Постановка звука л] у детей с помощью логопедических упражнений
Постановка звука л] у детей с помощью логопедических упражнений
1. Артикуляционные упражнения, предваряющие постановку звуков [Л], [Л’]
Вначале следует выучить несколько артикуляционных упражнений:
«Вкусно!»: широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу. Нижняя губа не должна оказывать «медвежью услугу»: она не «подсаживает» язык, он работает в автономном режиме.
«Индюк болбочет»: движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».
«Гамак»: кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.
«Качели»: приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны, разумеется!).
«Лошадка»: пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна!
«Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.
Вышеперечисленные упражнения необходимо выполнять, по меньшей мере, 2-4 недели.
2. Способ постановки звука [Л] по подражанию
Звуки [Л], [Л’] можно вызвать по подражанию. Взрослый вместе с ребёнком садится к зеркалу и показывает правильную артикуляцию звука [Л]: широкий кончик языка поднят и прижат к нёбу у самого основания верхних резцов; в средней части язык опущен вниз, а корень языка приподнят к мягкому нёбу; боковые края языка опущены с обеих сторон, выдыхаемый воздух проходит по ним вбок, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию). Но этот способ постановки большинство детей освоить не в состоянии. Придётся прибегать к уловкам.
Для начала, расскажите ребёнку сказку. Например, такую:
«Как маленький пароходик научился гудеть»
«Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л_______», он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «в______». Маленький пароходик решил во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У_______! О_______! Нет, явно не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы______…». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы______…», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Мало того, все большие пароходы, услышав голос маленького пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л_____!», «Л______!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно». (Автор сказки: Е. Г. Карельская)
После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: [Л___а], [Л____у], [Л____о], [Л____ы], [Л____э]. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ____, УЛ_____, ОЛ____, ИЛ____, ЭЛ_____, ЫЛ____.
Очень часто правильному произношению звука [Л] мешают губы: они некстати вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат), вук (лук) и т.д. Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (следствие крепкой дружбы с соской!), будет давать о себе знать очень долго!
Помогут артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик»: губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты!). Удерживать это положение под счёт как можно дольше.
Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослушные» губы в улыбке и избавиться от «кваканья».
Избавиться от излишнего напряжения и лабиализации губ помогут такие упражнения:
«Лошадка фыркает»: с силой подуть на расслабленные губы, имитируя пофыркивание лошади.
«Рыбка»: пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.
«Устали!»: с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.
3. Автоматизация звуков [Л], [Л’] в речи ребёнка
Звук [Л] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования.
Если твёрдый звук [Л] пока не получается, закрепите мягкий [Л’] сначала в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ; затем в словах с этими же слогами:
ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;
ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;
ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;
ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;
ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида и т.д.;
Наконец, в чистоговорках:
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ: зеленеют поля.
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ: лежали листья на земле.
ЛИ-ЛИ-ЛИ: лещи плескались на мели.
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ: летний дождик я люблю.
И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие! Потешки и скороговорки тоже пригодятся:
Ой, люли, люли, люли,
Детки в люльках видят сны.
Спят на ветках гули…
Все давно уснули!
Мы ели, ели линей у ели,
Их еле-еле у ели доели.
Посидели мы у ели,
На качели поглядели.
На поклон ответили.
Лис улёгся в тень у липы.
Лис считает листья липы.
В прямых слогах звук [Л´] уже получаются? Замечательно! Самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:
АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);
СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива и т.д.). И прочие звукосочетания и слова, только с другими согласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква, и т. д.);
Проговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, — чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролировать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).
ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: мы купили соль.
УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на улице метель.
ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: на листьях пыль.
Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Начните с прямых слогов: ЛА – ЛУ – ЛО – ЛЭ – ЛЫ и слов с ними
ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;
ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;
ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;
ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.
Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:
ЛА-ЛА-ЛА: наша Леночка мала.
ЛУ-ЛУ-ЛУ: любит Лена похвалу.
ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки малы.
Из потешек выберите такие:
На луну глядела,
Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
Сели птахи на шесток.
А котята – в уголок.
Поскакали все с печи!
Луна лучится, как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит весёлая пчела,
Легла на лес ночная мгла.
Шла лисичка по лесу,
Несла вязанку хворосту.
Посадила в уголок,
Дала сладкий пирожок.
Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу!
Ты не бегай по лугу!
На лугу-то лужица, —
Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки. Продолжим лучше работу над [Л] и [Л’] в обратных слогах и словах с ними:
АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)
ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА и прочие звукосочетания с другими гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).
Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:
АЛ-АЛ-АЛ: наш малыш ещё мал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ: моль села на стол.
УЛ-УЛ-УЛ: мы сломали стул.
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Павел полы мыл.
ШЛА-ШЛА-ШЛА: василек нашла.
На первом этапе автоматизации звуков [Л´], [Л] малыш повторяет за вами слоги, слова и фразы. На заключительном должен сам припоминать слова с этими звуками. Вы лишь даёте задания:
— Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуками [Л´], [Л].
— Назови продукты питания со звуками [Л´], [Л].
— Перечисли вещи со звуками [Л´], [Л].
Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки, зарисуйте к ним картинки-отгадки:
Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.
Колкую, зелёную в гости позовём.
В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле живёт в тепле?
Этот комок с яблони – скок!
Упал, покатился, в листья забился.
По небу катается,
То толстеет, то худеет.
Светит, но совсем не греет.
Ничуть не устала!
А кто мной копал,
4. Автоматизация звуков [Л], [Л’] на материале скороговорок и текстов
В завершение работы над звуками Л, Л используйте скороговорки и тексты, насыщенные этими звуками:
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
Коля колья колет.
Поля поле полет.
Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.
В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.
Наш Полкан попал в капкан.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.
Поле-то не полото, поле-то не полито.
Надо полю-то попить, надо поле-то полить.
Надо ли говорить, что любая детская книжка даст вам массу речевого материала для автоматизации звуков [Л], [Л’]:
Постановка звука Л
При артикуляции твердого звука Л
- губы в полуулыбке;
- зубы сближены;
- кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части спинки языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому небу;
- воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;
- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
- голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Наиболее распространенные ошибки
1. язык оттягивается в глубь рта, слышится звук, близкий к «ы». Внимание ребенка акцентируется на положении языка между зубами;
2. отсутствие плотной смычки. На схеме стрелкой обозначается направление усилия (вперед), предлагается не только удерживать язык на зубах, но и упереться в зубы;
3. неправильное положение губ, когда зубно-язычная артикуляция заменяется губно-губной или губно-зубной. Схема фиксирует внимание на положение губ. Возможно временное удержание губ в правильной позиции пальцами или зондом. Удержание губ в улыбке необходимо на этапе постановке звука. В дальнейшем губы нейтральны и принимают положение следующего гласного;
4. неправильный выдох — форсированный (слышится звук, близкий к «ф», образованный при участии щек) или носовой (слышится звук близкий к «н». Внимание ребенка обращается на участие мягкого неба, ротовой выдох и плавную воздушную струю с участием голоса.
Воздушная струя очень слабая, устойчивая, чуть теплая.
II этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Уточнение произношения имеющегося звука л или вызывание его по подражанию.
Цель. Добиваться от каждого ребенка правильного произношения звука л, воспитывать умение определять положение языка при произнесении звука л.
Предшествующая работа. Подъем кончика языка вверх отрабатывался на звуках т, д, н; подъем задней части языка — на звуке у; отработан звук ы.
Подготовительная работа. Уточнить, как дети произносят звук л.
Упражнение «Самолет гудит»
Краткое описание
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Улетел самолет высоко за облака, не видно его, только слышно, как он гудит: «ллл. » Дети, изображая летящие самолеты, гудят, длительно произнося звук л низким тоном. Воспитатель обращает внимание детей на то, что «сердитое» гудение высоко летящего самолета напоминает звук л. Спрашивает: «Что делает кончик языка, когда мы говорим звук л? («Кончик языка поднимается вверх».) Куда прижимается кончик языка, когда мы говорим ллл? («Кончик языка прижимается к верхним зубам».) Покажите, куда прижимается ваш язык, когда вы говорите лллл. » Дети выполняют задание по подгруппам. Воспитатель проверяет, как получается упражнение, и следит, чтобы у всех кончик языка прижимался к внутренней стороне верхних резцов. Если у ребенка кончик языка находится между зубами, надо попросить поднять его выше, к нёбу.
Методические указания. Для выработки хорошего произношения звука л необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Обратить внимание детей на то, что при произнесении звука л губы находятся в спокойном положении, кончик языка прижат за верхними зубами.
Примечание. Если у ребенка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляционного аппарата, надо вызвать у него л межзубный, при этом меняется лишь положение языка — широкий кончик языка зажимается зубами.
Игра проводится с теми детьми, которые неправильно произносят или пропускают звук л. Воспитатель говорит: «Сейчас, дети, мы поедем кататься на пароходе. Вы знаете, как пароход гудит? Послушайте: «ыы». Повторим все вместе, как гудит пароход. »
А теперь положите широкий язык между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: «ыы». Дети гудят. Получается межзубный звук л. Воспитатель продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». (Произносит звук ы, держа широкий кончик языка между зубами, то закусывая его, то отпуская, но не снимая кончика языка с зубов. Получается многократное повторение слога лы.)
Когда у ребенка будет хорошо получатьсял межзубный, надо предложить ему в процессе произнесения звука перевести язык за верхние зубы (с этим дети обычно легко справляются).
III этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Воспитание правильного произношения звука л в словах.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука л в словах.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука л.
Подготовительная работа. Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук л будет находиться в начале, середине, конце слова.
Игра «Что я видел?»
Краткое описание
На числовую лесенку воспитатель ставит 4 — 5 игрушек (лошадка, белка, кукла, клоун). Вызванный ребенок смотрит, в каком порядке они стоят, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лошадь, белку, куклу, клоун». Дети проверяют, в правильном ли порядке он назвал игрушки. Потом педагог вызывает другого ребенка и меняет порядок игрушек. Можно постепенно заменять одни игрушки другими.
Методические указания. Следить, чтобы дети, называя предметы, выделяли звук л, т.е. произносили его несколько длительнее, чем другие звуки.
Постановка звука “Р”. Упражнения и другие хитрости логопеда
Про звук «Р»
Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» – это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.
Однако, очень важный момент! Бывает так, что звук «Р» у ребенка есть, но он ненормативный, т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и пр.). В этом случае, обращаться к логопеду, возможно, нужно раньше. Т.е. если некорректный звук появился в 4 года, не следует ждать 5,5 лет, поскольку такое неверное произношение еще больше закрепится в речи и исправлять его со временем будет только сложнее. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр.), а именно о некорректном произнесении.
Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.
Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.
- «Лошадка» – щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Качели» – открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
- «Футбол» – рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
- «Индюк» или по-другому – «болтушка» – широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.
Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.
Постановка от звука «Д»
Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т.е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.
Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.
ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.
Постановка от звука «Ж»
Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.
Постановка от звука «С»
Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.
Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж – закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.
И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.
Еще хочу посоветовать книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова. Это отличное практическое руководство по звукопостановке, с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов.
Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.
Специально для Hipsta Mama.
Постановка звука л] у детей с помощью логопедических упражнений
Дефектология Проф
- ВходРегистрация
Аннотация: В статье вы узнаете, почему ребенок не выговаривает Л и что предпринять для исправления.
Статья:
До 4 лет неправильное произношение звуков считается нормой. К 6 годам артикуляционный аппарат должен быть сформирован. Но не всегда картина благоприятная. Частое явление — нарушение выговаривания Л или ее отсутствие в речи. В логопедии это называется ламбдацизмом. Если поставлен такой диагноз, то нужна правильная постановка у логопеда. В статье вы узнаете, почему ребенок не выговаривает Л и что предпринять для исправления.
Произношение Л: норма и отклонения
Для правильной артикуляции необходимо, чтобы зубы были не сжаты, и между ними оставался промежуток. Кончик языка слегка напряжен и касается десен у верхних передних зубов, в середине и по бокам он опущен, а у основания немного приподнят. Струя воздуха идет с обеих сторон между языком и щеками. Задействуются голосовые связки, которые дают звуку звонкость.
Неправильное произношение возможно, когда нарушается положение речевых органов:
- язык уходит слишком глубоко в полость рта, и его кончик не задевает десна и верхние зубы. Вместо Л получается Ы («лопата» — «ыопата»);
- в момент произношения происходит резкий вдох и в процессе задействуются щеки — получается Ф;
- нижняя губа приближена к верхним зубам, кончик языка лежит в нижней части рта. Получается звук В («пришла» — «пришва»);
- поток воздуха при выдохе идет через нос. Выходит звук, похожий на «нг» («лампа» — «нгампа»);
- губные мышцы напрягаются вместо языковых — двугубное произношение. Получается У вместо Л («лодка» — «уодка»);
- отмечается межзубный звук. Слышится почти таким же как обычный Л, но кончик языка располагается между зубами, а не за верхними резцами.
Также возможны замены Л на Д, Й, мягкий Л( «класс» — «клясс») или полное выпадение звука («лиса» — «иса»). В некоторых случаях сначала ставят Р, а затем — тогда ребенок говорит вместо «луна» — «руна», а потом уже ставят Л.
Причины нарушений
Возможных провоцирующих факторов много:
- Нарушение дыхания в процессе речи, например, при такой патологии, как уменьшение объема легких или слабости дыхательных мышц;
- Проблемы с речевым слухом (ребенок плохо воспринимает речь);
- Слабость мимики и языковых мышц;
- Неправильное строение уздечки под языком.
Нередко родовые травмы, задержка психического и моторного развития в младенческом и дошкольном возрасте приводят к проблемам в артикуляции. Важно своевременно обратиться к логопеду, чтобы исправить ситуацию.
Этапы постановки звука Л — это подготовка, непосредственно коррекция и закрепление. Важно все делать поэтапно, отрабатывая каждый шаг.
Подготовка в постановке Л
Перед началом занятий продемонстрируйте ребенку правильное звучание Л. Отчетливо произнесите несколько слов, чтобы было видно, как располагаются язык и губы. Назовите несколько слов со звуком Л и попросите ученика определить, в какой части слова есть нужная фонема.
Неотъемлемый элемент занятий по постановке Л — подготовительные упражнения:
- «гамак». Кончик языка упирается в передние зубы, а сам язык выгибается подобно гамаку. Нужно удержать мышцы несколько секунд в этом положении;
- «леденец». Широким языком нужно сверху вниз облизать верхнюю губу, при этом нижняя губа неподвижна. Скорость постепенно наращивайте и просите ребенка добавлять при выполнении техники звуки «бл-бл-бл»;
- «лошадка». Это любимый всеми детьми игровой способ постановки Л. Широкий язык поднимается и цокает по небу. Рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна;
- «качели». Попросите подопечного широко улыбнуться с открытым ртом и упереться твердым кончиком языка сначала в заднюю поверхность верхних передних зубов, а потом — нижних. Необходимо 5 – 10 повторов;
- «грибок». Спинку нужно прижать к верхнему небу, чтобы уздечка немного натянулась. Фиксируем положение на 5 – 10 секунд.
Стоит добавить и общеукрепляющие упражнения — сворачивать язык в трубочку, «чистить» им зубы, попеременно касаться щек. Весь комплекс нужно выполнять не менее 14 дней до начала постановки Л с логопедом.
Методы постановки
Сначала оттачивают артикуляцию мягкого звука, а затем твердого. Используют различные способы постановки: по подражанию, механические, от других звуков, а также дыхательную и артикуляционную гимнастику. Индивидуальная постановка всегда эффективнее, чем работа в группе.
По подражанию
Это наиболее распространенный и простой прием постановки — его можно выполнять дома. Нужно несколько раз показать, как правильно располагать язык и губы при правильном произношении Л. Затем ребенок повторяет. Для контроля прикасаются к щекам — они должны слегка вибрировать.
При такой постановке Л ребенку предлагают ощутить теплую волну воздуха на ладошке при звукопроизношении. Полезны картинки с изображением самой буквы и техники артикуляции — визуальный образ помогает быстрее освоить навык.
Механический способ
Это широко используемый метод. Механическая постановка подразумевает использование вспомогательных средств — пальцев рук, шпателя, зонда, деревянной палочки или черенка чайной ложки для фиксации речевых органов в правильном положении.
Возможные варианты коррекции:
- Создать необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхними зубами для правильного направления струи воздуха можно с помощью деревянной палочки, положенной поперек языка;
- Придерживание пальцами губ в положении улыбки поможет исправить У на Л при двугубном произношении;
- Надавливание подушечкой большого пальца или тыльной стороной кисти на ямочку под подбородком позволяет получить твердый звук при произношении мягкого.
С помощью легкого массажа кончиками пальцев легко расслабить мимические мышцы.
От других звуков
В логопедии есть способ постановки от А. Ребенок тянет гласный и выдвигает язык между зубами, затем прикусывает его посредине. Звучание А переходит в твердый звук Л.
Возможна постановка твердого звука Л через Ы. Нужно слегка прикусить кончик языка и протянуть звук Ы. Если все выполнено правильно, то будет слышен Л.
Есть более сложная вариация. Язык лежит до середины между зубами. Нужно начать с силой выдыхать воздух. Сначала выполняем беззвучно, потом подключаем голос. Слышим шумный твердый звук Л, который со временем становится чистым и отчетливым.
Артикуляционная гимнастика
Комплекс упражнений для постановки включает задания, похожие на те, что были в подготовительном этапе, но они несколько усложнены:
- «Окошко». Рот широко распахнут, зубы слегка приоткрыты, а язык лежит на дне рта. Челюсти неподвижны и немного напряжены. Положение удерживается до 5 – 10 секунд;
- «Ковш». Язык высовывается наружу, а его кончик загибается подобно ковшу. Средняя часть языка не задевает верхние зубы. Положение фиксируется на несколько секунд, затем язык расслабляется и убирается в рот. Нужно сделать несколько повторов;
- «Метелка». Загнутым и напряженным кончиком языка нужно водить по небу в разном темпе, постепенно подключая голос. Челюсть не двигается, зубы видны;
- «Чашка». Язык делаем «метелкой», как в предыдущем упражнении, достаем небо загнутым кончиком у альвеол. Губы принимают овальную форму;
- «Гармошка». Язык прикладывается к небу, после чего рот нужно открывать и закрывать, хорошо растягивая связки.
Упражнения направлены на увеличение двигательной активности языка, отработки нужного положения, повышения тонуса и улучшение эластичности подъязычной связки.
Дыхательная гимнастика
Упражнения для постановки Л сочетают с дыхательными техниками для усиления эффекта:
- Быстрый вдох и плавный медленный выдох;
- Дуем на вертушку как можно дольше;
- Останавливаем бегущую лошадку: делаем вдох, расслабляем губы, выдыхаем воздух, чтобы получился звук «прр»;
- Надуваем «мячик»: лежа на спине на вдохе сильно выпячиваем живот, на выдохе «сдуваем».
Можно поиграть в «угадайку» — попросить малыша с закрытыми глазами угадать фрукты или другие предметы по запаху. Для правильной постановки все задания выполняют на вдохе
Автоматизация звука
Звук после его логопедической постановки важно ввести в повседневную речь. Закрепите Л сначала в самостоятельном звучании, а потом в слогах и в словах. Секрет постановки в максимально комфортном и интересном формате — с использованием игр, скороговорок, стишков, загадок, содержащих слова с нужным твердым и мягким звуком.
Примеры использования Л в слогах, словах, скороговорках:
- слоги: ля, кля, лю, флю, ли, гли, ле, пле, оль, ель;
- слова: поля, лиса, лень, лодка, ложка, капель;
- скороговорки: «Ля-ля-ля — холодная земля», «Ель-ель — за окном капель».
Автоматизация звука выполняется поэтапно. Постепенно приводите ребенка к составлению рассказов на основе картинок или собственных воспоминаний.
Занятия по постановке — это не конечный этап. Важно, чтобы ребенок отличал Л от близких по звучанию фонем. Л дифференцируют отдельно, а также в словах и предложениях.
Предлагаем следующие варианты игр и занятий для индивидуальной постановки:
- «Запомни и повтори». Ребенку предлагаются карточки, где напечатаны слоги с буквами Л, Р, В: ра-ла, ру-лу, ал-ар, ул-ур, ла-ва, ул-ув и т.д. Постепенно добавляются карточки со словами и предложениями;
- «Найди слова на картинке». Малыш называет слова с буквами В, Р, Л, например, «арбуз», «ложка», «сыр», «ведро»;
- «Вставь пропущенные слоги и слова». Ребенку предлагают текст с готовыми стихами и пословицами, где намеренно пропущены слоги с Л, Р, В в составе.
Дифференциация «л» и «ль» выполняется по тому же принципу — ребенок учится различать слова с мягким и твердым звуком. Например, «лодка-лето», «моль — мел».
Улучшение речевого слуха
Правильная постановка Л невозможна без комплексного развития. Для улучшения речевого слуха рекомендованы упражнения:
- Произнесение слов с разной громкостью — от тихого к громкому и обратно. Можно показывать при этом игрушки, объясняя, что маленькая говорит тихо, а большая громко, потом наоборот;
- Чтение сказок по ролям с озвучкой героев разным голосом — громким и тихим, низким и высоким;
- Показ картинок и намеренные ошибки в названии слов. Ребенок должен «подловить» вас и определить неправильно обозначенные слова;
- Работа с картинками, на которых изображены несколько похожих по произношению слов. Малыш должен правильно их назвать. Например, «лук-люк-луг».
Проводите тренировки регулярно, дополняя их играми под музыку. Важный элемент успеха — дисциплина. Приучайте ребенка не пропускать занятия, настойчиво трудиться. Продумайте мотивацию — расскажите о радостях общения при правильной речи. Будьте терпеливы и тактичны, не критикуйте за промахи и неудачи. Все получится!
Постановка звука л] у детей с помощью логопедических упражнений
ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Л] И [Л’]
Недостатки артикуляции звука Л (твердого и мягкого) называются ламбдацизмом.
Различают две основные группы неправильного артикулирования этих звуков: ламбдацизм и параламбдацизм.
Ламбдацизм:
Полусмягченное [Л], передняя часть языка приподнята, корень опущен.
Полное отсутствие звука [Л] твердого (ампа — лампа, обака — облака).
Межзубное произношение — кончик языка высовывается между зубами.
Губно-губное — отсутствие смычки языка с зубами.
Носовое — мягкое нёбо опущено, корень языка поднимается.
К параламбдацизму относятся все замещения твердого и мягкого звука [Л] другими звуками: в, у, р, д, ы.
Звук [Л’] мягкий, как правило, не имеет неправильного артикуляторного уклада, но часто замещается звуком (йот). В онтогенезе речи мягкий [Л’] усваивается ребёнком одним из первых согласных.
ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [Л] И [Л’]
Мягкий звук [Л’] ставится легко, если ребёнок имеет возможность поднять передний край языка к верхним альвеолам. Достаточно перед зеркалом предложить ему широко раскрыть рот, поднять язык вверх и потанцевать язычком «на бугорках» за верхними зубками, напевая песенку ля-ля-ля. Танцуем и поём (язычок прыгает и поёт) ля-ля-ля.
Твердый звук [Л] можно ставить одним из следующих приёмов:
- Пожевать кончик языка передними зубами. Язык свободно лежит между зубами, кончик его хорошо виден, но губы его не касаются! Не убирая язык за зубы, «жевать» его кончик передними зубами, широко раскрывая рот и одновременно произносить: низким голосом ааааа (нараспев), слышится ла-ла-ла.
- Легко удерживая кончик языка между зубами, предложить ребёнку «посердиться на язычок» и «погудеть» — Ы (длительно), затем «уметь по команде» быстро убрать («выдернуть») кончик языка «назад».
- Упражнение: скажи А; легко прикуси кончик языка и погуди, посердись: Ы (длительно); быстро убери «назад». Послушай, что получилось: АЛ, АЛ, АЛ.
- Затем закрепить полученный звук в обратных слогах: ал, ол, ул, ыл.
- Во время произнесения звука (длительно) У-У-У предложить просунуть язык между губами и получить двугубное [Л], которое своевременно надо перевести в зазубное положение, иначе дефект закрепится.
Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука [Л].
- Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным;
- Губы открыты;
- Зубы разомкнуты;
- Воздух выдыхается умеренной струёй;
- На ладони руки, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
- Голосовой моторчик работает.
Подготовительные упражнения для звука [Л] :
Упражнения для губ и челюстей. Открыть широко рот, как при произнесении звука «А». Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребёнок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот. Повторить упражнение.
Упражнение для языка.
1) Высунуть язык наружу. Кончик и края языка загнуть так, чтобы образовалась «чашечка» («ковшик»).
Средняя часть языка лежит на нижней губе и не соприкасается с верхними зубами. Расслабить язык и втянуть его в рот. Повторять много раз.
2) «Болтушка». Напряжённым загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по нёбу взад-вперёд то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык.
Примечание. Могут быть следующие неточности: кончик языка не достаёт до нёба, скребёт в пространстве, и цель упражнения не достигается; губы и зубы сближены, поэтому отсутствует ясность звучания; упражнение проводится без включения голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен быть звонкий.
3) Как в упражнении «болтушка», сделать язык «чашечкой». Губы округлить. Зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать нёбо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть языка находится между зубами и придаёт языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Повторить упражнение несколько раз.
Примечание. Кончик языка может упираться не в альвеолы, а в середину нёба, и поэтому выпуклая часть языка будет находиться слишком далеко от зубов. Это будет мешать образованию правильного звука [Л].
4) Произнесение длительного звука [Л].
Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук [Л]. Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается тёплый поток воздуха.
ЛОГОПЕД ДОМА
Интернет — ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи
Постановка звука л] у детей с помощью логопедических упражнений
Консультация для родителей детей дошкольного возраста
«Как устранить дефекты произношения»
Логопедические занятия по формированию правильной речи должны проводиться специалистом-логопедом. Но даже тогда, когда с ребенком занимается логопед, занятия с родителями обычно оказывают очень большое влияние на скорость формирования правильного произношения.
Перед тем как приступить к домашним занятиям с ребенком, необходимо убедиться в наличии трех условий, при которых можно развить правильное произношение: а) хороший слух у ребенка; б) хорошая работа артикуляционного аппарата ребенка (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок); в) правильная речь окружающих.
Если эти условия есть, то предстоит еще заинтересовать Вашего ребенка. Ни в коем случае нельзя принуждать его к занятиям.
Ежедневно или хотя бы через день в течение трех-пяти минут надо проводить артикуляционную гимнастику, которая будет способствовать развитию движений губ, языка и, как следствие этого – появлению правильного звука. Занятия проводятся перед зеркалом, с помощью которого ребенок будет контролировать правильное выполнение артикуляционной гимнастики.
При работе с детьми нужно учитывать следующее:
- Нельзя принуждать ребенка заниматься артикуляционной гимнастикой, надо заинтересовать его.
- Каждое новое упражнение следует повторять на последующих занятиях.
- Начинать занятие надо с повторения отработанных ранее упражнений.
- Все упражнения ребенок должен выполнять свободно, без напряжения.
- Упражнения выполняются под счет взрослого.
- Заниматься с ребенком должен только тот, кто сам правильно произносит эти звуки.
Чтобы артикуляционная гимнастика проводилась целенаправленно, занимающийся с ребенком должен знать положение органов артикуляционного аппарата при правильном произношении тех или иных звуков.
При произношении свистящих звуков (-с-з-ц-):
- губы без особого напряжения растягиваются в улыбке;
- передние зубы (верхние и нижние) обнажены и сближены, но не соприкасаются;
- кончик языка прикасается к нижним передним резцам;
- боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов;
- спинка языка выгнута и посередине ее образуется продольный желобок;
- холодная воздушная струя, идущая по желобку, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту на уровне подбородка.
Звук -ц- состоит из двух звуков -т- и -с-, которые произносятся слитно, один за другим (тс-тс). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют данные упражнения-игры:
«Построим забор»
Взрослые говорят ребенку, что у него во рту, как в домике, живет язычок. Чтобы он без дела не выходил наружу, зубы образуют забор. Спрячем язычок, построим из зубов забор . Для этого надо улыбнуться, показать сближенные верхние и нижние зубы и удерживать губы в данном положении под счет от 1 до 5.
Это упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы.
«Загоним мяч в ворота»
Ребенок должен слегка вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на лежащий перед ним ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе и образующими «ворота».
Постепенно «ворота» отодвигаются от ребенка. Необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
Упражнение способствует выработке плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.
«Накажем непослушный язычок»
«Непослушный у тебя язык, не умеет правильно произносить звуки. Пошлепай язык губами, чтобы он слушался тебя. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, свободно положить язык и сказать «пя-пя-пя…». В это время родители считают от 1 до 5.
Упражнение способствует умению расслаблять мышцы языка.
«Кто дальше загонит мяч»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (губу при этом не поджимать) и, как бы произнося звук -ф-, постараться сдуть небольшой ватный шарик на противоположный край стола.
Упражнение вырабатывает плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
«Киска сердится»
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка. Удерживать в таком поло жении под счет от 1 до 5, потом убрать язык вглубь рта, не отрывая от зубов кончик языка.
Упр ажнение помогает ребенку осознать положение кончика языка за нижними зубами.
Если при систематических занятиях, проводимых в течение 2-3 месяцев, все указанные упражнения окажутся недостаточными для появления свистящих звуков, следует обратиться к логопеду.
При невозможности обратиться к специалисту можно попробовать самим вызвать звук по подражанию, обращая при этом внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата у ребенка.
Вызывание звука -с- можно провести примерно так. Обращаясь к ребенку, Вы говорите: «Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий, как «блин», язык за нижние зубы, сблизь их и подуй, как легкий ветерок: с-с-с». При этом надо следить, чтобы ребенок, не спеша, точно выполнял называемые Вами движения, чтобы струя воздуха шла точно по средней линии языка, и он не отклонялся влево или вправо.
Если звук у ребенка не получается, не торопитесь его вызывать, поработайте еще раз над артикуляционной гимнастикой. Когда ребенок научится произносить звук -с- изолированно, постарайтесь соединить звук -с- с гласными -а-ы-о-у- (с…а, с…ы, с…о). Научив слитно произносить звуки в слогах: са, со, сы, су, можно подобрать картинки, где звук -с- находится в начале слова, в середине, в конце, а потом в сочетании с другими гласными, например: санки, сумка, лиса, бусы, автобус, капуста и т.п. Когда ребенок усвоит правильное называние картинок, составляйте с этими словами фразы, например: Дети катались на санках. Саня видела в лесу лису. У Насти белые бусы. Мама села в автобус. Подбирайте для заучивания короткие стихи, загадки, где часто встречается закрепляемый звук.
Научив ребенка правильно произносить и употреблять в словах, фразах и стихах звук -с-, Вы в таком же плане продолжайте работу над звуками -з- и -ц-. При вызывании звука -з- можно подражать звенящим комарам: «з-з-з», а для звука -ц- можно предложить слитно произносить звуки: «тс-тс-тс».
При постановке звука -р- занимающийся с ребенком должен знать положение органов артикуляционного аппарата при правильном его произношении:
- губы слегка обнажают зубы;
- передние зубы (верхние и нижние) видны, рот приоткрыт;
- передний край языка широко распластан и поднят вверх к бугоркам за верхними резцами;
- боковые края языка касаются верхних коренных зубов, образуя канал для выходящей воздушной струи, и не пропускают ее по бокам;
- сильная воздушная струя, заставляющая вибрировать кончик языка, легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствует данное упражнение:
«Поехали на лошадках»
Рот открыть, пощелкать кончиком языка, сначала медленно, потом быстрее (как лошадка цокает копытами), следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.
Упражнение укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъем его вверх.
Вызывание звука можно провести примерно так. Обращаясь к ребенку, сказать: «Поехали на лошадках кататься! Пощелкай кончиком языка, как цокают копыта лошадок. А теперь остановим лошадку: «тр…тр…».
После того, как ребенок научиться говорить «тр», надо научить его отделить звук -р- от -т-. Для этого малышу предлагается длительно произносить тр-тр-тр, подражая в это время мотиву знакомой песни. Начиная петь с -тр-, ребенок продолжает мотив только на звуке -р-р-р-.
Научив правильно изолированно произносить звук -р-, не спешите требовать употребление его в самостоятельной речи ребенка, пока это для него невозможно. Постарайтесь сначала соединить звук -р- с гласными -а,ы,о,у- (ра-ра-ра; ру-ру-ру; ро-ро-ро) и т.д. Надо подобрать картинки, где звук -р- находится в начале слова, в середине, в конце, а потом и в сочетании с другими согласными, например: рама, рука, барабан, шар, труба, груша, арбуз, марка и др. Когда ребенок усвоит правильное называние картинок, составляйте с этими словами фразы, например: Мама моет раму. Юра барабанит в барабан. В саду растут груши.
Подбирайте для заучивания короткие стихи, где часто встречается закрепляемый звук.
Желаем успехов!
Учитель-логопед Янсон Грета Юрьевна