Gorod-kids.ru

Мама и я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правильное воспитание и развитие ребенка в возрасте 15 года

Развитие и воспитание детей

Появление малыша на свет – это, безусловно, радостное и волнующее событие для каждой семьи. Однако, на первых порах многие родители испытывают серьезный стресс, связанный с отсутствием знаний о развитии ребенка и возрастных кризисах. Многих мучает вопрос: «Нормально ли развит мой ребенок для своего возраста?». Для того, чтобы развеять эти сомнения, давайте рассмотрим календарь развития ребенка от рождения.

1 месяц

  • Вечерние ритуалы для малышей
  • Календарь развития ребенка: первая неделя жизни

2 месяц

  • Вечерние ритуалы для малышей
  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 2-3 месяцев

3 месяц

  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме
  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 2-3 месяцев

4 месяц

  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 4-5 месяцев
  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет

5 месяц

  • Развивающие игры с детьми: рекомендации родителям детей 4-5 месяцев
  • Развивающие игры с детьми: чем занять кроху в 5-6 месяцев

6 месяц

  • Вечерние ритуалы для малышей
  • Развивающие игры с детьми: чем занять кроху в 5-6 месяцев

7 месяц

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • 6 развивающих игр с детьми: рекомендации родителям детей 6-12 месяцев

8 месяц

  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме

9 месяц

  • 6 развивающих игр с детьми: рекомендации родителям детей 6-12 месяцев

10 месяц

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • Вечерние ритуалы для малышей

11 месяц

  • 6 развивающих игр с детьми: рекомендации родителям детей 6-12 месяцев

1 год

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • Календарь развития ребенка: 1 год
  • Развивающие игры для детей от 1 до 2 лет: рекомендации для родителей

2 года

  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме
  • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка
  • Развивающие игры для детей от 1 до 2 лет: рекомендации для родителей
  • Как развивать речь у детей 2-3 лет
  • Как выбрать подарок ребенку

3 года

  • Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
  • Безопасность ребенка дома: ванная, детская и другие комнаты в доме
  • Как справиться с кризисом трех лет у ребенка
  • Кризис трех лет у детей
  • Календарь развития ребенка: кризис 3 лет
  • Как устанавливать ребенку границы: 8 правил
  • Советы родителям: как помочь ребенку играть свободно?
  • Какие мультфильмы показывать детям
  • Как развивать речь у детей 2-3 лет

4 года

  • Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?
  • Альфа-пэрентинг: как установить доверительные отношения с ребенком?
  • Как организовать детский праздник своими силами?
  • Свободная игра: как развить у ребенка творческие способности
  • Храни зрение смолоду: детская гимнастика для глаз
  • Ребенок боится спать один: 8 способов побороть ночные страхи
  • Как устанавливать ребенку границы: 8 правил
  • Советы родителям: как помочь ребенку играть свободно?
  • Какие мультфильмы показывать детям
  • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка

5 лет

  • Развивающие игры для детей 5–6 лет
  • Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений
  • Календарь развития ребенка: старший дошкольный возраст 5–6 лет
  • Семейные правила: зачем они нужны?
  • Как организовать детский праздник своими силами?
  • Свободная игра: как развить у ребенка творческие способности
  • Храни зрение смолоду: детская гимнастика для глаз
  • Советы родителям: как помочь ребенку играть свободно?

6 лет

  • Развивающие игры для детей 5–6 лет
  • Советы родителям будущего первоклассника
  • Тайна зеленой ручки: как научить ребенка ошибаться
  • Календарь развития ребенка: старший дошкольный возраст 5–6 лет
  • Семейные правила: зачем они нужны?
  • Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?
  • Альфа-пэрентинг: как установить доверительные отношения с ребенком?
  • Храни зрение смолоду: детская гимнастика для глаз
  • 10 шагов к повышению эмоционального интеллекта ребенка

7 лет

В семь лет окончательно происходит созревание лобных отделов полушарий мозга, гармонизируются процессы возбуждения и торможения. Поэтому этот возраст, с точки зрения физиологии, наиболее приемлем для начала учебной деятельности детей.

В то же время, семь лет – это очередной кризис, который переживает ваш малыш. Он учится новым социальным ролям, хочет принимать решения самостоятельно и начинает копировать взрослых.

Tarkvanem

Боковая навигация

В этом возрасте дети становятся активными и колеблются, желая, с одной стороны, быть независимыми, а с другой, чувствовать безопасность и заботу родителей. В какой-то момент они говорят «нет» тем вещам, которые в дествительности хотят, чтобы выразить свою власть и показать, что у них есть свое мнение; в следующий момент они нуждаются в абсолютной любви и внимании родителей. Они еще не умеют выражать свои мысли, справляться с различными делами или получать желаемое, и поэтому их фрустрации проявляются в виде приступов упрямства.

В этом возрасте ребенок учится:

  • становиться все более самостоятельным;
  • видеть себя отдельным от родителей человеком;
  • «обладать вещами» – в этом возрасте ребенок не хочет делиться вещами, даже если они не принадлежат ему;
  • еще больше познавать окружающий мир;
  • потихоньку замечать свои чувства и выражать их подходящим способом.

Родитель может поддержать развитие ребенка, если:

  • устанавливает границы:
    • приспосабливает дом под ребенка, делая его безопасным, чтобы ребенок смог безопасно познавать окружающий мир и действовать все более самостоятельно, без постоянного вмешательства родителей;
    • устанавливает четкие границы в вопросах, касающихся безопасности;
    • осознает, что умение говорить «нет» – это начало становления самостоятельности и самосознания ребенка;
    • предоставляет ребенку возможность выбирать между подходящими решениями, способствующими сотрудничеству;
    • тщательно выбирает, в каких ситуациях он говорит ребенку «нет» (например, ситуации, связанные с безопасностью), и говорит «да» как можно чаще, чтобы предотвратить ненужную борьбу за власть.
  • поддерживает эмоциональное и когнитивное развитие ребенка:
    • разрешает ребенку «обладать» вещами, и не ждет, что он будет делиться ими с другими. Чтобы научить ребенка делиться, он должен в достаточной мере испытать чувство обладания;
    • позволяет ребенку испытывать как положительные, так и негативные чувства;
    • учит ребенка различать чувства и поведение – помогает ребенку узнавать и выражать свои чувства подобающим способом, в то же время устанавливая границы для неподобающего поведения;
    • вдохновляет ребенка делать вещи, на которые он способен (обращая внимание на безопасность);
    • создает возможности для получения ребенком различного опыта.

«Как наказывать, чтобы он понял?»

В ситуации, когда у родителя возникает желание наказать ребенка, малыш, как правило, нуждается в помощи, понимании и поддержке. «Плохой ребенок» – бесполезный ярлык. Недопонимания возникают от того, что для разрешения ситуации у ребенка существуют свои, соответствующие возрасту, методы. Он еще не знает и не умеет многого, это зачастую и становится причиной возникновения ситуаций, которые родитель считает проступком. Довольно часто за «проступком» скрывается потребность ребенка в изучении мира: как разобрать игрушку, как предмет упадет, какой издаст звук и т.д. Под воздействием наказаний ребенок учится бояться родителей, но не учится находить лучшие решения. Кроме того, остается неизученной потребность, которая явилась мотивом того или иного поведения. Правильным будет поддержать ребенка в его стремлениях, показывая ему как можно делать, тем самым обеспечивая ему возможность безопасно развиваться. Такое поведение дает ребенку чувство спокойствия и способствует развитию.

«Как бороться с детскими капризами?»

Неподходящее поведение ребенка действительно может казаться проявлением капризного нрава. Многие жизненные ситуации настолько тяжелы для восприятия ребенком, что развитие его сознания просто еще не достигло необходимого уровня, чтобы справиться с ними. То, что кажется капризами, на самом деле является соответствующим возрасту решением, таким образом, ребенок остается в знакомом ему пространстве («Хочу именно эту кружку!») или эмоциональном моменте («Не хочу одеваться!»). В этих случаях необходимо подумать, в чем нуждается ребенок, и исходить из этого. В ситуациях, провоцирующих возникновение сильных чувств, следует ориентироваться на взаимопонимание и сотрудничество. Кроме того, ведущую роль должен взять на себя родитель, так как за разрешение всех эмоциональных ситуаций ответственность несет родитель/взрослый.

«Как вести себя с упрямым и непослушным ребенком, который не идет на контакт?»

Характер человека предопределен биологически, то есть, он врожденный, но развивается вместе с личностью ребенка по мере взросления. Говорить о сформировавшихся чертах характера можно только начиная с возраста 8-10 лет. Ребенок, которого родители называют «непослушным», на самом деле – ребенок, который не может совладать со своими чувствами и подсознательно выбирает знакомую ему манеру поведения. Поступая так или иначе, он демонстрирует свои чувства, эмоциональный центр мозга блокирован, и ребенок не может самостоятельно найти решение в возникших обстоятельствах. Задача родителя – предложить диалог. Следует выслушать ребенка, постараться его понять. В сложных ситуациях стоит помнить, что в первую очередь необходимо успокоить ребенка, и только затем начинать искать решения и демонстрировать ребенку свое видение ситуации. В момент, когда ребенок испытывает сильные чувства, диалог невозможен, и родитель не сможет донести свою мысль до адресата. Возбужденный мозг не способен воспринимать новую информацию. Поэтому, в первую очередь, следует успокоить ребенка и уже затем предпринимать попытки выстроить диалог.

ОБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики»

комитета здравоохранения Курской области

  • СВЕДЕНИЯ О МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    • Историческая справка
  • ВЫШЕСТОЯЩИЕ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ
  • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ
    • Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
    • Диспансеризация
    • Платные услуги
    • Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
    • Инвалидам и маломобильным гражданам
    • Правила подготовки к диагностическим исследованиям
  • СТРАХОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  • МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ
  • ВАКАНСИИ
  • ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • ОТЗЫВЫ ПАЦИЕНТОВ
  • АНКЕТИРОВАНИЕ
  • КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • ДОКУМЕНТЫ
  • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
    • Порядки
Читать еще:  Ацетонемический синдром: со СТИМОЛОМ все под контролем

Баннеры здоровья

Баннеры

«Горячая линия»

8 (800) 200 0 200

— рисков потребления алкоголя
— рисков потребления наркотиков

Опрос

Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

Вы интересуетесь или хотите пройти диспансеризацию?

Диспансеризация на экране монитора, планшета, смартфона!

Начните диспансеризацию прямо сейчас!

Вы можете ответить на вопросы анкеты и получить информацию о Ваших факторах риска и возможных заболеваниях на электронную почту.

Если Вам от 40 до 65 лет, внесите данные артериального давления и холестерина и узнайте абсолютный сердечно-сосудистый риск.

Распечатайте заполненную анкету и запишитесь на прием к врачу через региональный портал онлайн записи или обратитесь в поликлинику, к которой Вы прикреплены для прохождения диспансеризации или профилактического осмотра.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ОТ 9 ДО 12 МЕСЯЦЕВ

Вероятно многие из вас задумывались, почему одни дети охотно едят в часы, когда им «положено» есть, спокойно, без пустышки и укачивания засыпают и крепко спят, а другие, напротив, едят, когда придется, без аппетита, капризничают, часами заставляют мать сидеть около кроватки.

Многие считают, что в такой форме проявляется «характер» маленького человека. Но ведь характер в большой степени — результат воспитания. А основа воспитания — режим, неукоснительное его выполнение. Режим «налаживает» работу организма, помогает развитию полезных навыков, привычки вовремя ложиться и вставать, завтракать и ужинать, предохраняет его от возникновения переутомления. Режим учит малыша дисциплине, помогает в дальнейшей жизни школьнику, подростку, взрослому.

Задача родителей — проявлять настойчивость, аккуратно соблюдать требования режима и вносить в него изменения с возрастом ребенка.

РЕЖИМ РЕБЕНКА 9 — 12 МЕСЯЦЕВ КОРМЛЕНИЕ

Ребенок должен есть 5 раз в сутки, через 4 — 4,5 часа. Завтрак давайте ему не позднее, чем через час после пробуждения. Последнее ночное 5-е кормление (только по потребности) может сохраняться до 10 -12 месяцев.

БОДРСТВОВАНИЕ И СОН

Периоды, когда ребенок не спит, становятся продолжительнее — 2,5 — 3,5 часа. Один-два раза в день во время бодрствования с ним надо гулять.

Днем 2 раза 2,5 — 1,5 часа малыш спит на свежем воздухе или в комнате при открытом окне. Длительность ночного сна 11 — 10 часов. Время подъема после ночного сна всегда одно и то же. Независимо от времени пробуждения ребенка, интервалы между кормлениями и длительность периодов бодрствования и сна постоянны.

Купают ребенка через день перед ночным сном. Последовательность сна, кормления и бодрствования ребенка меняется по сравнению с предыдущими возрастными периодами, так как теперь не каждое кормление совпадает с окончанием сна. Так, ужин ребенок получает перед сном, полдник может быть перед сном и т. д.

Варианты режима в зависимости от времени пробуждения после ночного сна:

Вариант I

— 23 — 24 часа (если просыпается)

1-й дневной — 9.0011.30

2-й дневной — 14.00 (14.30) — 16.00

ночной — 19.30 — 6.30

Часы бодрствования: 6.30 — 9; 11.30 — 14 (14.30); 16 — 19.30

Вариант II

-23-24 часа (если просыпается)

1-й дневной — 9.30 — 12.00

2-й дневной — 15 (15.30) — 17.00

ночной — 20.00 — 7.00

Часы бодрствования: 7- 9.30, 12 — 15(15.30), 17 — 20.

Купание перед ужином или непосредственно на ночь.

Питание Вашего ребенка строится в соответствии с рекомендациями педиатра.

Вы отучаете его от груди к 11 — 12 месяцам (но не в жаркий летний период) или продолжаете вскармливать его адаптированными смесями.

Количество кормлений к году обычно 5 раз.

Общий объем пищи 1100 — 1200 г. Его рацион формируется по типу взрослого — он получает завтрак, обед, полдник, ужин.

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА

Продолжается ежедневное проведение гимнастики и массажа спустя 30 -40 минут после еды или за 20 — 30 минут до приема пищи, общая продолжительность занятия 8-10 минут.

Проводятся следующие упражнения: сгибание и разгибание рук, «скользящие» шаги, поворот со спины на живот (1 — 2 раза), наклоны и выпрямление туловища (2 — 3 раза), массаж спины, живота, присаживание, держась за кольца (2 — 3 раза), напряженное выгибание на коленях взрослого.

Как и в предыдущие месяцы, проводятся воздушные ванны, обтирание, сон на воздухе, купание через день, прогулки.

Одежда должна предохранять от излишней потери тепла, быть проницаемой для воздуха, не стеснять движений. Для ребенка, начинающего ходить, удобны длинные свободные штанишки на бретельках, ботинки — с каблуком.

Не кутайте его, одевайте по сезону и по погоде.

Раздевая малыша после прогулки, обратите внимание на его состояние: если голова и спина потные, переоденьте ребенка в сухое белье, а на следующую прогулку оденьте легче (снимите лишнюю шапку, кофту или рейтузы), если ножки прохладные, наденьте шерстяные носки.

В помещении старайтесь не перегревать ребенка — вспотев, он быстрее простужается.

К 10 месяцам он длительно занимается игрушками, выполняет заученные действия, влезает на невысокий диван, ступеньку, ящик и слезает с них, ходит при поддержке за обе руки.

По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.

Подражая взрослому, произносит новые слова.

К 11 месяцам ребенок овладевает новыми действиями с игрушками и начинает выполнять их по просьбе взрослого: ставит кубик на кубик, снимает и надевает кольца, «водит» куклу, делает первые самостоятельные шаги, по просьбе взрослого приносит любую куклу, мяч и другие игрушки, произносит первые слова («дай», «мама» и др.).

К 12 месяцам ребенок выполняет более сложные действия с игрушками (с куклой, кубиками, машиной), ходит самостоятельно, без опоры, знает названия действий и движений, выполняет поручения («принести», «найди» и пр.), легко повторяет за взрослыми новые слоги, употребляет 5 — 10 слов, произнося их «по-своему», самостоятельно пьет из чашки, различает предметы по форме (кубик, кирпичик).

Игрушки — не только забава, развлечение, они развивают действия ребенка, его речь, сообразительность, побуждают двигаться.

Рекомендуется давать ребенку для игры разнообразные игрушки, но не сразу все. Предложите ему сначала 3 — 4, потом замените их другими. Учите его ими играть, называйте игрушки, причем названия произносите правильно. Не следует ребенку давать мелкие игрушки, которые он может проглотить, засунуть в нос, в ухо, игрушки с острыми углами. Они должны быть прочно окрашенными, хорошо мыться. Позаботьтесь, чтобы у малыша были и «сюжетные» игрушки, такие, как кукла, мишка, собака и пр., а также чашечка, кукольное одеяло, матрешка, машины, тележка, мяч, игрушки, с которыми можно передвигаться.

У ребенка для игр должно быть специально огороженное место, где есть предметы, держась за которые, он может встать и ходить. Для этих целей лучше всего использовать манеж. Здесь же поместите игрушки, можно сложить их в ящик.

Обязательно ежедневно занимайтесь с ребенком, учите его самостоятельно ходить, понимать речь, говорить, разнообразно действовать с игрушками. Для занятий с ребенком 11-12 месяцев можно использовать картинки с четкими изображениями одного предмета, пирамиду с двумя-тремя крупными кольцами. Побуждайте ребенка подражать вашим действиям. Ребенок должен уметь непродолжительное время играть сам, без взрослого.

Ухаживая за малышом, играя с ним, необходимо развивать его речь, самостоятельность, активность. Не забывайте о формировании умений во время кормления и приучения его к опрятности.

КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Советы по вопросам развития, воспитания, охране здоровья ребенка родители получают от участкового врача, участковой медицинской сестры и сестры кабинета здорового ребенка детской поликлиники. Для того, чтобы не пропустить самые начальные отклонения в развитии и здоровье малыша, родители должны посещать детскую поликлинику по приглашению педиатра в 9 месяцев и 12 месяцев. В возрасте 9 месяцев проведут антропометрического измерения, оценят физическое и нервно-психическое развитие ребенка, назначат режим, питание. В 12 месяцев ребенка осмотрят врачи-специалисты: окулист, хирург-ортопед, отоларинголог, проведут лабораторные исследования. Комплексно оценят физическое, нервно-психическое развитие ребенка, назначат режим, питание.

Если Вы регулярно посещаете детскую поликлинику и следуете советам специалистов, то Ваш ребенок к двенадцати месяцам остается здоровым, не будет болеть, вырастет за квартал на 4,5 — 5 см, прибавит в массе тела 1200 — 1250 г, число зубов, прорезавшихся к 12 месяцам достигнет 8.

Надеемся, что наши советы помогут Вам в воспитании ребенка в первый год его жизни, такой трудный для Вас и для него.

Сделай сам

Воспитание у ребенка самостоятельности важно начать во-время.

Каждый родитель, любящий своего ребенка, рано или поздно сталкивается с одной и той же проблемой — как воспитывать детей, чтобы с самого детства они имели голову на плечах и учились принимать самостоятельные решения?

Не собственность, а личность

Это воспитание начинается с работы родителей над самими собой. Главное, что вы должны в этот момент для себя уяснить: дети — это не ваша собственность, которую вы растите лишь для того, чтобы они заботились о вас в старости. Ребенок — это личность, которой вы, как никто другой, зная все ее особенности, должны помочь состояться. Сам собой он не повзрослеет — особенно в том случае, если относиться к растущему человеку как некоторые мамы, в животном страхе за детей, стремясь уберечь их от возможных неприятностей, ходящих за своими детьми по пятам, отслеживая и оценивая каждый их поступок, предупреждая все желания, отсекая контакты, которые кажутся им неправильными. Они попросту берут жизнь своих детей на себя. Все это на корню пресекает развитие самостоятельности ребенка, превращая его в невротика, который без мамы не сможет учиться и имеет большие проблемы в общении с ровесниками.

Читать еще:  Задержка речевого развития

Не меньший вред, чем гиперопека, может принести установка на то, что ребенок повзрослеет сам. Такие родители готовы как можно скорее поверить во «взрослость» своего чада и предоставить ему гораздо больше самостоятельности, чем ребенок может выдержать. Не оправдывая, понятно, родительских ожиданий, получая за это нагоняй, он с раннего возраста начинает привыкать к положению беспомощного, а сталкиваясь с таким отношением регулярно, постепенно разочаровывается в своих способностях предпринимать самостоятельные действия в принципе.

Закон суров, но это закон

Стремление делать все самому — это органический признак взросления, признак пробуждающейся психики человека.

Основные навыки самостоятельности закладываются у него приблизительно в три года. И первый навык, на формирование которого вам следует обратить внимание, — самостоятельность в еде.

Где-то в начале второго года жизни многие дети уже не хотят просто сидеть за столом и открывать рот. А что это такое у мамы в руках? — и маленькие ручки тянутся за ложкой. Пусть в рот на сей раз ничего не попало — радуйтесь порыву! А как только вы — спокойно, ненавязчиво, не раздражаясь на падающую на стол кашу, — покажете, как держать ложку правильно, и у него со временем начнет получаться доносить ее до рта полной, — так человеку и самому станет интересно, и аппетит появится.

Упустишь тут момент, облегчишь себе задачу — и ребенок очень быстро привыкнет к тому, что его постоянно кормят взрослые.

В принципе воспитание самостоятельности — это приучение ребенка к той мысли, что для него — как и для всех в доме — существуют определенные правила и он должен этим правилам соответствовать. Родитель, поначалу обеспечивавший сто процентов жизнедеятельности малыша, должен постепенно, шаг за шагом, начинать дозировать свою помощь ребенку.

Понятно, что в два с половиной года ваша дочь еще не может снимать через голову водолазку или натягивать тугие колготки. Но застегнуть липучки на кроссовках (одетых при этом на «правильные» ноги!) способна вполне — равно как и замотать шею шарфом. Вот и не делайте этого за нее, изобразите, что вы уже одеты и выходите, а она, что, все еще в одном ботинке? Уверяю вас, это подействует, и скоро все всегда будут готовы вовремя. Потом пусть она сама надевает джинсы, учится застегивать молнию на куртке и так далее.

Важным моментом воспитания самостоятельности ребенка становится его ответственность за самое ценное для него — игрушки. Дайте трехлетке понять, что порядок в игрушках — это его вклад в общий порядок в доме, и пусть, скажем, перед приходом гостей он лишний раз проверит, все ли у него лежит на местах.

Маленький ребенок — существо активное, он в этом возрасте постоянно нацелен на действие, созидание, помощь взрослым, от него то и дело слышишь: «Я сам!» Такой порыв к самостоятельности — свойство возраста, потом это уйдет. Излишняя родительская осторожность, опасения, что малыш что-нибудь испортит, а чаще всего просто ваше нетерпение, вечная спешка мешают ребенку проявить себя. Конечно, быстрей самой вытереть случайно пролитый им на столе чай, чем ждать, пока он сам дойдет до тряпки и самостоятельно устранит учиненный беспорядок. Но возьмите-таки себя в руки и не делайте за ребенка то, что он может уже сделать сам!

Воспитание самостоятельности — работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни не будет страшно. Внимание:

1 Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. Если же он обращается за помощью слишком часто — придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.

2 Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него не получилось, — особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.

3 Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордый тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама «наделась» — имеет полное право надеть на прогулку не обыденную серую шапочку, а розовую с бантиком и кататься с горки не десять минут, а пятнадцать.

4 Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами — располагаться на доступном для него уровне.

5 Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте. Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: «Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?», «Может, нам стол на кухне переставить сюда — что ты об этом думаешь?».

И не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: «Ребенок подобен бумажному змею — он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке».

Воспитывать у детей ответственность и самостоятельность можно и в игровой форме. Вот несколько несложных игр, которые могут помочь вам.

«Добрые ручки»

В эту игру можно поиграть. Положите нашкодившие ручки на лист бумаги. Раскрашивая их вместе с ребенком, нарисуйте им глазки и улыбающийся ротик. Говорите ребенку о том, что ручки очень добрые, хорошие, ими можно погладить кого-то, сделать что-то полезное и т.д. А потом предложите ребенку договориться с ручками, чтобы они делали в течение, например, получаса, только добрые дела. Через полчаса похвалите ручки ребенка, погладьте их. Потом время увеличивайте до часа, дня, недели и т.д.

Малышу приятно слышать похвалу и получать мамину ласку. И вскоре ваше чадо перестанет буянить.

В эту игру лучше играть с несколькими детьми и ведущим. Водящий называет какой-либо овощ (или показывает картинку с ним). Дети по очереди называют блюда, в которых этот овощ используют, демонстрируя свою осведомленность в домашних делах. За каждый правильный ответ — конфета. У кого больше конфет — тот и выиграл. К этой игре стоит подготовиться заранее: составить список блюд или подобрать картинки.

Воспитание без травм: Как дисциплинировать детей разного возраста

Приведите ваши ожидания в соответствие со стадией развития ребенка

Поведение детей, особенно когда оно неидеальное — основная причина наших обращений ко всевозможным пособиям по воспитанию. Если вы перепробовали все или времени на бесчисленные советы у вас нет, то автор бестселлера «Дисциплина без травм: Как воспитывать детей без надрыва (Discipline Without Damage: How to Get Your Kids to Behave Without Messing Them Up), психолог Ванесса Лапуант синтезировала самые эффективные методики в нескольких тезисах. Пользуйтесь и наслаждайтесь плодами ваших усилий.

У детей есть потребности

Лапуант уделяет в книге большое внимание тому, что дети — это не маленькие взрослые, которые могут полностью контролировать свои действия и эмоции. У детей есть их специфические потребности. Поэтому автор советует не столько концентрироваться на поведении ребенка, сколько на вашем собственном. Вы отвечаете на эмоциональные потребности ребенка? Вы пользуетесь воображением, терпением, сочувствием, чтобы установить между вами доверительные отношения и быть тем взрослым, который нужен ребенку?

Что делать:

  • Вы должны использовать эмоциональную связь с ребенком, чтобы понять причину проблемного поведения и работать с ней. Имейте в виду, что вы должны заботиться не столько о «тишине и порядке», сколько о том, чтобы предоставить ребенку пространство для свободного выражения эмоций.
  • Позаботьтесь о себе: найдите способы, как расслабляться и не нервничать посреди хаоса, который является элементом детского возраста.
  • Не думайте о стандартах, принятых в обществе, думайте о том, что нужно вашему ребенку: вы сами, ваше сочувствие, ваше присутствие, ваше понимание, чтобы чувствовать и защищать его.

Это такой период

Если вы строгий родитель, требующий дисциплинированного поведения, то, на самом деле, вы постоянно боретесь с естественными стадиями психологического и эмоционального развития ребенка. И получается много приказов и, как правило, мало порядка. Ваши требования могут просто быть «не по возрасту» ребенку.

Читать еще:  Методическая разработка по развитию речи по лексической теме Посуда

Дети 2-3-х лет: Импульсивность ребенком не контролируется, истерики и крики — абсолютно нормальное явление, происходит открытие независимости: вы слышите «нет» очень часто».

Свежие новости

  • Книга года BBC-2020 объявила победителей
  • В Киеве после реставрации открылась Андреевская церковь
  • 31-летняя чемпионка мира по биатлону снялась для Playboy
  • Муж Бейонсе запустил свой бренд марихуаны
  • Кто стал человеком года по версии TimeНовости на главной

Дети 3-4-х лет: Они уже лучше контролируют фрустрацию и гнев, но им все еще необходима помощь взрослых, чтобы с ними справляться. Теперь они зондируют ваши границы, выражают чаще свои желания и предпочтения. Они могут быть агрессивными, но развитие речи должно балансировать это.

Дети 5-7 лет: Дети становятся более независимыми, они уже видят себя не как «производную» родителей. Они уже лучше справляются со своими кризисами, но истерики все еще случаются. В голове у них могут спокойно уживаться две и больше абсолютно противоречивых мысли. Это помогает им решать проблемы: «Я хочу этот мячик, но мне придется отобрать его у Васи, а он пожалуется, поэтому я не буду этого делать, потому что меня поругают».

Дети 8-10 лет: У них свое чувство стиля, свои увлечения, интересы. Они переступают границы, поэтому им нужен присмотр и руководство. Они способны контролировать себя, но иногда могут срываться.

Дети 11-12 лет: У них свои твердые убеждения, границы вызывают желание разрушить их. Они любят «обсуждать» правила. Часто их бунт кажется намеренным, но это от того, что они только учатся выражать себя.

Дети 13-17 лет: Они, как и дети из предыдущей возрастной категории, но перемены настроения у них резче. Они считают себя взрослыми и даже ими кажутся, но они все еще дети и все еще нуждаются в родителях.

Что делать? Приведите ваши ожидания в соответствие со стадией развития вашего ребенка. Это не «неправильные» методы — просто их время не пришло.

Еще конкретнее

Если все это для вас слишком размыто, то можно воспользоваться советами психолога Лауры Маркхэм, которая тоже «за» воспитание без травм.

1. Всегда оставайтесь в эмоциональном контакте с детьми

Не концентрируйтесь на поведении ребенка, концентрируйтесь на том, что он чувствует. Ключевая фраза: «Иди ко мне, я помогу тебе».

2. Только спокойствие

Чем больше раздражен ребенок, тем более спокойным должен быть взрослый, но не холодным, а уверенным.

3. Не читайте нотации в момент кризиса

Ваша цель — успокоить ребенка, разговаривать будете в более подходящий момент. Ограничьтесь тем, что действительно должен знать и сделать ребенок в этот момент: «Перестань это делать», «Используй добрые слова» и т.д.

4. Сохраняйте твердость, проявляя доброту

Здесь подходит метод «нет/я знаю». Например: «Нет, кошку стричь нельзя, я понимаю, что ты этим разочарован.»

5. Не вдавайтесь в объяснения

По крайней мере тогда, когда ребенок истерит. Удерживайте границы, объяснять будете, когда ребенок успокоится.

6. Укрепите позиции

Когда ребенок успокоился и принял те границы, которые вы установили и удержали в условиях вашего спокойствия, даже если после эпизода прошла неделя — напомните им о том, что произошло и как все мирно в итоге разрешилось. Заверьте их, что вы будете продолжать защищать их и любить. Воздержитесь от сентенции «А правила есть правила!».

Кризис 4-5 лет, или когда это все закончится?

Взросление ребенка сопровождается возрастными кризисными периодами: стремительное психическое развитие, постепенное познание и понимание окружающего мира для ребенка 4-5 лет — это нелегкая задача.

Почему наступает кризис?

При переходе в новую возрастную группу у ребенка происходят изменения в манере поведения: он становится капризным, своенравным, непослушным, бурно проявляет эмоции. Поведение ребенка — это своеобразный вызов окружающим, желание показать свою индивидуальность, стать самостоятельным, обратить на себя внимание. Дети 4-5 лет многое умеют: у них есть достаточный запас слов для общения, игровой деятельности, развита фантазия, мышление, которое позволяет получать новые интересные впечатления об окружающем мире. Психика малыша развивается очень быстро. Вместе с ней может меняться настроение, которое на данном этапе характерно непредсказуемостью, подвергается перемене поведения — оно становится неорганизованным, сумбурным. Капризы, причуды, истерики, протест — такими проявлениями «богат» возрастной кризис 4-5-летнего ребенка.

Но не у всех все так «плохо», некоторые родители могут сказать, что не замечали особых изменений у своего ребенка.

На продолжительность кризиса могут влиять различные факторы:

  • отношения в семье, стиль воспитания в семье, общение со сверстниками;
  • образ жизни ребенка;
  • заболевания или какие-либо патологии;
  • индивидуальные черты характера и особенности психики.

Кризис может продолжаться в течение нескольких недель, но может затянуться до одного года и очень многое в этот период зависит от родителей!

Что делать родителям?

Рассмотрим несколько факторов, которые оказывают негативное воздействие на поведение детей в период кризиса и предложим соответствующие практические рекомендации родителям:

  • Малыш живет в однообразной обстановке, нет перемен в видах деятельности. Психическое и физическое развитие детей требуют, чтобы уже к 4 годам они умели много двигаться и познавать окружающий мир. Малыш должен привыкнуть к размеренному режиму дня, но с разнообразной интересной деятельностью: обязательные познавательные прогулки должны сменяться кратковременными (не более 15 минут) домашними занятиями — рисованием, лепкой, аппликацией. Кроме того, важно всячески привлекать малыша к выполнению домашней работы. Посильная помощь на кухне или уборка игрушек и т.п. развивает, улучшает настроение, вносит интерес в жизнь малыша, и он с гордостью рассказывает всем о своих достижениях;
  • Ребенок замкнут или стеснителен. Малыш 4-5 лет может быть неуверенным в собственных силах, замыкаться в себе, не общаться. Он также может плохо разговаривать. В таких случаях нужна помощь логопеда или дефектолога. Как быть? Почаще прямо внушайте своему ребенку, что он отлично общается, приведите конкретные примеры, ведь, наверняка, у малыша есть хороший друг. Отмечайте у своего крохи ум, правдивость, говорите о том, что он приятен в общении. Не критикуйте, а хвалите: за самостоятельные действия, проявление инициативы, правильное решение. Позволяйте ему заботиться о вас, о других членах семьи, помогать в каких-то делах. Советуйтесь с малышом, при принятии решений учитывайте его мнение и акцентируйте это, чтобы ребенок знал, что его мнение значимо.
  • А теперь представьте, что встретились пятнадцать таких капризуль! Как думаете, будет ли гладко проходить их общение на одной территории, с общими игрушками? Часто дети 4-5 лет не могут эффективно общаться в группе или во дворе. Бывают малыши, которые могут отобрать игрушку, а есть такие, которые отдают свои игрушки и перестают общаться. Что необходимо делать? У слишком активных нужно развивать способность идти на компромисс, а у скромных — умение вступать в диалог и отстаивать собственные интересы. Всегда тщательно разбирайтесь, в чем причина инцидента на площадке или в группе и учите малыша озвучивать свои просьбы, отказ или предложение. Не спешите идти с претензиями к родителям другого ребенка, если ваш с ним что- то не поделил или они толкнули друг друга, для начала поговорите со своим ребенком, из- за чего вообще весь «сыр- бор», потому что зачастую ругаются взрослые люди, конечно же из благих намерений, а дети могут уже и забыть из-за чего начался конфликт.

Советы психолога для родителей

  • Необходимо держать эмоции под строгим контролем. Любой срыв оттягивает решение проблемы на более продолжительное время;
  • Используйте в общении с ребенком элементы игры: отвлекайте, предлагайте возможность выбора и проявления инициативы;
  • Будьте последовательны в словах и действиях, не противоречьте сами себе;
  • Требуйте от малыша только то, что вы сами сможете сделать;
  • Предоставьте крохе возможность действовать самостоятельно, постепенно отпускайте от себя;
  • Взрослые проблемы обсуждайте при отсутствии ребенка.
  • Вы можете в качестве легких наказаний временно ограничить развлечения, но недопустимо применение физической силы, провоцирование скандалов, нанесение оскорблений, использование негативных высказываний, крика или брани. Детская психика не может вынести такие нагрузки, подобное поведение родителей подорвет их авторитет в глазах крохи.
  • Постарайтесь спокойно выяснить, что беспокоит малыша, доброжелательно задавая вопросы, без лишних нравоучений и не упрекая его.
  • В данном возрасте вредна также чрезмерная опека. Выполняя за ребенка все действия, вы оттягиваете его развитие, еще больше привязываете к себе. В таком случае страдает и ребенок, и родители. Лучше будет, если вы станете его незаметно контролировать. Давайте свободу действий в творческих занятиях, усиливайте контроль в повседневной жизни в целях безопасности.
  • Направляя действия или поступки малыша, не критикуйте его и не унижайте, убедительно объясняйте, как лучше поступить. Необходимо также хвалить малыша по существу, всячески поощрять, но не баловать.
  • Понимая, что ребенок манипулирует вами, помните о той грани, когда будет уместно ваше снисходительное отношение. Нельзя потакать детским капризам и истерикам.

Успешное преодоление кризиса 4-5 лет у ребенка зависит от мудрого терпеливого отношения родителей, их способности понять потребности своего ребенка, желания помочь малышу в спокойной, теплой обстановке и быстро пройти кризисный этап!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector