МБДОУ Детский сад «Земляничка» - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коррекционноразвивающая среда логопедического кабинета

МБДОУ Детский сад «Земляничка»
п. Саган-Нур

Часы приема

В данном разделе Вы можете получить информации о времени приема граждан сотрудниками МБДОУ и краткой информации по взаимодействию.

Вопросы онлайн

В данном разделе Вы можете задать вопросы по образовательному процессу узким специалистам дошкольной организации.

Обращения граждан

Раздел для отправки гражданами обращений, предложений, общих вопросов и иной информации для эффективного взаимодействия с учреждением.

Объявления

Уважаемые гости сайта!

Добро пожаловать на наш сайт. Надеемся, что информация на сайте поможет Вам. Если Вы не нашли необходимую информацию, предлагаем Вам задать нам вопросы через сервис «Вопросы онлайн».

Ольга Замятина
заведующая

Новости и события

  • Региональный конкурс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Азбука безопасности» Интегрированное занятие «Знаки дорожные — помощники надёжные»
  • 06.04.2020 — Дежурная группа в период коронавируса
  • 25.03.2020 — Танец «Белые Ангелы» посвященный 75 лет победы в Великой Отечественной Войне
  • 12.03.2020 — Пост-релиз Праздник «Белого месяца»
  • 01.03.2020 — Широкая Масленица!

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС ДО

В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Так как, в первую очередь, перед логопедом ставится задача коррекционной помощи и организация условий для исправления и преодоления недостатков речевого развития, адаптации детей с отклонениями в развитии, то в логопедическом кабинете должна быть создана коррекционно-развивающая среда.

Коррекционно — развивающая среда кабинета учителя-логопеда содействует решению следующих задач:

  • Формирование правильного звукопроизношения
  • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
  • Формирование слоговой структуры слов.
  • Пополнение активного и пассивного словаря.
  • Формирование и развитие навыков звукового анализа и синтез.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Работа над речевым дыханием.
  • Развитие психологической базы речи.
  • Активное сотрудничество с родителями.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:

1. Центр коррекции звукопроизношения (зеркало с лампой дополнительного освещения, стол для занятий у зеркала, символы звуков, картотека артикуляционных упражнений,игры на формирование правильного звукопроизношения, картинный, речевой материал на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, наглядное пособие «Волшебный домик звуков», альбомы, игры, литература для автоматизации всех групп звуков у детей)

2. Центр развития мелкой моторики (Игрушки для развития мелкой моторики, наборы бусинок, ракушек, камушков для выкладывания, тактильный бассейн, конструктор, пирамидки, матрешки, кубики, мозаика, пазлы, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки и т. д.).

3. Центр речевого дыхания. (Картотека дыхательных упражнений, пособия для формирования воздушной струи: бабочки, снежинки, птички, кораблики, вертушки, «заколдованные картинки» и т. д.).

4. Центр формирования фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза (Музыкальные инструменты, шумящие коробочки, звучащие игрушки, игры для определения места звука в словах, картинки, пособия для дифференциации звуков карточки, настольно-печатные дидактические игры).

5. Центр формирования лексико-грамматического строя речи (Наборы картинок по лексическим темам, сюжетных картинок, иллюстраций по развитию речи, дидактические игры, игры на закрепление грамматических категорий, развитие навыков словообразования и словоизменения, согласования частей речи и т.д.)

6. Центр подготовки к обучению грамоте и профилактике нарушений письменной речи (Магнитная доска, столы со стульчиками, «Замки для звуков» наглядное пособие твёрдых, мягких согласных и гласных звуков, «Домик звуков», алфавит с картинками,кассы букв и слогов, наборы букв, шаблоны, схемы предложений, слоговая таблица, дидактические игры и т.д.)

7. Центр театрализации (Пальчиковый театр, театр топотушек, перчаточный театр, настольный театр, адаптированные и логопедические сказки, сценки).

8. Центр методического сопровождения представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса, документацией логопеда

Правильно организованная предметно-развивающая среда – необходимое условие качественной коррекционной работы.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДО

Работа освещает принципы и подходы к организации предметно-развивающей среды. Иллюстрирована фотографиями. Разработка будет полезна педагогам, логопедам при создании предметно-развивающей среды ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДО»

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС ДО

Предметно-развивающая среда ДОУ – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

На сегодняшний день достаточно актуальным является вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ, что связано с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В конструировании образовательной и предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС должны воплощаться инновационные идеи, которые дают возможности для реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно-развивающая среда, так как она является фактором общего, а также коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с ОВЗ.
На современном этапе встаёт необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ.

При организации предметно-пространственной среды в нашем детском саду мы учитывали следующие требования:

Предметно-развивающая среда должна полностью соответствовать настоящим стандартам.

В соответствии с ФГОС предметно-развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать возрастные особенности, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.

Предметно-развивающая среда должна отвечать:
— критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ОУ, в которых определено наличие специально выделенных помещений для работы с детьми и определены требования к условиям для развития детей в соответствии со спецификой образовательного учреждения;

— санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии количественными и качественными требованиями к пособиям, оборудованию и инвентарю для игр.

При создании предметно-развивающей среды логопедического кабинета учитывалась специфика ДОУ (наличие групп компенсирующей направленности) и придерживался следующих принципов:
1. Оптимальная насыщенность (в соответствии с программными задачами) — материалы и оборудование, создающие (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду;

2. Эстетичность – соответствовать принципам художественного оформления.
3. Разнообразие — наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развитие мелкой моторики, организации двигательной активности и др.;
4. Доступность — расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка, доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
5. Полифункциональность – возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

Читать еще:  Атеросклеротическая гангрена нижних конечностей

6. Трансформируемость – предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

вариативность в использовании, универсальность.

7. Вариативность — наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

8. Безопасность – все пособия и игры должны быть безопасны для использования.

В нашем детском саду в группах компенсирующей направленности воспитываются дети преимущественно с тяжёлыми нарушениями речи. Поэтому при создании предметно-развивающей среды мы учитывали не только возрастные особенности, но и образовательные потребности этой категорий детей, их возможности и индивидуальные особенности.

Для того, чтобы развивающая среда была эффективной при её организации придерживались следующих критериев:

1. Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
3. Отражение в играх и пособиях тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
4. Наличие развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
5. Эстетическое состояние всех предметов и пособий.

При наполнении коррекционной образовательной среды для детей с ОВЗ учитывались следующие принципы:
1 Принцип развития — взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания — соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности — создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия — установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); — воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества — отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
6. Принцип обучения деятельности — обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровье сберегающий — забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Подобрались игры и пособия для реализации образовательных задач по разделам коррекционной работы (развитие мелкой моторики, дыхания, лексико-грамматического строя речи, связной речи и т. Д.), а также по лексическим темам недели.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики

Коррекционно — развивающая среда логопедического кабинета по ФГОС

Методы реализация проекта.
1. Изучение информации.
2. Сбор необходимых материалов для реализации проекта.
3. Изготовление пособий для развития мелкой моторики и проведения самомассажа; для проведения упражнений направленных на развитие речевого дыхания.
4. Применение изготовленных пособий на практике.
Управление проектом.
Материально-техническое, финансовое обеспечение проекта:
— родительские средства(ткань, фурнитура, бывшие в употреблении);
-личные средства.
Кадровое обеспечение проекта:
— учитель-логопед;
— родители учащихся.
Мероприятия Ответственные Сроки
Изучение информации Учитель-логопед
Кормилицына О. В. 9.01.17 – 15.01.17
Приобретение необходимого для изготовления пособий
материала и оборудования Учитель-логопед
Кормилицына О.В, родители. 16.01.17-29.01.17
Изготовление пособий Учитель-логопед
Кормилицына О. В, учащиеся: 4, 5, 6 классов. 30.01.17-20.03.17
Применение пособий Учитель-логопед
Кормилицына О. В. в течение реализации проекта
Оценка рисков проекта
Виды риска Источники риска
Объективные неуправляемые риски
Технические порча, ошибки при изготовлении пособий, прерывание работы, некачественные материалы.
Объективные управляемые риски
Договорные сознательное или вынужденное невыполнение участниками проекта своих обязательств
Финансовые отсутствие привлеченных средств
Организационные недостаток опыта, снижение мотивации участников образовательного процесса, болезнь
Снижение рисков проекта
Риск проекта Мероприятия по снижению риска
Технические Проверка материалов на качество, инструктаж по выполнению пошаговых операций.
Договорные Заинтересовать участников проекта конечным результатом.
Финансовый Использование бросового материала.
Организационный Изменение сроков мероприятий.
Рабочий план реализации проекта.
1 этап. Организационный.
Сбор информации по изготовлению пособий для логопедического кабинета.
Сбор материалов и инструментов.
2 этап. Практический.
Изготовление шаблонов.
Изготовление пособий.
Применение пособий.
Ожидаемые результаты:
Создание логопедических пособий, которые отвечает соответствующим условиям и требованиям к техническому обеспечению и оснащению логопедического кабинета; обеспечивают оптимальные коррекционные, развивающие, безопасные условия образовательной среды, способствующими успешной социализации, самореализации и достижению высокого качества образования учащихся.
Методы оценки результатов деятельности
Реализация проекта будет проходить через координацию деятельности по всем её направлениям.
Объем и качество работы по проекту предполагаем оценить:
• по результатам социологического опроса педагогов, учащихся, родителей;
• по отзывам о деятельности по реализации проекта в школьных СМИ.
План дальнейшего развития.
1. Использовать логопедические пособия на уроках.
2. Изготавливать новые логопедические пособия.

Бюджет проекта
№ Наименование статьи Общая сумма расходов в руб. Привлеченные средства
1 Ткань для изготовления пособий 0 р. Использование ткани бывшей в употреблении

2 Бумага, картон для изготовления шаблонов и пособий 100 р. Бумага и картон бывшие в употреблении.
3 Клей 100 р.

4 Пуговицы, бусинки, фурнитура 0 р. Использование бывших в употреблении пуговиц, бус, фурнитуры.
5 Нитки 90 р.

6 Ножницы, швейные иголки.
0 р. Использование имеющихся в личном пользовании учащихся и руководителя проекта ножниц и швейных иголок.

Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете для учащихся с тмнр

В статье рассматривается проектрирование коррекционно-развивающей среды в кабинетет логопеда для детей младшего школьного возраста класса «Особый ребенок»

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете для учащихся с тмнр»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ТМНР

Белова Екатерина Денисовна

МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», [email protected], Березники, Пермский край, Россия.

Аннотация: В статье рассматривается проектирование коррекционно-развивающей среды в кабинете логопеда для детей младшего школьного возраста класса «Особый ребенок», в соответствии с ФГОС и пути совершенствования методов и форм логопедической помощи.

Ключевые слова: младшие школьники, «особый ребенок», коррекционно-развивающая среда, логопед, логопедическое сопровождение.

В XXI веке современная школа и специальное коррекционное образование предполагает переосмысление составляющих образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Огромное внимание со стороны государства РФ уделяется содержанию образования детей с ОВЗ. Одним из важнейших условий работы школы с детьми с ОВЗ является создание коррекционно-развивающей среды и в кабинете логопеда.

В основу коррекционной системы обучения положена идея системного подхода к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей, так в учебном плане по новым стандартам возникло коррекционно-развивающее направление работы. Оно опирается на современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка. В школе для обучающихся с ОВЗ создается позитивная коррекционно-развивающая среда, учитывающая интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Читать еще:  Эффективный контроль повышенной температуры тела у малыша: когда и какие жаропонижающие средства применять

Для создания оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете школы для детей с ОВЗ, я также учитывала особенности развития учащихся класса «Особый ребенок» . При знакомстве с такими классами, открытыми в данной школе и работающими на протяжении многих лет накопился опыт работы с данным контингентом. А именно: самые сложные и уникальные дети учатся в этих классах. Общим для детей с ограниченными возможностями здоровья является замедленный темп развития, задержка развития эмоциональной регуляции, дети не умеют говорить, нарушена координация движений, отсутствует активность во всех сферах жизнедеятельности. В отношении к предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, к социальным явлениям у данных детей наблюдается – пассивное отношение к сверстникам, окружающим, взрослым, а бывает агрессивные, гиперактивные и неуправляемые реакции. Итак, для правильного построения среды необходимо анализировать структуру нарушений эмоциональной регуляции и соответственно для каждого ребенка продумывать, как создать такую среду. Чем мне и пришлось заняться в первую очередь.

По итогам предварительной диагностики каждый из учащихся класса «Особый ребенок» нуждается в логопедической помощи. Дети имеют схожие диагнозы, связанные с органическими поражениями ЦНС, которые проявляются тяжелыми нарушениями речи, мелкой моторики, расстройствами аутистического спектра, патологии органов зрения, слуха, артикляционного аппарата и нарушениями эмоционально-волевой сферы. Также и поведение таких учеников бывает неадекватно: агрессивное, либо пассивное, либо совершенно отвлеченное от действительности. Заниматься с такими детьми очень сложно. Внимания детей хватает самое большее на 10-15 минут. Как проводить логопедические занятия с детьми класса «Особый ребенок»? Наблюдая за организованной системой школы, я поняла, что дети попадают в упорядоченную, спокойную атмосферу, где отработан режим дня: уроки, перемены, коррекционные занятия, прогулки, двухразовое питание, то они очень быстро адаптируются и следуют ей. Было необходимо и на логопедических занятиях выстроить точную систему каждого урока, где будет все дозировано: знания, отдых, развитие и эмоциональный фон. Занятия с детьми данной категории делятся на две части: первая -образовательная, вторая — игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей. Многие обучающие были поставлены на индивидуальные занятия, так как нуждались в определенных условиях и имели очень тяжелые дефекты, связанные с поведением и индивидуальным подходом.

Работа учителя логопеда с детьми с ОВЗ имеет ряд особенностей:

1. Диагностика выявления характера нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. Составление плана индивидуального развития, определение образовательного маршрута.

3. Личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся с ОВЗ.

Известный факт, что интеллект младших школьников с ОВЗ, соответствует дошкольному возрасту. Поэтому организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать уровню дошкольника. Главным методом работы является игра, включающая природное и бытовое окружение; ситуации и ролевые проявления; дидактические игры и игрушки.

В классе «Особый ребенок» обучаются дети с системными нарушениями речи тяжелой и средней степени тяжести. Поэтому можно выделить 2 категории — «говорящие» и » неговорящие» дети.

Если, при работе с детьми с ТНР средней степени тяжести логопедическое занятие проводится как с дошкольником, то работа с «неговорящим» ребенком направлена на компенсацию, реабилитацию и профилактику вторичных нарушений. Много времени в работе уделяется всестороннему развитию способностей детей с ОВЗ , создающих доступность образовательной среды: музыка, компьютерная грамотность, рисование, труд. Т.е. на каждом логопедическом занятии я использую музыкальные песенки, ритмические палочки, игры со счетом и много карточек с заданиями. Все это максимально приближено в жизни и жизненным ситуациям. Учитывается время года, уровень подготовки ребенка и его эмоциональный настрой. На занятии часто приходится переключаться с одного вида деятельности на другой, так как дети подвержены быстрому утомлению и теряют интерес к занятию. Нужно очень внимательно следить за состоянием ребенка и использовать разные методы для поддержания тонуса и интереса.

К сожалению, при сравнении детей к концу года, динамика речевого развития незначительная. Но если работать в системе, учитывать подвижность нервной системы обучающегося, иметь тесную связь с семьей ребенка, то результаты всегда бывают намного лучше.

Учитывая вышесказанное, можно считать, что коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета, а именно материально-техническое оснащение, обеспечение методической базы деятельности педагога, здоровьесбережение, индивидуальный подход, коррекционная работа, помогает обучению ребенка и компенсации имеющихся у него ограничений и достижения более высоких результатов.

Таким образом коррекционно-развивающая среда улучшает взаимодействие ребенка в социуме, стимулирует развитие самостоятельности, удовлетворяет жизненно важные потребности.

1. Борщанская А. К. К созданию специальной коррекционно-развивающей среды в школе VIII вида, [Текст]/ Дефектология, 2002г. № 2, с.8

2. Петровский, А. В. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / А. В. Петровский. — М., 1993. — 102 с.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Лилия Мусагитова
Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Коррекционно — развивающая среда логопедического кабинета.

Кабинет — это творческая мастерская. Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения воспитанников с речевым дефектом. Но играть всегда интереснее, чем просто повторять, поэтому организуя среду логопедического кабинета, мы старались создать волшебное место, где играя, казалось бы, в простые интересные игры, дети будут обучаться правильному звукопроизношению, грамматике, лексике, развивать связную речь.

Создавая такую среду стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.

Организуя коррекционно – развивающую среду логопедического кабинетаруководствовались следующими принципами:

• Принцип системности – материалы систематизированы, составлен паспорт логопункта с перечислением всего материала и оборудования;

• Принцип доступности – наглядно – дидактический материал подобран с учетом возрастных особенностей дошкольников;

• Принцип вариативности – наглядно – дидактический материал и многие пособия многовариативны и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах;

• Принцип здоровьесбережения – имеется основное освещение и дополнительное над индивидуальным зеркалом, стены кабинета тепло – зеленого цвета, кабинет легко проветривается.

Условно логопедический кабинетразделен на три зоны:

• зона коррекции звукопроизношения;

• зона методического и дидактического сопровождения;

Зона коррекции звукопроизношения оснащена большим зеркалом, партой, набором карточек для артикуляционной гимнастики, картотекой приемов логопедического массажа, зондами, шпателями.

Раз кабинет находится в спальне, то с более тяжелыми детьми логомассаж делается лежа на кровати. Для каждого ребенка есть индивидуальная простыня, салфетки.

В зоне коррекции звукопроизношения на полках расположены игры и пособия на развитие мелкой моторики рук и речевого дыхания.

Это разные шнуровки, счетные палочки, сухой бассейн, мячи су-джо, мозаики, бусы.

На развитие речевого дыхания это султанчики, вертушки, дудочки,окошки на разные темы: явления природы, цветы, насекомые, ну и самые любимые у детей мыльные пузыри.

Читать еще:  Минздрав дал рекомендации по профилактике и лечению COVID-19 у детей

Зона методического и дидактического оснащения представлена в виде двух шкафов с систематизированным дидактическим материалом, логопедической документацией, библиотекой.

Вся коррекционная работа начинается с диагностики речевого развития. С этой целью мы используем альбомы Иншаковой, пособия Володиной и Громовой.

По результатам диагностики составляются индивидуальные и подгрупповые планы и конспекты занятий.

В работе используем разнообразный дидактический материал по коррекции звукопроизношения. Это звуковые дорожки на автоматизацию изолированных звуков. Разные дидактические пособия, логопедические тетради, пособия Громовой, Зуевой, картотеки Перегудовой. А с детьми мы начали создавать свой альбом по автоматизации звуков в словах, которые затем будут хранится в их портфолио.

Для развития речи используем тематические пособия, пособия на классификацию, рабочие тетради и пособия Ткаченко. Для развития грамоты используем кассы букв, пособия «Домики для звуков», книги Тригера «Звуки речи, слова, предложения». Для развития схематического мышления — мнемотаблицы, ребусы, загадки.

Для предупреждения дисграфии и дислексии в подготовительной группе используем рабочие тетради по развитию графических навыков, разработки Безруких, комплекты Безруких «Ступени к школе».

Для развития познавательных и психических процессов я широко использую разные настольно – печатные игры.

В игровой зоне разные игрушки, которые для удобства разделены по видам. Есть танграмы, сказки, наборы букв.

Так же в своей работе я использую новое пособие — световая тумба песочница, которая выполняет множество функций. Наши ребятишки рисуют на ней звуковые дорожки, сочиняют сказки с любимыми персонажами.

В кабинете имеются музыкальные игрушки, которые помогают нам при постановке речевого дыхания, при развитии фонематического слуха. Музыкальный руководитель на своих занятиях использует элементы логоритмики. Таким образом, прослеживается взаимосвязь со специалистами.

Вы увидели виртуальную развивающую среду логопедического кабинета

Как расставить мебель в логопедическом кабинете

Создание развивающей среды в логопедическом кабинете

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.

Предлагаю свой взгляд на оснащение логопедического кабинета. Думаю, что использование простых и эффективных средств организации развивающей среды поможет начинающим логопедам проводить занятия интереснее и разнообразнее. (Представленная коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада создана руками логопеда).

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:

Зеркала, перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Кассы букв, слогов, абаки, звуковые линейки, символы звуков, слоговицы для отстукивания слогов, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации, дидактические игры, дыхательные тренажеры.

Сенсорный центр (стол с разноцветной столешницей, предметы по цвету, по форме, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений и др.). Центр занятий представлен магнитной доской, партами, пособием «Жонглирующий клоун», на мячах крепится разнообразный материал для групповых и подгрупповых занятий.

Центр моторного развития. Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, ниткография. Пособие с откручивающимися крышками «Мухомор», «Весёлый поросёнок» и «Трудолюбивая гусеница» (связанные мною). «Трудолюбивая гусеница» — это плетение косичек, цветы на пуговицах, кармашек на кнопках, завязывание банта и т.д . , многофункциональные крышки и многое другое. Центр зрительного восприятия. Глядя на звёзды, облако и солнце, дети с удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Упражнения помогают управлять движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Я считаю такое пособие необходимым и очень полезным. Центр речевого дыхания представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», пособием «Прожорливые фрукты», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (по временам года). Центр релаксации. В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Игрушка Нюша, которую очень любят дети. Она часто исполняет роль подушки, которую можно прижать к себе и согреться душой.

Информационный центр находится в раздевалке логопедической группы. Оборудован папкой-раскладушкой, стендом «Советы родителям от Мудрой совы», в котором располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда, раздаточным материалом. Центр методического сопровождения представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса. Для поддержания интереса у детей и чтобы не было переизбытка наглядности, пособия сменяют друг друга в определённое время года. Например, «Окно в природу»: осенью – крепим разноцветные листья, тучи, «дождь»; зимой – снежинки, снеговик, ёлка; весной – перелётные птицы, дерево с набухшими почками, солнышко «улыбается». Пособие «Волшебный зонт» для развития дыхания тоже меняется. Такой необычный календарь развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы зимой, весной, летом и осенью. Постоянное обновление оснащения кабинета делает для детей коррекционную логопедическую деятельность интересной, комфортной, эмоционально обогащенной и, конечно, развивающей.

Детям нравится мой кабинет. В нём по-домашнему уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему.

Всё предметное содержание отображено в паспорте логопедического кабинета. Это фотоальбом с “магнитными” страницами, где классифицирована вся информация о назначении и оснащённости рабочего кабинета. Имеется путеводитель по кабинету, в котором цвет круга соответствует разным направлениям коррекционной работы. Что значительно облегчает поиск необходимого учебного или методического материалов. Мой опыт свидетельствует, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.

Автор: Белоус Ирина Валентиновна,

учитель-логопед МДОУ «Д/с комбинированного вида № 35 «Алёнушка-1»,

г. Ершова Саратовской области, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru