Gorod-kids.ru

Мама и я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Недоношенные дети — физиология развитие по месяцам

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Первые четыре недели после родов – самый ответственный период в жизни всех малышей и их родителей. В это время каждый из них учится приспосабливаться к новым условиям: малыш привыкает к жизни за пределами материнской утробы, родители – к тому, что теперь рядом с ним есть маленький человечек, который нуждается в их любви и внимании. На этом этапе важно следовать рекомендациям педиатра и следить за развитием младенца. Чтобы не волноваться по пустякам, родители должны заранее знать, что умеет ребенок в 1 месяц жизни.

Физическое развитие в 1 месяц

В течение первых 28 дней жизни ребенка родителей ждет множество новых ощущений, которые одновременно вызывают и трепет, и беспокойство. Однако с еще большими изменениями сталкивается сам малыш. Прямо с первого вдоха весь организм начинает активно приспосабливаться к новой обстановке. Изменения касаются кровеносной, мочевыделительной, нервной, иммунной и всех других систем. Все, что умеет ребенок в месяц, зависит от того, насколько быстро его организм приспосабливается к жизни за пределами материнской утробы.

Не пугайтесь, если сразу после роддома вес ребенка снизился. Потеря веса, равная 10% от общей массы тела при рождении, считается нормой. Малыш быстро восполнит его, стоит только наладить режим сна и кормления.

Кстати о сне. В первый месяц жизни новорожденный может спать почти 20 часов в сутки, принимая при этом удобное для себя положение. Весь его распорядок дня можно разделить на несколько периодов:

1. Бодрствование. В период максимальной активности ребенок много двигается, дрыгает руками и ногами. Если вы положите его на живот, он попытается поднять голову, удерживая ее в таком положении в течение нескольких секунд.

2. Дремота. Дремотное состояние наступает до или сразу после кормления. Определить его можно по расслабленному тельцу и полузакрытым глазам.

3. Неглубокий сон. Его можно отличить по учащенному неровному дыханию, беспокойству рук и ног, двигающимся под веками глазным яблокам.

4. Глубокий сон. В период максимальной расслабленности, когда ребенок крепко спит, дыхание его ровное, глаза полностью закрыты.

За первый месяц жизни ребенок должен набрать примерно 600 г веса и 3 см роста. Как правило, за этот период окружность головы у детей увеличивается не более чем на 2 см.

Что малыш умеет?

На психическое развитие, то есть на то, что должен уметь ребенок 1 месяц жизни, влияет его физическое развитие. Если при правильном режиме сна и кормления его организм развивается в пределах нормы, уже к концу четвертой недели ребенок приобретает множество навыков. Безусловно, на то, как он чувствует себя во внеутробной среде, влияют врожденные рефлексы. Большинство из них преобразуется в приобретенные рефлексы, остальные за ненадобностью исчезают. Но научившись моргать, зевать, чихать и вздрагивать, ребенок не забудет об этом никогда.

То, что должен уметь ребенок в 1 месяц жизни, зависит от уровня развития его следующих рефлексов:

Сосание. Если вы проведете соской или кончиком пальца вокруг губ малыша, он начнет совершать сосательные движения.

Поисковый рефлекс. Если вы погладите щечку малыша, он повернет головку в сторону вашей руки. Наряду с рефлексом сосания, этот рефлекс развивается под влиянием инстинкта питания и поиска пищи.

Хватательный рефлекс. Если погладить или прикоснуться к ладошке малыша, он захочет схватить и удерживать то, что прикасается к нему.

Плавательный рефлекс. Если вы положите малыша на живот, он начнет двигать ручками и ножками, будто плавая в воде.

Рефлекс ходьбы. Если вы возьмете малыша под руки, он начнет двигать ножками, совершая движения, похожие на ходьбу.

Для поддержания психического и физического развития нужно следить за тем, чтобы во время бодрствования ребенок активно двигался. Желательно в этот период чаще выкладывать его на жесткую поверхность. Это поможет развить его моторные способности.

Из того, что умеет ребенок в 1 месяц, наибольший восторг вызывает его реакция на маму. Он уже способен узнавать ее среди других взрослых. Кроме того, малыш может фокусировать взгляд на контрастных предметах и ярких погремушках.

Как способствовать развитию?

Задача родителей не просто знать, что умеет ребенок в первый месяц жизни, но и предпринимать действия для его дальнейшего развития. В этом помогут:

Постоянные разговоры с малышом. Мама и папа могут напевать ему песни, читать стихотворения, рассказывать сказки. Это поможет развить у него восприятие речи.

Гримасы. Разговаривая с малышом и напевая ему песенки, можно смешно гримасничать. Со временем ребенок будет пытаться копировать гримасы, что поможет развить его мимику.

Спокойная музыка. Ускорить развитие малыша помогают классические музыкальные произведения. Их можно включать как во время сна, так и в период бодрствования, меняя ритм и громкость.

Развивающие игрушки. В каталоге Mothercare есть множество полезных игрушек, которые помогут развить мелкую моторику, улучшить цветовосприятие и тактильные ощущения ребенка.

Мобили. Над детской кроваткой можно повестить музыкальные игрушки с фигурками, выполненными в приглушенной расцветке. Это поможет развить у ребенка зрение и цветовосприятие. Только следует помнить, что мобиль для кроватки и его детали должны располагаться на высоте не менее 70 см.

Особого внимания заслуживает купание младенца в первый месяц жизни. Несмотря на распространенный миф, начинать процедуры можно еще до того, как отпадет пуповина. Без полноценного купания на нежной коже малыша может появиться сыпь. Обычно она локализуется в складках и паховой зоне.

Во время купания нужно использовать специальную детскую косметику. Если в ее составе содержатся экстракты трав и растений, это поможет малышу расслабиться и настроиться на предстоящий сон. С возрастом к процедуре можно добавить круги для плавания, игрушки и прочие аксессуары для купания.

Игры в 1 месяц

Важно не только то, что умеют делать дети в 1 месяц жизни, но и как к этому подходят их родители. Им нужно быть не просто пассивными наблюдателями. Некоторые навыки можно сформировать с помощью игр и упражнений. Все они должны быть связаны в первую очередь с движением. Нужно выбирать те игры, которые вызывают у ребенка приятные ощущения. Во время бодрствования его нужно положить на удобную поверхность и создать условия, при которых он будет:

• отталкиваться стопами от твердого основания,

• хватать пальцы родителя,

• разгибать и сгибать ножки,

• двигать ножкой вслед за рукой родителя,

• поднимать и удерживать голову.

Не менее важны тактильные ощущения. Для этого ребенка нужно слегка поглаживать, водить ладонями по его телу, щекотать перышком. Если он начнет выпячивать живот, значит, игра ему понравилась. Руки мамы или папы можно заменить игрушками и тканями с разной фактурой. Если малыш начнет отталкивать руку, значит, контакт ему неприятен. Эти ритуалы можно проводить перед сном. После активного времяпрепровождения ребенку будет легче и быстрее настроиться на отдых.

Возможные проблемы

В первый месяц после родов родителям необходимо тщательно следить за развитием новорожденного. Стоит знать, что должен уметь ребенок в месяц, и при необходимости сразу же обращаться к специалисту. В этот период можно столкнуться со следующими проблемами:

Незаживающая пупочная ранка. Ускорить ее заживление можно путем ежедневной обработки «зеленкой». Если спустя две недели ранка так и не зажила, а корочка не отпала, нужно обратиться к педиатру. Поводом для обращения также является покраснение ранки и выделения из нее.

Колики. Из-за незрелости желудочно-кишечного тракта малыша может беспокоить вздутие живота. Избавиться от дискомфорта можно с помощью массажа, частого выкладывания на живот, газоотводной трубки или специальных препаратов, назначенных врачом.

Физиологическая желтуха. В первые недели жизни в кровеносной системе ребенка происходит замена гемоглобина, который ему нужен был во время внутриутробного развития. В процессе его выведения кожный покров новорожденного обычно приобретает желтоватый оттенок.

Беспокойный сон. При том, что в первый месяц ребенок способен спать до 20 часов в сутки, его сон при этом может быть прерывистым и беспокойным. Это связано с незрелостью нервной системы. Чтобы исправить ситуацию, ребенка следует укладывать в теплом и тихом помещении, слегка приглушив свет.

Перед родителями в первый месяц жизни малыша, особенно если это первый ребенок, стоит множество вопросов. Нужно выбрать коляску, кроватку и одеялко в нее. Не всегда понятно, во что одевать ребенка, как его купать, как часто менять подгузник и как вообще ухаживать за его нежной кожей. Мы в Mothercare видим свою миссию в том, чтобы помочь родителям на всех этапах воспитания малыша. И конечно, у нас вы найдете все товары, необходимые для развития ребенка и ухода за ним. А ваш заказ мы доставим по любому адресу в пределах РФ.

АФО недоношенных детей

Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей.

Внешний вид: недоношенные дети имеют своеобразное телосложение — относительно большая голова с преобладанием мозгового черепа, иногда — открытые черепные швы, малый и боковой роднички, низкое расположение пупочного кольца; слабое развитие подкожной жировой клетчатки. Для недоношенных характерно обильное пушковое оволосение (лануго), при значительной степени недоношенности — недоразвитие ногтей. Кости черепа податливы вследствие недостаточной минерализации, ушные раковины мягкие. У мальчиков яички не опущены в мошонку (у крайне незрелых детей мошонка вообще недоразвита); у девочек половая щель зияет вследствие недоразвития половых губ и относительной гипертрофии клитора. На основании внешнего осмотра ребенка можно сделать заключение о степени недоношенности (гестационном возрасте) по совокупности морфологических критериев, для чего разработаны оценочные таблицы этих признаков в баллах.

Для нервной системы недоношенных детей характерны слабость и быстрое угасание физиологических рефлексов (у глубоконедоношенных, включая сосательный и глотательный); замедленная реакция на раздражения; несовершенство терморегуляции; мышечная гипотония. Морфология мозга недоношенного ребенка характеризуется сглаженностью борозд, слабой дифферен-цировкой серого и белого вещества, неполной миелинизацией нервных волокон и проводящих путей.

Реакции недоношенных детей на различные раздражения отличаются генерализованностью, слабостью активного торможения, иррадиацией процесса возбуждения. Незрелость коры обусловливает преобладание подкорковой деятельности: движения хаотичны, могут отмечаться вздрагивания, тремор рук, клонус стоп.

Читать еще:  Игры и упражнения для развития фонематического слуха в домашних условиях

Вследствие незрелости терморегуляционных механизмов недоношенные дети легко охлаждаются (сниженная теплопродукция и повышенная теплоотдача), у них нет адекватного повышения температуры тела на инфекционный процесс и они легко перегреваются в инкубаторах. Перегреванию способствует недоразвитие потовых желез.

Система органов дыхания у недоношенного ребенка так же, как и нервная система, характеризуется незрелостью (предрасполагающий фон для патологии). Верхние дыхательные пути у недоношенных узкие, диафрагма расположена относительно высоко, грудная клетка податлива, ребра расположены перпендикулярно к грудине, у глубоконедоношенных детей грудина западает. Дыхание поверхностное, ослабленное, частота 40—54 в минуту, объем дыхания по сравнению с доношенными детьми снижен. Ритм дыхания нерегулярный, с периодическими апноэ.

Сердечно-сосудистая система недоношенного ребенка по сравнению с другими функциональными системами является относительно зрелой, так как закладывается на ранних стадиях онтогенеза. Несмотря на это, пульс у недоношенных детей очень лабилен, cлабого наполнения, частота 120—160 в минуту. Аускультативно тоны сердца могут быть относительно приглушены; при персистенции эмбриональных шунтов (боталлов проток, овальное окно) возможно наличие шумов. Артериальное давление у недоношенных детей по сравнению с доношенными более низкое: систолическое 50—80 мм рт. ст., диастолическое 20—30 мм рт. ст. Среднее давление 55—65 мм рт, ст.

В связи с повышенной нагрузкой на правые отделы сердца для электрокардиограммы недоношенных характерны признаки правограммы и высокий зубец Р в сочетании с относительно низким вольтажем и сглаженностью интервала S — Т.

Желудочно-кишечный тракт недоношенных детей характеризуется незрелостью всех отделов, малым объемом и более вертикальным положением желудка. В связи с относительным недоразвитием мышц кардиальной его части недоношенные дети предрасположены к срыгиваниям. Слизистая оболочка пищеварительного канала у недоношенных нежная, тонкая, легко ранимая, богато васкуляризована. Отмечаются низкая протеолитическая активность желудочного сока, недостаточная выработка панкреатических и кишечных ферментов, а также желчных кислот. Все это затрудняет процессы переваривания и всасывания, способствует развитию метеоризма и дисбактериоза. У 2/3 недоношенных детей, даже находящихся на естественном вскармливании, имеется дефицит бифидофлоры кишечника в сочетании с носительством условно-патогенной флоры. Характер стула ребенка определяется особенностями вскармливания; как правило, в копрограмме у недоношенных много нейтрального жира.

Особенности функционирования эндокринной системы недоношенного ребенка определяются степенью его зрелости и наличием эндокринных нарушений у матери, обусловивших преждевременные роды. Как правило, координация деятельности эндокринных желез нарушена, прежде всего по оси гипофиз — щитовидная железа — надпочечники. Процесс обратного развития фетальной зоны коры надпочечников у новорожденных заторможен, задержано становление циркадных ритмов выделения гормонов. Функциональная и морфологическая незрелость надпочечников способствует быстрому их истощению.

У недоношенных детей относительно снижены резервные возможности щитовидной железы, в связи с чем у них возможно развитие транзиторного гипотиреоза. Половые железы у недоношенных детей менее активны, чем у доношенных, поэтому у них значительно реже проявляется так называемый половой криз в первые дни жизни.

Процессы метаболической адаптации у недоношенных детей замедлены. В возрасте 4—5 дней у них чаще наблюдается метаболический ацидоз в плазме крови в сочетании с компенсаторным сдвигом в сторону алкалоза внутри клетки; на 2—3-й неделе жизни внеклеточный ацидоз компенсируется внутриклеточными нормонаправленными реакциями. У недоношенных детей (даже у условно здоровых) чаще отмечаются гипогликемия, гипоксемия, гипербилирубинемия.

Почечная регуляция кислотно-основного состояния и электролитного состава у недоношенных детей не совершенна; водно-солевой обмен лабилен, что про является как склонностью к возникновению отеков так и к быстрому обезвоживанию при патологически состояниях или неадекватном уходе. Незрелость почек обусловливает относительно высокие показатели остаточного азота в крови у недоношенных в первые 3 дня жизни (до 34,4 ммоль/л), в последующие дни этот показатель снижается; у недоношенного ребенка устанавливается относительно стабильный диурез. Моча слабоконцентрированная (вследствие низкой концентрационной способности почек), частота мочеиспускания обычно превышает таковую у доношенных (относительно большая интенсивность метаболизма).

Развитие недоношенных детей по месяцам: рост, вес, навыки

Вы ждали этого дня. И вот это чудо случилось, но маленький комочек порадовал своих родителей ранее положенного срока. Несмотря на свой маленький вес и рост, он спешит жить, и вы должны помочь ему в этом. Девочки и мальчики, рожденные ранее положенного срока, вырастают крепкими и смышлеными. У них не наблюдается отставания в развитии, они просто развиваются согласно своим показателям. Недоношенные дети развиваются по месяцам согласно определенной схеме.

Ведь перед ними стоит задача, не только догнать, но и перегнать своих сверстников.

Физиология развития недоношенных детей

Вес и длина тела таких деток увеличивается очень быстро в сравнении с детками, рожденными в положенный срок.

Дети, рожденные с массой тела 1кг, требуют к себе максимального внимания, и за их жизнь приходится бороться наиболее упорно и продолжительно.

Таких детей называют экстремально-недоношенными. Все функции жизнедеятельности их организма поддерживаются искусственно.

Детей с весом 1-1,5 кг называют глубоко-недоношенными, однако процент выживания таких малышей гораздо выше, и у них много шансов вырасти полноценными людьми.

Малыши, рожденные с весом до 1,5 кг, не могут самостоятельно функционировать, поэтому для поддержания жизненно важных функций их помещают в определенные инкубаторы, в которых заранее предусмотрена необходимая температура.

Ребенок, рожденный на сроке 34 недели, способен сам сосать, что является очень важным показателем в выхаживании и развитии недоношенных детей.

Навыки и умения недоношенного ребенка в возрасте от одного до шести месяцев

Теперь более детально рассмотрим, как происходит развитие недоношенных детей по месяцам. При определении степени недоношенности, врачами учитывается не только масса тела недоношенных детей, но и степень зрелости их организма.

Благодаря труду врачей малыш продолжает жить

Развитие недоношенных детей на первом месяце – это упорный труд врачей за жизнь маленького организма. Для обеспечения из жизнедеятельности необходима подача кислорода, искусственная вентиляция легких.

Для кормления крохи, используют смеси, в которые вводят необходимые гормоны, аминокислоты и ферменты необходимые для полноценного питания.

Однако ребенок еще очень слаб. Наблюдается вялость, сонливость, низкий уровень врожденных рефлексов. В возрасте двух месяцев малыш успешно набирает вес и растет.

В этом возрасте малыш может превосходить своих сверстников рожденных в положенный срок. Однако сосательный рефлекс еще очень слаб, и мама кормит малыша сцеженным молоком.

Малыши склонны к быстрой усталости. Ваш кроха набирается сил. Сон в его случае самое лучшее лекарство. На третьем месяце развития хорошим показателем будет прибавление веса тела, появление условных рефлексов.

Начинает издавать звуки, улыбается маме, пытается захватить рукой игрушку. На этом этапе следует обратиться за консультацией невропатолога.

Врач назначит вам массаж и порекомендует комплекс упражнений, которые вы можете делать в домашних условиях.

Врачом обязательно назначается массаж

На пятом месяце малыш меньше спит, больше интересуется окружающим миром. Пытается захватить предложенный ему предмет и удержать его.

Многие недоношенные дети пытаются улыбнуться, другие уже смеются. Отмечается улучшение координации. Резво двигают ручками и ножками.

Улучшается зрение малыша, его слух. На шестом месяце жизни рост малыша становится значительно больше, чем при рождении. Для мамы начинается второй этап. Следует вводить прикорм, и подходить к этому нужно крайне осторожно, с учетом всех особенностей грудничка.

Его желудочек находится на первой стадии формирования, поэтому прикорм следует начинать с жидкой пищи. Кроха активен в движении.

Помогайте ему переворачиваться со спинки на живот, он уже делает эти попытки. Пытается отталкиваться ножками. Поддержите малыша под мышки.

С каждым месяцем развития, у недоношенных детей появляются новые навыки, как в умственном, так и физическом развитии.

Развитие недоношенных детей от семи до двенадцати месяцев

Так на седьмом месяце жизни ребенок самостоятельно переворачивается на животик, отталкивается ножками и пытается ползти. Кроха стал более активен, пытается как можно больше «рассказать».

Малыш пытается ползти

Пока его рассказ похож на лепетание, но все еще впереди, и он всему научится. Уже в восемь месяцев, малыши пытаются сидеть, часто меняют позы, падают на бок, пытаются ползать.

Более смелые уже пытаются стоять, опираясь на спинку манежа или с помощью поддержки мамы.

В возрасте девяти месяцев недоношенные дети развиваются более стремительно. Попытки перевернуться, становятся все увереннее. Пытаясь встать на ножки, малыши ищут опору.

В этом случае им может помочь рука и поддержка мамы. Отчетливо слышаться первые слоги. Ближе к 10 месяцам развития недоношенные дети уже хорошо сидят и держат спинку.

Малыш пытается делать первые шаги, держится за пальцы мамы или папы. Многие пытаются ходить в манеже Движения ребенка становятся все более смелыми и ловкими.

С каждым днем все больше растет интерес ребенка к окружающему миру, он смотрит в окошко, проявляет интерес к деткам, интересуется взрослой пищей.

Одиннадцать месяцев – период активного движения и развития недоношенных детей. Многие передвигаются в манеже без помощи родителей.

Встают и пробуют ходить самостоятельно. На этом этапе следует внимательно следить за ребенком, в целях его безопасности. Не торопите малыша, он должен сам потихоньку пройти свой маршрут.

При четком выполнении инструкций и рекомендаций врача, ваш малыш не будет отличаться от остальных детей к 12 месяцам.

Рекомендации родителям

Врачи считают, что недоношенные дети быстрее развиваются в физическом плане, чем в умственном.

Родителям нужно стараться как можно чаще заниматься с малышами

Специалистами отмечены некоторые возможные отклонения в психическом развитии недоношенных детей:

  1. Неправильно произносимые слова.
  2. Трудности при запоминании информации.
  3. Сложности при общении со взрослыми людьми.
  4. Сложности при адаптации в новом коллективе.
  5. Низкая концентрация внимания.

Для того чтобы исключить, сложности в развитии, родителям следует как можно больше общаться со своим ребенком. Особое внимание недоношенным детям следует уделять на первых месяцах их развития.

Ведь это на первый взгляд вам кажется, что ваша кроха ничего не слышит и не понимает. Это не так.

Именно на первых месяцах развития ребенка, закладывается определенный фундамент, как физического, так и психического здоровья.

После выписки из роддома постарайтесь оградить малыша от нежелательных контактов. Маленький организм еще очень слаб, не стоит подвергать его опасности респираторных заболеваний.

Читать еще:  Ребёнку 11 месяцев

Респираторные заболевания могут негативно сказаться на здоровье еще неокрепшего маленького организма.

Поддерживайте чистоту в помещении, чаще проводите влажную уборку. Проветривайте помещение, в котором находится малыш.

Пытайтесь создать благоприятную психологическую атмосферу для ребенка. В помещении поддерживайте максимально благоприятную температуру.

Консультируйтесь с врачами. Строго соблюдайте рекомендации специалистов.

Перед маленьким человечком, родившимся ранее положенного срока, стоит очень трудная задача. Ему предстоит бороться за свое существование, во внешнем мире.

Он не был готов появиться на свет, но, увы, так распорядилась природа. Так будьте благосклонны и ответственны перед ним, настанет день, ион вам скажет спасибо!

Особенности развития недоношенных детей: физиология, прогресс от нуля до года, возможные осложнения

Случается, что до ПДР (предполагаемая дата родов) ещё несколько недель, но ощущения будущей матери не оставляют сомнений: начинаются роды!

По возможности врачи стремятся остановить родовую деятельность и дать плоду шанс на дальнейшее развитие под сердцем матери. Если такой возможности нет, а срок беременности менее 38 недель, на свет появляется недоношенный ребёнок.

Четыре степени недоношенности

Рождение крохи раньше срока – это некоторые дополнительные хлопоты или крайне опасная ситуация? Определяется тем, как сильно он поторопился родиться, насколько успешным было его внутриутробное развитие.

Для определения серьёзности ситуации и необходимого комплекса мер, современная медицина по совокупности характеристик выделяет недоношенность четырёх степеней.

  • I степень

На сроке 34 – 36 недель, появляется новорождённый весом 2 – 2,5 кг. В большинстве случаев жизнеспособность такого малыша не вызывает сомнений. Обычная для новорождённого физиологическая желтуха может оказаться затяжной и потребовать лечения.

  • II степень

Срок беременности больше 31, но меньше 34 недель. Новорождённый обычно весит 1,5 – 2 кг. У малыша достаточная адаптивность, хотя первое время необходима медицинская помощь. Затем в течение некоторого времени могут потребоваться специальные условия ухода и вскармливания.

  • III степень

Малыш весом 1 – 1,5 кг рождается на сроке беременности 28 – 30 недель. Ему неминуемо потребуется восстановительное лечение, которое может продлиться достаточно долго. Могут быть диагностированы многочисленные заболевания, пороки развития. Есть незначительный риск, что новорожденный не выживет.

  • IV степень

Глубоко или экстремально недоношенный ребёнок рождается весом 500 – 1000 граммов, срок преждевременных родов – от 23-й до 28-й недель беременности. Это наиболее угрожающая ситуация. Ориентировочно лишь каждый пятый малыш рождается живым, но даже из этого небольшого числа основная часть детишек погибает, не дожив до месячного возраста.

Несмотря на серьёзные медицинские достижения в этой области, общая недоразвитость таких новорождённых всё ещё ставит их жизнь под угрозу. Экстремально недоношенные дети рождаются лишь у пяти женщин из тысячи.

Для информации. Инициативой Европейского фонда по уходу за новорождёнными детьми в 2009 году 17 ноября стал днём недоношенного ребёнка.

Особенности недоношенных детей

Родным видны лишь внешние признаки малышей, слишком рано появившихся на свет. Они хорошо заметны:

  • малый вес и рост;
  • нарушение пропорций: треть длины тела приходится на головку (нормальное соотношение для доношенного малыша – 1:4), маленькое лицо, крупный живот, смещённый книзу пупок, слишком короткие конечности;
  • не исключается податливость черепных костей, открытость родничка;
  • излишняя мягкость ушных раковин (из-за недостаточной минерализации хряща);
  • сохранение на коже первичного волосяного покрова (лануго);
  • визуальная прозрачность кожи из-за отсутствия достаточного слоя подкожно-жировой клетчатки;
  • общая слабость;
  • явная недостаточность развития половых органов.

А что отметят врачи? В первую очередь отсутствие рефлексов, включая важнейшие – дыхательный и сосательный. У большинства недоношенных отсутствует так называемая дыхательная готовность. Это способность лёгких расправиться для первого вдоха и в дальнейшем не слипаться вновь при дыхании.

Также могут быть выявлены: сниженный мышечный тонус, недоразвитие пищеварительной и выделительной систем, общая слабость, замедленная реакция на различные раздражители.

Перечисленные симптомы могут практически отсутствовать у детей, которые лишь чуть-чуть не дотянули до положенного срока родов. Нарастание неблагоприятных явлений тем выше, чем более ранними были преждевременные роды.

Важнейший родительский вопрос: насколько недоношенный ребёнок отстает в развитии от деток, появившихся на свет вовремя? Такие показатели трудно предсказуемы и индивидуальны. Наблюдения показывают, что среднее запаздывание составляет от одного до трёх месяцев.

Отмечено, что малыши, покинувшие утробу матери слишком рано, в благоприятных условиях развиваются значительно быстрее, чем их вовремя появившиеся на свет сверстники. Ощутимый прогресс начинается приблизительно в трёхмесячном возрасте. Ориентировочно к году-полутора деток почти невозможно различить. В наиболее сложных случаях психофизическое развитие выравнивается к двум – трём годам.

У деток IV группы, а также у всех малышей при отсутствии правильного ухода и надлежащих реабилитационных мер могут развиться тяжёлые осложнения. Речь о них пойдёт в другом разделе.

Как растить малыша-торопыжку?

Родителям новорождённых, появившихся на свет до срока, важно знать особенности развития недоношенных детей. Ключевой момент – в необходимости тщательного ухода, своевременных курсов массажа и гимнастики. У родных есть не так много времени для грамотной помощи.

Физическое развитие недоношенного ребёнка идёт быстрее, чем умственное. Эту особенность необходимо учитывать и проявлять повышенное внимание к чувствам, эмоциям и поведению младенца.

Многие родители/родные совершенно не догадываются, насколько важно для их малыша общение. Виной тому распространённое заблуждение, что дочка или сын ничего не слышат и/или не понимают. Между тем самые простые разговоры в моменты бодрствования крохи дают поразительные результаты: обострение внимания, совершенствование эмоциональных откликов, а впоследствии – формирование отличных речевых навыков.

Важный момент. С младенцем важно именно разговаривать. Идеально, если речь построена из коротких предложений на тему того, что происходит в данный момент – переодевание, купание, подготовка к кормлению. А вот во время самого кормления разговаривать не нужно.

Умственная задержка развития недоношенных детей часто проявляется именно из-за несоблюдения рекомендаций по вербальному поведению родных.

Достижения от нуля до года

Как развиваются недоношенные дети? Перед каждым родившимся до срока стоит труднейшая задача. Его внутренним органам и системам предстоит дозревать не в комфортных условиях внутриутробного пребывания, а во внешней среде. Как долго это продлится, определяется тем, что именно малыш «не успел».

Однако при хорошем питании и уходе организм имеет все шансы не только наверстать упущенные моменты развития, но и быстро продвинуться дальше.

Сравнительные достижения вовремя и преждевременно родившихся малышей наглядно демонстрирует таблица развития недоношенных детей.

В таблице выше приведены ключевые этапы развития, а более подробное среднестатистическое описание того, что происходит на первом году жизни маленького человека, рождённого раньше срока, рассмотрим ниже.

  • 1-й месяц

Малыш плохо ест, он вял и слаб. Набор массы тела обычно минимален. Может не быть никакого прогресса в развитии. Важно защитить его от холода и инфекций, которые создают серьёзную угрозу и без того слабому здоровью.

  • 2-й месяц

Улучшаются сосательный и глотательный рефлексы, а с ними и аппетит. Малыш понемногу начинает расти.

  • 3-й месяц

На крошечном личике появляется первая мимика, особенно в присутствии самых знакомых людей. Пальчики демонстрируют первые хватательные движения. Видна реакция на звуки.

  • 4-й месяц

Ребёнок уже не роняет голову, а уверенно поднимает и опускает её. Пытается удерживать игрушки.

  • 5-й месяц

Фиксация на источнике звука (поворот головы в нужную сторону). Уверенное удержание в кулачке игрушек. Осознанная улыбка, и «разговоры».

  • 6-й месяц

Узнаёт близких людей, оживляется, когда к нему подходят. Освоенные ранее движения становятся всё более уверенными.

  • 7-й месяц

Многие детки уже пытаются ползти. У тех, кто родился ненамного раньше срока, начинается прорезывание зубок.

  • 8-й месяц

Малыш всё более активен, укрепляет прежние достижения, стремится к новым – встать на четвереньки, сесть. Понимает, когда к нему обращаются.

  • 9-й месяц

Время для произнесения первых слогов. Режутся зубки у тех детей, кто родился на сроке 32 – 34 недели.

  • 10-й месяц

Прорезывание первых зубов у детей, родившихся до срока беременности в 30 недель. В благоприятных условиях малыш может встать на ножки, но пока делает это крайне редко. Отлично водит глазами за движущимися предметами. Повышается общая скорость реакций.

  • 11-й месяц

Дальнейшее укрепление освоенных ранее умений. Первые шаги с поддержкой. Огромный интерес к игрушкам и общению с близкими.

Наконец, накануне первого дня рождения многие малыши-торопыжки в физическом развитии практически или даже полностью догоняют своих доношенных сверстников. Однако дальнейшее совершенствование нервно-психических процессов ещё впереди.

Приведённое выше развитие недоношенного ребенка по месяцам очень условно. Особенно трудно давать прогнозы в отношении детей IV группы. Такие детки могут провести под наблюдением врачей до полугода и всё ещё нуждаться в серьёзной домашней реабилитации.

Осложнения

Развитие недоношенного ребёнка до года без малейших преувеличений определяет его дальнейшую судьбу. На втором и последующих годах жизни проводить нервно-психическую коррекцию будет всё более сложно.

То же можно сказать о физическом развитии: без необходимых мер ребёнок будет расти слабым, астеничным, неспособным к длительным физическим усилиям, активным играм и всестороннему познанию окружающего мира. В дальнейшем это означает затруднения в учёбе, общении со сверстниками и последующую социальную дезадаптацию.

Как развивать недоношенного, чтобы не столкнуться впоследствии с осложнениями? Необходимо регулярно проходить все обследования, назначенные теми или иными врачами-специалистами. Выполнение рекомендаций по медикаментозному и вспомогательному лечению также позволяет максимально полно помочь ему адаптироваться в новых условиях.

В большинстве случаев рождение ребёнка до срока – это не гарантия бесконечных проблем и полной безысходности. Должный уход и реабилитация восполнят недостаток нахождения в утробе матери и позволят развиться и вырасти без малейших неблагоприятных последствий.

Оценка физического развития недоношенного ребенка

Оценка физического развития недоношенного ребенка

Физическое развитие (ФР) — совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Эксперты ВОЗ определяют показатели ФР как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка. Многочисленные современные исследования показывают, что долговременное когнитивное развитие ребенка находится в прямой зависимости от темпов роста в раннем неонатальном периоде и после выписки из перинатального центра.

Читать еще:  Игры для малышей от 6 месяцев до 1 года

Параметры ФР представляют различную клинико-диагностическую ценность.

Длина тела характеризует процессы роста детского организма, масса свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов.

Увеличение окружности головы в первые месяцы жизни, отражающее активный рост головного мозга, имеет важное прогностическое значение для дальнейшего умственного развития дошкольного и подросткового возраста. Если ребенок не растет скелетно, не прибавляет в массе соответственно заложенной генетической программе развития, то в этот период нет прибавки и массы головного мозга, как и любого другого органа. Задержка в развитии может оказаться в дальнейшем нереабилитируемой по интеллекту.

ФР недоношенных детей необходимо оценивать только по скорригированному возрасту, что особенно важно для детей, рожденных с массой тела менее 1500 грамм.

Для детей, рожденных в 32-33 недели или позже, коррекция гестационного возраста может завершаться в возрас­те 1 года. Корригированный возраст у недоношенных детей должен рассчитываться в первые два года жизни.

Для оценки ФР недоношенных детей целесообразно использовать диаграммы, позволяющие оценивать основные антропометрические параметры (массу, длину тела, окружность головы). Для недоношенных новорожденных до 50 недели постконцептуального возраста целесообразно пользоваться диаграммой Фентона (рис. 1 и 2). Антропометрические показатели считаются соответствующими гестационному возрасту, если они находятся на данной диаграмме между 10 и 90 перцентилем.

Рис. 1. Центильные кривые параметров развития девочек в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013).

Кривые Фентона включают в себя 3, 10, 50, 90 и 97-й перцентиль веса, роста, окруж­ности головы, которые нанесены на сетку. В зоне от 10-го до 90-го перцентиля располагаются средние показатели ФР, свойственные 80% недоношен­ных детей. В зонах от 10-го до 3-го и от 90-го до 97-го перцентиля находятся величины, свидетельствующие об уровне развития ниже или выше среднего, свой­ственные только 7% условно здоровых недоношенных. Величины, находящиеся ниже 3-го и выше 97-го перцен­тиля, — это области очень низких и очень высоких пока­зателей, которые встречаются у здоровых недоношенных не чаще, чем в 3% случаев.

В более старшем возрасте (после 50 недели постконцептуального возраста) рекомендуется переходит на дифференцированные диаграммы, позволяющие проводить оценку физического развития до достижения ребенком скорригированного возраста 36-38 месяцев.

У детей с ОНМТ и ЭНМТ прибавка массы тела происходит более интенсивно; их масса к 2-2,5 мес. удваи­вается, к 3-3,5 мес. утраивается, а к 1 году масса тела у этих детей увеличивается в 6-8 раз.

Рис. 2. Центильные кривые параметров развития мальчиков в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)

За первый год жизни рост недоношенных детей увеличивается в среднем на 26-35 см и к году со­ставляет 70-75 см. Наиболее интенсивно на первом году жизни увеличивается рост глубоконедоношенных детей (на 30-32 см).

До окончания коррекции возраста при формулировании заключения о ФР в индивидуальной истории развития недоношенного ребенка используют следующие выражения: «Физическое развитие соответствует сроку гестации» или «Физическое развитие не соответствует сроку гестации» с указанием превышения иди дефицита какого-либо параметра (массы, роста, окружностей головы и груди).

Нередко, дети с ЭНМТ плохо растут в раннем детстве, и часто эта проблема сохраняется в дальнейшем. К 5 годам дефицит массы могут иметь 30%, а роста – 50% детей, родившихся до 30 недели гестации. Периоды «вытягивания» в данной группе детей начинаются на 1-2 года позднее. У детей, родившихся с массой тела менее 800г., к 3 годам длина тела и окружность головы ниже 5-го перцентиля, а масса тела – около 10-го перцентиля. Наиболее часто нарушения роста (задержка темпов роста) выявляются у детей с кардиореспираторными проблемами, патологией ЦНС (нарушение глотания), анемией и другими хроническими заболеваниями.

Уменьшение размеров окружности головы (менее третьего перцентиля) часто ассоциируется с нарушением когнитивной функции в школьном возрасте (по сравнению с детьми, имевшими нормальный рост головы в первые два года жизни, дети с замедленным увеличением окружности головы имели индекс ментального развития значительно ниже).

Прирост окружности головы (ОГ) и груди (ОГр) у недоношенных по месяцам в первый год жизни:

Развитие зрительных функций у детей


Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери. На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector