Техника эффективного массажа рук детей для развития речи - Мама и я
Gorod-kids.ru

Мама и я
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Техника эффективного массажа рук детей для развития речи

Техника эффективного массажа рук детей для развития речи

Дефектология Проф

  • ВходРегистрация

Аннотация: Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев жизни.

Статья:

Способность ясно излагать свои мысли тесно связана с мелкой моторикой пальцев рук. Массаж пальчиков для развития речи у детей, основанный на методе су-джок терапии, способствует улучшению взаимодействия полушарий мозга, активизирует участки, которые отвечают за речь (как устную, так и письменную).

В дальнейшем он помогает улучшить память, внимание, усидчивость, а иногда и раскрывает таланты детишек.

Что дает массаж?

С помощью пальчикового массажа, игр и упражнений, проводимых дома, можно:

  • резко усилить развитие речи – дети начинают говорить раньше, четче, постепенно увеличивают словарный запас;
  • подготовить руки к письму;
  • избежать появления «спазма писаря» – частой проблемы детей, которые только начинают учиться писать;
  • улучшить усидчивость, самоконтроль, внимательность;
  • развивать фантазию, проявлять творческие способности;
  • контролировать свое тело, не бояться его и пользоваться им в большей мере;
  • почувствовать «немое», бессловесное общение, улучшить взаимопонимание;
  • развивать навыки использования обеих рук, если ребенок левша.

С какого возраста начинать пальчиковый массаж и гимнастику?

Массаж рук ребенку для развития речи можно начинать с рождения, а осознанную гимнастику с шести-семи месяцев жизни. Младенцу рекомендуется делать легкий массаж обеих сторон кистей и каждой фаланги всех пальчиков рук. В качестве массажных приемов используются: поглаживание и разминание. Повторять достаточно в течение 3-х минут несколько раз в день.

Примерно с десяти месяцев добавляют активные движения пальцев ручек. В зависимости от возраста подбираются движения: малышам можно давать легкие шарики или мячик, чтобы они их перекатывали в ладошках. Подойдут украшения (бусы), пластилин, деревянные шарики.

В год вместе с ребенком можно играть конструктором и собирать разнообразные фигурки, или раскладывать предметы (карандаши, большие пуговицы, игрушки). В полуторагодовалом возрасте уже более сложные задания: застегнуть пуговицу, завязать узел.

Хорошей тренировкой могут стать народные детские игры – потешки, в процессе которых происходит самомассаж пальцев рук (например, «сорока-ворона»).

Как повысить эффективность массажа и гимнастики

Если у ребенка уже есть проблемы с речью или моторикой, желательно:

  • комбинировать упражнения с играми и проговариванием для одновременного развития и пальчиков рук и речи;
  • заниматься регулярно и систематично, выбрав одно и то же время, не пропуская занятий;
  • заинтересовать ребенка, сделав занятие увлекательной игрой, поощрять его в процессе;
  • по возможности использовать все пальчики, добиваться энергичных действий;
  • начинать с легких заданий, заменяя их более сложными (например, вначале заняться «главной» рукой, затем другой, а в конце – работать обеими одновременно);
  • не затягивать длительность занятия, контролировать усталость ребенка;
  • начинать с медленного выполнения упражнений, акцентируя внимание на технике, затем повышать скорость выполнения.

Обычно занятие начинается с разминки – разминание ладоней и фаланг, сжимание пальцев в кулак, чередующееся с полным разгибанием пальцев. После этого нужно немного расслабить кисти и пальцы (потрясти). Затем идут статичные упражнения – фиксация кистей в конкретном положении. Важно соблюдать вышеописанные правила, а при возникновении трудностей необходимо помочь ребеночку принять нужную позу или поддержать ручку (особенно если речь идет о грудничке).

Особенности речевого развития

В развитии речи тоже есть нюансы:

  • при попытках добиться от ребенка повторения слов за взрослым, важно сосредоточить внимание на реальном предмете, который называете;
  • нужно «заставить» ребенка высказывать желания вслух, а не только показать эмоцию или нужный предмет;
  • не нужно подсказывать ребенку, когда он хочет что-то попросить;
  • если ребенок пытается что-то сказать, но путается или запинается, не следует подсказывать и перебивать.

Важная роль в речевом развитии ребенка отводится взрослым. Начинать нужно с полного контроля над собой и своей манерой разговаривать: правильно и внятно произносить слова (например, если у родителя имеется речевой дефект, то ребенок будет его копировать).

Слишком долгое общение с малышом может его утомить, поэтому не рекомендуется затягивать «разговор» более чем на 5 минут. Желательно, чтобы ребенок видел лицо взрослого, четко и не спеша говорящего о предмете, который в данный момент интересует малыша. Для правильного формирования соответствий слов и предметов, ребенок должен взаимодействовать с той игрушкой (или чем-то другим), о которой идет речь.

Какие упражнения подойдут?

В зависимости от возраста ребенка массажные движения постепенно заменяют пальчиковой гимнастикой. В процессе ее выполнения происходит самопроизвольный массаж подушечек. Кроме того, такой подход вызывает больший интерес, так как позволяет импровизировать и придумывать различных персонажей.

  • «Привет, палец» – большим пальчиком поочередно касаться кончиков других четырех той же руки.
  • «Человечек» – «складываем» фигурку человечка, у которого ноги – это второй и третий палец, и «бегаем» по столу.
  • «Слоненок» – повторяем с усложнением: второй и четвертый палец – это ноги, а средний выставляем вперед в виде хобота и опять «бегаем» по столу».
  • «Радужные брызги» – рисование пальцами, карандашами или кисточками в воздухе;
  • «Лепка руки» – одной рукой массировать другую, как будто вторая сделана из глины и нужно «вылепить» настоящую кисть с пальчиками;
  • «Мим» – любые игры с воображаемыми плоскими поверхностями и объемными фигурами.

В дальнейшем можно «сочинять» истории с участием уже разученных героев.

Выполняя массаж и гимнастику, нужно стараться вовлекать все пальчики обеих рук. При этом, если простое выполнение заданий для ребенка стало скучным, можно дополнительно усложнить: просить его руками демонстрировать и пересказывать стишок, параллельно показывая некоторых персонажей или действия руками. Обязательно во всех упражнениях следует добиваться интереса, тогда пальчиковый массаж для развития речи принесет и удовольствие, и пользу.

Техника эффективного массажа рук детей для развития речи

Показания к массажу

Существует много способов развивать у новорожденных детей будущее мышление и речь. Не самый известный, но эффективный – массаж и связанные с ним развивающие игры для кистей рук. Ладони малыша помогают ему научиться мыслить. Чем точнее моторика рук, тем меньше месяцев у новорожденного уйдет на обучению речи.

Считается, что если дети в возрасте 7 месяцев могут вытащить хотя бы указательный палец из кулачка, проблем с речью в будущем у него не будет. Чтобы кисти рук лучше работали, массаж надо делать с раннего возраста, когда ребенок еще лежит. Кроме пользы для развития речи и мышления малыша, массаж ручек расслабляет и успокаивает ребенка, улучшает кровообращение и поднимет настроение.

Массаж кистей у детей можно делать с возраста 2-х месяцев. Желательно уделять на это хотя бы 15 минут в день. В результате улучшается кожа, становясь мягче. Ребенок быстро учиться контролировать моторику своих пальчиков.

Эффективность

Вероятно, каждый замечал за собой, что при отсутствии подходящего слова мы помогаем себе в разговоре жестами. Речь и мелкая моторика связаны между собой напрямую, как физиологически, так и эволюционно. Первобытные люди постоянно общались жестами, помогая себе различными возгласами. С появлением речи жестикуляция осталась с ней в постоянной связке. Поэтому в коре головного мозга отвечающие за жесты и речь центры находятся рядом.

Научно связь мелкой моторики и речи была доказана еще в 19 веке, когда матери в первые недели жизни массажировали ладони новорожденного ребенка. Не так давно было установлено, что уже через пару месяцев такого массажа начинала возбуждаться область мозга, от которой зависит речь. Были сделаны выводы, что движения кистей и пальцев помогают ребенку быстрее научиться разговаривать. К тому же и на весь организм в целом массаж оказывает укрепляющее воздействие.

По статистике, чем лучше развита моторика рук, тем больше словарный запас грудничка, лучше память. Такие дети общительны и умеют логично рассуждать. Например, есть хороший тест, определяющий речевое развитие детей: нужно показать им несколько пальцев, и попросить делать то же самое.

Ребенок с изолированными движениями пальцев общается уже свободно. А вот если пальцы вялые или совсем не слушаются, речевой аппарат надо развивать активнее, а значит – делать массаж и чаще общаться с грудничком.

Правильная техника

До возраста 3-х месяцев делать массаж ручек рекомендуется после консультации с массажистом и неврологом. Легкий массаж пальцев полезен и новорожденным. Если проблем с неврологией у новорожденного нет, процедура сводится к легкому разминанию каждого пальчика, растиранию и поглаживанию. Перед ней надо тщательно вымыть руки и смазать их детским маслом. Ваши руки должны быть теплыми.

Читать еще:  Методическая разработка по развитию речи по лексической теме Посуда

После 3-х месяцев для развития моторики уже допускается использовать различные предметы с выступами. Их можно перекатывать в ручках ребенка. Это могут быть шишки, карандаши, мячики. После одного года для детей рекомендуют использовать следующую технику:

  1. поочередно зажимают пальчики между указательным и средним пальцами и медленно их покручивают;
  2. грудничок должен сцепить одинаковые пальчики двух рук, а родитель медленно рассоединяет ручки;
  3. ручками ребенка помассируйте каждый пальчик. При этом на обе стороны пальца нужно слегка понажимать.
  • сгибаем пальчиков по несколько раз;
  • аккуратно вращаем кисти по часовой стрелке и наоборот;
  • растираем пальчики по спирали вместе с ладонями;
  • поглаживаем пальцы от кончиков вверх, а затем и кисть.

Видео «Тибетский массаж пальцев рук для развития речи»

При всей пользе укрепляющего массажа для ручек, способствовать речи и мышлению он будет слабо, если с малышом не разговаривать. При массаже родителям нужно комментировать движения стихотворениями. Есть и несколько массажных игр, которые будут интересными малышу.

Интересный массаж пальцев можно делать в воде. Во время купания в ванной или в емкости с водой попросите грудничка изображать ладонями рыбок. Родителю нужны рыбок ловить и отпускать с комментариями.

Для игры вам понадобиться различная бумага. Скатайте листы в бумажные шарики разной величины. Грудничок хорошо должен ощущать пальчиками фактуру бумаги. Положите все «снежки» в мешок и попросите его устроить снегопад. Он должен забираться ручками в мешок и разбрасывать «снежки» по ковру. После такой игры делайте массаж пальчиков и вместе с малышом верните «снег» в мешок до следующего раза. Одновременно с игрой можно научить ребенка делать уборку в своей комнате.

Существуют также детские увлекательные игры с наборами Монтессори, Никитиных и других авторов. В играх множество деталей, играя и ощупывая которые, малыш будет эффективно разрабатывать моторику пальчиков.

Видео «Массаж рук ребенка для улучшения речевого аппарата»

Моторика и способность общаться — напрямую зависят от развитости конечностей. В видео вы узнаете основные методики массажа рук и пальцев для детей.

Материалы

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Психолого-педагогические мероприятия, входящие в комплексную реабилитацию детей, детей-инвалидов с речевой патологией проводят опытные психологи, логопеды, дефектологи.

Психологическая реабилитация детей, детей-инвалидов с речевой патологией направлена на нормализацию отдельных психических процессов, оптимизацию механизмов психической адаптации, а также профилактику нервно-психических расстройств у детей, детей- инвалидов с речевой патологией.

Коррекционные занятия направлены на развитие восприятия, внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, а также правильной координации всех частей тела, мелких и точных движений пальцев рук.

При проведении коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи, способные сделать деятельность ребенка более актуальной и значимой для него.

Для повышения эффективности психологической реабилитации в коррекционной работе активно используются следующие методы:

Акватерапия

Использование данной методики, обладающей большими ресурсами, позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать напряжение эмоционального характера способствует речевой коррекции. Акватерапия является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Песочная терапия

Использование данного метода позволяет позитивно влиять на психическое развитие ребёнка. С помощью песка развивается мелкая моторика у дошкольников, также чувственное восприятие, осязание. Происходит мощный разряд бессознательной энергии. Идёт работа по профилактике страхов, внутренних конфликтов детской души.

Технология БОС

Программа «Нейрокор 3.1.С»представляет собой комплекс процедур, при проведении которых ребенку, посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи), передается информация о состоянии дыхательной аритмии сердца и частоты сердечных сокращений. Сеансы БОС-терапии позволяют у детей со зрительной патологией снизить эмоциональное и мышечное напряжение, симптомы психомоторной расторможенности.

СЕНСОРНАЯ КОМНАТАэто возможность расширения жизненного опыта детей с нарушением речи, обогащение их чувственного мира. Пребывание детей в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности.

С ноября 2019 года в центре «Пышма», совместно с АУ СОН ТО «Областной центр реабилитации инвалидов» и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, начата реализация мероприятий по коррекционной социально-медицинской программе «Умничка»: организация социально-психологического, социально-медицинского, педагогического сопровождения детей в возрасте от рождения до трех лет с выявленными нарушениями. В рамках реализации комплекса мероприятий психологи центра проводят занятия с применением следующего оборудования:

Набор (Дары Фребеля) включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, детали из натурального дерева. Использование данного набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно-моторной координации.

Мультимедийный проекционный комплект с программой POGUMAX Designer (ПОГУМАКС Дизайнер) (для нормализации психо-эмоционального состояния).

Педагогическая реабилитация детей, детей-инвалидов с речевой патологией направлена на коррекцию общего недоразвития речи, фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста, нарушений письменной и устной речи у детей школьного возраста, заикания.

В центре созданы условия, способствующие максимальному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей, детей-инвалидов с речевой патологией, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.

Коррекционная работа на индивидуальных логопедических занятиях осуществляется по следующим направлениям: развитие речевого дыхания, фонематических процессов, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматического строя, связной речи, активизация и обогащения словаря.

В коррекционной логопедической работе с детьми, детьми-инвалидами с речевой патологией применяется логопедический массаж. Логопедический массаж — это логопедическая техника, которая применяется, только в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц периферического речевого аппарата.

В педагогической реабилитации детей, детей-инвалидов с речевой патологией активно используются компьютерные технологии направленные на коррекцию общего недоразвития речи: «Игры для тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», программно-дидактические комплексы «Логомер» и «Логомер2», логопедический комплекс «Речевой калейдоскоп», «Цицерон. ЛОГО диакорр 1», а также программа «Море Словесности», позволяющая работать над профилактикой и коррекцией нарушений письма детей от 6 до 13 лет

Музыкально-ритмические занятия направленны на развитие моторных и сенсорных функций, дыхания, координации движений, чувства ритма, а также на формирование двигательных навыков и умений, воспитание выносливости, ловкости. На музыкально-ритмических занятиях используются музыкальные инструменты, интерактивная доска для демонстрации учебных материалов, видео фрагментов, интерактивных игр и упражнений, направленных на развитие мелодико-ритмико– интонационной стороны речи, координации движений тела с речью. Это позволяет ускорить процесс обучения и сделает его более наглядным.

В кабинете телесно-ориентированной терапии с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, проводятся коррекционные занятия, направленные на совершенствование и коррекцию моторных функций, повышение сенсорной чувствительности, развитие речи, снятие психофизических зажимов, формирование коммуникативной и экспрессивной функции речи. Кабинет укомплектован и оснащен современным оборудованием: сенсорно – динамический зал «Дом Совы», тактильная и сенсорная дорожки, сухой бассейн с подсветкой, мягкие модули–тренажеры, стол со светодиодный подсветкой для рисования песком. Для веселых игр имеется «Волшебный шатер», маты, батут, стол с бусинами, напольная подушка, балансировочная доска- лабиринт, различные мячи, кресла для релаксации.

В реабилитации детей, детей-инвалидов с речевой патологией используется логотерапевтический — аппаратно-программный комплекс (Автор: А.А. Сметанкин). Комплекс предназначен для совершенствования и коррекции речевой функции у детей с 4 лет методом биологически обратной связи (БОС).

Этапы совершенствования и коррекции речи методом БОС:

На разных этапах коррекции речи используется различный речевой материал, который появляется на экране монитора в фазе равномерного речевого выдоха. Задания разного типа обеспечивают высокий уровень мотивации для выработки требуемого типа дыхания. Все выполняемые задания по указанным сюжетам производятся под постоянным контролем с помощью БОС. При этом фиксируются изменения текущего состояния ребёнка и изменения степени его овладения новым речевым стереотипом.

  • нормализирует мышечный тонус общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • уменьшает проявления парезов и параличей мышц речевого аппарата;
  • снижает патологические проявления, сопутствующие нарушениям двигательной функции мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, патологические рефлексы орального автоматизма, девиации, гиперсаливация и т.п);
  • стимулирует кинестетические и проприоцептивные ощущения;
  • увеличивает объем и амплитуду артикуляционных движений;
  • формирует произвольные, координированные движения органов артикуляции. Благодаря использованию логопедического массажа в коррекционной работе сокращается время становления правильного звукопроизношения, быстрее развиваются фонематические процессы, улучшается координация мелкой моторики рук, что в результате приводит к повышению качества устной речи детей.
  1. Выработка диафрагмально-релаксационного дыхания.
  2. Постановка плавного равномерного удлинённого выдоха.
  3. Поэтапное совершенствование и коррекция речевой функции.
Читать еще:  Календарь развития ребенка: старший дошкольный возраст 5–6 лет

2020 © Центр медицинской и социальной реабилитации “Пышма”

Программа «Запуск речи + Транскраниальная магнитная стимуляция»

Команда врачей «ДокторНейро» в партнёрстве со специалистами «Детской академии речи» разработали интенсивный курс занятий «Запуск речи + Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)».

Авторская методика курса направлена на помощь неговорящим или плохо говорящим детям в возрасте от 2 до 7 лет. Наша главная задача – оказание комплексной помощи детям с нарушениями речи и развития.

Уникальность курса «Запуск речи + ТМС» заключается в достижении максимального результата за минимально возможный срок.

Этапы программы:

Речевой невролог

Во время первичного осмотра происходит знакомство речевого невролога с ребёнком и родителями. Врач получает информацию об истории заболевания, оценивает неврологический статус пациента, при необходимости проводит неврологическое обследование с включением функциональной диагностики (ЭЭГ). По результатам обследования невролог определяет причину нарушения, выявляет патогенез заболевания и назначает медикаментозную терапию, в случае необходимости.

Наши речевые неврологи работают по экспертным протоколам лечения и крайне осторожно подходят к назначению препаратов детям, поэтому будут выбраны оптимальные лекарственные средства, не имеющие побочных действий.

На протяжении всего лечения врач оценивает результаты назначенной им терапии и, при необходимости, корректирует назначения.

Динамическое наблюдение в течение программы — залог результативного лечения.

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)

В качестве эффективного нового метода лечения применяется метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Это современная неинвазивная методика терапии неврологических нарушений. Принцип действия ТМС заключается в безболезненном и безопасном воздействии кратковременных магнитных импульсов на нервные клетки коры головного мозга, за счет чего происходит улучшение межклеточного взаимодействия в тканях коры головного мозга.

У каждого ребенка своя история заболевания и уникальный патогенез. Мы не «штампуем» назначения и не ведем детей по схеме, которая не дает никаких результатов. Мы программируем аппарат ТМС на основании данных электроэнцефалограммы (ЭЭГ) конкретного ребенка так, чтобы сила и частота импульсов оказали оптимальное воздействие на его нервную систему.

ТМС в сочетании с назначенной неврологом терапией и коррекционной работой позволяет добиться максимальных результатов в короткие сроки.

12 сеансов (6 дней в неделю)

Логопедическая коррекция

Квалификация наших логопедов-дефектологов позволяет всесторонне занимается коррекцией речевых нарушений. Специалист разрабатывает индивидуальный маршрут занятий согласно заключению речевого невролога.

В случае, если логопедическое нарушение сочетано с проблемами темпа созревания и отклонениями развития: задержка психического развития, РДА, РАС, СДВГ логопед-дефектолог использует методики когнитивной коррекции и коррекции эмоционально-волевой сферы.

Программа коррекции включает:

Логопедический массаж — эффективный метод при работе с детьми с нарушением звукопроизношения. Способствует нормализации мышечного тонуса речевого аппарата и мимической мускулатуры. Сокращает сроки постановки звуков и формирования правильной речи.

Занятия по развитию речи

Занятия по развитию речи

На занятиях логопед-дефектолог учит ребенка правильно и понятно излагать свои мысли, используя устную речь. Специалист развивает речевое дыхание ребёнка с использованием дидактических игр, а также точность и переключаемость движений органов артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики. Осуществляет работу по развитию слухового восприятия и фонематических процессов. На занятиях происходит расширение объема понимания речи, активизация речевой активности ребёнка, коррекция звукопроизношения, обогащение активного и пассивного словаря, формирование фразовой речи.

Занятия по активизации речевой коммуникации

Занятия по активизации речевой коммуникации

На занятиях происходит формирование навыков речевого взаимодействия. Специалист использует игровые методики по созданию ситуаций, повышающих мотивацию ребенка к речевому общению, стимулирующие положительные эмоции к речевой деятельности и продуктивному контакту. В ходе занятий происходит развитие эмоционального восприятия ребёнка посредством игр на дифференцировку базовых эмоций (радость, страх, злость), обучение навыкам коммуникации, обогащение речевой среды. Занятия способствуют активизации речевых зон полушарий головного мозга и увеличению компенсаторных возможностей.

Занятия по развитию диалогической речи

Занятия по развитию диалогической речи

На занятиях происходит активизация речевой активности в процессе взаимного непринуждённого общения со специалистом в игровой форме. Занятия способствуют развитию навыков общения, преодолению замкнутости, речевой и поведенческой активности, формируют адекватную самооценку.

Занятия по развитию мелкой моторики

Занятия по развитию мелкой моторики

Занятия способствуют формированию кинестетического и кинетического компонентов двигательной сферы. Специалист развивает общую и тонкую моторику пальцев рук, используя пальчиковую гимнастику, массаж, игры с пластилином, шнуровки, работу с мелкими деталями, лепку. На занятиях совершенствуются графические навыки ребёнка через рисование карандашами, мелками, пальчиковыми красками, рисование вертикальных и горизонтальных линий, рисование по опорным точкам, тонирование. Занятия способствуют активизации речевых зон коры головного мозга.

Занятия по развитию внимания

Занятия по развитию внимания

На занятиях происходит формирование и развитие навыков произвольной организации и регуляции деятельности ребёнка. Специалист формирует способность удержания внимания на определенном задании в течение длительного времени, расширяет объем внимания, его устойчивость, развивает навыки переключения и распределения внимания. Занятия способствуют выработке волевых навыков, активизируют и стабилизируют нейродинамику психических процессов.

Занятия по развитию мышления

Занятия по развитию мышления

В процессе занятий происходит развитие когнитивных способностей ребёнка. Специалист расширяет представления о цвете, форме, величине, развивает тактильный и предметный гнозис, стимулирует развитие мыслительных операций. Логопед-дефектолог учит ребёнка работать с паззлами, вкладышами, сортерами, составлять логические цепочки, устанавливать аналогии, сравнивать и обобщать. Занятия способствуют стимуляции познавательной активности, расширению представлений об окружающем мире и развитию речи.

Занятия по развитию навыков социальной адаптации

Занятия по развитию навыков социальной адаптации

Такие занятия способствуют развитию навыков коммуникации, формированию адаптивных механизмов, выработку адекватных эмоциональных реакций, способствуют развитию навыков адаптивного поведения в незнакомых местах, взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Логопедические занятия с гарнитурой ForBrain

Логопедические занятия с гарнитурой ForBrain

Forbrain ® является патентованным прибором со встроенным динамическим фильтром. Усиливая проводимость с помощью костной вибрации, Forbrain® одновременно усиливает скорректированную таким способом речь, и, тем самым, улучшает обработку мозгом слуховой информации. Как результат – повышение результативности коррекционных занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом, повышение концентрации внимания, улучшение памяти, развитие фонематического слуха и слухового восприятия.

Логоритмические занятия – это развитие речи при помощи сочетания движений и музыки.

Специалист проводит комплекс двигательных упражнений, который сопровождается ритмизированными детскими стихами под музыку. На занятиях используются логопедические распевки, сказкотерапия, театральная деятельность. Занятия проходят в игровой форме по принципу подражания. Регулярные занятия логоритмикой помогают ребенку легче ориентироваться в пространстве и координировать свои движения с речью и музыкой, улучшают общую и мелкую моторику, снимают психоэмоциональное напряжение, учат правильному дыханию, совершенствует фонематический слух и речь, развивают музыкально-ритмические способности. Стимулируют речевое развитие.


Логопедическая диагностика и 27 занятий (5 раз в неделю)

Нейропсихологическая коррекция

Занятия с детским нейропсихологом показаны при различных видах нарушения развития: РДА, РАС, задержки развития разных типов, алалии, дизартрии, СДВГ и т.д. Нейропсихолог составит комплекс специальных методик и занятий, которые направлены на перестройку функциональных систем мозга и формирование базиса развития высших психических функций.

Программа коррекции включает:

  • Мозжечковую стимуляцию на оборудовании Balametrics
  • Занятия по методу замещающего онтогенеза
  • Занятия по развитию высших психических функций
  • Занятия по развитию сенсорного восприятия
  • Когнитивную коррекцию
  • Поведенческую коррекцию
  • Стимулирование стволовых и подкорковых функций

Нейропсихологическая диагностика и 18 занятий (5 раз в неделю)

Лечебный массаж

Массаж оказывает положительное воздействие на центральную нервную систему. Это важно при работе с детьми с нарушением развития.

Читать еще:  Гиподинамия: последствия и профилактика

При тактильном воздействии на определенные участки шейно-воротниковой зоны активизируется работа нервной системы. Улучшается кровоснабжение, насыщаются кислородом те зоны в коре головного мозга, что отвечают за речь. Это положительно сказывается на речевой активности ребенка. Массаж повышает эффективность занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Улучшает общее состояние организма ребенка.

Техника массажа выбирается в зависимости от характера нарушения и зависит от общего состояния организма пациента.

6 сеансов (3 раза в неделю)

Кому подходит курс

Наш опыт показывает, что курс-интенсив «Запуск речи + ТМС» эффективен в работе с задержкой речи при следующих нарушениях:

  • ЗРР (задержка речевого развития)
  • Алалия: моторная, сенсорная, сенсомоторная
  • ЗПР и ЗПРР (задержка психического и задержка психоречевого развития)
  • Гиперактивность и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
  • Речевой негативизм
  • РАС и РДА (расстройство аутистического спектра и ранний детский аутизм), атипичный аутизм, а также при развитии по аутистическому типу

Курс подходит не только неговорящим детям. Данная методика эффективна на любом этапе становления речи и уже на первой неделе занятий демонстрирует положительные изменения независимо от стартового уровня.

Стоимость программы: 90 300 рублей

Название курса

Даты

Время занятий

Запись

Курс-интенсив «Запуск речи + Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)»

Курс-интенсив «Запуск речи + Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)»

Техника эффективного массажа рук детей для развития речи

В БУ «Няганский реабилитационный центр» проводится комплексная диагностика и реабилитация детей с различными проблемами развития. При задержке речевого развития реабилитация носит комплексный характер, подбирается индивидуально для каждого ребенка. При этом избирательно активируются речевые, моторные, сенсорные или когнитивные центры. Медикаментозная составляющая, подобранная индивидуально, повышает темп прогресса у таких детей. Массаж при задержке речевого развития — важный элемент в лечении ребенка. Существует несколько способов массажа и каждый из них стимулирует определенную зону. Какой нужно делать массаж ребенку при задержке речевого развития? Все виды массажа можно разделить на несколько категорий:

1. Логопедический массаж;

2. Массаж ладошек и рук;

3. Массаж лица — это лоб, щеки, рот и подбородок;

4. Массаж воротниковой зоны.

Довольно эффективно справляется с задержкой речевого развития массаж ладошек. Обычно его проводят самостоятельно родители или дети. Разделить его можно на активный и пассивный. Пассивный выполняется родителями или доктором, в результате массажа прорабатываются участки на ладонях и пальцах детей. Массируется как наружная, так и внутренняя часть ладони, а также область до локтя. Достаточно всего 15 минут, чтобы размять эти зоны. Для того, чтобы ребенок спокойно воспринимал выполнение массажа, его осуществляют в игровой форме, дополняя стихами и потешками.

При задержке речевого развития довольно эффективным является массаж шеи, лопаток, ключиц. Его назначают не только для стимуляции, но и общего улучшения состояния организма. Частой причиной задержки речевого развития является родовая травма, а также зажатие нерва в области шеи. Массаж позволяет улучшить кровообращение в области головного мозга, тем самым стимулировать развитие речевого аппарата. В ходе массажа все мышцы, а также мозг насыщаются кислородом.

Как проводится массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития. Обычно сеанс массажа не очень длительный, всего 20 минут. Обратите внимание, что он выполняется без боли и сильного надавливания. Состоит примерно из 20 сеансов. Рекомендуется повторять через 2 месяца. При выполнении массажа ребенка выкладывают на живот, руки при этом находятся вдоль туловища. Начинается массаж с легких поглаживаний, движений сверху вниз, в области шеи.

После можно усилить нажим и выполнять растирающие движения в этой зоне, но уже тремя фалангами пальцев. Далее проводится массаж мышцы, которая находится между шеей и плечами. Необходимо прорабатывать не только шею, но и верхнюю часть спины.

Стоит отметить, что довольно полезным является логопедический, речевой массаж, но, чтобы он давал хороший результат, его стоит комбинировать с дыхательной и голосовой гимнастикой.

Необходимо, чтобы массаж у ребенка ассоциировался не с чем-то болезненным, а с приятными манипуляциями. Существует масса техник, которые будут восприниматься ребенком не как лечение и процедуры, а развлечения, игры.

Автор:Ирина Викторовна Глотко,
медицинская сестра по массажу

Логопедический массаж

Логопедический массаж — это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Данная техника представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Массаж лица и тела проводится на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы по коррекции речи. Нередко процедура является необходимым условием для эффективности логопедического воздействия.

Проведение логопедического массажа

Перед тем как начать логопедический массаж для детей, специалист должен обратить внимание: на мышцы языка, шеи, плечевого пояса, щек и губ. Для активизации речи и снятия мышечного напряжения проводится массаж отдельных частей тела:

  1. стоп
  2. кистей рук
  3. волосистой части головы
  4. ушных раковин
  5. лица
  6. языка
  7. шеи и спины
  8. точечное воздействие

Цели процедуры

  1. Стимулирование и активизация речи
  2. Нормализация мышечного тонуса общей, ручной, пальчиковой, мимической и артикуляторной мускулатуры
  3. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
  4. Постановка неправильно произносимых звуков

С какого возраста можно проводить процедуру?

  • С 0,3 лет, как профилактически, так и при наличии у ребёнка проблем, связанных с различными неврологическими состояниями.
  • Для не говорящих детей с 2-х до 3-х лет — как «способ вызывания речи».
  • Для детей от 3-х до 4-х лет — нередко единственный метод воздействия, так как традиционные занятия с логопедом ребенок выдержать не может.

Логопедический массаж для детей рекомендован детям с различными речевыми расстройствами. Для активизации и коррекции речевых дефектов процедура применяется как самостоятельный метод лечения так и в качестве комплексного подхода. В зависимости от особенностей ребенка, общих медицинских показаний и результатов диагностики, эффективность процедуры может быть различной.

Логопедический массаж для детей позволяет проводить коррекцию произношения звуков, нормализует работу мышц речевого аппарата, улучшает тонус и состояние голоса. Даже при выраженных симптомах неврологических отклонений, использование такого рода массажа дает эффективные, хорошие результаты.

Количество процедур необходимого курса массажа определяет логопед-дефектолог на первичном приеме.

Проводиться логопедический массаж должен только после тщательного обследования речевого аппарата. Если логопедический массаж выполняется правильно, в мышечной и нервной системе происходят благоприятные изменения. После прохождения курса логопедического массажа у детей отмечаются следующие положительные изменения:

  • Улучшается подвижность мышц речевого аппарата;
  • Нормализуется общий тонус мышц, включая мимические;
  • Мышцы речевого аппарата становятся более «спокойными», пропадают судороги, гиперкинезы и другие патологии;
  • Объем и амплитуда артикуляционных движений увеличиваются;
  • Вырабатывается координация и мышечная память для извлечения наиболее сложных звуков;
  • Активизируются те мышцы речевого аппарата, которые ранее не отличались хорошей подвижностью.

Помимо этого, массаж у логопеда оказывает положительное влияние на работу других систем организма. В частности, нормальная работа артикуляционного аппарата помогает избавиться от повышенного слюноотделения (это может быть связано с недостаточной подвижностью некоторых мышц).

Также логопедический массаж укрепляет глоточный рефлекс и способствует развитию лицевых мышц. Общее положительное воздействие этого вида массажа на организм заключается еще и в гармоничном развитии нервной системы. Механическое воздействие на нервные окончания благотворно сказывается на работе речевых центров головного мозга и, следовательно, на работке всего органа в целом.

Противопоказания и условия проведения

Несмотря на свою высокую эффективность при сравнительной простоте упражнений, массаж у логопеда имеет ряд противопоказаний. В частности, он не применяется при наличии инфекционных заболеваний, включая грипп. Очевидно, что нельзя выполнять массаж при герпесе и других заболеваниях кожи. К другим противопоказаниям относятся конъюнктивит и стоматит.

Проводится логопедический массаж в хорошо проветриваемом помещении при комнатной температуре. Желательно проводить его каждый день или хотя бы через день циклами по 10-20 сеансов. Затем нужно сделать перерыв на пару месяцев, чтобы дать мышцам привыкнуть к новым возможностям. После этого, если есть такая необходимость, курс следует провести заново.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: gorod-kids@cp9.ru