Gorod-kids.ru

Мама и я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушения голоса органические и функциональные Симптомы диагностика и коррекция

Facebook

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА: ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И КОРРЕКЦИЯ 📍

Содержание:
🔷 Причины
🔷 Классификация
🔷 Симптмы нарушений голоса
🔷 Диагностика
🔷 Коррекция
🔷 Профилактика

Функциональные нарушения голоса не связаны с органическим поражением голосового аппарата, а обусловлены лишь изменением его функции. Эти расстройства связаны с изменениями в гортани, которые носят временный характер, поэтому после проведения соответствующих восстановительн ых занятий возвращается голос.

Что касается органических нарушений, то здесь наблюдаются стойкие изменения в самом строении гортани, надставной трубы и голосовых складок. После логопедического воздействия удается вернуть возможность разговаривать с окружающими людьми, но качество голоса (тембр, высота) будет сильно отличаться от нормального состояния.

🔷 Классификация
Нарушения голоса функционального характера делятся на 2 типа:

Центральные. В эту категорию относятся нарушения, имеющие психогенное происхождение, возникающие по причине психической травмы.
Периферические. Как правило, они связаны с перенапряжением голосовых связок, особенно при неправильном пользовании голосом.
Здесь есть тонкая грань между функциональным и органическим нарушением. Дело в том, что длительные функциональные расстройства приводят к стойким органическим изменениям в гортани.

🔷 Периферические функциональные нарушения голоса
К функциональным нарушениям периферического характера относятся:
Фонастения. Это нарушение голоса, которое в ряде случаев не сопровождается видимыми изменениями в голосовом аппарате (особенно на ранней стадии). Считается «профессиональн ой» болезнью. Для нее характерно нарушение координации дыхания и фонации, невозможность ослаблять или усиливать силу голоса.
Афония. Голос полностью отсутствует, при этом шепотная речь сохранена. Есть несколько видов афоний: паретическая (характеризуетс я внезапной потерей голоса), спастическая (резкое перенапряжение всего голосового аппарата) и паретико-спасти ческая (характеризуетс я повышенной деятельностью ложных складок и понижением деятельности истинных складок, и наоборот).
Дисфония. Для этого нарушения характерен глухой, сдавленный, грубый голос при напряжении мышц гортани, дыхательного аппарата, шеи, глотки и гортани. Различают гипотонусную и гипертонусную дисфонию.

🔷 Центральные функциональные нарушения голоса
К данной категории относится психогенная афония – это отсутствие голоса при попытках вербальной коммуникации. Как правило, проблема является следствием психической травмы у лиц невротического типа характера.
У пациентов пропадает возможность разговаривать, но шепотная речь сохраняется. Они могут громко смеяться, реагировать голосом на какие-то ситуации.

🔷 Основные причины
Афония и гипотонусная дисфония вызваны:
гриппом;
дифтерией;
сильным перенапряжением голоса;
ОРВИ.
Фонастения, которая чаще всего встречается у представителей речевых профессий, может быть вызвана избыточными голосовыми нагрузками, а также несоблюдением голосового режима при ОРВИ.

Психогенная афония, относящаяся к центральным функциональным нарушением голоса, является реакцией на стрессовую ситуацию. Как правило, в основе всегда психотравма, но, чтобы данное расстройство возникло, у человека должны быть определенные черты характера, конституционные особенности и т.д. В частности, психогенная афония чаще всего возникает у девочек и женщин, которые склонны к невротическим реакциям.

🔷 Симптоматика
Дисфония проявляется охриплостью, неспособностью усиливать или ослаблять голос. В период обострения возможно полное исчезновение голоса.

Симптомы гипотонусной дисфонии:
быстрая утомляемость голоса;
осиплость;
болевые ощущение в области затылка и шеи.
Для гипертонусной дисфонии характерно искажение голоса, он становится более грубым и глухим.

Для психогенной афония характерна потеря голоса после стрессового фактора, при этом звучный смех и кашель сохранены.

🔷 Диагностика функциональных нарушений
При диагностике крайне важно обращать внимание на симптоматику. В частности, афония может быть вызвана как органическими, так и функциональными причинами. При функциональной афонии у человека есть звучный смех и кашель, в отличие от органической, что подтверждает возможность нормального голосообразован ия.

В диагностике принимают участие отоларинголог, невролог, фониатр и логопед. Проводится ларингоскопия, изучение характера деятельности ЦНС, а также стробоскопия – исследование голосовых связок под нагрузкой.

Логопедическое обследование подразумевает оценку жалоб, характера голосообразован ия, особенностей голоса, физиологическог о и фонационного дыхания.

🔷 Коррекция функциональных нарушений голоса
Логопедическую коррекцию функциональных нарушений голоса нужно начинать как можно раньше.

Как правило, направления коррекционной работы включают в себя:
психотерапию (особенно в случае психогенной афонии);
дыхательную и артикуляционную гимнастику;
развитие координации фонации;
фонопедические упражнения;
автоматизацию достигнутых навыков.

🔷 Профилактика
В качестве профилактики функциональных нарушений голоса нужно проводить своевременную профилактику простудных заболеваний, формировать правильные голосовые привычки, отказаться от употребления слишком горячей или холодной еды. Желательно отказаться от курения.
Представители речевых профессий должны совершенствоват ь навыки правильной подачи голоса и дыхания (в котором принимает участие грудно-брюшная часть диафрагмы).

📁 коррекция голосвых расстройств у дошкольников — Презентация
📁 Коррекция нарушения голоса у детей дошкольного возраста
📁 Коррекционная работа при нарушении голоса

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» Департамента здравоохранения города Москвы

ГБУЗ НИКИО им. Л.И. Свержевского ДЗМ

Функциональные дисфонии

Функциональная дисфония – нарушение голосовой функции, характеризующееся нарушением смыкания голосовых связок при отсутствии патологических изменений в гортани.

Причинами возникновения функционального расстройства голоса могут быть конституциональные, анатомические, врождённые особенности голосового аппарата, перенапряжение голоса, психотравмирующие факторы, ранее перенесённые заболевания дыхательных путей, астенический синдром любой этиологии. Гипотонусные расстройства могут формироваться и на фоне длительного молчания, а также после хирургических вмешательств на гортани или при атрофии голосовых складок. Тревожные, депрессивные расстройства могут способствовать развитию функциональной дисфоний. Значительную роль в возникновении функциональных дисфоний играют гормональные расстройства – чаще заболевания щитовидной железы. Другие причины – неврологические заболевания, такие, как болезнь Паркинсона и миастения, черепно-мозговая травма, нарушение мозгового кровообращения и др.

Функциональные изменения обратимы, но в ряде случаев могут приводить к органическим изменениям гортани.

Клиническая картина функциональной дисфонии обусловлена нарушением голосовой функции той или иной степени выраженности.

Гипотонусная дисфония – нарушение голосовой функции, обусловленное понижением тонуса голосовых складок и других мышц, участвующих в галосообразовании. Отмечается быстрая утомляемость голоса, придыхательная охриплость.

Гипертонусная дисфония – нарушение голосовой функции, обусловленное повышением тонуса голосовых складок. Фонация осуществляется с напряжением мышц шеи, голос резкий, охриплость выраженная.

Гипо-гипертонусная дисфония (вестибулярно-складковый голос) – нарушение голосовой функции за счёт понижения тонуса голосовых складок с формированием фонации на уровне вестибулярных складок с последующим развитием их гипертрофии.

Афония – отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи.

Психогенная дисфония или афония – расстройство голосовой функции, ведущим этиологическим фактором которого считают психогенный.

Мутационная дисфония – нарушения голоса, возникающие в период мутации.

Спастическая дисфония – нарушение голоса, характеризующееся напряжённо-сдавленной прерывистой фонацией, дрожанием, охриплостью, нарушением расборчивости речи. Различают абдукторную и аддукторную формы. Во время речи отмечается подёргивание диафрагмы. Диагностируют нарушение артикуляции, изменения в психоэмоциональной сфере. Клинико-неврологическое обследование выявляет органическую патологию в виде дистонических синдромов (типа писчего и блефароспазма, кривошеи и др.).

В процессе диагностики и лечения расстройств голосовой функции требуется мультидисциплинарный подход с привлечением к процессу реабилитации невролога, эндокринолога, психиатра и фонопеда.

Лечение функциональной дисфонии

Подход к лечению функциональных дисфоний должен быть комплексным. Необходимо воздействие на этиопатогенетические факторы: лечение общесоматических заболеваний, соматоморфных расстройств, санация очагов хронической инфекции.

Прогноз при функциональной дисфонии чаще благоприятный. Стойкое нарушение голосовой функции, длительный характер течения приводит к ухудшению коммуникации пациента.

Профилактика расстройства голосовой функции заключается и первую очередь в соблюдении гигиены голоса, формировании правильных навыков фонации, постановке речевого и певческого голоса, особенно у лиц голосо-речевых профессий. Большое значение имеют своевременная диагностика и лечение общесоматических заболеваний, приводящих к развитию дисфоний.

Функциональные нарушения голоса: причины, симптомы и коррекция

Функциональные нарушения голоса не связаны с органическим поражением голосового аппарата, а обусловлены лишь изменением его функции. Эти расстройства связаны с изменениями в гортани, которые носят временный характер, поэтому после проведения соответствующих восстановительных занятий возвращается голос.

Что касается органических нарушений, то здесь наблюдаются стойкие изменения в самом строении гортани, надставной трубы и голосовых складок. После логопедического воздействия удается вернуть возможность разговаривать с окружающими людьми, но качество голоса (тембр, высота) будет сильно отличаться от нормального состояния.

Читать еще:  Метроррагия в постменопаузе Проблемы постменопаузы лечение

Классификация

Нарушения голоса функционального характера делятся на 2 типа:

  • Центральные. В эту категорию относятся нарушения, имеющие психогенное происхождение, возникающие по причине психической травмы.
  • Периферические. Как правило, они связаны с перенапряжением голосовых связок, особенно при неправильном пользовании голосом.

Здесь есть тонкая грань между функциональным и органическим нарушением. Дело в том, что длительные функциональные расстройства приводят к стойким органическим изменениям в гортани.

Периферические функциональные нарушения голоса

К функциональным нарушениям периферического характера относятся:

  • Фонастения. Это нарушение голоса, которое в ряде случаев не сопровождается видимыми изменениями в голосовом аппарате (особенно на ранней стадии). Считается «профессиональной» болезнью. Для нее характерно нарушение координации дыхания и фонации, невозможность ослаблять или усиливать силу голоса.
  • Афония. Голос полностью отсутствует, при этом шепотная речь сохранена. Есть несколько видов афоний: паретическая (характеризуется внезапной потерей голоса), спастическая (резкое перенапряжение всего голосового аппарата) и паретико-спастическая (характеризуется повышенной деятельностью ложных складок и понижением деятельности истинных складок, и наоборот).
  • Дисфония. Для этого нарушения характерен глухой, сдавленный, грубый голос при напряжении мышц гортани, дыхательного аппарата, шеи, глотки и гортани. Различают гипотонусную и гипертонусную дисфонию.

Центральные функциональные нарушения голоса

К данной категории относится психогенная афония – это отсутствие голоса при попытках вербальной коммуникации. Как правило, проблема является следствием психической травмы у лиц невротического типа характера.

У пациентов пропадает возможность разговаривать, но шепотная речь сохраняется. Они могут громко смеяться, реагировать голосом на какие-то ситуации.

Основные причины

Афония и гипотонусная дисфония вызваны:

  • гриппом;
  • дифтерией;
  • сильным перенапряжением голоса;
  • ОРВИ.

Фонастения, которая чаще всего встречается у представителей речевых профессий, может быть вызвана избыточными голосовыми нагрузками, а также несоблюдением голосового режима при ОРВИ.

Психогенная афония, относящаяся к центральным функциональным нарушением голоса, является реакцией на стрессовую ситуацию. Как правило, в основе всегда психотравма, но, чтобы данное расстройство возникло, у человека должны быть определенные черты характера, конституционные особенности и т.д. В частности, психогенная афония чаще всего возникает у девочек и женщин, которые склонны к невротическим реакциям.

Симптоматика

Дисфония проявляется охриплостью, неспособностью усиливать или ослаблять голос. В период обострения возможно полное исчезновение голоса.

Симптомы гипотонусной дисфонии:

  • быстрая утомляемость голоса;
  • осиплость;
  • болевые ощущение в области затылка и шеи.

Для гипертонусной дисфонии характерно искажение голоса, он становится более грубым и глухим.

Для психогенной афония характерна потеря голоса после стрессового фактора, при этом звучный смех и кашель сохранены.

Диагностика функциональных нарушений

При диагностике крайне важно обращать внимание на симптоматику. В частности, афония может быть вызвана как органическими, так и функциональными причинами. При функциональной афонии у человека есть звучный смех и кашель, в отличие от органической, что подтверждает возможность нормального голосообразования.

В диагностике принимают участие отоларинголог, невролог, фониатр и логопед. Проводится ларингоскопия, изучение характера деятельности ЦНС, а также стробоскопия – исследование голосовых связок под нагрузкой.

Логопедическое обследование подразумевает оценку жалоб, характера голосообразования, особенностей голоса, физиологического и фонационного дыхания.

Коррекция функциональных нарушений голоса

Логопедическую коррекцию функциональных нарушений голоса нужно начинать как можно раньше.

Как правило, направления коррекционной работы включают в себя:

  • психотерапию (особенно в случае психогенной афонии);
  • дыхательную и артикуляционную гимнастику;
  • развитие координации фонации;
  • фонопедические упражнения;
  • автоматизацию достигнутых навыков.

Профилактика

В качестве профилактики функциональных нарушений голоса нужно проводить своевременную профилактику простудных заболеваний, формировать правильные голосовые привычки, отказаться от употребления слишком горячей или холодной еды. Желательно отказаться от курения.

Представители речевых профессий должны совершенствовать навыки правильной подачи голоса и дыхания (в котором принимает участие грудно-брюшная часть диафрагмы).

Пропал голос: виды, причины, лечение

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Последние записи

Связь между нарушениями сна и когнитивными расстройствами
Бессонница, или покой нам только снится
Эффективность и эффектность мер против коронавируса
Противовирусный препарат при гриппе и ОРВИ
Делирий как маркер тяжёлого течения коронавирусной инфекции у пожилых

Категории записей

Облако меток

  • Блог
  • »
  • Главные редакторы РМЖ
  • »
  • Редакция РМЖ

Потеря голоса — распространенное нарушение функций голосового аппарата, которое может выражаться, как полной неспособностью гортани к фонации, так и частичной утратой функциональности в виде изменения характера и свойств звука – осиплости или охриплости голоса. Полная потеря голоса называется афония, а частичная – дисфония.

Почему пропадает голос

Причины потери голоса заключаются в функциональных и органических патологиях органов голосового аппарата – системы, контролируемой центральной нервной системой (ЦНС). В образовании звука участвуют несколько отделов:
· Генерирующий – гортань с голосовыми складками
· Резонирующий – бронхи, трахея, носоглотка и придаточные пазухи
· Артикуляционный – глотка и ротовая полость.
Физиологическое или функциональное расстройство любого из органов неизменно скажется на таких параметрах голоса, как сила, высота и тембр. Зачастую, оно сопровождается болью в горле, першением, ощущением постороннего тела, так называемым – «комком» в горле.
Функциональные и органические нарушения фонации голосового аппарата разделяются, в свою очередь, на центральные и периферические, существенно отличающиеся по причинам и механизмам.

Органические нарушения голоса

Если потеря голоса, будь то афония или дисфония, вызвана изменением анатомии органов голосового аппарата, либо хроническими воспалительными процессами в них, она классифицируется как органическая. Такие патологии, как параличи или парезы гортани, дизартрии, анартрии, обусловленные нарушениями в работе ЦНС вследствие поражений ствола или коры головного мозга, относятся к центральным органическим нарушениям. Характерным примером может служить осиплость или охриплость голоса, а также речевые расстройства у детей с детским церебральным параличом.
Наиболее распространенными причинами периферических органических нарушений функциональности голосового аппарата являются:
· хронические ларингиты;
· периферические параличи и парезы;
· опухоли в гортани
· последствия от удаления опухолей;
· ринофония.
Сами по себе, такие патологии не проходят, поэтому лечение потери голоса определяется диагностикой причин, и устранением их соответствующими методами лечния.

Функциональные нарушения голоса

Если в органах голосового аппарата не наблюдается анатомических патологий или хронических воспалительных процессов, то потеря голоса в виде афонии или дисфонии характеризуется, как функциональное нарушение. Это более многообразная и чаще встречающаяся категория нарушений функций голосового аппарата, что вовсе не характеризует ее, как более легкую, относительно методов восстановления потери голоса, в сравнении с органической.
При длительных функциональных нарушениях работы голосового аппарата могут проявляться симптомы, зачастую ошибочно принимаемые за органические патологии, как например – воспаление голосовых связок, их утолщение. Это усложняет постановку точного диагноза, как следствие – усугубляет проблему и продлевает срок ее решения.
Потеря голоса при функциональных нарушениях также может быть центрального и периферического характера. Наиболее частым проявлением центральных функциональных нарушений является психосоматическая потеря голоса, так называемая – психогенная афония. Главная особенность – в проявлениях, при которых кашель, смех, и другие неконтролируемые звуки проявляются вполне нормально, без каких-либо дисфоний, однако при обычной речи голосовой аппарат «отказывается» нормально функционировать, полностью лишая человека «дара речи». Чаще всего психосоматическая потеря голоса проявляется у людей истерического психотипа и после травмирующих эмоциональных ситуаций.
Наиболее распространенными причинами потери голоса при функциональных периферических нарушениях считаются:
· переутомление голосовых связок;
· инфекционные респираторные заболевания;
· влияние психогенных факторов;
· эндокринные нарушения.
Чрезмерная нагрузка голосовых связок зачастую приводит к фонастении – ослабленному их смыканию. В легких формах проявляется как дисфония в виде нарушения контроля за силой, тембром, или высотой голоса, дыханием и фонацией. Такая патология характерна для лиц, чья профессия связана с длительным и сильным напряжением голосового аппарата – педагогов, дикторов, певцов, экскурсоводов. Острые формы фонастении могут привести к потере голоса.
Для восстановления голоса при функциональных нарушениях успешно применяется комплексный препарат Гомеовокс. Натуральные компоненты препарата обладают противовоспалительным и муколитическим действием, и уменьшают воспаление гортани и голосовых связок.
Прямая зависимость функциональности голосового аппарата от работы эндокринной системы, в частности – щитовидной железы, определила еще одну причину потери голоса. Проявляются эндокринные причины физиологических нарушений в осиплости голоса, общей утомляемости и значительном снижении всех основных параметров голосового аппарата – силы, тембра, высоты звука.

Читать еще:  Гипоаллергенная диета – лечебное меню

Респираторные заболевания – как частые причины потери голоса

Среди инфекционных заболеваний дыхательных путей, следствием которых может стать дисфония или афония, можно выделить наиболее распространенные, причем – хронические формы таких болезней как:
· ларингит – вследствие длительных воспалительных процессов в гортани, наблюдается ее отечность и несмыкание голосовых связок;
· трахеит – отек трахеи из-за бактериального поражения слизистой, что при хронической форме переходит на глотку, гортань и бронхи;
· фарингит – воспаление глотки и миндалин, что в хронической форме болезни вовлекает трахею и гортань с голосовыми складками.
Все эти патологии сопровождаются функциональными нарушениями и в легкой форме – осиплостью или охриплостью голоса, а в более острых фазах – потерей голоса. Восстановительный процесс предвосхищает точная диагностика и грамотное лечение причины нарушений функций голосового аппарата.
Двусторонние миопатические парезы являются частой причиной гипотонусной афонии или дисфонии. Эти патологии обусловлены напряжением голоса при инфекционных респираторных заболеваниях, или являются следствием их осложнений. Неполное смыкание голосовых складок при фонации из-за их гипотонуса, характеризуется слабым, осиплым голосом, вплоть до полной его потери, а также болезненными ощущениями в области шеи, затылка.
Гипертонусный характер потери голоса, напротив – определен спазматическим смыканием связок, как правило – при их форсированной функциональности. Выражается это в полном отсутствии, либо сильном искажении звука, исходящего из гортани с напряженно сомкнутыми вестибулярными складками. Искажения проявляются в виде грубого, монотонного голоса.

Диагностика потери голоса

Поскольку большинство причин потери голоса связаны с функциональными или органическими нарушениями работы голосового аппарата, вызванные различными заболеваниями, первостепенной задачей является их выявление и лечение. В то же время, и наряду с этим, необходима точная диагностика и полное исследование самого голосового аппарата, равно как и проведение восстановительных процедур при потере голоса.
Отоларинголог и фониатр, невролог и логопед – те специалисты, которые занимаются диагностическим исследованием голосового аппарата на предмет функциональности его органов, и прежде всего – голосовых связок. Основными методами такого исследования являются:
· Ларингоскопия – осмотр состояния гортани ларингоскопом. Такая методика позволяет выявить физиологические изменения и воспалительные процессы.
· Ларингостробоскопия – обеспечивает более детальное исследование гортани и, в особенности, голосовых связок – их состояние, подвижность и характер колебаний. Для этой цели применяется специальный прибор – электронный стробоскоп.
· Рентгенография и МСКТ – показывают подробную и четкую картину состояния гортани и голосовых связок, впрочем – только в статичном режиме. Как правило, весьма эффективны для выявления новообразований.
· Электромиография – при помощи игольчатого электрода проводится сканирование мышечных функций гортани.
· Глоттография – позволяет исследовать фонацию гортани в процессе ее мышечных естественных сокращений посредством преобразования ультравысокочастотных токов в глоттограмму на осциллографе.
· Логопедическая диагностика – комплексный анализ сведений из анамнеза, звуковых параметров голоса, характеристик дыхательных функций и многого другого.
Применение тех или иных методов исследования определяются на основе предварительных заключений профильных специалистов.

Методы восстановления голоса

Как и при любых заболеваниях, решающую роль в работе по восстановлению голоса играет время – чем раньше начать коррекцию, тем быстрее, и с большей уверенностью можно ожидать позитивных результатов. Грамотная и своевременная диагностика позволит точнее определить направление лечения органических или функциональных причин.
В большинстве случаев, полное устранение функциональных нарушений и правильная восстановительная терапия позволяют вернуть нормальные параметры голоса
Важно определить характер и механизм потери голоса, поскольку при органических и функциональных нарушениях работы голосового аппарата применяются совершенно разные методики.
Функциональные нарушения:
· голосовой режим;
· общеукрепляющие процедуры;
· мануальная терапия;
· лечебная физкультура;
· физиотерапия.
В качестве поддерживающей терапии используются некоторые лекарственные средства. Например, таблетки от потери и охриплости голоса Гомеовокс позволяют оптимизировать процесс лечения, независимо от причин потери голоса. Комплексная формула препарата уменьшает воспалительный процес в области гортани и голосовые связок, что благоприятно сказывается на ходе общей терапии. Препарат способен улучшать качество голоса с первых дней приема.
Органические нарушения предполагают ряд терапевтических и хирургических мер в соответствии с установленным диагнозом. Это может быть медикаментозное лечение местного или общего характера, а также операции на ЛОР-органах по удалению новообразований или коррекции голосовых связок, гортани, вплоть до ларингэктомии.
Главное в лечении потери голоса – соблюдение голосового режима, минимальные нагрузки на голосовой аппарат и строгое следование рекомендациям специалистов. Когда без признаков утомляемости голоса, при правильном речевом дыхании, все его параметры – сила, тембр и высота пришли в норму, процесс восстановления голоса может считаться успешным.

Архипцева Надежда Викторовна, отоларинголог, ЧУЗ ДКБ г. Самара

Профилактика нарушений голоса

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.

Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывают, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды», при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходится много говорить.

Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения.

Тактичная рациональная психотерапия, раннее начало кор-рекционно-логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение голосовой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления.

Профилактические мероприятия проводятся и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.

Все закончившие курс восстановления получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов.

Среди разнообразных проявлений речевой патологии в детском возрасте особый интерес для диагностики и коррекции представляют нарушения голоса. Значительная часть детей и подростков имеют такие нарушения. Различают две формы нарушения голоса: полную потерю голоса – афонию и частичное расстройство голоса – дисфонию. Эти нарушения могут быть обусловлены самыми различными факторами: перенапряжением голоса, заболеванием гортани, носоглотки, ротоглотки, лёгких, бронхов и трахеи, несоблюдением правил гигиены разговорного и певческого голоса. Указанные этиологические факторы приводят к органическим и функциональным нарушениям голоса. Функциональные дисфонии носят временный, проходящий характер, а органические связаны с изменением структуры органов голосового аппарата. Первоначальным симптомом органического нарушения может быть частичное расстройство функции гортани и лёгкая хрипота; длительные функциональные нарушения являются причиной стойких органических изменений в гортани, а соответственно и длительного расстройства голоса.

Эта условная дифференциация расстройств голоса на органические и функциональные нарушения имеет значение для выбора методов коррекционно-логопедической работы. Так функциональные расстройства связаны с временными, преходящими изменениями в функции гортани, голосовых складок, поэтому в результате систематических логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос. При органических нарушениях имеются стойкие патологоанатомические изменения в строении гортани, голосовых складок, надставной трубы. Поэтому проводится глубокая коррекционная работа и в результате восстанавливается коммуникативная функция голоса, но его качество по силе, высоте и тембру отличается от нормального звучания голоса. Качество восстановленного голоса зависит от ряда факторов:

Читать еще:  Наиболее эффективные народные средства лечения молочницы, проверенные поколениями наших женщин

От строения и функции нервно-мышечного аппарата гортани. Чем полноценнее функция истинных голосовых складок, тем лучше тембр восстановленного голоса.

От возраста ребёнка. Чем моложе ребёнок, тем выше компенсаторные возможности его центральной нервной системы.

От длительности и тяжести заболевания гортани. Многочисленные операции на гортани в процессе лечения значительно травмируют голосовые складки.

Еще по теме:

Комплект пособий для самостоятельной аудиторной работы
В данных комплектах преподаватель демонстрирует и предоставляет возможность для самоконтроля по всем элементам и способам деятельности, которые включены в программу обучения, а также предлагает темы для самостоятельного изучения. Для того чтобы стремление работать творчески самостоятельно превратил .

Метод проектов в реализации элективного курса
Реализация элективных курсов предполагает владение педагогом на высоком уровне педагогическим технологиями, в том числе, технологиями проектирования. Метод проектов становится ведущей технологией обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е г .

Своеобразие детской самостоятельной игры
Детская самостоятельная игра имеет ряд особенностей: Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Де .

Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Нарушения голоса: органические и функциональные. Симптомы, диагностика и коррекция

Нарушения голоса — группа расстройств голосовых функций, обусловленных патологическими процессами и явлениями как в самих органах звукотворения, так и в нервной системе. В таких состояниях меняются тембр, высота, тональность, появляются болезненные ощущения, необходимо прикладывать много сил для того, чтобы говорить. При нарушениях голоса фонация может исчезнуть вовсе или происходить с нарушениями.

Пациенты с такими проблемами нуждаются в консультации ЛОРа, более узкого специалиста — фониатора и/или логопеда.

В группе риска находятся представители тех специальностей, работа которых связана с активным говорением или пением. И если в вокалистов предусмотрена профилактика нарушения голоса, то в значительной части педагогов наблюдаются патологические изменения его звуковых параметров.

Классификация

Есть 2 критерия распределения патологических изменений фонации — по степени и по происхождению с механизмом протекания.

Степень нарушения голоса:

  • дисфония — пациент может говорить громко, но при этом звук получается сиплым, хриплым, слабым, резким, неотрегулированным;
  • афония — громкость, привычная для разговорной речи, исчезает. Для говорения доступен только шепот.

Для органических и функциональных нарушений голоса характерна такая двухуровневая классификация:

Нарушения фонации органического происхождения:

  • центральные: искажение, потеря голоса в результате дизартрии и её более глубокой формы — анартрии, возникающие в следствии нарушения работы ЦНС;
  • периферические: искажение, потеря голоса из-за болезней гортани, при патологическом строении носовой и ротовой полостей.

Нарушения голоса из-за функциональных расстройств:

  • центральные, которые проявляются в виде 2 заболеваний: истерического мутизма, как реакции на отрицательные эмоции высокого градуса, и психогенной афонии, возникающей тоже на фоне стресса, но отличающейся характером проявления;
  • периферические: гипо- и гипертонусные изменения работы мышц гортани, ослабление голосовых связок и патологические изменения звучания голоса — мутации).

При лечении и коррекции нарушений голоса причины его патологического изменения являются факторами, определяющими ход терапии, план коррекционной работы.

Симптомы

Формы проявления афонии, дисфонии помогают определить характер речевых нарушений и предположить механизм их возникновения.

Так, при органических нарушения расстройство речи проявляется следующим образом:

  • дискомфорт в области гортани, болевые ощущения при говорении;
    утомление, рефлекторный кашель, дискоординация речи и дыхания — всё это указывает на парез гортани;
  • нарастающие нарушения голоса часто свидетельствуют о прогрессирующих новообразованиях;
  • у детей неправильная фонация сопровождается задержкой развития, трудностями в установлении контактов из-за недоразвитой функции говорения.

При функциональных нарушениях развивается такая картина:

  • отсутствие контроля над темпом и громкостью речи, которые при соблюдении голосового режима проходят;
  • признаками спазмов гортани служат боли в затылке, шеи, шепотная речь;
  • резкая потеря голоса при том, что способность выдавать громкие звуки при кашле и смехе, остаётся является симптомом истерического мутизма.

Причины

  1. Паралитическое поражение мышц гортани из-за паралича возвратного нерва. Если нарушения возникли с одной стороны, наблюдается дисфония, с обеих сторон — афония.
  2. Поражение височных, лобных долей в результате травм головы, кровоизлияний в мозг. В первом случае пациент не осмысливает сказанное другим, из-за чего теряется смысл говорения. Второй тип поражения обуславливает «телеграфную речь». А при сбоях в зонах вторичной коры проявляются артикуляционные нарушения.
  3. Проявление этих болезней в детском возрасте могут спровоцировать тяжёлые генные заболевания. Например, синдром Дауна.
  4. Инфекционные заболевания, в особенности — наложенные на профессиональные особенности деятельности.
  5. Нодозные образования на голосовых складках в виде полипов, кист, фиброзов и узеков, которые часто появляются у вокалистов.
  6. При сахарном диабете, тириодите и прочих эндокринных заболеваниях, когда и происходит патологическая мутация. Также к этой категории относятся побочные действия лучевой терапии.
  7. Систематическое нахождение в условиях, где воздух сухой, а температура выше или значительно ниже нормы. Не последнюю роль играет состав окружающего воздуха: вдыхание токсических газов приводит к воспалению лёгких, трахеи, гортани.
  8. Пубертатный период, во время которого физиологическая мутация является проявлением процесса полового созревания.

Перечень причин патологической фонации огромен. В некоторых случаях наблюдается несколько взаимосвязанных факторов. Поэтому при расстройствах фонации важна комплексная диагностика, которая помогает составить полную картину того, что происходит в организме.

Диагностика

В процессе поиска причин нарушения голоса принимают участие оториноларинголог, невролог и фониатр. Первый осматривает, направляет на ларингоскопию, второй изучает характер деятельности ЦНС, проводит при надобности электромиографию, а фониатр назначает стробоскопию — исследование голосовых связок под нагрузкой.

Задача логопеда — изучить характер звуков речи, для чего он анализирует голос по диагностической карте нарушений. Логопедическая диагностика — это оценка особенностей фонационного и физиологического дыхания, изучение алгоритма голосообразования. Если есть предположение о развитии опухолевых новообразований, обязательна компьютерная томограмма.

Коррекция

Планирование коррекционных мероприятий включает 4 составляющих:

  • медикаментозная терапия, направленная на ликвидацию воспаления и регенерацию слизистых оболочек гортани;
  • при ЛОР-патологиях органического характера — хирургическое вмешательство;
    общеукрепляющее лечение в виде массажа, лечебной физкультуры,
  • физиотерапевтических мероприятиях;
  • логопедия: при нарушениях голоса логопедические занятия назначают как можно раньше. Это связано с тем, чтобы предотвратить укоренение патологической подачи голоса. У Орловой о формах исправления нарушений голоса подробно изложено.

Логопедические задачи очень широки. Например, у больных с удалённой гортанью формируют навык говорения через пищевод. Также специалист помогает снять напряжение, связанное с дефектами речи, что помогает избежать невротизации фонационного симптома. Не последнюю роль играет помощь психолога, в круг задач которого входит выявление пускового механизма для формирования истерического мутизма.

Профилактика

Помимо соблюдения голосового режима, важно научить не форсировать голос — не усиливать его без надобности. Своевременное лечение ОРВИ, инфекционных болезней дыхательных путей — универсальный способ предотвратить хронитизацию дисфонии. Также нужно исключить приём горячей пищи, которая вызывает ожоги как рта, так и глотки.

Людям, которые профессионально занимаются вокалом или занимаются преподавательской деятельностью нужно научиться диафрагмальному дыханию, правильной подаче голоса. Важно исключить курение, употребление продуктов, раздражающих слизистую оболочку горла — семечки, сухарики.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector