Все о неврозоподобном заикании от диагностики до лечения - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я

0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все о неврозоподобном заикании от диагностики до лечения

Все о неврозоподобном заикании от диагностики до лечения

Более 20 лет помогаем детям и взрослым

Что делать если ребенок начал заикаться

Заикание может заявить о себе в любом возрасте. Но чаще всего первые признаки заикания у ребенка начинают проявляться уже в промежутке с 2 до 4 лет. И чем раньше родители обратят на них внимание и отправятся к специалисту, тем больше шансов получить быстрый и, самое главное, устойчивый результат. Только профессионал знает, как вылечить заикание у ребенка и понять, в чем его причины.
Читать далее.

Что делать, если ваш ребёнок начал заикаться в 2-3 года

Любящим родителям важно, чтобы ребенок жил полноценной жизнью, нормально общался со сверстниками, чувствовал себя комфортно в детском саду и затем в школе. Нарушение речи, в частности заикание, может сильно помешать в этом и доставить немало проблем и ребенку и родителям.
Читать далее.

Лечение логоневроза у детей

Вокруг заикания существует немало мифов и заблуждений. Одно из них в том, что заикание и логоневроз — это одно и то же. Такое утверждение в корне неверно. Логоневроз является следствием заикания.
Читать далее.

Лечение и коррекция заикания у детей дошкольного возраста (дошкольников)

Лечение заикания — это всегда трудоемкий и небыстрый процесс. Но чем раньше его начать, тем быстрее речь придет в норму. Большая ответственность в этом вопросе лежит на родителях. Ведь именно они могут вовремя заметить нарушения в речи ребенка и обратиться к специалисту.

Неврозоподобное заикание и невротическая форма заикания

Современные врачи выделяют две формы заикания: невротическую и неврозоподобную. Разделить их удалось после многочисленных наблюдений и экспериментов. Каждая из этих форм имеет свои механизмы возникновения, проявления и методы лечения.
Читать далее.

Психологические особенности детей с заиканием

Главной причиной заикания считается генетическая предрасположенность. Но нередко ему предшествует психологическая травма: испуг, нервная обстановка в семье, сильные умственные нагрузки, резкая перемена привычного уклада жизни. До момента первых запинок дети выглядят совершенно здоровыми и, казалось бы, ничем не отличаются от сверстников. Однако так кажется только на первый взгляд.
Читать далее.

Запинки или заикание: как не ошибиться с диагнозом

Нередко диагноз «заикание» у детей заменяют безобидным словом «запинки». Такая путаница в терминах способна ввести в заблуждение родителей, которые из-за кажущейся незначительности проблемы не обращаются вовремя к врачу и теряют драгоценное время для лечения ребенка.
Читать далее.

Коррекция звуков речи у детей, тренировка правильного дыхания

На индивидуальных занятиях с логопедом коррекция звуков речи у детей дошкольного возраста включает в себя упражнения на развитие дыхания и просодики.
Читать далее.

Cоветы родителям при заикании у ребёнка

Вопросы о том, возможно ли преодоление заикания и как избавить ребенка от заикания в дошкольном возрасте, волнуют многих родителей.
Читать далее.

Исправление заикания. Излечение от заикания в детском возрасте

Заикание является существенной помехой в общении с другими людьми, поэтому избавление от заикания является не только средством коррекции проблем с речью, но и способом обрести уверенность в себе.
Читать далее.

Логопедическая помощь в системе здравоохранения и образования (ДОУ)

Нарушения речи у детей и взрослых являются не просто небольшим недостатком, а довольно серьезной проблемой, поэтому очевидно, что качественная логопедическая помощь в системе здравоохранения и образования является насущной необходимостью.
Читать далее.

Упражнения для заикающихся детей и взрослых

В настоящее время при коррекции заикания и логоневрозов у детей, подростков и даже взрослых чаще всего используются специально разработанные игровые методики. Именно игра в коррекции речи малышей имеет основное значение, ведь во время игры малыш может раскрепоститься, почувствовать себя уверенно, смело.
Читать далее.

Как вылечить заикание у ребенка 2-х лет

В самом юном возрасте малыши начинают произносить отдельные звуки и слова, пытаются складывать фразы. Родителям следует обратить пристальное внимание на речь своего малыша, ведь выявить заикание у ребенка 2-х лет может быть довольно сложно.
Читать далее.

Детское заикание — логопедическая помощь ребенку, родителям

Анатомические и функциональные особенности ЦНС и периферического речевого аппарата не являются зрелыми с рождения ребенка и достигают зрелого уровня только в процессе общесоматического, полового и нервно-психического развития. Поэтому особенности произношения и построение речи не всегда патология, а иногда закономерный процесс в развитии речи.
Читать далее.

Диагностика заикания у детей — как определить заикание у ребенка

Для планирования лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося ребенка или взрослого с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения.
Читать далее.

Занятия при заикании у детей, коррекция заикания

Занятия при заикании у детей начинаются с подготовительного или диагностического этапа общего курса лечения. Он может длиться от суток до месяца и, прежде чем приступить к выполнению коррекционных упражнений при заикании, нужно точно знать, на что занятия будут направлены.
Читать далее.

Заикание у детей дошкольного возраста, коррекция заикания у дошкольников

В эту возрастную группу детей с заиканием включены три возрастные подгруппы: дети до 2-х, 2,5 лет, дошкольники с заиканием до 4-х лет, огромная группа заикающихся детей с 4-5 лет и до 7-7,5 лет.
Читать далее.

Заикание у детей 5 лет

Все методы коррекции развития речи, что на сегодняшний день предложены современной медициной для лечения заикания у детей в дошкольном периоде, зачастую перестают приносить результат при заикании у ребенка 5 лет, особенно, если заикается малыш уже больше 2-х лет. Связано это с анатомо-физиологическими особенностями роста и развития центральной нервной системы детей.
Читать далее.

Заикание в 4 года: коррекция нарушений речи

Термин «коррекция речи» наиболее уместен в возрасте детей до 4-х лет. Чаще всего, после 4-5 лет для заикающихся детей будет стоять вопрос уже о лечении системными способами и коррекционного воздействия на речь будет недостаточно. Объясняется это особенностями развития мозга.
Читать далее.

Заикание у детей, коррекция и причины. Лечение заикания в Хабаровске

Заикание – это нарушение речи, при котором больной вынужденно повторяет слова, слоги или отдельные звуки. Также речь может прерываться остановками, во время которых ребенок не может ничего произнести. Эта проблема встречается у 10% деток, у мальчиков чаще, чем у девочек. Коррекция заикания должна проводиться квалифицированными специалистами.

Заикание у детей – виды и типы заикания

Все типы заикания можно классифицировать на несколько групп в зависимости от характера течения заболевания, особенностей клинической картины, и по типам судорог:

  • Течение болезни:
    • Постоянное – как только заикание возникло, оно протекает постоянно независимо от обстоятельств.
    • Рецидивирующее – проблема возникает и проходит самостоятельно. Периоды нормальной речи могут быть весьма длительными и внезапно прерываться даже без видимых причин.
    • Волнообразное – ситуация, при которой проблема полностью не проходит, но меняется ее интенсивность. То есть, проявления заболевания то утихают, то усиливаются.
  • Клиническая форма:
    • Неврозоподобное – проблема возникает по причине органического поражения мозга, нервной системы во внутриутробный период или во время родового процесса.
    • Невротическое – заболевание развивается не вследствие поражения мозговых структур или нервной системы, а по причине негативного психологического воздействия на ребенка (психические травмы, стрессы). Или в результате повышенного психологического давления на малыша, раннего введения в изучение второго языка. Это означает, что невротическое заикание имеет функциональный характер, легче поддается терапии.
  • В зависимости от вида судорог:
    • Тоническое – сильное и длительное судорожное сокращение мышц провоцирует длительную задержку речи.
    • Клоническое – частые короткие судороги, которые провоцируют повторение ребенком отдельных слогов или звуков.
    • Смешанное – одновременное проявление тонической и клонической форм.
Читать еще:  Заложенность носа у ребенка

Лечение заикания нужно начинать с диагностики и определения вида заболевания.

Причины заикания у детей

Причины заикания на сегодняшний день точно не установлены, этот вопрос становится частым предметом научных дискуссий. По мнению большинства ученых, это проблема комплексного генеза, она возникает при совокупности нескольких факторов. К примеру, свою роль могут сыграть наследственный фактор, состояние и особенности центральной нервной системы, условия, в которых происходит становление речи.

Наиболее распространенные факторы, которые могут способствовать возникновению проблемы:

  • Психологически неблагоприятная для ребенка ситуация – повышенные требования, которые предъявляются к ребенку (нагрузка при обучении), смена обстановки (начало посещение садика, школы, переезд), большой стресс (развод родителей, смерть родственника). А также повышенная строгость одного из родителей или физические наказания.
  • Недостаточный эмоциональный контакт ребенка и родителей – малыш начинает неосознанно заикаться, чтобы обратить на себя внимание взрослых.
  • Раннее или позднее развитие речи.
  • Заикание у члена семьи, с которым ребенок часто контактирует (тут речь идет о подражании).
  • Неудовлетворительное состояние ЦНС. Причины этого могут быть разнообразны:
    • Перенесенное внутриутробное кислородное голодание.
    • Родовая травма.
    • Черепно-мозговая травма.
    • Перенесенные инфекционно-воспалительные болезни.

Стоит отметить, что иногда заикание у детей дошкольного возраста – это просто следствие недостаточной развитости нервной системы. Такая проблема пройдет сама по мере роста и развития ребенка. Решение о том, требуется ли ребенку лечение заикания или нет, принимает специалист после тщательного обследования пациента.

Коррекция и лечение заикания в Хабаровске

Как избавиться от заикания знают специалисты медицинского центра «Неокортекс». Обращайтесь к нам для диагностики и лечения, мы обязательно поможем вашему ребенку справиться с проблемами речи. Среди преимуществ центра:

  • В штате нашего учреждения 30 высококвалифицированных сотрудников, которые специализируются на лечении как взрослых, так и малышей.
  • У нас многолетний опыт работы, после диагностики коррекция заикания ребенка будет осуществлена наиболее эффективным методом.
  • У нас применяются комплексные методики диагностики и лечения.
  • Для каждого нашего пациента составляется индивидуальная программа терапии. В ходе курса лечения ребенок получает и медицинскую, и психологическую, и эмоциональную помощь.
  • Мы применяем методы поддерживающей терапии, которые позволяют закрепить результаты лечения.

Чтобы избавить ребенка от проблемы заикания запишитесь на прием в медицинский центр «Неокортекс». Наши специалисты обязательно помогут в любых вопросах лечения заикания в Хабаровске.

Все о неврозоподобном заикании, от диагностики до лечения

Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, представляет собой органическое заболевание, не обусловленное обратимыми изменениями психики. Причинами являются последствия изменений головного мозга после различных патологий – внутриутробных или перенесенных в раннем детстве.

Симптомы и особенности

При неврозоподобном нарушении речи ребенок разговаривает очень быстро и много, может активно жестикулировать. Характерно, что при этом типе расстройства речи нет логофобии и критики к своему состоянию, больной не осознает, что говорит не так, как другие, и не стремится скрыть свой недостаток.

Обычно заболеванию сопутствуют недоразвитие психики и моторики, недостаточность сферы эмоций. Симптомы усиливаются при психическом возбуждении, после физической активности и вследствие перенесенных простуд и других соматических болезней. Например, после перенесенного цистита, гастрита, гломерунефрита, вирусных «простыд», гриппа, ангины, «ветрянки», гриппа и т.д.

Обычно органическое заикание слабо выражено сначала, и со временем усиливается, вместе с приобретением все новых слов и появлением в речи фраз. Судороги концентрируются в губах, мягком нёбе и языке. Сложнее всего ребенку даются согласные звуки. Но, несмотря на это, количество произносимых слов и скорость речи выше обычных.

Дети с дизартрией (нарушение иннервации речевого аппарата) и дислалией (нарушение произношения определенных звуков) говорят невыразительно, звуки произносят приглушенно и монотонно. Недостаточно выразительную речь они компенсируют жестикуляцией или преувеличенной мимикой, похожей на кривляние.

Чаще всего органическое заикание проявляет себя в период активного развития речи – в 3-4 года.

Диагноз «неврозоподобное заикание» ставят логопед, невролог и психолог. Специалист по неврологии может написать в карточке больного диагноз «органическое заикание». Эти же врачи назначают комплекс лечения – от работы с логопедом до психотерапии. Но основным методом коррекции заболевания является терапия нарушений работы головного мозга.

Если в детстве не было проведено адекватное лечение, в подростковом возрасте могут развиться невротические симптомы, связанные с осознанием проблемной речи. Подросток испытывает сложности общения и позиционирования себя в группе сверстников, и начинает фиксироваться на сложных звуках, из-за чего возникают логофобия, потливость и паника при необходимости выступать на публике. Заикание усиливается в новой обстановке, во время общения с новыми людьми. В этом случае идет речь о смешанном заикании – невроподобном с невротическим компонентом.

Сопутствующие проявления

У детей наблюдаются многие другие симптомы, например, им сложно делать что-то так же быстро и ловко, как сверстники, поэтому они могут чаще что-то ронять, падать «на ровном месте», неряшливо одеваться и мучительно долго завязывать шнурки.

В целом движения скованные и однообразные, мелкая моторика выражена недостаточно. Могут наблюдаться признаки дислексии (сложности с освоением чтения), дисграфии (проблемы с письмом), синкинезия (невроизвольные мышечные сокращения).

Изменения заметны даже в характере и поведении – ребенок может быть в целом медлительным, «тяжелым на подъем», импульсивным. Он быстро возбуждается, но быстро устает и начинает раздражаться. Плохо развито чувство ритма, нарушена слаженность движений. При углублении в историю болезни обычно выясняется, что ребенок развивался медленнее сверстников уже в первые два года своей жизни.

Для органической формы заикания характерно постоянство нарушений речи – ребенок испытывает одинаковые сложности с произношением как дома, в спокойной обстановке, так и среди новых людей, в незнакомом месте. Усиление симптомов происходит только в связи с необходимостью много говорить и общим возбуждением.

Причины

Органическое заикание бывает обусловлено болезнью родителей – шизофренией, биполярным расстройством, сифилисом, туберкулезом. Частая причина – курение и употребление наркотиков матерью, а также работа на вредном производстве и прием запрещенных при беременности медикаментов.

Но заболевание может возникнуть и у ребенка благополучных, здоровых родителей – вследствие тяжелого позднего токсикоза, внутриутробных инфекций и гипоксии, внутричерепной травмы и асфиксии при родах, и других осложнений беременности и родов.

Не последнюю роль в возникновении нарушений речи играет фактор генетической предрасположенности – если один из родителей, бабушка или дедушка заикаются, у ребенка есть шанс «унаследовать» их дефект.

Отличия от других форм

Дифференцировать неврозоподобное заикание проще всего, если узнать, при каких обстоятельствах ребенок стал заикаться. При невротическом заикании нарушения проявляются внезапно, и сразу в тяжелой форме. Неврозоподобная форма заикания начинается со слабых симптомов.

Кроме того, различие состоит в причинах появления – при разговоре с родителями и самим ребенком становится ясно, была ли в жизни ребенка психотравма, после которой появились нарушения речи, или заикание началось вместе с появлением у ребенка в речи фраз и предложений.

Иногда за неврозоподобное заикание принимают «спотыкание», характерное для синдрома гиперактивности. При спотыкании речь тоже ускорена, дети с гиперактивностью говорят нечетко, меняют местами слоги и звуки, пропускают буквы в словах.

Главное отличие этого нарушения – усиление спотыкания при чтении известного текста и уменьшение симптомов при первом чтении незнакомого. Дети с гиперактивностью не осознают своих проблем с произношением, отсутствует критика к своей речи.

Лечение

Диагностика включает в себя тестирование устной речи, памяти, а также письма у детей школьного возраста. Важно включить в диагностический план рентген черепа, электроэнцефалографию, МРТ. Инструментальные обследования позволят выявить энцефалит, кисту, гематому, опухоль, аневризму, гипертензию, гидроцефалию и другие органические причины заикания.

У детей младшего возраста лечение осложнено не осознанием речевого дефекта и, соответственно, отсутствием желания от него избавиться. Эмоционально-волевая сфера еще не созрела, и для того, чтобы заниматься с врачом и осознанно работать над речью, ребенку нужно повзрослеть. Но какие-то шаги к выздоровлению делать нужно. И в первую очередь – по возможности устранить или ослабить последствия органических нарушений центральной нервной системы.

Читать еще:  Что такое синдром поликистозных яичников или СПКЯ

Органические нарушения речи лечат три специалиста – невролог, психолог и логопед. Невролог назначает ноотропы, улучшающие деятельность головного мозга, а также витамины и лекарства, способствующие налаживанию метаболизма. Если заболеванию сопутствует высокое внутричерепное давление, для его нормализации могут быть назначены мочегонные лекарственные средства. Реже применяются гомеопатические препараты.

Занятия с логопедом помогают корректировать дислалию и дизартрию, логопед учит ребенка правильному произношению, делает массаж лица и головы. Психолог работает с психомоторными функциями. Работа с психотерапевтом необходима лишь при смешанном заикании – невроподобном с невротическими симптомами. Эффективны такие методы, как психокоррекция, арт-терапия, когнитивная, семейная и групповая терапия. Также подростку могут быть назначены успокаивающие травы и таблетки. А в серьезных случаях с наложением депрессии – антидепрессанты.

Полезен логопедический массаж – комплекс массажных движений для расслабления артикуляционного аппарата. Логопеды применяют эти техники перед работой над произношением. Посмотрите видеозапись логопедического массажа и научитесь делать его для своего ребенка.

С органической формой заикания можно и нужно бороться, ведь от правильной речи зависит, как сложится жизнь пока еще малыша, но уже скоро – школьника, подростка, юноши и взрослого человека. Какими бы ни были причины заикания, комплекс лечебных мероприятий и внимательный подход изменят ситуацию к лучшему.

Неврозоподобная форма заикания у детей

Время чтения — 14 минут

Опубликовано 7 июн. 2020 г.

Неврозоподобное заикание — вид речевых нарушений, при котором у ребенка имеется органическое поражение головного мозга. Из-за этого в речи появляются запинки, повторы. Сопровождается высокой активностью речи, задержкой психомоторного развития, эмоционально-волевыми нарушениями. В статье рассмотрим причины неврозоподобного заикания, характерную симптоматику болезни и методы коррекции.

Причины неврозоподобного заикания у детей

В развитии неврозоподобного заикания выделяют предрасполагающие и провоцирующие факторы. Предрасполагающие — это те, которые есть у человека с рождения. В этом случае в их роли выступают:

  • болезни родителей (инфекционные — туберкулез, половые инфекции, психические — шизофрения);
  • вредные факторы, которые воздействуют на организм беременной женщины — курение, употребление наркотических веществ, алкоголя, прием лекарств, противопоказанных в этот период;
  • осложнения беременности — токсикоз, фетоплацентарная недостаточность, обвитие пуповиной, гипоксия плода, отслойка нормально расположенной плаценты;
  • наследственность — наличие среди близких родственников людей с речевыми нарушениями (заиканием, дислалией, алалией, общим недоразвитием речи).

Провоцирующие факторы являются непосредственной причиной неврозоподобного заикания:

  • органическая поражение головного мозга вследствие асфиксии, родовой травмы, особенно опасны не диагностированные вовремя патологии;
  • болезни, интоксикации с поражением ткани головного мозга.

Механизм развития патологических симптомов заключается в снижении активности головного мозга, которая в норме тормозит работу подкорковых структур. При неврозоподобном заикании в связи с нарушением функции коры подкорковые отделы растормаживаются, их активность повышается.

У здоровых людей импульсы идут от артикуляционного аппарата к головному мозгу, головной мозг тормозит темп речи, из-за чего речь плавная, в меру медлительная, но без запинок и речевых судорог. Когда регулирующее влияние коры отсутствует, эти связи становятся неэффективными, что и проявляется заиканием.

Симптомы неврозоподобного заикания у детей

Симптоматика заболевания начинает проявляться постепенно. Обычно дебют совпадает с периодом активного развития фразовой речи в 3 – 4 года. Типичной характеристикой неврозоподобного заикания является наличие судорог в артикуляционном аппарате: языке, губах, мягком небе. Они наиболее выражены при произношении «б», «п», «г», «к», «д», «т».

Речевая активность у ребенка высокая, при этом он быстро разговаривает. Зачастую болезнь появляется на фоне других речевых расстройств: дизартрии, дислалии, или является одним из компонентов общего речевого развития.

Такие дети, хоть и отличаются речевой активностью, разговаривают невнятно, монотонно и невыразительно. Использует отвлекающие слова. Звуки приглушены. Речь сопровождается стереотипными движениями (тиками), жестикуляцией. В то же время движения скованы, однообразны. Мелкая моторика не развита, мимика бедна. Могут быть проблемы с чтением и письмом.

Внешне ребенок выглядит неуклюжим,суетливым. Еще одна типичная характеристика неврозоподобного заикания — эмоциональность, импульсивность, доходящая до эйфоричности, быстрая утомляемость и истощаемость.

При этом ребенок не критичен к своему состоянию, его ничего не беспокоит: нет страха общения, он легко идет на контакт. Это накладывает свой отпечаток на мотивацию: малыш не стремится вылечиться, не прикладывает усилий.

Внешние симптомы стабильны: их выраженность не зависит от наличия или отсутствия стресса, психоэмоциональных нагрузок. Незнакомая обстановка, новый коллектив такие ребята также переносят спокойно. Обострение могут вызвать большая речевая нагрузка, психомоторное возбуждение, переутомление, сопутствующие заболевания.

В подростковом возрасте, когда пациенты начинают осознавать свое состояние, к неврозоподобной форме заикания присоединяется невротический компонент. Появляется тревожность, страх общения при посторонних.

Неврозоподобное заикание может протекать в разной степени тяжести. Легкая форма характеризуется минимальными симптомами с сохранением грамматики. При средней тяжести страдает статика и динамика движений, строение предложений неправильное. Тяжелая степень сопровождается расстройством двигательной функции, нарушение речи вплоть до недоразвития.

Диагностика неврозоподобного заикания у детей

Обследование выявляет поражение головного мозга, его последствия в раннем возрасте в виде задержки психомоторного развития. Ребенка осматривают специалисты:

  • невролог может диагностировать остаточные явления перинатального поражения ЦНС, повышенную раздражительность, утомляемость, моторные нарушения, расстройства двигательной функции и координации;
  • логопед выявляет заикание и определяет его вид, диагностирует патологию речи (устной, письменной), слухоречевой памяти;
  • психолог определяет степень нарушения эмоционально-волевых сферы.

Инструментальные методы обследования: рентгенография черепа, Эхо-ЭГ, электроэнцефалография, КТ, МРТ помогают обнаружить органические изменения и их распространенность.

После диагностических процедур специалисты составляют план коррекции.

Обследование грамматического строя речи

Грамматический строй — это взаимодействие слов между собой в предложении. Для правильного составления предложения дети должны уметь склонять слова, обладать приемами словообразования, правильно сочетать слова. У маленьких пациентов с неврозоподобным заиканием эти навыки нарушены.

Характерными признаками являются:

  • проблемы с образованием множественной формы слов (вместо «звёзды» — «звездочки», «ложки» — «ложечки» или образование неправильной формы «ухи», «ложкы»);
  • трудности в склонении слов по падежам, в употреблении предлогов;
  • проблемы с постановкой ударения;
  • неправильное согласование слов, к примеру, существительного с прилагательным;
  • проблемы с построением речи, с пересказом, составлением рассказов — в рассказе трудно проследить логическую связь между событиями;
  • использование в речи только простых предложений из нескольких слов;
  • однообразие слов, чаще всего использует наиболее часто употребляемые в обиходе слова;;
  • отсутствие понимания обобщающих слов, таких как мебель, обувь, посуда.

Все эти симптомы создают трудности со школьным обучением. Без своевременной коррекции устранить их невозможно: спонтанно они не исчезнут.

Как отличить неврозоподобную форму заикания от невротической

Наука выделяет 2 вида: невротическую и неврозоподобную формы заикания. Отличительной чертой невротической формы является ее связь со психогенным фактором: испугом или сильным стрессом. Возникает обычно внезапно, в возрасте 2 лет, но может и позже. Заикание появляется или усиливается при эмоциональном перенапряжении. Ребенок робкий, обидчивый, плаксивый, тревожный.

С возрастом он всё больше осознает свою проблему, начинает замыкаться, сторониться коллективов, публичного выступления, а потом и вовсе ограничивает общение. Если вовремя не предпринять меры и не начать коррекционную программу, пациент не сможет вести обычную жизнь: он останется замкнутым, одиноким.

Иногда у ребенка могут присутствовать характеристики неврозоподобного заикания наравне с невротическим, то есть патология носит смешанный характер. Задача логопеда при этом усложняется: нужно работать и с последствиями органического поражения, и с психогенным факторам. Конечно же, лечение проводится коллегиально с психологом, психиатром и неврологом.

Лечение неврозоподобного заикания у детей

Коррекция неврозоподобного заикания требует участия нескольких врачей: логопеда, невролога, психолога. Лечение комплексное, включает:

  • медикаментозную терапию — метаболические препараты, ноотропы, витамины, рассасывающие препараты, мочегонные средства, при необходимости — антидепрессанты, седативные средства;
  • логопедическая коррекция — занятия непосредственно с логопедом или дефектологом, массаж, дыхательная гимнастика;
  • занятия с психологом, психотерапия, арт-терапия позволяют добиться эмоционально-волевой устойчивости, адаптироваться в социуме.
Читать еще:  Что необходимо знать про ХОБЛ

Все лечебные мероприятия должны проводиться строго по намеченному плану. Необходимо соблюдать рекомендации логопеда, в том числе заниматься дома самостоятельно. Параллельно нужно развивать мелкую моторику.

Прогноз заболевания

При отсутствии адекватного лечения неврозоподобное заикание прогрессирует. Нарушения речи укрепляются, со временем к ним присоединяется другие речевые патологии. Нарушается произношение, из-за чего речь становится невнятной, а предложения — нелогичными и бессмысленными.

Последствием болезни является логофобия — боязнь говорить. Это провоцирует психологические отклонения, формирует комплексы.

Своевременная терапия способна остановить прогрессирование болезни, предотвращает психологические дефекты. Речь становится выразительной, с правильным темпом и паузами. Лечение обычно длительное, курсами. Для хорошего результата важно мотивировать ребенка, заинтересовать его.

В последующем он сможет общаться с ровесниками, получить профессию, уверенно себя чувствовать в социуме. Патология полностью не исчезнет, так как органическое поражение головного мозга никак не устранить. Но при должном усердии пациенты обретают возможность вести обычную жизнь с минимальными речевыми нарушениями. Точный прогноз сможет сказать логопед после очного осмотра и диагностики.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Заикание: причины и формы

Заикание у детей — речевое нарушение, характерной чертой которого является частое повторение или растяжение слогов, звуков или слов, а также частые остановки или проявление нерешительности в речи, что разрывает ее ритмическое течение. Нарушение ритма и плавности речи провоцирует проблемы в устном общении.

При заикании характерны судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, которые возникают чаще вначале речи (реже в середине). В результате этого ребенок, страдающий заиканием, вынужден задерживаться на каком-либо звуке. Подобная симптоматика весьма схожа с клоническими и тоническими судорогами. Для клонического заикания характерно повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание характеризуется тем, что не позволяет ребенку сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука (дыхательное заикание).

Специалисты выделяют две формы заикания:

  • Невротическое (психологическое) заикание, возникновение которого характерно для здоровых детей, испытавших какой-либо стресс;
  • Неврозоподобное заикание, свойственное детям с заболеваниями нервной системы.

Причины заикания условно разделяются на: предрасполагающие и провоцирующие. К первой группе причин принято относить:

  • наследственность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы.

Способствовать возникновению и развитию заикания также могут:

  • нарушения в развитии моторики;
  • скудное эмоциональное развитие;
  • скрытые психические нарушения;
  • нарушения чувства ритма;
  • повышение реактивности.

Причины и лечение заикания у детей всегда носят индивидуальный характер. Если говорить о возрасте развития патологии, то стоит отметить, что заикание у подростка означает, как правило невротическую форму, а заикание у дошкольников может быть как следствием стресса, так и связано с наличием заболевания нервной системы. Далее мы постараемся ответить на вопрос «Можно ли вылечить заикание?»

Лечение заикания. Можно ли вылечить?

Диагностика заикания предполагает наличие следующих признаков:

  • нарушение темпоритмики речи;
  • трудности при устной речи;
  • частые запинки;
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений.

Если вышеперечисленные расстройства не проходят длительное время (более трех месяцев), ребенку диагностируется заикание.

Работа с детьми с заиканием начинается с консультаций невролога и логопеда. Нередко проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга и МРТ-диагностику с целью исключения органических заболеваний ЦНС. Успешное лечение заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. При коррекции данной патологии принято применять специализированный терапевтический подход, включающий в себя психотерапевтические методы (применяемые как в индивидуальной, так и в групповой формах). Логопедическая работа при заикании направлена на коррекцию речевых нарушений.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических центрах лечения заикания. В этом случае, специалисты делают акцент на игровую терапию и логоритмику. При неврозоподобном заикании применяется медикаментозное лечение. Лечение заикания у детей должно сопровождаться профилактической работой. Профилактика заикания подразумевает:

  • соблюдение режима дня;
  • полноценное питание;
  • постоянный уход;
  • профилактику и предупреждение запинок в речи; — формирование правильного звукопроизношения.

Профилактическая работа проводится родителями (при необходимости, совмещается с посещением логопеда) и позволяет организовать правильное речевое развитие ребенка, укрепить здоровье и обеспечить нормальное функционирование нервной системы.

Устранение заикания предполагает дальнейшее создание соответствующей обстановки и режима для ребенка, что будет способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

Первый детский медицинский центр предоставляет полный комплекс логопедических услуг по лечению заикания в Саратове. Для Вашего удобства, мы предусмотрели возможность записаться на прием к специалисту в режиме онлайн.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Заикание у детей

Заикание – это нарушение речи, при котором у ребенка возникает трудность в произношении слов при разговоре. Часто возникают жалобы на нарушение дыхания или внезапную нехватку воздуха. Проблема заикания связана со спастическим сокращением структур мышц, которые участвуют в образовании речевой функции, в результате чего возникают дыхательные, голосовые сокращения, которые не позволяют ребенку говорить ритмично и плавно. Заикание в 50-80% случаев поддается лечению, важно на ранней стадии обратиться к логопеду-дефектологу и начать лечение.

Причины заикания у детей

Выделяют неврозоподобную и невротическую форму заикания.

Неврозоподобная форма заикания возникает у детей на фоне системного невроза. Причинами такой формы может выступать генетическая предрасположенность, патология при вынашивании плода, индивидуальные особенности. Такие дети могут медленнее развиваться, чем их сверстники.

Невротическая форма заикания может появиться при сильном эмоциональном потрясении, стрессе или после сильного испуга. У ребенка формируется боязнь говорить при часто повторяющихся спазмах.

Выделяют несколько типов заикания:

  • тонический тип – малыш растягивает звуки или делает долгие паузы;
  • клонический тип – ребенок повторяет слова или звуки;
  • смешанный тип – паузы и повторения присутствуют вместе.

Симптомы заикания у детей

Заикание может проявиться в возрасте до 4-х лет. Заподозрить речевые нарушение у ребенка можно, если вы заметили, что:

  • ему требуется много времени, чтобы произнести фразу;
  • ребенок произносит слова вяло, делает паузы между ними;
  • ребенок часто останавливается, когда произносит предложение;
  • малыш в начале слова повторяет отдельные звуки.

Первые симптомы заикания появляются сразу после стрессовой ситуации. Ребенок пытается говорить, но неконтролируемые спазмы мешают ему произносить речь плавно. Если психоэмоциональное состояние стабилизируется, то дефект речи ослабевает, в большинстве случаев может исчезнуть совсем. Период обострения заикания увеличивается при повторном воздействии провоцирующего фактора. Ярко выраженная симптоматика заикания может вызвать у ребенка любого возраста психологические комплексы и тем самым усугубить ситуацию.

Диагностика и лечения заикания у детей

Специалисты Детского медицинского центра имеют большой опыт в диагностике и лечении речевых нарушений, они подберут подходящий способ коррекции заикания, используя традиционные и инновационные методики терапии. В некоторых случаях добиться полного выздоровления невозможно, поэтому важно научить ребенка работать со своими страхами и провокационными ситуациями. Не игнорируйте нарушение речи у ребенка, в надежде на то, что он ее перерастет — сразу начинайте лечение. Чем раньше вы обратитесь за квалифицированной помощью, тем больше шансов, что ребенок будет наслаждаться свободным общением.

Записывайтесь на прием к детскому логопеду в Москве по телефону: +7 (495) 727-11-66.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru