Наглядно-дидактическое пособие «В стране Звукляндии» - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я

1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нагляднодидактическое пособие по автоматизации звука С] Интересные карточки

Наглядно-дидактическое пособие «В стране Звукляндии»

Наглядно-дидактическое пособие «В стране Звукляндии»

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Несформированность фонематического слуха у детей влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукосочетаний: звуков, слогов, слов, что явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма.

Наглядно-дидактическое пособие «В стране Звукляндии» предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Цель пособия: развитие фонематических процессов.

— закреплять представления детей о гласных и согласных звуках;

— учить характеризовать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

— развивать фонематический анализ;

— знакомить детей с буквенным изображением звуков.

Пособие состоит из 10 карточек с заданиями, которые распечатаны на бумаге формата А4 и заламинированы, что дает возможность его многократного использования. На части карточек представлены игры с липучками. Дети дошкольного возраста с интересом выполняют подобные задания.

Карточка 1. Гласные звуки.

Цель: Закрепление знаний детей о буквах, обозначающих гласные звуки.

Задание: Помоги Красному Гному выбрать только те буквы, которые обозначают гласные звуки. Прикрепи их на цветки.

Карточка 2. Красный поезд (+12 букв на липучках)

Цель: Закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках.

Задание: В красном поезде страны Звукляндии могут ехать только те пассажиры, чье название начинается на гласный звук. Посади пассажиров в поезд – проведи от животных линии к вагонам.

​​​​​​​ Карточка 3. Твердые согласные (+ 7 букв на липучках)

Цель закрепление знаний детей о буквах, обозначающих только твердые звуки.

Задание: Помоги Синему Гному выбрать только те буквы, которые обозначают всегда твердые звуки. Прикрепи их на облачка.

Карточка 4. Дом мягких звуков.

Цель: закрепление знаний детей о твердых и мягких согласных звуках.

Задание: В волшебном лесу страны Звукляндии есть зеленый домик. В нем живут те животные, чье название начинается на мягкий звук. Обведи тех жителей, которых ты поселишь в домик.

Карточка 5. Дом согласных звуков.

Цель: закрепление знаний детей о буквах, обозначающих парные по звонкости-глухости звуки.

Задание: Это домик согласных звуков. Если у звука нет звонкой или глухой пары, нарисуй рядом крестик. Если есть – напиши парную букву.

Карточка 6. Парочки.

Цель: Закрепление знаний детей о твердых и мягких согласных звуках.

Задание: Найди на полянке животных и предметы, чьи названия начинаются на парные по твердости-мягкости звуки. Соедини их линиями.

Карточка 7. Полянка глухих звуков (+ 6 колокольчиков на липучках)

Цель: закрепление знаний детей о звонких и глухих согласных звуках.

Задание: Это полянка глухих звуков. На ней живут только те насекомые и растения, чьи названия начинаются на глухой согласный звук. Закрой лишние предметы колокольчиком.

Карточка 8. Сбор урожая (+15 овощей и фруктов на липучках)

Цель: Закрепление знаний детей о гласных и согласных звуках.

Задание: Жители Звукляндии собирают урожай. Давай поможем им разложить фрукты и овощи по нужным корзинкам. В корзину Красного Гнома попадут только те овощи и фрукты, названия которых начинаются на гласный звук. У Синего Гнома будет корзинка с плодами, чье название начинается на твердый согласный звук, а у Зеленого Гнома – на мягкий согласный.

Карточка 9. На рыбалку (+10 рыбок на липучках)

Цель: развитие фонематического анализа.

Задание: Гномы страны Звукляндии выбирают рыбок для своего аквариума. Помоги им – посади в аквариум только тех рыбок, названия предметов на которых состоят из трех звуков.

Карточка 10. Красим дом (+24 картинки для звукового анализа)

Цель: развитие фонематического анализа.

Задание: Помоги Гномам покрасить бревна на домике. Сколько бревен и какого цвета нужно раскрасить, подскажет изображение в окошке. Проведи звуковой анализ слова и раскрась кружочки в нужный цвет (синий, зеленый, красный). Если останутся лишние кружочки – зачеркни их.

​​​​​​​ Список использованных источников:

Бесплатные иллюстрации и графика для вдохновения – Режим доступа: https://pixabay.com/ru/

Поисковая система Яндекс.Картинки – Режим доступа: https://yandex.ru/

Скачать бесплатно PNG – Режим доступа: https://www.freepng.ru/

PNG картинки с прозрачным фоном – Режим доступа: https://imgpng.ru/

ClipartMax – Режим доступа: https :// www . clipartmax . com /

Наглядно-дидактическое пособие «Интересные карточки» по автоматизации звука [Ш]

Галина Костюк
Наглядно-дидактическое пособие «Интересные карточки» по автоматизации звука [Ш]

Данное пособие я изготовила с помощью конструктора картинок с развивающего портала «Мерсибо». Оно состоит из 4 карточек формата А-4. На лицевой стороне — домик и картинки, которые «живут» в этом домике. На обратной стороне — описание игровых упражнений используемых в работе с пособием. Картинки подбирала таким образом, чтобы слова содержали минимум соноров. Раннее были опубликованы карточки на автоматизацию свистящих из данного пособия.

Дети с удовольствием занимаются по данным карточкам, им интересно, отсюда и название «Интересные карточки».

Наглядно-дидактическое пособие «Интересные карточки». Автоматизация звука Ш.

Цель: Автоматизация Ш в словах, в предложениях; развитие фонематического восприятия, грамматического строя, связной речи.

Карточка №1 Автоматизация Ш в начале слова.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

«Повторялки» Ребёнок повторяет названия картинок за взрослым (шапка, шуба, шиповник, шипы, шишка, шут, шлем, шмель, шахматы, шлюпка, шланг, шина, шкатулка, шпага, шкаф, школа, шило).

«Назови предмет и получи фишку» Ребёнок самостоятельно называет картинки, получает фишку за правильно произнесённое слово.

«Прятки» Ребёнок закрывает глаза, взрослый закрывает фишками несколько картинок. Ребёнок открывает глаза и называет картинки, которые «спрятались».

«Назови мебель» (транспорт, растения, одежду и т. д.)

«Один — много» 1-й ребёнок (или взрослый) — шкаф, 2-й ребёнок — шкафы и т. д.

«Какие слова живут в домике?» Взрослый закрывает карточку, ребёнок называет слова, которые запомнил.

«Телеграф» Ребёнок делит слова на слоги (прохлопывает, простукивает, выкладывает фишками).

«Продолжи предложение» Взрослый говорит начало предложения, ребёнок заканчивает. Например:

Над кустом шиповника летает мохнатый (шмель). На ветках шиповника есть колючие (шипы).

«Что между, чем находится» Ребёнок составляет предложения по образцу: Шуба находится между шапкой и шиповником.

«У меня нет чего-то, но у меня есть что-то» 1-й ребёнок (или взрослый) – У меня нет шапки, но у меня есть шуба. 1-й ребёнок — У меня нет шубы, но у меня есть шиповник.

«Подбери предмет к действию» летает (шмель, растёт (шиповник, стоит (шкаф, плывёт (шлюпка).

Карточка №2 Автоматизация Ш в середине слова.

«Повторялки» Ребёнок повторяет названия картинок за взрослым (каштан, каштаны, каша, Маша, шапка-ушанка, мишка, дедушка, бабушка, петушок, лягушка, подушка, кукушка, кошка, мышка, Антошка, окошко, башня шишка, машина).

«Назови предмет и получи фишку» Ребёнок самостоятельно называет картинки, получает фишку за правильно произнесённое слово.

«Прятки» Ребёнок закрывает глаза, взрослый закрывает фишками несколько картинок. Ребёнок открывает глаза и называет картинки, которые «спрятались».

«Назови мебель» (транспорт, растения, головной убор и т. д.)

«Один — много» 1-й ребёнок (или взрослый) — бабушка, 2-й ребёнок — бабушки

«Какие слова живут в домике?» Взрослый закрывает карточку, ребёнок называет слова, которые запомнил.

«Телеграф» Ребёнок делит слова на слоги (прохлопывает, простукивает, выкладывает фишками).

«Продолжи предложение» Взрослый говорит начало предложения, ребёнок заканчивает. Например:

На сосне висят (шишки). На окошке сидит (кошка). Кошка догоняет (мышку).

«Что между, чем находится» Ребёнок составляет предложения по образцу: Каша находится между каштанами и Машей.

«У меня нет чего-то, но у меня есть что-то» 1-й ребёнок (или взрослый) – У меня нет каштана, но у меня есть каштаны. 1-й ребёнок — У меня нет каштанов, но у меня есть каша.

«Подбери предмет к действию» летает (кукушка, растёт (каштан, стоит (башня, едет (машина).

Карточка №3 Автоматизация Ш в конце слова.

«Повторялки» Ребёнок повторяет названия картинок за взрослым (гуляш, карандаш, малыш, камыш. финиш, мякиш, душ, детёныш, мышь, ландыш).

«Назови предмет и получи фишку» Ребёнок самостоятельно называет картинки, получает фишку за правильно произнесённое слово.

«Прятки» Ребёнок закрывает глаза, взрослый закрывает фишками несколько картинок. Ребёнок открывает глаза и называет картинки, которые «спрятались».

«Назови продукты» (растении, школьные принадлежности и т. д.)

«Один — много» 1-й ребёнок (или взрослый) — малыш, 2-й ребёнок — малыши

«Какие слова живут в домике?» Взрослый закрывает карточку, ребёнок называет слова, которые запомнил.

«Телеграф» Ребёнок делит слова на слоги (прохлопывает, простукивает, выкладывает фишками).

«Продолжи предложение» Взрослый говорит начало предложения, ребёнок заканчивает. Например:

Читать еще:  Инструкция по применению и отзывы о чае с фенхелем

Повар приготовил вкусный (гуляш). В саду распустился ароматный (ландыш).

«Что между, чем находится» Ребёнок составляет предложения по образцу: Карандаш находится между гуляшом и малышом.

«У меня нет чего-то, но у меня есть что-то» 1-й ребёнок (или взрослый) – У меня нет гуляша, но у меня есть карандаш. 1-й ребёнок — У меня нет карандаша, но у меня есть малыш.

«Подбери предмет к действию» пищит (мышь, растёт (камыш, смеётся (малыш, едет (машина, пахнет (ландыш).

Карточка №4 Автоматизация звука Ш в начале, в середине, в конце слова

«Повторялки» Ребёнок повторяет названия картинок за взрослым (шапка, шаль, шина, шляпа, шкаф, чашка, лошадь, машина, душ, плюшка, клюшка, мышка, избушка, подушка, мошка, лягушка, камыш, дедушка, башня, кошка).

«Назови предмет и получи фишку» Ребёнок самостоятельно называет картинки, получает фишку за правильно произнесённое слово.

«Прятки» Ребёнок закрывает глаза, взрослый закрывает фишками несколько картинок. Ребёнок открывает глаза и называет картинки, которые «спрятались».

«Назови слова, в которых звук Ш находится в начале» (в середине, в конце)

«Назови насекомых» (посуду, растения, домашних животных, людей)

«Подбери предмет к действию» летает (мошка, растёт (камыш, стоит (шкаф, едет (машина)

«Один — много» 1-й ребёнок (или взрослый) – чашка, 2-й ребёнок — чашки

«Какие слова живут в домике?» Взрослый закрывает карточку, ребёнок называет слова, которые запомнил.

«Телеграф» Ребёнок делит слова на слоги (прохлопывает, простукивает, выкладывает фишками).

«Продолжи предложение» Взрослый говорит начало предложения, ребёнок заканчивает. Например:

На окошке сидит пушистая (кошка).

«Что между, чем находится» Ребёнок составляет предложения по образцу: Шаль находится между шапкой и шиной.

«У меня нет чего-то, но у меня есть что-то» 1-й ребёнок (или взрослый) — У меня нет шапки, но у меня есть шаль. 2-й ребёнок – У меня нет шали, но у меня есть шина.

Дидактическое пособие «Домино» для автоматизации звуков Работая с дошкольниками, ищу новые, а главное смысловые пособия, чтобы не было необходимости просто повторять за логопедом какие-то слова.

Картотека по автоматизации звука [л’] Карточка 1. Автоматизация звука [л]Звук [л’] Артикуляционная и фонетическая характеристика звука [л’] Губы улыбаются. Зубы на маленьком.

Конспект занятия по автоматизации звука [р] Открытое занятие для воспитателей и родителей воспитанников детского сада Автоматизация звука «Р» Цели: 1. Коррекционно – образовательная:.

Наглядно-дидактическое пособие «Четыре стихии» .

Наглядно-дидактическое пособие «Дикие и домашние животные» Цель: научить детей различать диких и домашних животных. Задачи, решаемые при работе с данным пособием: 1. Расширить знания детей о местообитании.

Наглядно-дидактическое пособие к проекту «Птицы — метеорологи» Цель: Развитие познавательно-мыслительной деятельности ребёнка на основе использование народных примет о погоде в повседневных наблюдениях.

Наглядно-дидактическое пособие по автоматизации звука [Ш] «Звуковая рамка» Наглядно-дидактическое пособие по автоматизации звука [Ш] «Звуковая рамка»Важный и ответственный этап в коррекционно-логопедической работе.

Наглядно-дидактическое пособие «Птичкина неделька» Наглядно-дидактическое пособие «Птичкина неделька»цель: научить детей в игровой форме дням недели, запоминая их последовательность. задачи:.

Наглядно-дидактическое пособие по ФЭМП покормим наших собачек Всем здравствуйте я со соими детками всегда креативлю. Придумываю Что нибудь инресное. У детей повышается интерес.

Дидактическое пособие для автоматизации звука [Ш] Цель: Автоматизация звука «Ш» Задачи: -Автоматизация звука»Ш» в словах. -Развивать познавательную деятельность. -Развивать у детей зрительное.

Карточки по автоматизации звуков. Наглядно-дидактическое пособие «Интересные карточки». Автоматизация звука С

Автоматизация звуков — длительный процесс, который невозможно представить без участия родителей.

Работая в ДОУ, я столкнулась со следующей проблемой. Часто родители, получив на выходные дни тетрадь с заданиями, не возвращают ее всю неделю или совсем теряют. Поэтому воспитатели не имеют возможности заниматься с детьми индивидуально по заданиям логопеда. У нас такие «забывчивые» родители получают домой карточку с заданиями для автоматизации звуков (с фамилией ребенка и пометкой задания) вместо тетради. Карточек в начале года распечатываю всегда с большим запасом (можно даже на черновиках), поэтому от их потери не расстраиваюсь.

Может быть у вас тоже есть такие родители? А если нет, то можете экономить свое время, вкладывая карточки в тетради для домашних заданий ответственным родителям.

Это только часть карточек. Есть еще и на дифференциацию звуков. Работаю над подбором заданий на развитие лексико-грамматического строя.

Карточки с заданиями для автоматизации звуков

Устиненко Алла Васильевна,
учитель-логопед МБДОУ №19
«Ивушка» г. Сальска

Твердые и мягкие согласные звуки – это набор из двадцати карточек, являющиеся отличным дидактическим материалом для обучения чтению и формирования у ребенка понимания таких терминов, как «мягкие» и «твердые» звуки. Эти карточки с одинаковым успехом могут быть использованы и для домашних занятий по грамматике, и на обучающих занятиях в детских садах и школах раннего развития. Вашему вниманию предлагается цветной вариант карточек. Зеленым цветом на них окрашены мягкие согласные, синим – твердые. Распечатав их на цветном принтере и предварительно разрезав, вы можете использовать их для демонстрации твердых и мягких звуков.

По твердости и мягкости звука согласные образуют пятнадцать пар: [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [п] — [п’], [ф] — [ф’], [к] — [к’], [т] — [т’], [с] — [с’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’], [л] — [л’] и [х] — [х’]. Например, буква «Р» в разных словах может произноситься твердо – «рыба» и мягко — «река». Для обозначения мягкости используется специальный значок: [‘].

Но существую звуки, у которых нет пары по мягкости. Например: [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие, а [ж] , [ш], [ц] всегда твердые. Все остальные существительные являются мягкими, если за ними стоят гласные я, ю, ё, е, и или ь, и твердыми, если стоят в паре с другими гласными и согласными.

На нашем сайте карточки Твердые и мягкие согласные звуки родители и воспитатели детских садов могут скачать бесплатно. Есть и другие наборы карточек, которые помогут вам самостоятельно подготовить ребенка к школе.

Карточки по автоматизации звуков

С № 1 автоматизация звука С в прямых слогах и словах

Са – со – су – сы су – сы – со – са

Со – су – са – сы сы — се – са – со

Сани, сабля, салат, салют, сатин, сапог, сахар, сайка, сам, сад, оса, коса, лиса, роса, досада, писать, кусать, посадка, краса, колбаса, гусак.

Соня, соль, сок, сон, сом, сопка, сотня, сокол, совы, песок, кусок, голосок, колосок, осока, колесо, фасоль, рассол, носок, лесок, босой, высокий.

Сумка, сук, суп, суть, сурок, суд, судно, сухо, рисую, несут, пасу, посуда, колбасу, вынесу.

Сын, сыт, сыпь, сынок, сырок, сыпать, сыч, носы, весы, косы, кассы, лисы, усы, босые, посылка, посыпка, волосы, полосы.

Выучить чистоговорку:

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Сани колесо.

Су – су – су – было холодно в лесу.

С №2 С в сочетании с согласными звуками

Сва, сво

Сварить, свалить, сваи, сварка, свадьба, свой, свод, небосвод, освободить, сводный.

Ска, ско, ску

Скала, скатерть, скакалка, скакать, скамейка, сколько, скоро, сковорода, скупить, скулить.

Сла, сло, слу, слы

Слава, сладко, славно, слабый, словно, слон, слово, слух, слушать, случай, слыть, слышать.

Сму, смо, смы, сна, сно, сны

Смог, смотр, смолы, смуглый, смыть, снаряд, снова, сноп, сны.

Спа, спо, спу

Спартак, спать, спалить, спор, спорт, спокойно, спутник, спутать, спугнуть.

Ста, сто, сту, сты

Стая, сталь, стакан, стать, ставни, ставить, старик, стол, стоя, сто, столько, стойка, стопка, стон, стук, ступа, стужа, студень, студить, ступеньки, стынуть.

Выучить чистоговорку:

Са – са – са – вот летит оса.

Су – су – су – не боюсь осу.

Сы – сы – сы – нет осы.

Со – со – со – у Сони колесо.

С №3 Произносить предложения

У сома усы. У папы усы. У осы усы. Соня у сосны. Сосна высокая. У сосны упал сук. У дома сад. В саду беседка. В беседке скамейка. Судно идет к полюсу. Соня несет сумку. Собака ест мясо. Наступила осень. Осыпались листья. На суку сидит сорока. Днем совы спят. Мама сварила суп. В огороде растут подсолнухи. В стакане сок. У Саши новая сорочка. На соломе сидит собака. Высоко в небе летит самолет. В саду стоит стол и скамейка. Самосвал свалил песок. Слава видел космонавтов. Соты с медом. Сухая солома. Новая софа. Суп с салом. Соленое сало. Сытный суп. Сутулая спина. Соловьиная песня. Я спал на соломе. Соня солила салат. Саня написал письмо Соне. У Ларисы новые сапоги. Саня снял сандали. Соня спала на соломе. Слава сломал стул. Соня пела соло. Блюдо со спелыми сливами поставили на стол. Самолет летит высоко над лесом. Самолет оставил в небе белый след. Толстый слой пыли на столе.

Читать еще:  Повышенное потоотделение – гипергидроз

Наглядно-дидактическое пособие по развитию речевых коммуникаций «Логокуб»

Автор: Кулагина Нина Степановна, учитель-логопед, МБДОУ Д/с N77 «Сказка» г.Якутск.

Скачать презентацию.

(сл.1) Вашему вниманию предлагается тренажер для коррекции и развития речевых коммуникаций в дидактических играх, предназначенный для детей старшего дошкольного возраста. Работа направлена на преодоление нарушений в употреблении лексико-грамматических конструкций у детей с ОНР, а также у детей с билингвизмом. Трудности усвоения лексики и грамматики занимают особое место в структуре речевого дефекта. Введение правильных речевых конструкций в связную речь требует от ребенка большого внимания, усилий. Данный этап коррекционной работы относительно долог в усвоении. Решению данных актуальных вопросов способствует многофункциональное наглядно-дидактическое пособие по развитию речевых коммуникаций «Логокуб».
(сл.2) Коррекционно-развивающая работа основана на методе наглядного моделирования. Пособие представлено в виде куба, на четырех сторонах которого имеются карманы, в них вставляются карточки-символы и картинки (предметные, описательные, тематические и др.). Дети в процессе речевых игр, имеют возможность опираться в своих высказываниях на карточки-символы и картинки. Зрительные опоры напоминают правильный вариант ответа, что и помогает детям строить свое речевое высказывание. Внутри куба хранится наглядный материал (карточки-символы и картинки).
(сл.3,4) Для коррекции и развития лексико-грамматических категорий у детей мы используем любые познавательно-речевые игры с применением карточек-символов тренажера «Логокуб». Данные игры могут вводиться на этапе автоматизации звука в словах и предложениях, при составлении рассказа-описания, в играх на усвоение лексико-грамматических конструкций. Игры проводятся индивидуально и с подгруппой детей.
В коррекционно-логопедической работе, посредством «Логокуба», мы ставим цель — применяя наглядное моделирование, способствовать активному познавательно-речевому развитию детей при формировании лексического запаса, усвоении грамматического строя речи. Решаем задачи: постепенно развивать связные высказывания детей и правильно их грамматически оформлять; расширять и активизировать словарный запас; развивать мыслительную деятельность детей; развивать произвольное внимание, память, мышление, что является необходимым условием для успешного разностороннего развития детей.
В коррекционно-развивающей работе по преодолению нарушений ЛГК используют различные приемы и методы. Мы с вами хорошо знакомы с видами наглядного моделирования: звуковой анализ слов, при обучении грамоте дошкольников; опорные схемы по составлению рассказов; многие в своей работе используют мнемотаблицы; наверняка вы слышали о методе «Блисс-коммуникации» в работе с неговорящими детьми. Наглядное моделирование является перспективным направлением совершенствования коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Многие авторы (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Ю.Ф. Гаркуша) разрабатывают вопросы применения наглядного моделирования для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников.
(5сл.) К основным приемам НОД, в работе на «Логокубе» относятся: образец, объяснение, повторение, пример правильной речи ребенка, употребление сопряженной речи (а за ней отраженной, у кого ошибки устойчивые), исправление, подсказка и др. Именно при повторении, при отработке правильных форм помогают наглядные модели – они, как подсказки для детей. Наглядные модели (карточки-символы) составляют основу пособия «Логокуб». Вращая куб, дети могут выбрать игру-упражнение по желанию; могут проверить себя, выбирая для игры нужные карточки-символы; могут себя оценивать смайликами.
(6сл.) В речевые игры наглядные модели включаются постепенно, от простого к сложному. Детям дается понятие: слово-предмет, слово-действие, слово-признак. Вводятся карточки-символы для определения словоизменения существительных. Дети слушают логопеда, который голосом подчеркивает окончание (суффикс, или приставку), и сравнивает вновь образованную форму слова с начальной формой. Далее, в игровой форме тренируется однословный ответ с утрированным произношением и т.д. Включаются наглядные модели для игр: «Угадай для кого эта вещь» (словоизменение: прилагательные в сочетании с существительными по родам), «Маленькое — огромное» (словоизменение: существительные или прилагательные при помощи суффиксов), «Путешествие на машине» (словоизменение: преобразование действия при помощи приставочных глаголов) и др.
(сл.7) В работе с детьми с ОНР, с билингвизмом, речевые игры-упражнения на основе наглядного моделирования проводятся с последующим усложнением: сначала отрабатываются отдельные слова при помощи предметов, предметных картинок, на основе наглядных карточек-символов; постепенно усложняются грамматические формы на уровне словосочетания, предложения с добавлением 2-3 наглядных моделей для согласования разных частей речи в роде, числе, падеже, принадлежности времени глаголов и т.д.; речевые игры-упражнения могут иметь в основе опорные таблицы для составления описательного рассказа, рассказа, пересказа.
Введение наглядных моделей в процесс коррекционного обучения, позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции слов и предложений, описывать предметы, составлять рассказ и др. Результаты проводимого нами коррекционного обучения, при помощи речевых игр на «Логокубе», свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, билингвизм.

Автоматизация звука «С» в слогах и словах

Автор статьи: Голованова Алиса.

Работа над автоматизацией звука всегда строится от простого к сложному: сначала отрабатывается изолированный звук, затем звук в слоге, затем – в слове, в предложении и, наконец, в речи. В этой статье вы найдете примеры упражнений, стишков и игр на автоматизацию звука «С» в слогах и в словах.

Автоматизация звука С в прямых слогах (са, со, су, сы, сэ)

Упражнение «Капельки»: Предложите ребенку представить, что мы помыли руки под краном и теперь нужно стряхнуть с пальчиков капли воды. Большие пальцы обеих рук обхватывают мизинцы, имитируя стряхивание капелек. Четко произносим «са, са, са», стряхивая капли с мизинцев. Затем большие пальцы обхватывают безымянные и по тому же принципу отрабатываем слог со, затем – средние пальцы и слог су, указательные – слог сы, и снова мизинцы и слог сэ.

Упражнение «Дорожки на ладошке»
Предложите ребенку провести указательным пальцем «дорожку» от центра ладони к кончику каждого пальца. «С» произносим долго, а гласную – коротко.
Большой палец: С-С-С-С-СА
Указательный палец: С-С-С-С-СО
Средний палец: С-С-С-С-СУ
Безымянный палец: С-С-С-С-СЫ
Мизинец: С-С-С-С-СЭ

Еще больше упражнений на автоматизацию в прямых слогах — на logopeddoma.ru

Автоматизация звука С в обратных слогах (ас, ус, ос, ис, ыс, ес)

Попросите ребенка вспомнить и напеть свою любимую мелодию – это может быть любая песенка. На бумаге напишите ряд обратных слогов.

АС-ОС-УС-ИС-ЫС-ЕС. Пропойте строчку со слогами на мотив песенки сначала сами, а затем вместе с ребенком. Потом ребенок может попробовать спеть слоги самостоятельно или попробовать другую мелодию.

Еще интересные игры на автоматизацию звука С в слогах вы сможете найти на сайте maam.ru

Стишки на автоматизацию звука С

Повторяйте такие стишки с ребенком для отработки слогов и слов со звуком С.

Соня очень любит спать.
Соню соней стали звать.
Соня – соня спит весь день.
Погулять ей даже лень.
Посмотри – ка, Сонюшка,
На дворе – то солнышко!
***
Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит,
Он под снегом тоже спит.

Еще больше стихов со звуком С на сайте Дошколенок

Чистоговорки для автоматизации звука С

Са-са-са — у Сани коса.
Сы-сы-сы — у осы усы.
Ос – ос – ос — я несу поднос.
Ис – ис – ис — в саду цветет ирис.
Су-су-су — было холодно в лесу.
Ас-ас-ас — у нас свет погас.

Много веселых чистоговорок, которые помогут в работе над звуком С, можно найти на defectus.ru

Конспекты логопедических занятий и презентации уроков по автоматизации звука С

Также будет полезен склад логопедических карточек на автоматизацию звука С на nsportal.ru

Онлайн-игры для работы с произношением звука С

  • Где спрятался звук С? Ребенок смотрит на изображения предметов и отвечает, где в этих словах находится звук с: в начале, в середине или в конце слова. играть
  • Игра на отработку звука С в прямых слогах: ребенок смотрит на изображенные предметы, называет их и составляет с ними предложения. играть
  • А здесь вы сможете найти разнообразные олнайн-игры на автоматизацию звука С, в которые можно играть с ребенком бесплатно: найди пару (стул-стол, санки-снежинка…), лото со словами, где есть звук С, пазлы и так далее.
Читать еще:  Нервная гипертония как лечить повышенное давление при стрессе

Готовые игры и пособия для автоматизации звука С

Посмотрите несколько вариантов интересных и полезных игр для формирования правильного звука С:


  • Логопедическое лото «Говори правильно», звук С – соединяем цветные карточки и отрабатываем звук С.
  • Игра «Звуковые ходунки С, Сь, З, Зь» – увлекательная игра-«ходилка»: бросаем кубик, чтобы передвигать фишку, и правильно произносим выпавшее слово.
  • Логопедический калейдоскоп – планшет для отработки звуков с множеством вариаций игры: выбираем фишку с нужным звуком и отрабатываем звуки, используя плашки и разные варианты игры.
  • Логопедическое домино «Звук [С]» – 9 игр с цветными карточками на развитие правильного произношения.
  • Развивающая пластиковая игра «Логопедическая полянка С-З» – игра с использованием стирающегося маркера на постановку звуков С и З.
  • Подвижная игра «Звуковые шапочки»

Узнать подробнее об этих играх, а также приобрести их можно в интернет-магазине Игросити

Дидактические игры по автоматизации звуков [Р], [Ш], [Л] и развитию познавательных процессов у дошкольников с ОНР

[Р], [Ш], [Л])

Авторы-составители:

учитель-логопед

Вокина Анна Александровна

педагог-психолог

Теребилина Ольга Васильевна

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи. Для детей с ОНР характерными являются:

неустойчивость внимания, снижение его объема, ограниченные возможности его распределения;

снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

отставание в развитии словесно-логического мышления.

Включение в логопедические занятия заданий по коррекции и развитию познавательных процессов позволяет повысить уровень развития памяти, внимания, мышления детей с ОНР и тем самым увеличить эффективность логопедической работы.

Игры на развитие памяти:

  1. «Шапка-невидимка»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: небольшие предметы, фигурки из киндер-сюрпризов, в названии которых есть звук [Ш], (мышка, кошка, карандаш, машинка, шишка и др.).

Ход игры: в течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их, правильно произнося звук [Ш].

  1. «Кто живет в зоопарке»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Оборудование: 4–5 картинок с изображением животных или небольшие фигурки животных (корова, воробей, грач, сорока, тигр, зебра, бобер, барсук, носорог, крот, кенгуру и др.).

Ход игры: логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки (фигурки), запомнить, какие животные живут в зоопарке, и перечислить их по памяти.

  1. «Фотограф»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Ход игры: ребенок играет роль фотографа. Он внимательно рассматривает того, кого будет фотографировать (или картинку с изображением ребенка или любой предмет), потом отворачивается и дает его словесный портрет, отвечая на вопросы логопеда:

– Какая рубашка у Юры? (У Юры красная рубашка.)

– Какие шорты у Юры? (У Юры черные шорты.)

– Что Юра держит в правой руке? (Юра держит в правой руке карандаш.)

– Что у него в другой руке? (В другой руке у него красный шар.)

  1. «Магазин»

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях.

Оборудование: натуральные предметы, муляжи овощей и фруктов или предметные картинки, в названии которых есть звук [Л] (яблоки, свекла, лук, халва, халат, заколка, лупа, булавка, лодка, кукла, белка, палка, скакалка, мел, иголка, бутылка и т. д.)

Ход игры: логопед может послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 2–3 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5–7. После того как ребенок вернется из «магазина» и принесет покупки, он рассказывает логопеду, что он купил, правильно произнося звук [Л]. Например: «Я купил в магазине яблоки, клубнику и лук», или: «Я купила две свеклы и одно яблоко», или: «Я купила две заколки, одну булавку и пять вилок», или: «Я купила голубое платье и белые колготки».

  1. «Мемори»

Цели:

  • развитие и тренировка кратковременной зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Л] в словах.

Оборудование: набор карточек (5 пар) с изображениями, содержащими в названии звук [Л], например: лампа, лупа, ложка, лыжи, ласточка.

Ход игры:

карточки тщательно перемешиваются между собой и раскладываются в случайном порядке «рубашкой» вверх в любом порядке, главное, чтобы карточки не перекрывали друг друга. Ребенок и логопед могут открыть и назвать любые две карточки за один ход. Если при открытии образовалась «парочка», то игрок забирает обе карточки себе и делает следующий ход. Если картинки на перевернутых карточках разные, то игрок кладет открытые карточки на их прежнее место лицевой стороной вверх так, чтобы все участники игры могли на них посмотреть и запомнить их расположение, после чего открытые карточки переворачивают обратно «рубашкой» вверх и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех парных карточек за игру.

  1. «Запомни слова»

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: карточка со словами для запоминания; карточка с картинками, предъявляемыми ребенку на слух (шапка, ромашка, мышка, крыша, мишка) и «лишними» картинками.

Ход игры: логопед медленно называет слова, предназначенные для запоминания. Ряд слов предъявляется дважды. Затем логопед дает ребенку карточку с картинками. Ребенок обводит и называет картинки, названия которых нужно было запомнить.

Игры на развитие мышления

  1. «Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды)

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать смысловые ряды и досказать слово, которое подходит по смыслу. Логопед следит за правильностью произнесения звука [Р] в этих словах:

белка – дупло, лиса –… (нора);

белка – орехи, корова – … (трава);

сачок – бабочка, удочка – … (рыба);

котенок – кошка, теленок – … (корова);

поезд – рельсы, автобус – … (дорога);

человек – дом, крот – … (нора);

молоток – гвозди, топор – … (дрова);

человек – ребенок, дрозд – … (дрозденок);

барабан – барабанщик, труба – … (трубач);

пальто – пуговица, ботинок –… (шнурок);

солонка – соль, сахарница – … (сахар);

лиса – нора, медведь – … (берлога);

гвозди – молоток, гайка – … (отвертка);

краски – художник, лекарства – … (врач);

крановщик – кран, тракторист – … (трактор);

шкаф – одежда, холодильник – … (продукты);

картина – художник, суп – … (повар);

жираф – юг, морж – … (север).

  1. «Назови одним словом»

Цели:

  • развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию);
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу одним словом, правильно произнося звук [Р].

Окунь, лещ, щука – это… (рыбы).

Москва, Псков, Новгород – это… (города).

Россия, Англия, Франция – это… (страны).

Лимон, виноград, груша – это… (фрукты).

Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт).

Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры).

Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки).

Топор, молоток, грабли – это… (инструменты).

Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты).

Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии).

  1. «Четвертый лишний»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Оборудование: предметные картинки со звуком [Ш].

Ход игры: логопед предлагает ребенку рассказать, какая из четырех картинок лишняя и почему.

  1. «Исправь ошибки»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях;

Ход игры: логопед читает ребенку предложения со смысловыми ошибками. Ребенок должен исправить ошибки и правильно произнести переделанные предложения.

(Пример: платье надело Аллу. Халва съела Володю и т. п.).

  1. «Составь предложение»

Цели:

  • развитие мышления (развитие у детей способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов);
  • автоматизация звука [Р] в предложениях.

Ход игры: детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, в названии которых есть звук [Р]. Затем дается задание: составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

Игры на развитие внимания:

  1. «Чего не стало»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звук [Р].

Ход игры: логопед предлагает ребенку запомнить 4–5 картинок, лежащих на столе. Затем ребенок отворачивается, логопед убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, чего (кого) не стало.

  1. «Слушай и повторяй»

Цели:

  • развитие внимания;
  • автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать несколько слов и назвать только то, что можно есть:

лук, лампа, свекла;

лыжи, яблоко, халва;

булка, масло, колбаса;

баклажан, мыло, пастила.

  1. Та же игра на автоматизацию звука [Р]:
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru