Gorod-kids.ru

Мама и я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие ребенка — методики для домашнего обучения

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Домашнее образование. Плюсы и минусы. Виды домашнего образования.

По какой причине родитель, имеющий возможность дать ребёнку качественное образование в проверенной школе, выбирает домашнее обучение? Адекватных причин как будто немного: особенности развития, болезнь, либо серьезные занятия спортом, предполагающие дальнейший переход в профессиональную карьеру.

Обучение на дому год от года набирает всё большую популярность по всему миру. Отказ от школы: хорошо или плохо? Модель воспитания без четко прописанной программы называется хоумскулинг. Для начала разберёмся, что содержит в себе этот международный термин.

Итак, существует несколько видов хоумскулинга.

Семейное обучение

Родители заключают со школой договор, согласно которому ребёнок может посещать любые занятия на выбор. При этом он должен проходить аттестации, сдавать экзамены, практические и лабораторные работы в установленные школой сроки.

Экстернат

Ребёнок изучает школьную программу самостоятельно, без участия школы и учителей, в удобном для него темпе и никак не зависит от сроков, установленных для детей, посещающих школу. Таким образом, учащийся может за полгода освоить двухгодичную школьную программу.

Надомное обучение

Такая модель обучения возможна при наличии медицинских показаний. Выделяются часы для посещения ребёнка школьными учителями. Преподаватели могут проводить занятия на дому от 8 до 12 часов в неделю – в зависимости от возраста ребёнка.

Анскулинг

Образование не определяется школьной программой или учебным планом. Родители выступают «посредниками» в процессе обучения. Они помогают детям познавать окружающий мир, ставить перед собой цели и реализовывать возможности. Модель основана на природном любопытстве детей.

Нонскулинг

Полное отсутствие какой-либо программы обучения. Ребёнка ни к чему специально не готовят, ничего не запрещают, не заставляют подчиняться установленному учебному алгоритму. Все желания и действия ребёнка рассматриваются как естественная потребность в получении знаний.

Преимущество домашнего обучения очевидно.

Хоумскулинг гарантирует индивидуальный подход к каждому. Ведь у всех разные способности и таланты. Ребёнок может с первого урока понять правило по русскому языку и ему не нужно тратить время на закрепление знаний, прописывая десятки упражнений.

И наоборот: если есть пробелы в какой-то дисциплине, вы можете уделить сколько потребуется внимания проблемным моментам, не озираясь на одноклассников. Учебная методика и ритм занятий «подгоняются» специально под вашего ребёнка.

Наконец, некоторые родители полагают, что обучаясь по «домашней системе», ребёнок скорее поймёт, какое профессиональное направление выбрать в будущем.

если ребёнок растёт вне конкуренции, как же он поймёт, что выигрывает именно в этом направлении? И ещё: если вы заранее выбрали определенный предмет для углубленного изучения, откуда вам знать, что именно эта дисциплина – призвание вашего ребёнка. Возможно, будь у него выбор, со временем он заинтересовался бы другим направлением и проявил иной талант.

Домашнее обучение может стать полезной альтернативой для старшеклассников.

Если вы решили отдать ребёнка в определённый вуз и предпочитаете уделить внимание отдельным предметам и не распыляться на «ненужные» дисциплины. С другой стороны, вы можете выбрать подходящее профильное направление в любой московской школе.

Многие родители, выбравшие для своих детей хоумскулинг, уверены, что обучение в стенах школы напрочь отбивает естественное желание получать знания. То есть школьная дисциплина и стремление к хорошим отметкам подменяют природную любознательность.

Противники школьного обучения также считают, что учебное заведение унифицирует детей. Более того, социализация в рамках школы абсолютно не похожа на нормальную социализацию, поскольку школьное сообщество разительно отличается от «взрослого» человеческого общества.

Между тем психологи утверждают, что школа – это обязательный этап социальной адаптации ребёнка.

Да, «школьное сообщество» зачастую бывает непохожим на общество, к которому мы привыкли. Стрессовые ситуации в школе нередко случаются, это ни для кого не секрет. Но именно такие ситуации готовят ребёнка к реалиям взрослой жизни. Выращенному в тепличных условиях индивиду будет труднее адаптироваться в суровых условиях нашей жизни.

Обучаясь в коллективе, ребёнок учится завоевывать лидерство, выдерживать конкуренцию и давать отпор противникам. Жизнь «в изоляции» навряд ли научит детей находить общий язык с разными социальными группами и темпераментами. Интеллект и навыки коммуникации далеко не одно и то же.

Наконец, отказываясь от школы, мы не только лишаем ребёнка общения со сверстниками, но берём на себя огромную ответственность.

Репетиторы и дополнительные занятия – это большие деньги. Если денег нет, получается, нет и качественного образования. Зачем рисковать, когда школа сегодня – это компетентные педагоги и выработанная годами система образования. Причём абсолютно бесплатно.

Что же касается индивидуального подхода, это один из основных принципов столичных учебных заведений. Московская школа давно отказалась от советской «строгой» модели преподавания и перешла на дружественный диалог учителя с учеником.

Если ваш ребёнок хочет уделить внимание конкретной дисциплине, он может выбрать подходящее профильное направление.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик уверен, что школьная среда способна влиять не только на ребёнка, но и на общественную жизнь в целом.

По мнению специалиста, дети на подсознательном уровне усваивают в школьный период нормы поведения в обществе, подражают, отождествляют себя с отдельными людьми или группами. Иными словами, учащиеся не только получают базовые научные знания, но вольно или невольно знакомятся с социальными ролями, осваивают моральные устои и ценности. То есть с одного школьника начинается целое общество, нормальное, цивилизованное общество.

Как это всегда бывает, однозначного ответа на вопрос «Хорошо или плохо?» не получилось. Во всех вариантах обучения есть свои плюсы и минусы.

Одно ясно наверняка: при выборе модели воспитания необходимо учитывать желания и особенности вашего ребёнка. Для начала поинтересуйтесь у вашего ребёнка, хочет ли он учиться отдельно от своих сверстников.

Семейное образование – различные методики. Эклектичная методика

«Эклектичное домашнее обучение» не является самостоятельной методикой в полном смысле этого слова, как, например, «классическая система» или «метод Шарлотты Мэйсон». Эклектичный метод является комбинацией нескольких способов обучения тех, что выбрал для себя семейное образование.

Что представляет собой эклектичное домашнее обучение?

Прелесть эклектичного метода заключается в том, что он может видоизменяться в зависимости от потребностей семьи. Родители могут сфокусироваться на темах, которые считают полезными и интересными для своих детей, и преподать их, используя наиболее эффективные методы, игнорируя те, которые заведомо не будут «работать» в их семье. В результате дети получают расписание, которое полностью им подходит. Можно привести некоторые примеры использования эклектичного метода в семейном образовании.

Найдите удобную концепцию подачи материала

Один из родителей, выбравших для своих детей домашнее обучение, рассказывает, что выбрал книгу Сюзен Уайз Бауэр «Хорошо тренированный ум», вдохновленной классической системой домашнего обучения, в качестве практического руководства по преподаванию истории. Однако обучение другим предметам он вёл с помощью других методов, поскольку методы, предложенные автором, не годились для его детей.

Семейное образование развязывает руки — комбинируйте разные учебники

«Я хотел, чтобы занимаясь арифметикой, мои дети понимали не только «как», но и «для чего» они это делают. Но здесь мне требовалась помощь. Поэтому я выискивал учебники и задачники, которые наилучшим образом подходили бы мне и моим детям. Математика стала предметом, где мы более или менее четко придерживались купленных учебников, хотя когда один задачник заканчивался, мы могли перейти на другой», — рассказывает один из сторонников семейного образования.

Занимайтесь вместе с другими детьми

Иногда родители считают нужным объединиться с другими семьями, обучающими детей дома, и проводить совместные занятия, так как это помогает детям социализироваться. «Мы объединились в своеобразную команду и посещали вместе занятия в ближайшем художественном музее, где дети развивали свои творческие способности и понемногу знакомились с историей искусств». Таким образом, семейное образование позволяет создавать своеобразный познавательный клуб, в котором будет интересно всем.

Составьте индивидуальную систему семейного образования

К примеру, если чистописание даётся с трудом, семейное образование позволяет составить собственный план обучения. Дети могут переписывать цитаты из классических детских книжек, записывать истории на разлинованной бумаге, на которой оставлены места для собственных иллюстраций — чтобы иметь возможность передохнуть.

Позвольте детям учиться самостоятельно

Обучение чтению может проходить неформально. Возьмите любую книжку, на которую упадет взгляд в библиотеке, помимо тех, что выбираете сами и которые интересно читали вслух перед сном. Так дети учатся сосредотачиваться на более сложных историях, чем могли бы прочитать сами.
Учитывайте интересы своих детей. Если сын увлёкся робототехникой, найдите для него факультативы или специальные наборы, которыми он мог бы заниматься дома самостоятельно или вместе с родителями и друзьями. А если ребёнок увлёкся струнными инструментами, можно купить ему маленькую гитару и водить на «несложные» концерты, где он мог бы слышать, как играют профессиональные музыканты.

Чем эклектичное обучение отличается от анскулинга?

Анскулинг — это такая система домашнего обучения, при которой ребёнок лидирует и фактически сам определяет ход обучения. Она основана на установке, что изучаемый материал должен зависеть от того, что именно интересно ребенку в данный момент. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы найти для ребенка ресурсы и возможности удовлетворить свой интерес максимально самостоятельно.

Подобно анскулингу, эклектичное обучение предполагает большую гибкость, которая позволяет приспособиться к потребностям конкретного ребенка. Главное отличие эклектичного обучения состоит в том, что родители могут выбирать некоторые или все изучаемые темы.

Для семей, выбравших семейное образование, но которые не отваживаются сделать решительный шаг и перейти на анскулинг, эклектичное обучение станет прекрасным компромиссом между структурированным расписанием, и бессистемным обучением.

В чём преимущества эклектичного метода?

  • Легко персонализировать. Когда вы не привязаны к заданному расписанию или методу, вы легко можете адаптировать ваш план обучения к потребностям и обстоятельствам вашей семьи. Если у вас несколько детей, вы можете составить индивидуальный план для каждого ребёнка.
  • Гибкость. Ветераны домашнего обучения знают, что если один тип задания хорошо дается ребенку сегодня, это вовсе не значит, что так будет и завтра. Выбирая эклектичный метод, вы легко регулируете количество и тип заданий. Перед вами не стоит обязательство любой ценой закончить учебный модуль.
  • Низкие затраты. Подбор собственных ресурсов может обойтись гораздо дешевле, чем покупка готового всестороннего плана обучения.
  • Родители участвуют в планировании. В отличие от анскулинга, эклектичное обучение позволяет родителям учитывать собственные желания и интересы при планировании процесса обучения.
Читать еще:  Развитие мелкой моторики

Каковы недостатки эклектичного метода?

  • Больше времени уходит на планирование. Подбор учебного материала и составление собственного плана обучения может потребовать гораздо больше времени, чем использование готового расписания.
  • На вас лежит большая ответственность. Вы сами проводите исследование изучаемой темы и решаете, чему и как учить своего ребенка, вместо того, чтобы опираться на опыт и знания других.
  • Эклектичность не значит универсальность. Эклектичный метод наиболее эффективен в том случае, когда родители полностью учитывают особенности ребёнка. Поэтому, подбирая материал и метод его подачи, вы должны будете внимательно следить за тем, что привлекает внимание вашего ученика, а что не находит у него никакого отклика.

МЕТОДИКИ

МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ПРОГРЕССИВНЫЕ ПОДХОДЫ

Раннее развитие ребенка — в наше время занимает важное место в обсуждениях родителей. Учеными многих стран доказано, что гением нельзя родиться, но можно стать с самого раннего детства, когда по нашему мнению малыш ничего не осознает.

МЕТОДИКА ДОМАНА-МАНИЧЕНКО

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С РОЖДЕНИЯ

ПОЧЕМУ ВАЖНО НАЧИНАТЬ РАЗВИТИЕ С РОЖДЕНИЯ?

В России сложилась традиция начинать обучение детей с шести-семи лет. К этому времени мозг ребенка уже полностью сформирован. Малышу с трудом даются чтение, письмо, математика. Недаром существует твердое убеждение, что «тяжело в учении…». А ведь в жизни человека существует период, когда вся информация усваивается сама собой, легко и непринужденно. Этот уникальный период — от рождения до трех лет. В это время мозг ребенка запрограммирован на обучение. И это неудивительно. К трем годам кроха должен освоить столько, сколько затем ему предстоит узнать за всю последующую жизнь. Ребёнок овладевает родным языком, у него формируются представления о пространстве и времени, цветах, формах, количестве, он начинает ходить и может легко научиться читать. Чем больше родители дадут малышу информации в этот период, тем более прочную базу они создадут для развития его интеллекта. Чем раньше заняться развитием ребенка, тем легче ему будет учиться и общаться в школе и в обществе.

ЧТО ДАЕТ МЕТОДИКА РЕБЕНКУ?

    Ребенок получает возможность близко общаться с мамой. Малыш учится читать, считать и говорить одновременно. И получается это у него удивительно легко. У ребёнка разносторонне и комплексно развиваются навыки и психофизические процессы. Обучение чтению, математике, знакомство с окружающим миром, творческое развитие — все это не только формирует необходимые навыки, развивает интеллект, но и развивает зрение, слух, воображение, память, моторику. Ребенок учится быстро усваивать информацию и работать с ней, обучение будет приносить ему радость! Методика прививает любовь к чтению, которая облегчает весь дальнейший процесс обучения.

ЧТО ДАЕТ МЕТОДИКА РОДИТЕЛЯМ?

    Гарантию интеллектуального развития ребенка. Экономию на обучении в будущем. Раннее развитие экономически более выгодно: дети, обучающиеся до детского сада чтению и навыкам счета, практически не нуждаются в дополнительных занятиях в школьном возрасте. Возможность домашнего обучения, ведь лучший учитель для малыша — это мама. Благодаря близкому общению с ребёнком, Вы становитесь лучшими друзьями, формируется тесная эмоциональная связь. Реализуется индивидуальный подход к малышу. Не требуется специального образования родителей. Это методика развития, уже готовая к использованию. Занятия максимально короткие — на одно занятие затрачивается от 5 секунд. Короткие уроки проходят в игровой форме и удобны для мамы и малыша. Длительный срок использования методик. Стройная и продуманная методическая система позволяет разносторонне развивать малыша с рождения до 7 лет. Возможность совмещать методику с другими методиками развития.

МЕТОДИКА ЗАЙЦЕВА Н. А.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЕДИНИЦУ ЯЗЫКА

Известнейшая отечественная методика развития малышей, разработанная ученым из Санкт-Петербурга, Николаем Александровичем Зайцевым. Он родился в 1939 году, а через 50 лет стали выпускать кубики Зайцева, его первые пособия.

ОСНОВА МЕТОДИКИ

Основное отличие и основа всей методики — оригинальный взгляд на единицу языка, который заключается в том, что единицей языка является склад, а не слог, как все привыкли считать. Склад — это две буквы, гласная и согласная. Эти склады размещены на гранях кубиков.

В зависимости от звуков в составе склада, кубики имеют разный цвет, размер и звук. Кубики со звонкими складами наполнены звенящими кусочками металла, глухие склады наполнены глухо звучащими деревяшками, в гласных складах находятся медные монеты. Для лучшего запоминания определенные буквы имеют свой определенный цвет. Дети моментально запоминают склады, а многие после трех-четырех занятий даже читают их и начинают учиться читать разные слова.

К КОМУ ПРИМЕНИМА МЕТОДИКА?

Методика Зайцева применима к детям любого возраста, даже если малышу всего лишь полгода, ему все равно понравится играть с яркими, звонкими кубиками, в скором времени малыш запомнит склады и научится читать. Даже если первоклассник умеет читать по обычной классической методике (когда из отдельных букв составляют слоги), он тоже полюбит заниматься с кубиками Зайцева. Эти занятия исправят большинство ортопедических проблем и проблем при чтении. В методике есть не только кубики, но и таблицы, которые надо пропевать, а не читать, что хорошо развивает речь и улучшает навыки чтения.

Возраст малыша очень важен при занятиях по методике Зайцева. Чем младше ребенок, тем медленнее он приобретет навыки чтения. Доказано на опыте, что четырехлетние дети пробуют читать уже после третьего занятия, а после шестнадцати занятий, ребенок сможет прочитать название улицы, по которой вы идете.

КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ?

Обычно занятия по методике Зайцева длятся меньше получаса, но они не имеют ничего общего с обычными уроками, это больше похоже на настоящую игру, проводящуюся в свободной обстановке. Дети должны чувствовать себя максимально комфортно, они могут ходить, сидеть, лежать. Ребенку лучше дать весь набор кубиков для ознакомления со всеми кубиками сразу и ориентирования по цветам и размеру. Не бойтесь, что это будет большой нагрузкой, так как мозг ребенка развит необычно.

Для начала нужно читать ребенку склады при составлении из кубиков его имени, после чего нужно прочесть перевернутые кубики, скорее всего при этом получится что-то нескладное, но это развеселит и обрадует малышей.

Большинство детских садов и школ используют методику Зайцева как основную обучающую методику для детей. Занятия обычно проходят в непринужденной легкой форме. Текст пишется на таблице, глядя на которую, дети не портят зрение, а из-за того, что дети могут свободно двигаться, они не портят осанку. Довольные дети при чтении и пении складов учатся читать.

Многие исследователи доказали, что самым эффективным является обучение при игре. Большинство детей, которые начали обучаться в три года, к семи годам могли учиться в третьем классе средней школы, а не в первом, как при обычной форме обучения.

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Читать еще:  Этиология и патогенез атеросклероза — стадии развития заболевания сосудов

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

4. Вальдорфская методика

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

5. Система Никитиных

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Развитие ребенка — методики для домашнего обучения

Знаете, на каком этапе начинали обучение и воспитание детей древнекитайские мамочки? Ещё до рождения малыша! Беременная женщина селилась в красивой местности, в специальной общине. Созерцание прелестных пейзажей, слушание приятной музыки – вот что было основой сверхраннего развития ребенка. Еврейская культура предполагает воспитание по Торе еще до появления ребенка на свет и даже до зачатия!

В такой форме проявлялись зачатки пренатального (внутриутробного) обучения. А это всего лишь первая ступень раннего развития ребенка. Большой опыт работы в «образовании» эмбриона имеют ученые США и Канады. С будущими матерями и их будущими детишками работали легендарные Монтесорри и Никитин.

Но вернемся к истории раннего развития ребенка, уже увидевшего свет.

1592-1670 гг. Ян Амос Коменский в «Великой дидактике» утверждает:
«Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими, и из-за этой гибкости они легче всего принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию».

1712-1778 гг. Жан-Жак Руссо в произведении «Эмиль, или о воспитании» подробно описывает методику раннего обучения детей чтению.

1771-1858 гг. Роберт Оуэн уверен, что характер и склонности ребенка развиваются ранее возраста 2 лет, а некоторые из них даже «к концу первых двенадцати или даже шести месяцев их существования».

Примечательно, что дошкольное образование во всех странах мира развивалось медленнее всего. Считалось, что в этот период сама природа совершенствует организм и мозг человека, готовя его к обучению к школе.

Революцию в дошкольном образовании произвел Фридрих Флебель. Именно он первым провозгласил: «Дети

растут, как цветы». И придумал детские… сады, которые с самого раннего возраста развивали в детях понимание формы, движения, цвета, числа, величины, пространственное восприятие, способностей анализировать. Малыши учились моделировать из бумаги, лепить, петь, рассказывать, работать в саду и на грядке.

В России первооткрывателями раннего развития детей стали супруги Борис и Елена Никитины. А уже по их следам данной теорией заинтересовались Н. А. Зайцев, А. Маниченко и др.

Так человечество начинало понимать необходимость раннего развития человека. И странно, что сегодня – в 21 столетии остаются скептики, опровергающие значимость раннего формирования интеллекта ребенка. Может, экскурс в суть основных подходов к раннему развитию поможет разубедить их?

О методиках раннего развития детей

Можно много говорить о методах и приемах раннего развития. Каждый педагог поставит во главу угла свои собственные представления о наиболее эффективных подходах. Не будем забывать и о том, что каждый ребенок индивидуален. Он имеет разную наследственность, разные условия вынашивания, разные условия жизни.

А если запросить поисковую систему Интернета по тегу «раннее развитие детей», то перед родителями откроются описания десятков самых разных методик. Какую из них выбрать для своего любимого чада, если папа с мамой загорелись желанием развивать его как можно раньше?

Читать еще:  Техника эффективного массажа рук детей для развития речи

Интересно, что разные школы по-разному расставляют акценты в воспитании и образовании малышей. Кто-то за основу раннего развития берет их физическое воспитание. Кто-то формирование творческих способностей. Но всегда это развитие интеллекта, способности к анализу и синтезу информации. Давайте познакомимся с некоторыми известными системами раннего развития ребенка.

Первичная структура мира по Монтесорри (конец 19-начало 20 века)

По мнению итальянского педагога-дефектолога Марии Монтесорри, ребенок должен находиться в среде, которая дает представление о начальном строении окружающих предметов. Идеальными являются упражнения по изучению поверхностей и предметов с разными фактурой, цветом, размером. Они развивают усидчивость, сосредоточенность, внимание, вдумчивость – основу, по убеждению Монтесорри, быстрого разностороннего развития ребенка. Большое внимание в этой системе уделяется формированию мелкой моторики пальцев. Самостоятельность, инициативность без активного вмешательства взрослого. Вот база, на которой основывается успех раннего развития детей по этой методике

Вальдорфская педагогика: личный опыт и природные ритмы (конец 19-начало 20 века).

Педагог-философ Рудольф Штайнер основал детский сад на базе фабрике Вальдорф-Астория и сразу стал объектом внимания как ученых, так и родителей. По его мнению, в малыше природа уже заложила все самое лучшее: духовность, индивидуальность, интеллект. Взрослым стоит только следовать ритмам природы (дневному, недельному, годовому) и руководить развитием физических и творческих возможностей детей. Вальдорфская школа на раннем этапе развивает только эмоциональную сферу, начиная интеллектуальное воспитание на более позднем этапе. Отсутствие оценок, изоляция от СМИ, близость к фольклору во всех его проявлениях, танцы, пальчиковые игры, групповые ритмические занятия – все это под руководством педагогов воспитывает добрых, независимых, самостоятельных людей с креативным мышлением.

Масару Ибука: «После трех уже поздно» (1971 год)

Название книги одного из основателей корпорации Sony, японского автора Масару Ибуки формулирует главный принцип раннего развития ребенка. Только в этот период жизни мозг человека развивается наиболее стремительно, поэтому и нагружать его нужно максимально. В основе методики Ибуки лежат игровые занятия, метод «кнута и пряника» до года и полная свобода в более старшем возрасте.

Никитины: в здоровом теле – здоровый дух (60-80-е годы)

Методика супругов Никитиных подразумевает усиленное стимулирование природных рефлексов, раннее развитие, обучение хождению, плаванию, использование специальных тренажеров, особой системы закаливания и массажа. Они являются авторами интеллектуальных игр, отлично развивающих пространственное, абстрактное и логическое мышление. Это головоломки на основе кубиков, конструктора, «кирпичиков» и т. д. Обязательно даются домашние задания, к выполнению которых привлекаются родители.

Кубики Зайцева для чтения по складам и счета (1989 год)

Зайцев Н. А. предложил реализацию принципа «от частного к общему и от общего к частному» с помощью составления слов из складов (слогов), изображенных на гранях кубиков. Систематизация знаний происходит с помощью таблиц-тренажеров. Подобным образом дети обучаются чтению, счету и английскому языку. При занятиях 2 раза в неделю с 3-летнего возраста уже к 5 годам ребенок овладевает навыками третьеклассника.

Методика Глена Домана: зрительный опыт с пеленок (40-е годы)

Глен Доман — американский врач-физиотерапевт является автором методики раннего обучения детей чтению, математике, иностранным языкам, начиная с 3-6-месячного возраста. Ученый использует в своем подходе к обучению огромные возможности головного мозга маленького ребенка. Основа методики Домана зрительное восприятие, доминирующее над другими процессами мышления. При обучении чтению используются карточки с целиком написанными словами, при ознакомлении с предметами и явлениями окружающего мира красочные изображения, разбитые на темы, при обучению счету карточки с круглыми точками, наглядно обозначающими количество.

Результативность такого обучения высока: большое число Нобелевских лауреатов обучалось именно по Доману. Такие дети обладают энциклопедическими знаниями в разных областях, большой любознательностью, отличными памятью, вниманием, логическим мышлением.

Но методика Домана имеет и немало минусов:

трудоемкость процесса обучения, огромная доля участия в нем родителей;

неглубокие знания о конкретном объекте;

несамостоятельность обучающихся, зависимость от взрослых;

неумение использовать знания на практике;

неприспособленность к изучению языков, имеющих изменяемые формы слов (падежи);

низкий уровень эмоционального и творческого развития.

Именно поэтому в настоящее время методика Домана в чистом виде практически не существует.

Отличной адаптацией «домановского» подхода к раннему развитию к особенностям русскоязычных детей является методика Домана-Маниченко.

Методика Домана-Маниченко: активность и игра (2008г.)

За 20 лет изучения методики Домана психолог и педагог Андрей Маниченко, основатель компании «Умница», учел все ее недостатки и создал практически собственную систему раннего развития детей с самого рождения. Он также использует тематические карточки со словами, изображениями, точками, но адаптировал их для русского языка и малышей разных возрастных групп. Маниченко созданы целые учебные комплексы: они значительно облегчают труд родителей и повышают результативность раннего обучения чтению, счету и иностранным языкам.

Что же нового привнес А. Маниченко в методику Домана?

  1. Игра — основной прием изучения мира
  2. Ребенок — активный участник процесса обучения.
  3. Комплексный подход — основа обучения чтению и счету с учетом возраста малыша (обучение чтению, пониманию слов в контексте, беглому чтению, развитие логики, мышления и т. д.).
  4. Творческие задания по изучению окружающего мира.

Новейшие методики раннего развития «Умницы».

О методиках раннего развития можно говорить долго. Для родителей важно быть в курсе мировых и отечественных достижений в этой области и выбрать свою, в которой будет комфортно и членам семьи, и малышу. И не стоит пренебрегать опубликованными фактами результативности методики, возможностью общения с единомышленниками: ведь от этого зависят и успехи раннего развития малыша.

Развитие детей дошкольного возраста. Современные методики или классика?

Классические стандарты дошкольного развития в своей эффективности не подлежат сомнению. Но и набирающие популярность западные методики заявляют о наиболее продвинутых способах обучения ребенка. Как сделать правильный выбор?

Каждый родитель желает видеть своего ребенка гармонично развитым. Чтобы пойти в школу подготовленным и адаптированным к новым условиям, ребенок должен научиться этому. Заботиться об интеллектуальном развитии нужно начинать с раннего возраста.

Детские сады, всевозможные центры подготовки ребенка к школе изобилуют разного рода методиками дошкольного развития. Как выбрать для своего ребенка лучшее и как не ошибиться в своем выборе?

Все методики можно разделить условно на две группы: современную и классическую традиционную. В чем их отличие?

Традиционные методы развития и обучения

Классические стандарты развития детей дошкольного возраста обычно практикуют государственные детские сады. С 2013 года вступил в силу закон, обязывающий дошкольные учреждения обучать детей по единой образовательной программе. Этот стандарт, именуемый ФГОС, включает в себя принятые правила:

Обучение проходит в виде игры. Любые действия, в какой-то мере напоминающие школьные занятия находятся под запретом.

Недопустимость оценочной и аттестационной системы. Детей классифицируют по характеру, усидчивости, способностям и возрастной группе.

Используется три основных метода обучения: наглядный, речевой и практический.

Детское дошкольное учреждение ориентировано на приобретение ребенком следующих навыков:

1. Умение в нужный момент проявлять инициативу и самостоятельно совершать необходимые действия.

2. Уверенность в себе и открытость внешнему миру и обществу.

3. Эмоционально положительное отношение к себе и к другим.

4. Развитие фантазии и воображения.

5. Раскрытие творческих способностей и умение ими пользоваться.

6. Хорошо развитая мелкая моторика.

7. Способность проявить усилие воли при выполнении определенных действий.

8. Живой интерес к процессу обучения.

Как из этого видно, дошкольное образование и развитие в основе своей ориентировано на получение и закрепление ребенком необходимых навыков для успешного обучения в школьных стенах. В программах принятого стандарта идет упор на развитие речи, познания, эстетического вкуса, физических данных и социального развития личности.

Современные методики

Альтернативой классическому обучению дошкольников становятся современные инновационные методики. Особенность этих программ, что они ориентированы на развитие ребенка буквально с пеленок. Традиционные способы обучения ставят начало активного развития несколько позже.

Самыми популярными можно назвать эти методики:

Монтесорри

Интересно, что изначально этот метод обучения был специально создан для детей с некоторыми отклонениями в развитии. Но быстро стал популярен и среди обычных детей. Суть развития в том, что малыш учится не пассивно, а проявляет живой интерес к процессу обучения. Учитель или родители должны позаботиться о создании вокруг ребенка благоприятной среды развития. Чтение по этой методике рекомендуют начинать не ранее 3 лет.

Методика Зайцева

Развивающие кубики основной инструмент развития по этой программе. Изображенные на них предметы, слоги и буквы позволяют ребенку быстро усвоить принципы чтения. Автор Николай Зайцев считает классическое обучение чтению недопустимым и тормозящим весь процесс. Кубики разного цвета и различаются по размеру. Характерный звон, доносящийся из них, помогает малышу научиться различать гласные и согласные звуки.

Вальдорфская методика

Детям, обучающимся по этой программе, ставят основной упор на развитие творческих способностей и личности. Дети занимаются музыкой, лепкой, вышиванием. Отсутствие оценочной системы, и всестороннее развитие способностей ребенка, вплоть до школьного возраста, делает эту программу развития все более востребованной с каждым днем. Воспитание личности и развитие духовности – основополагающие методы Вальдорфа.

Эти три методики развития находят все большее применение среди обучающих дошкольных центров и молодых креативных родителей.

Разумное соотношение

Сравнив обе группы методик дошкольного развития, можно сказать, что в каждой из них есть свои плюсы и минусы.

Классические стандарты обучения охватывают целостное развитие ребенка. Годами проверенные способы обучения, которые в равной степени уделяют внимание умственному, познавательному и физическому воспитанию. Но групповые занятия по такому принципу начисто лишены индивидуальности и не прислушиваются к потребностям ребенка.

Современные же способы развития часто делают упор на что-нибудь одно, совершенно выпуская из вида все остальные стороны, необходимого гармоничного воспитания.

Наиболее предпочтительнее разумное сочетание традиционного и современного способа развития. Распределение норм лучше брать из классической схемы, обучение чтению эффективнее будет проходить с помощью кубиков Зайцева, творческие способности и богатый внутренний мир поможет развить методика профессора Вальдорфа, а естественное познание мира и общественной среды лучше всего пройдет под руководством Марии Монтесорри.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector