Этапы автоматизации звука Щ] правила и возможные ошибки
Этапы автоматизации звука [Щ], правила и возможные ошибки
Первый этап в исправлении звукопроизношения — это постановка звука. Как только удается добиться идеального изолированного произношения, можно начинать вводить его в речь. Процесс небыстрый и на него может уйти от полугода до года.
- Правила автоматизации
- Последовательность этапов
- Слоги и слова
- Связная речь
- Автоматизация звука у взрослых
Автоматизация звука [Щ] проводится в три этапа. Переходить на следующий стоит только после того, как закреплен необходимый результат. На занятиях ребенок выполняет задания, играет.
Правила автоматизации
Основа логопедии — это нейрофизиология. Академик Павлов потратил годы, чтобы понять, как работает нервная система. Понимание механизмов позволяет грамотно строить работу.
Для того чтобы сделать любое автоматичное движение, сначала нужно научиться выполнять его с участием сознания. Годовалые дети, когда учатся ходить, сначала путаются в ножках и осознанно переставляют их.
Для бессознательного выполнения одного и того же движения нужно повторить его много раз.
Динамический стереотип закладывается в коре головного мозга. Такой же процесс происходит и с речью. Чтобы произнести звук, человек не задумывается над тем, какая позиция у губ или языка. Ребенок пытается повторить за взрослым, пробует разные позиции, постепенно ему удается сказать звук.
При нарушениях звукопроизношения звук отсутствует, искажается, заменяется. Первый вариант не требует длительной коррекции, так как в мозге отсутствуют условно-рефлекторные связи. Создать их просто и на автоматизацию звука уйдет немного времени.
В случае с искажениями, заменами сложнее. У ребенка сложился определенный динамический стереотип, который нелегко исправить. Логопеду придется:
- тормозить неправильный стереотип;
- вырабатывать новый;
- закреплять новый стереотип.
Поэтому первое правило автоматизации — занятия проходят в шесть этапов. Для взрослых выделяют еще седьмой этап. Последовательность нельзя нарушать. Необходимо идти от простого к сложному.
Для лучшего усвоения изолированного звука используют зрительные, тактильные анализаторы. Индивидуальные занятия проводят перед зеркалом. Логопед сидит вместе с ребенком перед ним, показывает правильную артикуляцию.
Зрительные раздражители образуют правильные зрительно-двигательные, слухоречевые рефлексы. Артикуляционная гимнастика отрабатывается с использованием показа образца и символьных картинок. Дошкольнику не говорят «сомкнуть плотно челюсти», а дают инструкцию «покажи заборчик». Второй вариант проще для восприятия.
В процессе автоматизации изолированного звука [Щ] используют специальный символ — дворника, который метет улицу метлой. Знак подобран не случайно. Когда метла касается земли, слышится знакомый звук: «щщщщщщщ».
Второе правило — системность занятий. Они должны быть каждый день. Проводит их не только специалист, но и родители. При регулярном закреплении нового стереотипа, старый быстрее исчезнет.
Третье правило — нельзя переходить на следующую ступень, пока не отработан имеющийся уровень. Если изолированно звук произносится неправильно, нельзя отрабатывать его на слогах, если в слогах появляются проблемы, то не переходят к словам.
Четвертое правило — задания для дошкольников даются в игровой форме. Ведущий вид деятельности в этом периоде — игровой. Поэтому занятия проводят с использованием игры, дидактического материала.
Пятое правило — картинки должны быть цветными, большеформатными. Яркие краски стимулируют развитие зрительного анализатора. Это активизирует кору головного мозга.
Шестое правило — занятия не должны быть длительными по времени. Дошкольники оптимально могут высидеть около 25 минут, школьники 40 минут, взрослые 60 минут.
Седьмое правило — для закрепления успеха используют поощрения. Внешняя мотивация помогает ребенку стремиться к лучшему. Это наклейки, подарки, игрушки, сладости.
Последовательность этапов
Первым отрабатывается изолированное звучание. Ребенок должен четко произносить [Щ] с использованием правильной артикуляционной позы и акустически верно. Для того чтобы дошкольник запоминал новый стереотип, ему показывают карточку с дворником, спрашивают: «как метет двор дворник?»; и ребенок отвечает: «щ-щ-щ-щ-щ».
После того как удалось добиться правильного произношения в изолированной позиции, переходят к автоматизации в слогах.
Процесс произношения звуков детям скучен, неинтересен. Поэтому необходимо придумывать игры, интересные задания.
Слоги могут быть прямыми (согласный + гласный) или обратными (гласный + согласный). Выбор позиции зависит от возможностей ребенка. Слоги со стечением согласных (ЩН, ЩБ и т. п.) не используются, так как их будет достаточно в словах.
Следующий этап — автоматизация звука [Щ] в словах. Для облегчения восприятия ребенку показывают картинку, называют ее.
Последний этап — автоматизация в самостоятельной речи. Для этого используют словосочетания, скороговорки, предложения. Этот период самый длительный. Ребенку сложно контролировать себя, его связная речь может содержать ошибки.
Поэтому родители создают спокойную обстановку, просят описать бытовые ситуации. Постепенно вырабатывают навыки самоконтроля.
Слоги и слова
Автоматизация звука [Щ] начинается с изолированного звучания. Для этого ребенку предлагают разные нарисованные дорожки. По ним водят пальцем и произносят звук. Например, на картинке в одном углу изображен щенок, в другом косточка. Дошкольнику предлагается помочь собаке дойти до угощения.
После закрепления правильного произношения переходят к слогам. Для выработки интереса используют разные игры-ходилки. На картоне нарисовано игровое поле, на нем последовательность кружков. Необходимо дойти для финиша, но для этого необходимо правильно произнести слоги.
Сначала используют одинаковые слоговые дорожки:
- ща-ща-ща;
- що-що-що;
- ще-ще-ще;
- щу-щу-щу.
Параллельно с работой по развитию речевого слуха переходят к использованию дорожек с разными слогами. Ребенку предлагается сматывать нитки в клубок и повторять за логопедом:
- ща-щё-ще;
- щё-щи-ще;
- ще-щи-щу и т. д.
Обязательно вводят чистоговорки — они удобно рифмуются, слова подобраны на нужный звук. «Ща-ща-ща-щавель», «ще-ще-ще-щегол» и другие. Сначала первую часть произносит ребенок, заканчивает взрослый. После того как у дошкольника начинает получаться, он полностью говорит чистоговорку.
Для закрепления звука в словах существуют разные задания:
- «один−много» — слово называется в единственном числе, дошкольник произносит его во множественном: «лещ − лещи»;
- «живое−неживое» — называют ряд слов, предлагают выделить живые и неживые объекты: «щавель, щебень, щука, щель, клещи»;
- «измени слово по образцу» — одна часть речи превращается в другую: «гудеть − гудящий»;
- «назови одним словом» — показывают картинки и предлагают их классифицировать, например, свекла, баклажан, огурец и капуста — это овощи.
Необходимо добиваться не только машинального повторения, но и формирования связи между словом и предметом. Поэтому используют демонстрационный материал.
Связная речь
Автоматизация звука [Щ] в предложениях начинается только после того, как удастся закрепить правильное произношение в словах. Для этого используют разные словосочетания, простые предложения. Ребенку предлагают повторить по образцу:
- я тащу вещи;
- ты тащишь вещи;
- он тащит вещи и т. д.
Параллельно дошкольник запоминает личные местоимения и усваивает грамматику. Предлагаются сюжетные картинки, по ним задают наводящие вопросы.
«Пещера с сундуком и сокровищами, Кощеем Бессмертным». Последовательно задаются вопросы о том, что за персонаж изображен, хороший он или плохой, что хранится в сундуке и т. д.
Для автоматизации звука [Щ] в стихах используют специальные четверостишья. Их можно найти у Маршака, Чуковского, Михалкова. Рифмованные строки легко запоминаются в дошкольном возрасте. Стихи необходимо читать каждый день — это поможет закрепить правильное произношение звука.
Детей из старшей подготовительной группы можно учить рассказывать по серии сюжетных картинок. Это не только позволит отрабатывать правильное звучание [Щ], но и будет развивать связную речь.
Автоматизация звука у взрослых
У взрослых по разным причинам нарушается звукопроизношение. Этапы постановки такие же, как у детей. Начинают с выработки правильного изолированного звучания.
Дальше действуют по схеме:
- слоги;
- слова;
- словосочетания;
- предложения;
- стихи;
- тексты.
Правила такие же, как и при автоматизации у детей. Речевой материал используют аналогичный. Взрослые люди имеют внутреннюю мотивацию, поэтому они должны больше заниматься самостоятельно, контролируя произношение перед зеркалом.
Нельзя торопиться переходить на следующий этап. Нужно тщательно отрабатывать каждую позицию, добиваясь бессознательного правильного произношения.
Примерный материал можно найти в книге Гегелии «Исправление звукопроизношения у школьников и взрослых». На этапе отработки предложений можно использовать скороговорки и стихотворения. Материал нужно подбирать каждый раз новый, иначе он быстро станет скучным.
На автоматизацию звука у взрослого уйдет больше времени, чем у ребенка. Чем больше человеку лет, тем сильнее укоренился неправильный динамический стереотип.
Главная ошибка, которую совершают неопытные специалисты — это нарушение последовательности автоматизации. Если человек правильно произносит звук в слогах, нельзя переходить сразу на скороговорки.
Постановка звука “Р”. Упражнения и другие хитрости логопеда
Про звук «Р»
Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» – это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.
Однако, очень важный момент! Бывает так, что звук «Р» у ребенка есть, но он ненормативный, т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и пр.). В этом случае, обращаться к логопеду, возможно, нужно раньше. Т.е. если некорректный звук появился в 4 года, не следует ждать 5,5 лет, поскольку такое неверное произношение еще больше закрепится в речи и исправлять его со временем будет только сложнее. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр.), а именно о некорректном произнесении.
Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.
Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.
- «Лошадка» – щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Качели» – открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
- «Футбол» – рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
- «Индюк» или по-другому – «болтушка» – широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.
Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.
Постановка от звука «Д»
Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т.е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.
Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.
ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.
Постановка от звука «Ж»
Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.
Постановка от звука «С»
Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.
Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж – закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.
И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.
Еще хочу посоветовать книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова. Это отличное практическое руководство по звукопостановке, с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов.
Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.
Специально для Hipsta Mama.
Логопедические упражнения на звук «Ш» для ребенка
Шипящие и свистящие звуки не все малыши могут освоить сразу. С некоторыми особенностями произношения дети даже оканчивают младшую школу, а если оставить эту проблему без внимания, то дефект речи сохранится и у взрослого. Даже 1 звук, произносимый неправильно, может спровоцировать возникновение многих логопедических проблем. Поэтому постановка звука «Ш» является важной задачей.
Обследование произношения звука «Ш»
При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш». Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш».
Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.
Правила проверки в домашних условиях:
- Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
- Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.
У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.
Возможные отклонения
Во время обследования можно выявить, что звук «Ш» произносится некорректно. Несмотря на то что этот звук считается глухим, произносить его нужно четко и чисто.
- Ребенок слишком выставляет язык между зубов, в результате чего получается шепелявый звук.
- Сигматизм у «Ш» появляется при сильном напряжении глубокой части языка. Тогда «Ш» заменяется на «Х».
- При боковом сигматизме получается «хлопок».
- Призубный парасигматизм — язык упирается в верхние резцы. Вместо «Ш» получается «Т».
- При губно-зубном парасигматизме «Ш» звучит, как «Ф».
- Вместо «Ш» звучит «С», это свистящий парасигматизм.
Важно рассказать ребенку, как правильно должны располагаться речевые органы. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями.
Что делать, чтобы научиться выговаривать «Ш»
Правильное произношение звука [ш] возможно в таком случае: зубы максимально сближены, резцы находятся друг над другом, а округленные губы выдвинуты вперед, язык имеет форму «ковша».
Методические рекомендации для родителей
Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».
Разминка для языка и губ
Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.
Она включает следующие упражнения:
- «Согреем ладошки».
Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки. - Непослушный язычок.
Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются. - Приклей конфетку.
Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык. - Качели.
Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов. - Лошадка.
Поцокать, как лошадь. - Блинчик.
Расслабленный язык разместить на нижней губе. - Кошечка.
Ребенку нужно дотянуться языком до носа. - Фокус.
Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.
После разминки и отработки этих упражнений можно приступать к непосредственной постановке звука.
Упражнения для основного этапа
Базовым упражнением для артикуляции «Ш» можно использовать выговаривание «Р» перед зеркалом шепотом. В это время нужно остановить вибрацию языка с помощью шпателя.
Выполнив упражнение открытым ртом, можно переходить к произнесению полученного звука, стиснув зубы. Нормального звучания «Ш» достигают, округлив губы.
В качестве базового еще используется «Т», который произносится перед зеркалом. После чего артикуляция воспроизводится полуоткрытом ртом, при этом передний край языка должен касаться не зубов, а зубных лунок. После чего произносится «Т» у лунок с придыханием.
Постановка и последующая автоматизация звука
Выполняя упражнения, вырабатывают правильную артикуляцию «Ш». Но навык — процесс механический, который требует времени для отработки и закрепления. Ребенок может научиться выговаривать «Ш» уже на первых уроках, а на последующих занятиях произношение превращается в шепелявое и свистящее.
Автоматизировать звук помогут речевые игры, скороговорки на «Ш»:
- Не найду ушки у нашей лягушки.
- Шла Маша по шоссе и сосала сушки.
Можно придумать любимой игрушке интересное прозвище с употреблением «Ш». Например, «Волчишко-хвостишко».
Помогут отработать речь детские стишки.
Можно попросить ребенка придумать уменьшительно ласкательное слово. Например: зима — зимушка, пятно — пятнышко, хозяйка — хозяюшка, дядя — дядюшка, дед — дедушка.
Почему не шипит буква «Ш»
Причины неправильного произношения могут быть следующими:
- Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
- Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
- «Сюсюканье» с ребенком. Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
- Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
- Плохо развиты память, мышление и внимание.
- Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).
Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.
Когда надо обратиться к логопеду
Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.
Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными. Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш».
Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.
Нарушение звукопроизношения и его коррекция
С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата. Эти нарушения преодолеваются, если дома и в детском саду осуществляется весь комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей; когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи; когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Однако даже в раннем возрасте имеются случаи патологического нарушения звукопроизношения, характеризующиеся стойкостью неправильного употребления звуков. Они могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.
Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Обычно нарушаются следующие группы звуков:
свистящие – С, СЬ, З, ЗЬ
аффрикаты – Ц, Ч, Щ
сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ
заднеязычные – К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.
У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.
В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
· искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)
· отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова)
· замена одного звука другим (колова)
Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три уровня нарушения:
· полное неумение произнести звук
· правильное произношение изолированного звука, но искажение или пропуск его в спонтанной речи, т,е, недостаточная автоматизация звука
· смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения языком, губами, в результате чего звук искажается. Иногда причина кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата ( нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются фонематическими, т.к. фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.
Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими, т.к. при замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак – лак).
В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими.
Знание видов, форм и уровня нарушения звукопроизношения помогает логопеду определить методику и характер коррекционной работы с детьми.
Задачей работы логопедической группы в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Для коррекции речи зачисляются дети с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи ( ОНР). Деятельность лого.группы предполагает системное воздействие , состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к вопросу коррекции звукопроизношения:
1 – пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендаций логопеда;
2 – завышенные требования к качеству речи ребенка на этапе, когда звук еще находится в процессе автоматизации.
И то, и другое не способствует закреплению правильного звукопроизношения и значительно замедляет весь процесс коррекции. В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала. В случаях систематического игнорирования родителями требований логопеда, немотивированных пропусков занятий возможно отчисление ребенка с занятий в логопедической группе.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школе.
Семь ошибок родителей, которые самостоятельно учат ребенка выговаривать звуки
Родители детей, у которых нарушено звукопроизношение и нет никаких других логопедических проблем, пытаются сделать коррекцию самостоятельно. И в некоторых случаях достаточно успешно. Но бывает, что родители пытаются поставить звук, но у них ничего не получается. Давайте разберем распространенные ошибки при постановке звуков. Эта статья будет полезна не только родителям, но и начинающим логопедам.
Ошибка №1
Не принимаются во внимание причины нарушения звукопроизношения.
Причины нарушения звукопроизношения условно можно разделить на две группы:
- когда ребенок не произносит звук, потому что не может;
- когда он произносит звук, потому что его не слышит (путает с другими на слух).
В первом случае, необходимо работать с мышцами артикуляционного аппарата (логопедический массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, в отдельных случаях медикаментозное лечение),
Во втором случае нужно развивать слуховое внимание для детей до пяти лет, а после пяти лет учить с ребенком выделять на слух звук, который требует постановки, отдельно, в словах, определять место звука в слове (фонематический слух, фонематическое восприятие).
Внимание! В некоторых случаях требуется комплексный подход: это логопедический массаж и развитие слухового внимания, фонематического слуха и фонематического восприятия.
Ошибка №2
Родители начинают заниматься коррекцией звуков, когда ребенок достиг пятилетнего возраста и старше.
Конечно, если у ребенка «западает» всего один звук, то начинать заниматься можно и после пяти. Но моя практика показывает, что чем раньше начать коррекцию, тем лучше результат. Особенно, это касается тех, детей, у которых нарушены все или почти все группы звуков (шипящие, свистящие, [р] и [л] и их мягкие варианты, [ч], [щ], [ц]), и звуки раннего онтогенеза ([к], [г], [д], [т], [б], [п], [в], [ф, [м], [н] и их мягкие варианты). Оптимальный возраст, на мой взгляд, это 4 — 4,5 года. Обращаю внимание, что речь идет ТОЛЬКО о коррекции звукопроизношения.
Ошибка №3
В случае нарушения произношения нескольких звуков, начинают ставить только один.
Например, у ребенка нарушены звуки: [с], [ш], [р]. Начинают ставить звук [р], а остальные не трогают.
На самом деле нужно начинать ставить все звуки, так как бывает, что тот звук, который не ожидался, появился быстрее, чем остальные. Более того, появление одного звука может подтянуть появление другого.
Так, может быть, после появления звука [ш], появляется звук [ж], а за ним и [р], после звука [с] появляется звуки [з] и [ц].
Ошибка №4
Неоправданно много времени уделяется общей артикуляционной гимнастике.
Общая артикуляционная гимнастика направлена на «разогрев», артикуляционного аппарата (например, «Лошадка»), и на переключение с одной позиции на другую (например, «Почистим зубки»). Но для постановки нужно отрабатывать упражнения, которые нужны именно для этого звука. Артикуляционная гимнастика — не панацея от всех логопедических бед, а просто разминка.
Ошибка №5
Не уделяется внимание дыханию.
Бывает, что одной из причин отсутствия звука является неправильное дыхание, соответственно, нужно выполнять упражнения, направленные на коррекцию правильного речевого дыхания.
Ошибка № 6
Взрослые пытаются длительное время вызвать звук с помощью подражания: «Ну скажи: рррыба!» «Скажи: шшшшапка!»
Если у ребенка нарушение тонуса артикуляционного аппарата, то по подражанию звук вызвать нельзя, нужны дополнительные способы воздействия.
Ошибка №7
Работа над звукопроизношениям заканчивается, как только появился звук.
На самом деле эта работа включает в себя следующие этапы:
- Подготовка к постановке звука (звуков).
- Постановка звука (звуков).
- Автоматизация звука (звуков):
- изолированно;
- в слогах;
- в словосочетаниях;
- во фразе;
- в тексте;
- в самостоятельной речи.
- Дифференциация звуков (в том случае, если ребенок смешивает звуки в речи).
- Развитие самоконтроля.
Один из самых длительных этапов — это автоматизация, а самый сложный для ребенка — это развитие самоконтроля (правда, есть исключения).
Особенно долго закрепляются звуки, которые изначально были межзубные. И звуки у детей с диагнозом «дизартрия».
В этой статье мы рассмотрели не все ошибки, которые совершают родители или педагоги при самостоятельной работе над логопедическими нарушениями, но, думаем, что все-таки убедили вас, что стоит обращаться к специалистам — квалифицированным логопедам хотя бы за первичной консультацией и получением плана ближайших действий.
Успехов Вам и Вашим детям!
Об авторе: Екатерина Мрачковская, логопед-дефектолог, логопед по скайпу, консультант, владелец частного логопедического кабинета в г. Саров, Нижегородская область (страница Вконтакте).
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.