Дислексия у взрослых симптомы причины возникновения лечение
Дислексия у взрослых – самый охраняемый секрет на работе
По статистике, около 10-15% населения России (это примерно 20 миллионов человек) имеют дислексию. При этом многие из них даже не догадываются об этом. Среди не диагностированных дислексиков большинство взрослых людей, испытывающих ежедневные трудности, не подозревая, что причина может заключаться в дислексии.
Давно стало понятным, что дислексия, наряду с некоторыми сложностями, даёт человеку способность по-другому воспринимать мир. Среди дислексиков много одарённых людей в самых разных сферах. Достаточно будет назвать такие имена, как Джей Лено, Чарльз Шваб, Вупи Голдберг, Ричард Брэнсон Генри Винклер и Томми Хилфигер. Эти люди добились большого успеха в жизни, в профессии, будучи дислексиками и используя возможности, данные им дислексией. Более того, многие считают именно дислексию причиной своего успеха в жизни. Отмечено, что люди с этим диагнозом обладают многомерным образным мышлением, превосходной интуицией, нестандартно решают стоящие перед ними задачи и отличаются наличием талантов к творчеству.
Однако, несмотря на то, что среди молодёжи образ дислексика теперь всё больше воспринимается положительно, как образ нестандартно мыслящего человека со своими особенностями, для людей старшего возраста этот диагноз остаётся клеймом, которое они прячут всю жизнь, опасаясь насмешек и упуская шанс проявить себя – в том числе на работе. Многие взрослые дислексики, скрывая свой диагноз, занимаются работой, которая им не подходит, для которой у них нет необходимых навыков, тогда как они могли бы стать успешными и добиться признания в другой области.
Во многом производительность труда дислексиков зависит и от руководства компаний, где они работают: от топ-менеджеров, менеджеров по персоналу. Керри Сен-Жан, старший вице-президент North Central Division Comcast, говорит: «Современный труд сопряжён с разнообразными и сложными проблемами, такими как дислексия, травмы на рабочем месте, уход за семьёй и потребности престарелых сотрудников. И это только некоторые из проблем. Работодатели и менеджеры, открытые для этих уникальных обстоятельств и обеспечивающие благоприятную рабочую среду и реальную поддержку конкретным лицам, всегда будут добиваться более высокой производительности труда, атмосферы лояльности и высокого морального духа. Сотрудники приложат все усилия и расцветут на рабочем месте, зная, что они могут доверять своему менеджеру по-настоящему, а он будет заботиться о них как о личности и ценить за их таланты, а также за их развитием».
Существует практика, по которой дислексиков задействуют в тех областях и на тех должностях, где их таланты и способности могут максимально раскрыться. Руководители таких компаний говорят, что в подобных условиях дислексики превосходят конкурентов на свою заработную плату. С другой стороны, дислексик, работающий в стрессовой для него ситуации (когда необходимо много писать, читать, выступать на публике – словом, делать то, что обнажает его слабости), работает менее результативно и, более того, может даже отказываться от повышения в должности из-за страха неудачи.
Кристин Штайнберг, генеральный директор Kismet Consulting, LLC., говорит: «Для всех нас важно строить карьеру в отрасли и компании, где используют силы и ценность наших природных талантов. Но для дислексиков важно найти это совпадение на ранней стадии, что является критическим. Людям с дислексией нужны наставники и менеджеры, которые могут видеть сквозь некоторые недостатки, как письменные навыки или необходимость их проверки (утверждения), настоящее обширное творчество, перспективу и изобретательность, которыми дислексики обладают, но которые иногда не реализуют. Руководители и менеджеры должны быть мудрыми, чтобы узнать больше о дислексии – как выявить симптомы и помочь сотрудникам развить уверенность в себе, чтобы позитивные аспекты их мышления и различия в обучении проявились в полной мере».
Поскольку многие взрослые дислексики не проходили диагностирование и могут не осознавать свою дислексию, необходимо внимательно относиться к её признакам. Они разнятся у всех дислексиков, однако некоторые общие особенности всё же есть.
Нарушения чтения
Нарушения чтения во взрослом возрасте могут развиваться по нескольким механизмам: нарушения чтения вследствие трудностей овладения навыком чтения в детском возрасте (дислексия); нарушение чтения вследствие поражения коры головного мозга во взрослом возрасте (алексия); нарушения чтения, входящие в состав более обширного нарушения речи (афазии).
Дислексия
Дислексия является следствием особенностей формирования высших психических функций в детском возрасте. Как правило, трудности овладения чтением у детей возникают вследствие задержек психоречевого развития (ЗРР, ЗПР, ОНР), но так же существуют данные о том, что сложности овладения чтением могут возникать как следствие переучивания «левшей» на «правшей». Чаще всего, к взрослому возрасту проблему чтения удается решить по средством занятий с логопедами, дефектологами и учителями, однако известны случаи дислексии во взрослом возрасте в том числе и у успешных знаменитых людей (Том Круз, Мерилин Монро).
Алексия
Алексия – это нарушение уже сформированного навыка чтения, которое может иметь различные проявления: невозможность «узнавания» букв, трудности составления слов из букв, трудности понимания смысла прочитанного. Симптомы алексии зависят от того какой участок коры головного мозга пострадал вследствие инсульта или черепно-мозговой травмы и того, нарушение какой высшей психической функции (пространственная функция, слухоречевая память, зрительное восприятие) лежит в основе нарушения чтения. Алексия часто сочетается с нарушениями речи (афазии) и нарушениями письма (аграфия). Диагноз «алексия» редко бывает самостоятельным. В качестве отдельного диагноза «алексию» ставят пациентам, у которых нарушения чтения не связаны с нарушением речи (афазией) или выражены намного сильней, чем афазия (легкая степень афазии при выраженных нарушениях чтения).
Нарушения чтения, наблюдающиеся при грубых нарушениях речи (афазия), по своему механизму соответствуют основному речевому диагнозу (моторная, сенсорная, амнестическая, динамическая, акустико-мнестическая, семантичечкая афазия). Возможности чтения в подобных случаях, как правило, соответствуют возможностям устной речи.
Лечение
Преодоление нарушений чтения во взрослом возрасте – комплексная междисциплинарная задача, лежащая в сфере деятельности таких специалистов как: невролог, логопед и нейропсихолог. Врач-невролог на основе анамнеза и наблюдения, используя данные нейровизуализации (КТ, МРТ) и функциональных методов диагностики (ЭЭГ, УЗДГ) определяет особенности функционирования нервной системы пациента. При необходимости невролог назначает медикаментозное лечение, направляет пациента на консультации специалистов смежных областей (офтальмолог, психиатр, терапевт), назначает физиотерапевтические процедуры, массаж, остеопатическое лечение. Логопед и нейропсихолог определяют качество и степень нарушения чтения, на основе данных комплексной нейропсихологической и логопедической диагностики составляют программу развивающего обучения, проводят коррекционно-восстановительные занятия.
Дисграфия у взрослых: причины и лечение
Дисграфией называется особое нарушение психических функций человека, которые отвечают за контроль и реализацию письменной речи. В результате развития таких нарушений и происходит формирование нарушений письма различного характера. Дисграфики не могут самостоятельно составлять и выражать письменную речь.
Чаще всего дисграфия возникает у младших школьников. Однако, патология вполне может формироваться и у взрослых. Примерно 10% всех случаев расстройств письменных функций возникают во взрослом возрасте в результате различных факторов, нарушающих функционирование психики.
Почему у взрослых возникает дисграфия?
Толчком к возникновению нарушений письменной речи у взрослых могут послужить множество внешних и внутренних факторов. Оказывая отрицательное влияние на функционирование мозговых структур, такие факторы вызывают дисграфию и прочие психические дисфункции.
Среди основных причин, вызывающих проблемы с корректным письмом у взрослых, специалисты выделяют:
- травмы головы;
- нейрохирургические операции;
- разрастание опухолей мозга;
- инфекционное поражение головного мозга (менингококковые инфекции);
- воспалительные процессы, поражающие головной мозг (менингит);
- инсульты;
- травмы при родах;
- соответствующие социальные условия;
- недостаточная насыщенность крови кислородом (асфиксия).
Как проявляется дисграфия у взрослых?
Нарушения письменной речи имеют достаточно характерные проявления. Человек с дисграфией совершает достаточно характерные ошибки при написании слов и предложений. Ошибки имеют устойчивый типичный характер и повторяются каждый раз при письменной передаче информации. Достаточно важным является тот факт, что взрослый человек хорошо знает правила грамматики и орфографии.
Дисграфия у взрослых проявляется в виде классических ошибок, таких как:
- замена или смешение схожих по написанию букв (например, ш и щ, л и п, ъ и ь);
- подмена при написании похожих по звучанию букв (п и б, к и х);
- нарушение слитности или раздельности при написании отдельных слов;
- неправильное согласование слов в предложении;
- слишком медленное написание букв;
- искажение расположения букв, слогов, их неправильная расстановка или пропуск;
- неясный почерк (неодинаковая высота букв, различный наклон символов, неуместное написание больших и маленьких знаков и др.).
Помимо обозначенных проявлений, специалисты также выделяют характерную симптоматику, не связанную с письмом, которая включает:
- неврологические отклонения;
- расстройства когнитивной сферы;
- сложности с восприятием информации;
- нарушения памяти;
- легкую отвлекаемость;
- отклонения в моторике;
- сниженную работоспособность;
- временную или пространственную дезориентацию.
Данные проявления являются свидетельством нарушений связей между мозговыми отделами. При этом следует учитывать, что дисграфия совершенно никак не воздействует на уровень интеллекта либо качество образования человека.
Обозначенные симптомы не исчезнут сами по себе. Необходимо целенаправленное обучение и систематическая работа над коррекцией дисграфии.
Выявление дисграфии у взрослых
Лечение нарушений письма у взрослых, так же, как и в детском возрасте, начинается с изучения специалистом письменных работ, выполненных по специальным методикам. Прежде всего, логопеду необходимо выявить, являются ли дефекты написания проявлением дисграфии, или же представляют собой результат безграмотности человека. Испытуемый выполняет ряд письменных заданий, среди которых:
- списывание текстового материала (печатного и написанного от руки);
- написание диктанта;
- составление описаний к картинкам;
- чтение целостного текста, а также отдельных слов и раздельных слогов.
В ходе диагностики также проводится изучение состояния устной речи, которое включает:
- оценку правильности произношения звуков;
- изучение словарного запаса;
- анализ умений определять звуки на слух.
После проведения необходимых тестов логопед анализирует ошибки, определяя среди них типичные для определенных типов дисграфии. Далее составляется логопедическое заключение. Если диагноз подтверждается, обязательно проводится дальнейшая коррекция дефекта.
Лечение дисграфии у взрослых
Все работы логопеда по устранению дисграфии во взрослом возрасте разрабатываются исходя из формы нарушения и особенностей ее возникновения. Важно помнить, что простое механическое исправление ошибок не будет иметь результата, ведь проблема кроется гораздо глубже – в искаженном анализе и синтезе мозговыми структурами письменных символов, слогов, слов и предложений.
Сегодня существует значительное количество прогрессивных коррекционных программ лечения дисграфии, которые состоят из комплексных реабилитационных циклов. Такие программы помогают корректировать письменные нарушения и формировать правильные навыки.
Ключевые направления логопедического исправления дисграфии предусматривают:
- восполнение дефектов в произношении звуков;
- расширение запаса используемых в речи слов;
- правильное формирование грамматических знаний и навыков;
- развитие связной устной речи;
- повышение аналитических способностей;
- формирование умений восприятия информации на слух;
- улучшение мыслительных способностей и развитие памяти.
Коррекционная работа предусматривает выполнение письменных упражнений различного характера, призванных восполнить и развить различные письменные навыки.
Помимо этого, взрослым людям с диагностированной дисграфией дополнительно могут быть назначены:
- успокоительная терапия с помощью медикаментозных препаратов;
- физиотерапия;
- курсы массажа;
- водное лечение;
- лечебная физкультура.
Систематическая и правильная работа с логопедом, а в некоторых случаях – и с неврологом, помогает дисграфику улучшить письменные навыки, исправить недочеты в устной речи и развить память. При этом существенно повышается самооценка человека, улучшаются его коммуникативные навыки и решается значительное количество личностных проблем. В зависимости от причин развития дисграфии, коррекция может быть направлена на эффективное восстановление психического здоровья человека.
Дислексия
Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.
Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:
- Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
- Затруднения в восприятии написанной информации;
- Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения;
- С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
- Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
- Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал;
- СДВГ — Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.
Группа Суламот предоставляет интенсивный комплексный 5-ти дневный курс коррекции дислексии и смежных проблем обучения: дисграфии, дискалькулии, диспраксии и СДВГ.
Симптомы дислексии
Существует ряд характерных для дислексии симптомов, которые помогут родителям понять, что у их ребенка имеется данное расстройство, и предпринять необходимые действия для его лечения.
Признаки дислексии:
- Ребенок часто трет глаза, немного косит;
- Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
- Очень быстро устает;
- Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
- Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
- Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
- При чтении или после него жалуется на сильную головную боль;
- Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
- В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
- Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
- Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.
Диагностировать дислексию нужно как можно раньше. Однако следует обратить внимание на то, что у ребенка могут быть просто проблемы со зрением, поэтому его обязательно нужно отвести на консультацию к офтальмологу. Поэтому, если вы не можете точно определить симптомы дислексии, лучше доверить это дело специалисту.
Диагностика дислексии
Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.
Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.
В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.
Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.
Врачу необходимо убедиться в том, что ребенок имеет нормальное зрение и нормальный слух. С помощью неврологического обследования можно выявить наличие дислексии у детей, нервно-психическую незрелость, либо неврологические нарушения, чтобы исключить какие-либо иные заболевания.
Причины дислексии
Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.
Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.
К дислексии нельзя отнести аномальные движения глаз и зрительно-перцептивные проблемы, хотя они также влияют на изучение и понимание слов.
Что такое дислексия — это заболевание или небольшое нарушение
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Если до 10 лет школьник читает и глотает буквы; переставляет их местами; произносит по слогам; пытается угадать слово; может потерять строчку, на которой читал; по несколько раз читает одно и то же слово, то у него дислексия.
Существует много утверждений, что это болезнь гениев . Например, она была у Эйнштейна. Другие же, говоря, что такое дислексия, упоминают общее нарушение развития интеллектуальных способностей, и личности в частности.
Одни педагоги утверждают, что ребёнка уже нельзя научить . Другие же настаивают, что если вовремя заметить патологию (что это?), то при усердных тренировках и занятиях можно со временем увидеть школьника, который сам с удовольствием читает интересную книгу.
Дислексия — насколько это серьёзно? Давайте подтверждать или разрушать мифы (что это?).
Дислексия — что это? Причины
Дислексия – это собирательное понятие, которое означает трудности с чтением , распознаванием слов и грамотностью в тому числе. Сюда входит и нарушение интонации, распознавание значения слов и предложений. Относится к группе « расстройство обучения ».
«Словесная слепота» — это народное название дисклексии. Существует несколько теорий её возникновения.
- Некоторые утверждают, что это из-за неправильного метода обучения ребёнка чтению: либо использовался сложный способ, либо выделялось мало времени на это или же обучение проводилось в некомфортных условиях (например, с криками и шумом).
- Некоторые учёные утверждают, что нарушение является наследственным , и в основе лежит незрелость отдельных нейронов головного мозга.
- Другие заявляют, что дислексия возникает из-за нарушения левого полушария. Поскольку именно там находится центр понимания и речи. Также есть проблема во взаимодействии этих двух областей.
Факторы, которые могут стать причиной нарушения в нейронах и важных для чтения центрах головного мозга:
- осложнения при беременности инфекционными заболеваниями (краснуха, герпес);
- черепно-мозговая травма при родах;
- употребление наркотиков матерью во время беременности;
- травма в раннем детстве;
- тяжёлые инфекционные заболевание ребёнка (менингит);
- большая активность правого полушария головного мозга;
- нарушения баланса массы между полушариями ребёнка.
В начале статьи упоминалось, что дислексия — это «болезнь гениев» (творческий людей, особенных) и к тому есть определенные предпосылки, описанные в этом видео:
Даже если это не болезнь гениев, то уж однозначно не вина ребенка . Обязательно посмотрите этот ролик, чтобы понять, как сложно бывает таким детям, ведь они не могут научиться тому, что может каждый их сверстник:
У меня тоже были (и остались) небольшие схожие проблемы (не могу отличить «ш» и «щ» во время диктанта), а также дизорфография присутствовала. С трудом в институт приняли (сочинение пришлось списывать с нескольких учебников), а вот в самом вузе выдали по окончании красный диплом (с отличием).
Когда рассказываю знакомым про хроническую дизорфографию — считают, что просто ума у меня маловато. Когда говорю, что имею красный диплом (тогда еще ими не торговали) — не верят, ибо одно с другим не сочетается.
Симптомы дислексии
Поскольку есть разные виды нарушения, соответственно и специфические проявления. Но все они имеют общие характеристики. К симптомам, которые появляются самыми первыми , относят:
- нарушение внимания и памяти;
- изменение букв и слов при чтении и написании;
- сложно держать в руках ручку;
- нежелание читать вслух;
- не хочет писать сочинение;
- плохая ориентация «лево-право»;
- сложно выучить алфавит и правила правописания;
- трудности в выполнении любых указаний и задач.
В дошкольном возрасте:
- плохое произношение слов;
- трудности в запоминании слов;
- запоздалое развитие речи;
- сложно найти общий язык в общении со сверстниками.
Младшему школьному возрасту свойственно:
- разворот букв при написании;
- плохая координация движения;
- импульсивные движения;
- непонимание, какой арифметический знак ставить;
- плохое освоение новых навыков;
- чувство неловкости;
- разворот букв при написании.
В среднем школьном возрасте:
- плохая память;
- почерк, который трудно разобрать;
- сложно воспринимать мимику собеседника;
- низкий уровень чтения в сравнении с нормой;
- плохое общение с одноклассниками.
Старшему школьному возрасту характерно:
- ошибки в произношении;
- сложно пересказывать;
- трудности в адаптации к ситуациям;
- медленная скорость работы.
Во взрослом возрасте:
- плохая память не улучшается;
- невнимательность;
- плохое произношение;
- дисграфия (проблемы с письмом), дизорфография (проблемы с орфографией);
- может быть путаница в числах.
Виды дислексии
В зависимости от того, какие нарушения преобладают, выделяют такие виды:
- Оптическая дислексия заключается в том, что ребёнку сложно различить буквы, похожие между собой элементами. Например: Н-П, О-С, А-Л.
- При фонематической школьник не различает твёрдые-мягкие звуки, звонкие-шипящие. Например, при замене слова «кол» на «кот», ребёнок может не подметить разницы как в звучании, так и в смысле соответственно.
- Аграмматическая характеризуется недоразвитостью речи. Мальчики и девочки неправильно подбирают окончания, не согласуют падежи, число и род.
- При мнестической ребёнок не понимает, какой букве какой соответствует звук.
- Если у школьника семантическая дислексия, то он правильно читает слова и предложения. Но делает это механически, без понимания смысла.
Диагностика
Как только родители заподозрили нарушение у ребёнка, нужно сразу обратиться к психологу и педиатру для установления причины. Во время диагностики проверяют, нет ли нарушений зрения, слуха. Поскольку это может быть причиной, почему человеку трудно распознавать буквы.
После этого общаются с ребёнком и дают пройти различные тесты (методики). После их проведения, для постановления диагноза дислексии специалист должен сделать заключение об отсутствии умственной отсталости и психических заболеваний.
Главным условием постановки диагноза должно быть то, что трудности с чтением наблюдались уже на протяжении 2 лет или больше. Дополнительным условием является констатация факта, что используемый способ обучения был адекватный и подходит данному ребёнку. Чтобы в противном случае это не было основной проблемой проблем с чтением, а не дислексия.
Дислексия у младших школьников — коррекция и упражнения
При выявлении дислексии у младших школьников, коррекция и упражнения подбираются в зависимости от того, какой у них вид нарушения. К общему принципу относится задействование разных типов восприятия и памяти, более детальное изучение каждой буквы.
Можно дать ребёнку пластилин и вместе с ним вылепить букву. Чтобы он тактильно и визуально запомнил, что она собой представляет. Также нарисуйте простым карандашом на бумаге большие буквы и предложите обрисовать их яркими фломастерами, а потом разукрасить.
Напишите несложные предложения на карточках: одно слово – одна карточка. Перемешайте и дайте чаду сложить их, чтобы получилась фраза по смыслу. Потом сами соберите предложение, переставьте карточки и скажите, чтобы ребёнок вернул правильный порядок.
Найдите магнитики с буквами. Сложите в целый ряд простые слова: МАМАПАПАПЁСЛЕС. И скажите, чтобы ученик разделил эти магнитики по отдельному значению. Также можете сложить разные буквы, чтобы посередине было настоящее слово, которое должен отыскать.
Поиграйте в игру дома или на улице. Скажите, что потерялась буква «К», например. И ребёнок должен найти объекты, которые на неё начинаются и назвать.
Чтобы задействовать тактильные ощущения, положите чадо на живот. На спине рисуйте пальцем печатную букву. Пускай он угадывает. После этого можно рассыпать макароны на столе, чтобы ребёнок сложили букву, которую вы называете – так задействуется зрительная память.
Дайте задание, чтобы чадо писало ласковые формы от слов, которые вы диктуете. После этого можете просто прочитать небольшой отрывок под диктовку. Внимательно смотрите, правильно ли пишет ваш ребёнок.
В зависимости от того, насколько вовремя была подмечена проблема, и сразу ли взялись родители за коррекцию, таков будет и результат в дальнейшем. Стопроцентной гарантии нет, но шансы на излечение (или корректировку) вы этим существенно повысите.
К сожалению, иногда дислексия не покидает человека и во взрослом возрасте. Но не печальтесь, вы попадаете во вполне приличную компанию . Вот некоторые знаменитости, которые имеют (имели) схожие проблемы:
- Леонардо да Винчи
- Ганс Андерсон
- Уолт Дисней
- Мерлин Монро
- Владимир Маяковский
- Киану Ривз
- Том Круз
- Чарли Чаплин
- Стив Джобс
- Майкл Фарадей
- Альберт Эйнштейн
Лечение дислексии. Как выбрать правильную методику коррекции?
Дислексия как избирательное нарушение способности чтения поддается коррекции. Не совсем точно говорить о лечении дислексии, потому что в строгом смысле дислексия — не болезнь. С детьми, страдающими дислексией, должен работать сертифицированный специалист — логопед, однако нужно точно диагностировать проблему, определить ее тип и только потом выбирать методы работы.
Как правило, о дислексии родители узнают только после того, как ребенок попал в школу и начал учиться читать. И определить, есть ли дислексия у ребенка, сходу практически невозможно: многие дети испытывают трудности при обучению чтению. Почему, если одни дети путают буквы и медленно читают, они «нормальные», а другие — дислексики?
Дети с дислексией медленно читают, путают слоги и буквы и часто не могут ответить на вопросы по тексту — они не до конца понимают содержание прочитанного. Это может иметь серьезные последствия на успеваемость в школе.
У дислексиков в течение длительного времени наблюдаются однотипные проблемы чтения, они сохраняются при обычном обучении чтению, тогда как у остальных детей проблемы пропадают, и они овладевают техникой чтения.
Зависимость от типа проблемы
Дислексия бывает нескольких типов (механическая, фонематическая, оптическая и др.) и, в зависимости от типа дислексии, у ребенка разные проблемы с чтением. При одном типе нарушения ребенок может читать текст без ошибок, но не понимать прочитанное, при другом типе дислексии ребенок переставляет местами буквы и слоги при чтении. Соответственно, при разных видах дислексии нужны разные методики лечения. Читайте подробнее о типах дислексии >>>
Зависимость от причин
Также методы коррекции дислексии зависят от ее причин. Так, например, проблемы с чтением могут быть связаны с плохим зрением ребенка, и он не может прочитать текст; также проблемы могут быть вызваны умственной отсталостью ребенка (хотя многие дислексии не имеют никаких отклонений в развитии). При коррекции дислексии в этих случаях требуется устранение и коррекция первопричины, и только потом — решение проблем с чтением текстов.
Исследователи выяснили, что в основном дислексия связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и психофизиологические проблемы, то есть вероятность появления проблем у детей.
Диагностика дислексии у ребенка
При выборе той или иной методики коррекции нарушения чтения, нужно точно знать ее причины и тип дислексии, поэтому прежде чем начать работу с логопедом, требуется детальная и профессиональная диагностика несколькими специалистами. У ребенка должны быть проверены зрение и слух, способность к обучению (умственное развитие). Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам.
Лечение дислексии
Дисграфия и дислексия, несмотря на свою распространенность, должны корректироваться только квалифицированным специалистом — логопедом. Коррекция может занимать несколько месяцев и даже лет, и отдельные дети никогда не смогут преодолеть этот недуг. Родители могут обратиться к частному логопеду, но в крупных городах и районных центрах есть логопеды в государственных и муниципальных центрах помощи детям, также логопеды могут работать и в специализированных и обычных школах, поскольку проблемы речи разного плана и степени сложности достаточно распространены.
Логопед сможет продиагностировать ребенка и начать занятия. Они должны быть регулярными. Работа логопеда часто идет в сотрудничестве с родителями, которые могут выполнять со своими детьми какие-то упражнения в качестве домашнего задания.
Ребенок с дислексией — не непослушный ребенок, который не хочет читать, и не умственно отсталый, это обычный ребенок, у которого есть некоторые трудности с чтением. Однако, попадая в нездоровый коллектив, где его недостатки могут высмеиваться, а учитель не всегда может дать индивидуальные задания ребенку, делать пояснения при изучении материала, впадает в депрессию, замыкается в себе, у него снижается самооценка и интерес к учебе и жизни. Такому ребенку, в первую очередь, нужна поддержка взрослых (родителей, родных и учителей), которые будут его любить, ценить и принимать его таким, каков он есть.
В то же время, такого ребенка не нужно чрезмерно баловать и разрешать «отлынивать» от занятий и чтения, не нужно провоцировать низкую успеваемость — такие дети часто не только могут и способны учиться (они полностью развиты), но и способны к неординарным решениям проблем, у них сильно развито воображение, образное мышление, такие дети способны заниматься спортом, танцами, имеют склонность к творческим профессиям.
Владимир Маяковский, Федор Бондарчук, Кира Найтли, Том Круз, Генри Форд, Уолт Дисней — вот далеко не полный список известных всему миру людей, имеющих диагнозы дислексия или дисграфия. Что позволило этим людям, имея такие серьезные нарушения, стать выдающимися людьми? Они развивали свои сильные стороны.
Метод Рональда Дэйвиса
В интернете есть предложения о лечении дислексии по методу Дэйвиса. Дэйвис, будучи известным архитектором, занимался исследованием проблемы дислексии, потому что сам страдал этим нарушением. Лечение возможно как в России, так и в зарубежных центрах.
Занятия у логопедов
Как мы уже отметили, логопеды есть в школах и центрах помощи детям с нарушением речи, но также возможны и частные занятия, в том числе через интернет, по Skype. Средняя стоимость занятия 450-600 рублей, в зависимости от сложности проблемы.
Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.