтому и родителям в этот период становится сложнее общаться со своим ребенком (он может рассказать свои страхи и опасения новому другу, но не сказать об этом маме). Ребенок контролирует свое поведение и поступки, но может и манипулировать близкими (придумывать отговорки, если не хочет что-либо делать, например, говорит, что болит живот).
- Ребенок уже научился делать полноценные выводы о себе на основе всех поступков и действий, что он совершал, может судить, какой он хороший или нехороший (если дети начинают его дразнить, то он не желает больше гулять с ними, считает, что он плохой и не достоин быть их другом). Ребенок начинает отличать правду от вымысла, это тоже играет большую роль в смене его отношения к окружающему (перестает верить в Деда Мороза).
- Ребенок видит взрослых, которые его окружают, все знают и умеют, и ему хочется быть похожим на них, быть малышом уже невыгодно (может разговаривать с друзьями, употребляя фразы из разговоров взрослых, хотя они совсем не уместны). Продолжительность.
- На этот вопрос нет однозначного ответа, многие родители очень мучаются в моменты кризиса, но детям еще сложнее, они не всегда понимают, почему они себя так ведут. Не нужно торопить события, все проходит и кризис в том числе, у каждого ребенка свой ритм, кризис может становиться незаметным, а потом и вовсе исчезать.
Как помочь ребенку преодолеть кризис?
Чтобы кризис прошел спокойно, без последствий для дальнейшего развития ребенка, нужно правильно уметь с ним справиться. Родителям нужно знать несколько несложных советов.
Еще перед школой начните его медленно подготавливать к другому образу жизни, начните вставать раньше, и, соответственно, ложиться тоже раньше, пробуйте общаться с ним, как с взрослым.
Распишите весь день, составьте режим, соблюдайте его строго, уделяйте немного времени на занятия учебой, покажите ребенку, что это интересно. За какое-то время до школы познакомьте его с учителем, покажите ему школу, класс, где он будет учиться, ему будет легче и спокойнее, он будет чувствовать себя увереннее там, где он что-то уже знает и видел. Составьте четкие правила и рамки для ребенка, чтобы он понимал, что на его плечи ложатся новые обязанности. Объясните ему, что такое быть взрослым, что можно делать, а что нельзя.
Покажите ребенку, что все то, что легло на его плечи – это не наказание, а доверие, которое вы ему оказываете (мыть за собой посуду, заправлять кровать) Не ограничивайте ребенка жесткими рамками, если вы сказали ему что-то сделать, пусть это будет не сразу, пусть сам к этому придет. В конце концов, ко всему он приспособится. Позвольте, чтобы ребенок видел, к чему ведут его поступки, чтобы смог понять, что больше не нужно так делать (получил двойку за невыполненное домашнее задание). Хвалите ребенка за новые знакомства, за новых друзей, приглашайте их в гости, выезжайте вместе на природу. При выполнении новых дел, играйте, пусть ребенок занимается вместе с игрушками, учит их читать, писать. Пусть учит родителей, пусть помогает им, чтобы он понимал, что все дела, которые он выполняет, кому-то нужны. Ведь ему сложно в один момент переключиться от игровой деятельности в учебную.
Чего нельзя делать
Конечно, кризис 7 лет необходимо преодолевать вместе, поддерживать ребенка во всем, помогать адаптироваться в новом мире, но есть и то, чего ни в коем случае нельзя делать в такой период.
Не надо при возникновении сложной ситуации переключать внимание вашего ребенка на что-то другое, сейчас проблемы нужно именно решать, чтобы их больше не возникало. Нельзя обижаться на подражание ребенка учителю, он часто поступает так, как сказал ему учитель, наоборот, поддерживайте его в этом. Тем самым вы поможете быстрее преодолеть кризис. Не обсуждайте школу и ее сложности при своем ребенке, чтобы у него не возникало чувство страха трудностей.
Не конфликтуйте с детьми, если они что-то не сделали, лучше будет, если вы объясните им, почему это нужно сделать, чтобы впредь таких разговоров не случалось.
Семилетний возраст ребенка – это очень непростой период для всех членов семьи, у ребенка происходит смена всех стереотипов, представлений о мире и жизни. Его привычная деятельность меняется на более серьезную, требующую ответственности, это и влечет за собой кризис и все его последствия. Станьте для ребенка другом, поддерживайте его во всех начинаниях, не ругайте его, чтобы он видел, что его любят и ценят. Занимайтесь ребенком, возьмите отпуск на работе, будьте рядом с вашими детьми. Ведь главное в этой жизни – счастье и покой наших детей.
Советы родителям при кризисе первого года жизни у ребенка
Часто кризис первого года жизни ребенка застает родителей врасплох. Покладистый и спокойный младенец вдруг становится маленьким чертенком, своенравным, истеричным. От грамотного поведения взрослых в этот период зависит качество будущей жизни малыша.
Что такое кризис 1 года?
На период детства приходится больше всего личностных кризисов. Это связано с активным физическим и психическим развитием в этот период.
Возрастная психология выделяет кризис 1 года у ребенка, как первый акт его осознанной самостоятельности. Ему предшествует адаптация новорожденного к новым условиям. А после «трудными» для родителей и ребенка будут 3, 6, 13 лет. Стоит понимать, что возрастные кризисы индивидуальны, и приведенные цифры ориентировочные.
Кризис первого года жизни проявляется повышенной эмоциональной реакцией ребенка на новое, запреты, даже на привычные действия родителей. Недовольный крик, плач может вызвать любая мелочь. Поведение малыша становится сложно предсказуемым.
Признаки
Ребенок все время учится чему-то, новые умения накапливаются и, в сочетании с психологическими изменениями, приводят к скачкам развития. Пик их проявляется в виде возрастных кризисов. О кризисе 1 года говорят следующие особенности поведения:
- Повышенная капризность и ранимость. Неосторожное действие или слово способно вызвать плач, крики.
- Желание все делать самостоятельно, даже если не получается или страшно. Дети пытаются ходить, есть, даже одеваться без помощи. Впадая в истерику, если не удается или если взрослый пытается помочь.
- Перепады настроения. Между слезами и веселым смехом может пройти несколько минут. Ребенок может с трудом адаптироваться к новой обстановке, приходу гостей.
- Проверка границ дозволенного. Сын или дочь будто специально совершают запрещенные поступки. Их поведение противоречиво.
- Повышенная потребность во внимании, нежелание отпускать маму. Дети начинают проявлять ревность.
Часто в этот период сбивается режим сна и бодрствования. Сын или дочь могут отказываться от дневного сна, позже или раньше просыпаться утром. Часть малышей становится разборчивыми в еде. Могут отказываться от пищи.
Причины
В психологии основными причинами кризиса одного года называют стремление ребенка к самостоятельности, потребность присутствия значимого взрослого.
Малыш стремится ходить, есть без помощи мамы, однако ее уход из поля зрения вызывает бурю негативных эмоций. Это связано со страхом потерять близкого человека. Ребенок нуждается в подтверждении безопасности, собственной значимости.
Самостоятельность малыша наталкивается на запреты родителей. Часть из них оправдана соображениями безопасности, часть продиктовано подсознательным страхом отпустить крошку, к которой были привязаны в течение длительного времени.
Бесконечные ограничения вызывают протест у ребенка, кроха плачет, кричит, проявляет агрессию. Вдобавок его желания проявить самостоятельность не всегда ему под силу. Он физически не может дотянуться до верхних полок, поднять тяжелый стул.
Особенности развития
Ребенок активно осваивает новые навыки — хождение, речь, которые требуют определенных физических и психических усилий.
Речь годовалого малыша автономна, своеобразный детский язык понимает только круг близких людей. Слова имеют несколько значений, которые варьируются в зависимости от контекста.
Основа познавательного и эмоционального развития — общение со взрослыми. Ребенок хочет, чтобы с его противоречивыми потребностями считались, уважали их.
Поведение малыша, вступившего в период раннего детства, импульсивное. Новый предмет, привлекший его внимание, имеет определенную эмоциональную окраску и может стать причиной бурных положительных или отрицательных реакций.
Продолжительность
Кризис 1 года длится 6–7 месяцев. Его начало и продолжительность индивидуальны. У некоторых детей он затягивается до 2 лет, после чего плавно перетекает в очередной переходный период.
Обычно первые признаки кризиса проявляются в 10–11 месяцев и проходят к 1,5 годам.
Многое зависит от реакции родителей, их желания понять и принять взросление ребенка. Позвольте малышу самостоятельно исследовать окружающий мир.
Как справляться: советы психологов
Возрастной кризис непростой период для ребенка. Чтобы он прошел с наименьшими потерями для нервной системы, необходимо выстроить единую линию поведения. Это особенно важно, если бабушки и дедушки живут вместе с малышом и его родителями. Единая линия поведения поможет ребенку усвоить нормы, принять запреты.
Основные советы специалистов по возрастной психологии:
- Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово «нет», уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.
- Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.
- Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности. Две кастрюли, чашка доставят маленькому первооткрывателю уйму радости.
- Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.
Больше общайтесь, играйте с малышом. Совместное времяпрепровождение, доброта, забота — залог будущей успешности сына или дочери. Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.
Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, как манипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.
Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.
Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться. Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.
Запрещенные действия
Кроме выработки единой линии поведения для всех близких, родители не должны впадать в крайности. Нельзя тотально все запрещать и контролировать каждый шаг крохи. Это приведет к инфантильности крохи. Категорические запреты ставят под угрозу нормальное развитие, поскольку мешают познавать мир.
Однако вседозволенность, потакание капризам вредны. Это избалует малыша, он не сможет адекватно воспринимать правила поведения в обществе.
Психологи советуют не применять следующие меры:
- Кричать, бить ребенка. Дети еще не понимают причинно-следственных связей. Ваше наказание не возымеет действие, а только навредит малышу.
- Менять решения. Если запретили, значит запретили. Постарайтесь установить правила раз и навсегда. Если мама сегодня позволила, а завтра сказала, нет, это приведет к дезориентации ребенка. Он не сможет усвоить нормы поведения.
- Не пытайтесь купить хорошее поведение игрушками или сладким. Так вы только подскажите малышу метод манипуляции.
Взрослым важно корректно общаться между собой. Дети, как губка, впитывают все, что их окружает. Даже если повторить ваши слова ребенок пока не может, но ваши действия откладываются у него в памяти, как вариант нормы.
Очень опасна позиция Я-родитель, я лучше знаю. Не давите авторитетом, не пытайтесь «сломать» кроху. Постарайтесь выстраивать дружеские отношения с ребенком, мягко выставляя границы. Он должен понимать, что бить, кусать маму нельзя, но и для мамы существует табу на физические наказания.
Стоит ли бояться перемен в поведении?
Кризис первого года жизни — естественный этап развития детской психики. Родителям не стоит бояться резко изменившегося поведения. Даже в острый период кризиса нужно оставаться на стороне ребенка.
Переходные возрастные этапы протекают у всех детей по-разному. У кого-то поведение меняется незначительно, а кто-то превращается в маленького чертенка. Родителей должно насторожить полное отсутствие любых изменений в поведении малыша.
Возрастные кризисы — возможность адаптироваться к новым этапам развития. Они важны для детей и родителей. Выход ребенка из переходного возраста будет зависеть от них. Постоянные категорические запреты, чреваты инфантилизмом, неприспособленностью к жизни.