Gorod-kids.ru

Мама и я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие речевого дыхания при помощи игр и специальных упражнений

Игры на развитие речевого дыхания

В таком сложном процессе, как развитие речи всё имеет значение, всё важно и.

Здравствуйте, дорогие родители. В таком сложном процессе, как развитие речи всё имеет значение, всё важно и нужно. Вы хотите научить ребёнка красивой, чёткой речи, с хорошей дикцией. Тогда вам не обойтись без специальных игр на развитие речевого дыхания.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

Если Вы хотите помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением, овладеть голосом, необходимо, прежде всего, научить его правильно дышать. Правильное физиологическое дыхание еще не значит правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, формировать сильный плавный ротовой выдох.

Правила для ротового выдоха:

  • делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох;
  • выдох должен быть очень плавным;
  • во время выдоха щёки надувать не нужно;
  • во время выдоха воздух должен выходить исключительно через рот;
  • во время разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Дыхательные упражнения должны быть ограничены по времени, так как могут вызвать плохое самочувствие.

В данной статье собраны лучшие игры для тренировки речевого дыхания, отработанные в процессе многолетней практики.

Игры и упражнения для формирования плавного ротового выдоха

«Снежинки». Вырезаем из бумаги или из салфетки (это более легкий вариант) снежинки, подвешиваем их на ниточку или кладем на ладошку. Делаем глубокий вдох носом и затем плавно дуем на снежинки, чтобы она слетела с ладошки (летала на ниточке).

«Ветер». Из бумаги нарезаем полоски 15-20 сантиметров. Обвязываем их верёвочкой к палочке (можно использовать палочки для суши, шпажки). Получается, что-то наподобие дерева. «Ветер дует на листочки, и они шевелятся». Глубокий вдох, на выдохе дуем на полоски из бумаги.

«Осенняя мелодия». Осенью можно собрать листья разных расцветок. Раскладываем листья на столе. Тренируем речевое дыхание, сдувая листочки со стола плавным выдохом.

«Снегопад». Приготовим небольшие шарики из ваты. Затем подбрасываем по одному или закрепляем на ниточку, и стараемся подуть на каждый шарик, как бы сдувая снег.

«Одуванчик». Игра очень простая, так как требуется только выйти на улицу и найти одуванчик. Затем просто дуем на одуванчик.

«Дедушка или бабушка». Дуем на одуванчик, если с одуванчика упали все пушинки, то это лысый дедушка, если остались, то это бабушка. Выигрывает тот, у кого получится сдуть все пушинки, то есть дедушка.

«Вертушка». Для этой игры вам потребуется купить или сделать самим вертушку. Плавно дуем на вертушку.

«Песня ветра». Для игры используется специальная конструкция, которую можно приобрести в магазине. Плавно дуем, заставляя колокольчики издавать лёгкий звон.

«Футбол». Скатываем из ваты или из фольги (можно использовать готовые маленькие легкие пластиковые шарики) два шарика – «мячика». Ставим на стол ворота. Это могут быть два кубика. Стараемся забить мяч из кусочка ваты в ворота из кубиков плавным, длительным выдохом.

«Самолётики». Делаем из бумаги самолёты и дуем на них долгим и плавным выдохом.

«Катись, карандаш!» Нужно положить на стол карандаш (карандаш без граней более легкий вариант, с гранями усложненный вариант), а затем с силой на него подуть, чтобы он укатился как можно дальше.

«Дружок». Подражаем дыханию собаки. Делаем быстрые и частые вдох и выдох. С каждым разом выдох должен быть немного длиннее предыдущего. Можно дышать при открытом рте, положив широкий язычок на нижнюю губу.

«Воздушный шарик» Необходимо надуть воздушный шарик и повесить его на уровне лица ребенка. Сильно и плавно дуем на шар так, чтобы он взлетел как можно выше. Можно дуть через коктейльную трубочка. Более сложный вариант игры. Подбрасываем воздушный шар и дуем на него, не давая шару упасть.

«Плыви, корабль!» В таз с водой пускаем бумажный корабль. Плавным выдохом дуем на корабль.

«Уточки». Игра похожа на предыдущую. Вместо кораблика используют пластмассовые плавающие игрушки (игрушки для ванной).

«Буль-Буль». В стакан наливаем воду и поставив в неё коктейльную трубочку, дуем на воду в стакане. Для усложнения можно использовать густые жидкости (сок с мякотью, кефир, кисель). Затем можно сделать целую «бурю» в стакане. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность.

«Именины у Мишки». Для этой игры нам нужно взять любой мягкий десерт, в центр которого вставляем свечу. Можно, сказать ребёнку, что сегодня «именины у Мишки». Мишку нужно поздравить и помочь ему задуть праздничную свечку.

«Летящее пёрышко». Подбрасываем вверх птичье перо или подвешиваем на ниточке, дуем на него, не давая ему упасть.

«Мыльные пузыри». Выдуваем мыльные пузыри. Можно посоревноваться: у кого будет самый большой пузырь, кто выдует на одном выдохе больше пузырей.

«Полицейский на посту». Играем в полицейских. Если появляется нарушитель, свистим в свисток (дудку).

«Музыкальная бутылочка». Нужно взять небольшую стеклянную бутылочку. Высота не более 10 см. Слегка касаясь нижней губой горлышка бутылочки, начинаем медленно дуть. Струя воздуха должна быть сильной. Получается интересный свистящий звук.

Как организовать игру и научить малыша правильно дышать вам подскажет логопед в этом видео

Предлагаем вам с малышом сделать интересные и полезные игрушки для развития дыхания. Для этого откройте презентацию и четко следуйте инструкции.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!

Материал подготовилаТрофимова А.В. (учитель-логопед).

Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания

Олеся Полетаева
Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания

Для развития речи очень важно правильное дыхание. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом. Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Упражнения для развития дыхания:

Игра :»Листопад»

Описание:Сдуваем с веточек листву

Цель:Развить темп речи,артикулиационную моторику

Игра «Катись, карандаш» — развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц.

Дуть на карандаш, находящийся на столе.

Игра : «Сдуй снежинку с руковичек»

Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.

Чтоб не таяли снежинки

На ладошках у Маринки,

Подсказали ей синички

Спрятать ручки в рукавички.

Игра:«Горячий чай»

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.

Игра:«Бабочка, лети!»

Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на бабочку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Игра «Осенний лес»

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза под счет «раз», «два», «три», выдох ртом.

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у». (Тихо). Листочки едва шевелятся.

Подул сильный ветер: «У-у-у» (Громко).

Заблудились мы в лесу,

Читать еще:  Развитие мелкой моторики

Закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо)

Осенние листочки на веточках висят.

Осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и»

Игра «На грядке»

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как большая тыква (под счет до «трех») Выдох — живот втянуть (похож на ямочку).

Игра «Разговоры овощей»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Произносить слоговые сочетания от имени помидора (хвастливо) и огурца (обиженно). Помидор хвастается перед огурцом тем, что он красный, красивый: «ПА-ПУ, ПЫ-ПА!» Огурец: «ПЫ-БЫ, ПО-БО» Кабачок говорит баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «ТО-ТЫ-ТУ»

Произносить «Ох! Ах! Ух!» Шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

Игра «Узнай овощ».

Положить на тарелку кусочки знакомых детям овощей. Каждому ребенку предлагается завязать глаза платком и узнать овощи по запаху. Сделать медленный плавный вдох носом, выдох – ртом. Далее можно усложнить задание, попросив ребенка произнести название овоща на выдохе.

Сделать вдох, на выдохе громко, четко, не торопясь называть овощи: «Картошка, капуста, свекла – это овощи».

«Петушок». Пособие для развития правильного речевого дыхания Задачи: формирование целенаправленной воздушной струи. развитие силы воздушной струи. развитие длительного.

Дидактические игры для развития речевого дыхания Дидактические игры для развития речевого дыхания Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. При.

Дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Веселые зверята» Дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Веселые зверята». Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически,.

Дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Веселый ветерок» Дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Веселый ветерок» Развивая правильную речь, нужно учить детей правильному дыханию. Оно.

Игры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Картотека игр для речевого развития детей дошкольного возраста 7. ИГРА «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?» ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление. Кукла – из пластмассы. Коробок… Стол… Дом… Сумка… Машина… Сапоги… Перчатки….

Картотека игр и игровых упражнений для развития связной речи. Младшая группа Часть 1 Выполни команду! Задачи: Развивать внимание, умение выделять названные признаки. Ход игры: Воспитатель предлагает определить группе.

Картотека игр и упражнений для тренировки правильного дыхания «Понюхай цветок». Цель: развитие глубокого вдоха и правильного выдоха, закрепление представлений по теме «Цветы». Оборудование: бумажные.

Картотека на развитие речевого дыхания Игра «Бабочка, лети!» Цель: добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко.

Тренажёр для развития речевого дыхания «Сдуй снежинку» своими руками. Любой родитель, которой интересуется развитием своего ребёнка, наверняка знает, что для правильной и хорошей речи надо не только развивать.

Игры на развитие речевого дыхания

  • Игры на развитие речевого дыхания (1)
  • Экспериментирование (1)
  • Беседы с детьми (1)
  • Самообразование (1)
  • Викторины (1)
  • Конспекты ООД (2)
  • Здоровье ребенка (1)
  • Художественно — эстетическое развитие (3)

Игры на развитие речевого дыхания

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
У ребенка будет хорошая связная речь, если правильно и своевременно развить у него навыки речевого дыхания. Специальные игры и дыхательная гимнастика помогут детям освоить связную речь. .
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Перечисленные ниже игры помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Взрослый показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
— Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Взрослый дует на бабочек.
— Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».

Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

— Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок — и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Взрослый выкладывает на столе листочки, напоминает ребенку про осень.

— Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер — разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер — подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы ребенок не переутомился.

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. Предложите подуть на нее самостоятельно :

— Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Взрослый предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

— Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!

Взрослый следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, дул только один раз, сильно не напрягаясь.

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: легкий пластмассовый шарик.

Ход игры: С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру).

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

— Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!

Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
Перышко, лети!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Читать еще:  Дисгормональная (климактерическая) кардиомиопатия: что несёт за собой переходный возраст и старость

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15×2,5 см).

Ход игры: Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).

— Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер — вот так! Флажки полощутся на ветру!

Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение простудных заболеваний!

Игры и упражнения для развития речевого дыхания

В каждом упражнении внимание ребенка направляется на спокойный, ненапряженный выдох, обязательно нужно следить, что бы щеки у ребенка не надувались, если не получается. то можно щечки держать руками.

Формирование направленной воздушной струи.

Формирование направленной воздушной струи. На ладонь ребенка положить»Снежинку» (ватный или бумажный шарик), набираем воздух через нос, губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони . Щеки при этом не надувать . Упражнение повторять не более 4-6 раз.

Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Вам понадобится бумажный кораблик.

Пустить на столе, если есть возможность. то можно в тазе с водой, пустить легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

«Чей пароход лучше гудит?»

Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

— Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание мыльных пузырей, шариков и резиновых игрушек.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ НАРУШЕНИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ:

-нерациональное использование воздуха;

Необходимо формировать диафрагмальное реберное дыхание. .

1.Выработка диафрагмально – реберного дыхания (вдох и выдох осуществляется при учас

тии диафрагмы и грудных ребер, при этом верхние отделы грудной клетки и плечи дол-

жны быть неподвижны).

2. Воспитание свободного, плавного, удлиненного выдоха.

3.Воспитание умения делать правильно глубокий полноценный вдох.

4.Развивать умение направлять выдох.

5.Воспитывать умение правильно рационально использовать выдох.

6.развивать умение на одном выдохе произносить звуки, слова, предложения.

7.Развивать длительный речевой выдох.

9.Воспитание правильной осанки.

  1. Вызывание длительного выдоха.

Ребенок дует на игрушки типа «Флюгер», «Мельница», «Воздушный аквариум» и т.п.

2.Игры на поддувание.

Ребенок поддувает легкие предметы (полоски бумаги, комки ваты, шарики от пинг- понга и т.п.)

Надувание воздушных шариков ( или пускание мыльных пузырей).

4.Развитие речевого дыхания.

— Ребенок делает вдох носом, выдох – ртом.;

— Краткий глубокий вдох и медленный выдох;

— медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох;

— глубокий медленный вдох и выдох узкой струей;

— глубокий вдох и выдох несколькими порциями;

— глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями;

— глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно

выдыхает на счет до пяти (шести, семи).

-исходное положение – руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в стороны,

медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони.

— на одном выдохе – усиление и ослабление звука

упражнение « Гудок » — гудок приближается и удаляется: м-м-М-М-м-м.

— на одном выдохе – усиление и ослабление зву ка

упражнение « Вой ветра »: в –в –В –В -в- в.

— упражнение « Свеча»: медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.

— упражнение « Погаси свечу » — ребенок делает вдох, затем секундную задержку

дыхания и несколько выдохов – толчков: фу- фу- фу.

руки вперед – вдох – руки разводятся в стороны,

выдох – руки медленно сходятся ( «не спугни комара»),

выдох со звуком в-в-в-в, в конце – хлопок в ладоши («убили комара»)

— упражнение « Ветер и листья »

вдох на выдохе, раскачиваясь с поднятыми руками, продолжительно произносят «Ф», затем на одном выдохе — ступенчато произносят звук «П» и постепенно опус-

кают руки вниз (листья падают).

надувайся пузырь, надувайся большой, да смотри не лопни…Лопнул:ш-шш-ш

(руки разводят в стороны)

Зажужжала пила, завизжала , как пчела. Жик- жик-жик-жик.

Лопнула и стала, начинай сначала.

счет на выдохе от 1 до 5 и обратно;

добрать воздух – счет до 5;

добрать воздух от 5 до 1.

Надувала кошка шар, а котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик _ лоп! Ш- Ш- Ш…

после спокойного вдоха продолжительный выдох со звуком: Ф-Ф-Ф….

Помоги мне, ветерок, паруса надуй, дружок,

Пусть плывет кораблик мой к папе с мамочкой домой.

— упражнение « Аромат цветов »

вдох – задерживаем дыхание – выдох, произнося : А –ах!

В апреле, в апреле луга запестрели.

С прогулки букеты приносим в апреле.

глубокий вдох – на выдохе громко считаем до тех пор, пока не кончится воздух

Как –то раз пчела мед в улей принесла ( глубокий вдох) раз пчела, два пчела…

Представить, что дети маленькие медвежата и просят у мамы медведицы кушать.

Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося звук «М».

Мам, молока бы нам.

Мам, малины б нам и т.д.

5. Развитие силы голоса.

А)Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3 – 5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд):

а-а-а-А-А-А (грудная клетка при этом не сжимается).

— то –же , только гласный звук «У»;

— -, только гласный звук «И»;

— -, только гласный звук «О».

б) удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса)

а-а-а-а; укачивание: а-а-а-а;

-\-\ , укачивание со звуком о-о-о-о;

-\-\ , укачивание со звуком у-у-у-у;

-\-\ , укачивание со звуком э-э-э-э.

в) пропевание гласных звуков на одном выдохе : а-а-а-о-о-о-у-у-у-э-э-э.

взрослый произносит 2,3,4 и более слогов, а ребенок – каждый раз на один слог

больше. В.- ПА-ПА-ПА, а Р.- ПА-ПА-ПА-ПА и т.д.

МБДОУ Детский сад «Теремок «№27 п.Комсомолец Адрес: 357322, Ставропольский край, Кировский район, Комсомолец, Ленина, дом № 10

Телефон 8(87938)6-31-69 факс 8(87938)6-30-47

Упражнения для развития речевого дыхания

Учитель-логопед:
Карпова Евгения Валерьевна

Правильное речевое дыхание ребенка – база для развития речи. У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Для постановки многих звуков необходимо выработать сильную воздушную струю.
Недостатки детского дыхания преодолеваются с помощью специальных игр и упражнений. При этом во избежание головокружения продолжительность этих игр должна ограничиваться 3-5 минутами (дуем не больше 10 секунд, отдых, снова дуем).

Упражнения для развития
физиологического дыхания
и формирования воздушной струи:

• «Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
• «Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.
• «Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи).
Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Должен получиться свист.
• «Фокус», «Парашютик» (направление воздушной струи посередине языка).
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
• «Охотник идет по болотам» (распределение воздушной струи по бокам).
Губы в улыбке, язычок между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.
• «Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).
Коробка из — под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее доведет своего бегуна до финиша.
• «Чья фигурка дальше улетит» (развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).
На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги или салфеток фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.
• «Горох против орехов» (чередование длительного плавного и сильного выдоха).
Проводится матч на «футбольном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2 — 3 горошины и 2 — 3 ореха предварительно разбросаны по всему полю.
• «Новогодние трубочки — шутки» (развитие длительного плавного и сильного выдоха).
Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.
• «Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха).
Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Нужно имитировать слабый ветер, чтобы кораблик двигался плавно, и порывистый ветер. Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек, или сложив язык желобком.
• «Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).
Победителем становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

Для развития дыхания полезны следующие игры:

1. Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки.
2. Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу, всевозможные вертушки, бумажные фигурки и ватные шарики, подвешенные на нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков.
3. Надувать надувные игрушки и воздушные шарики.
4. Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.
5. Играть на детских духовых музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках), петь.

Эти игры и упражнения развивают дифференцированное дыхание, более длинный, ровный и плавный выдох.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 11.03.2017 2017-03-11

Статья просмотрена: 7757 раз

Библиографическое описание:

Земляченко, М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» / М. В. Земляченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 421-424. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40316/ (дата обращения: 15.12.2020).

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры, упражнения для формирования воздушной струи

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, просветительская работа с родителями. Своевременное проведение коррекционной работы с детьми-логопатами, тесное сотрудничество с родителями позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Все это говорит о важности и значимости работы учителя-логопеда по формированию у дошкольников с речевыми нарушениями правильного речевого дыхания.

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Оно отличается от речевого тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза). Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе.

Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. С ними необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным. Логопедическая практика показывает, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста становятся все более сложными.

В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту произвольно. Речевое дыхание у таких детей развивается по мере становления речевой функции.

Физиологическое дыхание дошкольников с речевыми нарушениями имеет свои особенности:

‒ дыхание поверхностное, верхнереберного типа;

‒ ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;

‒ объем легких существенно ниже возрастной нормы.

Соответственно, речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечается следующее:

‒ судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;

Процесс формирования речевого дыхания осуществляется на основе междисциплинарного подхода, позволяющего в комплексе решать логопедические, педагогические, психологические, медицинские вопросы, обеспечивающего закономерные связи в использовании нетрадиционных методов. Игнорирование хотя бы одного из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества логопедической работы с детьми в целом.

A. Р. Лурия, Н. М. Сеченов, И. А. Сикорский различают три способа дыхания:

‒ верхнее дыхание (ключичное);

‒ среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное);

‒ нижнее дыхание (брюшное, или глубокое, или диафрагмальное).

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или еще его называют диафрагмально-реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.

Возраст ребенка

Количество слов на выдохе внорме

Длительность коррекционной деятельности по формированию речевого дыхания

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector