Афазия моторная сенсорна амнестическая — симптомы лечение - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я

0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Афазия моторная сенсорна амнестическая — симптомы лечение

Нейрохирург

Опухоли головного мозга

Это новообразования, возникающие в структурах головного мозга.

Виды опухолей:

Опухоли лобной доли

Причины
  • генетическая предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • вирусная инфекция
Симптомы
  • эпилептические припадки;
  • грубое нарушение поведения – «лобная психика» (агрессивность, неряшливость, отсутствие самокритики и др.);
  • расстройство координации движений (стояния и ходьбы);
  • моторная афазия (нарушение произношения слов при сохраненном понимании обращенной речи);
  • снижение обоняния;
  • гиперкинезы (непроизвольные движения)
Диагностика
  • компьютерная томография с контрастированием сосудов;
  • магнитно-резонансная томография с контрастирование сосудов;
  • спинномозговая пункция;
  • электроэнцефалография;
  • определение опухолевых маркеров;
  • рентгенография турецкого седла
Лечение
  • консервативная терапия показана при аденоме гипофиза;
  • оперативное вмешательство (удаление опухоли и ее метастазов);
  • химио-, иммуно-, лучевая терапия

Опухоли центральной извилины

Причины
  • генетическая предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • вирусная инфекция
Симптомы
  • нарушение чувствительности и движений в конечностях;
  • моторная афазия (нарушение произношения слов при сохраненном понимании обращенной речи);
  • эпилептические припадки
Диагностика
  • компьютерная томография с контрастированием сосудов;
  • магнитно-резонансная томография с контрастирование сосудов;
  • спинномозговая пункция;
  • электроэнцефалография;
  • определение опухолевых маркеров;
  • рентгенография турецкого седла
Лечение
  • консервативная терапия показана при аденоме гипофиза;
  • оперативное вмешательство (удаление опухоли и ее метастазов);
  • химио-, иммуно-, лучевая терапия

Опухоли височной доли

Причины
  • генетическая предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • вирусная инфекция
Симптомы
  • головная боль;
  • эпилептические припадки по типу абсанса (отключения сознания);
  • зрительные, слуховые и обонятельные галлюцинации;
  • расходящееся косоглазие;
  • опущение верхнего века;
  • сенсорная афазия (больные неправильно расставляют буквы в словах и слова в предложениях);
  • амнестическая афазия (человек забывает название предметов)
Диагностика
  • компьютерная томография с контрастированием сосудов;
  • магнитно-резонансная томография с контрастирование сосудов;
  • спинномозговая пункция;
  • электроэнцефалография;
  • определение опухолевых маркеров;
  • рентгенография турецкого седла
Лечение
  • консервативная терапия показана при аденоме гипофиза;
  • оперативное вмешательство (удаление опухоли и ее метастазов);
  • химио-, иммуно-, лучевая терапия

Опухоли верхней теменной дольки

Причины
  • генетическая предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • вирусная инфекция
Симптомы
  • нарушение кожной и мышечно-суставной чувствительности;
  • выпадение ощущения положения конечности в пространстве;
  • апраксия (затруднение целенаправленных движений)
Диагностика
  • компьютерная томография с контрастированием сосудов;
  • магнитно-резонансная томография с контрастирование сосудов;
  • спинномозговая пункция;
  • электроэнцефалография;
  • определение опухолевых маркеров;
  • рентгенография турецкого седла
Лечение
  • консервативная терапия показана при аденоме гипофиза;
  • оперативное вмешательство (удаление опухоли и ее метастазов);
  • химио-, иммуно-, лучевая терапия

Опухоли нижней теменной дольки

Причины
  • генетическая предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • вирусная инфекция
Симптомы
  • акалькулия (нарушение способности считать);
  • аграфия (нарушение способности писать);
  • алексия (нарушение способности читать);
  • астереогнозия (неспособность узнать предмет по его физическим свойствам);
  • апраксия (затруднение целенаправленных движений, не только руками, но и губами, языком)
Диагностика
  • компьютерная томография с контрастированием сосудов;
  • магнитно-резонансная томография с контрастирование сосудов;
  • спинномозговая пункция;
  • электроэнцефалография;
  • определение опухолевых маркеров;
  • рентгенография турецкого седла
Лечение
  • консервативная терапия показана при аденоме гипофиза;
  • оперативное вмешательство (удаление опухоли и ее метастазов);
  • химио-, иммуно-, лучевая терапия

Опухоли затылочной доли

Причины
  • генетическая предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • вирусная инфекция
Симптомы
  • зрительные галлюцинации;
  • нарушение цветоощущения;
  • выпадение полей зрения;
  • головная боль
Диагностика
  • компьютерная томография с контрастированием сосудов;
  • магнитно-резонансная томография с контрастирование сосудов;
  • спинномозговая пункция;
  • электроэнцефалография;
  • определение опухолевых маркеров;
  • рентгенография турецкого седла
Лечение
  • консервативная терапия показана при аденоме гипофиза;
  • оперативное вмешательство (удаление опухоли и ее метастазов);
  • химио-, иммуно-, лучевая терапия

Опухоли боковых желудочков мозга

Причины
  • генетическая предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • вирусная инфекция
Симптомы
  • приступы резкой головной боли с тошнотой, рвотой, повышением температуры тела, потерей сознания;
  • головокружение;
  • застойные явления глазного дна;
  • эпилептические припадки
Диагностика
  • компьютерная томография с контрастированием сосудов;
  • магнитно-резонансная томография с контрастирование сосудов;
  • спинномозговая пункция;
  • электроэнцефалография;
  • определение опухолевых маркеров;
  • рентгенография турецкого седла
Лечение
  • консервативная терапия показана при аденоме гипофиза;
  • оперативное вмешательство (удаление опухоли и ее метастазов);
  • химио-, иммуно-, лучевая терапия

Опухоли мозжечка

Причины
  • генетическая предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • вирусная инфекция
Симптомы
  • нарушение координации движений, расстройства статики и походки;
  • диффузные головные боли, чаще в ранние утренние часы, с тошнотой и рвотой;
  • боли локализуются в лобной, височной, затылочной области, могут отдавать в шею, надплечье;
  • головокружение;
  • вынужденное положение головы с наклоном ее вперед
Диагностика
  • компьютерная томография с контрастированием сосудов;
  • магнитно-резонансная томография с контрастирование сосудов;
  • спинномозговая пункция;
  • электроэнцефалография;
  • определение опухолевых маркеров;
  • рентгенография турецкого седла
Лечение
  • консервативная терапия показана при аденоме гипофиза;
  • оперативное вмешательство (удаление опухоли и ее метастазов);
  • химио-, иммуно-, лучевая терапия

Опухоли среднего мозга

Причины
  • генетическая предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • вирусная инфекция
Симптомы
  • диффузные головные боли, чаще в ранние утренние часы, с тошнотой и рвотой;
  • боли локализуются в лобной, височной, затылочной области, могут отдавать в шею, надплечье;
  • головокружение;
  • снижение мышечного тонуса;
  • застойные явления глазного дна;
  • утрата реакции зрачка на свет;
  • сонливость;
  • повышение аппетита;
  • преждевременное развитие вторичных половых признаков у детей
Диагностика
  • компьютерная томография с контрастированием сосудов;
  • магнитно-резонансная томография с контрастирование сосудов;
  • спинномозговая пункция;
  • электроэнцефалография;
  • определение опухолевых маркеров;
  • рентгенография турецкого седла
Лечение
  • консервативная терапия показана при аденоме гипофиза;
  • оперативное вмешательство (удаление опухоли и ее метастазов);
  • химио-, иммуно-, лучевая терапия

Опухоли гипофиза (аденома)

Причины
  • генетическая предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • вирусная инфекция
Симптомы
  • акромегалия;
  • болезнь Иценка-Кушинга;
  • выделение молока из груди (галакторея);
  • гиперфункция щитовидной железы;
  • нарушение менструального цикла у женщин, потенции у мужчин;
  • снижение остроты зрения
Диагностика
  • компьютерная томография с контрастированием сосудов;
  • магнитно-резонансная томография с контрастирование сосудов;
  • спинномозговая пункция;
  • электроэнцефалография;
  • определение опухолевых маркеров;
  • рентгенография турецкого седла
Лечение
  • консервативная терапия показана при аденоме гипофиза;
  • оперативное вмешательство (удаление опухоли и ее метастазов);
  • химио-, иммуно-, лучевая терапия
Записаться на прием

Для записи на консультацию к нашим специалистам просто позвоните по телефону +7 (3952) 23-17-03 в часы работы регистратуры (пн-сб с 8:00 до 20:00) или по сайту .

Не занимайтесь самолечением!
Поставить правильный диагноз и назначить лечение может только врач.

Афазия

Афазия – нарушение речи, как высшей психической функции, вызванное поражением коры головного мозга.

Причиной возникновения афазии могу быть: нарушения мозгового кровообращения (инсульт, ишемия головного мозга), черепно-мозговая травма, онкологические заболевания, перенесенные нейроинфекции, заболевания токсического генеза.

Классификация афазии

Речь, как высшая психическая функция может быть нарушена по разным механизмам. Нервные клетки, обеспечивающие работу различных компонентов речевой системы, расположены в разных отделах головного мозга. Таким образом, механизм нарушения речи при афазии зависит от того, какой участок головного мозга пострадал в результате вредного воздействия.

Различают несколько видов афазий:

  • Динамическая афазия – поражение задних лобных отделов коры левого полушария головного мозга у правшей (нарушение в звене программирования речевого высказывания и речевой инициативы);
  • Эфферентная моторная афазия – поражение премоторных отделов коры левого полушария головного мозга у правшей (нарушение в звене организации серийного артикуляционного движения и внутреннего проговаривания);
  • Афферентная моторная афазия – поражение теменных отделов коры левого полушария головного мозга у правшей (нарушение в звене поиска артикуляций для отдельных звуков);
  • Сенсорная афазия – поражение передних височных отделов коры левого полушария головного мозга у правшей (нарушение в звене понимания звуков речи);
  • Акустико-мнестическая – поражение средних височных отделов коры левого полушария головного мозга у правшей (сужение объема слухоречевой памяти и восприятия);
  • Амнестическая афазия – поражение теменных отделов коры левого полушария головного мозга у правшей (нарушение «памяти на слова»);
  • Семантическая афазия – поражение теменно-височно-затылочных отделов коры левого полушария головного мозга у правшей (нарушение в звене понимания пространственных отношений – предложные и грамматические конструкции).

Разные типы афазий могут давать внешне схожую симптоматику и дифференцируются только после углубленного обследования. Точная диагностика типа речевого нарушения необходима для составления адекватной программы восстановительного обучения. Часто встречаются смешанные типы афазий – сочетания нескольких видов одновременно.

Диагностика и лечение

Так как афазия является следствием тяжелого заболевания нервной системы, оказывающего сильное влияние на общее соматическое состояние организма — процесс лечения пациентов с афазией сложен и многогранен. В первую очередь необходимо привести пациента в стабильное соматическое состояние, позволяющее переносить педагогические нагрузки и усваивать информацию.

После преодоления острого периода за состоянием пациента следят врачи — невролог, кардиолог и терапевт, при необходимости назначаются консультации смежных специалистов (психиатр, окулист, оториноларинголог, гастроэнтеролог, нефролог). Периодически назначаются функциональные исследования — ЭЭГ, УЗДГ.

Как только пациент обретает достаточно сил и энергии для проведения реабилитационных мероприятий, к работе с ним подключаются логопед и нейропсихолог — специалисты, занимающиеся диагностикой состояния и развитием пострадавших высших психических функций (речь, мышление, память, восприятие, праксис).

Очень часто подобные пациенты нуждаются в прохождении курсов остеопатического лечения, лечебного массажа и физиотерапии.

В качестве перспективного физиотерапевтического воздействия при работе с пациентами с органическими поражениями головного мозга выделяют Транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС). Это неинвазивный метод, позволяющий стимулировать нервные клетки в пострадавших участках головного мозга, что приводит к их активации и включению в процесс обеспечения речи и других высших психических функций. Метод безболезненный, не имеет побочных эффектов и не требует никаких усилий со стороны пациента, что позволяет работать с самыми тяжелыми пациентами на тех стадиях, когда подключить к работе логопеда не представляется возможным. Также метод хорошо себя зарекомендовал как дополнение к работе нейропсихолога и логопеда. Реабилитационная работа на фоне проводимой транскраниальной магнитной стимуляции более эффективна и дает более значимые результаты.

Читать еще:  Перелом плюсневых костей стопы: признаки, лечение, восстановление

Афазия. Как в реабилитационных программах проходит восстановление речи после инсульта?

Проблемы с использованием или пониманием языка (афазия) появляются, согласно статистике исследований, проводимых НАБИ (Национальной Ассоциацией по борьбе с инсультом), у 25 больных из 100. Каждый четвертый больной ощущает трудности, связанные с вербальным общением — умением говорить, писать или понимать устный и письменный язык. Это свидетельствует о том, что острое нарушение мозгового кровообращения затронуло один или несколько центров контроля языка.

Афазия — это симптом повреждения головного мозга, а не болезнь. Насколько индивидуальна картина повреждений, настолько же индивидуально проявляется у каждого пациента афазия. Это условие и определяет индивидуальный характер подбора методик восстановления речи после инсульта для каждого пациента.

Выделяют четыре основных вида постинсультных нарушений речи

Повреждение языкового центра в доминирующем полушарии — область Брока — приводит к тому, что пациенты теряют способность передавать свои мысли с помощью связных и грамматически правильных языковых конструкций. И наоборот, патологические изменения в области Вернике (сенсорный центр) приводят к проблемам восприимчивости к языку. Такие пациенты с трудом понимают устную или письменную речь. Они часто строят правильные грамматические конструкции, но их высказывания могут быть лишены смысла. Наиболее тяжелая форма афазии (глобальная или тотальная) встречается у пациентов с обширными повреждениями нескольких областей мозга, отвечающих за понимание и речь. Самая легкая форма афазии — амнестическая — приводит к затруднению работы со словарным запасом.

Как на практике проявляются эти виды афазии?

Повреждение языкового центра в доминирующем полушарии — область Брока — приводит к тому, что пациенты теряют способность передавать свои мысли с помощью связных и грамматически правильных языковых конструкций. И наоборот, патологические изменения в области Вернике (сенсорный центр) приводят к проблемам восприимчивости к языку. Такие пациенты испытывают трудности с пониманием устной или письменной речи. Они часто строят правильные грамматические конструкции, но их высказывания могут быть лишены смысла. Наиболее тяжелая форма афазии (глобальная или тотальная) встречается у пациентов с обширными повреждениями нескольких областей мозга, отвечающих за понимание и речь. Самая легкая форма афазии — амнестическая — приводит к затруднению работы со словарным запасом.

Как на практике проявляются эти виды афазии?

  1. Моторная афазия. Вы знаете, что хотите сказать, но не можете найти (вспомнить, правильно употребить и произнести) нужные слова.
  2. Сенсорная афазия. Вы слышите, как кто-то говорит, или видите печатный текст, но не может понять смысл слов.
  3. Амнестическая афазия. Вы затрудняетесь с подбором и использованием правильных слов для обозначения некоторых людей, предметов, мест или событий.
  4. Глобальная афазия. Вы не можете говорить, писать, читать и не понимаете, что говорят вам.

Инсульт: восстановление речи. Упражнения

Пациентов с диагнозом афазия и нарушениями речи волнуют вопросы: возможно ли ее восстановление после инсульта в полном объеме и сколько на это потребуется времени?

Прежде всего, необходимо принимать во внимание необратимость процесса разрушения клеток мозга. Чтобы вернуть пациенту способность говорить, специалистам потребуется подобрать такие средства восстановления после инсульта, которые помогут переключить речевые функции на ближайшие не затронутые болезнью участки мозга. А сроки зависят, в том числе, и от высокой инертности клеток мозга – ведь необходимо переключить их на несвойственные им функции

Разработано множество методик восстановления речи после инсульта, которые могут ускорить этот процесс — речевая, мелодичная, визуальная, художественная и т.д. Эти логопедические методы применяются наряду с медикаментозной терапией – пациенту назначают препараты, способные подтолкнуть процессы образования новых нейронных связей.

Метод интонационной (мелодичной) терапии основан на «пении». Пациенту предлагается петь слова, которые не удается отчетливо произнести. Визуальная терапия использует возможность формирования ассоциаций между словами, обозначающими предмет, и их визуальным изображением.

Самая распространенная методика лечения афазии — речевая (логопедическая) терапия. Занятия по методике проводятся с логопедом-афазиологом и включаются в курс интенсивной реабилитации больных после инсульта в той мере, в которой это необходимо конкретному пациенту.

Упражнения для восстановления речи после инсульта начинаются с комплекса, который призван постепенно восстановить у пациента навыки владения артикуляционным аппаратом. Это может быть произнесение отдельных звуков, слогов или слов, проговаривание скороговорок. Упражнения выполняются с логопедом, а результаты закрепляются самостоятельно в свободное от занятий время. Чем интенсивнее занятия, тем больше вероятность восстановления.

Инсульт: восстановление речи и способы общения больных с окружающими

Если лечение нарушений речи начато сразу же, вероятность восстановления речи после инсульта высокая. Но чем больше прошло времени, тем медленнее идет восстановление. К сожалению, всегда остается вероятность, что дефекты в том или ином объеме сохранятся. Именно поэтому, продолжая занятия, нужно учиться жить дальше, приноравливаясь к своим дефектам. Искать и использовать подручные средства, чтобы находить обходные пути при общении.

Ниже приведены несколько способов, наладить общение больного с окружающими.

Если после инсульта восстановление речи идет медленно и вам тяжело произносить слова, используйте в качестве реквизитов общения предметы, картинки, фотографии. Рисуйте или пишите на бумаге.

Заведите коммуникационную книгу (или используйте планшет со специальной программой) в которой будут слова, изображения или символы, обозначающие понятия, необходимые для общения.

Создайте карточку с информацией о том, что у вас афазия и об удобном способе общения с вами. Носите ее с собой, отправляясь в магазин, аптеку или на прогулку. Покажите продавцу, водителю, любому человеку, с которым вам нужно пообщаться. Не стесняйтесь предлагать людям удобный для вас способ общения и люди обязательно откликнуться на вашу просьбу.

Используйте интернет (электронную почту или личную страницу в социальных сетях) для расширения практики общения с людьми. После инсульта и восстановления речи с логопедом постоянное общение – лучший способ закрепить полученные результаты и добиться положительной динамики.

Комментарий главного врача реабилитационного центра «Спутник в Комарово» Борисова А.В.

В клинической практике логопеда чаще встречаются смешенные формы афазии. И в каждом случае ему нужно искать и подбирать для пациента свой набор эффективных лечебных методик. При этом нельзя забывать, что есть лечебная стратегия — попытка вместе с логопедом-афазиологом восстановить то, что можно восстановить, а есть адаптационная, когда мы понимаем, что жить нужно уже сейчас, приноравливаясь к своему дефекту, вне зависимости от того, что с нами делают в настоящий момент специалисты. Люди часто забывают, что помимо поиска эффективных лечебных методик, новых лекарств (которых, как и методик с нормальной доказательной базой, не так много), есть еще возможности общения, которые нужно использовать независимо от дефектов, и тут может помочь только постоянная практика.

Афазия, как правило, не влияет на процесс мышления, и общаться с такими больными нужно как с взрослыми, умными людьми, однако стараясь делать предложения короткими и простыми. Произносить их медленно, четко артикулируя слова. Используя при необходимости любые средства и способы, облегчающие коммуникацию.

Афазии

Афазии – это речевые дефекты, появляющиеся при небольших повреждениях мозга, чаще всего страдает левое полушарие у «правшей», и заключающиеся в разнообразных формах изменения речи. Местоположение и величина очага нарушения, а также механизмы, лежащие в основе той или иной речевой патологии, определяют вариабельность системных нарушениях речи. Бывают разные формы афазии: эфферентная моторная; афферентная моторная; динамическая сенсорная; амнестическая; семантическая. Эти формы в общем виде классифицируются в три группы. К группе моторных нарушений относят афферентную, эфферентную и динамическую форму. Отличительной чертой этого типа заболевания является отсутствие экспрессивной речи, т.е. активного устного высказывания.

Эфферентная моторная афазия (Афазия Брока)

Ее возникновение связывают с нарушениями нижних отделов коры левого полушария. В данном случае человек может проговорить отдельные звуки но соединить их в слова, чтобы получилось целое слово и перейти с одного слога на другой, у больного не получается. При тяжёлых формах болезни человек начинает общаться с помощью жестов и мимики или использовать так называемые слово эмбол. При этом больной может произнести одно какое-то слово, которым он пытается заменить все остальные слова.

Читать еще:  Лечение переломов пястных костей

Афферентная моторная афазия, появляющаяся при повреждении задне-центральной и теменной областей.

У пациентов чаще всего изменяется подбор звука. Человек не произносит вообще слова. Однако непроизвольно часто у него это получается. Но если его попросить, то он не сделает этого. Больной не понимает, как сомкнуть или разомкнуть рот, куда необходимо поместить язык. То есть не знает, что именно надо делать, чтобы произнести какой-либо звук. Динамическая афазия характеризуется в невозможности построения внутреннего алгоритма высказывания и её выполнения, появляется вследствие повреждения префронтальной области левого полушария, локализованная рядом с зоной Брока. Речь скудна, спонтанна, замедляется, в ней нет динамики и экспрессивности. Наблюдается отсутствие во фразах глаголов, предлогов, сложных прилагательных и междометий.

Афазия Вернике, или сенсорная афазия.

Этот вид появляется когда поражена верхняя часть коры виска. Именно эта область, носящая название зоны Вернике, отвечает за восприятие и понимание слуховой части речи. Причина нарушение различения звукового состава слов. При этом физический слух у таких людей не нарушен. У них получается складывать слоги в слова и говорить. Они легко произносят простые и знакомые им слова, но не могут устно воспроизвести сложные или незнакомые. Приафазии такого типа речь человека простая, но запутанная. Тяжело понять смысл сказанного из-за нарушения структуры составленного предложения.

Амнестическая афазия возникает когда повреждена теменно-височная обл. Больной появляется забывчивость. Человек точно знает назначение предмета, но не помнит, как он называется, и не может его назвать, при этом имея смысловое представление о предмете. Больные не понимают смысла синонимов, антонимов, не могут подобрать обобщающего слова к группе понятий (мебель, обувь, игрушки). Часто данная афазия сопровождается дефектами счёта, арифметических действий, хотя больные прекрасно читают. Причина семантической афазии нарушения синтеза речи (схватывания информации). Этот вид заболевания встречается при повреждении нижней теменной доли.

Семантическая афазия проявляется неспособностью больного сопоставлять время и пространство. Такие люди прекрасно понимают речь, хорошо и правильно разговаривают, выполняют несложные просьбы. Семантическая афазия провоцирует нарушение понимании логических связей в речевых конструкциях. Пациентам непонятен смысл предлогов, определяющих местоположение. Слова «бежать», «прибежать», «убежать», «забежать» равнозначны. Пациентам с семантической афазией непонятны переносный смысл слов, поговорки, пословицы. При афазии этого вида читать пациенты способны, а вот пересказать то, что они прочитали своими словами не могут.

К причинам афазии относят:

  • Ишемический/геморрагический инсульт.
  • Онкология головного мозга.
  • Воспалительные его заболевания.
  • Прогрессирующие заболевания ЦНС.
  • Черепно-мозговые травма, так же последствия трепанации черепа и другие вмешательства на головном мозга.

Способы диагностики речевого нарушения

Диагностировать афазию, симптомы заболевания и её тип можно с помощью специально разработанных методик. Сюда входят различные тесты на определение речевых функций больного, его неврологического состояния. Для уточнения диагноза проводятся диагностические исследования: МРТ, КТ, ультразвуковая диагностика и другие методы. По результатам обследований и сбора анамнеза составляется план лечения пациента.

Методы лечения

Форма и причина афазии определяет лечебную тактику. Первоначально пытаются воздействовать на причину заболевания, например, онкология, воспаления, изменение мозгового кровообращения. Нужно понять, что при афазии восстановление речи занимает большой период, требует грамотного подхода. Комплексная терапия включает в себя как медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, так и логопедическое воздействие. Только при этих условиях возможна качественная коррекция речевых нарушений пациента.

Наши специалисты

Тарасова Светлана Витальевна

Эксперт № 1 по лечению головной боли и мигрени.
Руководитель центра лечения боли
и рассеянного склероза.
Сомнолог. Эпилептолог. Ботулинотерапевт.
Врач — невролог высшей категории.
Врач — физиотерапевт.
Доктор медицинских наук.
Стаж: 22 года.

Деревянко Леонид Сергеевич

Руководитель центра диагностики и
лечения нарушений сна.

Врач — невролог высшей категории. Вертебролог. Сомнолог. Эпилептолог. Ботулинотерапевт.
Врач — физиотерапевт.
Стаж: 22 года.

Безгина Елена Владимировна

Врач — невролог высшей категории. Ботулинотерапевт.
Врач — физиотерапевт.
Стаж: 23 года.

Дьяченко Ксения Васильевна

Руководитель центра лечения головокружений и
нарушений равновесия.
Врач — невролог высшей категории.
Ангионевролог. Нейрореабилитолог.
Врач — физиотерапевт.
Кандидат медицинских наук.
Стаж: 18 лет.

Дроздова Любовь Владимировна

Врач — невролог. Вертеброневролог. Озонотерапевт.
Врач — физиотерапевт.
Стаж: 16 лет.

Журавлёва Надежда Владимировна

Руководитель центра диагностики и лечения миастении.
Врач — невролог высшей категории.
Врач — физиотерапевт.
Стаж: 15 лет.

Фельбуш Антон Александрович

Руководитель центра экстрапирамидных заболеваний.
Врач — невролог. Паркинсонолог.
Врач — физиотерапевт.
Стаж: 9 лет.

Палагин Максим Анатольевич

Врач — невролог. Сомнолог. Эпилептолог. Ботулинотерапевт.
Врач — физиотерапевт.
Стаж: 5 лет.

Логопед дефектолог

  • О заболевании
  • Цены
  • Записаться

Инсульт – тяжелое состояние, с нарушением мозгового кровообращения, развитием неврологической симптоматики. Нарушение речевой деятельности возникает у 30% людей при поражении центра Брока – участка коры головного мозга, располагающегося в левом полушарии (у правшей). Один из первых признаков инсульта — нарушение речи, затрудненное произношение отдельных слов.

Последствия инсульта проявляются трудностями с пониманием письменной, устной речи, ослаблением памяти, мышления, нарушениями двигательной активности. Лечение и восстановление утраченных функций начинается после купирования тяжелых симптомов.

Как правило, расстройство речи хорошо подается лечению. Логопед для взрослых разрабатывает индивидуальные схемы упражнений. Схема терапии зависит от вида, тяжести нарушений, а также от своевременно начатого лечения. Коррекция нарушенных возможностей речевой деятельности начинается сразу после устранения угрожающего жизни состояния.

Успешность реабилитационных мероприятий зависит и от самого пациента, его упорства, терпеливости.

Виды нарушений:

Основные формы нарушений:

  • дизартрия;
  • афазия.

Дизартрия

Поражение ЦНС ведет к нарушению иннервации артикуляционного (речевого) аппарата. Для дизартрии, возникающей после инсульта характерно ограничение подвижности губ, языка, мягкого неба. Это затрудняет речь, но сохраняется способность к восприятию речи на слух, чтению. Человек разговаривает невнятно, искажаются произносимые звуки.

Четыре стадии дизартрии, зависящие от степени тяжести:

  • первая — легкая (расстройства практически незаметны, диагностировать изменения речи может только квалифицированный логопед);
  • вторая – в разговорной речи есть незначительные дефекты;
  • третья – речь понятна в основном только родственникам пациента;
  • тяжелая степень – утрачивается способность разговаривать.

Афазия

Афазия при инсульте возникает при поражении речевых отделов коры головного мозга, характеризуется расстройствами речевой деятельности, нарушением восприятия речи. Людям с афазией сложно разговаривать (подбирать слова), понимать разговор другого человека.

Виды афазии:

  • амнестическая – человек испытывает трудности в назывании предметов;
  • афазия Вернике (сенсорная) – нарушается восприятие звукового состава слов;
  • семантическая афазия – сложно понять логико-грамматические конструкции, с такими больными необходимо общаться простыми предложениями и словосочетаниями;
  • моторная – сохраняется способность к восприятию разговорной речи, но сам пациент не в состоянии говорить внятно;
  • тотальная – тяжелая степень, при которой больной не может говорить, не понимает обращенную к нему речь.

Помощь логопеда

При инсульте первоочередная помощь направлена на купирование органических поражений головного мозга и восстановление работы жизненно важных органов. Но работа с логопедом должна начинаться как можно раньше, при условии стабилизации состояния пациента. В тяжелых случаях коррекция речи начинается спустя несколько недель.

Занятия с логопедом после ишемического и геморрагического инсульта основываются, в первую очередь, на составлении индивидуальной реабилитационной программы. Цель занятий — вовлечение в работу структур головного мозга, отвечающих за нормальное функционирование артикуляционного аппарата. Реабилитация продолжается в домашних условиях, под контролем родных.

Лечение основано на комплексе различных упражнений для восстановления иннервации, мыслительной функции, восприятия речи, правильности произношения слов:

фонетические применяются при моторной форме. Восстановление речи при афазии начинается с упражнений для восстановления иннервацию мимических мышц, в частности губ и языка. Во время занятий пациент должен повторять за логопедом некоторые звуки. Эта методика также позволяет специалисту определить форму нарушения речевой деятельности. Первоначально врач использует отдельные звуки, при положительной динамике пациенту предлагается повторять целые предложения, скороговорки;

при динамической форме – разрабатывается способность мышления, последовательность высказываний. Пациенту предлагают за врачом продолжать предложения, которое обязательно состоят из простых словосочетаний. Составление фраз со словами, имеющими пространственное и временное значение. Врач создает условия для обучения пониманию логико-грамматических конструкций;

методика восстановления речи после инсульта при сенсорной афазии включает использование картинок, иллюстраций из литературы, пересказы текстов. Тренинг помогает составлять связь между предметами, последовательность действий на картинке;

при амнестической форме методы направлены на повышение объемов воспринимаемой информации. Прослушиваются тексты и даются ответы на поставленные вопросы, просмотр картинок с их описанием, разговоры на свободные темы.

Занятия с логопедом проходят в доверительной обстановке: вежливое отношение к пациенту, терпение, спокойная, раздельная, простая речь дают больным веру в себя.

Читать еще:  Гиперплазия эндометрия – утолщение оболочки матки

Сложные случаи

Осложнения с восстановление речи возможны при поздно начатых занятиях с логопедом. В данном случае необходимо пациента простимулировать для дальнейших занятий. Логопед прилагает все усилия для получения положительных результатов уже после нескольких сеансов терапии.

Также сложными случаями считаются те, когда пациент смог самостоятельно восстановить речь, но при этом звуки выговаривает неправильно.

Прогноз

Коррекция разговорной речи, в большинстве случаев, позволяет полностью восстановить работу артикуляционного аппарата. Однако многое зависит от возрастной категории, чем старше больной, тем труднее поддается лечению афазия. Сроки восстановления после инсульта определяются тяжестью нарушений, настроем больного, своевременностью начатой коррекции.

Реабилитация после инсульта в домашних условиях возможна только после консультации с логопедом, составления индивидуальной схемы терапии, обучения родственников и пациента правильному выполнению упражнений. В период реабилитации после инсульта больному необходимо уделять повышенное внимание, побольше общаться, но только в сдержанном, спокойном тоне.

Мы гарантируем чуткое и внимательное отношение к каждому пациенту. Наши специалисты – это опытные врачи-неврологи со стажем, багажом ценных знаний, практических навыков.

Афазия: что это такое. Моторная, сенсорная афазия и другие виды. Причины афазии, лечение и коррекция

Порой так забавно наблюдать за речью иностранцев на русском языке. Они смешно коверкают слова, употребляют странные конструкции и порой выдают просто анекдотические фразочки. Даже если у вас нет заграничных друзей, наверняка такая структура текстов встречалась вам после механического перевода или у маленьких детишек. Если ваш малютка по мере взросления не перерастает эту особенность, либо она замечена у близкого человека, недавно пережившего инсульт – возможно, это афазия. Разберемся, что это такое и поддается ли данная болезнь лечению.

Что это

Афазия – речевые проблемы разной степени сложности (вплоть до полного отсутствия говорения), связанные с некорректной мозговой деятельностью.

Схожие предпосылки имеют:

  • Апраксия , при которой теряется возможность в полной мере управлять своими движениями (часто это одевание-раздевание)
  • Агнозия, препятствующая воспринимать мир зрением, на слух и на ощупь
  • Атаксия – нескоординированность действий.

В общем виде, этиология афазии связана с нарушенной работой отдельных участочков головного мозга. В зависимости от этого ученые и классифицируют заболевание.

Нейропсихологическая класиификация

В России и постсоветском пространстве прижилась классификация афазий А.Р. Лурии, отечественного нейропсихолога.

Лурия выделяет следующие виды:

  1. Акустико-мнестическая;
  2. Акустико-гностическая, или сенсорная афазия;
  3. Семантическая афазия;
  4. Моторная:
    Афферентная моторная афазия
    Эфферентная моторная афазия
    Динамическая афазия

Акустико-мнестическая разновидность возникает при поражении височной области головы. Характерная симптоматика:

Затруднено осмысление быстрой, многопоточной речи (в большой компании людей, шумной обстановке) речи, содержащей длинные предложения, нетипичные фразы.

  • К чтению, с незначительным снижением скорости и качества.
  • Самостоятельному выражению мыслей, в том числе и в письменной форме.

Причины афазии акустико-гностической – повреждения сенсорной речевой зоны.

Этиология афазии акустико-гностической ведет к некорректному фонематическому анализу и синтезу, что приводит к таким последствиям:

  • Проявления аграфии и алексии
  • Говорение спутано, части фонем идут в неверном порядке
  • Слуховое восприятие ограничено или отсутствует.
  • Остальные последствия аналогичны приведенным выше для акустико-мнестической разновидности.

При травмах на стыке темечка, висков и затылка проявляет себя семантическая афазия. Основной симптом при диагнозе «семантическая афазия» – непонимание грамматики, в частности:

  • Пассивного залога (стирается различие между «автор лепит скульптуру» и «автором лепится скульптура»
  • Местоположения, выражаемого предлогами («на столе» и «под столиком» могут стать синонимичными понятиями).

Семантическая афазия, как впрочем и другие, со стороны выглядит как общение с человеком из иноязычной среды.

Эфферентная моторная афазия характеризуется фразой «понимаю-то я все, а сказать не могу ничего»:

  • Сказанное отрывисто и несогласованно по склонениям и падежам
  • Дублирование отдельных кусков, замена их местами
  • Прочитать или написать что-либо чрезвычайно проблематично.

Диагностируется она в низу лобных долей.

Если моторная афазия афферентная, то речь идет о проблемах нижнетеменного отдела. Вытекают отсюда:

  • Затрудненные движения мышцами лица и языка, челюстными
  • Артикуляционные нарушения
  • Дикция нечеткая, смазанная
  • Невозможны простейшие манипуляции губами (надуть, растянуть в широкой улыбке, свернуть в трубочку).

Динамическая афазия связана с некорректной работой лобной доли с левой стороны. Виной тут может стать даже малейшее поражение из-за ЧМТ.

Недуг выдает себя проблемами:

  • С пересказом
  • С конструированием фразы
  • Скудностью словарного запаса
  • С длительными монологами

Неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма

Три подгруппы включает в себя классификация афазий по Лихтгейму—Вернике, применяющаяся за рубежом:

  1. Сенсорная, или афазия Вернике (напоминает акустико-гностическую).
  2. Моторная, или афазия Брока (развивается при поражении центра Брока и имеет такие же клинические проявления, как и эфферентная моторная афазия).
  3. Транскортикальная (моторная и сенсорная афазия, то же, что динамическая афазия. Больной с сенсорной афазией отличается от человека с поврежденной зоной Вернике только способностью к повтору фраз за другими).
  4. Проводниковая афазия (характеризуется полным отсутствием этого навыка).
  5. Амнестическая (наблюдается при поражении височно-теменной части головы).
  • Амнестико -семантическая (препятствует запоминанию услышанного).
  • Оптико- мнестическая (страдает опознание вещей – если человеку показать карточку с предметом, он не припомнит название).
  • Акустико- мнестическая (выражается в трудности подбора слов, даче определений).
  1. Сенсомоторная афазия (в худшем случае становится синонимом диагноза «тотальная афазия» – полная утрата коммуникативных возможностей).

Причины

  • ЧМТ
  • Инсульт
  • Неосторожное оперативное вмешательство
  • Злокачественные опухоли
  • Энцефалит
  • Тромбы и кровоизлияния
  • Болезнь Алцгеймера

Детская афазия, помимо прочего, нередко проявляется из-за:

  • Осложнений после инфекции (например, менингита, гриппа, краснухи)
  • Врожденных генетических отклонений и пороков развития
  • Гипоксической энцефалопатии
  • Родовых травм
  • Алкоголизма, наркомании или никотиновой зависимости непосредственно до или во время беременности

Диагностика и лечение

Диагностика афазии производится в тандеме врача логопеда и невролога.

Афазия у детей выявляется и корректируется следующим набором упражнений:

  • «Смотри, перед нами лежат картинки. Здесь ежик тащит пустую корзину, а тут она доверху забита грибами – расположи-ка картиночки по очереди и попробуй рассказать, какая история здесь приключилась».
  • «Перед нами лежат фрукты: банан, яблоко, апельсин и киви. И есть четыре корзиночки, на каждой из которых наклеено изображение с такими же фруктиками. Разложи-ка все по местам!»
  • «Посмотри-ка! У нас есть послание от волшебника! Только пока оно шло, часть букв вытерлась и смылась дождем – давай вместе попробуем угадать, какие слова потерялись».
  • «Прочитали? Теперь надо написать ответ. Я продиктую, а ты записывай внимательно».
  • «Давай играть в эхо. Я буду произносить что-нибудь, а тебе нужно будет повторить все точно так же».
  • «Я совсем не могу припомнить некоторые фразеологизмы. Сможешь объяснить, что такое «водить за нос»? «Валять дурака»?
  • Задуваем свечки на тортике, сдуваем пушинки с одуванчика, облизываемся, как котенок и цокаем языком, изображая стук лошадиных копыт – это позволит выявить артикуляционные сбои.
  • «Дотянись до носика языком – сможешь? А верхней губой? Отлично, теперь погладь язычком подбородок, чтобы ему не было обидно».

Главное правило: восстановительное обучение не принесет плодов, если не заниматься постоянно.

Восстановление речи при сенсорной афазии и прочих формах, затрудняющих понимание сказанного, может проводиться при помощи вспомогательных материалов – иллюстраций, текстовых подсказок.

В случае с детками вы всегда должны учитывать, что кроха может не выполнять задачки не из упрямства, а лишь потому, что не способен уловить родительскую инструкцию.

Немаловажна и спокойная атмосфера. В стрессовых ситуациях афазики теряются, показывая заметно худшие результаты, чем будучи расслабленными.

В любом возрасте важно получать удовольствие, упражняясь – в противном случае, улучшений ждать не приходится. Лучше сделать перерыв, чем превозмогать и мучиться.

Афазия после инсульта может быть самой разнообразной, в зависимости степени повреждений. Если пострадала одна часть мозга – болезнь называется частичной, к примеру, это афазия Брока. В таком случае, аналогичный набор заданий принесет несомненную пользу.

При более существенных нарушениях вероятна тотальная афазия – человек продолжает соображать, как и раньше, но коммуникация утеряна во всех ее проявлениях (жесты, слова, рисунки, текст). В домашних условиях преодолеть это практически невозможно, лечение афазии после инсульта при полной утрате речи нуждается в надзоре докторов и регулярных стационарных обследованиях.

Помните: афазики всех возрастов очень нуждаются в поддержке родных и друзей. Они вполне сохраняют способность мыслить, просто, к большому сожалению, не вполне способны оформить это в устной форме. Делитесь с больным новостями, смотрите вместе любимые фильмы, гуляйте и веселитесь. Это и отношения сохранит, и поможет. Восстановление речи при афазии – не только монотонные упражнения, но и обычное живое общение.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru